Здоровьесберегающая среда как фактор развития ребенка

План

Введение…………………………………………………………………….3

1. Условия и факторы, влияющие на сохранение здоровья…………4

2. Технологии здоровьесберегающей среды в ДОУ…………………7

3. Программа здоровьясбережения (из опыта работы)…………….12

Заключение………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………………….16

Введение

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют, уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Большинство детей дошкольного возраста имеют разные нарушения в психофизическом развитии.

Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Здоровьетворящее образование – это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом здоровьесберегающего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название «здоровьесберегающие технологии».

Цель контрольной работы – анализ здоровьесберегающей среды как фактора развития.

1. Условия и факторы, влияющие на сохранение здоровья.

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия и факторы, влияющие на здоровье человека.

Образование – культура – здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности.

Остановимся на нескольких концептуальных позициях.

1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья детей:

-приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

-формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);

-развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.);

-воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

-формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;

-воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

-воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

-формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

-развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

-формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

2. Целостность учебно-воспитательного процесса

Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования.

3. Обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий

Например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании.

Обновление содержания образования — это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.

4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

Для формирования культуры здоровья детей необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя в каждом образовательном учреждении.

2. Технологии здоровьесберегающей среды в ДОУ

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Источник

МБОУ «Кузедеевская школа – интернат»

Доклад на МО

Тема: «Здоровьесберегающая среда как фактор успешной социализации ребёнка»

Учитель Н.Н. Никифорова

Здоровьесберегающая среда как фактор успешной социализации ребёнка

Изучение проблемы процесса социализации, а также здоровье-сберегающей среды как фактора социализации не теряет своей актуальности. Процесс социализации будет протекать успешно, только если личность будет физически, социально и психически здорова. Здоровье человека — тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной.

Под понятием «здоровьесберегающая среда» понимается окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию. Участники воспитательно-образовательного процесса должны создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщить его к соблюдению правил здорового образа жизни. Большое значение в процессе успешной социализации ребенка играет благополучная школьная среда.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая система, основу которой составляет эмоционально-комфортный и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей, не угнетающая ребёнка. Коллектив школы должен осознавать: насколько грамотно будет построена деятельность учителей по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

         На уроках педагоги должны формировать у обучающихся ценностные отношения к здоровью.  Школа — интернат — это место, где дети не только учатся, но и развиваются физически и духовно.

         Здоровье человека—это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем. Человек с хорошим физическим, психическим здоровьем быстрее адаптируется к различным факторам внешней среды.

Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

         Если принять условно уровень здоровья за 100 %, то, как общеизвестно, здоровье людей определяется условиями и образом жизни на 50 – 55 %, состоянием окружающей среды – на 20 – 25, генетическими факторами – на 15 – 20 и только деятельностью учреждений здравоохранения на 8 – 10 %

         Участники воспитательно-образовательного го процесса должны создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщить его к соблюдению правил здорового образа жизни.

Основными причинами подрыва и разрушения здоровья человека являются:

  — неувязки в психо-духовной сфере, нарушения духовно-нравственных принципов;

 — неестественный уклад жизни, неудовлетворенность работой, отсутствием полноценного отдыха, высокие притязания;

 — недостаточная двигательная активность, гиподинамия;

 — нерациональное жизнеобеспечение, несбалансированное и неполноценное питание, обустройство быта, недосыпание, нарушение сна, непосильный и изнурительный умственный и физический труд;

 — низкая санитарная культура и культура мышления, чувств и речи;

 — проблемы семейных отношений;

 — вредные привычки и пагубные пристрастия к ним.

         Важнейшей задачей сохранения и укрепления общественного здоровья является гармоничное физическое и духовное развитие обучающихся.

Микросреда (социальная среда в узком смысле) играет важную роль в процессе социализации ребенка. Здоровый психический климат в семье и школе, соблюдение гигиены умственного и физического труда, правильное благоустройство жилища, его эстетика и гигиена, следование основным правилам рационального питания оказывают существенное воздействие на становление личности ребенка.

         Психическое здоровье предполагает психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов.

        Основные этапы роста и развития ребёнка приходится на период школьной жизни – от 6 до 18 лет. Поэтому система организации

учебно-воспитательной деятельности в учреждении образования имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни.  

К основным неблагоприятным внутришкольным факторам относят:

  — несоблюдение должного санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

  — недостаток физической активности школьников;

  — несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса;

 — отсутствие индивидуального подхода к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

 — недостаточный уровень гигиенической, физиологической и психологической грамотности педагогов;

  — низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся.

         Обеспечить здоровьесбережение можно только комплексом профилактических мероприятий на всех этапах обучения, начиная с первого класса. Комплексное обеспечение здоровьесбережения предполагает совокупность педагогических, санитарно-гигиенических и медицинских мер, направленных на оптимизацию процесса обучения, охрану и оздоровление окружающей школьной среды, формирование здорового образа жизни. 

Одним из основных средств работы школы, нацеленной на охрану здоровья школьников, является  активное использование педагогических технологий,

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся, это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); это рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями); соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Данные технологии должны удовлетворять принципам

здоровьесбережения:

•   «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть   обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

  • Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  • Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровье-сберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  • Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  • Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап

Врабатывание

5 минут

Относительно невелика        

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.

2-й этап

Максимальная работоспособность        

20-25

минут

Максимальное снижение на

15-й минуте      

Продуктивная, творческая.

Знакомство с новым материалом.

3-й этап

Конечный порыв        

10-15 минут      

Небольшое повышение работоспособности        

Репродуктивная. Отработка узловых моментов пройденного материала.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения (вхождение в урок необычным способом, ответы на вопросы, улыбка, передача в кругу хорошего настроения, отступления от темы позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.)

Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач. Широко использую  в практике нестандартные уроки: уроки — игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор.

Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

Норма видов учебной деятельности на уровне 4 — 7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов.

Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:

 — неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;

 — отсутствие времени на вопросы учащихся;

Рефлексия.  Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия в конце урока помогает ребёнку осмыслить весь пройденный путь и в зависимости от целенаправленности учителя ученик выразит своё эмоциональное состояние, либо скажет о своей деятельности.

Присутствие оздоровительных моментов: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте.

Школа должна формировать у детей готовность к безболезненной интеграции во взрослое общество, к адекватному взаимодействию с социальной средой, к полноценному выполнению основных социальных функций, т.е. способность к социальной адаптации. Адаптация личности зависит от определённого резерва физических сил организма, а её важнейшим интегральным показателем является состояние здоровья ребёнка. 

Источник