Значение деловых и личных взаимоотношений для развития личности ребенка в детских группах и коллективах

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник

Теперь мы подошли, пожалуй, к самым сложным и ответственным вопросам: о развитии детей в группах и коллективах и о разумном педагогическом руководстве этим процессом. Сложность поставленных вопросов состоит в том, что группа или коллектив могут оказывать двойственное, как положительное, так и отрицательное влияние на личность, и важно усилить первое, сведя к минимуму второе.

Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, как мы выяснили ранее, при наделении его слишком большими полномочиями и властью над личностью, а также при недостаточно высокое уровне собственного развития ребенка может препятствовать его дальнейшему росту. Педагог на практике сталкивается, таким образом, со сложной задачей: как, управляя развитием самого коллектива, усиливать его положительное и уменьшать возможное отрицательное воздействие на личность ребенка.

Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, детский коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности. На практике большинство детских коллективов чаще всего заняты одним, реже двумя и очень редко тремя разными видами деятельности. В них ребенок не в состоянии получить возможность для разностороннего личностного развития. Тогда остается один выход: сделать ребенка активным участником сразу нескольких детских коллективов, занятых различными видами деятельности и в совокупности обеспечивающих ребенку нужное разнообразие личностного роста.

Это не есть единственно возможное и оптимальное решение проблемы, так как в пределах доступного для ребенка социального окружения не всегда находится нужное количество разнообразных по содержанию деятельности детских объединений. Тогда можно сделать так, чтобы ребенок непосредственно участвовал в работе двух, максимум — трех детских коллективов, каждый из которых, в свою очередь, занимался бы двумя-тремя различными видами деятельности, взаимодополняющими друг друга в их влиянии на личностное развитие ребенка. Участвуя в деятельности каждого из них, ребенок будет иметь возможность приобретать достаточное количество различных полезных личностных свойств, причем в зависимости от его собственных способностей и склонностей. Разумно, чтобы каждым детским коллективом в этом случае руководили два-три педагога — специалисты в различных областях человеческой деятельности.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема I. Обучение детей умениям и навыкам общения

1. Основные психолого-педагогические задачи работы с детскими группами и коллективами.

2. Цели педагогического руководства коллективами.

3. Обучение распределению обязанностей, ролевым формам поведения и деловому общению.

4. Развитие организаторских и исполнительских умений.

5. Научение эмоционально благоприятному межличностному общению, умению вести дискуссии, предупреждению и разрешению конфликтов.

6.Обучение независимому внутригрупповому поведению, учету мнений и интересов других людей.

Т е м а 2. Управление межличностнымн отношениями в детских группах

1. Значение деловых и личных взаимоотношений для развития личности ребенка в детских группах и коллективах.

2. Основные направления формирования и развития деловых отношений детей.

3. Возрастные особенности управления деловыми взаимоотношениями.

4. Приоритет нравственных взаимоотношений над деловыми.

5. Возрастные возможности укрепления моральной основы детских групповых взаимоотношений.

Тема 3. Организация деятельности детских групп и коллективов

1. Условия оптимальной организации совместной деятельности детей в группах и коллективах.

2. Социально-психологические основы организации групповой деятельности детей.

3. Оптимальная величина и состав детских групп, их возрастная изменчивость.

4. Требование равноправия личности ребенка и детского коллектива.

5. Приближение содержания и задач совместной деятельности детей к проблемам жизни взрослых людей.

Тема 4. Развитие личности в детских группах и коллективах

1.Двойственность влияния детских групп и коллективов на развитие личности ребенка.

2.Практические пути решения проблемы разностороннего развития личности ребенка в группах и коллективах.

Темы для рефератов

1.Психолого-педагогические основы работы с детьми в первых классах школы по развитию у них умений и навыков общения.

2.Ускоренное развитие нравственной основы личных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.

3. Пути повышения эффективности деятельности детских групп и коллективов.

4. Практические средства усиления положительных и уменьшения отрицательных влияний коллектива на развитие личности ребенка.

Источник

Федорова Инна Эдуардовна

Воспитатель ГПД

      ГБОУ №350 Невского района  Санкт-Петербурга

Статья на тему: «Особенности организации взаимодействия детей в детском коллективе»

       Коллектив — социальная общность людей, объединенная на основе общественно-значимых ценностей, общих ценностных ориентаций и общения. В двадцатые годы, в отечественной теории воспитания — коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов. А.С.Макаренко сформулировал основные принципы и методы управления коллектива. Детский коллектив складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система деловых и эмоционально-психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле коллектива, которое проявляется в общественном мнение, нравственных принципах и в психологическом климате. Дети занимают в коллективе определенное место, в зависимости от своих природных данных и уровня развития. В коллективе образуются группы в соответствии с  интересами детей. Управление коллектива представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и  саморегуляции. Детально определял сущность коллектива А.С. Макаренко «Коллектив это социальный живой организм, который  потому он  и организм, что имеет органы ,там есть ответственность ,полномочия ,взаимозависимость, а если этого нет ,то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

 Положения Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания:

1) общественно-ценные цели

2) совместная деятельность

3) отношения взаимной ответственности

4) направление деятельности на общую пользу.

В структуре коллектива основным звеном является первичный коллектив. В

школе — это  класс. В классе образуются наиболее длительные и устойчивые отношения детей с учителями, друг с другом. Совместная деятельность усиливает потребность в общении. В процессе совместной деятельности и общения между детьми, возникают различного вида отношения, образующие сложную, внутреннюю жизнь коллектива.

Детский коллектив не может развиваться без отношений дружбы, товарищества, взаимопонимания и личных симпатий. Таким образом , детский  коллектив имеет определенную структуру, основной единицей которого является ученический класс.

Коллектив способствует  формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно — полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Формирование и развитие коллектива младших школьников происходит поэтапно, методически организованно. В основе новых подходов лежит признание педагогом самоценности каждой личности в детском  коллективе, а  также понимание роли коллективных отношений.

Сплоченный коллектив – это залог успеха. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли ребенок комфортно себя чувствовать в классе, группе. А от этого зависит насколько продуктивной и качественной будет его деятельность. В  условиях коллектива  трудовая деятельность стимулирует проявление взаимоответственности, взаимопомощи, воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Список литературы:

Бабаян А.В. И.А.Сикорский О нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика.-2004.-№10. — С. 66-74.
Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко / И.Ф. Козлов. — М.: Новая школа, 2000

Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. — М.: Педагогика, 1972.

Сластенин В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 2002
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 2000

Источник

Автор: Перетятькина Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСОН РО «СРЦ для несовершеннолетних Заветинского района»
Населённый пункт: село Заветное, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах
Дата публикации: 02.02.2017
Раздел: дополнительное образование

Управление межличностными отношениями в детских группах и

коллективах
Управление
межличностными
отношениями
в
детских
группах
и
коллективах
составляет
педагогическую
задачу
повышенной
значимости.
Большая роль межличностным отношениям в детском возрасте отводится
потому, что в эти годы в системе человеческих интерперсональных связей
происходит
активный
процесс
становления
личности,
а
межличностные
отношения представляют собой наиболее эффективное средство управления
развитием личности.
В
социально-психологически
зрелых
группах
и
коллективах,
т.е.
в
таких объединениях детей, которые заняты какой-либо серьезной совместной
деятельностью,
существуют
два
основных
вида
отношений:
деловые
и
личные.
Их
развитие
и
функционирование
оказывает
преимущественное
влияние на формирование деловых и личных качеств ребенка, и первый
педагогически
важный
вывод,
который
может
быть
сделан
на
основе
констатации
этого
факта,
заключается
в
необходимости
параллельного
развития
в
детских
группах
и
коллективах
как
деловых,
так
и
личных
взаимоотношений их участников.
Что же входит в понятие системы деловых отношений? Какова их база
и
условия
оптимального
формирования
в
детских
группах?
К
деловым
отношениям в группах детей можно отнести те, которые складываются в
игре, учении и труде — основных видах совместной деятельности детей.
Сюда
входят
руководство,

подчинение,
распределение
обязанностей,
координация действий, составление планов и программ, их обсуждение и
реализация, подведение итогов, оказание взаимопомощи и др. В каждом
подвиде
деловых
отношений
формируется
и
развивается
то
или
иное
социально
полезное
личностное
качество
или
группа
таких
качеств.
Например,
включение
ребенка
в
руководство
детским
коллективом
способствует
становлению
у
него
практического
интеллекта
и

ответственности,
более
глубокого
понимания
интересов
других
людей
и
умения учитывать их на практике. Выполнение в группе роли подчиненного
развивает
у
ребенка
дисциплинированность,
а
личное
участие
в
распределении обязанностей формирует у него более широкий взгляд на
проблему деловых связей и отношений людей, тренирует наблюдательность и
память.
Руководство товарищами по группе с целью координации их усилий
развивает
у
ребенка
оперативность
и
гибкость
мышления.
Составление
планов и программ совместной деятельности, их обсуждение и подведение
итогов побуждают детей к совершенствованию коммуникативных умений и
навыков,
в
том
числе
умения
слушать,
понимать,
излагать
свои
мысли,
доказывать, сотрудничать, идти на компромисс.
Управление
деловыми
взаимоотношениями
детей
в
процессе
их
индивидуального
развития
постепенно
охватывает
разные
сферы
деятельности: игру, учение и труд. Это одно из направлений в развитии у
детей
умения
работать
вместе
с
другими
людьми.
Второе
направление
связано
с
постепенным
переходом
от
внешней
организации
и
контроля
деятельности
к
самоуправлению
и
самоконтролю
в
детских
группах
и
объединениях, причем прогрессивное развитие личности ребенка по этой
логической
линии
в
разных
видах
деятельности
может
происходить
независимо.
Желательно,
чтобы
в
сюжетно-ролевых
играх
детей
вначале
участвовали взрослые, а затем всю игру организовывали и проводили сами
дети.
В
управлении
деловыми
взаимоотношениями
детей
имеются
определенные
возрастные
особенности.
Отметим
некоторые
из
них.
В
дошкольном возрасте все деловые отношения и условия их развития должны
быть представлены для детей в наглядно-действенной или наглядно-образной
форме, так как более высокий уровень интеллектуального развития им еще не
доступен.
Это
не
исключает
возможность
использования
взрослым
словесных воздействий при руководстве деятельностью детей. Однако когда

ставится
задача
перевода
деловых
отношений
детей
на
рельсы
самоуправления, то наличие достаточного количества чувственных сигналов
и
ориентиров
для
детей
следует,
по-видимому,
считать
обязательным
моментом в данном случае социально-психологического научения.
К совместному планированию как более развитой и сложной форме
деловых
отношений
можно
переходить
в
старшем
дошкольном
или
в
младшем школьном возрасте. Взрослый человек должен уметь объяснить
детям, что такое план деятельности, для чего и как он составляется. Вместе с
детьми ему следует разработать два или три простейших плана, по которым в
дальнейшем будет разворачиваться их совместная деятельность. Переходить
к самостоятельному планированию дети могут к концу младшего школьного
возраста,
причем
не
только
в
игре
и
труде,
но
также
и
в
учебной
деятельности.
Развитую
систему
самоуправления
и
самоконтроля
деятельности
можно включать в подростковом и в раннем юношеском возрасте, причем
участие
взрослого
в
управлении
здесь
сводится
в
основном
к
роли
консультанта
и
советчика.
Это
не
значит,
что
совместную
деятельность
подростков надо пускать на самотек, просто методы руководства ею в это
время должны быть существенно иными, чем в более ранних возрастах. Их
следует
строить
с
учетом
трех
важнейших
обстоятельств.
Во-первых,
с
расчетом на то, что складывающиеся деловые отношения в конечном счете
должны вырасти до уровня взрослых; во-вторых, имея в виду специфические
особенности детей подросткового и раннего юношеского возраста; в-третьих,
с учетом того факта, что создаваемая система отношений, несмотря на ее
приближение к взрослости, в данном возрасте играет еще подчиненную роль
по сравнению с другими, ведущими видами деятельности детей.
Личные взаимоотношения детей, их развитие и руководство детскими
группами и коллективами имеют свою логику. Поскольку главной задачей
развития отношений становится укрепление и обогащение их нравственной
основы, то задача педагога сводится к тому, чтобы в виде нормативов и

образцов задавать и действенно поддерживать необходимые нормы нрав-
ственности,
реализуя
их
в
системе
детских
групповых
межличностных
отношений.
Важнейшими
из
них
являются
порядочность,
доброта,
ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь.
Такие отношения могут создаваться в группах детей, начиная с раннего
возраста, причем формирование и укрепление нравственных отношений в
детских
группах
должно
находиться
на
первом
месте
по
сравнению
с
деловыми взаимоотношениями. Такая постановка вопроса объясняется тем,
что сами по себе деловые отношения автоматически не несут нравственное
начало, а если человеческие взаимоотношения не основываются на высокой
нравственности,
то
могут
привести
к
формированию
и
укреплению
отрицательных личностных свойств у ребенка. Нравственные основы детских
взаимоотношений с возрастом развиваются. Логика их преобразования может
быть описана в русле концепции развития детской морали, по Л. Колбергу. На
начальном этапе морального развития ребенка, которому свойственна так
называемая доконвенциональная мораль, нормы и правила поведения детям
должны
разъясняться.
Необходимо
добиваться
того,
чтобы
сами
дети
в
конечном счете научились давать нравственные объяснения своим поступкам,
и всего этого вполне можно достичь в возрасте от 2—3 до 4—5 лет.
В
группах
старшего
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста
допустимо переходить к построению межличностных отношений на базе
конвенциональной морали, т.е. к уяснению того, что нравственные нормы
существуют
и
развиваются
независимо
от
мнений
отдельных
людей
и
обязательны
для
всех.
Развитие
детской
морали
можно
ускорить
при
правильно организованном руководстве их личными взаимоотношениями в
подростковом и раннем юношеском возрасте. Весьма положительную роль
могли бы сыграть уроки нравственности, проводимые людьми в моральном
отношении высокоразвитыми, культурно образованными.

Источник