Защитить ребенка от причинения вреда здоровью и развитию
(введена Федеральным законом от 28.04.2009 N 71-ФЗ)
1. В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети «Интернет»).
2. Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее — лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией оказывают содействие указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
3. Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:
меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.
4. Субъекты Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи вправе:
определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
сокращать с учетом сезонных, климатических и иных условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах;
снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не более чем на два года.
5. Установление субъектами Российской Федерации в соответствии с абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи мер по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в транспортных средствах общего пользования осуществляется с учетом заключаемых соглашений между субъектами Российской Федерации о порядке применения этих мер, если маршруты следования указанных транспортных средств проходят по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
6. Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, создаются экспертные комиссии. Порядок формирования и порядок деятельности таких комиссий устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
7. Органы местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи и в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации, могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не допускается.
8. Законами субъектов Российской Федерации за несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда может устанавливаться административная ответственность.
Источник
1. К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:
1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;
2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 — 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.
2. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
(в ред. Федерального закона от 18.12.2018 N 472-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3.1) содержащая изображение или описание сексуального насилия;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 93-ФЗ)
4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2013 N 135-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера;
8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
(п. 8 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 50-ФЗ)
3. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:
1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия), преступления или иного антиобщественного действия;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Открыть полный текст документа
Источник
Что такое безопасность ребенка в Интернете?
Одним из органов власти РФ (конкретно: Государственной думой) был предложен закон (номер 436-ФЗ), который должен оберегать детей от ресурсов, которые содержат неподходящий для них контент. Совет Федерации одобрил эту идею.
Главная причина создания этого закона – свободный интернет. С развитием технологий появились возможности выходить в сеть практически из любой точки земного шара. Но ведь в интернете почти что нет цензуры, ребенок может наткнуться на нежелательный для его развития контент.
Сведения, которые детям не следует получать (упомянуто в ст.5):
- Контент, который может побудить ребенка причинить вред своему здоровью вплоть до самоубийства (ч.2 п.1).
- Пропаганда наркотических веществ (ч.2 п.2).
- Побуждение к совершению насилия, жестокости над другим человеком и/или оправдание таковых действий (ч.2 п.3).
- Пропаганда нетрадиционной ориентации, в том числе сексуальные отношения (ч.2 п.4).
- Оправдание противозаконных действий (ч.2 п.5).
- Нецензурная лексика (ч.2 п.6).
- Порнография (ч.2 п.7).
- Сведения о несовершеннолетнем, который пострадал от противозаконных действий (ч.2 п.8).
Следующие сведения нельзя распространять среди несовершеннолетних (ч.3):
- картинки и/или тексты, содержащие физическое и психическое насилие (п.1);
- или смерть в любых ее проявлениях (п.2);
- или межполовые интимные связи (п.3);
- ругательства, которые не относятся к матерным словам (п.4).
Более детально о видах информации наносящейся вред ребенку. по видам Далее подробней о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Защита от информации, причиняющей вред здоровью и развитию
В статье 4 упомянуто, что исполнительная власть наделена особыми полномочиями. Органы имеют полное право ограничивать или вообще закрывать доступ к некоторым ресурсам (если эксперт признает их нежелательными).
Какие уровни существуют?
Дети семи и, например, пятнадцати лет по-разному воспринимают те или иные сведения. Поэтому прописано несколько статей, в которых учитываются определенные возрастные промежутки:
- Ст.7 – дети до 6 лет.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
- Ст.8 – от 6 до 12 лет.
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
- кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
- ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
- не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
- Ст.9 – с 12 до 16 лет.
- Ст.10 – от 16 лет.
ВАЖНО! Классификация информации происходит с учетом того, насколько сильно она может подействовать на психологическое состояние ребенка или подростка (ст.6).
Проведение мероприятий
Детей необходимо оберегать от нежелательного контента ради их блага. Чтобы помочь родителям, государство старается использовать свои полномочия для ограждения ребенка от вредной информации. Что конкретно делается для этого:
- разрабатывается особая государственная политика в области информационной безопасности;
- разрабатываются специальные федеральные программы, обеспечивающие ребенку просмотр только безопасного контента, проверенного экспертами;
- устраивается проведение особых мероприятий — экспертизы (с ее помощью проверяется ресурс).
Нюансы проводимых мер
Интернет нередко называют огромной помойкой, и это неспроста. Огромные объемы бесполезного мусора, среди которого иногда можно отыскать что-то стоящее. Но для того, чтобы это совершить, придется пройти по миллионам абсолютно бессмысленных ссылок.
Именно из-за захламленности в ст.14 п.2 прописана такая особенность распространения: на сайте может быть указан знак информационной продукции (показатель возрастного ценза).
А в ст.15 упомянуты некоторые дополнительные требования, касающиеся именно распространения среди детей:
- Нельзя привлекать детей на производственные ресурсы вредного контента.
- Сайты для обучения дошкольников должны содержать только то, что разрешено детям до 6 лет.
- Печатные издания и школьные принадлежности (имеются в виду не канцелярские, а печатные, например, учебники и дневники) должны производиться в соответствии с требованиями ст.5.
Знак информационной продукции
Знак может быть и в цифровой, и в буквенной форме. В ст.12 говорится о том, каким конкретно должен быть знак ограничения:
- для самых маленьких ставится “0+”;
- для более взрослых “6+” или текст “для детей старше шести лет”;
- далее “12+” или “для детей старше двенадцати лет”;
- и для почти совсем взрослой аудитории “16+” или “для детей старше шестнадцати лет”;
- только для совершеннолетних “18+” или надпись “запрещено для детей”.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Знак должен занимать 5% от всего пространства, на котором он находится (в той же 12 ст.).
Телевидение также должно использовать этот знак. Он должен появляться на экране в начале телепрограммы и после каждой рекламной паузы (по ст.13 п.3).
Перед радиоэфиром тоже следует объявлять возрастные ограничения (ст.13 ч.4).
Предупреждения
Основным предупреждением как раз и является знак информационной продукции. Он обязан использоваться всегда, кроме случаев, предусмотренных в ст.11:
- источники сведений – учебные пособия и т.п;
- прямая трансляция (предсказать заранее ничего невозможно);
- информацию распространяет радио (отличия от «перед радиоэфиром объявляются возрастные ограничения» заключается в том, что информацию, которую распространяет радио может быть, к примеру от одного из слушателей позвонивших в студию. За них ответственности радио не несет);
- демонстрируются какие-либо праздники;
- печатные издания, занимающиеся публикацией какой-либо политической информации;
- сетевой контент;
- комментарии в интернете.
Другие особенности
Отличается ли защита детей от вредоносного контента от других видов защиты? Конечно, еще как:
- Во-первых, этот вид защиты направлен только на определенную категорию граждан – несовершеннолетних (и косвенно на родителей).
- Во-вторых, ребенок защищается от психологического насилия, но не от физического (возможно, косвенно, поскольку какая-нибудь информация может побудить ребенка к причинению вреда себе и/или окружающим).
Контроль сведений, наносящих моральный ущерб детям
Подобные сведения, наносящие ментальные вред, могут крайне пагубно отразиться на становлении и развитии человека. Разум ребенка мягкий и податливый, на него очень легко оказать влияние. По этой причине информация, поступающая в мозг, должна тщательно фильтроваться.
Экспертиза
О порядке данного процесса написано в ст.17:
- Эксперт получает полномочия для проведение экспертизы от государственных органов.
- Эксперт получает аттестат аккредитации (чтобы заниматься своей деятельностью).
Экспертами могут стать граждане, имеющие высшее психологическое (или аналогичное) образование. Исключениями являются (ст.17):
- Люди, совершившие преступление против личности.
- Люди сами участвуют в производстве и распространении проверяемой информации.
ВАЖНО! Экспертиза должна быть полностью выполнена (сделан вывод, доказана или не доказана вредность контента) за тридцать дней. Необходимо наличие как минимум двух экспертов.
Существует два вида экспертиз (ст.17):
- Комиссионная (эксперты специализируются в одной и той же области).
- Комплексная (наоборот, в разных областях).
Результатом проделанных усилий является экспертное заключение, которое содержит в себе (ст.18):
- дату и время;
- сведения о самом эксперте;
- материалы исследований;
- вывод, который был сделан на основе экспертизы.
Проводимая экспертиза контролируется специальными государственными органами. Они же выдают экспертам аттестат аккредитации. Существует специальный сайт, на котором уполномоченный человек из Правительства РФ выкладывает информацию об экспертах (ст.17 ч.4):
- Местонахождение, место, где происходит сама экспертиза.
- ФИО (отчества может и не быть).
- Сведения о наличии аттестата аккредитации.
- Приказ о назначении эксперта.
- Тип информации, с которой он хорошо работает, разбирается в вопросе.
Порядок проведения экспертизы строго регламентирован.
Когда итоги подведены, власть делает нижеперечисленное (ст.19):
- за 15 дней после окончания определяют, является ли информация противоречащей закону о защите детей;
- если контент не соответствует требованиям, то он ограничивается или устраняется вообще.
Статья 19. Правовые последствия экспертизы информационной продукции
В срок не позднее чем пятнадцать дней со дня получения экспертного заключения федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, принимает решение:
- о несоответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и вынесении предписания об устранении выявленного нарушения в случае, если в экспертном заключении содержится вывод о наличии в данной информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, либо о несоответствии знака информационной продукции определенной категории информационной продукции;
- о соответствии информационной продукции требованиям настоящего Федерального закона и об отказе в вынесении указанного в пункте 1 настоящей части предписания.
Государственный контроль
Такой вид контроля существует и замечательно помогает бороться с нежелательными ресурсами. Ст.20 гласит, что:
- Контроль осуществляется над телевидением, радиовещанием, интернетом и т.д.
- Контроль осуществляют федеральные органы.
Статья 20. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляют в пределах своей компетенции федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.
Общественный контроль
В ст.21 подробно написано про данный вид. Если вкратце, то:
- общественный контроль осуществляется официальными некоммерческими организациями;
- организации имеют право следить за оборотом информации.
Статья 21. Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
- Зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.
- При осуществлении общественного контроля общественные объединения и иные некоммерческие организации, граждане вправе осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания «горячих линий».
Родительский контроль
Очень важный вид контроля. Для маленького ребенка мнение родителей превыше всего. Справедливо, ведь родители хотят сделать для своего ребенка все возможное, чтобы он вырос здоровым.
Существует множество программ/приложений для электронных устройств, которые осуществляют родительский контроль. Они закрывают ребенку доступ на некоторые ресурсы, если он еще не достиг определенного возраста.
Какую ответственность можно понести за нарушения?
Ст.22 посвящена этой теме. В ней рассказывается о том, что придется понести наказание, предписанное законодательством. В основном, это штрафы в сумме от 5 до 20 тысяч российских рублей.
Статья 22. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
СПРАВКА. Однако в Уголовном Кодексе РФ есть статья о распространении порнографических материалов с несовершеннолетними. И за это уже грозит немалый срок.
На что закон не распространяется?
Согласно ст. 1, данный закон не распространяется на контент, содержащий подобную информацию, если:
- Он создан в научных целях.
- Он создан в культурных целях (например, повествует о некоторых исторических фактах или событиях).
- Он является рекламным.
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
- Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
- Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере:
- оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;
- распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами;
- оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
- рекламы.
Видео по теме
Рекомендуем ознакомиться с видео, где подробно рассказано о законе 436-ФЗ:
Заключение
В век информационных технологий необходимо внимательно следить за тем, чтобы ваши дети или дети ваших близких оставались в безопасности! Она гарантируется, если создатели контента и его потребители неукоснительно соблюдают закон.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
+7 (499) 938-51-93 Москва +7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург
Источник