Защита ребенка от сексуального развития
15.10.2019
После флешмоба #
Янебоюсьсказати даже самым равнодушным к этой теме людям стало понятно, что растление и сексуальное насилие над детьми – серьезная и очень распространенная проблема. Детский и семейный психолог и гештальт-терапевт Мария Мельник рассказывает, как распознать опасность и уберечь ребенка.
Согласно официальной статистике, до 15% детей подвергались сексуальному насилию или домогательствам. Это большой процент, учитывая, насколько сильно сексуальное насилие травмирует ребенка и меняет его дальнейшую жизнь. Это только зафиксированные случаи, на деле их гораздо больше. Слишком уж это страшно и стыдно, потому об этом редко говорят и часто игнорируют.
В 85-90% случаев насильник или растлитель входит в близкий круг общения ребенка. Это может быть ближайший родственник или друг семьи, педагог детского сада или школы, репетитор или старший друг. Иногда это случается в лагерях или санаториях, где ребенок находится без присмотра непосредственно родителей.
Педофилия не просто распространена, но и часто ненаказуема. Во-первых, потому что это так страшно, что в это невозможно поверить. Поэтому родители часто уходят в отрицание или стараются как можно быстрее об этом забыть. Во-вторых, потому что дети редко рассказывают. Потому что в большинстве случаев педофил – не просто человек из близкого окружения, он создает с ребенком близкие, авторитетные отношения, в которых воля ребенка подавлена настолько, что ему и в голову не приходит попросить о помощи.
Как же уберечь ребенка от сексуального насилия?
В первую очередь позаботьтесь о том, чтобы ваши отношения с ребенком были близкими и доверительными. Такими, в которых ребенка принимают, любят, всегда выслушают, с чем бы он ни пришел. Потому что чаще всего жертвами педофилов становятся эмоционально брошенные дети вечно занятых родителей. Каждый раз, когда вы вечерами смотрите в телефон или планшет и отмахиваетесь от назойливых просьб ребенка поиграть, подумайте о том, что вы оставляете его с большой потребностью во внимании. И что, может быть, вы даете возможность чужому взрослому с плохими намерениями удовлетворить эту потребность ребенка вместо вас.
Растите здоровые границы личности в семье. Ребенок имеет право говорить «нет». Хорошо бы, чтобы у него еще и был наглядный ежедневный пример в лице его родителей о том, когда и как говорить «нет», чтобы защищать себя в неприятных и неудобных ситуациях.
Ребенок должен понимать, что у него есть свои вещи, место и телесные границы, на которые никто не должен посягать. Он не должен делиться игрушками и кроватью, если не хочет. Он не должен разрешать себя гладить или сажать на руки чужим и незнакомым людям. Если вы приучите ребенка к этому с раннего детства – у него значительно больше шансов в критический момент отличить добро от зла и начать сопротивляться.
Соблюдайте правила элементарной безопасности. Не оставляйте ребенка одного с другими не очень близкими ему взрослыми. С соседями, консьержками и друзьями семьи. Никаких поездок в лагеря, санатории и клиники, где не разрешают брать телефон или позвонить родителям при первой необходимости. Даже в очень проверенные и авторитетные. Никаких осмотров врачами несовершеннолетнего ребенка за закрытой дверью. Если это репетитор или няня, и они у вас дома, дайте понять, что вы можете вернуться в любой момент, и пару раз вернитесь. Не слишком настойчиво, но регулярно спрашивайте ребенка о его отношениях с другими взрослыми. Лучше спрашивайте напрямую, не было ли никаких приставаний и запрещенных действий.
Приучите ребенка, что нельзя ходить голым перед другими людьми, и контролируйте выполнение этого правила. Не важно, семейный ли это праздник на даче и какая степень родства и доверия у вас с окружающими – ребенок всегда должен быть как минимум в трусах.
Самое главное – не учите ребенка, что взрослых надо слушать. Слушать надо маму и папу, а остальное – по ситуации и если это не приносит дискомфорта. И да, это нормально отказывать взрослому, особенно незнакомому.
Максимально проинформируйте ребенка по данному вопросу
Купите и прочитайте с ним книгу «Откровенный разговор об этом». Это самая подробная, понятная и доступная книга для детей по сексуальному воспитанию из мне известных. Если она вам по какой-то причине не подошла – возьмите любую доступно написанную на эту тему энциклопедию с картинками или образовательные ролики. Это нужно потому, что, когда ребенок из авторитетного для него источника четко понимает, как он появился на свет, ему нельзя уже поверх этого сладким голосом наплести историй про волшебные игры для особенных мальчиков и девочек. Информация здесь – ваше главное оружие, и воевать надо на опережение.
Ребенок должен знать минимальные анатомические особенности мальчиков и девочек и откуда берутся дети примерно с трех лет (можно без погружения в детали). Он также должен понимать, что это никакие не запретные места, овеянные тайной, а части тела, которые есть у всех.
Поскольку интимные части тела – те, которые прячут в белье от посторонних глаз, нельзя трогать чужие и давать трогать свои, играть, показывать, стимулировать и так далее. Хорошо, если вы найдете время и выпишете конкретный список запрещенных действий и проговорите их с ребенком несколько раз. И там должны быть не только действия с гениталиями, но и поцелуи в губы, попытки залезть под одежду и другие сексуализированные слова или жесты. Отдельным пунктом подчеркните, что никакого интереса у взрослого к детским интимным местам быть не может (и наоборот тоже), а если есть, то это плохо и опасно, и пора переходить к плану Б.
У вас обязательно должен быть план Б, прописанный до мельчайших деталей и зазубренный наизусть. Во-первых, список запрещенных действий со стороны взрослого. Во-вторых, что делать, если эти действия замечены. Например, орать, убегать, искать другого взрослого и просить о помощи, громко и уверенно говорить «Не трогай меня», немедленно рассказать маме или папе.
Если вы поговорили один раз, этого недостаточно. Примерно раз в месяц спросите у ребенка, помнит ли он, какие действия запрещенные и что надо делать. Пусть перескажет вам подробно по памяти. Чем больше вы напоминаете, тем больше шансов, что он вовремя распознает ситуацию и вспомнит, что делать.
Что делать, если вы заподозрили, что это происходит?
Например, ребенок вам сказал или намекнул. Или вы видите, что он в последнее время нервный, капризный и избегает конкретного взрослого: не хочет ехать к дедушке и оставаться у него без родителей, как-то особенно нервно реагирует на предложение пойти поиграть со старшим кузеном в другую комнату или не хочет оставаться в саду на дневной сон без особых аргументов почему.
Спросите напрямую. Я знаю, что это сложно, но будьте готовы услышать любой ответ и остаться на стороне ребенка. Действительно страшно услышать, что насилие было, но важно помнить, что жертва – ребенок и ему очень нужна сейчас ваша поддержка.
Первым делом заберите ребенка отовсюду и побудьте недельку дома в тишине и безопасности. С максимальной внимательностью к нему и ежеминутной готовностью обнять и выслушать. После того как придете в себя, идите к врачу и психологу (а если хватит сил, то и в полицию). Ребенку нужна длительная терапия, родителям – минимум пару консультаций, чтобы примириться с тем, что это произошло, и научится грамотно поддерживать ребенка.
Важно понимать, что никто не застрахован, и вы не сможете обезопасить своего ребенка на 100 процентов. Не сможете быть с ним 24 часа в сутки и предвидеть все опасности. Но вы можете дать ему опору, знания и возможности себя защитить, а это очень ценно. Потому что правильная подготовка значительно повышает шансы ребенка на благополучный исход ситуации с растлением. Более того, хорошо проинформированный ребенок еще и радостно поделится знаниями с друзьями во дворе и школе, и, возможно, это поможет кому-то из них избежать по-настоящему большой беды.
Иллюстрации Риа Пратт
Риа Пратт — одна из 13-ти личностей Ким Нобл, которая пережила насилие в детстве. Риа — 12-летняя девочка, и она рисует (у людей со множественными личностями бывает так, что одна из личностей обладает собственными талантами). Альтер-эго Ким Нобл отображает в своих картинках болезненный опыт жертв насилия.
Такое психическое состояние как множественные личности — случающаяся реакция пережившего насилие ребенка. Сознание как бы разделяет боль, дробя на не связанные между собой личности и блокируя воспоминания.
Источник
Что же следует считать сексуальным насилием над детьми?
По мнению психологов, это и интимные ласки, и использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослых, и сексуальная стимуляция ребенка, и сексуальная эксплуатация (изготовление порнографии), и собственно изнасилование.
Увы, придется развеять миф о злобных маньяках: статистика доказывает, что самый распространенный сценарий — это насилие взрослого члена семьи или друга семьи над девочкой — подростком.
Что такое виктимное поведение?
В общей сложности на долю членов семьи (отчимов, дядей, братьев, отцов, дедушек) приходится 35?40% изнасилований. Еще 40?50% случаев происходит по вине вхожих в дом друзей членов семьи. То есть, в 90% случаев преступник хорошо известен ребенку, и только 10% изнасилований совершается незнакомцами.
Именно поэтому на поверхность «выплывает» лишь незначительная часть преступлений, в большинстве же случаев дети просто молчат
Самые маленькие жертвы молчат, потому что не понимают, что с ними произошло (или считают это нормой — ведь так поступает родной человек).
Подрастая, они осознают, что происходит что-то неприемлемое, однако более старшие дети и подростки в случаях семейного насилия тоже, увы, молчат — потому, что боятся и стыдятся; потому, что не верят, что поверят им; потому, что боятся разрушить семью и причинить боль кому-то из дорогих им людей. Эмоциональный рэкет или запрещённые эмоции
Еще один миф о насильниках — миф об их устрашающей, преступной внешности. Увы, это заблуждение опасно потому, что дети заранее ждут зловещих признаков и могут так и не дождаться, пока насильник не перейдет к действиям. Чтобы защитить ребенка от сексуального насилия
Обязательно нужно объяснить ребёнку, что никогда не следует:
— подходить к незнакомым взрослым ближе чем на метр, особенно если они находятся в автомобиле;
— входить в лифт с незнакомым взрослым или заходить одновременно с ним в подъезд;
— в одиночку идти со взрослым как незнакомым, так и малознакомым, как в знакомое, так и в незнакомое место под любым предлогом: посмотреть/взять в подарок/помочь вылечить щенка или котенка, взять пакет для папы, помочь в какой-то хозяйственной мелочи, проводить и показать улицу или дом; Что такое психологическая травма?
— садиться в машину со знакомыми, и тем более незнакомыми, даже если они сообщают, что «папа/мама в больнице и тебе срочно нужно приехать» (надо объяснить ребенку, что сначала неплохо бы папе/маме позвонить и выяснить, все ли с ними в порядке, а если дозвониться не удается — поехать с хорошо знакомым взрослым, лучше — женщиной: соседкой, мамой школьного приятеля);
— никому, кроме доктора на приеме (с согласия и в присутствии родителей) нельзя позволять себя трогать за половые органы; и тем более нельзя трогать никого из взрослых или более старших ребят, даже если они об этом попросили и даже если заявляют, что «все дети делают это» или, напротив, «сейчас ты узнаешь то, что не знает и не умеет еще никто из твоих ровесников».
Как стать хорошей и счастливой мамой?
А еще нужно объяснить ребенку, что если на него все же напали, обманули, запугали и сделали все то, чего делать права не имели надо рассказать об этом тем, кому доверяешь и как можно раньше!
Часто дети не решаются сказать матери о действиях отчима, отца или деда из страха, что мать просто не поверит, или потому, что это будет слишком тяжелым ударом для нее.
Однако если мать или кто-то из близких проведет беседу об этих опасностях первым — ребенок будет понимать, что в случае беды именно этому взрослому можно довериться. Увы, немало случаев, когда матери вполне в курсе происходящего, но либо делают вид, что ничего не знают, либо вообще махнули на это рукой — что не редкость в асоциальных семьях.
Признаки сексуального насилия над детьми
В этом случае ребенку очень повезет, если на его пути встретится кто-то (соседи, учителя, родители друзей), кто объяснит, что с этой бедой можно и нужно обращаться в милицию, в органы опеки, в психологические службы.
Профилактика сексуального насилия
Сексуальное насилие над несовершеннолетними совершается в современном обществе всё чаще. Оно начинается постепенно и может продолжаться не один год.
Зачастую насильник и старше, и сильней, хорошо знаком с жертвой, ребёнок ему доверяет или зависим от него, и иногда по-настоящему любит, поэтому ему сложно сообщить кому — то о насилии. А ещё ребёнок стесняется, боится, что ему не поверят, он не всегда полностью осознаёт происходящее.
Сексуальная безопасность подростка напрямую зависит от осторожности в контактах с незнакомыми людьми В принципе, каждый ребёнок доверчив и открыт, а взрослые сами говорят детям, что нужно их слушаться и не спрашивать лишнего. Внимание старших приятно для каждого ребёнка, особенно если дома ему его не хватает. Так он становится легко доступным для насильников, добивающихся своего хитростью и угрозами, дешёвыми подарками, а порой своей авторитетностью и зависимостью от них ребёнка. Как уберечь ребёнка от курения?
Не попасть в беду ребёнок сможет, если будет чётко осознавать и всегда помнить, как поступить, когда он окажется в ситуации, опасной для него. Он должен понимать, что его тело принадлежит только ему.
Уже даже малышу нужно объяснять, что, если он не согласен, никто не должен прикасаться к интимным частям тела, только, в случае необходимости. Также и ему нельзя касаться интимных мест у других.
Нужно сделать так, чтобы ребёнок доверял чувствам и интуиции, чтобы не попасть в беду, и различал прикосновения к своему телу.
Ему нужно объяснить, что есть хорошие прикосновения
Прикосновения близких людей обычно хорошие и приятные. А есть плохие прикосновения, причиняющие вред, которые неприятно вспоминать. Ещё есть смущающие прикосновения. Они могут начинаться хорошо, но потом вызывают неприятное волнение, а затем могут причинить и боль, либо это прикосновения незнакомых людей или тайные интимные прикосновения.
Если так происходит, то ребёнку нужно прямо отказать обидчику, постараться сбежать от него и рассказать о случившемся человеку, которому он доверяет (лучше всего, если это будут родители).
Ему стоит разъяснить, что взрослых нужно уважать, но никто из взрослых не имеет права требовать от него подчинения только потому, что он старше, это может закончиться бедой. А вот любой ребёнок имеет право на личную неприкосновенность.
Необходимо выработать правильную тактику поведения, если на его неприкосновенность посягают
Психологические основы воспитания
Задача родителей — выстроить с собственными детьми такие отношения, при которых они могут спокойно обсуждать с ними все свои проблемы и трудности. Они обязаны оказать ребёнку поддержку, когда он отказывается поцеловать или обнять взрослого человека, пусть даже и близкого, если этого не хочет. Как уберечь ребёнка от групп смерти?
Стоит быть терпеливым и уметь внимательно выслушивать рассказы своих детей об их жизни и друзьях, самим расспрашивать их и стремиться к тому, чтобы они делились всеми своими переживаниями.
Взаимоотношения ребёнка с окружающими людьми, в частности с теми, которые старше, не должны быть тайной для родителей. Взаимное доверие в отношениях детей и родителей, внимание и терпение помогут не попасть в беду.
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Источник
Я все подбираюсь к тому, чтобы посмотреть «Покидая Неверленд». Этот текст я писала очень давно, еще когда работала в муниципальном психологическом центре. Мы ходили в школы и читали лекции для детей и подростков, а так же для их родителей. Тема очень серьезная, обычно вызывающая много сопротивления, но я считаю, что каждый должен быть знаком с ней, ведь по статистике сексуальное насилие над детьми в 80% случаях совершается знакомыми ребенка. Материал длинный, содержит много перечислений, но, пожалуйста, дочитайте его до конца. Буду очень благодарна, если поделитесь статьей с друзьями.
***
Прежде чем мы начнем нашу лекцию, я бы хотела отметить, что все что связано с сексом и сексуальной сферой обычно вызывает смех и смущение у детей и подростков. Я понимаю, что сегодняшняя тема не исключение, но мне хочется попросить вас отнестись с максимальной серьезности к тому, о чем мы сегодня будем говорить с вами, т.к. это залог вашей безопасности и здоровья.
Я думаю, большинство из вас знают, что такое секс. Также я полагаю, что вы знаете, что такое сексуальное насилие. Я повторю определение, чтобы вы ясно представляли, о чем будет идти речь.
Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Простыми словами под сексуальным насилием понимается вовлечение ребенка/подростка в сексуальные действия, неважно с его согласия или без.
Почему дети должны знать о сексуальном насилии?
Все дети по характеру доверчивы и открыты. Их учат быть послушными, и не задавать лишних вопросов старшим. Дети зависят от взрослых физически и эмоционально, поэтому им приятно внимание любого взрослого. Эти обстоятельства делают детей и подростков легкой добычей взрослых насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому насилию, чтобы добиться своей цели: подарков, хитрости, угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.
О чем же мы будем разговаривать? Во-первых, я вам расскажу самые распространенные мифы в отношении насилия, во-вторых, мы с вами проговорим, как можно избежать насилие, и что делать в ситуации, если вам кажется, что вам угрожает насилие и, в-третьих, я с удовольствием отвечу на ваши вопросы, если они будут.
Есть распространенное заблуждение, что насилию подвергаются только девочки, так вот, это не так. Насилию подвергаются как девочки, так и мальчики, поэтому это лекция будет полезна всем вам.
По статистике, только 20% сексуальных действий в отношении детей совершается незнакомыми людьми, т.е. теми, о ком вас предупреждали мамы с детства – «не разговаривай с незнакомцами, не бери конфет у незнакомых теть или дядь, не соглашайся идти смотреть на котенка, щенка или кроликов». Но большинство случаев насилия, т.е. 80% — совершается знакомыми для ребенка людьми – родственниками, знакомыми знакомых родителей, братьев, сестер и так далее. Поэтому нужно знать, что насилие может совершить кто-то, кто вам знаком.
Насилие совершается с кем-то другим, со мной это не может произойти никогда. Это заблуждение, к сожалению, насилие может произойти с любым ребенком.
Насилие происходит по отношению к тому, кто это заслуживает, если оно произошло, то самсама виноваты. Это не так. Ни один ребенок/подросток не заслуживает и не виноват в том, что с ним произошло. Вся ответственность лежит на взрослом, т.к. насилие тяжелое уголовное преступление.
Что нужно знать, чтобы избежать насилия:
- Стараться избегать ситуаций, провоцирующих насилие. Т.е. не возвращаться поздно домой, не ходить на заброшенные пустыри, гаражи и т.д., просить взрослых встречать со школы или тренировки. Но это не значит, что насильник не может встретиться в людном месте, например, в магазине или в кино. Если допустим, знакомый папы или мамы встречает вас возле школы и говорит, что должен довести вас до дома, т.к. мама заболела или у папы что-то произошло на работе, вначале нужно позвонить родителям и проверить, что произошло. Выручает и использование в семье пароля безопасности. При этом важно выбрать легко запоминающееся слово, которое вы будете использовать в качестве сигнала, что вы оказались в опасности и нуждаетесь в помощи. Еще один важный момент – он связан с употреблением алкоголя и наркотиков. Это психоактивные вещества, которые приводят к изменению сознания. Они могут привести к тому, что тот, кто является вашим другом или близким вдруг может повести себя совсем не так. Если вы сами будете в алкогольном или наркотическом опьянении, у вас меньше шансов оказать сопротивление.
2. Доверять своим чувствам и своей интуиции. Если вам не нравится какой-то человек, то вы не обязаны общаться с ним, а тем более позволять ему трогать вас. Есть другая точка зрения, что насильники умеют расположить к себе и к ним возникает доверие, поэтому если незнакомый человек просит вас, к примеру, перевести его через дорогу, т.к. он плохо видит и хочет вас взять за руку, лучше этого не делать. Важно понимать, что, хотя, воспитанные дети и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания. Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно уметь твердо говорить «нет» в случае любого посягательства на вашу неприкосновенность.
3. Это касается прикосновений. Нужно уметь различать хорошие, плохие и смущающие прикосновения. Хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок любит, или как дружеские рукопожатия. Плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, от которых хочется избавиться и которые могут ранить душу. Смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают непривычное волнение. Ими могут быть прикосновения, которые начинаются как хорошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, кого вы знает недостаточно хорошо, или «тайные» прикосновения, когда кто-то трогает интимные части тела.
Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают вас,
вы должны:
— громко сказать «нет», глядя прямо в глаза тому, кто это делает;
— убежать;
— рассказать обо всем взрослому, которому доверяете.
4. Это касается насилия в семье. Тайна окружает сексуальное насилие в семье. Многие жертвы не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми, а некоторые из них никогда не раскрывают эту тайну. Рассказать кому-либо о сексуальном насилии в семье трудно для жертвы по многим причинам:
— потому что насильник угрожает ребенку;
— потому что насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и
ребенок может жалеть его;
— потому что жертва может считать себя виновным в насилии;
— потому что ребенок любит насильника или нуждается в нем;
— потому что пострадавший может быть заинтересован в особом внимании,
которое ему уделяет насильник;
— потому что ребенок не понимает, что то, что с ним делают — плохо;
— потому что несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.
Здесь мы подходим, пожалуй, к самому важному моменту для понимания психологии насилия. Если насильник — ужасный незнакомый человек, это неприятно, но объяснимо и понятно. Есть агрессор, и есть жертва, ни в чем не повинная. Все гораздо хуже, если насильник — близкий человек, которого любишь. Насилуя дочь, отец объясняет ей это чаще всего тем, что любит ее. Пытаясь заставить дочь молчать о том, что произошло, отец иногда грозится убить ее. Но это происходит редко. Гораздо чаще он использует абсолютно беспроигрышный вариант «Если ты кому-нибудь скажешь, то меня посадят в тюрьму», связывая ее чувством вины.
Что делать в ситуации, если ребенку угрожает насилие:
- Позвать на помощь, пойти к любому другому взрослому или к полицейскому и попросить о помощи.
2. Если ребенок уже в безопасности, связаться с родителями – позвонить им и т.д.
3. Если ребенку угрожает опасность – бежать.
Что делать ребенку в ситуации, если насилие произошло?
- Рассказать родителям, если ребенку не верят, обратиться к психологу.
2. Обратиться к школьному психологу или позвонить по телефону 8-800-200-122, это детский телефон доверия, он круглосуточный и бесплатный, даже если ребенку звоните с мобильного телефона. Там работают опытные психологи и ребенку обязательно помогут.
Что делать в ситуации, если ребенок узнал, что кто-то из его одноклассников или друзей стал жертвой насилия?
- Попросить его позвонить по детскому телефону доверия или обратиться к школьному психологу.
2. Не рассказывать об этом другим детям, если друг ребенка доверил ему свою тайну, это не значит, что он хочет, чтобы об этом знали все.
Почему ребенку обязательно связаться с психологом, если он или его друг попал в беду?
Потому что насилие – это серьезная травма, и не проходит бесследно. Даже если ребенок пытается ее забыть, она приводит к следующему:
У детей до 12 лет — резкое ухудшение успеваемости, невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально окрашенное поведение, гнев, агрессивное поведение, ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками, деструктивное поведение.
У подростков:
депрессия,
низкая самооценка,
агрессивное, антисоциальное поведение,
затруднения с половой идентификацией,
сексуализированное поведение,
угрозы или попытки самоубийства,
употребление алкоголя, наркотиков,
проституция,
беспорядочные половые связи,
уходы из дома,
насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.
Думаю, на сегодня достаточно, сейчас я готова ответить на ваши вопросы.
Фото из открытых источников.
Источник