Занятия в кружках и развитие ребенка

Занятия в кружках и развитие ребенка thumbnail

Содержание:

  • Тревога за развитие
  • Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?
  • Время на игру
  • Время переварить информацию
  • Отсутствие мотивации: на что оно влияет?
  • Дети и усталость: что дальше?
  • Нагружать или не нагружать?

Начало учебного года — это еще и время записи в кружки и секции. Многие родители именно в эти дни планируют нагрузку своих детей основным и дополнительным образованием. По каким критериям стоит составлять график занятий? Чем опасно для ребенка отсутствие времени на игру и прогулки? Почему возникают перегрузки и как их избежать? Советы психолога — родителям дошкольников и младших школьников.

Тревога за развитие

Последние годы все более популярными становятся занятия для детей-дошкольников — в больших городах это целый бизнес. Каждый развивающий центр бомбардирует сознание родителей в своих рекламных буклетах: «Посетив наши занятия… пройдя программу нашего центра… ваш ребенок достигнет… сделает… сможет…». Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не достигнет, не сделает, не сможет.

Тексты могут быть составлены более или менее грамотно, реклама сарафанного радио может давать четкие или расплывчатые рекомендации. И все это только укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и «не разовьется», и «никем не станет».

Идея о том, что дети растут и развиваются сами, непопулярна в наше время. Конечно же, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам.

Это один из популярнейших и малоосознаваемых мифов современной российской жизни. Он лежит в основе успешного бизнеса многих детских досуговых центров и очень мешает родителям оценить: насколько же занятия, которые они выбирают для своих детей, хороши? Соответствует ли цена качеству? Стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать?

Трудность еще и в том, что чувство меры, ощущение золотой середины — это почти начисто отсутствующие у современного родителя добродетели.

Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?

Конечно же, в наше время возможностей масса. И в супермаркетах, и в магазинах одежды, и в туристических агентствах.

Но про еду большинство понимает, что никуда она с полок не убежит. С изобилием одежды народ постепенно учится справляться и вырабатывать чувство меры. Что касается поездок, тут у многих бюджет проставляет определенные ограничения.

Но с изобилием услуг образования картина иная. Очень мощно работает принцип «все лучшее — детям». В смысле: детям — ВСЕ лучшее. Сразу. Или так быстро, как только возможно.

На детских площадках, в раздевалке садика, школы или клуба можно услышать примерно такой разговор:

— Что у вас в среду?

— Ой, ну среда просто невозможный день, ни минуты свободной. С утра развивающие занятия, потом каток, а после сна приходит логопед.

— А в четверг?

— В четверг еще хуже — с утра сад, потом английский и вечером бассейн.

И мама, у ребенка которой занятий чуть меньше, начинает сомневаться, права ли она, или же стоит нагрузить чадо посильнее.

Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час — ужином. Мы понимаем, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится и толку не будет.

С выбором занятий для ребенка тоже стоит придерживаться определенной «диеты». Предлагаю сменить подход и строить недельную программу ребенка не исходя из того, сколько занятий можно в каждый день впихнуть, а наоборот — «методом вычитания». Как это может выглядеть?

Время на игру

Как мы помним, ведущей психологической деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра творческая, фантазийная и игра с ровесниками. Но если игра так важна, то на времени для нее экономить нельзя. То есть ребенок-дошкольник должен иметь возможность пару раз в день полноценно играть (не менее 40-45 минут каждый раз). Это, так сказать, основной урок — урок игры.

А еще для того чтобы дошкольник полноценно развивался личностно и интеллектуально, ему необходимо достаточное количество кислорода и движения. Особенно важно это для городских деток, с малых лет попадающих в группу риска по статье «гиподинамия».

Чего стоит отсутствие времени на игру? Если в силу общей загруженности его не остается, существенно снижается скорость развития воображения и фантазии. А именно эти способности у дошкольников — предтечи интеллектуальной активности.

Ведь пока ребенку не исполнилось 7 лет, время непосредственной интеллектуальной активности еще не настало. Мозг не готов еще к нормальным и привычным для школьников «левополушарным» занятиям: сидению над прописями и учебниками, выполнению рутинных заданий.

Не давая ребенку играть, пока он мал, мы лишаем его некоторых «дивидендов» в виде накопленного опыта пройденных в игре ситуаций. Это станет заметно позднее — по снижению социального интеллекта и по отсутствию интегративных связей между отдельными разрозненными областями знаний.

Время переварить информацию

Именно в игре, а вовсе не над энциклопедиями дошкольник постигает сложнейшие взаимосвязи окружающего мира и начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетная игра и спонтанный (в смысле — не по заданию сделанный) рисунок — это главные для ребенка возможности переварить то огромное количество неизвестного, которое его окружает.

Более того: если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и получаемой информации больше, чем необходимо, он может — сам того не осознавая — выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное — не запоминает. Психика защищается от перегрузок, сбрасывая лишние знания как балласт.

И если раньше подобные особенности можно было наблюдать лишь у загруженных старшеклассников, то последние годы, в связи с изменением обучающих программ и общего подхода к воспитанию, педагоги и психологи бьют тревогу. Потому что дети, только готовящиеся начать обучение в школе, обладают многими качествами «заучившихся» подростков.

Да, общая информированность и общий интеллектуальный уровень нынешних первоклассников выше, чем у детей такого же возраста 20-30 лет назад. Но их желание учиться, учебная мотивация выражены хуже.

Отсутствие мотивации: на что оно влияет?

Спросите любого педагога, каково это — учить способного ребенка, который не желает учиться. Даже если у такого ученика есть дарования, он не может их использовать. Просто потому, что не хочет и сам не понимает, какой природы это нежелание. Мы, родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, можем, сами того не желая, включить у него «автоматически срабатывающую систему предохранения» — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям.

А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.

Если за обильным столом вы не удержались и съели больше, чем обычно, легкое расстройство желудка весьма вероятно. И это все понимают. Последствия же перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей. Отчасти это происходит потому, что в сознании работает мощный дискурс «нужно успеть дать ребенку как можно больше как можно раньше».

Я намеренно немного сгущаю краски, но каждый учебный год у меня в консультации бывает не по одному десятку обращений именно с перегрузками — и парадоксальными реакциями детей на них.

И роднит эти — такие разные — сюжеты то, что родители особенной нагрузки-то и не видят.

Дети и усталость: что дальше?

Быстрее, быстрее, темп жизни увеличился, и на мировом рынке труда нишу занять не так просто. К этому с младенчества надо готовиться. Отложи машинки и бегом на немецкий!

«Ой, знаете, у меня самый нелюбимый день — четверг! Потому что там у меня сначала логопед (это такая тетя, которая домой приходит), потом флейта, но на нее идти надо три остановки, и там учительница о-очень злая, а потом вечером еще английский! А я так по своим куклам соскучилась, и они без меня сидят и плачут».

Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком — уже никогда, посещает далеко не всех родителей.

Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными нормальными детскими занятиями. Последствия этого станут заметны лет через 15-20, когда на рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве.

Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой и почти лишенные периода нормальной детской праздности, работать лучше нас? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями «фору»? Благо или зло — форсированное обучение и развитие?

Ответ может дать только сама жизнь. А пока многие из нас ставят на собственных детях, занимая их сверх меры, лонгитюдный эксперимент с неясным прогнозом.

Нагружать или не нагружать?

Развивать или пусть слоняется без дела? Так ведь еще в компьютер залезет — не вытащишь… Никому кроме самих папы и мамы нельзя передоверить ответ на данный вопрос. В целом известно, что:

  • если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей), а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;
  • если прогулки заложены лишь в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое, то ребенок будет лишен возможности подвигаться, сбросить мышечное напряжение, подкормить мозг кислородом;
  • если у ребенка нет времени на игру, то он будет склонен к истеричному поведению или замедленным реакциям (в зависимости от темперамента);
  • уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное — его образовательным способностям и потребностям;
  • составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы «проецируетесь», то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось.

Искренне желаю вам решить эту задачу со многими неизвестными успешно!

Конечно, курсы нужны, но без фанатизма, ребенок должен и отдыхать , и свободное время иметь! Мы ходим в спортивную секцию по баскетболу и на образовательные курсы по развитию интеллекта, очень удачно все сложилось, спорт- сам по себе вещь полезная, а на курсах развивают память, внимание, умение концентрироваться, не отвлекаться, ну. и конечно развивают кругозор! Очень рекомендую москвичам «президентская школа»

20.09.2013 10:46:35, Ida33

Конечно я согласна, что загружать ребенка не стоит и обязательно должно быть время на отдых, на гулянку и просто посмотреть любимый фильм, или мультик))) У, нас кружок детского творчества и искусства. Моя дочка ходит на занятия в выходные дни, в субботу и воскресение! Это для нее не перегрузка, а любимое занятие, что бы скучно не было)))

12.09.2013 18:22:40, nina7777

Ох, сложная стала жизнь не только у детей, но и у родителей! Как выбрать, как не перегрузить, но и не деть отстать от сверстников — голову сломать можно))

14.09.2013 22:38:01, malutka123

очень полезная статья. а вообще, лучше пусть почаще в кружки и секции ходят,чем сидят дома у компа или телевизора.

16.09.2013 23:33:06, kartinka иринка

Всего 4 отзыва Прочитать все отзывы.

Источник

Кружки и секции для детей

К посещению детьми разных дополнительных занятий родители относятся неодинаково. Одни считают, что ребенку и так тяжело в школе, и вполне достаточно уроков и домашних заданий. Другие нагружают детей по максимуму, отправляя на все доступные секции и кружки, чтобы чадо не сидело без дела. Третьи подыскивают развивающие занятия чуть ли не с рождения.

Кто прав и нужны ли ребенку секции, какие кружки доступны для посещения в разном возрасте и что учесть при выборе подходящих для ребенка дополнительных занятий?

Девочка лепит из теста для лепки на кружке

Плюсы

Посещение кружков, развивающих занятий и разных секций помогает:

  • Проводить свободное время с пользой.
  • Получить навыки, которые пригодятся ребенку в будущем.
  • Подготовить ребенка к детскому саду.
  • Расширить кругозор.
  • Обнаружить и развивать талант.
  • Получать новые впечатления.
  • Знакомиться с другими детьми и приобретать друзей.
  • Развиваться физически.
  • Углубить знания.
  • Становиться более дисциплинированным и организованным.

Минусы

  • Приходится подстраивать режим дня под посещение кружков.
  • Ребенок может заразиться вирусами от других деток, которые пришли на занятия в начальной стадии заболевания.

Варианты занятий по возрасту

Занятия с мамой до 2 лет

Самым маленьким деткам предлагаются развивающие занятия, на которые карапузы приходят с мамами. Как правило, это занятия, на которых малыши изучают все понемногу – танцы, музыку, окружающий мир, рисование, совместные игры и прочее.

Занятия для детей до 2 лет

Взаимодействовать детям между собой и выполнять задания в возрасте до двух лет помогает мама. Часто такие развивающие занятия проводятся по определенной авторской методике, например, Монтессори или Зайцева.

Что дают ребенку:

  • Возможность изучать нюансы мира вокруг и разные элементы.
  • Общение со сверстниками.
  • Всестороннее развитие.
  • Психологическую подготовку к детскому саду.

3-6 лет

В этом возрасте детям доступны такие варианты занятий:

  • Рисование.
  • Уроки иностранного языка в игровой форме.
  • Плавание.
  • Гимнастика.
  • Игровые виды спорта.
  • Бальные танцы.
  • Фигурное катание.

Плавание в бассейне

Ребенок поет в 4 года

Что дают ребенку:

  • Посещая занятия по рисованию, ребенок будет развивать воображение, а также мелкую моторику. Это поможет ему в обучении письму. Кроме того, художественные занятия формируют наблюдательность у детей.
  • Спортивные занятия положительно сказываются на осанке, ловкости и силе ребенка, а также учат взаимодействовать с другими детьми и оставаться постоянным на своем пути.
  • Если ребенок ходит на фехтование, плавание или другой спорт, развивающий чувство равновесия и координации, это поможет в развитии мозга. Работа обоих полушарий станет более слаженной, что особенно важно при дислексии.
  • Изучение иностранного языка положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка и улучшает память.

Как происходит занятие по рисованию для детей до 6 лет. смотрите в видео канала «Клуб Умных Родителей».

В следующем видео психолог Ольга Колчанова расскажет, как правильно подобрать ребенку подходящие секции и кружки.

От 7 лет

Перечень доступных для ребенка секций и кружков в школьном возрасте значительно расширяется. Ребенок может заняться:

  • Творчеством – рисованием красками или песком, лепкой, макраме, бисероплетением, раскрашиванием гипсовых фигурок, вышивкой и другими вариантами.
  • Спортом — плаванием, хоккеем, фигурным катанием, баскетболом, футболом, боевыми искусствами и другими видами.
  • Танцами – балетом, народными танцами, диско, контемпом, бальными танцами, брейком или другими.
  • Музыкой – играть на разных музыкальных инструментах.
  • Пением – ходить на вокальные занятия или петь в хоре.
  • Развитием интеллекта – ходить в математический кружок, на шахматы, в технический, литературный, компьютерные и другие кружки.

Фигурное катание ребенка в 7 лет

Ребенок в балете в 7 лет

Что дают ребенку:

  • Изучение иностранного языка пригодится в будущем любому ребенку.
  • Благодаря плаванию у ребенка укрепятся все мышцы и исправится осанка, улучшится гибкость, выносливость и иммунитет.
  • На занятиях айкидо, каратэ или других стилей боевых искусств школьник изучит свое тело, научится его контролировать, усвоит духовные принципы.
  • Музыкальные занятия помогают развивать память, концентрацию и внимание.
  • Благодаря занятию пением ребенку легче исправить дикцию и изучать иностранные языки.
  • Играя в шахматы, ребенок будет улучшать внимание, усидчивость, память, способность анализировать, сравнивать и ориентироваться на площади.
  • Занятия вышивкой, вязанием, плетением из бисера и подобным творчеством развивают моторику и мозг ребенка.

Дети в кружках играют в шахматы

Советы по выбору

  • При выборе дополнительных занятий родители должны поинтересоваться желаниями ребенка и учесть его интересы. Расскажите сыну или дочке о существующих кружках, занятиях в них и новых навыках. При этом не навязывайте собственное мнение и не пытайтесь через детей реализовать свои мечты. Позвольте ребенку подобрать занятие по своему вкусу.
  • В выборе кружка не следует ориентироваться на моду. Если подружки дочки ходят на танцы, это вовсе не значит, что ваша девочка тоже должна на них ходить, особенно, если склонности к таким занятиям у дочери нет. Неправильно выбранная секция будет источником стресса и бременем для ребенка.
  • Обязательно учитывайте темперамент сына или дочки. Если ребенок активный, ему не подойдут шахматы, а тихим и застенчивым деткам будет неуютно в цирковой студии.
  • Обратите внимание и на местоположение секции или кружка, поскольку вам придется организовать свой режим дня с учетом расписания дополнительных занятий. Продумайте, кто будет водить ребенка в кружок, не будет ли это мешать выполнению домашних заданий из-за трат времени на дорогу.
  • Немаловажным фактором выбора подходящего кружка будет и стоимость занятий. Во многих школах, детских клубах, домах культуры и других учреждения предлагают бесплатные кружки. Занятия в них могут ничем не уступать дорогим платным урокам. Большинство секций и кружков в конце лета или в сентябре организовывают день открытых дверей либо предлагают бесплатный пробный урок. Это поможет определиться с правильным выбором, а также познакомиться с педагогами.
  • Если ребенок любит рисовать, но раскрашивание и шаблоны ему не по душе, предложите малышу ходить на художественные занятия. При этом старайтесь подобрать группу, которую посещают максимум 10 детей. Также детям, которым нравится рисовать, можно предложить заняться компьютерной анимацией.
  • Очень активным детям, которым нравится соперничество с другими, лучше всего подойдут занятия спортом. Выбирая спортивную секцию, обратите внимание на квалификацию инструктора, а также адекватно оцените здоровье своего ребенка.
  • Детям, которым нравится музыка, стоит подумать о пении или игре на каком-то инструменте. Присматривать музыкальные занятия следует, если малышу нравилась ритмика в детском саду, он легко запоминает мелодии и песни.

Девочка поет

И еще несколько советов:

  • Если ребенок перехотел ходить на один кружок и пошел в другую секцию, а потом и туда ходить разонравилось, не ругайте его. Позвольте дочке или сыну искать себя и не попрекайте стоимостью курсов.
  • Всегда хвалите ребенка при успехах и не акцентируйте внимание на неудачах. Пусть он знает, что даже в ситуациях, когда у него не получается, вы считаете его молодцом.

Проявляйте интерес к занятиям дочки или сына. Если ребенок хочет вам показать то, чему научился на занятиях или увлеченно рассказывает о тренировках, не отмахивайтесь, а будьте заинтересованы. Это ценная поддержка со стороны родителей для любого ребенка.

И помните о том, что секций и кружков не должно быть слишком много. Почему — смотрите в следующем видео.

Источник