Здоровый ребенок закономерности роста и развития
Рост и развитие и являются неотъемлемыми свойствами всего живого. Вопросы возрастных особенностей человеческого организма изучает возрастная анатомия. Развитие – процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы. Одной из основных особенностей развития ребенка, в отличие от взрослого, является рост, т. е. «процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом».
К основным закономерностям онтогенеза детей относятся:
· неравномерность темпов роста и развития;
· неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);
· обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);
· обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами;
1. Неравномерность темпа роста и развития. Рост и развитие человека происходит непрерывно, но неравномерно. Выделяют этапы активного роста (до 1 года, 6 – 7 лет, 11 – 13 лет), которые сменяются периодами дифференцировки (т. е. специализации) органов и тканей.
2. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность). Созревание разных систем происходит неравномерно, что связано с неодновременным становлением функций организма. Например, в первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга. Это и понятно, ведь именно нервная система обеспечивает формирование связей с внешней средой, которое интенсивно происходит у детей младшего возраста. Развитие половых функций, наоборот, начинается после 12 лет, так как до этого них нет необходимости.
3. Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм). Органы и системы по-разному развиваются у мальчиков и девочек. Так, до начала полового созревания мальчики имеют более высокие значения антропометрических показателей. В период полового созревания это соотношение меняется на противоположное. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они вновь опережают девочек по антропометрическим показателям. Кроме того, наблюдается неодинаковый темп развития мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различия имеются не только в физической работоспособности, но и в психическом развитии.
4. Обусловленность роста и развития генетическими и средовыми факторами. Развитие любого организма определяется двумя группами факторов: генетическими и факторами среды. Гены контролируют синтез белка, что обеспечивает формирование организма как непосредственно (синтез структурных белков), так и косвенно (синтез гормонов и рецепторов). Однако факторы внешней среды существенно влияют на процесс формирования, стимулируя или угнетая его. Таким образом, развитие конкретного организма зависит как от генетического кода, полученного от родителей, так и от среды, в которой ребёнок рос.
Развитие разных систем в неодинаковой степени определяется генетическими и средовыми факторами. Например, масса тела детей и подростков в большей степени подвержена действию факторов среды. Она преимущественно определяется количественным и качественным составом пищи, режимом питания, двигательной активностью, организацией физического воспитания. Тип высшей нервной деятельности, сила и подвижность нервных процессов, наоборот, в основном определяются генетическими факторами.
Все перечисленные закономерности развития детей необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на улучшение роста, гармоничного развития охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. (Слайд 14)
Возрастные периоды
1)Период новорожденности (до ) Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды.
2)Грудной возраст (до 1 года) По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см). Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых.
3)Преддошкольный, или ясельный возраст (от года до 3 лет) Ранний детский возраст — от года до трех лет — называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Появляются зубы (к концу года их должно быть 8), увеличивается количество пищеварительных соков, повышается их концентрация. У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).
4)Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Благодаря дальнейшему развитию мышц и систем двигательной регуляции дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.
5)Школьный возраст (от 7 до 17 лет) В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры. Благодаря усиленному в этот период нтеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.
6)Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными. (Слайд 15)
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 5363 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Созревание детского организма. Каждый человек проходит в своем развитии три этапа: созревание, зрелый возраст и старение. Созревание детского организмасопровождается ростом, развитием и формообразованием.
Рост ребенка — это количественные изменения, происходящие в развивающемся организме: увеличение количества клеток, массы тела и его размеров.
Развитие ребенка выражается в качественных изменениях происходящих в организме. Многие органы детского организма проходят сложный путь развития и формирования. Таковы окостенение скелета, формирование мышц, нервной системы, изменение функций желез внутренней секреции, половое развитие. Формирование организма не завершается в детском возрасте: оно продолжается и в юношеском, и в зрелом, и. в старческом возрасте.
Формообразованием называют процесс изменения пропорций растущего организма. Форма тела людей в разном возрасте неодинакова. Новорожденный ребенок имеет большую голову, короткие ноги, а взрослый человек — относительно, небольшую голову и длинные ноги. Высота головы у новорожденного составляет ¼,у ребенка младшего школьного возраста — 1/6, а у взрослого человека – 1/8 длины тела. Ноги у взрослого человека составляют ½, а у новорожденного – 1/3 длины тела.
Закономерности роста и развития. Постоянное количественное и качественное изменение организма происходит непрерывно в течение всей жизни.
В процессе роста и развития организм ребенка изменяется, обновляется, в нем появляются новые клетки, отмирают старые, развиваются некоторые функции.
Большая роль в перестройке организма принадлежит нервной системе и железам внутренней секреции.
Рост и развитие ребенка отличаются не только непрерывностью, но и неравномерностью. На первом году жизни рост ребенка увеличивается на 25 см, на втором – рост замедляется, после чего ежегодная прибавка составляет 10 см. У детей младшего школьного возраста рост еще более замедлен: годовая прибавка составляет всего 3-5 см. Дальнейшее усиление роста наблюдается в начале периода полового созревания (у девочек к 11—12, у мальчиков к 14—15 годам). До 10 лет мальчики и девочки растут с одинаковой скоростью, но, начиная с 11—12 лет, девочки обгоняют в росте мальчиков. Мальчики начинают обгонять девочек в росте с 14—15 лет.
Неравномерность развития сказывается и на массе тела детей. Масса тела ребенка за первый год жизни утраивается, в дальнейшем годовая прибавка массы снижается и составляет 2—3 кг. Усиленная прибавка массы тела наблюдается в период полового созревания и составляет 4—5 кг у девочек и 7-8 кг у мальчиков. Увеличение массы головного и спинного мозга заканчивается в младшем школьном возрасте, но совершенствование функций нервной системы продолжается во все последующие годы.
Как правило, усиленный рост ребенка сопровождается замедлением процессов дифференцировки и, наоборот, усиленная дифференцировка вызывает замедление роста организма. Например, сердце ребенка усиленно растет в течение первых двух лет, а дифференцировка тканей сердца в этот период очень незначительна. У детей младшего школьного возраста размер и объем сердца увеличиваются постепенно, зато происходит интенсивное совершенствование его нервного аппарата. В младшем подростковом возрасте рост, увеличение объема сердца и дифференцировка его тканей происходят равномерно.
Неравномерность роста и развития организма ребенка сказывается не только на физическом, но и на психическом развитии. Дети одного возраста могут иметь разный уровень психического развития. Это зависит не только от темпов индивидуального развития интеллекта, но и от тех условий, в которых ребенок воспитывается.
В развитии организма человека различают ряд периодов:
Новорожденный………………………. Грудной возраст………………………. Раннее детство………………………… Первое детство………………………… Второе детство………………………… Подростковый возраст……………….. Юношеский возраст………………….. Зрелый возраст первый период………. Зрелый возраст второй период………. Пожилой возраст……………………… Старческий возраст…………………… Долгожители…………………………… | 1-10 дней 10 дней до 1 года 1-3 года 4-7 лет 8-12 лет (м), 8-11 лет (д) 13-16 лет (м), 12-15 лет (д) 17-21 год (юноши), 16-20 лет (девушки) 22-35 лет мужчины, 21-35 — женщины 36-60 лет мужчины, 36-55 – женщины 61-71 год мужчины, 26074 – женщины 75-90 (мужчины и женщины) 0т 90 года (мужчины и женщины) |
Эта периодизация была принята в 1965 г. на симпозиуме, посвященному проблеме возрастной периодизации, организованном Институтом возрастной физиологии и физического воспитания.
К моменту рождения у ребенка созревают те функциональные системы, которые обеспечивают ему выживание. Другие функциональные системы к моменту рождения созревают не полностью или вообще недоразвиты еще в течение долгого времени. Так, у младенцев проявляются безусловные, т. е. биологически значимые, рефлексы. Примером таких рефлексов могут служить сосательный, глотательный, мигательный, хватательный рефлексы, а также рефлексы кашля, чихания.
Ребенок не выживает, если у него отсутствует сосательный или глотательный рефлекс. В то же время у младенца недоразвиты, например, костно-мышечная, нервная и эндокринная системы, не функционирует половая система.
Количественные и качественные показатели роста и развития детей младшего школьного возраста. Количественные и качественные показатели роста и развития детей называют антропометрическими показателями. К ним относятся данные, получаемые при измерении роста, массы тела и окружности грудной клетки. Они дают достаточно полные сведения о физическом развитии ребенка.
Измерения роста стоящего ребенка позволяют судить о развитии его костного аппарата, измерения роста сидящего ребенка дают сведения о возрастных изменениях пропорций его тела. Измерения массы тела ребенка свидетельствуют о развитии его мышечной системы, об его упитанности. Измерения объема грудной клетки и ее подвижности при вдохе говорят о степени развития дыхательных мышц ребенка.
Полученные данные сопоставляют со стандартами физического развития детей и устанавливают соответствие или несоответствие их средним показателям стандартов. Пользуясь стандартами, следует учитывать, что для каждой местности есть свои средние стандарты, которые не вполне соответствуют стандартам показателей физического развития детей в других местностях. На физическое развитие детей оказывают влияние, например, различия условий жизни в разных климатических поясах, в городе и сельской местности и пр.
Акселерация. Комплекс явлений, характеризующий ускоренное развитие детей, называют акселерацией. Это явление было замечено в XX в. Во многих странах мира дети в возрасте 6—14 лет перегоняют по ряду показателей своих сверстников, живших 100 лет назад. Так, рост детей 7—13 лет увеличился на 10—15 см, а масса тела возросла на 8—10 кг. Процесс акселерации сказывается не только на увеличении роста и массы тела, но и на сроках полового созревания, психического и интеллектуального развития. Так, физическая зрелость, наступает ныне на несколько лет раньше, чем 100 лет назад. Для юношей эти сроки определялись в 25— 26 лет, а в настоящее время — в 18—19 лет, у девушек менструации появлялись в возрасте 16—17 лет, а на современном этапе — в 12—14 лет и даже раньше.
Единого мнения о причинах, вызвавших акселерацию, нет. Очевидно, данный процесс обусловлен комплексом причин, в. числе которых следует отметить и социальные, и биологические: улучшение питания, снижение инфекционных заболеваний, занятия спортом, развитие средств массовой коммуникации, постоянно увеличивающийся поток информации, образ жизни, новые формы и методы, обучения и пр. Механизм процесса акселерации еще далеко не выяснен.
Процесс акселерации требует от школы, общественности и семьи большого внимания.
Глава 2
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 6183; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Медицинский работник СЭС,
осуществляя контроль за здоровьем и развитием подрастающего поколения, -может
правильно оценить полученную информацию только с учетом возрастных особенностей
детского организма. Только на их основе можно составить правильный режим дня
детей в организованных коллективах, организовать учебно-воспитательный процесс,
питание, физическое воспитание, а также осуществить гигиеническое нормирование
факторов окружающей среды.
Организм человека —: это
единое целое, в котором все чрезвычайно тесно взаимосвязано и
взаимообусловлено. В нем нет главных и второстепенных органов и систем.
Рост и развитие — две
взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Рост — это общебиологическое
свойство живой материи, которое выражается в количественных изменениях:
увеличении органов и организма в целом за счет увеличения размеров и массы
отдельных клеток, тканей. Развитие — это качественное изменение, переход из
одного состояния в более совершенное. Оно заключается в морфологической
дифференциации клеток, тканей, органов.
Организм ребенка отличается
от организма взрослого особенностями строения и функций отдельных органов и
систем. Главная особенность организма ребенка — это состояние непрерывного
роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные
(развитие) изменения. Количественные изменения, постепенно нарастая, переходят
в качественные. В этом заключаются единство и взаимосвязь роста и развития.
Развитие растущего организма
подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в
морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным
периодам. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими
свойствами, которые являются основой дальнейшего физического и психического
развития организма. Уже с первых месяцев жизни определяющим фактором, влияющим
на ход этого развития, является окружающая среда. В отдельные возрастные
периоды рост и развитие органов и систем протекают неравномерно (гетерохронно).
Особенности роста и развития детского организма обусловлены также половыми
различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития,
когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. К ним
относятся периоды новорожденное, время первого прикорма и переход на новые виды
пищи, начало самостоятельной ходьбы, возраст 6—7 лет, период полового
созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет (мальчики).
Иллюстрацией указанных
закономерностей являются последовательные изменения длины и массы тела, уровня
деятельности всех систем организма, наблюдаемые у новорожденного, грудного
ребенка, дошкольника, школьника, подростка. Уже отмечалось, что рост и развитие
ребенка происходят неравномерно, периоды ускорения сменяются периодами
замедления. Быстрее всего растет масса головного мозга. У новорожденного она
составляет 25% от массы мозга взрослого человека, в 6 мес — 50%, в 27z года —
75%, в 5 лет — 90%, в 10 лет — 95%. Между тем масса всего тела новорожденного
составляет только 5%, а в 10 лет —только 50% от массы тела взрослого человека.
Наиболее интенсивно
увеличивается масса тела во внутриутробный период — за 9 мес в 1 млрд. 20 млн.
раз, а за 20 лет после рождения всего лишь в 20 раз.
Неравномерно возрастает и
длина тела (рост). Интенсивный рост тела в длину наблюдается в первый год жизни
и в период полового созревания (12—15 лет). Неравномерность роста отдельных
частей тела изменяет его пропорции. За весь период роста длина ног
увеличивается в 5 раз, рук — в 4, туловища — в 3 раза. Голова новорожденного составляет
‘Д, а у взрослых — 1/8 длины тела.
К закономерностям роста и
развития относятся половые различия. Период полового созревания наступает неодновременно:
у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия проявляются не только в
темпах роста и развития, но и в деятельности нервной, эндокринной и других
систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками в
поведении, интересах.
Организм ребенка с момента
рождения испытывает множество разнообразных воздействий. Некоторые из них имеют
чрезвычайно важное значение для его роста и развития (например, биологические
ритмы, двигательная активность).
Известно, что все жизненные
процессы в организме протекают ритмично. В определенном ритме работают сердце,
легкие, печень, почки, ритмично изменяется температура тела, электрическая
активность головного мозга. Несмотря на то что каждый физиологический процесс
имеет свой ритм, все они подчинены единому суточному ритму, который формируется
под влиянием гелиофизических и социальных сигналов. К первым относятся смена
дня и ночи, суточные колебания температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления и др., ко вторым — режим дня, характер деятельности и т.д. Для
человека ведущим фактором, формирующим биологические ритмы его организма,
служит смена дня и ночи. Поэтому все жизненные процессы в нем соответствуют
этой периодичности. В суточном цикле можно выделить несколько пиков и спадов
деятельности организма. Первый пик соответствует временному периоду от 8 до 12
ч, второй — от 17 До 19 ч. Учет данных биоритмологии чрезвычайно важен в
гигиене детей и подростков (организация режима дня, определение времени для
учебных занятий в школе, домашних заданий, для отдыха, занятий физкультурой и
т. д.).
Важным фактором роста и
развития ребенка является оптимальная двигательная активность . Если она
систематически удовлетворяется, то организм растет и развивается нормально.
Недостаточная двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия)
способствует формированию различных видов патологии у детей и подростков
(например, ожирение, болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы,
опорно-двигательного аппарата, органа зрения и др.).
Чтобы правильно организовать
медицинское наблюдение за детьми и подростками, за учебно-воспитательным
процессом, необходимо разделить отдельные возрастные периоды, в пределах
которых рост, развитие, физиологические особенности организма тождественны, а
реакция на воздействие факторов относительно однотипна (возрастная
периодизация). В зависимости от целевого назначения существуют разные
возрастные периодизации. Одна из первых была создана в начале XX века русским
педиатром Н. П. Гундобиным. Эта периодизация не потеряла своего значения в наши
дни. В настоящее время широко пользуются возрастной периодизацией, основанной
на биологических принципах. Детский, подростковый и юношеский возраст
представлены в ней 7 периодами:.
1) период новорожденное (от
рождения до 10 дней);
2) грудной возраст (от 10
дней до 1 года);
3) раннее детство, (от 1
года до 3 лет);
4) первое детство (от 4 до
7 лет);
5) второе детство (от 8 до
12 лет мальчики, от 8 до 11 лет девочки);
6) подростковый возраст (от
13 до 16 лет мальчики, от 12 до 15 лет девочки);
7) юношеский возраст (от 17
лет до 21 года юноши, От 16 до 20 лет девушки).
В гигиене детей и подростков
целесообразным считается деление на периоды с учетом совокупности
анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и
обучения.
Различают следующие
возрастные периоды: 1) преддошкольный возраст — до 3 лет; 2) дошкольный
возраст — 3—6(7) лет; 3) школьный возраст:
Такая периодизация наиболее
полно отражает существующее в настоящее время разделение детских учреждений на
ясли, детский сад, школу. Подобное деление на возрастные группы в основном не
противоречит биологическому. Исключение составляет только подростковый возраст,
к которому при данной группировке относятся дети с 15, а не с 12—13 лет, так
как именно с этого возраста допускается систематическая трудовая деятельность и
проводится профессиональное обучение; на подростков 15—18 лет распространяются
определенные трудовые льготы.
Период новорожденности. Этот
период длится до 10 дней (от рождения до момента отпадения пуповины) и
характеризуется процессами приспособления организма ребенка к новым условиям
внеутробного существования. В данный период основные функции организма
находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и
функциональной незаконченностью строения органов и систем и в первую очередь
нервной системы. Проявлением незавершенности развития организма новорожденного
являются различные функциональные сдвиги: в первые 2—4 дня наблюдается снижение
массы тела (на 6—10%); желтушное окрашивание, связанное с временной
недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов;
недостаточная терморегуляция (температуры тела легко изменяется при изменении
температуры окружающей среды). К началу второй недели при соблюдении нормальных
условий питания и ухода за новорожденным большинство указанных изменений почти
полностью исчезает.
Грудной возраст. У детей в
данный период отмечается наибольшая интенсивность роста и развития. Длина тела
увеличивается примерно в 1,5 раза, а масса — в 3 раза. С 6 мес начинают
прорезываться зубы. Наблюдается быстрый темп нервно-психического развития: с
первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются
положительные эмоции. К году ребенок может самостоятельно ходить, формируются
подготовительные этапы развития речи, начинается развитие высших психических
функций: внимания, памяти, мышления. Некоторая относительная функциональная
слабость органов и систем на фоне интенсивного их роста и развития в данный
период жизни может привести к учащению случаев острых заболеваний, формированию
отклонений в здоровье (экссудативный диатез, рахит, анемия, различные
расстройства питания).
Раннее детство
(преддошкольный, или ясельный, возраст). Данный период длится от 1 года до 3
лет. На 2—3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет
абсолютные и относительные величины ежегодного, прироста размеров тела быстро
уменьшаются. Второй год жизни ребенка особо выделяется в раннем детстве в связи
с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи (запас
слов достигает 200—300). Быстрый темп морфологического и функционального
развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета в этот период
способствуют тому, что дети могут Заболеть в результате самых незначительных
нарушений в питании и гигиеническом уходе. Каждое перенесенное заболевание
может привести к развитию хронической болезни, повлечь за собой отставание в
физическом и нервно-психическом развитии.
Первое детство (дошкольный
возраст от 3 до 6—7 лет). Для этого периода характерен более медленный темп
роста. Увеличение длины тела в год составляет в среднем 5—8 см, массы тела
около 2 кг. В этот период мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга
по размерам и форме тела. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы. В
этот период продолжаются рост и функциональное совершенствование всех органов и
систем, а также интенсивное развитие интеллектуальных способностей.
Второе детство. В этот период
выявляются половые различия в размерах и форме тела, начинается усиленный рост
тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое
созревание у девочек начинается в среднем на 2 года раньше. Примерно в 10 лет
девочки обгоняют мальчиков по длине и массе тела, по ширине плеч. В среднем к
12—13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов. В период второго
детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате
чего начинают развиваться вторичные половые признаки. Последовательность
появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала
формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, в подмышечных
впадинах (половые органы развиваются одновременно с формированием молочных
желез). В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у
мальчиков.
Подростковый возраст. Его
называют также периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у
мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. У мальчиков к началу
подросткового периода только начинается половое созревание, у девочек оно уже
завершается. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста
(пубертатный скачок), который касается всех размеров тела. Наибольшая прибавка
длины тела у девочек наблюдается в возрасте от 11 до 12 лет, у мальчиков — от
13 до 14 лет.
В подростковом возрасте
происходит перестройка основных физиологических систем организма (мышечной,
кровеносной, дыхательной и др.). К концу периода основные функциональные
характеристики подростков приближаются к таковым взрослого. У мальчиков
особенно интенсивно развивается мышечная система. Формируются вторичные половые
признаки. У девочек продолжаются развитие молочных желез, рост волос на лобке и
в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем степени полового созревания
женского организма является первая менструация, появление которой
свидетельствует об относительной зрелости матки. У городских девочек СССР и
большинства европейских стран первые менструации появляются примерно в возрасте
13 лет, у живущих в сельской местности — в более поздние сроки, на 6—10 мес
позже.
Юношеский возраст. В этот
период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма и все
основные размеры тела достигают окончательной величины взрослого.
Фактором, оказывающим
определенное влияние на особенности развития детей и подростков, является
акселерация — ускорение роста и развития. Явление акселерации было отмечено еще
в конце XIX века во всех высокоразвитых странах, а в XX веке оно наблюдалось
уже в большинстве стран земного шара. За последние 30—40 лет в СССР масса тела
новорожденных увеличилась в среднем на 100—300 г, а длина— на 1,2—1,5 см; удваивается
масса тела на 4—5-м месяце жизни, а не на 5—6-м, как ранее. На год раньше,
чем в начале XX века, у современных детей происходит смена молочных зубов
постоянными. Наиболее ярко акселерация проявляется в подростковом возрасте.
Например, современные московские школьницы 12 лет по длине и массе тела
соответствуют 14-летним девочкам 1952 г. Параллельно с этим за последние 20 лет
отмечается ускорение полового созревания детей примерно на l’/г—2 года. Такие
изменения наблюдаются не только в СССР, но и в других странах. Существует
множество самых разных теорий и гипотез, пытающихся найти объяснение данному
явлению. Акселерация — феномен сложной комплексной структуры, где тесно
переплетены воздействия как биологического, так и в еще большей степени
социального порядка. В последние годы отмечено замедление темпов акселерации,
которая в прошлые десятилетия была очень выражена, особенно в крупных городах.
Многолетние динамические наблюдения _за школьниками показали, что пик
акселерации для городских школьников наблюдался в середине 70-х годов. В
ближайшие годы следует ожидать пик акселерации в сельской местности, а в
дальнейшем — окончание этого процесса.
Источник