Значение деятельности для психического развития ребенка

Значение деятельности для психического развития ребенка thumbnail

Как в филогенезе,
так и в онтогенезе источником психического
развития является деятельность. В то
же время разные виды деятельности
оказывают разное влияние на развитие.
Главные изменения в развитии психических
функций и личности, происходящие на
каждом возрастном этапе, обусловлены
ведущей деятельностью.

Д.Б. Эльконин открыл
закон чередования, периодичности разных
типов деятельности: за деятельностью
одного типа, ориентации в системе
отношений, следует деятельность другого
типа, в которой происходит ориентация
в способах употребления предметов.
Каждый раз между этими двумя типами
ориентации возникают противоречия. Они
и становятся причиной развития. Каждая
эпоха детского развития построена по
одному принципу: эпоха открывается
ориентацией в сфере человеческих
отношений, затем следует развитие
интеллекта. Действие не может дальше
развиваться, если оно не вставлено в
новую систему отношений ребенка с
обществом. Пока интеллект не поднялся
до определенного уровня, не может быть
новых мотивов.

Значение
ведущего вида деятельности на разных
возрастных этапах представлено в
периодизации Д. Б. Эльконина. В младенчестве
ведущим видом деятельности выступает
непосредственно-личностное общение с
матерью, под влиянием которого формируется
потребность в общении. В раннем возрасте
— предметно-манипулятивная деятельность,
способствующая возникновению таких
новообразований, как речь и наглядно-образное
мышление. В дошкольном возрасте ведущей
выступает игровая деятельность, в
контексте которой формируется стремление
к общественно-значимой и общественно-оцениваемой
деятельности. В младшем школьном возрасте
ведущей является учебная деятельность,
способствующая развитию рефлексии,
внутреннего плана действия, самоконтроль
и произвольность психических процессов.
В подростковом возрасте ведущей
деятельностью является общение, которое
определяет формирование стремления к
взрослости, самооценки, подчинения
нормам коллективной жизни. В старшем
школьном возрасте ведущей является
учебно-профессиональная деятельность,
которая способствует формированию
мировоззрения, ценностных ориентаций,
профессионального и личностного
самоопределения.

Вместе
с тем, развитие личности происходит
также и в других видах деятельности. К
основным видам деятельности относят
учебная деятельность, труд, игра и
общение.

Учебная
деятельность


деятельность, направленная на при­обретение
индивидом знаний, умений и навыков или
их из­менение в ходе специально
организованного и целенаправленного
обучения.

Учебная
деятельность осуществляется самим
ребенком, а обучение – это совместная
деятельность учителя и ученика. Учебная
деятельность имеет большое значение
для формирования навыков самоконтроля
и самооценки, для овладения учебными
действиями (целеполагания, анализа,
синтеза, сравнения и т.д.). В ней осваиваются
об­щие способы действий и научные
понятия. Общие способы дейст­вий
предваряют решения (И. И. Ильясов). Учебная
деятельность ведет к изменениям в самом
субъекте (Д. Б. Эльконин). Изменение
психических свойств и поведения
обучающегося в зависимости от результатов
его собственных действий (И. Лингарт).

Д.
Б. Эльконин писал: «Учебная деятельность
отличается от всех остальных важной
особенностью. В результате продуктивной
или трудовой деятельности получа­ется
материальный продукт. … Совсем иначе
построена учебная деятельность, в ней
ребенок оперирует научными понятиями,
ус­ваивает их. Однако никаких изменений
в систему научных понятий он не вносит.
… Результат учебной деятельности —
изме­нение ученика, его развитие. Это
развитие есть приобретение ребенком …
новых спо­собов действий с научными
понятиями».

По
мнению Я. Л. Коломинского, учебную
деятельность отли­чает от обычного
учебного поведения два аспекта: уче­ник
сам стремится к изменению в ходе учебы
и направление этих изменений совпадает
с целью учебной деятельности (развитие
личности в ходе учебного процесса). Если
ученик посещает школу и делает уроки,
чтобы не расстраивать родителей,
избе­жать наказаний, то его деятельность
не является учебной.

Учебная
деятельность приводит к изменениям в
уровне знаний, умений и навыков,
сформированности отдельных сторон
учебной деятельности и в умственных
операциях, особен­ностях личности.

С.
Л. Рубинштейн отмечал, что труд — это
основной путь формирования личности.
В трудовой деятельности развиваются
способности человека, формируется его
характер, переходят в практически
действенные установки его мировоззренческие
принципы. «В труде складывается
способность к действию дальнего прицела,
далекая мотивация». Сам процесс труда
требует напряжения, усилий воли,
преодоления внешних и внутренних
препятствий. Поэтому в труде развиваются
воля и произвольное внимание, необходимые
для сосредоточения на непривлекательных
звеньях трудового процесса. В каждом
труде приходится учитывать изменяющиеся
условия, что способствует развитию
инициативы и творчества.

Игра
имеет существенное значение для развития
детей. В игре формируется способность
детей, отображая, преобразовывать
действительность. Играя, ребенок лучше
овладевает миром. Игра, согласно С. Л.
Рубинштейну, является практикой развития.
В игре у ребенка формируется воображение.
Способность к преобразованию
действительности в образе и преобразованию
ее в действии подготавливаются в игровом
действии.

Игровая
деятельность способствует:

1.
формированию произвольности психических
процессов, особенно внимания и памяти.
В условиях игры дети запоминают больше,
чем в условиях лабораторных опытов.
Сознательная цель – сконцентрировать
внимание, запомнить, припомнить –
выделяется ребенком легче всего в игре.
Условия игры требуют от ребенка
сосредоточения на предметах, содержании
разыгрываемых действий и сюжете. Если
ребенок не хочет быть внимательным в
игровой ситуации, то он изгоняется
сверстниками.

2.
интеллектуальному развитию. В игре
ребенок действует с заместителями
предметов – это заставляет его мыслить
о предметах и действовать с ними,
отвлекаясь от их непосредственных
свойств. Он вынужден переходить к
мышлению в плане представлений, что
служит основанием для развития
абстрактного мышления.

3.
развитию речи. Если ребенок не может
понятно для других участников игры
высказать свои предположения и понять
их словесные высказывания, он будет в
тягость сверстникам.

4.
развитию воображения. В игровой
деятельности ребенок учится замещать
одни предметы другими, брать на себя
различные роли.

5.
развитию личности. Через игру ребенок
знакомится с манерой поведения и
взаимоотношениями взрослых и усваивает
их. В игре он приобретает навыки общения.
Игра способствует развитию чувств и
волевой регуляции поведения.

Воспитательное
значение общения определяется тем, что
в нем вырабатываются правила поведения,
нормы, мотивы поведения, складываются
иерархии ценностей. Именно в общении
ребенок познает свою личность и переживает
свою значимость, именно через общение
осуществляется регуляция поведения
ребенка среди других людей. Воспитательное
значение общения раскрывается в стиле
педагогического общения и форме общения
родителей с ребенком.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Теория ведущей деятельности развития в трудах Э.Б.Эльконина. Основываясь на исследованиях классиков отечественной психологической науки (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.), автор раскрывает идею «ведущей деятельности» в своей монографии «Психология игры», доказывая зависимость преодоления возрастного кризиса от уровня сформированности той или иной ведущей деятельности, присущей данному возрастному периоду. Например, если возрастной кризис переживает подросток, то для снятия данного противоречия и трудностей в развитии, важно, чтобы в сознании ребенка достаточное развитие получила «адекватная самооценка» в процессе межличностного общения со сверстниками.

Рассмотрим данную проблему применительно к другим возрастным периодам. Известно, что к концу раннего детского возраста начинают складываться новые виды деятельности, которые определяют психическое развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

На 2-ом году жизни ребенка игра носит про цессуальный характер. Действия однократные, неэмоциональные, стереотипные, могут быть не взаимосвязанными. Л. С. Выготский назвал такую игру квазиигрой, что подразумевает подражание взрослому и отработку двигательных стереотипов. Игра начинается с того момента, когда ребенок овладевает игровыми замещениями. Развивается фантазия, следовательно, повышается уровень мышления. Этот возраст отличается тем, что у ребенка нет системы, по которой бы строилась его игра. Он может либо повторять одно действие многократно, либо производить их хаотично, беспорядочно. Для ребенка не имеет значения, в какой последовательности они происходят, ибо между его действиями не просматривается логика. В этот период для ре бенка важен сам процесс, а игра носит название процессуальной.

К 3 годам ребенок способен действовать не только в воспринимаемой ситуации, но и в мысленной (воображаемой). Один предмет замещается другим, они становятся символами. Между предметом-заместителем и его значением становится действие ребенка, появляется связь между реальностью и воображе нием. Игровое замещение позволяет отрывать | действие или назначение от названия, т.е. от слова, и видоизменять конкретный предмет. При становлении игровых замещений ребенку нужна поддержка и помощь взрослого.

Этапы, благодаря которым ребенок включается в игру-замещение:

1) ребенок не реагирует на те замещения, которые производит взрослый во время игры, ему не интересны ни слова, ни вопросы, ни действия;

2) ребенок начинает проявлять интерес к тому, что делает взрослый, и повторять его движения самостоятельно, но действия ребенка пока автоматические;

3) ребенок может производить замещающие действия или их имитацию не сразу же после показа взрослого, а по прошествии времени. Ребенок начинает понимать разницу между
реальным предметом и замещающим его;

4) ребенок сам начинает замещать один предмет другим, но подражание все еще сильно. Для него эти действия пока не носят осознанного характера;

5) ребенок может самостоятельно замещать один предмет другим, при этом давая ему новое название. Чтобы игровые замещения были успешными нужна эмоциональная вовлеченность взрослого в игру.

К 3 годам у ребенка должна сложиться вся структура игры;

1) сильная игровая мотивация;

2) игровые действия;

3) оригинальные игровые замещения;

4) активное воображение.

В итоге у ребенка формируются психические новообразования, которые позволяют преодолеть возникающий кризис того или иного периода детства. Например, центральными психическими новообразованиями раннего детства являются:

-раз витие предметной деятельности и сотрудничества, активная речи, игровые замещения, складывание иерархии мотивов.

На этой базе появляется произвольное поведение, т.е. самостоятельность. К. Левин опи сывал ранний возраст как ситуативный (или «полевое поведение»), т.е. поведение ребенка определяется его зрительным полем («что вижу, то хочу»). Каждая вещь аффективно заряжена (нужна). Ребенок владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения.

Развитие психики ребенка в период раннего детства зависит от ряда факторов: овладения прямой походкой, развития речи и предметной деятельности.

На психическое развитие влияет овладение прямой походкой. Чувство овладения собственным телом служит самовознаграждением для ребенка. Намерение ходить поддерживает возможность достигнуть желаемой цели и участие и одобрение взрослых.

На 2 году жизни ребенок с энтузиазмом ищет себе трудности, а их преодоление вызы вает у малыша положительные эмоции. Способность к передвижению, являясь физическим приобретением, приводит к психологическим последствиям.

Благодаря способности к передвижениям ребенок вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развивает способ ность ориентироваться в пространстве. На психическое развитие ребенка влияет и развитие предметных действий.

Манипулятивная деятельность, свойственная младенческому возрасту, в раннем детстве начинает сменяться предметной деятельностью. Ее развитие связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые выработаны обществом.

Ребенок учится у взрослых ориентироваться на постоянное значение предметов, которое закреплено человеческой деятельностью. Фиксирование содержания предметов само по себе не дается ребенку. Он может открывать и закрывать бесконечное число раз дверцу шкафа, долго стучать ложкой по полу, но такая активность не в состоянии познакомить его с назначением предметов.

Функциональные свойства предметов открываются малышу через воспитывающее и обучающее влияние взрослых. Ребенок узнает, что действия с разными предметами имеют разную степень свободы. Некоторые предметы по своим свойствам требуют строго определенного способа действия (закрывание коробок крышками, складывание матрешек).

В других предметах способ действия жестко фиксирован их общественным назначением — это предметы-орудия (ложка, карандаш, молоток).

Источник

  • Главная
  • ->

  • Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат)
  • ->

  • Возрастная психология

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.

Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т.е. особое отношение растущего человека к социальной действительности.

Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:

Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются в других видах деятельности, генетически с ней связанных. В-третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

Виды ведущей деятельности:

  1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

  2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

  3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

  4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

  5. Общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.

  6. Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке.

Во-вторых, психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребенка.

Источник