Значение детского изобразительного творчества в развитии личности ребенка
Значение изобразительного искусства в
формировании личности ребенка
С уверенностью можно сказать, что каждый ребенок рождается с природными творческими задатками, но творческими людьми вырастают только те, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Многое зависит от того, кто рядом с детьми, когда они будут делать первые шаги в сложный и многогранный мир искусства.
Мир искусства безграничен. Познавать его будем не день, не год, а всю жизнь. Поэтому, начиная с детского сада, педагог призван развивать у детей художественный вкус, воспитывать важную для человека качество — любовь к искусству, к прекрасному. Зрительные образы, созданные искусством, легко запоминаются и остаются в памяти надолго. Они обогащают эмоциональный мир, учат ярче воспринимать окружающую жизнь.
Истоки творческих сил человека идут с детства, с тех пор, когда творческие проявления часто непроизвольные и жизненно необходимы. Детская художественная творчество имеет свои особенности, поэтому необходимо научиться управлять особенностями ее обнаружения, разрабатывать методы, пробуждают и развивают детское творчество. Под понятием развития творческой активности ребенка мы понимаем качественные изменения в познавательной деятельности детей, происходящих вследствие развития умений и навыков художественной деятельности. Ученые отводят значительную роль занятием художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них умение воспринимать красоту в окружающем мире и в произведениях искусства, которые играют большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а еще более возрастает.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития личности. В процессе создания изображения у ребенка формируются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Изобразительная деятельность позволяет доступными средствами выразить эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, умение самостоятельно создавать прекрасное, а также видеть его в произведениях искусства.
Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых. Большое значение в организации изобразительной деятельности детей приобретает умение воспитателя связать особенности создания художественного образа в искусстве с собственно художественной деятельностью детей; адаптировать выразительные средства искусства живописи, графики в такой вид изобразительной деятельности, как рисование; выразительные средства скульптуры — в лепке; учить детей создавать декоративные работы по мотивам народного декоративно — прикладного искусства, использовать элементы конструкторских решений архитектуры в конструктивнийтворчости детей.
Важнейшим условием раскрытия творческой активности детей является создание общей атмосферы доброжелательности, свободы, возможности достичь успеха для каждого ребенка. Такая задача требует особого внимания. Во время выполнения детьми заданий им необходимо оказывать помощь. Следует пытаться организовать общение таким образом, чтобы каждый ребенок мог открыто радоваться результатам как собственной, так и чужой творческой удаче.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорно-моторным развитием. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляют линию сенсорного воспитания.
Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, слепить любой предмет, предварительно нужно хорошо с ним ознакомиться. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качестве, форму, цвет, величину, положение в пространстве. Дети находят эти качества, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть выполняют умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность способствует сенсорному воспитанию, развитию наглядно — образного мышления.
Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение элементов в предмете, цвет. Изображения различных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и отличное, объединять предметы по сходным признакам.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, а также при рассмотрении иллюстраций, репродукций картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Использование образных сравнений, стихов для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.
При проведении занятий возникают благоприятные условия для формирования таких качеств, как инициативность, любознательность, умственная активность и самостоятельность, интерес.
Большое значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре, произведениях прикладного искусства помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Детское изобразительное искусство имеет общественный направление. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно- волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. Изобразительная деятельность должна использоваться для воспитания доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые у них возникают.
Формирование трудолюбия связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, настойчивость, выдержка. У детей воспитывается умение работать, достигать желаемого результата.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить те или иные действия, овладеть определенными умениями.
Итак, произведения изобразительного искусства формируют интеллектуальную, эмоционально — чувственную и волевую сферы, нравственное здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и ко
Источник
Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности
Одним из важнейших вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве детей, развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.
Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями и передается как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры.
Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества ребенка сопряжена с его предыдущими достижениями. Вычленив самое ценное в них, мы на этой основе выделим новообразования, которые будут способствовать дальнейшему творческому росту. Уже в раннем возрасте ребенок, не осознавая содержания образа, нанося цветовые пятна, получает интересные композиции, напоминающие те или иные предметы, объекты.
Говоря о детском творчестве как о процессе создания «нечто нового, ранее не существовавшего», важно указать, что «новое» для ребенка – все то, что он раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. В этом случае неважно, имеются ли подобные образы в мировом искусстве или нет. Главное, что в опыте этого конкретного малыша их не было. И даже факт схожести не позволяет говорить об идентичности, поскольку в природе и в искусстве нет абсолютно одинаковых образов или объектов. [1].
Для реализации любого замысла ребенку необходим элементарный опыт отражения. Состоит он из умения применять определенные правила и закономерности искусства, выступающие неким художественно-изобразительным инструментарием. Процесс бессознательной творческой деятельности наблюдается у детей чаще всего в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда интуитивно, а не осознанно создаются образы, выбираются краски, выразительные средства. Сознательность творчества начинает проявляться только к старшему дошкольному возрасту, когда накапливается необходимый художественно – изобразительный и эмоциональный опыт, когда дети начинают понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа.
Л. С. Выготский придавал исключительно важное значение детскому рисованию, как способу самовыражения личности, её переживаний, называя его «графическим языком», то есть средством общения.
На занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера ребенка. Дети, знакомясь с видами и жанрами искусства, с выразительными средствами, изучают саму жизнь. Ведь в произведениях искусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные отношения между людьми, обнажается внутренний мир человека. Благодаря искусству ребенок начинает глубже ориентироваться в мире. Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением различных формообразующих движений, тех, что способствуют развитию мелкой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уровень.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети учатся воспринимать, наблюдать ,придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы — показатель умственного развития.
Связь детского изобразительного творчества и нравственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусства ребенок учится вычленять не только элемент прекрасного, но и ценностный аспект. Он начинает понимать значимость красоты для человека, мира и тем самым, учась на собственных образах, доносить до окружающих в процессе созидания и преобразования своего художественно — эстетического опыта эту красоту. Многие качества личности (умение сопереживать , чувство взаимопомощи, порядочность, ответственность и д.р.),формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают ребенку разобраться в окружающем мире, в самом себе. В процессе интегрированных занятий (рисование, лепка, аппликация) у детей формируются такие важные качества личности, как целеустремлённость, самостоятельность, инициативность – основные компоненты творческой деятельности. [2].
Таким образом, говоря о значимости детского изобразительного творчества в становлении личности, важно отметить: это не только один из начальных способов познания ребенком окружающего мира, его свойств, законов, отношений, но и наиболее доступное средство отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений, эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-выразительного образа.
Литература
1. Погодина С. Роль изобразительного творчества в становлении ребёнка как личности. Статья первая. // журнал «Дошкольное воспитание» № 9 -2009 г.
2. Т.Г. Казакова. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов // Дошк. воспитание, 2006, № 4.
Источник
Автор: Евсеева Диана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №13
Населённый пункт: город Гулькевичи, Краснодарский край
Наименование материала: Консультация
Тема: «Роль изобразительного творчества в становлении личности ребенка»
Дата публикации: 20.02.2018
Раздел: дошкольное образование
Роль изобразительного творчества в становлении личности ребенка.
Творчество — это такое явление в жизни ребенка, результат которого
содержит в себе элементы прекрасного. Изобразительное творчество — один
из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое
в явлениях природы и в жизни общества. Исходя из этого, можно утверждать:
занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и
интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Для
изобразительного творчества характерно художественно-образное начало.
Художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать
личности автора. Для цельности образа необходима цветовая и
композиционная гармоничность-основа творчества. Овладевая ею поэтапно,
начиная с дошкольного возраста. Есть три вида изобразительной
деятельности: рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь
прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания
продукта. Практика показывает: детское творчество постоянно в движении.
Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к
окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества
ребенка сопряжена с его предыдущими достижениями. Ребенок в раннем
возрасте, не осознавая содержания образа, нанося цветовые пятна, получает
интересные композиции, напоминающие те или иные предметы. Малыш
стремится в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что
узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он
начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со
стороны взрослого. Изобразительная деятельность дошкольников как вид
художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий
характер. Педагог должен создавать для этого все условия; формировать
эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и
воображение.
Говоря о детском творчестве как о процессе создания «нечто нового, раннее
не существовавшего», важно указать, что «новое» для ребенка — все то, что он
раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. В этом случае не важно,
имеются ли подобные образы в мировом искусстве или нет. Главное, что в
опыте этого конкретного малыша их не было. Рисование, лепка, аппликация —
виды изобразительной деятельности, основное назначение, которое –
образное отношение действительности. Овладение умением изображать не
возможно без целенаправленного восприятия, то есть наблюдения.
Побудители творчества находятся в самой личности, в гармоничном
сочетании трех сфер жизнедеятельности человека: физической гармонии,
духовной гармонии и образа, как некой интеграции природных и
абстрактных форм. Внутренняя гармония является показателем для личности
ребенка. Это могут быть первые изображения округлой формы, т.е. круги. А
круг символизирует гармонию, таким образом, можно прийти к выводу:
гармония заложена в природе ребенка. Однако взрослые не всегда осознают
у своего малыша в наличии внутренней гармонии и тем более последствия
ее разрушения. Если ребенок рисует каракули, это доказывает то, что
маленький человек чувствует дисгармонию в окружающем мире. Если
ребенок развивается гармонично, если нет нарушений в физическом и
психологическом росте, то каракули (штриховка) – также рано применяемая в
детских рисунках – приобретает исследовательский, а не агрессивный
характер.
Занимаясь лепкой , рисованием, аппликацией дети знакомятся с
материалами ( бумага, краска, глина, мел), с их свойствами выразительными
возможностями, приобретают навыки работы, Например, чтобы слепить
яблоко, орех, ягоду необходимо раскатать кусочек пластилина или глины
кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более
общего и грубого различия до более тонкого. Познание предметов и их
свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
Освоение трудовых умений и навыков связанно с развитием таких волевых
качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются
умения трудиться, добиваться желаемого результата. Основное значение
изобразительного творчества заключается в том, что оно является средством
эстетического воспитания. Для эстетического воспитания детей и для
развития их изобразительных способностей большое значение имеет
знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость,
выразительность образов в картинах и произведениях прикладного
искусства, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни.
На занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная
сфера. Дети , знакомясь с видами и жанрами искусства изучают саму жизнь.
Благодаря искусству ребенок начинает глубже ориентироваться в мире.
Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением
различных формообразующих движений, тех, что способствуют развитию
мелкой моторики рук. Развивается речь, происходит усвоение названий,
форм, цветов. Дети приобретают опыт использования простейших орудий:
карандаши, кисти; узнают свойства различных материалов: краска, гуашь и
др.; возможности и особенностей с ними. О том, что рисование, лепка и
занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств,
мышления, навыков и умений, писали еще многие педагоги прошлого
(Я.А.Коменский, Ф.Фребель). Многие качества личности (умение
сопереживать, чувства взаимопомощи, порядочность, ответственность и др.)
формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают
ребенку разобраться в окружающем мире, в самом себе.
Говоря о значимости детского изобразительного творчества в становление
личности, важно отметить: это не только один из начальных способов
познания ребенком окружающего мира, но наиболее доступное средство
отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений,
эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-
выразительного образа. Именно художественно–выразительного , поскольку
ребенок, рисуя что-либо (нанося каракули или создавая реалистический
образ), живет в изображаемом. Самым ценным в процессе изобразительной
деятельности является не конечный продукт — рисунок, слепленная фигурка,
работа по аппликации, а развитие личности.
Источник