Запорожец игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста 1978

Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Исследования отечественных психологов (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н. и др.) показали, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Благодаря игре в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. Выготский Л.С., указывая на ведущее значение сюжетно — ролевой игры в психическом развитии ребенка — дошкольника, называл игру ребенка «девятым валом».
Выготский Л.С. отмечал в своих трудах, что игра создает зону ближайшего развития и сама игра является этим источником. В игре возникает действие в воображаемой ситуации, создается произвольность намерений, образуется жизненный план и волевые мотивы. Все это ставит игру на высший уровень развития, «возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных. По существу, через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребенка».[6,с.62-76]
Таким образом, ведущей является такая деятельность, развитие которой обусловливает главныеиизменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития (Леонтьев А.Н., 1977).
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии (Менджерицкая Д.В., 1982).
В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка.
Менджерицкая Д.В. (1982) писала о важной особенности игры — ее проникновении в различные виды деятельности: труд и игра, повседневная бытовая деятельность и игра, учебная деятельность и игра. Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. отмечали, что учебная деятельность зарождается внутри игры, именно в ней возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Эльконин Д.Б. (1999) писал, что любая деятельность развивает ребенка, но не одна из них не осуществляет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослого, такого действенного выделения общественных функций и смысла деятельности человека, как в игре.
В игре формируется произвольность всех психических процессов, например, произвольная память и внимание. Условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и содержания. В игре формируется произвольное поведение, ребенок начинает контролировать сам себя, подавляет сиюминутные побуждения и желания и подчиняется эталону поведения.
Игровая деятельность создает благоприятные условия для развития мышления, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их (Выготский Л.С., 1966; Запорожец А.В., 1978).
Опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно -ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
В игре развивается образное мышление, воображение. Она способствует развитию личности ребенка: принимая в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него «социальных» эмоций, начал нравственности.
В игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., 2000).
В игре развивается умение увидеть и анализировать ситуацию, выделять новые свойства и значения условий разрешения проблемной ситуации. Игра является насыщенной в эмоциональном отношении деятельностью. Игра — это универсальный способ коррекции недостатков психической деятельности.
Кроме того, в игровой деятельности ребенок свободно реализовывает свои желания и интересы, игра обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, являясь самой интересной и привлекательной деятельностью. Привлекательна игра тем, что играя ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, все ему подвластно: предметы, действия, отношения — все то, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы объясняется спецификой сюжетной игры — все действия осуществляются в воображаемой, условной ситуации (Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., 2000).
Эльконин Д.Б.(1999) отмечал, что в игре нет ощутимого, реального продукта. В ней все «понарошку», все «как будто». Эти «возможности» игры обеспечивают дошкольнику его эмоциональный внутренний комфорт и расширяют практический мир ребенка.
В игре происходит активная социализация, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Игра выступает как средство познания ребенком предметной и социальной действительности.
Кроме того, игра создает благоприятные условия для развития движений ребенка, когда ребенок берет на себя определенную роль он сознательно воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого. Запорожец А.В. писал, что «игра — представляет первую для ребенка доступную форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений» [ 13, c.166].
Аркин Е.А. (1968) отмечал благотворное влияние игровой деятельности на здоровье ребенка, поскольку она является единственной формой деятельности, во всех случаях отвечающая его организации. Игра не предъявляет ребенку требования, которые были бы ему не посильны. И вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость — залог здоровья.
Таким образом, игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поскольку оказывает наибольшее влияние на психическое развитие ребенка.
Список литературы
Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы /Под редакцией А.В.Запорожца, В.В. Давыдова.-М.: Просвещение,1968.С.-217-225 .
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.- 1966.-№6. С. -62-76.
Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. С.-105-128.
Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста.- М., 1978.
Игра с правилами в дошкольном возрасте/ Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. — М.: Онега, 1994.С.-27, 33.
Как играть с ребенком/ Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. -М., 1990. С.-8-9.
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. — М., 1996. — №3.
Менджерицкая Д.В.. Воспитателю о детской игре. — М.: Просвещение, 1982.С.-7, 25-26.
Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. — 1976. С.-73-97.
Источник
Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû èãðû êàê ñðåäñòâà îáó÷åíèÿ. Ïîíÿòèå è ñóùíîñòü èãðû. Èñòîðèÿ âîçíèêíîâåíèÿ ïåðâûõ èãð. Âëèÿíèå èãðû íà ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà. Ðàçâèòèå äåòñêîãî òâîð÷åñòâà è èãðîâîãî çàìûñëà. Èãðà êàê ñðåäñòâî âîñïèòàíèÿ äåòåé.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Îðèåíòàöèÿ ñîâðåìåííûõ äåòñêèõ ñàäîâ íà ãóìàíèçàöèþ ïðîöåññà îáðàçîâàíèÿ è ðàçíîñòîðîííåå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà ïðåäïîëàãàåò íåîáõîäèìîñòü:
Ø Ãàðìîíè÷íîãî ñî÷åòàíèÿ ñîáñòâåííî ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, â ðàìêàõ êîòîðîé ôîðìèðóþòñÿ áàçîâûå çíàíèÿ, óìåíèÿ è íàâûêè, ñ äåÿòåëüíîñòüþ òâîð÷åñêîé, ñâÿçàííîé ñ ðàçâèòèåì èíäèâèäóàëüíûõ çàäàòêîâ ó÷àùèõñÿ, èõ ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè, ñïîñîáíîñòè ñàìîñòîÿòåëüíî ðåøàòü íåñòàíäàðòíûå çàäà÷è è ò. ï..
Ø Àêòèâíîå ââåäåíèå â òðàäèöèîííûé ó÷åáíûé ïðîöåññ ðàçíîîáðàçíûõ ðàçâèâàþùèõ çàíÿòèé, ñïåöèôè÷åñêè íàïðàâëåííûõ íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòíî-ìîòèâàöèîííîé è àíàëèòèêî-ñèíòàêñè÷åñêîé ñôåð ðåáåíêà, ïàìÿòè, âíèìàíèÿ, âîîáðàæåíèÿ è ðÿäà äðóãèõ âàæíûõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ÿâëÿåòñÿ â ýòîé ñâÿçè îäíîé èç âàæíåéøèõ çàäà÷ ïåäàãîãè÷åñêîãî êîëëåêòèâà.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
1. Àíàñòàçè À. Ïñèõîëîãè÷åñêîå òåñòèðîâàíèå / Ïîä ðåä. Ê.Ì. Ãóðåâè÷à, Â.È. Ëóáîâñêîãî. — Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1982.
2. Àíèêååâà Í.Ï. Âîñïèòàíèå èãðîé: êí. Äëÿ ó÷èòåëÿ. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1987.-144ñ.- (Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ íàóêà — øêîëå).
3. Áîæîâè÷ Ë.È. Ëè÷íîñòü è åå ôîðìèðîâàíèå â äåòñêîì âîçðàñòå. — Ì., 1968.
4. Áîðîäàé Þ.Ì. Âîîáðàæåíèå è òåîðèÿ ïîçíàíèÿ. — Ì., 1966.
5. Âåòëóãèíà Í.À. Î òåîðèè è ïðàêòèêå õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà äåòåé. — Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå, 1965, ¹ 5.
6. Âîñïèòàíèå äåòåé â èãðå: Ïîñîáèå äëÿ âîñïèòàòåëÿ äåò.ñàäà / Ñîñò. Áîíäàðåíêî À.Ê., Ìàòóñèê À.È. — 2-å èçä., ïåðåðàá. è äîï. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1983.
7. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Èãðà è å¸ ðîëü â ïñèõîëîãèè ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè, 1966, ¹ 6.
8. Ãåññåí Ñ.È. Îñíîâû ïåäàãîãèêè ââåäåíèå â ïðèêëàäíóþ ôèëîñîôèþ. — Ì., Øêîëà-Ïðåññ, 1995., ãë. III, — 91 ñ.
9. Ãóðèí Â.Å., Ñîëîïàíîâà Î.Þ. Îñíîâû óìñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ ìóçûêè: âîñïðèÿòèå, ìûøëåíèå, ðàçâèòèå. — Êðàñíîäàð, 2001. -23ñ.
10. Äüÿ÷åíêî Î.Ì. Âîîáðàæåíèå äîøêîëüíèêà. — Ì: Çíàíèå, 1986.
11. Çàïîðîæåö À.Â., Ìàðêîâà Ò.À. Èãðà è å¸ ðîëü â ðàçâèòèè ðåá¸íêà äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. — Ì., 1978.
12. Êèíî è äåòè. — Ì., 1971. -178 ñ.
13. Êðàâöîâà Å.Å. Ïñèõîëîãè÷åñêèå ïðîáëåìû ãîòîâíîñòè äåòåé ê îáó÷åíèþ â øêîëå. — Ì., 1991.
14. Êðóïñêàÿ Í.Ê. Ïåä. ñî÷. Ì., 1959.
15. Ëþáëèíñêàÿ À.À. Î÷åðêè ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. 2-å èçä. Ì., 1965.
16. Ìàíóéëåíêî Ç.Â. Ðàçâèòèå ïðîèçâîëüíîãî ïîâåäåíèÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà// Èçâåñòèÿ ÀÏÍ ÐÑÔÑÐ. 1948. âûï. 14.
17. Ñìèðíîâà Å.Î., Ãóäàðåâà Î.Â. Æóðíàë «Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ íàóêà è îáðàçîâàíèå»,- Ì.,2005.
18. Ñóõîìëèíñêèé Â.À. Äóõîâíûé ìèð øêîëüíèêà. — Ì., 1946.
19. Ôëåðèíà Å.À. Ýñòåòè÷åñêîå âîñïèòàíèå äîøêîëüíèêà. Ì., 1961.
20. Ýëüêîíèí Ä.Á. Ïñèõîëîãèÿ èãðû. Ïåäàãîãèêà, 1978.
21. Ýëüêîíèí Ä.Á. Èçáðàííûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäû. Ïåäàãîãèêà, 1989.
Ïðèëîæåíèå ¹ 1
Èãðà «×üè ñëåäû».
Äèäàêòè÷åñêàÿ çàäà÷à — çàêðåïëåíèå çíàíèé î äèêèõ è äîìàøíèõ æèâîòíûõ, ó÷èòü ðàçëè÷àòü èõ ïî ñëåäàì, ðàçâèòèå çðèòåëüíîãî âíèìàíèÿ è ïàìÿòè.
Èãðîâûå ïðàâèëà. Ïîäáîð ñëåäîâ ê êàæäîìó èç æèâîòíûõ. Êòî áûñòðåå è ïðàâèëüíåå âûïîëíèò çàäàíèå — ïîëó÷àåò ôèøêó. Êòî áîëüøå âñåãî íàáåðåò ôèøåê, òîò è áóäåò ëó÷øèì ñëåäîïûòîì.
Õîä èãðû. Äåòÿì ðàçäàþòñÿ êàðòî÷êè, íà êîòîðûõ èçîáðàæåíû æèâîòíûå. Âîäÿùèé ïîêàçûâàåò ñëåäû, à äåòè ïîäáèðàþò ñëåäû ê ñâîèì æèâîòíûì. Äåòÿì íåëüçÿ îøèáàòüñÿ, ïðè íåïðàâèëüíîì îòâåòå, õîä ïåðåõîäèò ê äðóãîìó ðåáåíêó.
Èãðà «Îò êàêîãî äåðåâà ëèñò»
Äèäàêòè÷åñêàÿ çàäà÷à-çàêðåïëåíèå íàçâàíèé äåðåâüåâ, èõ ÷àñòåé: çàêðåïëåíèå öâåòà, ôîðìû ïðåäìåòîâ; ðàçâèòèå çðèòåëüíîãî âíèìàíèÿ, ïàìÿòè. Ðàçâèòèå àíàëèòè÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.
Õîä èãðû. Äåòÿì ðàçäàþòñÿ êàðòî÷êè, íà êîòîðûõ èçîáðàæåíû ëèñòüÿ ðàçíûõ äåðåâüåâ, îíè ðàçíîé ôîðìû è ðàçíîãî öâåòà. Âîäÿùèé äîñòàåò ïî îäíîìó ëèñòî÷êó è ïîêàçûâàåò äåòÿì. Åñëè òàêîé ëèñòî÷åê èìååòñÿ íà êàðòî÷êå ó ðåáåíêà, òî îí îïèñûâàåò åãî è ãîâîðèò îò êàêîãî äåðåâà.
Íàïðèìåð: «Ýòîò ëèñò çåëåíîãî öâåòà, êðóãëîé ôîðìû îí ñðåäíåãî ðàçìåðà. Ýòî ëèïîâûé ëèñòîê». Åñëè ðåáåíîê íàçûâàåò âñå âåðíî, òî îí ïîëó÷àåò ýòîò ëèñòî÷åê è çàêðûâàåò èì ïîäõîäÿùèé íà ñâîåé êàðòî÷êå. Âûèãðûâàåò òîò, êòî áûñòðåå çàêðîåò ñâîè ëèñòî÷êè íà êàðòî÷êå.
Èãðà «Ðàçëîæè ëèñòüÿ ïî óáûâàþùåé âåëè÷èíå»
Äèäàêòè÷åñêàÿ çàäà÷à — ó÷èòü äåòåé àíàëèçèðîâàòü è ñðàâíèâàòü ïðåäìåòû ïî âåëè÷èíå è âûêëàäûâàòü èõ â ïîðÿäêå óáûâàíèÿ.
Ìàòåðèàë: ìîæíî èñïîëüçîâàòü íàñòîÿùèå ëèñòüÿ äåðåâüåâ èëè èçãîòîâëåííûå èç êàðòîíà.
Õîä èãðû. Ïåðåä äåòüìè âûêëàäûâàþò ëèñòüÿ. È ïåðåä òåì êàê èì âûïîëíèòü çàäàíèå, îíè ïîëó÷àþò èíñòðóêöèþ.
Íàïðèìåð: « Âûëîæèòü â ïîðÿäêå óáûâàíèÿ ïÿòü çåëåíûõ êëåíîâûõ ëèñòüåâ».
Êòî èç äåòåé áûñòðåå è ïðàâèëüíî âûïîëíèò çàäàíèå, òîò âûèãðûâàåò.
Ïðèëîæåíèå ¹ 2
Èãðà-äîìèíî « Ïîäáåðè ïàðó»
Äèäàêòè÷åñêàÿ çàäà÷à — ó÷èòü äåòåé îáúåäèíÿòü ïðåäìåòû â ïàðû ïî âíåøíåìó ïðèçíàêó. Ìîæíî îáúåäèíÿòü ïðåäìåòû ïî ôîðìå, öâåòó, âèäîâîìó ïðèçíàêó.
Ìàòåðèàë: ìîæíî èñïîëüçîâàòü ãîòîâîå èëè ñàìîäåëüíîå äîìèíî. Òåìàòèêà åãî ìîæåò áûòü ðàçëè÷íîé (îâîùè, ôðóêòû, öâåòû è ò.ä.).
Õîä èãðû: äåòÿì ïîðîâíó ðàçäàþò äîìèíî. Êàæäûé èç äåòåé äåëàåò õîä äðóã çà äðóãîì, åñëè ó íåãî åñòü òàêàÿ æå êàê ó ïðåäûäóùåãî èãðîêà. Åñëè ó ðåáåíêà íåò ñîîòâåòñòâóþùåé êàðòèíêè, òî îí ïðîïóñêàåò õîä.
Èãðà « Íàéäè ïî îáùåìó ïðèçíàêó»
Äèäàêòè÷åñêàÿ çàäà÷à — ó÷èòü äåòåé îáîáùàòü è êëàññèôèöèðîâàòü ïðåäìåòû ïî îáùåìó ïðèçíàêó. Óñòàíàâëèâàòü ñâÿçü ìåæäó ïðåäìåòàìè.
Õîä èãðû: äåòÿì ðàçäàþòñÿ êàðòèíêè, êîòîðûå ñîîòâåòñòâóþò ðàçëè÷íûì êàòåãîðèÿì ïðåäìåòîâ (îáóâü, îäåæäà, ìåáåëü è ò.ä.). Âîäÿùèé äîñòàåò è íàçûâàåò êàðòî÷êó, à äåòè íàçûâàþò, ÷üÿ ýòî êàðòî÷êà è êëàäóò ê ñåáå íà êàðòèíêó. Êòî áûñòðåå èç äåòåé çàïîëíèò ïóñòûå îêîøêè íà êàðòèíêå, òîò âûèãðûâàåò.
Ïðèëîæåíèå ¹ 3
Èãðà «Ñîáåðè îòêðûòêó»
Òðè ðàçíûå îòêðûòêè ðàçðåçàþò íà ÷åòûðå ÷àñòè. Çàòåì ÷àñòè ïåðåìåøèâàþò è ðàçäàþò èõ ïîðîâíó âñåì ó÷àñòíèêàì èãðû.
Ïåðâûé èãðàþùèé êëàäåò íà ñòîë îäíó ÷àñòü, âòîðîé — äîëæåí ïîäîáðàòü ê íåé ïîäõîäÿùóþ ÷àñòü ñ ó÷åòîì ôîíà è èçîáðàæåíèÿ. Åñëè ó íåãî íåò íóæíîé ÷àñòè, îí ïðîïóñêàåò õîä. Èãðà ïðîäîëæàåòñÿ äî òåõ ïîð, ïîêà íå áóäåò ñîáðàíà îòêðûòêà, êîòîðóþ çàáèðàåò ñåáå ïîëîæèâøèé ïîñëåäíþþ ÷àñòü. Âûèãðûâàåò òîò, ó êîãî áóäåò áîëüøå öåëûõ ñîáðàííûõ îòêðûòîê. Êîãäà äåòè îñâîÿò èãðó, ÷èñëî îòêðûòîê ìîæíî áóäåò óâåëè÷èòü.
Èãðà «Ñêëåèì êàðòèíêó»
Êàðòèíêó-ðèñóíîê ñ èçîáðàæåíèåì çíàêîìîãî ðåáåíêó ïðåäìåòà ðàçðåçàþò íà íåñêîëüêî ÷àñòåé. Ðåáåíîê âíà÷àëå íàõîäèò ÷àñòè, ñ÷èòàåò èõ êîëè÷åñòâî, ïîòîì ñîåäèíÿåò èõ â åäèíîå öåëîå.
Ñíà÷àëà êàðòî÷êè ðàçðåçàþò íà äâå ÷àñòè, çàòåì íà ÷åòûðå, çàòåì êîëè÷åñòâî ÷àñòåé ìîæíî óâåëè÷èòü, à ôîðìó «êóñî÷êîâ» óñëîæíèòü.
Èãðà «Ñîñòàâü öåëîå èç ÷àñòåé»
Ýòî âàðèàíò ïðåäûäóùåé èãðû, òîëüêî ðåáåíîê îïåðèðóåò íå èçîáðàæåíèÿìè ïðåäìåòîâ, à ãåîìåòðè÷åñêèìè ôèãóðàìè. Ñ ïîìîùüþ ýòîé èãðû ó ðåáåíêà ìîæíî ñôîðìèðîâàòü óìåíèå ðàñ÷ëåíåííî âîñïðèíèìàòü ñëîæíóþ ôîðìó ïðåäìåòà, âûäåëÿòü â íåé îòäåëüíûå ýëåìåíòû, íàõîäÿùèåñÿ â ðàçíûõ ïðîñòðàíñòâåííûõ ïîëîæåíèÿõ. Ýòó èãðó ìîæíî ïðîâîäèòü ïî-ðàçíîìó.
Ø Âûëîæèòü èçîáðàæåíèå ïî ïîëíîìó îáðàçöó. Ðåáåíîê ñìîòðèò íà îáðàçåö è âîññîçäàåò òàêîé æå, èñïîëüçóÿ ðàçëè÷íûå ãåîìåòðè÷åñêèå ôèãóðû.
Ø Âûëîæèòü èçîáðàæåíèå ïî êîíòóðíîìó îáðàçöó èç ïðîñòûõ ãåîìåòðè÷åñêèõ ôèãóð. Äëÿ ðåáåíêà ýòî çàäàíèå ñëîæíåå ïðåäûäóùåãî, ïîýòîìó â íà÷àëå åìó ïðåäëàãàþò íàêëàäûâàòü îòäåëüíûå ãåîìåòðè÷åñêèå ôèãóðû íà êîíòóð, ïîäáèðàÿ íóæíûå. Çàòåì îí ñîáèðàåò ñëîæíûå ôèãóðû, ãëÿäÿ íà îáðàçåö.
 êà÷åñòâå çàäàíèé ìîæíî èñïîëüçîâàòü òàêæå èçâåñòíûå ãîëîâîëîìêè «Ìàãè÷åñêèé êâàäðàò», «Ìîíãîëüñêàÿ èãðà», «Òàíãðàì» è äðóãèå, â êîòîðûõ äëÿ ïîñòðîåíèÿ çàäàííûõ èçîáðàæåíèé èñïîëüçóþòñÿ ïðîñòûå, çíàêîìûå ðåáåíêó ãåîìåòðè÷åñêèå ôèãóðû.
Èãðà « Ìàãè÷åñêèé êâàäðàò»
Êâàäðàò 10*10, îäèíàêîâî îêðàøåííûé ñ îáåèõ ñòîðîí, ðàçðåçàþò íà 5 ÷àñòåé: 1 áîëüøîé è 2 ìàëåíüêèõ òðåóãîëüíèêà, êâàäðàò è ïàðàëëåëîãðàìì. Ðåáåíêó ïðåäëàãàþò ñîáðàòü ïî îáðàçöó, à çàòåì è ïî çàìûñëó ðàçëè÷íûå ñëîæíûå ôèãóðû. Íóæíî èñïîëüçîâàòü âñå ÷àñòè êâàäðàòà.
Ìîíãîëüñêàÿ èãðà
Êâàäðàò ðàçìåðîì 10*10, îäèíàêîâî îêðàøåííûé ñ îáåèõ ñòîðîí, ðàçðåçàåòñÿ íà 11 ÷àñòåé.  ðåçóëüòàòå ïîëó÷àåòñÿ: 2 êâàäðàòà, 4 òðåóãîëüíèêà, 5 ïðÿìîóãîëüíèêîâ (4 ìàëåíüêèõ è 1 áîëüøîé). Ðåáåíêó ïðåäëàãàþò ïðè ñîñòàâëåíèè ôèãóð-ñèëóýòîâ èñïîëüçîâàòü âñå ÷àñòè, ïðèñîåäèíÿÿ îäíó ê äðóãîé, íå íàêëàäûâàÿ îäíó íà äðóãóþ.
Ïðèëîæåíèå ¹ 4
Èãðà «Ìàãàçèí»
Äèäàêòè÷åñêàÿ çàäà÷à — ôîðìèðîâàòü óìåíèå âûäåëÿòü ñóùåñòâåííûå ïðèçíàêè ïðåäìåòîâ. Ðàçâèòèå ñâÿçíî è ïîñëåäîâàòåëüíî èçëàãàòü ñîå âûñêàçûâàíèå.
Õîä èãðû: äåòè ïðåäñòàâëÿþò, ÷òî îíè îêàçàëèñü â ìàãàçèíå. Ïåðåä íèìè ñòîèò çàäà÷à ïðàâèëüíî îïèñàòü ïðåäìåò, íå íàçûâàÿ åãî íàçâàíèÿ. Åñëè ïðîäàâåö óãàäàåò îïèñûâàåìûé ðåáåíêîì ïðåäìåò, òî ïîêóïàòåëü åãî ïîëó÷àåò. Êòî áîëüøå âñåãî èç äåòåé ïðèîáðåòåò âåùåé, òîò ñàìûé ëó÷øèé ïîêóïàòåëü.
Ïðèëîæåíèå ¹ 5
Èãðà «Ïîõîæ — íåïîõîæ»
Äèäàêòè÷åñêàÿ çàäà÷à — ó÷èòü äåòåé ñðàâíèâàòü, íàõîäèòü ðàçíèöó, äåëàòü óìîçàêëþ÷åíèÿ.
Õîä èãðû: Äåòÿì äàþò äâå êàðòèíêè, îíè îòëè÷àþòñÿ äðóã îò äðóãà íåçíà÷èòåëüíî. Ðåáåíêó íóæíî íàéòè ýòè îòëè÷èÿ è íàçâàòü èõ.
Èãðà «Êòî áîëüøå çàìåòèò íåáûëèö»
Äèäàêòè÷åñêàÿ çàäà÷à — ó÷èòü äåòåé íàõîäèòü íåïðàâèëüíîå èçîáðàæåíèå ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé, äåëàòü óìîçàêëþ÷åíèå.
Õîä èãðû: ìîæåò èãðàòü êàê îäèí, òàê è íåñêîëüêî äåòåé. Äåòÿì äàþò êàðòèíó, íà êîòîðîé èçîáðàæåíû íåáûëèöû è ðåàëüíûå ñîáûòèÿ. Ðåáåíîê äîëæåí íàéòè íà êàðòèíå òî, ÷åãî íå ìîæåò áûòü íà ñàìîì äåëå è äîêàçàòü ñâîå ìíåíèå.
Ïðèëîæåíèå ¹ 6
Èãðà «Êîìó ÷òî íóæíî»
Äèäàêòè÷åñêàÿ çàäà÷à — ó÷èòü îáîáùàòü ïðåäìåòû ïî îäíîìó ïðèçíàêó è êëàññèôèöèðîâàòü.
Õîä èãðû: èãðó ìîæíî ïîâåñòè êàê èãðó â ïðîôåññèè. Âîäÿùèé íàçûâàåò ëþáóþ ïðîôåññèþ, à äåòè íàçûâàþò èíñòðóìåíòû, êîòîðûå ïîäõîäÿò ê äàííîìó âèäó äåÿòåëüíîñòè. Çà êàæäûé îòâåò ðåáåíîê ïîëó÷àåò ôèøêó, êòî áîëüøå íàáèðàåò ôèøåê òîò è âîäèò.
Èãðà «Íàçîâè òðè ïðåäìåòà»
Äèäàêòè÷åñêàÿ çàäà÷à — ó÷èòü íàõîäèòü ïðèçíàêè ïðåäìåòîâ è êëàññèôèöèðîâàòü ïî îáùèì ïðèçíàêàì.
Õîä èãðû: ðåáåíêó äàåòñÿ çàäàíèå. Íàçâàòü òðè ïðåäìåòà, íî òîëüêî, ÷òîáû ýòè ïðåäìåòû áûëè: íàïðèìåð îâîùè, ïî öâåòó æåëòûå, ïî ôîðìå êðóãëûå è ò.ä.
Èãðà «íàçîâè îäíèì ñëîâîì»
Äèäàêòè÷åñêàÿ çàäà÷à — ó÷èòü äåòåé êëàññèôèöèðîâàòü ïðåäìåòû. Íàõîäèòü îáùèå ïðèçíàêè ýòèõ ïðåäìåòîâ.
Õîä èãðû: âûáèðàåòñÿ âîäÿùèé. Îí çàêðûâàåò óøè, â òî âðåìÿ êàê äåòÿì äàåòñÿ çàäàíèå íàçûâàòü (íàïðèìåð: îâîùè, ïîñóäó è ò.ä.). Âîäÿùèé îòãàäûâàåò, ê êàêîé ãðóïïå îòíîñÿòñÿ âñå ýòè ïðåäìåòû.
Ïðèëîæåíèå ¹ 7
Èãðà «Êðàñêè»
Äèäàêòè÷åñêàÿ çàäà÷à — ðàçâèòèå âíèìàíèÿ, ñîîáðàçèòåëüíîñòè, áûñòðîòû ìûøëåíèÿ.
Õîä èãðû: ðåáåíêó ïîêàçûâàþò êàðòèíêó è áûñòðî óáèðàþò. Çàäà÷à ðåáåíêà — íàçâàòü âñå öâåòà, êîòîðûå îí óâèäåë íà êàðòèíêå.
Èãðà «Ëåòàþò, íå ëåòàþò»
Äèäàêòè÷åñêàÿ çàäà÷à — ðàçâèòèå âíèìàíèÿ, ñîîáðàçèòåëüíîñòè, áûñòðîòû ìûøëåíèÿ.
Õîä èãðû: äåòè âñòàþò â êðóã, âîäÿùèé íàçûâàåò ïòèöó. Åñëè ïòèöà ëåòàåò, äåòè äîëæíû ìàõàòü ðóêàìè-êðûëüÿìè, à åñëè íå ëåòàåò, òî äåòè ñàäÿòñÿ íà êîðòî÷êè.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник
Галина Бухтерева
Игра и её роль в психическом развитии дошкольника
Выступление на педагогическом совете по теме «Игра и её роль в психическом развитии дошкольника»
Воспитатель: Бухтерева Г. А
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности в жизни дошкольника. Основное положение игры определяется не временем, которое дети уделили игре, а тем, что эта игра даёт ребенку. Игра способствует психологическому развитию детей. Но время идет, меняются дети, меняется и игра., её направленность, насыщаемость. В своих дневниках Д. Б. Эльконин писал,что закономерности и периодизации детства меняются в процессе развития общества. И с этим сложно не согласиться. Поэтому, исследования 90 –х годов не всегда можно применять по отношению к современным дошкольникам.
Культурно-исторические изменения в обществе находят свое отражение в детских играх. Каждый год игры претерпевают существенные изменения. Но эти изменения до конца не исследованы. Ведь очень важнр понять характер этих изменений,так как эти изменения отражают своеобразие психического развития современных дошкольников, их ценностей, интересов, представлений на окружающую их действительность. Игра отражает положение, которое имеет ребенок в обществе, а часто и специфику последнего. В последнее время наблюдается особое внимание детей к разным видам обучения со стороны взрослых, игра же вытесняется.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В играх у детей начинает развиваться произвольное внимание и память. В игре дети сосредотачиваются лучше и запоминаются лучше какие-либо моменты. Условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, которые присутствуют в игровых процессах,на содержании сюжета и действий. Если ребенок не может запомнить или принять какие-то правила игры, то такого ребенка могут дети и не принять его в игре.
Любая игра оказывает огромное внимание на развитие умственного потенциала. В игре дети учатся действовать с заместителем предмета – он дает этому предмету новое название и начинает действовать с ним в соответствием названию. Этот предмет будет для ребенка опорой для его мышления. Тогда действия с предметом уходят, дети начинают думать о других предметах и действовать с ними. Игра способствует тому,что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Игра имеет огромное значение и для развития воображения детей.В игре дети учатся многому : и заменять одни предметы другими и придумывать собственный сюжет, брать на себя роли. Чем старше ребенок, тем реже он использует предметы-заместители, а начинает действовать на основе
собственного воображения.
Игра влияет и на развитие личности ребенка. Это заключается в том, что через игру он знакомится с поведением и отношениями между детьми и взрослыми, между взрослыми. Он приобретает новые навыки общения, качества,которые нужны ему для общения с другими детьми.
Но и игр есть определенная проблема. Игры являются предметом различных исследований. Существуют различные точки зрения на игру — от полного отрицания возможности создания общей теории игры в виду ее большого культурообразующего фактора.Рассматриваются классификации теории игр :
1. индивидуально-психологические (К. Левин,З. Фрейд,Л. С Выготский,А. Н Леонтьев)
2. ьиологические теории (К. Бюлер,К. Гросс)
3. философско-культурологические (М. Бахтин,Ф. Шиллер,Г. Спенсер)
Ранее идея связи игры с искусством, культурой нашла свое отражение в трудах философов раннего периода. Платон воспринимал игру как нечто прекрасное, ценное само по себе. Аристотель рассматривал ее как развлечение и отдых. Шиллер рассматривал игру как наслаждение. Отечественную теорию игр дошкольников рассматривают А. П. Усова,А. В Запорожец, Д. Б Эльконин,А. Н Леонтьев, Л. С Выготский и др. По их мнению игра в целом это взятие ребенком на себя определенную роль, замещение одной вещи другой, игра с другими детьми. С точки зрения этих авторов внутренняя сущность игры, воссоздание отношения людей по отношению друг к другу. в первую очередь – это отношения между взрослыми, потом между взрослыми и детьми и только потом между детьми.Но все пришли к одному выводу : игра является ведущей детской деятельностью.
Д.Б Эльконин рассматривая эту проблему выделил основное : в игре «происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений и потребность быть взрослым…»(«Психология игры» М. 1999 г. стр. 329)
«Значение игры не ограничивается тем,что у ребёнка возникает новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи.»(Д. Б. Эльконин «Психология игры» 1999 г)
Сюжетно-ролевая игра содержит возможность преодоления познавательного «эгоцентризма» выраженного в абсолютизации собственной позиции невозможности её соотнести с другими возможными познавательными позициями. Принятие роли в игре и различные замещения делают необходимой координацию разных позиций участников. В процессе игры дети учатся учитывать желания друг друга, учатся договариваться друг с другом.
Эксперименты, проведенные отечественными учеными показали,что развитие игры поднимает детские взаимоотношения и способствуют развитию интересного сюжета игры.
Делаем вывод : игры занимают в жизни дошкольников важное место для развития личности, так как в них можно спокойно раскрыть свою сущность, поэтому игра является средством всестороннего развития.
В современной психологии большое число исследований посвящается психотерапевтическому аспекту игр. Современные ученые рассматривают игру как процесс освоения ребенком межличностных отношений и переход к совместной деятельности. С точки зрения ученых психологов дети в играх осваивают реальность, пространство межличностных и социальных отношений. Игра становится принципом реальности, а не принципом удовольствия.
За последние годы проведено много различных исследований по проблемам детской игры. Но это в основном касается вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие.
В качестве основных качеств игровой деятельности дошкольника Д. Б.Эльконин выделяет : сюжет, роль и содержание. Сюжет – «область действительности, которая воспроизводится детьми в игре «(Д. Б. Эльконин «Детская психология «М. 2000, стр. 328)Сюжеты изменяются в зависимости от конкретных условий и расширения детского кругозора, знакомства с окружающим. Поэтому наличие сюжета отличает сюжетно-ролевые игры от других видов игр. В работах ведущих ученых отмечается, что сюжеты игр меняются с возрастом детей. более частыми являются сюжеты жизни детского сада, семьи, общественные события. Дети часто берут на себя роли сказочных персонажей. животных и др. Чем ярче впечатления и шире поле знаний, тем у детей содержательнее сюжеты игры и сильнее воспитательное значение их на детей. Обогащение игр зависит от впечатлений и знаний, которые дошкольникиполучают из своего жизненного опыта : на улице, в семье и т. д.
Мы долгое время наблюдали за развитием сюжетов и самими сюжетными играми детей нашей группы. Мы предлагали детям самостоятельно выбрать сюжет, распределить роли, выбрать место для игры и материал. Наблюдали за детьми, но не вмешивались,определяя детали игры : во что играют, как распределили роли, как развивают сюжет, какой материал используют, кто является лидером и т. д. В результате определили, в какие сюжетно-ролевые игры дети играют чаще, как меняется качество игры и отчего это зависит.
По этим результатам мы сделали выводы :
-небольшая часть детей отказывается от совместной игры, предпочитая настольные сюжетным играм.
— большая часть детей с огромным удовольствием принимает участие в совместных играх, причем не обязательно на главных ролях
— немногие дети выбирают режиссерские игры с игрушками, самостоятельно развивая сюжет.
Также мы обратили внимание на тематику этих игр :
— телевизионные сюжеты выбирают около 30 % детей
— игры на бытовые сюжеты примерно такое же количество детей
-сюжеты из жизни животных и т. д. – около 15 % детей
-сюжеты на бытовые и профессиональные темы — 20 % детей.
Нас, конечно, разочаровывает то, что дети используют мало сюжетов игр, которые отражают профессии родителей, так как дети мало знают об этом. Мы сравнили игры детей прошлых лет и современных дошкольников. Чаще дети используют сюжеты, которые берут из мультфильмов или фильмов. Это говорит о том, что дети больше и лучше знают о жизни и отношениях героев телефильмов, чем окружающих людей. Место в игре близких людей занимают виртуальные герои. Происходит разрыв между жизнью современных дошкольников и взрослых. И всё равно этот вид деятельности детей остается главным. Дети часто не могут самостоятельно выбрать сюжет, развить её творчески, поэтому игра быстро заканчивается.
Игра влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей развивается произвольное внимание и память. Дети намного быстрее запоминают что-то. Условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на действиях и сюжете. Игра оказывает влияние на развитие умственной деятельности. Потому что в игре дети учатся действовать с предметами –заместителями, которые дают новый импульс игре.
Сюжетно- ролевые игры имеют большое значение для развития воображения. В основе воображения лежит умение брать на себя разные роли, замещать предметы другими предметами и умение с ними действовать. Дети старшего возраста чаще не заменяют предметы, а действуют с воображаемым предметом, создаёт новую ситуацию в своем воображении.
Влияние игры на развитие личности никто не может отрицать или приуменьшать,ведь через неё ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых, они становятся для детей образцом поведения, в игре дети приобретают основные навыки общения, качества нужные для установления контакта.
С игрой связаны и продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, и т. д. ,Например, ребенок, рисуя, создает сюжет.
Вместе с игрой начинает развиваться и учебная деятельность. Она не появляется из игры, но ребенок учиться играя- он относится к учению как к какой-то ролевой игре, но только с определенными правилами. Ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
На основании вые сказанного можно сделать выводы :
-у большого количества детей игра не достигает развитой формы,
-уровень развития игры стало намного ниже, чем у детей этой же возрастной группы сверстников несколько лет назад,
— сюжеты игр отражают в основном бытовую сторону и телевизионную тематику,
— большому количеству детей очень трудно налаживать контакт в сюжетно-ролевой игре, сложно брать на себя выполнение главной роли.
Список используемой литературы :
1. Д. Б. Эльконин «Детская психология «М. 2000. стр. 328
2. Д. Б. Эльконин «Психология игры «М. 1999, стр. 29,34,217
3. И. Б. Теплицкая»Игра и взаимоотношения детей раннего возраста»//»Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста «М. 2001, стр. 111-116
4. Т. В. Антонова «Анализ возрастной динамики общения детей в игре «//»Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста «М. 1993, стр. 84-93
Источник