Значение акта хватания для психического развития ребенка
1-я
фаза – период
новорожденности:хаотические
движения.
2-я
фаза – 1-3
месяца: хаотические движения усложняются
и координируются.
3-я
фаза – 3-4
месяца: удается случайно захватить
какой-либо предмет – тактильные ощущения
приводят к возбуждению определенного
участка в коре головного мозга, возникает
удовольствие от успешности совершенного
действия, желание повторить действие
и удержать впечатление.
4-я
фаза – появляется
единое сенсомоторное поле: нужно
одновременно видеть предмет и руку,
которая тянется к предмету – акт хватания
сформирован.
5-я
фаза – совершенствование
акта хватания, формируется тонкая
моторика руки: сначала происходит захват
предмета всей ладонью, потом участвуют
пальцы в таком соотношении: 4-й и 1-й,
потом добавляются 3-й и 2-й.
Хватание
осуществляется под контролем зрения:
в основе акта хватания лежит зрительное
сосредоточение на объекте. При этом
ребенок рассматривает и свои ручки,
следит за тем, как рука приближается к
предмету. В процессе хватания формируются
связи между изображением предмета на
сетчатке глаза и его действительной
величиной, формой и удаленностью.
Принципиальное значение акта хватания
разнообразных предметов на различном
расстоянии с последующим удерживанием
их, ощупыванием и одновременным
рассматриванием заключается в том, что
в этом процессе закладываются основы
пространственного предметного восприятия.
Таким образом, происходит развитие
ориентации ребенка в пространстве и
самостоятельное управление движениями.
Акт
хватания имеет большое значение в
развитии ребенка. Благодаря акту хватания
возникает пространство – это пространство
вытянутой руки, протяженность его
невелика, но предмет вырывается из
прежней схемы. До этого восприятие
предмета осуществлялось через рот,
теперь, когда ребенок тянется к предмету,
рот закрывается. Благодаря акту хватания
развивается рука: возникает
противопоставление большого пальца
остальным.
На
основе акта хватания расширяются
возможности манипулирования с предметом.
Сначала
манипуляции направлены на предмет,
затем появляется направленность на
результат.От
4 до 7 месяцев возникают результативные
действия:
в период от 4 до 7 месяцев, увидев предмет
на досягаемом расстоянии, ребенок сразу
же протягивает к нему руки и пытается
его достать. Кроме того, ребенок
перемещает предмет, двигает им, пытается
извлечь из него звуки.В
возрасте 7–10 месяцев формируются
соотносимые
действия:
ребенок может манипулировать с двумя
объектами одновременно, отдаляя их от
себя и ссотнося их между собой, приближая
один объект к другому, чтобы положить,
поставить или нанизать на него что-то.К
концу младенческого возраста – 10-12
месяцев и дальше – возникает этап
функциональных действий:
это более совершенные действия
нанизывания, открывания, вкладывания,
но если раньше ребенок выполнял эти
действия одним показанным ему способом
и на одних и тех же предметах, то теперь
он пытается воспроизвести действия на
всех возможных объектах.
Уровень
развития манипулирования у детей первого
года жизни зависит от ухода за детьми:
при отсутствии педагогической работы
родителей с детьми развитие движений
задерживается. Организация специальной
педагогической ситуации требует знания
о том, какие игрушки, как и когда вводить
в обращение с ребенком. Вывод на этот
счет можно сделать на основании следующего
исследования (Р.А. Абрамович):
1)
слишком знакомые предметы, несмотря на
яркость и четкость форм, вызывают
отрицательное отношение к себе со
стороны ребенка;
2)
сложный по форме предмет, совершенно
незнакомый ребенку, не вызывает
сосредоточения и не замечается ребенком;
3)
незнакомые предметы могут привлекать
внимание ребенка только в том случае,
если они появляются вместе с близким
взрослым, который будет манипулировать
предметом перед ребенком, сопровождая
свои действия речью;
4)
полузнакомый предмет больше всего
привлекает внимание ребенка, тогда как
слишком знакомый не привлекает;
5)
совершенно незнакомый и неясный предмет
совсем не привлекает ребенка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, и начинается II подпериод младенческого возраста.
Он связан с возникновением акта хватания — первого организованного, направленного действия.
Это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни.
Акт хватания подготавливается всей предшествующей его жизнью.
Он организуется взрослым, и рождается как совместная деятельность ребенка со взрослым, но это обычно не замечают.
Акт хватания — это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки.
Поэтому для того, чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она «раскрылась».
Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок.
Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания.
Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.
Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка.
С ним связано возникновение предметного восприятия.
Когда раздражитель падает на глаз, образа еще нет.
Образ возникает тогда, когда есть практический, действенный контакт между изображением и предметом.
Благодаря хватанию возникает пространство, это пространство вытянутой руки, протяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы.
До этого восприятие предмета осуществлялось через рот, теперь, когда ребенок тянется к предмету, рот закрывается.
Благодаря акту хватания развивается рука: возникает противопоставление большого пальца, что служит одним из родовых отличий человека от его ближайших обезьяньих предков.
На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двигание им, извлечение из него звуков.
В возрасте 7 — 10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой: ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него.
К концу младенческого возраста (10 — 11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.
На первый взгляд кажется, что развитие действий — спонтанный процесс.
Действительно, казалось бы, ребенка первого года жизни почти ничему научить нельзя, но человек оказался хитрее.
Д.
Б.
Эльконин говорил, что человек очень давно придумал программированное обучение для детей первого года жизни.
Это — игрушки, в которых запрограммированы те действия, которые с их помощью должен осуществить ребенок.
Манипулирование ребенка с игрушками — это скрытая совместная деятельность.
Здесь взрослый присутствует не непосредственно, а опосредованно, будучи как бы запрограммированным в игрушке.
Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения — .
Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы.
Появляются предметы, к которым притронуться нельзя.
Снова проявляется закон опережающего знакомства ребенка с миром, опережающей ориентировки.
Ребенок тянется к предмету, он привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого.
Благодаря этому общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов.
М.
И.
Лисина назвала его ситуативно — деловым.
Начиная со второго полугодия жизни, ребенок больше не соглашается просто «обмениваться со взрослым ласками».
Ему теперь уже нужно, .
чтобы взрослый «сотрудничал» с ним в деле, организовывал его, помогал в трудную минуту, подбадривал при неуспехе, хвалил за достижения.
Каждой матери хорошо известно, как ребенок, находясь у нее на руках, показывает пальчиком на окно или часы, приглашая полюбоваться заинтересовавшим его предметом.
При ситуативно — деловом общении дети ищут присутствия взрослого, требуют его доброжелательного внимания, но и этого недостаточно — детям нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и активно участвовал в этом процессе.
Изменение предмета общения требует новых средств и способов воздействия на взрослого.
Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест.
Он уже предметно отнесен и содержит в себе зародыш слова.
Прекрасно писал о возникновении указательного жеста Л.
С.
Выготский: «Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие.
Ребенок пытается схватить слишком далеко отстоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения.
Эта ситуация исходная для дальнейшего развития.
.
.
Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только.
Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется.
Указательный жест становится жестом для других.
В ответ на неудавшееся хватательное движение ребенка возникает реакция не со стороны предмета, а со стороны другого человека.
Первоначальный смысл в неудавшееся хватательное движение вносят, таким образом, другие.
И только впоследствии, на основе того, что неудавшееся хватательное движение уже связывается ребенком со всей объективной ситуацией, он сам начинает относиться к этому движению как к указанию.
Здесь изменяется функция самого движения: из движения, направленного на предмет, оно становится движением, направленным на другого человека, средством связи; хватание превращается в указание.
Благодаря этому самодвижение редуцируется, сокращается и вырабатывается та форма указательного жеста, про которую мы вправе сказать, что это уже жест для себя.
Однако жестом для себя движение становится не иначе, как будучи сначала указанием в себе, т.
е.
обладая объективно всеми необходимыми функциями для указания и жеста для других, то есть осмыслено и понято окружающими людьми как указание.
Ребенок приходит, таким образом, к осознанию своего жеста последним.
Его значение и функции создаются вначале объективной ситуацией и затем окружающими ребенка людьми.
Указательный жест раньше начинает указывать движением то, что понимается другими, и лишь позднее становится для самого себя указанием».
В этом рассуждении Л.
С.
Выготского предвосхищается поток интересных исследований в области социальной и детской психо — логии.
Так, в развитии ребенка очень рано, благодаря сочленению социальных отношении и их знакового обозначения, возникает так называемый феномен социальной категоризации, позволяющий из глобальной, недифференцированной ситуации вычленить группы «Мы» и «Они», «Я» и «Другие» и т.
п.
(X.
Таджфел, Л.
Гараи, М.
Кечки, К.
Яро и многие другие).
Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
RSS
azps@azps.ru
Источник
Период новорожденности
Страница 3
Акт хватания — это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия. Когда раздражитель падает на глаз, образа еще нет. Образ возникает тогда, когда есть практический, действенный контакт между изображением и предметом. Благодаря хватанию возникает пространство, это пространство вытянутой руки, протяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы. На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двигание им, извлечение из него звуков. В возрасте 7-10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и, соотнося их между собой: ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него. К концу младенческого возраста (10-11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.
Хватание, направление к предмету стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Благодаря этому общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. М. И. Лисина назвала его ситуативно-деловым. Начиная со второго полугодия жизни, ребенок больше не соглашается просто «обмениваться с взрослым ласками». Ему теперь уже нужно, чтобы взрослый «сотрудничал» с ним в деле, организовывал его, помогал в трудную минуту, подбадривал при неуспехе, хвалил за достижения. Изменение предмета общения требует новых средств и способов воздействия на взрослого. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Он уже предметно отнесен и содержит в себе зародыш слова.
К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.
К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба — первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.
Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь». Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание — предметная деятельность.
Страницы: 1 2 3
Смотрите также
Понятие и основные свойства мумиё
В последние
годы на страницах газет и журналов запестрело слово «мумие», которое называют
чудодейственным бальзамом, эликсиром. Действительно, такое мнение существовало
в прошлом у народов Вост …
Профилактика профессиональных поражений кожи
Наряду с общими принципами профилактики профессиональных
заболеваний в профилактике заболеваний кожи имеют большое значение средства
индивидуальной защиты кожного покрова на производстве (защитна …
Классификация полипов
Полипом принято называть
всякую опухоль на ножке, свисающую из стенок полого органа в его просвет,
независимо от микроскопического строения. Термин «полип» впервые введен Гиппократом, а по мнению …
Источник
Кризис новорожденности
Младенчество (2 месяца — 1 год)
Ведущая деятельность — Общение со взрослым
Кризис одного года
В первые месяцы ребенок просыпается каждые 1,5-2 часа для еды и общения, что занимает около 30 минут. Со временем промежутки бодрствования увеличиваются. Примерно к 10 месяцам у ребенка появляется активный интерес (тянет ручки к игрушке, плюет еду и т.д.), что говорит о наступлении кризиса первого года жизни.
Превращение из новорожденного в ребенка возможно благодаря появлению речи и хождения.
Ведущая деятельность — Предметная деятельность
Источником появления речи являются взаимоотношения и взаимодействия со взрослыми. Овладение речью приводит к перестройке всей структуры сознания. Ребенок начинает использовать речь как инструмент.
В первое полугодие жизни происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных механизмов, элементарных форм будущих ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения.
Реакция на новизну — это многообразная сенсорная реакция, она, в том числе, заключается в длительности удержания взгляда на новом предмете.
Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, и начинается второй подпериод младенческого возраста. Он связан с возникновением акта хватания — первого организованного, направленного действия. Это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Акт хватания подготавливается всей предшествующей ему жизнью ребенка. Он организуется взрослым и рождается как совместная деятельность ребенка с взрослым, но этого обычно не замечают.
Акт хватания — это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Поэтому для того, чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она «раскрылась». Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.
Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия.
Благодаря хватанию возникает пространство, это пространство вытянутой руки, протяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы.
Благодаря акту хватания развивается рука: возникает противопоставление большого пальца.
На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом:
В возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, извлечение из него звуков.
В возрасте 7-10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой: ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него.
К концу младенческого возраста (от 10-11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.
Начиная со второго полугодия жизни, ребенок больше не соглашается просто «обмениваться со взрослым ласками». Ему теперь уже нужно, чтобы взрослый «сотрудничал» с ним в деле, организовывал его, помогал в трудную минуту, подбадривал при неуспехе, хвалил за достижения.
Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Он уже предметно отнесен и содержит в себе зародыш слова.
К 9 месяцам — начало кризиса 1-го года — ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого.
Примерно с 10 месяцев отмечают неравномерное развитие мальчиков и девочек. В среднем девочки раньше, чем мальчики начинают ходить, говорить и научаются навыкам опрятности.
Появление первого слова
Овладение речью приводит к перестройке всей структуры сознания. Ребенок начинает использовать речь как инструмент.
Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь». Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание — предметная деятельность.
В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка с взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.
Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о ром, что речь, по мнению Д.Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Развитие речи — это «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.
Сравнение своих действий с действиями взрослого (образа и образца), нахождение сходства между ними является необходимым условием возникновения тенденции к самостоятельности. Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок впервые видит взрослого и его действия как образцы, то оказывается, что ребенок действует так, как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так, как он. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам».
Возникновение личного действия и феномен «Я сам» приводят к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.
П.Я. Гальперин так описывает этот процесс на примере овладения ложкой как орудием приема пищи: «Сначала ребенок старается захватить ложку как можно ближе к рабочему концу. Он, не стесняясь, лезет пальцами в ее углубление, лишь бы часть, которой непосредственно орудуют, по возможности сливалась с кулачком. После того как мама заставляет его взять ручкой ложку и они вместе зачерпывают кашку, ребенок резким движением поднимает ложку ко рту, косо снизу вверх — и большая часть содержимого выливается. Ребенок действует так, как если бы он подносил ко рту свой кулачок. А ложка является не более чем продолжением его руки, и конец ее тем вернее попадает в рот, чем ближе ее черпачок к самой руке. Ложка в его руке еще не орудие, а средство, вынужденное замещение руки, и как таковое плохое замещение. Ребенку безразлично, как держать ложку — ближе к рабочему концу или за ручку. Ему даже удобнее держать ближе к рабочему концу. Образец рационального способа дает ребенку взрослый. Основное — путь совместной деятельности ребенка со взрослым, в процессе которой взрослые постепенно передают ребенку общественно выработанные способы употребления предметов. для ребенка смысл производимого им действия заключается в том, что оно производится или совместно со взрослым, или ради выполнения поручения взрослого. Это означает, что смысловой центр ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий, — взрослый и совместная деятельность с ним.
Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989.
Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте
Ссылка
В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Левин даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину — ребенок все время смотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок еще не видит взрослого человека, однако без взрослого он не может овладеть человеческими способами употребления предметов.
Ведущий тип деятельности. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.
Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым.
В сюжетно-отобразительной игре дети используют один предмет в качестве заместителя другого, действуют с ним в соответствии с той функцией, которую предмет-заместитель выполняет в игре. Но дети еще не дают предметам-заместителям игровых названий. Так, например, ребенок кормит палочкой куклу, но если ребенка спросить, показав на палочку: «что это?», ребенок либо молчит, либо говорит: «палка». Ребенок, по наблюдениям Ф.И. Фрадкиной, раньше действует с предметом определенным способом, а потом уже дает ему игровое название. При этом самостоятельные игровые названия возникают только после называния предметов взрослым.
Это уже не из советской психологии: Terrible Twos
Что такое Terrible Twos
Кризис трех лет
Ребенок начинает понимать, что он отдельный человек.
Впервые говорит «нет» и «я сам».
Появляется установление социальных отношений между ребенком и окружающими его людьми, т.е. социализация.
Возникновение личного действия и феномен «Я сам» приводят к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.
Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса.
Негативизм
Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.
Упрямство
Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
Строптивость
Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.
Своеволие
Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла.
Обесценивание взрослых
Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: «дура».
Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
«Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», — писал Л.С.Выготский.
Деспотизм
В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.
Как считал Д.Б. Эльконин, кризис трех лет — это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я».
К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.
Дифференцировка мира происходит не только в пространстве, но и во времени.
В возрасте около двух лет ребенок улавливает, что если есть вопрос «когда?», то нужно ответить словами из категории времени. Эти слова ребенок сначала использует недифференцированно. Слово «вечером» для ребенка может быть знаком любой ситуации, где говорится о времени. «Когда ты была у бабушки?» — спрашивают ребенка, и он отвечает: «Вечером, но я не хотела там спать, но хотела играть и обедать». Постепенно эта смутная категория времени дифференцируется. Мир разделяется на категории «сейчас» и «не сейчас». Ребенок начинает различать настоящее и не-настоящее: «сегодня» — все настоящее, «завтра» — все не-настоящее.
«Мама сегодня купается» (то есть сейчас). «Завтра поем» (то есть потом). «Завтра утром мы были в саду». В этих примерах (из статьи И.М. Геодакян) прошлое и будущее обозначаются еще недифференцированным по своему значению словом «завтра».
К трем годам ребенок может уже четко выразить временную иерархию.
Наряду с пространственной и временной дифференциацией окружающего мира, на протяжении раннего возраста развивается дифференциация таких категорий окружающего мира, как количество, мера, цвет, форма и др.
Все симптомы кризиса трех лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить свое «Я», ребенок сам ищет поводы, где он может противопоставить себя взрослому человеку. Во всех этих ситуациях ребенок сам формирует у себя свое «Я». Приведем лишь один из бесчисленных возможных примеров: Митя (2 года 7 мес.) подходит к плите и говорит сам себе: «Митя, плиту трогать нельзя!» — и вслед за этим: «А я буду! А я буду!».
Ссылка
Дошкольный возраст (3—7 лет)
Ведущая деятельность — Игра
Происходит наиболее сильное развитие всех психических функций (изменение речи, развитие мышления, счета, математики и т.д.). Развивается внутренняя речь и воля. Ребенок уже способен делать то, что ему не интересно. Но основной вид научения — игровая деятельность.
Кризис семи лет
школьный возраст (8—12 лет);
кризис 13 лет;
пубертатный возраст (14—1 7 лет);
кризис 17 лет.
****
Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению
На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничание; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитанияребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни — чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.
Как же диагностировать готовность ребенка к школьному обучению? По мнению Д. Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения — как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли?- Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения — важный признак готовности.
Под руководством Д. Б. Эльконина был проведен интересный эксперимент. Перед ребенком куча спичек. Экспериментатор просит брать по одной и перекладывать их в другое место. Правила нарочно сделаны бессмысленными. Испытуемыми были дети 5, 6, 7 лет. Экспериментатор наблюдал за детьми через зеркало Гезелла. Дети, которые готовятся к школе, скрупулезно выполняют эту работу и могут сидеть за этим занятием час- Дети поменьше некоторое время продолжают перекладывать спички, а потом начинают чтото строить. Самые маленькие привносят в эти занятия свою собственную задачу. Когда происходит насыщение, входит экспериментатор и просит поработать еще: «Давай договоримся, вот эту кучку спичек сделаем и все». И более старший ребенок продолжал эту однотонную, бессмысленную работу, потому что он договорился со взрослым. Детям среднего дошкольного возраста экспериментатор говорил: «Я уйду, а Буратино останется». Поведение ребенка менялось: он посматривал на Буратино и делал все правильно. Если несколько раз осуществлять это действие с замещающим звеном, то и без Буратино дети подчиняются правилу. Этот эксперимент показал, что за выполнением правила лежит система отношений ребенка со взрослым человеком. Когда ребенок подчиняется правилу, он встречает взрослого с радостью.
Ссылка
Источник