Зарубежная периодизация психического развития ребенка

Зарубежная периодизация психического развития ребенка thumbnail

Периодизация
– делениие онтогенеза на отдельные
периоды в соответствии с общим для
всего онтогенеза законом.

Существуют
периодизации по одному внешнему
критерию, но
связанному с процессом психического
развития ребенка. Примером такой
периодизации может являться периодизация
Рене Заззо

на основе ступеней системы воспитания
и обучения детей. В данной периодизации
выделены следующие стадии развития:


стадия раннего детства (до 3 лет), ее
основное содержание – воспитание в
семье;


стадия дошкольного возраста (3-6 лет),
ее основное содержание – воспитание
в семье или дошкольном учреждении;


стадия начального школьного образования
(6-12 лет), ее основное содержание –
приобретение основных интеллектуальных
навыков в начальной школе;


стадия обучения в средней школе (12-16
лет), ее содержание – получение общего
образования;


после 16 лет – стадия высшего или
университетского образования.

Существуют
также периодизации
по одному внутреннему критерию, т.е. на
основе какой-либо одной стороны детского
развития. Примером таких периодизаций
является периодизация
Πавла Петровича Блонского

на основе физиологического признака
– появления и смены зубов. В данной
периодизации выделяются следующие
стадии;


беззубое детство – до прорезывания
всех молочных зубов (от 8 мес. до 2-2,5
лет);


молочнозубое детство – до начала смены
зубов (приблизительно до 6,5 лет);


постояннозубое детство – до появления
третьих задних коренных зубов (зубы
мудрости).

Американский
психолог Лоренц
Колберг

сделал акцент на моральное развитие и
выделил:

1. Страх
наказания (до 7 лет): страх перед правом
силы, страх быть обманутым и недополучить
благ.

2. Стыд
перед окружающими людьми (13 лет): перед
товарищами, ближайшим окружением; стыд
общественного осуждения, негативной
оценки больших социальных групп.

3. Совесть
(после 16 лет): желание соответствовать
своим нравственным принципам, собственной
системе нравственных ценностей.

Лев
Семенович Выготский

анализирует онтогенез как регулярный
процесс смены стабильных и критических
возрастов. Соответственно выделяются
стабильные и кризисные стадии развития:

1.кризис
новорожденности (от 0 до 2 месяцев);

2.младенческий
возраст (от 2 до 12 месяцев);

3.кризис
1 года;

4.раннее
детство (от 1 до 3 лет);

5.кризис
3 лет;

6.дошкольное
детство (от 3 до 7 лет);

7.кризис
7 лет;

8.школьный
возраст (от 7 до 12 лет);

9.кризис
13 лет;

10.пубертальный
возраст (от 14 до 17 лет);

11.кризис
17 лет.

Даниил
Борисович Эльконин
.
Психическое развитие ребенка протекает
в системе отношений двух типов: «ребенок
— общественный предмет» и «ребенок
— общественный взрослый». «Общественный
взрослый» выступает носителем
«общественно выработанных способов
действия» с предметами, воплощением
смыслов и норм жизни. Овладевая основами
культуры, ребенок не приспосабливается
к условиям жизни, а выступает как
активный субъект деятельности, в
процессе осуществления которой у него
возникают и

развиваются
различные психические новообразования.

Основные
положения периодизации развития таковы:
процесс детского развития делится на
три этапа:


Дошкольное детство (от рождения до 6-7
лет);


Младший школьный возраст (от 7 до 10-11
лет, с первого по четвертый класс школы);


Средний и старший школьный возраст (от
11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый
класс школы).

Весь
период детства по возрастной физической
классификации делится на семь периодов:


Младенчество (от рождения до одного
года жизни);


Раннее детство (от 1года до 3-х лет);


Младший и средний дошкольный возраст
(от 3 до 5 лет);


Старший дошкольный возраст (от 5 до 7
лет);


Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);


Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);


Ранний юношеский возраст (от 13-14 до
16-17 лет).

Артур
Владимирович Петровский
 рассматривает процесс
развития с позиции интеграции человека
в различные социальные группы. На каждой
стадии развития ребенок входит в
определенную социальную группу,
приспосабливаясь и усваивая ее
нормы. Выделяет
следующие возрастные периоды:

1.
Эпоха детства – преобладает адаптация,
ребенок в основном приспосабливается
к социальной среде.


период раннего детства (0-3 года)


период дошкольного детства (3-7 лет)


период младшего школьного возраста
(7-11 лет).

2.
Эпоха отрочества (период среднего
школьного возраста – 11-15 лет) – доминирует
индивидуализация, человек проявляет
свою индивидуальность.

3.
Эпоха юности (период старшего школьного
возраста – 15-17 лет) – должна произойти
интеграция в общество.

3игмунд
Фрейд

сформулировал идеи генеза детской
психики и детской личности: стадии
детского  развития  соответствуют
стадиям перемещения зон, в которых
находит свое удовлетворение первичная
сексуальная потребность. Психосексуальное
развитие по Фрейду состоит из:

1)
оральной (младенчество) – 0-1 год.
Отвыкание (от груди или рожка). Отделение
себя от материнского тела.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка семинар в доу

2)
анальной (раннее детство) – 1-3 года.
Приучение к туалету (самоконтроль).

3)
фаллической (дошкольное детство) –
3-5. Идентификация со взрослыми того же
пола, выступающими в роли образца для
подражания.

4)
латентной (младший школьный возраст)
– 5-12. Расширение социальных контактов
со сверстниками.

5)
генитальной (подростковый и вся
последующая жизнь взрослого человека)
– 12-18 лет. Установление интимных
отношений или влюбленность; внесение
своего трудового вклада в общество.

Становление
личности в концепции Эрика
Эриксона

понимается как смена этапов, на каждом
из которых происходит качественное
преобразование внутреннего мира
человека и радикальное изменение его
отношений с окружающими людьми.

1.
Кризис доверия — недоверия (в течение
первого года жизни).

2.
Автономия в противоположность сомнениям
и стыду (в возрасте около 2-3 лет).

3.
Появление инициативности в противовес
чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4.
Трудолюбие в противоположность комплексу
неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

5.
Личностное самоопределение в
противоположность индивидуальной
серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6.
Интимность и общительность в противовес
личностной психологической изолированности
(около 20 лет).

7.
Забота о воспитании нового поколения
в противоположность «погружению в
себя» (между 30 и 60 годами).

8.
Удовлетворенность прожитой жизнью в
противоположность отчаянию (старше 60
лет).

Жан
Пиаже
за
основу своей периодизации взял
интеллектуальное развитие и выделил
следующие четыре стадии:


от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок
начинает отделять себя от внешнего
мира, возникает понимание постоянства,
устойчивости внешних объектов. В это
время не развита речь и отсутствуют
представления, а поведение строится
на основе координации восприятия и
движения.


от 2 до 7 лет дооперациональная стадия —
мышление с помощью представлений.
Сильное образное начало при недостаточном
развитии словесного мышления приводит
к своеобразной детской логике. На этапе
дооперационных представлений ребёнок
не способен к доказательству, рассуждению.
Мышление ориентируется на внешние
признаки предмета. Ребёнок не видит
вещи в их внутренних отношениях, он
считает их такими, какими их дает
непосредственное восприятие. (Он думает,
что ветер дует потому, что раскачиваются
деревья).


от 7 до 12 лет стадия конкретных операций —
возникновение элементарного логического
рассуждения.


от 12 лет — стадия формальных операций —
формирование способности мыслить
логически, пользоваться абстрактными
понятиями, выполнять операции в уме.

Виктор
Иванович Слободчиков

предложил схему – «матрицу возраста»,
в которой каждая ступень является
относительно завершенным циклом
психического развития, выстроена
горизонтальная последовательность
периодов (становления и реализации) и
стадий (критических и стабильных)
психического развития.

1.
Оживление.


родовой кризис: 7-й месяц эмбрионального
развития – 3 недели после рождения;


стадия принятия: новорожденность –
0,5-4-й месяц жизни;


кризис новорожденности: 3,5-7-й месяц;


стадия освоения (младенец): 6-12-й месяц.

2.
Одушевление.


кризис младенчества: 11 – 18 месяцев;


стадия принятия – раннее детство: 1 год
3 месяца – 3 года;


кризис раннего детства: 2,5-3,5 года;


стадия освоения – дошкольное детство:
3 года – 6,5 лет.

3.
Персонализация.


кризис детства: 5,5-7,5 лет;


стадия принятия – отрочество: 7-11,5 лет;


кризис отрочества: 11 – 14 лет;


стадия освоения – юность: 13,5-18 лет.

4.
Индивидуализация.


кризис юности: 17лет – 21 год;


стадия принятия – молодость: 19-28 лет;


кризис молодости: 27 лет – 33 года;


стадия освоения – взрослость: 32-42 года.

5.
Универсализация.


кризис взрослости: 39-45 лет;


стадия принятия – зрелость: 44 года –
66 лет;


кризис зрелости: 55-65 лет;


стадия освоения – старость: 62 года.

Источник

По Ж. Пиаже                                                        

Название возраста Возраст Характеристика
Сенсанаторная стадия От рождения до 1.5-2 лет Психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познание себя как субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание устойчивости, постоянства внешних объектов. Осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.
Дооперациональная стадия 2-7 лет Усвоение языка, представление предметов и их образцов словами. Эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности становления на позицию другого человека, видение явлений и вещей его глазами, классификация объектов по отдельным, зачастую случайным, признаком.
Стадия конкретных операций 7-12 лет Возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов и событий. Усвоение представлений о сохранении числа, массы и веса предметов. Классификация объектов по отдельным существенным признакам.
Стадия формальных операций Начиная с 12 лет Способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме. Формулирование и проверка предложений гипотетического характера.
Читайте также:  Оценка физического развития ребенка эмпирическим методом

По Э.Эриксону

Название возраста Возраст Характеристика
Младенчество До 1 года На первом году жизни, в зависимости от того, удовлетворяются ли основные физиологические потребности ребенка, у него развиваются либо чувство глубокого доверия к окружающему миру, либо, наоборот, недоверие к нему.
Ранний возраст 1-3- года Данный период связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непосредственный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда и сомнений, связанный главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.
Возраст игры 3-5 лет В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит, и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.
Школьный возраст 5-11 лет В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания, у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.
Подростковый возраст 11-20 лет В этот период происходит условие образов поведения значимых для подростка других людей. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанию ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.
Молодость 20-40 лет Этот период связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершить цикл «работа-рождение детей-отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
Зрелость 40-60 лет В сорокалетнем возрасте человек обычно переживает кризис. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, интересом к следующему поколению и его воспитанию. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдо-близости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
Старость 60 и более В этот период происходит завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

По З.Фрейду

Название возраста Возраст Характеристика
Оральная стадия До 1 года Удовлетворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Остановка на этой стадии впоследствии приводит к возникновению таких пороков, как курение, гурманство и т.д., а иногда к развитию личности с чертами пассивности и зависимости от окружения.
Анальная стадия 1-2 года Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Нарушение развития на этой стадии могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль Нарушение развития на этой стадии могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль над поведением родителей, радующихся успехом ребенка.
Фаллическая стадия 2-5 лет Ребенок интересуется и манипулирует своими половыми органами и органами других детей. В результате он обнаруживает различия между девочками и мальчиками. Развивается Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Они характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребенок рассматривает как соперника.
Латентный период 5-11 лет Характеризуется заметным снижением активности и интереса, связанного с сексом. На первый план выдвигается школьное обучение, социализация и освоение различных форм поведения (ролей), свойственных данному полу.
Генитальная стадия 11 лет – половая зрелость Подростки обоего пола все больше ориентируют поиск полового удовлетворения на других людей, как правило, противоположного пола.
Читайте также:  Факторы влияющие на развитие и воспитание ребенка

По Ш.Бюллер

Название возраста Возраст Характеристика
Фаза 1 0-15 лет Отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.
Фаза 2 15-20 лет Человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период позволяет оценить, в какой степени человек способен овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленной цели.
Фаза 3 20-40(45) лет Соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период в жизни. Для него характера постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и личной жизни.
Фаза 4 40(45)-65 лет Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим совершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учет своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
Фаза 5 >65 лет Преклонный возраст. Многие люди перестают преследовать цели, которые они перед собой поставила в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествия и просто проводя уютно время, спокойно проживая последние годы жизни.

По П.Колбергу

Название возраста Возраст Характеристика
Доконвенциональный
уровень
4-10 лет 1)Покорность и наказание.
Поступки определяются внешними обстоятельствами, точка зрения других людей в расчет не принимается. Суждение: вознаграждение или наказание.
2) Личный интерес:
Поступки определяются внешними обстоятельствами, точка зрения других людей в расчет не берется. Суждение: в соответствии с пользой, которую можно извлечь.
 
Конвенциональный уровень 10-13 лет 3) Одобрение других людей.
Человек придерживается условной роли, ориентируясь на принципы других людей или нет.
4) Авторитет, закон, порядок.
Человек придерживается условной роли, ориентируется на принципы других людей. Суждение: уважение в власти и предписанным законам.
 
 
Постконвенциональный
уровень
С 13 лет 5) Общественный договор и демократия:
Истинная нравственность. Человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень рассудочной деятельности. Оправдание поступка основывается на уважение демократического решения или вообще на уважение прав человека.
6) Универсальные принципы:
Человек судит о поведение, исходя из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень рассудочной деятельности. Поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью, не зависимо от мнения других людей.

По А.Валлону

Название возраста Возраст Характеристика
Импульсивная До 6 мес. Стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражение. Со временем эти рефлексы все больше уступают место контролируемым движениям и новым формам поведения, по большей части связаны с питанием.
Эмоциональная 6-10 мес. Стадия характеризируется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, радость и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать тесные контакты с окружающей социальной средой.  
Сенсомоторная 10-14 мес. Начало практического мышления. Связь между движениями перцептивными или эффектами ребенок начинает все чаще реагировать на вещи, направленными на них жестами. Циркулярные формы активности способствуют процессу в узнавание звуков, а затем и слов.
Проективная 14 мес.- 3 года Развитие ходьбы, а затем и речи, ребенок приобретает способность исследовать окружающий мир, воздействовать на объекты, название которых узнает одновременно с их свойствами.
Персонализация 3-6 лет Три периода:
1.Период противопоставления.
Развитие «Я». Ребенок учится отличать себя от других, приобретает все большую способность различать предметы по форме, цвету или размеры.
2.Период нарциссизма.
В 4 года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст, адрес, стремится выставить себя в выгодном свете, следит за своими действиями, ставит перед собой задачи и т.д.
3.Период подражания.
В 5 лет ребенок учится играть роль и придумывает себе героя.
Учебная 6-12(14) лет Мышление становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и предметах.
Половое созревание С 12(14)лет. Внимание сосредотачивается на собственном «Я». Этот перелом толкает ребенка на поиск еще большей независимости и оригинальности, и он же открывает ему глаза на смысл вещей и законов. Развиваются рассуждение и абстрактные понятия.

По Скиннеру

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1454; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник