Здоровье и развитие речи ребенка

Лариса Маслова
Речевое здоровье дошкольника

Речевое здоровье – это сохранность всех компонентов речи (фонетико-фонематической стороны, лексического состава, грамматического строя) и дальнейшее развитие речевой функции, а так же ее полноценное использование для общения личности в социуме.

Причины речевых нарушений.

Педагогическая запущенность. Ребенку не уделяется достаточно внимания в силу занятости родителей, либо неопытности. Это неосложненный вариант задержки речевого развития.

Токсикоз у мамы во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус-фактор или групповой принадлежности. Преждевременные роды, «кесарево сечение» (не стоит считать его безвредным для ребенка, затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и т. п.

Неблагоприятные роды, как правило, ведут к родовой травме неврологического характера. Следствием ее является синдром повышенного внутричерепного давления, неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств и пр.

ПЭП – перинатальная энцефалопатия. Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Диагноз не означает неполноценность ребенка и не должен сильно пугать родителей. Однако нельзя все оставлять как есть. Необходимо наблюдаться у врача-невропатолога и выполнять все рекомендации. Часто ПЭП, особенно недолеченный, становится причиной речевых нарушений.

Частые болезни, инфекции, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем периоде развития ребенка до 2-3 лет.

Наследственность. Если кто-то в семье имеет дефекты речи.

Снижение слуха.

Врожденные или приобретенные травмы неба, губ («заячья губа», деформация зубов. Неправильный прикус – соски-пустышки часто формируют неправильный прикус.

Короткая подъязычная уздечка. Если уздечка укорчена, движения языка ограничены, звукопроизношение нарушается.

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В 6 ЛЕТ

Словарный запас

После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета.Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту способность надо использовать, организуя игры, читая книги, просматривая телепередачи. Существует большой разрыв в количестве слов у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарем, очень осведомленные в разных областях знаний, умеющие читать и развивающие свой словарь самостоятельно, и встречаются дети, чей словарь ограничен бытовой тематикой, т. е. очень беден. Проверить состояние словаря несложно.

К 6 годам дошкольник должен:

Владеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые)

Не путать сходные предметы: кувшин-ковшик, миска-чашка, тарелка, кружка, стакан, фартук-сарафан.

Знать,из чего состоят предметы: у дерева — ствол, ветки, листья, корни, у стула — спинка, сиденье, ножки, подлокотники, выключатель, стрелки, корпус, кнопки, ремешок, кабина, кузов, руль, педали.

Владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнуть-зачеркнуть, переехал-выехал-заехал). Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет. Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют, как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут)

Подобрать антоним: высокий — низкий, узкий — широкий, толстый — тонкий, острый — тупой, молодой — пожилой.

Правильно использовать предлоги времени и пространства: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после.

К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.

Грамматический строй, связная речь

К 6 годам дети обычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. При этом все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок. Проверьте, умеет ли ребёнок образовать множественное число: стулья, окна, ведра, пни, дома.Уменьшительные и увеличительные формы слов: стульчик, платьице, креслице, камушек, домище, волчище, хвостище.Не нарушена ли структура длинных слов: электричество, милиционер, конструктор, строительный материал. Умеет ли рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке. Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями. Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, главный источник речевых образцов — это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне.

Во всем мире сейчас наблюдается информационный бум. В каждом доме есть компьютер и всевозможные гаджеты. Как ни парадоксально, но из-за этого падает наш интеллектуальный уровень. У нас пропала необходимость разговаривать друг с другом, мы научились общаться посредством SMS, различных мессенджеров, электронной почты и т. д. Мы даже стали меньше разговаривать по телефону. Перестали поздравлять друг друга с днем рождения. Нас гораздо больше волнуют лайки в сети. Все это не может не отражаться на речевом развитии наших детей.

Представьте ситуацию,которая сегодня складывается в большинстве семей: мама постоянно сидит в телефоне, папа в компьютере, а ребенок непрерывно смотрит «Маша и медведь» на планшете. Знакомо, правда? И, к сожалению, для ребенка такая искаженная модель семьи становится нормой. Для него нормально, что дома никто ни с кем не разговаривает. Нормально, что все едят порознь. А раз нормально, значит, ребенок чувствует себя комфортно. Зачем разговаривать? С кем, если все молчат? Такие семьи можно назвать интерактивными.

Советы родителям

Что нужно,чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т. д.

2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение — это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе.Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т. д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

Источник

Актуально! Полезно! Доступно!

Речь- показатель психического здоровья человека, его интеллекта. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности познать действительность ; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.

Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков), начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе.

При обучении ребёнка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.

Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребёнка грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной.

Научить правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника:

  1. Высокая пластичность мозга ( способность быстро переключаться на новую
    артикуляцию звука, повышенная подражательность речи взрослых.)
  2. Способность всё превращать в игру. ( дети охотно играют в разные игры с применением
    речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней.
  3. Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками,
    механически многократно повторяют их . они охотно играют в звуки, подмечают различия
    между ними, заучивают слова, потешки, стишки. Овладев правильным произношением того
    или иного звука, дети радуются, гордятся победой, демонстрируют новый звук перед
    окружающими и ждут одобрения. Они перестают стесняться , становятся более
    общительными.
  4. Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий
    не упорядочились и легко поэтому затормаживаются.

Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.

Возможно, не лишне напомнить, что речевой аппарат — это органы дыхания, т.е. лёгкие, бронхи, трахеи, органы голосоподачи и голосоведения, т.е. гортань с голосовыми связками; и система воздушных полостей , т.е. глотка, носоглотка, нос, рот.

Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего ребёнка? Не выдаётся ли вперёд нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу-ортодонту, т.к. от прикуса зависит чистота произношения

Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про язычок с любыми сюжетными импровизациями.

Например,

-язычок живёт в домике, который называется ротик. Покажи!

-в домике есть двери: зубки и губки. Язычок встаёт рано утром и выбегает из домика.

-каждое утро язычок делает зарядку- бегает по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз.

-затем язычок чистит зубки- кончиком языка погладить нижние, а потом верхние зубы с внутренней стороны.

-язычок завтракает. Ест манную кашу: мня-мня-мня.

—        язычок садится на лошадку и едет в гости к тётушке Щёчке, (предполагается пощёлкать языком, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно).

-у тётушки идёт ремонт и язычок помогает красить потолок и стены (кончиком языка погладить нёбо и внутреннюю поверхность щёк.)

-тётушка угостила язычок вкусным вареньем (широкое движение языком по верхней и нижней губе.)

—        язычок покачался на качелях в парке (попеременные движения языком то к носу, то к подбородку.)

-язычок сел на лошадку и поехал домой.

Гигиена голоса и условия формирования правильной речи

Родителям надо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. Полезны игры :

-дуть на ватные шарики, катая их по столу;

-дуть на лёгкие карандаши, бумагу;

-сдувать со стола ( или руки) пушинки, бумажные снежинки;

-надувать резиновые игрушки, мыльные пузыри;- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю и т.д.

-для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе «один», затем «один два», далее «один два три», и т.д. не доводя число слов до перенапряжения .( нельзя

допускать одышки, багрового покраснения лица). В таком же роде говорить предложение с постепенным наращиванием числа слов в нём.

Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание . ребёнок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием .

Серьёзная задача родителей — воспитание культуры детского голоса.

Долгий и напряженный крик, плач, доходящий до «закатывания», чрезмерно напрягает органы речи и может надорвать ещё очень нежные и слабые голосовые связки. Голос станет хриплым, срывающимся, ребёнок может навсегда лишиться чистого, гибкого и приятного голоса , а, следовательно, и хорошей речи. Такой крик отрицательно скажется и на нервной системе.

Вреден для голоса и нервной системы также излишне громкий и долгий , неудержимый смех. Такой смех надо вовремя прервать , успокоив ребёнка или переключив его внимание . Песни, которые поёт ребёнок, должны соответствовать возрастным голосовым (без слишком низких и высоких нот) и умственным возможностям ребёнка.

Музыкальное сопровождение не должно заглушать пения, чтобы не побуждать этим детей напрягать голос.Без аккомпанемента ребёнок лучше прислушивается к мелодии. Полезно временами петь и без слов.( ля-ля-ля и т.п.)

Короче говоря, надо приучать ребёнка при всех условиях и видах речи и пения не превышать возможностей своего голоса.В этом отношении большое значение имеет голос окружающих, которому ребёнок невольно подражает.Родители же иногда разговаривают резким и повышенным голосом как между собой, так и с ребёнком.

Если ребёнок говорит слишком громко, крикливым или резким голосом, то прежде всего надо постараться успокоить его, разъяснить ему, что он может навсегда испортить и даже потерять свой голос, что такой голос неприятен для окружающих.

В иных случаях следует обратиться к врачу — невропатологу.

Ребёнку 4-5-6 лет полезны игры, в которых приходится говорить тихо или шёпотом. Например, игра «Эхо»: взрослый произносит слово громко, а ребёнок повторяет его тихо. И наоборот, что очень полезно.

При очень тихом голосе , что наблюдается у детей физически ослабленных, робких, с ребёнком лучше разговаривать на большом расстоянии — незаметно для себя он будет усиливать свой голос.То же надо делать и при чтении им стихов или рассказывании. Но никогда не следует принуждать его говорить обязательно громко — он станет избегать разговора или превратится в «молчальника».

Ласковость , подбадривание -вот главные рычаги успеха в этом случае.

Охрана органов речи

Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от состояния психики и органов , с помощью которых она осуществляется.

Как предупредить речевые расстройства?

1.) оберегать детей от ушибов головы, от простуды уха, горла, ( но не укутывать излишне — это снижает сопротивляемость организма).

  1. )не давать маленьким детям мелкие предметы.(горох, бусинки и т.д.)
  2. ) соблюдать гигиену полости рта детей ( полоскать рот, чистить зубы,чтобы размножающиеся микробы не попали в ухо.)

4.надо щадить слух ребёнка, оберегать от резких или слишком громких звуков, от постоянного шума.

Даже когда ребёнок крепко спит, шум и крики как физиологически слишком сильные раздражители притупляют его слух. 5.)если родители заметят, что ребёнок часто переспрашивает, иногда неправильно

понимает сказанное, поворачивается к говорящему одним ухом, быстро утомляется от слушания сказок, рассказов и к тому же плохо говорит, то обязательно следует обратиться к врачу — своевременное лечение всегда приносит исцеление.

 6.)короткую уздечку языка (плёночку между кончиком языка и ротовым дном ) лучше

подрезать на 5-6-ом году жизни. С надсечкой уздечки не надо торопиться, можно

попытаться её растянуть. (упражнения на высовывание языка вперёд, облизывание им верхних зубов под губой, подтягивание языка к носу.)

7.)в случае искривления у ребёнка челюстей и неправильного расположения зубов необходимо до 5 лет обратиться к врачу — стоматологу. Он выровняет неправильный прикус безболезненно.

 8.)своевременно лечить или удалять разращение аденоидов, лечить болезни,

затрудняющие дыхание: они нередко вызывают ночные страхи, приводящие к

заиканию.

 9.)избавление ребёнка от анатомических дефектов не только улучшит его речь, процессы питания (жевание, глотание), дыхания, но и благотворно скажется на выражении его лица.

10.) следить, чтоб дети не перенапрягали голосовые связки — не кричали, не пели слишком громко ( особенно на высоком тоне ), не выходили разгорячёнными на мороз, не пели на холоде.

11.)вреден для голоса пыльный прокуренный воздух. Он вызывает заболевание

голосовых связок. Результат: глуховатый, сиплый, маловыразительный голос ребёнка.

12.)своевременно лечить простуду ( особенно при хрипоте голоса). Во время болезни не разрешать много и громко говорить, запретить пение и т.т

13.)для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нарвной системы.

Было бы ошибочно думать, что из-за дефектов в органах речи обязательно пострадает сама речь. Часто этого не бывает — органы речи приспосабливаются к правильным движениям.

Но всё же дефекты этих органов , особенно резкие, очень мешают как естественному развитию речи, так и устранению её недостатков.

Поэтому необходимо сделать всё, чтобы их ликвидировать, и чем раньше, тем лучше

Рекомендации родителям для развития правильной речи детей.

  1. Следить, чтобы произносимое ребёнком слово было понятно, (проговаривание всех звуков слова, достаточно громко и слитно, с правильным ударением , с умеренной скоростью)
  1. Речь должна быть выразительной.
  2. Речевой голос должен быть музыкальным, приятным на слух.
  3. Речь окружающих людей должна быть образцом для подражания.

( говорить с ребёнком простым языком, чётко выговаривая все звуки с правильным ударением. Говорить не спеша, выразительно        6 подчёркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства, приятным, мелодичным, «тёплым» голосом.)

  1. Голос лучше всего звучит, когда человек находится в хорошем настроении. При дурном настроении, особенно при гневе, голос подчас становится визгливым, а звуки речи разорванными, жёсткими. Это является вредным примером для ребёнка, травмирует его психику.
  2. Нельзя допускать, чтобы ребёнок прерывал говорящего. Это не только вредит
    воспитанию внимания и вежливого отношения к окружающим, но вредит чёткости и тону речи.
  3. Не употреблять в разговоре с ребёнком грубых слов, слов- «паразитов»,жаргонных выражений.
  4. Говорить с ребёнком в меру громко, но не крикливо, отчётливее произносить трудные для него звуки, повторять, подсказывать слова с этими звуками.
  5. Вредно в присутствии ребёнка говорить с окружающими о его речевых недостатках , выражать по этому поводу своё огорчение и отчаяние.

Желаю успехов!

Источник