Жукова мастюкова если ребенок отстает в развитии
Смирнова Елена Владимировна (логопед), Смирнова Ирина Николаевна (логопед – дефектолог).
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №3 Костромской области»
ВНИМАНИЕ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК».
В современном мире мы часто встречаемся с тем, что одни дети развиваются нормально, а другие имеют существенные отклонения в развитии.
Биологический фактор развития. Рождение ребенка физически здоровым, зависит от ряда факторов: наследственности, нормально проходивших беременности матери и физиологических родов. Сохранность биологической основы обеспечивает ребенку возможность развиваться в соответствии с возрастом.
Социальный фактор развития. Недостаточно быть здоровым только физически: ребенок нуждается в благоприятной социально-педагогической развивающей среде, включающей предметно-игровое окружение, условия для продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда), коммуникативного развития, т. е. общения с любящими взрослыми и сверстниками. Социальное окружение, по сути, делает ребенка человеком (этот процесс психолог А. Н. Леонтьев называл «очеловечиванием»).
Фактор активности самого ребенка, объединяющий двигательную, познавательную, коммуникативную, речевую и другие функции, — это активная позиция ребенка по отношению к окружающему миру предметов и людей.
Все перечисленные факторы неразрывно связаны друг с другом. Недостаточность даже одного из них может привести к существенной дисгармонии развития, нарушению его целостности.
Как правило, дети с отклонениями в развитии очень рано начинают беспокоить родителей. «Не ходит», «не говорит», «не интересуется игрушками», «недостаточно понимает обращенную речь», «боится детей», «двигательно беспокойный», «агрессивный» — с этими и другими жалобами родители чаще всего обращаются за помощью. На вопрос родителей, с какого возраста следует начинать заниматься ребенком, если он отстает в развитии, ответ только один: немедленно.
В настоящее время доказано, что дети даже с не резко выраженными отклонениями в развитии, наблюдаемыми в первые годы жизни, в дальнейшем при отсутствии лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий испытывают затруднения в обучении.
Умственная отсталость, является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы. Такой ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Эта истина довольно трагична для родителей умственно отсталых детей, так как им хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал «как все».
Важным моментом обучения и воспитания является организация игр с участием таких детей. Игра для таких детей, участниками которой являются не только родители, воспитатели и сверстники преподноситься как терапия, которая помогает ребенку осознать не только свою значимость, но и понять, что он является равноправным членом современного общества.
Индивидуальный подход играет существенную роль, ведь дети все разные и имеют не только отклонения разной степени тяжести, но и усваивают материал по- разному.
Не важно, кто перед вами: малыш или старший школьник – важно создать благоприятную дружескую атмосферу, которая помогла бы ребенку раскрыться.
Неудивительно, что ребенок очень любит играть, пожалуй, игру можно назвать ведущей деятельностью у детей с отклонениями.
В игре ребенок не только усваивает общественные нормы, но и развивает некоторые способности, которые помогают ему не только в учебе, но и в жизни.
Способы решений проблем при отставании детей:
1)Заняться проблемой самим и ненавязчиво, в форме игры, подавать пример, показывать, как можно делать. Дети, имеющие хорошую привязанность к своим родителям, стремятся им подражать, и вскоре вы вместе будете радоваться успехам вашего чада.
2)Передоверить своего ребенка специалистам, которые буду работать по заданному вами направлению.
В обоих случаях не стоит ожидать мгновенного успеха, не стоит «гнать лошадей». Пройдет довольно много времени, пока ваш ребенок «догонит» других детей.
Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить. Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
В игры с ребенком необходимо постепенно включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Такие игры-занятия следует проводить регулярно, желательно ежедневно и лучше 2 раза в день. Их продолжительность может быть самой разнообразной: от 2-3 мин, впервые дни занятий до 20-30 мин с детьми, более, старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую «умственную работоспособность». Задания располагайте по степени трудности их выполнения детьми.
Мы предлагаем в своей статье некоторые из игр:
1.Игры на развитие слухового внимания и памяти проводится в игре с использованием хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек:
Отгадай, что звучит. Нужно показать ребенку, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет и постарался угадать, какой предмет издает такой звук.
Разговор шепотом.Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 — 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
Посмотрим, кто говорит.Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
Слышим звон и знаем, где он.Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
2.Игры на развитие зрительного внимания и памяти. Этому способствуют игры на запоминание:
Угадай, что исчезло.Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки. Покажите ребенку игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвернуться, когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить угадать, какая игрушка спряталась. Постепенно игру нужно усложнять, не только убирать, но и добавлять одну игрушку.
3.Игры на сличение и сортировку предметов по цвету, форме и величине. Умение сличать предметы и явления, находить у них общее, что их объединяет, и то, что их различает, учит ребенка самостоятельно мыслить.
«Малахитовый ряд». Понадобятся камешки черного, белого цветов разной формы и величины. Продолжи ряд, при этом дается образец ряда (можно нарисованный или выложенный из камней).
Найди цвет.Для игры понадобится коробка цветных карандашей и лист белой бумаги. Чем старше ребёнок, тем большее количество карандашей должно быть в коробке. 3-х летнему ребёнку достаточно 4 цвета (красный желтый, зеленый, синий). Нарисуйте на листе бумаги небольшие фигурки (кружочки, квадратики, овалы, треугольники, колечки) в ряд каждым карандашом. Сколько карандашей в коробке, столько цветных фигурок должно получиться. Фигурки могут повторяться, главное, чтобы они были простыми и разных цветов. Покажите свой рисунок ребёнку, дайте ему коробку карандашей и попросите его нарисовать под каждой фигуркой точно такую же – такой же формы и цвета.
4.Игры на классификацию предметов по их назначению. Рекомендуемые группировки предметов: 1) одежда и обувь («Оденем Машу ну улицу»); 2) мебель («Новоселье»); 3) посуда («Встретим гостей»); 4) транспорт («Едем в отпуск»); 5) игрушки («Разложи на полочки»).
5.Игры на развитие речи. Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию необходимо проводить занятия по лексическим темам : времена года, овощи, фрукты, игрушки, домашние животные , посуда , мебель и т. д .Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Далее приведены типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.
Времена года. Закрепление понятий о явлениях природы, происходящих в данное время года. Активизировать словарь по теме, предлагать ребенку, выбирать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснять, какое явление на них изображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).
Один – много. Учить образовывать существительные множественного числа.Взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.
Назови ласково. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).
Чудесный мешочек. Закрепить названия предметов и их свойства.
Перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
1)Ребенок по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
2)Ребенок должен в мешочке нащупать предмет и назвать не глядя.
6.На развитие мелкой моторики. Развитие пальцев рук и подготовки руки к письму:
Игры с прищепками:Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Для начала возьмите руки ребенка в свои и выполните упражнение в месте с ним.
Игры с крупой требуют определенной сноровки и терпения, поэтому они подойдут для детей старше 1,5 лет. Подойдет любая крупа.
«Пальчиковые рисования». Рассыпьте крупу ровным слоем на какой-либо поверхности (для Вас будет удобнее использовать поднос, который легко можно вымыть после игры) и проведите пальцем так, чтобы получилась линия. Попросите малыша повторить. Первое время это могут быть обыкновенные линии и зигзаги, затем переходите на более сложные рисунки (геометрические фигуры, домики и т.д.).
«Мастерская аппликаций» можно предложить делать из разных круп. Основой при этом должен быть плотный картон, в качестве клеящего материала лучше всего подойдет клейстер из крахмала.
«Веселые пальчики». Интересное задание с соленым тестом месить, отрывать от него небольшие кусочки. Сделайте несколько маленьких шариков из теста и предложите ребенку их размять (как бы размазать) одним пальчиком. Можно раскатать (или размять руками). Небольшие пласты теста и использовать их как основу для аппликации: «наклеивать» на них те же макароны, фасоль, горох.
Рекомендации по проведению занятий:
Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания, хвалите даже за незначительные успехи. Разговаривайте с ребенком четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
Все перечисленные временные затруднения в познавательной деятельности и нарушения центральной нервной системы, если к ним не будет своевременно привлечено внимание школы и семьи, могут привести к так называемой педагогической запущенности, которая чаще всего и отождествляется с умственной отсталостью.
Список литературы:
1. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятия с детьми». М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 1996 г;
2.Забрамная С.Д. (Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение, Владос, 1995. );
3.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993;
4. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие М.: Сфера , 2004.;
5. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». М., 2001г. «…Ребенок отстает в развитии? Семейная школа: учебно-методическое пособие 6./ О. П. Гаврилушкина. — М.: Дрофа, 2010. — 207, [1] с. — (Дошкольник. Коррекция)….».
Источник
Имя Начало Окончание Цена +доставка Ставки |
---|
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии М: Медицина, 1993. 1000.00 р. |
Н.С. Жукова Е.М. Мастюкова Если ваш ребенок отстает в развитии. 90.00 р. |
Усов И. Н., Гресь Н. А., Горбачева Е. Г. Медицинская помощь детям в условиях поликлиники 490.00 р. |
Родителям о ребенке первого года жизни 1992 Ред. Лукьяновой Е.М. Уход за ребенком Воспитание Лечение 400.00 р. 500.00 р. |
Родителям о ребенке первого года жизни 1991 Ред. Лукьяновой Е.М. Уход за ребенком Воспитание Лечение 500.00 р. 600.00 р. |
Журба Л. Т. ; Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни 790.00 р. |
Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И. Готов ли ваш ребенок к школе 6-7 лет (2000) 120.00 р. |
Василевская Л. Н., Вихляева Е. М. Миома матки Серия: Библиотека практического врача. 80.00 р. |
Островерхов Г. Е., Лубоцкий Д. Н., Бомаш Ю. М. Оперативная хирургия и топографическая анатомия 790.00 р. |
Василевская Л. Н., Вихляева Е. М. Миома матки 80.00 р. |
Исаев Д. Н. Каган В. Е. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты 155.00 р. |
Исаев Д. Н. Каган В. Е. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты 155.00 р. |
Исаев Д. Н. Каган В. Е. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты 155.00 р. |
Зуйкова В.Н., Янчевская Е.А. Перекрой одежды для детей. М., Легкая индустрия, 1969,190 с. 250.00 р. |
Жукова Н. Букварь. Пособие по обучению дошкольников правильному чтению. 2008 г. 180.00 р. |
Жукова Н.; Волина В.; Ундзенкова А. и др. Завтра в школу (2001) 150.00 р. |
Н. В. Кобозева , М. Н. Кузнецова , Ю. А. Гуркин Гинекология детей и подростков 100.00 р. |
В.Н.Кардашенко., Е.П. Стромская. Подготовка ребенка к школе. Изд-во Медицина 1968 лк 150.00 р. |
Е0844 Права детей Полиция 1993 Австрия 1м п/с б/з Пруф ** 600.00 р. |
Гребешева И. И., Ананьева Н. А., Грибакин С. Г. Ваш ребенок Серия: Научно-популярная литература. 50.00 р. |
Уточните поиск: букинистика медицинская литература учебник учебное пособие |
6-7 лет. Готов ли Ваш ребенок к школе. Тесты. Кутявина Н.Л. Гаврина С.Е. Топоркова И.Г. 100.00 р. |
Гребешева И. и др. Ваш ребенок. М Медицина 1990 г. 382 с. тверд. переплет 90.00 р. |
Гигиена детей и подростков. Сердюковская Г.Н., Сухарев А.Г., Белостоцкая Е.М. 1986 г. 200.00 р. |
Комаровский Е.О. Начало жизни вашего ребенка: Книга для пап и мам. Харьков: Фолио 1996г. 351с. тверд 100.00 р. |
Сердюковская Г.Н., Сухарева Л.М., Стан В.В. Гигиена детей и подростков. Москва Медицина 1989 (Б8818) 163.00 р. 183.00 р. |
Бадалян Л.О., Таболин В.А., Вельтищев Ю.Е. Наследственные болезни у детей. М. Медицина 1971г. 368с., 200.00 р. 230.00 р. |
Коновалов С. С., Богатырева Е. Н. Я забираю вашу боль. Энергия сотворения 250.00 р. |
Кропачев А. М. Хронические пневмонии у детей. изд. 2-е, исправл.и доп. (Библиотека Практического Вра 200.00 р. 230.00 р. |
№2598 Игнатова М. С., Вельтищев Ю. Е. Болезни почек у детей. М. Медицина. 1973г. 312 с., илл. тверды 200.00 р. |
Пугачев А. Г., Дмитриев М. Л., Кущ Н. Л. Очерки гнойной хирургии у детей 390.00 р. |
Вы и ваш ребенок..Е.Н. Корнеева.2011 год..Москва 20.00 р. |
Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А, Ребенок в карусели разво… (Спб) 300.00 р. |
Островерхов Г. Е., Лубоцкий Д. Н., Бомаш Ю. М. Курс оперативной хирургии и топографической анатомии 790.00 р. |
Островерхов Г. Е., Лубоцкий Д. Н., Бомаш Ю. М. Курс оперативной хирургии и топографической анатомии 790.00 р. |
Жуковский М.А., Щербачева Л.Н., Алексеева Р.М., Трофименко Л.Н. Сахарный диабет у детей. Справочное 100.00 р. 120.00 р. |
Жуковский М. А., Щербачева Л. Н., Алексеева Р. М. Лечение сахарного диабета у детей 100.00 р. |
Жуковский М. А., Щербачева Л. Н., Алексеева Р. М. Лечение сахарного диабета у детей 100.00 р. |
Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. 1991г. 240.00 р. |
Редакторы Лукомский П. Е. и Савицкий Н. Н. Ответственный редактор проф. Тареев Е. М. Руководство … 465.00 р. |
Редакторы Лукомский П. Е. и Савицкий Н. Н. Ответственный редактор проф. Тареев Е. М. Руководство … 465.00 р. |
Редакторы Лукомский П. Е. и Савицкий Н. Н. Ответственный редактор проф. Тареев Е. М. Руководство … 465.00 р. |
Способности ваших детей. Сост. Н. П. Линькова и Е. А. Шумилин. М. Просвещение 1969 г. (Б10631) 183.00 р. 203.00 р. |
Зернов Н. Г., Поляков В. Е. Кроветворение у ребенка 150.00 р. |
Книга: Мартынов С. М. «Здоровье ребенка в ваших руках. Советы практического врача-педиатра». 100.00 р. |
Ред. Лукьянова Е. М. Здоровье матери и ребенка. Энциклопедия 200.00 р. |
Бодяжина В. И., Жмакин К. Н., Кватер Е. И., Малиновский М. С., Сыроватко Ф. А. Гинекология 200.00 р. |
Неманов И.Н.; Рожнова М.А.; Рожнов В.Е. «Когда духи показывают когти… » 1969 г 245.00 р. |
Кононов Ю.В., Кононова З.Н. Бог земли. М. Русский Духовный Центр 1993г. 176 с. Мягкий переплет, обыч 150.00 р. 180.00 р. |
Лукьянова Е.М.,Омельченко Л.И. Хронические ангиохолециститы у детей. Библиотека практического врача. 700.00 р. 770.00 р. |
книга МАТЬ И ДИТЯ энциклопедия развития вашего ребенка С-П., 2002, НЕВА, ЛАВРЕНОВА, ЛАВРЕНОВ 130.00 р. |
Показать еще 50 …
Источник
4. Дисциплина. Предполагается, что уверенный в любви и поддержке со стороны взрослых ребенок должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя обязательства. Важно, чтобы родители понимали, что «наказание» и «дисциплина» суть не одно и то же. Наказание предполагает, что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран четкий алгоритм взаимной ответственности.
Коррекционная работа с родителями должна быть направлена на преодоление ими неправильных, ведущих к искажению психосоциального развития ребенка стилей воспитания. Педагог в состоянии справиться с данной задачей только вместе с родителями, а для этого он должен уметь определить ее и учесть в своей работе, разъясняя родителям негативные последствия неправильного воспитания.
Рассмотрим наиболее типичные стили ошибочного воспитания.
1.Эмоциональное неприятие ребенка.
При неприятии все в ребенке вызывает у родителя досаду: и ест не так, и плачет слишком много, и т.д. Неприятие всегда приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе: если ребенка не любят собственные родители, у него не может быть уверенности в собственных силах. В конце концов, у ребенка возникает ответное неприятие родителей, которое может быть перенесено и на других взрослых. В характере ребенка формируются черты неустойчивости, негативизма, демонстративное. При слабом темпераменте формируется полная зависимость от других людей.
2.Гиперсоциальное воспитание.
При этом стиле осознанного неприятия нет, но и учета особенностей ребенка тоже нет. Он должен следовать в своем развитии жесткой родительской программе в соответствии с «идеальными» в настоящее время предписаниями ученых или модой. В результате у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности, постоянного несоответствия родительским ожиданиям, что приводит к формированию тревожно-мнительного характера.
3.Тревожно-мнительное воспитание.
Ребенка исступленно любят, и такая любовь превращается в страх потерять его. Часто данный тип воспитания наблюдается в семьях с единственным ребенком, ослабленным или поздно появившимся. Ребенка не отпускают гулять, не разрешают играть со сверстниками, в результате все этапы социализации он проходит со значительным отставанием и испытывает выраженные трудности адаптации к новым ситуациям, в частности к ДОУ.
4.Эгоцентрическое воспитание.
При данном типе воспитания ребенок растет при полном отсутствии хоть какой-то дисциплины. Все его желания удовлетворяются немедленно. Он кумир всей семьи, и ему все можно. В результате ребенок не приучен принимать и понимать интересы других людей, произвольный контроль у него резко снижен. Он не может ждать своей очереди, малейшие преграды воспринимает агрессивно. В коллективе уживается с трудом. Могут возникнуть демонстративные реакции по мере роста неуверенности в себе.
Список используемой литературы
1. Безрукова Е.З., Забрамная С.Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. Свердловск, 1974.
2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001.
3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.
5. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М., 2003
Источник