Здоровье и музыкальное развитие ребенка

ЗДОРОВЬЕ

И

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Трудно переоценить значение музыкального воспитания в семье. Общение с музыкой обогащает внутренний мир малыша, дает ему духовную закалку на всю жизнь,  и таким образом, служит незаменимым средством «гигиены души».  Музыка способствует формированию ребенка, его характера, взглядов на жизнь, отношения ребенка  к внешнему миру.  

Поэтому родители должны быть заинтересованы в том, чтобы встреча ребенка с музыкой состоялась вовремя.              

        Эта задача вполне под силу мамам и папам, бабушкам и дедушкам, старшим сестрам и братьям ребенка, тут  не требуется  особых музыкальных или педагогических способностей: ведь речь идет не о том, чтобы готовить  из ребенка музыканта или певца, достаточно привить ему несложные навыки слушания музыки и приобщить к пению в таких пределах, которые доступны и необходимы каждому человеку. Чем раньше начинается музыкальное воспитание ребенка, тем более эффективно будет служить музыка совершенствованию его духовных и физических сил. Недаром на протяжении многих веков знакомство  человека с музыкой обычно начиналось с колыбельной песни, которую матери поют, укачивая ребенка.

        Музыка помогает поддерживать радостное настроение у ребенка. А это  очень важно, потому что положительные эмоции способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют по протекающие процессы в организме: дыхание, сердечную деятельность, обмен веществ.

        Первые контакты с музыкой способствуют  также развитию внимания и обеспечивают  тренировку слуховых органов, необходимую для нормального, здорового развития слуха ребенка.

        Взрослым необходимо сформировать и затем постепенно поддерживать у ребенка эмоциональную отзывчивость к музыке и интерес к ней. А для этого важно учитывать его возрастные особенности и возможности, подбирать мелодии и песенки, доступные для восприятия.

        Доступная для восприятия  и приятная музыка обычно вызывает оживление и чувство удовольствия, радостную улыбку. Развивая и тренируя слух малыша, очень важно в тоже время оберегать и сохранять его  от непосильной нагрузки, которая весьма вредна для здоровья.

        В целях профилактики болезненных нарушений не только слуха, но и психики ребенка нужно беречь слух детей от воздействий вредных раздражителей, необходимо иметь в виду, что нельзя безнаказанно терзать детский слух различными побрякушками и несвойственными детскому возрасту резкими звуковыми эффектами. Должна звучать спокойная и мелодичная музыка.

         Одним из первых   компонентов музыки ребенок начинает улавливать ритм и реагирует на него. Ведь большинство жизненно важных человеческих функций (дыхание, сердцебиение, ходьба) ритмичны.   Различные музыкальные  ритмы по-разному  действуют на состояние человека, на деятельность его внутренних органов и работоспособность мышц. Не случайно с давних времен используют танцевальные маршевые ритмы, пробуждающие бодрость и стремление к движению.

        Уже на втором году жизни  ребенкаможно начинать знакомить с простейшими плясовыми движениями, последовательно усложняя их с возрастом. Пляска и танец активно помогают здоровому развитию костно-мышечной системы и формированию правильной осанки. Разучивание плясок строится по принципу подражания ребенка движениям взрослого.

Хорощо, если в пляске участвуют сразу несколько детей.

        Однако в семье ребенок, нередко, растет один среди взрослых. В таком случае можно использовать игрушки в качестве партнеров малыша по танцу, или зрителя, перед которым танцует ребенок.

        Но что делать, если ребенок  хочет излить избыток энергии  не только в движении, но и в музыке, в звуке, если он сам тянется к музыке и к песне как к наиболее доступному и понятному для него музыкальному жанру?

Особый интерес для ребенка приобретает жанр песни. Слушание и разучивание песен помогает совершенствовать и развивать разные навыки ребенка, расширять его активный словарный запас, улучшать дикцию.

        Не случайно пение используется в качестве эффективного средства для исправления целого ряда речевых дефектов, которые нередко наблюдаются у детей дошкольного возраста. Так, с помощью пения выправляют невнятное произношение отдельных звуков, искореняют нездоровую привычку к скороговорке и проглатыванию окончаний у слов, а также вылечивают от заикания. В этом отношении особенно полезны песни замедленного ритма, исполнение которых приближается к речитативу.

        Если нужно ликвидировать картавость при произношении звуков «р» и «л», полезно почаще напевать с ребенком мелодии без слов, используя повторяющиеся звуки: «Ту-ру-ру», «Тра-ля-ля» и т.п.

        Пение помогает совершенствовать голосовой аппарат и  вокально-слуховую координацию, укрепляет голосовые связки, способствует здоровому развитию органов дыхания. Нельзя допускать, чтобы в песне малыш форсировал звук и срывался на крик. Следует показать ребенку на примере, насколько  приятнее, когда песня звучит не громко.  Важно добиваться, чтобы дети пели без напряжения. Слишком громкое пение, может вредно сказаться на слабых детских голосовых связках. Кроме того, оно  отрицательно влияет  на нервную систему детей, создает излишнее возбуждение, утомляет. Неприятно оно для окружающих. Нельзя разрешать им  петь на улице в холодную или сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок и может привести к простуде. Неокрепший голосовой аппарат ребенка требует бережного обращения, охраны от перегрузок и вредных факторов.

        Важно умело использовать, организовать  и направить эти  стремления ребенка, чтобы они служили ему не во вред, а на пользу. А это значит научить малыша внимательно слушать  музыку, понимать и разделять не настроения и чувства, которые она передает, воспроизводить  незамысловатые мелодии, не форсировать звук, добиваться, чтобы он звучал естественно и свободно.

Примерно на четвертом году жизни, когда певческие возможности ребенка несколько разовьются, следует специально разучивать с ним детские песни. Вначале нужно, чтобы ребенок несколько раз прослушал песню в исполнении взрослого. Затем проверить, задавая вопросы, всё ли в ней понятно ребенку. Важно, чтобы песня ему понравилась, тогда он с удовольствием будет её разучивать и петь. Сначала он поет вместе со взрослым, подпевая лишь отдельные слова и фразы. Лишь после таких тренировок в совместном исполнении малышу можно предложить спеть самостоятельно. Занятие пением недолжно быть излишне продолжительным, чтобы не наскучить малышу. Лучше всего чередовать пение со слушанием музыки или с играми и плясками под музыку.

Песня – самый популярный  и любимый жанр у детей дошкольного возраста. По отношению к этому жанру особенно наглядно проявляется их активность, тут они охотно становятся не только слушателями, исполнителями, но порой и творцами. Действительно, дети любят петь о том, что их занимает и волнует, на ходу импровизируя незамысловатую мелодию и складывают текст.

        Стремление к песенному творчеству заслуживает самого бережного  отношения и поддержки со стороны взрослых. Обычно музыкальным сочинительством начинаю  заниматься дети, которые уже  знают много песен, любят их петь. А  о том, чтобы у ребят были любовь к пению умение петь, должны позаботиться в первую очередь их родители, бабушки и дедушки.

Источник

Светлана Пирогова
Здоровье и музыкальное воспитание ребенка. Консультация для родителей

«Здоровье и музыкальное воспитание ребенка»

Консультация для родителей и педагогов

«Детство также невозможно без музыки,

как невозможно без игры, без сказки»

В. А. Сухомлинский.

— Давай зайчик, споем песенку! – ласково говорит маленькая Маша своему плюшевому зайцу и начинает звонко выводить тоненьким голосом, срываясь на

крик: «Та-ра-ра! Тра- та- та!»

— Замолчи! Голова болит от твоего крика, поиграй тихонько, как все хорошие девочки,- строго прерывает Машу мама, не отрываясь от хозяйственных дел.

Действительно слишком громкое, крикливое пение может вредно сказаться на слабых голосовых связках ребенка. Кроме того отрицательно влияет и на нервную систему детей, создает излишнее возбуждение, утомляет. Неприятно оно и для окружающих. Но что делать, если ребенок хочет излить избыток энергии не только в движении, но и в звуке, если сам тянется к музыке и к песне, как к наиболее доступному и понятному ему жанру?

Важно умело использовать, организовать и направить стремления ребенка, чтобы они служили ему не во вред, а на пользу. А это значит научить малыша внимательно слушать музыку, понимать те настроения и чувства, которые она передает, воспроизводить незамысловатые мелодии, не форсировать звук, а добиваться, чтобы он звучал естественно и свободно.

Задача, о которой идет речь, вполне доступна дедушкам и бабушкам, мамам и папам.Тут не требуется особых усилий: ведь речь идет не о том, чтобы готовить из малыша музыканта или певца. Достаточно привить ему несложные навыки слушания музыки и приобщить к пению в доступных пределах.

На протяжении многих веков знакомство человека начиналось с колыбельной песни. Поэтому, первые шаги, направленные на развитие способностей малыша к музыке можно предпринимать уже с 3 месяцев жизни ребенка. В этот период он уже способен сосредоточить внимание на звучании музыки и эмоционально реагировать на нее. Малышу доставляет радость, когда взрослые негромко и ласково напевают ему спокойные мелодии. Таким образом, музыка помогает поддерживать радостное настроение у ребенка. А это очень важно, особенно в раннем возрасте, потому что положительные эмоции способствуют здоровомуразвитию нервной системы и благотворно влияют на протекание основных физиологических процессов в организме: дыхания, сердечной деятельности, обмена веществ.

Первые контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку слуховых органов. Напевая или наигрывая мелодии малышу в возрасте 2,5-6 месяцев, нужно следить, насколько он быстро реагирует на звук, отыскивает источник звука, как долго может удерживать внимание на музыке. Как только оно ослабевает, лучше прекращать пение, чтобы не утомлять малыша. Вначале у ребенка появляется способность внимательно слушать музыку и пение на протяжении 20- 30 секунд, затем постепенно это время увеличивается.

Развивая и тренируя слух малыша, в то же время важно оберегать и охранять его от непосильной нагрузки, которая вредна для его здоровья. В. М. Бехтерев указывал, что в целях профилактики болезненных нарушений слуха и психики ребенка нужно бережно ограждать слух детей от воздействия вредных раздражителей, «необходимо иметь в виду, что нельзя безнаказанно терзать детский слух различными побрякушками и несвойственными детскому возрасту резкими звуковыми эффектами».Не рекомендуется в комнате, где находится малыш, включать на полную громкость музыку, даже если звучит спокойная и мелодичная мелодия.

Исследования показывают, что в первую очередь, ребенок начинает реагировать на ритм музыки. Наблюдения показали, что новорожденные успокаивались при слушании биения материнского сердца. В то же время биение сердца взволнованной женщины вызывало у малышей тревогу и беспокойство. Музыкальные ритмы действуют на состояние человека, поэтому эти свойства музыки можно использовать в целях развития моторно- двигательных способностей и навыков у детей. Хорошо если негромкая ритмичная музыка будет сопровождать занятия физкультурой с маленькими детьми. Так, напевая малышу плясовую, полезно плавно сводить и разводить в стороны ручки и двигать ножками. Такие занятия доставляют ребенку большое удовольствие, помогают развивать и укреплять мускулатуру, воспитывать одновременно слух и чувство ритма у малыша.

Постепенно у ребенка формируется все большее ощущение взаимосвязи движений с музыкой. Пляска и танец активно помогают здоровому развитию косно- мышечной системы и формированию правильной осанки. А правильная осанка не только красива, она обеспечивает нормальное положение и функционирование всех внутренних органов и способствует укреплению здоровья.

Разучивание плясок строится по принципу подражания малыша движениям взрослого. Хорошо, если в пляске с детьми участвует сразу несколько детей. Если ребенок растет один среди взрослых, полезно использовать игрушки в качестве партнера малыша. Можно рассаживать игрушки как зрителей. Ребенок будет охотнее плясать, если предварительно показать, как пляшут его любимые мишка или зайка.

Когда ребенок начинает понимать речь и затем сам овладевает ею, мир его слуховых представлений значительно расширяется. Постепенно малыш приобретает способность улавливать музыкальное звучание в речи, а особенно в стихах. Особый интерес приобретает для него жанр песни, потому, что теперь он может воспринимать и понимать не только мелодию песни, но и слова, улавливать эмоциональную связь между музыкой и словом. В этот период слушание и разучивание песен помогает развивать речевые навыки детей, расширять словарный запас, улучшать дикцию.

Не случайно пение используется в качестве эффективного средства для исправления целого ряда речевых дефектов. С помощью пения исправляют невнятное произношение звуков, картавость (напевать почаще ту-ру-ру, тра-ля-ля, искореняют нездоровую привычку к скороговорке, проглатыванию окончаний слов, вылечивают от заикания. В этом отношении особенно полезны песни замедленного ритма. Пение помогает совершенствовать голосовой аппарат и вокально- слуховую координацию, укрепляет голосовые связки, способствует здоровому развитию органов дыхания.

Но эти огромные возможности оздоровительного влияния, заложенные в пении, могут в полной мере проявиться только в том случае, когда взрослые члены семьи учитывают возрастные особенности ребенка, не перегружают его неокрепшие голосовые связки непосильной нагрузкой. Нельзя допускать, чтобы ребенок форсировал звук и переходил на крик. Взрослые обязаны указать ему, что громкое пение уместно в большом зале, на сцене, а не дома. Следует показать ребенку на примере, насколько приятнее, когда песня звучит негромко.

Важно добиваться чтобы дети пели без напряжения. Нельзя разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок.

Интерес и стремление к пению проявляются у детей очень рано. Уже к концу первого года, слушая песню, малыши делают попытки вторить мелодии своим лепетом. Осваивая речь, они начинают подпевать отдельные знакомые слова песни. Это стремление нужно своевременно подмечать и поощрять. Таким образом, первые шаги в развитии певческих навыков ребенок делает как бы непроизвольно, подражая пению взрослых.

Примерно на 4 году жизни, когда певческие возможности ребенка несколько разовьются, а его голос окрепнет, следует специально разучивать с ним детские песни. Начинать следует с наиболее простых и коротких произведений. Вначале нужно, чтобы ребенок прослушал песню в записи или исполнении взрослого. Затем проверить, задавая вопросы, все ли понятно ребенку. И разучивать песню, если она понравилась. Сначала ребенок поет вместе с взрослым, подпевая отдельные слова, фразы, а затем, постепенно, всю песню целиком. Лишь после таких тренировок в совместном исполнении малышу можно предложить спеть самому. На первых порах взрослые еще помогают малышу, подсказывая слова, потом к такой помощи прибегают все реже и реже. Не обязательно разучивать песню в один прием. Занятия пением не должны быть слишком продолжительными. Лучше всего чередовать пение со слушанием или играми и плясками под музыку.

Песня- самый популярный и любимый жанр у детей дошкольного возраста. Дети любят петь о том, что их занимает и волнует, на ходу импровизируя незамысловатую мелодию и придумывая текст. О том, чтобы у ребят были любовь к пению, умение петь, должны позаботиться их родители, бабушки и дедушки. Огромное значение для успешного осуществления музыкального воспитания в семье имеет правильный подбор репертуара для занятий с малышом. В этом большую помощь могут оказать различные музыкальные книжки- картинки, песни из мультфильмов, аудио и видеозаписи музыкальных сказок, опер для детей.

К сожалению, встречаются родители, которые не желают заниматься с детьми музыкой, ссылаясь на то, что у ребенка нет слуха. Этот глубоко ошибочный подход к делу, потому что слух, как и любые способности, формируется в процессе тренировки. Общение с музыкой, слушание песен и попытки их исполнения- вот лучший путь развития музыкального слуха.

Если же, несмотря на заботу и старания взрослых, ребенок испытывает затруднения при пении и искажает мелодию песен, то бывает полезно обратиться к врачу. Причиной затрудненного и фальшивого пения может оказаться дефект слуха, отсутствие координации между слуховыми ощущениями и голосовым аппаратом, а также какое нибудь заболевание горла. И врач даст рекомендации и назначит лечение.

Трудно переоценить значение музыкального воспитания в семье. Общение с музыкой обогащает внутренний мир малыша, таким образом, служит незаменимым средством «гигиены души». Музыка способствует формированию характера, взглядов и отношения ребенка к внешнему миру.

Подготовила Музыкальный руководитель Пирогова С. Ю.

Литература: «Дошкольное образование» №6(174) март,2006

Источник

Здоровье и музыкальное развитие ребёнка

-Давай, зайчик, споем песенку! — ласково говорит маленькая Маша плюшевому зайцу и начинает звонко выводить тоненьким голосом, срываясь на крик:”Та-ра-ра! Тра-та-та! Ту-ру-ру!”

-Замолчи! Голова болит от твоего крика! Поиграй тихонько, как все хорошие девочки делают- строго прерывает Машу мама, не отрываясь от хозяйственных дел.

Действительно, слишком громкое, крикливое пение может вредно сказаться на слабых детских голосовых связках. Кроме того, оно отрицательно влияет и на нервную систему детей, создает излишнее возбуждение, утомляет. Но что делать, если ребенок хочет излить избыток энергии не только в движении, но и в звуке, если он сам тянется к музыке и к песне, как к наиболее доступному и понятному для него музыкальному жанру?

Важно умело использовать, организовать и направить это стремление ребенка, чтобы оно шло ему не во вред, а на пользу, а это значит научить малыша внимательно слушать музыку, понимать и разделять те настроения и чувства, которые она передает, воспроизводить незамысловатые мелодии, добиваться, чтобы голос звучал естественно и свободно. Задача эта вполне под силу мамам и папам, бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам ребенка. Тут не требуется особых музыкальных ил педагогических познаний: ведь речь идет не о том, чтобы готовить из малыша музыканта или певца. Достаточно привить ему несложные навыки слушания музыки приобщить к пению в таких пределах, которые доступны каждому человеку.

Первые шаги, направленные на развитие способностей малыша к восприятию музыки, можно предпринимать уже на 3-ем месяце жизни, обычно в возрасте 2,5-3 месяцев ребенок уже способен сосредоточить внимание на звучании музыки и эмоционально реагировать на нее. Малышу доставляет радость, когда взрослые негромко и ласково напевают или наигрывают на губной гармошке незатейливые спокойные мелодии. Таким образом, музыка помогает поддерживать радостное настроение у ребенка. А это очень важно, особенно в раннем возрасте, потому что положительные эмоции способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют на протекание основных физиологических процессов: дыхания, сердечной деятельности, обмена веществ.

Первые контакты с музыкой способствуют развитию внимания, тренировке слуховых органов. Вначале у ребенка появляется способность внимательно слушать музыку или пение 20-30 секунд, затем это время увеличивается.

На 1-ом году жизни необходимо сформировать и поддерживать эмоциональную отзывчивость к музыке и интерес к ней. Важно учитывать возрастные особенности и возможности, подбирая мелодии и песенки, доступные для восприятия. И тут родителям может пригодиться совет выдающегося деятеля советской медицины профессора В. М. Бехтерева. Он рекомендует определить, соответствует ли данное музыкальное произведение развитию ребенка.

Доступная и приятная музыка обычно вызывает чувство удовольствия, радостную улыбку. Развивая и тренируя слух малыша, очень важно оберегать его. Не рекомендуется в комнате, малыш включать на полную мощность радио, магнитофон или проигрыватель, даже если звучит спокойная музыка. Одним из первых компонентов музыки ребенок начинает улавливать ритм и реагирует на него. Это имеет глубокие биологические корни, т. к. большинство жизненно необходимых функций человеческого организма (дыхание, сердечная деятельность, ходьба) связано именно с ритмом.

Хорошо, если соответствующая негромкая музыка звучит во время занятий физической культурой, даже в возрасте до года. Так, напевая, лежащему на спинке малышу незатейливую плясовую мелодию, полезно плавно сводить и разводить его ручки, двигать ножками. Это укрепляет мускулатуру, развивает слух и чувство ритма. На втором году жизни ребенка можно понемногу знакомить с простейшими плясовыми движениями. Они помогают здоровому развитию костно-мышечной системы, формированию правильной осанки, а правильная осанка не только красива, но и обеспечивает нормальное функционирование всех органов. В качестве партнеров по пляске полезно использовать игрушки, можно их также рассаживать как зрителей, перед которыми пляшет малыш.

Когда ребенок начинает понимать речь, особый интерес приобретает способность воспринимать и понимать не только песенную мелодию, но и слова. В этот период слушание и разучивание песен помогает совершенствовать речь, улучшать дикцию. Пение используется в качестве эффективного средства для исправления целого ряда речевых дефектов: невнятное произношение отдельных звуков, привычку к скороговорке, заикание.

Некоторые приемы для исправления дефектов речи могут быть использованы в процессе музыкального воспитания ребенка в семье. Если нужно ликвидировать картавость звуков “р” и “л” полезно почаще напевать вместе с ребенком мелодии без слов:”Ту-ру-ра!Тра-ля-ля!” и т.п.

Но оздоровительное влияние песен может проявиться только в том случае, когда члены семьи учитывают возрастные особенности ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок срывался на крик. Нельзя разрешать детям петь на улице в холодную и сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок и может привести к простуде.

Примерно на четвертом году жизни, когда голос ребенка окрепнет, следует специально разучивать с ним детские песни. Начинать надо с наиболее простых и коротких произведений. Сначала нужно дать ребенку прослушать песню, затем проверить, задавая вопросы, все ли в ней понятно ему. Если песня нравиться ребенку, он с удовольствием выучит слова и мелодию. Занятия пением не должны быть излишне продолжительными, чтобы не наскучить малышу. Лучше чередовать пение со слушанием музыки, или с играми и плясками под музыку.

Стремление к “песенному творчеству” заслуживает бережного отношения и поддержки со стороны взрослых. Обычно музыкальным сочинительством начинают заниматься дети, которые уже знают много песен, любят и умеют их петь. А о том, чтобы у ребят были любовь к пению и умение петь, должны в первую очередь позаботиться их родители, бабушки и дедушки.

Огромное значение для успешного музыкального воспитания ребенка в семье имеет правильный подбор репертуара. В этом отношении помощь родителям могут оказать выпускаемые музыкальным издательством сборники произведений для детей, а также грампластинки.

Среди ребят среднего и старшего дошкольного возраста большой популярностью пользуются произведения В. Шаинского, Д. Кабалевского и др.

“Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки”- говорил В.А Сухомлинский. Поэтому родители должны быть заинтересованы в том, чтобы встреча ребенка с музыкой состоялась, вовремя и музыка стала их верным помощником в деле воспитания малыша в семье. 

Ересько Л.Н.

Источник