Журнал духовно нравственное развитие ребенка

УДК

On moral and spiritual upbringing of the child

Автор: Егорова Светлана Николаевна – Российская Федерация, г. Калуга, ИСО КГУ им. К.Э. Циолковского, направление подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», магистрант

Author:Egorova Svetlana Nikolaevna — Russian Federation, Kaluga, ISO KSU. K. E. Tsiolkovsky, the field of study 44.04.02 «Psycho-pedagogical education» master’s degree student

Аннотация: В статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности в системе современного российского образования, роль святоотеческого наследия в вопросах духовно-нравственного воспитания ребенка.

Annotation:The article considers the problem of spiritually-moral development and education of personality in the system of contemporary Russian education, the role of the patristic heritage in matters spiritual and moral education of the child.

Ключевые слова: Духовно-нравственное воспитание, педагогика, образование, ценности, традиции

The keywords: Spiritually-moral education, education, education, values, traditions

В настоящее время проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности приобретает особую актуальность.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2012 года В.В. Путин говорил о том, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, — дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее…». Он считает, что необходимо «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». В этом вопросе большое значение имеет система образования, а «качественное обучение без воспитания невозможно» [4].

Согласно приоритетам Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, система российского образования призвана обеспечить: 

—                   историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

—                   воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

—                   формирование общей культуры и межличностных отношений.

Очевидно, что ведущим принципом государственной образовательной политики выдвигается воспитание духовно- нравственного человека-гражданина, обладающего высокими моральными устоями [6, с.18].

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» [1, стр. 6].

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет национальный воспитательный идеал как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [1, стр. 14].

Протоирей Евгений Соколов сказал, что когда сегодня говорят о национальных проектах в области образования, здравоохранения, земледелия, строительства, демографии, хочется задать встречный вопрос: «Может ли нравственный врач плохо лечить? Может ли нравственный чиновник брать взятки? Может ли нравственный педагог плохо воспитывать и учить своих учеников? Может ли нравственный земледелец уродовать землю, а строитель – нерадиво строить? Способна ли нравственная мать убить ребенка в своей утробе? Единственным национальным проектом нашего государства должен стать главный национальный проект: «Возрождение духовности и нравственности в России», а все остальное само приложится к этому главному проекту  [6, стр.20].

Воспитание не должно ограничиваться прямым или опосредованным информированием о тех или иных идеалах и ценностях. Перед человеком должны быть открыты возможности для совершения нравственных поступков.

Сегодня перед российской педагогикой стоит комплекс сложных проблем, связанных с преодолением последствий атеистической идеологии, господство которой в течение долгих десятилетий лишало педагогов возможности изучать влияние религии на становление личности, развивать новые подходы в области религиозного просветительства. Отсутствие теоретической и методологической базы, адекватной современному уровню развития научного знания и религиозным запросам общества, явилось основной причиной того, что по прошествии полутора десятилетий демократических реформ в России процессы становления религиозного самосознания учащихся остаются вне ведения школы. Поскольку многие плодотворные в эвристическом отношении идеи — как в педагогике, так и в духовной культуре человечества в целом — явились результатом рефлексии над феноменом религиозной жизни и экстраполяции богословского опыта в область светской науки, исключение религии из содержания образования имеет и более широкие следствия, негативно влияя на усвоение учащимися гуманитарного знания в целом [2, стр. 4].

Формулой нравственного воспитания Ушинский признает новозаветную истину: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе» (см.: Деян 15. 20). Это формула совести человека, его нравственности [7, с. 59]. 

Целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека, и в этом отличие духовно-нравственного воспитания от умственного воспитания, целью и объектом которого является мышление, и от эстетического – целью и объектом которого являются чувства, и т. д.

В христианской традиции много внимания уделяется воспитанию сердца. Обширный материал, посвященный этому вопросу, представлен, как известно, в монографии проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого «Дух, душа, тело». Ученый на основе анализа Св. Писания, научных данных и собственного опыта выделяет различные сердечные состояния, делая выводы, важные для теоретической и практической педагогики.

Сегодня назрела необходимость составить более полное представление о проблеме, учитывая взгляды как светских, так и христианских педагогов (это труды педагогов дореволюционной школы – Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, В.Я. Стоюнина, С.А. Рачинского, а также сочинения православных ученых и педагогов нашего времени – проф. В.В. Зеньковского, Б.А. Ничипорова, С.С. Куломзиной, В. Парамонова и др.; педагогические творения христианских авторов – свт. Иоанна Златоуста, свт. Феофана Затворника, митр. Владимира (Богоявленского), сщмч., прот. Иоанна Сергеева (прав. Иоанна Кронштадтского), достижения современных ученых [8, стр. 41].

В настоящее время в российской системе образования нет достаточного количества разработанных программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на разных ступенях образования. К сожалению, не во всех образовательных организациях значимость и приоритетность этого вопроса принимается за аксиому, да и с соответствующими этому запросу педагогическими кадрами не все обстоит благополучно.

А между тем, образование – это естественное и, может быть, наиболее оптимальное место встречи личности и общества. Соответственно наиважнейшей задачей системы образования является педагогическое сопровождение детей к черте самоопределения в отношении проблемы достойного и недостойного бытия, добра и зла [9, стр. 228].

Светское и религиозное образование и воспитание – взаимодополняющие составляющие единой целостной системы воспитания личности. Светское образование и воспитание главной целью ставит подготовку ребенка прежде всего и только к объективной реальности жизни. Религиозное образование и воспитание призвано расширить представление ребенка о мире ином, его субъективной реальности как полноте и подлинном смысле жизни человека [5, стр. 107].

Последние годы отмечены решительным поворотом российской школы к Церкви, и, прежде всего – к Русской Православной Церкви. Учебный курс по основам православной культуры утвержден в качестве обязательного школьного предмета, поскольку экспериментально подтверждено его положительное образовательно- воспитательное значение. Поставлен вопрос и о более активном привлечении духовенства к участию в религиозно-культурном просвещении, духовно-нравственном воспитании учащихся, что, в свою очередь, предполагает сближение позиций представителей светской и религиозной педагогики в понимании сущности, целей, средств духовно-нравственного воспитания. Одна из возможностей такого сближения видится в углублении вузовского историко-педагогического образования – вплоть до обращения к христианским идеям духовно-нравственного воспитания, их истокам [3, стр. 16].

Идеи духовно-нравственного воспитания, выдвинутые в раннехристианских сочинениях, получили отражение и развитие в русской духовной философии и христианской психологии. Согласно высказыванию И. Ильина о роли русского учителя, тот «должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях, поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке» [3, стр. 17].

В осуществлении духовно-нравственного воспитания особое значение и фундаментальную основу имеет святоотеческое наследие, содержащее все основные педагогические постулаты и рекомендации.

Заслуживают отдельного внимания педагогические воззрения Иоанна Златоуста. Воспитание приравнивается к священнодействию: «Искусство воспитания – самое святое из всех дел». Он заявлял, что «высшее искусство воспитания состоит в том, чтобы сначала снизойти до понимания воспитанника, а потом уже возвышать его». В соотнесении с педагогикой нового времени напрашиваются параллели с принципами принятия воспитуемого таким, какой он есть, и опоры на положительное в нем [3, стр. 17].

Воспитание ребенка – это сложнейший процесс и тяжелейший каждодневный труд. В России всегда по-особому относились к этому святому и ответственному делу. Необходимо помнить о величайшей роли семьи в процессе духовно-нравственного становления личности ребенка. Именно семья ответственна за духовное и нравственное начало своих детей. Исстари воспитание и развитие ребенка, его способность к добродетельным поступкам, будущая социальная и духовная состоятельность его личности полностью определялись образом жизни родителей.  Как бы ни старались все остальные социальные институты, если в семье ребенок не получает первоначальных знаний о традициях, ценностях и культуре своей страны, не видит перед собой образец достойного нравственного поведения, не получает духовного общения, то крайне сложно будет (а, скорее всего, невозможно) воспитать из такого ребенка высоконравственного гражданина, укорененного в духовных и культурных традициях своей страны. Поэтому отдельное место в системе образования должна занимать работа по воспитанию будущих и настоящих родителей.

Список используемой литературы:

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
  2. Козырев Ф. Н. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе. –  Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – СПб., 2006.
  3. Макеева С.Г., Лихоманов Н.И. Идеи духовно-нравственного воспитания в святоотеческом наследии отечественной педагогики / Ярославский педагогический вестник / Том II / № 4 / 2014.
  4. Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года.
  5. Абраменкова В.В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка  [Электронный ресурс] /Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета / № 1 / 2005. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-sovremennogo-rebenka#ixzz4WFq2VzOw
  6.  Бирюлина Т.С. Духовно-нравственное воспитание в современных условиях: проблемы и противоречия  [Электронный ресурс] / Мир науки, культуры, образования /№ 4-2 / 2011. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-sovremennyh-usloviyah-problemy-i-protivorechiya
  7.  Лифинцева Н.И. Духовно-нравственное воспитание как основа формирования целостного образа мира развивающегося человека  [Электронный ресурс] / Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика / № 23 / 2011. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-kak-osnova-formirovaniya-tselostnogo-obraza-mira-razvivayuschegosya-cheloveka#ixzz4WFv36f5v
  8. Петракова Т.И. Цель и объект духовно-нравственного воспитания. Заметки о религиозном образовании [Электронный ресурс] / Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология / № 9 / 2008. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsel-i-obekt-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-zametki-o-religioznom-obrazovanii#ixzz4WFtWg7rW
  9. Шувалов А.В. Психологическое здоровье и христианская духовная традиция  [Электронный ресурс] / Христианское чтение / № 1 / 2012. Режим доступа:   https://elibrary.ru/item.asp?id=20357973

Источник

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Коваль А.Н.

1

Малыгина А.Н.

1

Жесткова Е.А.

1

1 ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Лобачевского» (Арзамасский филиал)

Статья посвящена одному из направлений дошкольного образования – развитию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста. В статье анализируются проблемы и всевозможные их решения, раскрывается содержание взаимодействия взрослых с детьми, направленное на духовно- нравственное развитие.

духовно- нравственное развитие

воспитание

семья

дети дошкольного возраста

1. Гусев Д.А. Инновационные образовательные ресурсы сельской школы в контексте реализации ФГОС // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 39–42.

2. Гусев Д.А. Генезис представлений в понимании предназначения народного прикладного творчества в развитии сельского социума // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11–4. – С. 895–898.

3. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: https://www.science-education.ru/120-16764 (дата обращения: 31.12.2014).

4. Жесткова Е.А. Формирование и развитие диалога культур при изучении иностранных языков // Фундаментальные исследования. – № 12 (часть 8). – 2014. – 1804-1807.

5. Жесткова Е. А. Формирование ценностных ориентиров у младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка / Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 12 – С. 85–88.

6. Жесткова Е.А. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки / Е.А. Жесткова, А.С. Клычева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1–1 – С. 126–130.

Каждая семья мечтает, чтобы ребенок рос жизнерадостным и счастливым, общительным и здоровым. Педагоги должны помочь родителям вырастить детей, а самое главное воспитать их в соответствии с духовно-нравственными нормами в современном мире. Малыш тянется к взрослому, он для него как путеводная звезда. Любовь, ласка, забота взрослых учат малыша, он впитывает все эти светлые чувства и делает частью собственного «Я».

В настоящее время Россия переживает один из непростых периодов и это связано с разрушением личности. Кроме того, в настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у большинства детей искаженное представление о милосердии, справедливости, доброте, патриотизме.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно- нравственной сферы. Целью духовно- нравственного воспитания является воспитание ребенка мыслящим, доброжелательным, милосердным. Духовно- нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка.

Развитие духовно- нравственных качеств возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства. Семья является ключевым звеном в воспитании детей, а социальные институты должны помогать поддерживать и дополнять воспитательную работу с целью духовно- нравственного развития детей. В науке нет единого понимания духовности. Существуют многообразные подходы и в них можно выделить общее. Духовность- это потребность устремляться к вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно проявлять любовь, милосердие и сострадание ко всему живому. В связи с этим духовно- нравственное воспитание- это целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры [2] .

Одна из проблем современного образования состоит в следующем: во время воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, они не знают, как люди раньше решали свои проблемы, что стало с теми, кто прошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь.

Детские психологи исследовали образование понятий у ребенка «хорошо» и «плохо» и пришли к выводу, что «хорошо» для ребенка- это завлекательно и интересно, характерно для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт и считает, что «хорошо» –это когда его хвалят за что- то. Если ребенок выполняет поручение и его хвалят, то он понимает, что это «хорошо», а если ругают и бранят, то понимает что «плохо». И поэтому вместо того чтобы навязывать ребенку понимание, что «хорошо», а что «плохо», гораздо результативнее было бы обеспечить ему приятные эмоции, когда он делает что – то правильно, и неприятные, когда поступает неправильно. Способности ребенка будут настолько развиваться эффективно, насколько родители успешно будут пользоваться методами похвалы и порицания. Уважение к человеку как фундаментальное моральное качество проявляется во взаимоотношениях людей деликатностью, тактичностью, вежливостью, доброжелательностью. Не менее важные качества, которые нужно формировать у ребенка, – это честность, правдивость, искренность.

Дошкольный возраст является основным фундаментом развития ребенка, стартовым началом. Дошкольник постигает мир человеческих отношений и открывает законы, по которым строятся отношения между людьми, то есть нормы поведения.

Цель – обозначить ряд методических условий, обеспечивающих формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Развивать духовно- нравственные качества ребенка следует через игру. Игра учит детей размышлять над каждым нравственным поступком, воспитывать хорошие манеры и развивать душу. Для формирования духовно- нравственных качеств используются игры, которые учат получать удовольствие от общения с другими детьми, воспитывают уважение и любовь к близким людям. Использование народных игр позволяет не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют формированию добрых отношений в коллективе, ограждают ребенка от негатива и агрессии. Широко используются игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно- нравственного развития. Игры можно использовать в проведении обрядовых праздников, например, как Пасха, Масленица, Троица и другие.

Духовно- нравственные качества личности также можно развивать с помощью детского фольклора или устного народного творчества. Ведь такие произведения бесценны.

Развитие дошкольника лежит через художественную литературу. Ребенок стремится подражать героям, которые ему нравятся, переносят это все на игру и, проживая жизнь героя в игре, получают духовный и нравственный опыт. К.Д. Ушинский считал, что литература, с который встречается впервые ребенок, должна вводить его в мир народных чувств, народной жизни [1]. Такая литература приобщает ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, это устное народное творчество: пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. Сказки детям помогают отличать добро и зло, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо. Сказка осуждает такие черты характера, как лень, жадность, скупость, и одобряет смелость, трудолюбие и верность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Каждая сказка учит ребенка быть дружелюбным и, трудолюбивым. Усиливает воспитательную суть сказки музыка. По мнению ученого Р.С. Буре, музыка является одним из наиболее эффективных путей эстетического воспитания, так как отражает состояние внутреннего мира человека, влияет на формирование нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости, музыка воодушевляет и сплачивает на совместную деятельность Люди древности не могли объяснить эти явления, потому что считали музыку магической. Постоянное общение ребенка с музыкой способствует более чуткому и глубокому реагировать на все явления окружающей жизни, в том числе и духовно- нравственной. Роль музыки в сказках заключается в том, что она не просто иллюстрирует основные нравственные истины, но переводит их в «живую плоть и кровь», формирует убеждения и тем самым вносит незаменимую лепту в процесс становления духовно-нравственного мира ребенка.

Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельной песни. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает и убаюкивает малыша. Такие песни способствуют накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного народного творчества не используется, больше он предназначен для матерей. В детском саду используется такой жанр устного народного творчества, как потешки. Потешки воспитывают и учат понимать, что хорошо, а что плохо. Также потешки, поговорки, пословицы можно использовать в режимных моментах.

Целесообразно на занятиях в детском саду проводить беседы на нравственные темы. Такие беседы включают в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой произведения, игры и задания. Так же можно провести экскурсию в православный храм, познакомить детей с его архитектурой, особенностью, его назначением. В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие воспитателей и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам.

В силу особенностей возраста детям свойственна импульсивность и непосредственность. Взрослому нужно правильно направлять вспыхнувшее чувство малыша. Ребенку нравится, когда его хвалят взрослые, он учится любить окружающих, быть отзывчивым, сопереживать другим. Эти гуманные чувства помогают ребенку расти нравственно. Уроки добра не проходят бесследно, ребенок учится жить в коллективе, с одной стороны, его учат этому взрослые, а с другой, он сам этому учится. Общение с ребенком должно строиться на доверии, на чувстве глубокой любви, уважении его личности, прав. Такой стиль воспитания способствует развитию любого ребенка.

Взрослые должны быть всегда рядом с малышом, их задача- правильно оценить настоящее и показать перспективы будущего, превращая простые будни в целостные уроки жизни. Только при таких условиях ростки духовной нравственности пустят глубоко корни, помогут растущему человеку достойно жить среди других людей.

Нами проводилось исследование на базе МБДОУ Детский сад № 52 г. Арзамаса Нижегородской области. Сбор информации об эффективности духовно- нравственного развития проводился в начале и конце учебного года. Вначале было проведено анкетирование родителей и воспитателей. Опрос воспитателей показал – все уверены (100 %), что духовно – нравственное развитие и формирование духовно- нравственных качеств нужно начинать с дошкольного возраста.

Итоги анкетирования родителей в начале года показали, что они не придавали большого значения развитию духовности детей, но потом ответы родителей изменились в положительную сторону.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в результате улучшения партнерских отношений детей и родителей наблюдается рост духовно- нравственного развития детей. Большинство родителей считают, что формировать духовно-нравственные качества нужно обязательно, чтобы ребенок рос не эгоистом, а был дружелюбным.

Кроме того, для родителей и детей становятся значимы традиции. Так, родители считают, что нужно отмечать праздники и рассказывать детям о них, чтобы они ценили и соблюдали традиции в дальнейшем. Также из наблюдений за детьми, бесед с ними, можно сказать, что дети любят своих близких, детский сад, свою малую Родину, национальную культуру, интересуются народными традициями. Дети осваивают нормы поведения и применяют полученные знания в добрых делах и поступках.

Выводы

Духовно-нравственное воспитание в современном обществе будет успешным, если будут созданы условия, способствующие формированию культурного поведения. Можно сказать, что формирование духовно- нравственного воспитания во многом зависит от методов воспитания и от условий, в которых он живет.

Библиографическая ссылка

Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Жесткова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 748-750;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7234 (дата обращения: 23.03.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник