Запорожец игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста
Галина Бухтерева
Игра и её роль в психическом развитии дошкольника
Выступление на педагогическом совете по теме «Игра и её роль в психическом развитии дошкольника»
Воспитатель: Бухтерева Г. А
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности в жизни дошкольника. Основное положение игры определяется не временем, которое дети уделили игре, а тем, что эта игра даёт ребенку. Игра способствует психологическому развитию детей. Но время идет, меняются дети, меняется и игра., её направленность, насыщаемость. В своих дневниках Д. Б. Эльконин писал,что закономерности и периодизации детства меняются в процессе развития общества. И с этим сложно не согласиться. Поэтому, исследования 90 –х годов не всегда можно применять по отношению к современным дошкольникам.
Культурно-исторические изменения в обществе находят свое отражение в детских играх. Каждый год игры претерпевают существенные изменения. Но эти изменения до конца не исследованы. Ведь очень важнр понять характер этих изменений,так как эти изменения отражают своеобразие психического развития современных дошкольников, их ценностей, интересов, представлений на окружающую их действительность. Игра отражает положение, которое имеет ребенок в обществе, а часто и специфику последнего. В последнее время наблюдается особое внимание детей к разным видам обучения со стороны взрослых, игра же вытесняется.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В играх у детей начинает развиваться произвольное внимание и память. В игре дети сосредотачиваются лучше и запоминаются лучше какие-либо моменты. Условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, которые присутствуют в игровых процессах,на содержании сюжета и действий. Если ребенок не может запомнить или принять какие-то правила игры, то такого ребенка могут дети и не принять его в игре.
Любая игра оказывает огромное внимание на развитие умственного потенциала. В игре дети учатся действовать с заместителем предмета – он дает этому предмету новое название и начинает действовать с ним в соответствием названию. Этот предмет будет для ребенка опорой для его мышления. Тогда действия с предметом уходят, дети начинают думать о других предметах и действовать с ними. Игра способствует тому,что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Игра имеет огромное значение и для развития воображения детей.В игре дети учатся многому : и заменять одни предметы другими и придумывать собственный сюжет, брать на себя роли. Чем старше ребенок, тем реже он использует предметы-заместители, а начинает действовать на основе
собственного воображения.
Игра влияет и на развитие личности ребенка. Это заключается в том, что через игру он знакомится с поведением и отношениями между детьми и взрослыми, между взрослыми. Он приобретает новые навыки общения, качества,которые нужны ему для общения с другими детьми.
Но и игр есть определенная проблема. Игры являются предметом различных исследований. Существуют различные точки зрения на игру — от полного отрицания возможности создания общей теории игры в виду ее большого культурообразующего фактора.Рассматриваются классификации теории игр :
1. индивидуально-психологические (К. Левин,З. Фрейд,Л. С Выготский,А. Н Леонтьев)
2. ьиологические теории (К. Бюлер,К. Гросс)
3. философско-культурологические (М. Бахтин,Ф. Шиллер,Г. Спенсер)
Ранее идея связи игры с искусством, культурой нашла свое отражение в трудах философов раннего периода. Платон воспринимал игру как нечто прекрасное, ценное само по себе. Аристотель рассматривал ее как развлечение и отдых. Шиллер рассматривал игру как наслаждение. Отечественную теорию игр дошкольников рассматривают А. П. Усова,А. В Запорожец, Д. Б Эльконин,А. Н Леонтьев, Л. С Выготский и др. По их мнению игра в целом это взятие ребенком на себя определенную роль, замещение одной вещи другой, игра с другими детьми. С точки зрения этих авторов внутренняя сущность игры, воссоздание отношения людей по отношению друг к другу. в первую очередь – это отношения между взрослыми, потом между взрослыми и детьми и только потом между детьми.Но все пришли к одному выводу : игра является ведущей детской деятельностью.
Д.Б Эльконин рассматривая эту проблему выделил основное : в игре «происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений и потребность быть взрослым…»(«Психология игры» М. 1999 г. стр. 329)
«Значение игры не ограничивается тем,что у ребёнка возникает новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи.»(Д. Б. Эльконин «Психология игры» 1999 г)
Сюжетно-ролевая игра содержит возможность преодоления познавательного «эгоцентризма» выраженного в абсолютизации собственной позиции невозможности её соотнести с другими возможными познавательными позициями. Принятие роли в игре и различные замещения делают необходимой координацию разных позиций участников. В процессе игры дети учатся учитывать желания друг друга, учатся договариваться друг с другом.
Эксперименты, проведенные отечественными учеными показали,что развитие игры поднимает детские взаимоотношения и способствуют развитию интересного сюжета игры.
Делаем вывод : игры занимают в жизни дошкольников важное место для развития личности, так как в них можно спокойно раскрыть свою сущность, поэтому игра является средством всестороннего развития.
В современной психологии большое число исследований посвящается психотерапевтическому аспекту игр. Современные ученые рассматривают игру как процесс освоения ребенком межличностных отношений и переход к совместной деятельности. С точки зрения ученых психологов дети в играх осваивают реальность, пространство межличностных и социальных отношений. Игра становится принципом реальности, а не принципом удовольствия.
За последние годы проведено много различных исследований по проблемам детской игры. Но это в основном касается вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие.
В качестве основных качеств игровой деятельности дошкольника Д. Б.Эльконин выделяет : сюжет, роль и содержание. Сюжет – «область действительности, которая воспроизводится детьми в игре «(Д. Б. Эльконин «Детская психология «М. 2000, стр. 328)Сюжеты изменяются в зависимости от конкретных условий и расширения детского кругозора, знакомства с окружающим. Поэтому наличие сюжета отличает сюжетно-ролевые игры от других видов игр. В работах ведущих ученых отмечается, что сюжеты игр меняются с возрастом детей. более частыми являются сюжеты жизни детского сада, семьи, общественные события. Дети часто берут на себя роли сказочных персонажей. животных и др. Чем ярче впечатления и шире поле знаний, тем у детей содержательнее сюжеты игры и сильнее воспитательное значение их на детей. Обогащение игр зависит от впечатлений и знаний, которые дошкольникиполучают из своего жизненного опыта : на улице, в семье и т. д.
Мы долгое время наблюдали за развитием сюжетов и самими сюжетными играми детей нашей группы. Мы предлагали детям самостоятельно выбрать сюжет, распределить роли, выбрать место для игры и материал. Наблюдали за детьми, но не вмешивались,определяя детали игры : во что играют, как распределили роли, как развивают сюжет, какой материал используют, кто является лидером и т. д. В результате определили, в какие сюжетно-ролевые игры дети играют чаще, как меняется качество игры и отчего это зависит.
По этим результатам мы сделали выводы :
-небольшая часть детей отказывается от совместной игры, предпочитая настольные сюжетным играм.
— большая часть детей с огромным удовольствием принимает участие в совместных играх, причем не обязательно на главных ролях
— немногие дети выбирают режиссерские игры с игрушками, самостоятельно развивая сюжет.
Также мы обратили внимание на тематику этих игр :
— телевизионные сюжеты выбирают около 30 % детей
— игры на бытовые сюжеты примерно такое же количество детей
-сюжеты из жизни животных и т. д. – около 15 % детей
-сюжеты на бытовые и профессиональные темы — 20 % детей.
Нас, конечно, разочаровывает то, что дети используют мало сюжетов игр, которые отражают профессии родителей, так как дети мало знают об этом. Мы сравнили игры детей прошлых лет и современных дошкольников. Чаще дети используют сюжеты, которые берут из мультфильмов или фильмов. Это говорит о том, что дети больше и лучше знают о жизни и отношениях героев телефильмов, чем окружающих людей. Место в игре близких людей занимают виртуальные герои. Происходит разрыв между жизнью современных дошкольников и взрослых. И всё равно этот вид деятельности детей остается главным. Дети часто не могут самостоятельно выбрать сюжет, развить её творчески, поэтому игра быстро заканчивается.
Игра влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей развивается произвольное внимание и память. Дети намного быстрее запоминают что-то. Условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на действиях и сюжете. Игра оказывает влияние на развитие умственной деятельности. Потому что в игре дети учатся действовать с предметами –заместителями, которые дают новый импульс игре.
Сюжетно- ролевые игры имеют большое значение для развития воображения. В основе воображения лежит умение брать на себя разные роли, замещать предметы другими предметами и умение с ними действовать. Дети старшего возраста чаще не заменяют предметы, а действуют с воображаемым предметом, создаёт новую ситуацию в своем воображении.
Влияние игры на развитие личности никто не может отрицать или приуменьшать,ведь через неё ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых, они становятся для детей образцом поведения, в игре дети приобретают основные навыки общения, качества нужные для установления контакта.
С игрой связаны и продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, и т. д. ,Например, ребенок, рисуя, создает сюжет.
Вместе с игрой начинает развиваться и учебная деятельность. Она не появляется из игры, но ребенок учиться играя- он относится к учению как к какой-то ролевой игре, но только с определенными правилами. Ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
На основании вые сказанного можно сделать выводы :
-у большого количества детей игра не достигает развитой формы,
-уровень развития игры стало намного ниже, чем у детей этой же возрастной группы сверстников несколько лет назад,
— сюжеты игр отражают в основном бытовую сторону и телевизионную тематику,
— большому количеству детей очень трудно налаживать контакт в сюжетно-ролевой игре, сложно брать на себя выполнение главной роли.
Список используемой литературы :
1. Д. Б. Эльконин «Детская психология «М. 2000. стр. 328
2. Д. Б. Эльконин «Психология игры «М. 1999, стр. 29,34,217
3. И. Б. Теплицкая»Игра и взаимоотношения детей раннего возраста»//»Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста «М. 2001, стр. 111-116
4. Т. В. Антонова «Анализ возрастной динамики общения детей в игре «//»Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста «М. 1993, стр. 84-93
Источник
Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Исследования отечественных психологов (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н. и др.) показали, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Благодаря игре в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. Выготский Л.С., указывая на ведущее значение сюжетно — ролевой игры в психическом развитии ребенка — дошкольника, называл игру ребенка «девятым валом».
Выготский Л.С. отмечал в своих трудах, что игра создает зону ближайшего развития и сама игра является этим источником. В игре возникает действие в воображаемой ситуации, создается произвольность намерений, образуется жизненный план и волевые мотивы. Все это ставит игру на высший уровень развития, «возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных. По существу, через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребенка».[6,с.62-76]
Таким образом, ведущей является такая деятельность, развитие которой обусловливает главныеиизменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития (Леонтьев А.Н., 1977).
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии (Менджерицкая Д.В., 1982).
В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка.
Менджерицкая Д.В. (1982) писала о важной особенности игры — ее проникновении в различные виды деятельности: труд и игра, повседневная бытовая деятельность и игра, учебная деятельность и игра. Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. отмечали, что учебная деятельность зарождается внутри игры, именно в ней возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Эльконин Д.Б. (1999) писал, что любая деятельность развивает ребенка, но не одна из них не осуществляет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослого, такого действенного выделения общественных функций и смысла деятельности человека, как в игре.
В игре формируется произвольность всех психических процессов, например, произвольная память и внимание. Условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и содержания. В игре формируется произвольное поведение, ребенок начинает контролировать сам себя, подавляет сиюминутные побуждения и желания и подчиняется эталону поведения.
Игровая деятельность создает благоприятные условия для развития мышления, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их (Выготский Л.С., 1966; Запорожец А.В., 1978).
Опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно -ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
В игре развивается образное мышление, воображение. Она способствует развитию личности ребенка: принимая в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него «социальных» эмоций, начал нравственности.
В игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., 2000).
В игре развивается умение увидеть и анализировать ситуацию, выделять новые свойства и значения условий разрешения проблемной ситуации. Игра является насыщенной в эмоциональном отношении деятельностью. Игра — это универсальный способ коррекции недостатков психической деятельности.
Кроме того, в игровой деятельности ребенок свободно реализовывает свои желания и интересы, игра обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, являясь самой интересной и привлекательной деятельностью. Привлекательна игра тем, что играя ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, все ему подвластно: предметы, действия, отношения — все то, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы объясняется спецификой сюжетной игры — все действия осуществляются в воображаемой, условной ситуации (Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., 2000).
Эльконин Д.Б.(1999) отмечал, что в игре нет ощутимого, реального продукта. В ней все «понарошку», все «как будто». Эти «возможности» игры обеспечивают дошкольнику его эмоциональный внутренний комфорт и расширяют практический мир ребенка.
В игре происходит активная социализация, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Игра выступает как средство познания ребенком предметной и социальной действительности.
Кроме того, игра создает благоприятные условия для развития движений ребенка, когда ребенок берет на себя определенную роль он сознательно воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого. Запорожец А.В. писал, что «игра — представляет первую для ребенка доступную форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений» [ 13, c.166].
Аркин Е.А. (1968) отмечал благотворное влияние игровой деятельности на здоровье ребенка, поскольку она является единственной формой деятельности, во всех случаях отвечающая его организации. Игра не предъявляет ребенку требования, которые были бы ему не посильны. И вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость — залог здоровья.
Таким образом, игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поскольку оказывает наибольшее влияние на психическое развитие ребенка.
Список литературы
Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы /Под редакцией А.В.Запорожца, В.В. Давыдова.-М.: Просвещение,1968.С.-217-225 .
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.- 1966.-№6. С. -62-76.
Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. С.-105-128.
Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста.- М., 1978.
Игра с правилами в дошкольном возрасте/ Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. — М.: Онега, 1994.С.-27, 33.
Как играть с ребенком/ Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. -М., 1990. С.-8-9.
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. — М., 1996. — №3.
Менджерицкая Д.В.. Воспитателю о детской игре. — М.: Просвещение, 1982.С.-7, 25-26.
Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. — 1976. С.-73-97.
Источник
Марина Апаназова
Игра и ее роль в психическом развитии детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической работы в ДОУ показывает, что в ряде случаев дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным особенностям, особенно это касается игр с правилами – дети не получают удовольствия от соблюдения этих правил.
Это отставание связано с разными причинами:
• слабая связь игры с жизненным опытом детей,
• недостаток руководства игрой,
• неполное использование в раннем возрасте общения как ведущей деятельности;
Справка. Этапы онтогенетического развития общения у человека.
1. Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое контактное общение. Средство — примитивная мимика и элементарная жестикуляция.
2. Возраст от 2-3 до 8-10 месяцев. Познавательное общение. Мотив — чувственная основа восприятия и потребность в новых впечатлениях.
3. Возраст от 8-10 месяцев до 1,5 лет. Координированное, вербально-невербальное общение. Когнитивные потребности. Язык как средство общения.
4. Возраст от 1,5 до 3 лет. Общение становится деловым и игровым, а так же разделяется на деловое и личностное. Этап возникновения предметной деятельности и игры.
5. Дошкольное детство. Становление социального общения на основе сюжетно-ролевых игр.
Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют определённые отличия.
Результатом общественной деятельности является создание материального или идеального продукта (идея, мысли, высказывание). Итогом общения – взаимное влияние людей друг на друга.
Деятельность является интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение – формирующей и развивающей его как личность.
Но деятельностное общение может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как просто общение — в его интеллектуальном развитии.
И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны социальной активности.
Известно, что умение играть возникает не путём автоматического переноса в игру усвоенного опыта в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. Конечно же при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Иначе, попытки помочь им путём разучивания с ними ролевых действий,придумывания сюжета не решают главного: остаётся несформированной сама игровая деятельность, и, разумеется, не появляется желание играть. Плохо играющие дошкольники, ждущие подсказки от взрослого каждого действия – это дети, у которых не сформирована психологическая деятельностная основа игры,
— либо дети, которые быстро теряют инициативу (видимость игры можно создать, но необходимые мотивы для самостоятельности так и не будут сформированы).
Без знания внутренних закономерностей развития игры как деятельности попытки управлять ею могут разрушить её естественные механизмы.
Задачи всестороннего развития в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и дошкольного детства.
Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные преобразования в психике ребёнка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.
1-ым этапом развития игровой деятельности является ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИГРА. По мотиву, заданному взрослым с помощью предмета-игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание – действия – манипуляции, а в дальнейшем ориентировочные действия-операции.
2-ой этап получил название отобразительной игры, в которой предметно-спецефические операции направлены на выявление свойств предмета и достижения определённого эффекта. Это кульминационный момент в психологическом содержании игры в раннем детстве. Именно он создаёт почву для собственно предметной деятельности.
В условиях делового общения ребёнок узнаёт название и целевое назначение предмета. До этого момента игра практически совпадала с предметной деятельностью, расходясь с ней лишь по мотиву и результату.
В 3-ий этап игра становится сюжетно-отобразительной. Меняется и её психологическое содержание: те же действия ребёнка имитируют использование предмета по назначению.
4-ый этап ознаменовался появлением сюжетно-ролевой игры. Поведение в игре формируется не только на основе подражания или обучения, но и благодаря пониманию ребёнком назначения предметов. На данном этапе слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысляемых детьми отношений между людьми.
Завершающим развитие становится 5-ый этап собственно ролевой игры.
Взяв на себя роль, ребёнок должен реализовать её через общение с окружающими. И тут возникает противоречие между стремлением реализовать те или иные ролевые действия и знаниями, опытом детей. Чтобы общаться с друзьями, малыш должен знать, как, почему и в связи с чем в выбранной им роли надо вести себя так а, не иначе. Если партнёры по игре не обладают необходимым объёмом знаний, игра ломается. В связи с этим ребёнку требуются знания, источник которых – взрослые люди и различные средства информации.
Можно отметить однообразие и стереотипность игр, отсутствие сколько-нибудь существенных отличий поведения в игре детей различных возрастных групп: их неумение играть вместе, редкое проявление в игре инициативы, элементов творчества. Зачастую педагоги, не осознавая развивающей ценности игры, подменяют её другими видами деятельности, переводя игру в форму игровых приёмов обучения не только на занятиях (что вполне оправдано, но и вне занятий, а так же расчленяют игру на составные элементы.
Иногда дети в возрасте от 3 до 7 лет реализуют замыслы игр вопреки предложенным взрослыми темам. В данном случае важную роль будет играть эмоциональный компонент микроклимата в группе.
О том, насколько значимы эмоции, переживания новых событий, возвышенные мотивы игры, говорят исследования советских психологов (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Т. П. Хризман и др.). Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, повышают тонус, необходимый для душевного комфорта ребёнка, а это является условием восприимчивости дошкольника к воспитательным воздействиям и совместной со сверстниками деятельности.
Хорошая игра – действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.
Н. М. Аксарина впервые чётко показала, что для возникновения и развития игры необходимо,
• во-первых, обеспечивать детей игровым материалом,
• во-вторых, проводить соответствующее игре обучение либо посредством показа игровых действий,
либо с помощью словесных указаний воспитателя.
(Комплексный метод руководства игрой.)
Когда дети овладевают словом и оказываются способными производить умственные действия (во внутреннем плане, то создаётся объективная ситуация для свёртывания внешних игровых действий с предметами. Содержание игры, нацеленное ранее на выявление назначения предметов, переходит в план отражения ролевых взаимодействий людей, а на более высоком уровне развития наблюдается общественно-трудовые отношения, т. е. меняется мотив игры и её содержание.
Взрослым в этот момент необходимо сместить акцент активизирующего общения с детьми: оно должно стать деловым, направленным на достижение совместных целей. Если у дошкольников не развито общение, то и в игру им нечего переносить. Здесь большое значение приобретают обучающие игры, нацеленные на вычленение задач общения. Воспитатели и близкие должен побуждать детей к совместным обсуждениям, высказываниям, беседам, спорам, способствующим коллективному решению игровых задач.
Справка.
В норме к 6 годам ребёнок уже осваивает ситуации, связанные с
базовыми коммуникативными умениями (И. Н. Агафонова,2001):
• приветствие и прощание, обращение, просьба о поддержке, помощи, услуге, а так же благодарность и отказ;
и процессуальными способами коммуникации:
• говорить перед другими, слушать других, сотрудничать, управлять (командовать) и подчиняться.
Способствует становлению процесса коммуникации и социализации в целом чувственная сторона психики ребёнка, отражающая внутренний мир других людей. Это эмпатии. Она тоже зарождается не сразу.
На ранних стадиях, считает А. В. ЗАПОРОЖЕЦ, закладывается сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Например. Стоит одному полутора- или трёхгодовалому малышу зареветь, как его подхватывают другие.
По мере становления другого компонента эмпатии – сочувствия – доминирующую роль начинают игратьпознавательные элементы: моральные знания и социальные ориентации ребёнка. Подлинная эмпатия предполагает высокий уровень понимания.
На основе двух первых компонентов должен возникнуть импульс к реальному содействию другому, побуждающему к конкретным поступкам. Р. Р. Калинин тоже выделяет три составляющие в динамике развития эмпатии:
• когнитивную (Я ЗНАЮ, ЧТО МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ ДРУГОЙ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ);
• эмоциональную (Я СОЧУВСТВУЮ ЕМУ);
• поведенческую (Я ДЕЛАЮ ЧТО-ТО, ЧТО МОЖЕТ ОТРАЗИТЬСЯ НА ЧУВСВАХ ДРУГОГО, УЛУЧШИТ ЕГО СОСТОЯНИЕ).
Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития дошкольников.
ИГРА или ИГРОВОЙ ПРИЁМ
Мотив – это то, на что направлена деятельность. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не ради получения какого-то конкретного результата.
Например, конструирование из строительного материала является практической деятельностью, направленной на создание определённого, заранее задуманного объекта.
Сооружение таких построек тесно связано с игрой – дети строят домик для куклы, гараж для машин и играют с ними, часто перестраивая во время игры. Здесь мы имеем дело либо с ролевой игрой, в которой используются элементы конструирования, либо с полноценной конструктивной деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры (приёмы, положительно влияющие на процесс конструирования.
Дошкольникам свойственно «соскальзывать» с любой деятельности на условную игру.
Это связано с неустойчивостью их замыслов, неумением последовательно воплощать их. Так, по выше приведённому примеру, для обучения малышей была разработана методика «сюжетного конструирования» (несложный сюжет, включающий в себя элементы конструирования). Такой приём служит для ребенка стимулом к созданию построек, развивает интерес к конструктивной деятельности. Конструкция становится средством достижения игровой цели, что позволяет детям быстрее освоить этапы конструирования.
Младшие дошкольники не способны сопоставлять высоту (длину, ширину) разных предметов, поэтому происходит торможение развития конструктивной деятельности усложнением построек ради игры с ними. Поэтому неоправданны требования воспитателей к качеству конструкций в процессе ролевой игры, поскольку это может её разрушить.
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением.
Прогрессивное, развивающее значение игры в том, что она способствует расширению сферы интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, который является важнейшим фактором психологической готовность к обучению в школе.
Для педагогов ДОУ можно предложить следующие диагностические методики: определение содержательности игры и стиля общения, присущего в данный возрастной период ребёнку.
Методика: «Придумай игру».
(Р. С. Немов).
Цель: в ответах детей оценивается не речь, а только содержание
придуманной игры.
Инструкция: за 5 минут придумай какую-либо игру и подробно о ней
расскажи,отвечая на вопросы:
1. Как называется игра?
2. В чём она состоит?
3. Сколько человек необходимо для игры?
4. Какие роли получат участники?
5. Как будет проходить игра?
6. Каковы правила игры?
7. Чем должна будет закончиться игра?
8. Как будут оцениваться результаты и успехи отдельных участников?
Оценка: от 0 до 2 баллов – по каждому признаку.
• 0 баллов означает отсутствие признака
• 1 балл это слабая выраженность в игре признака
• 2 балла – выраженное присутствие признака.
Количество баллов по каждому признаку суммируются.
Критерии:
• Оригинальность и новизна.
• Продуманность условий.
• Различные роли для разных участников.
• Определённые правила.
• Точность оценки успешности проведения игры.
Возможны наводящие, но не подсказывающие вопросы.
Уровень развития игры:
• 10 баллов – очень высокий.
• 8-9 баллов – высокий.
• 6-7 баллов – средний.
• 4-5 баллов – низкий.
• 0-3 баллов – очень низкий.
«Ребёнка нужно принимать таким, какой он есть, с его и только его данность» К. Роджерс.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ.
• Выбирайте в начале не активную игру, а пассивное общение – рядом, как будто с другим, без слов – игра жестов, показ интересного, чудесного или маленького, спрятанного в чём-то, т. е. провоцирующего на сближение.
• Иногда можно начинать с игр без слов – выполнение как-нибудь
действий по просьбе, но вместе со всеми в группе, парах, кругу – это снимает страх перед вступлением в общение.
• «Воздействие на расстоянии «- ароматы растений, располагающие к общению (традиционно это эфирные масла цитрусовых, а индивидуально то, что нравится ребёнку);
— цветовая гамма (жёл-
тый, зелёный, оранжевый или цвет, который предпочитает ма-
лыш) интерьера, элементов в одежде, декораций, атрибутов к
занятиям типа яркого персонажа, цветочка, ладошки и т. д.
• Хорошо бы таким деткам побыть на «первых парах и в пассивных ролях» — кого утешают, веселят, кому рассказывают и показывают, в присутствии которых активизируются какие-то действия, требующие помощи или просто дополнительных усилий.
• Обязательно используйте игры и упражнения на снятие телесных барьеров – это релаксационные техники, дыхательная гимнастика, прикосновения как телесные, так и различных текстурных материалов (ткани, вода, песок и т. д., на уровне запаха, вкуса, живых объектов.
• Организуют и сплачивают на дальнейших этапах подвижные и настольные игры, детский театр, лепка, рисование как говорил один из героев мультфильма «Трое из Простоквашено»:»…в доме должны быть жмурки, пряталки и приятелей целый мешок…»
Источник