Заполнение индивидуальных карт динамики развития ребенка

Заполнение индивидуальных карт динамики развития ребенка thumbnail

Рекомендации по структуре и содержанию индивидуальной карты 
учёта динамики развития ребенка

  1. Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка (далее – Карта) составляется на каждого обучающегося, воспитанника, имеющего заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).
  2. Образовательное учреждение разрабатывает и утверждает локальный акт, в котором отражается порядок ведения и хранения Карты, доступа к содержащейся в ней информации. Работа с Картой организуется с соблюдением Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152 «О персональных данных».
  3. Карта отражает динамику развития ребенка в течение каждого учебного года и хранится в образовательном учреждении до завершения ребенком образования в данном образовательном учреждении.
  4. Содержание Карты обязательно для ознакомления родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника после каждого психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ПМПк).
  5. Карта выдается родителям (законным представителям) при направлении ребенка на обследование специалистами ПМПК, при переходе обучающегося, воспитанника в другое образовательное учреждение, при завершении общего образования.

Структура Карты

  1. Титульный лист (заполняется ответственным лицом, назначенным в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).
  2. Социальная карта семьи (заполняется классным руководителем или социальным педагогом).

III. Заключение ПМПк (заполняется куратором сопровождения по итогам проведения первого заседания ПМПк в учебном году).

  1. Программа комплексного сопровождения ребенка (цель сопровождения формулируется всеми участниками сопровождения; задачи – каждым участником сопровождения). 
  2. Индивидуально-психологические особенности (информация педагога-психолога).
  3. Познавательные процессы (информация учителя-дефектолога).
  4. Речевое развитие (информация учителя-логопеда).
  5. Информация классного руководителя, социального педагога.

IX. Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения, оценка эффективности проделанной работы (заполняется куратором после проведения ПМПк по итогам учебного года).

Форма Карты

Наименование образовательного учреждения

Индивидуальная карта учёта динамики развития ребенка

(201_/201_ учебный год)

Фамилия ____________________________________________________________

Имя ________________________________________________________________

Отчество ____________________________________________________________

Возраст _____________________ Дата рождения __________________________

Адрес ______________________________________________________________
____________________________________________________________________

Телефон_____________________________________________________________

Из какого образовательного учреждения прибыл __________________________
____________________________________________________________________

ФИО родителей (законных представителей) ______________________________
____________________________________________________________________

Куратор сопровождения (ФИО, должность, дата назначения)
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
___________________________________________________________________

II. Социальная карта семьи

Сколько детей в семье / в т.ч. семье опекуна ______________________________

Какой ребенок по счету в семье / в т.ч. семье опекуна ______________________

С кем ребенок проживает ______________________________________________
____________________________________________________________________

Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________

Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.п.) ________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Кто из взрослых:
— помогает делать домашние задания_____________________________________
____________________________________________________________________
— находится с ребенком в случае болезни__________________________________
____________________________________________________________________
— провожает и встречает из школы _______________________________________
____________________________________________________________________
— гуляет с ребенком ___________________________________________________
____________________________________________________________________
— помогает решать конфликты __________________________________________
____________________________________________________________________
— что-либо другое _____________________________________________________
____________________________________________________________________

III. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума

Дата психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) _______________

Причина проведения __________________________________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________

Заключение ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________

Куратор сопровождения (ФИО, подпись)

Специалисты (ФИО, подписи)

* В случае необходимости в течение учебного года проводятся дополнительные консилиумы для корректировки программы сопровождения

IV. Программа комплексного сопровождения 
____________________________________________________________________
(фамилия, имя ребенка, класс)
Цель сопровождения: _________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задачи: _____________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

План мероприятий по сопровождению

Участник сопровождения*:
сопроводительные мероприятия

Сроки реализации

Периодичность (общее количество, частота и длительность занятий)

Отметка о выполнении

* Участники сопровождения: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, другие специалисты, родители (законные представители)

V. Индивидуальные психологические особенности ребенка ____________________________________________________________________
(фамилия, имя ребенка, класс)
Задачи сопровождения: ________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________

Особенности

Результаты входящей диагностики (начало учебного года – дата)

Результаты
итоговой диагностики (окончание учебного года – дата)

О
Б
Щ
Е
Н
И
Е

Инициативность

Круг общения

Контактность

МОТИВАЦИЯ

ПОВЕДЕНИЕ (проявления)

С
О
С
Т
О
Я
НИ
Я

тревожность

агрессивность

возбудимость

самооценка

АДАПТАЦИЯ

Выводы по итогам входящей диагностики: ___________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
__________Выводы по итогам проведенной работы: _____________________________________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
____________________________________________________________
VI. Познавательные процессы
____________________________________________________________________
(фамилия, имя ребенка, класс)
Задачи сопровождения: ________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________ 

Особенности

Результаты входящей диагностики (начало учебного года – дата)

Результаты
итоговой диагностики (окончание учебного года – дата)

В
О
С
П
Р
И
Я
Т
И
Е

Пространственное

Времени

Зрительное

Слуховое

В
Н
ИМА
Н
И
Е

Устойчивость

Продолжительность

Переключаемость

Распределение

ПАМЯ
Т
Ь

Зрительная

С
л
у
х
о
в
а
я

Кратковременная

Долговременная

Смысловая

МЫШЛ
ЕНИЕ

Ф
О
Р
М
Ы

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Словесно-логическое

Анализ

Синтез

Обобщение

Сравнение

Выводы по итогам входящей диагностики: ___________________________________________
________________________________________________________________________
________Выводы по итогам проведенной работы: _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________ 
VII. Речевое развитие

ФИ ребенка _______________________________________________________________
Класс _______________________ Учебный год _________________________________

Цель диагностики:

Входная диагностика:

Итоговая диагностика:

Определить уровень речевого развития ребенка младшего школьного возраста на момент начала работы 

Определить уровень речевого развития ребенка младшего школьного возраста по итогам работы 

Задачи диагностики:

Определить уровень сформированности двигательных функций артикуляционного аппарата

Определить динамику развития уровня сформированности двигательных функций артикуляционного аппарата

Определить уровень сформированности двигательных функций мелкой моторики пальцев рук 

Определить динамику развития уровня двигательных функций мелкой моторики пальцев рук 

Определить уровень сформированности звукопроизношения 

Определить динамику развития уровня сформированности звукопроизношения 

Определить уровень сформированности фонематических процессов 

Определить динамику развития уровня фонематических процессов 

Определить уровень сформированности звукового анализа 

Определить динамику развития уровня звукового анализа 

Определить уровень сформированности словарного запаса 

Определить динамику развития уровня словарного запаса 

Определить уровень сформированности грамматического строя  

Определить динамику развития уровня грамматического строя  

Определить уровень сформированности связной речи

Определить динамику развития уровня связной речи

Определить уровень сформированности пространственной ориентировки

Определить динамику развития уровня сформированности пространственной ориентировки 

Предъявляемые задания

Результаты входящей диагностики (начало учебного года – дата)

Результаты
итоговой диагностики (окончание учебного года – дата)

Двигательные функции артикуляционного аппарата

Уровень сформированности двигательных функций

Заключение

Мелкая моторика пальцев рук

Уровень сформированности мелкой моторики пальцев рук

Заключение

Звукопроизношение

Уровень сформированности звукопроизношения

Заключение

Фонематический слух и восприятие

Уровень сформированности фонематических процессов

Заключение

Словарный запас

Уровень сформированности словарного запаса

Заключение

Грамматический строй речи

Уровень сформированности грамматического строя речи

Заключение

Связная речь

Уровень сформированности связной речи

Заключение

Пространственная ориентировка

Уровень сформированности пространственной ориентировки

заключение

Анализ речевого развития ребенка

По результатам входной диагностики

По результатам итоговой диагностики

Речевое заключение ______________________________________________________________
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
______________________

Выводы. Выявленные проблемы. Пути их решения ____________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

  1. Информация классного руководителя, социального педагога

ФИ ребенка _______________________________________________________________
Класс _______________________ Учебный год _________________________________

Участие в программах дополнительного образования

Мероприятия

Название, роль

Достижения

Секции

Кружки

Проектная деятельность

Профессиональное ориентирование

Конкурсы

Олимпиады

Внеурочные мероприятия (посещение музеев, театров, концертов и др.)

Параметры контроля

Начало года

Конец года

Самообслуживание, самостоятельность

Отношение к учёбе

Отношение к выполнению поручений

Посещение библиотеки

Выводы. Выявленные проблемы. Пути решения _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________ 

  1. Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения,

оценка эффективности проделанной работы за учебный год

Дата итогового ПМПк ____________________________________________________________

Результаты и эффективность сопровождения 
_________________________________________ 
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Решение. 
Рекомендации 
__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Куратор сопровождения (подпись)

С содержанием индивидуальной карты учёта динамики развития ребенка ознакомлен(а)
Подпись родителей (законных представителей) _________________________________

Дата «___»___________ 201__ г.

С содержанием индивидуальной карты учёта динамики развития ребенка ознакомлен(а)
Подпись родителей (законных представителей) _________________________________

Дата «___»___________ 201__ г.

Источник

Сафина Дания Вазиховна, педагог-психолог ПМПК

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Заполнение индивидуальных карт динамики развития ребенка

Это стало одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Заполнение индивидуальных карт динамики развития ребенка

Право на получение образования детьми с ОВЗ регламентируется значительным количеством нормативных документов различного уровня. Законодательно определено создание для таких учащихся особых условий обучения. Но так же оставляет за ними право выбора любого образовательного учреждения, отвечающего их запросам и симпатиям.

Заполнение индивидуальных карт динамики развития ребенка

Совершенно очевидно, что переход системы специального образования от дифференцированных форм к интегрированным, к совместному обучению детей с особенностями в развитии со сверстниками в массовой школе – неизбежная перспектива развития отечественной системы образования.

Возникает необходимость в обеспечении комплексного психолого-педагогического сопровождение ребёнка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

Заполнение индивидуальных карт динамики развития ребенка

В настоящее время был разработан документ, фиксирующий проводимые в школе диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, определяющий их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии школьника, данные готовности ребёнка к дальнейшему обучению. Этим документом стала «Индивидуальная карта учёта динамики развития ребёнка».

Заполнение индивидуальных карт динамики развития ребенка

Работа с картой предполагает сотрудничество таких специалистов, как классный руководитель, учитель-логопед, учитель-дифектолог, педаго-психолог, социальный педагог, представитель администрации школы. На практике это осуществимо не всегда. В школе ощущается нехватка педагогических работников, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Так, например, в общеобразовательных школах Новоуральска полностью упразднена логопедическая служба и неуклонно сокращается количество педагогов-психологов и социальных педагогов.

Встаёт закономерный вопрос: «Кто будет работать над заполнением карты?» Не имея своего психолога, школе придется обращаться к помощи специалистов из вне, т.е. работать со специально приглашённым психологом на договорной основе.

Заполнение индивидуальных карт динамики развития ребенка

В настоящий период, когда работа с картой проходит лишь первичную апробацию в школе, нами была предложена таблица, содержащая рекомендации по обследованию учащихся. Данная таблица касается заполнения листов 5 и 6,отржающих состояние эмоционально-волевой сферы, уровня социальной адаптации и динамики развития высших психических функций учащегося.

Предложенная таблица включает в себя следующие графы:

  • Исследуемые особенности,
  • Используемые диагностики,
  • Возможные варианты записи в карте

Заполнение индивидуальных карт динамики развития ребенка

Исследуемые особенности

Индивидуальные особенности детей определяются многими факторами. То, каким будет ребёнок зависит от врожденных особенностей – темперамента, типа нервной системы, особенностей здоровья; от условий жизни, от принципов воспитания, которых придерживаются родители.

Параметры, вошедшие в индивидуальную карту позволяют в полной мере оценить индивидуальные психологические особенности ребёнка.

Заполнение индивидуальных карт динамики развития ребенка

Используемые диагностики

Психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом для проведения обследования. Это даёт ему возможность гибко изменять ход обследования, минимизировать количество времени и добиваться получения наиболее полной картины обследования

В нашей таблице приведены методики, наиболее простые в использовании и не требующие продолжительной обработки результатов. Но в то же время положительно зарекомендовавшие себя при использовании практикующими школьными психологами. Каждый психолог вправе использовать те диагностические средства, которыми он владеет.

Заполнение индивидуальных карт динамики развития ребенка

Возможные варианты записи в карте носят рекомендательный характер. Данная графа позволяет психологу более четко и лаконично сформулировать выводы по исследуемому параметру. Таблица призвана оказать практическую помощь психологам, привлекаемым в образовательные учреждения для диагностической работы и заполнения карты (не могу сформулировать более точно).

Заполнение индивидуальных карт динамики развития ребенка

В ходе заполнения предложенного варианта индивидуальной карты выявляются определенные недостатки, устранить который можно непосредственно при работе в образовательном учреждении.

Заполнение индивидуальных карт динамики развития ребенка

Нельзя не отметить ценность подобной работы и её практическую значимость.

Заполнение индивидуальных карт динамики развития ребенка

Можно сделать вывод о том, что наличие карты индивидуального развития способствует более точной оценке результатов проводимой коррекционной работы и осуществлению индивидуально-ориентированного подхода к обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Психолого-педагогическое обследование ребенка/под редакцией М.М. Семаго. – М. АРКТИ. 1990г.
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М. АРКТИ.2004г.
  3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М. 1989г.

Источник