Занятия с родителями по эмоциональному развитию ребенка
Олеся Лисовенко
Семинар-тренинг для родителей «Эмоциональное благополучие в семье»
1. Приветствие. Упражнение «Пальчики».
2. Упражнение «Правила».
3. Мозговой штурм.
4. Практический опыт «Влияние слов на ребенка».
5. Упражнение «Собери карточки. «.
6.. Информационное сообщение «Стили воспитания».
7. Упражнение «Правила для ребенка».
8. Заключение. Рефлексия.
9. Упражнение «Аплодисменты».
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада Вас видеть. В теплой, доброжелательной атмосфере сегодня поговорим о главном в жизни человек – родительской любви.
Известно, что родители должны обеспечить детей одеждой, едой, условиями жизни. Но кроме этого, они также ответственные за их умственное и эмоциональное развитие, здоровье. Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие личности, необходимо удовлетворить ряд ее потребностей.
Главная потребность детей — любовь. Семья для ребенка – это Космос, где мама- Солнце, папа- Месяц, а родственники – звезды. Именно здесь они берут силы и энергию для жизни, учится мудрости, берет опыт. В детском сердце зарождаются моральные чувства, милосердие, доброта, что есть смыслом воспитанного человека.
Мать и отец — главные естественные воспитатели ребенка. Не зря говорят, что «яблоко от яблони не далеко падает», «какое дерево, такие и ветки, какие родители, такие и детки». Дети подражают взрослым, копируют их, ориентируются на их поведения, как на образец.
Говорят, что дети – драгоценность, а процесс воспитания – бесперебойная работа сердца, разума и воли родителей. «Не думайте, что воспитываете детей только тогда, когда с ними говорите или наказываете. Вы воспитываете их каждый мигом своей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» — говорил А. Макаренко.
Все мы считаем себя любящими родителями, и это естественно, потому что действительно любим своих детей. Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание – наша счастливая старость, плохое воспитание – наше будущее горе, слезы, наша вина перед другими людьми.
1. Приветствие. Упражнение «Пальчики».
Цель: создание позитивного настроения, актуализация принципа здесь и сейчас, настраивание на работу в группе.
Участники тренинга занимают места по кругу, тренер предлагает им поздороваться, но поздороваться необычно, указательными пальцами.
2. Упражнение «Правила».
Цель: акцентирование внимания участников на правилах работы в группе и регламентации работы.
3. Мозговый штурм.
Тяжело переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка.
В семье удовлетворяются основные потребности ребенка- дошкольника: — в любви и принятии; — в понимании и уважении; — в новых впечатлениях; — в самостоятельности; — придерживании правил;- в организации жизни.
Способы удовлетворения эмоциональных потреб ребенка: — контакт глазами; — телесный контакт; — пристальное внимание; -дисциплина, режим; — пример взрослых; — обеспечение самостоятельности.
Чтобы знать, комфортно чувствует себя ребенок, необходимо различать проявления эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка.
Эмоциональное благополучие ребенка выражается в таких чертах: — способность проявлять гуманные чувства; — умение сочувствовать и сопереживать; — наличие положительных эмоций и чувства юмора; — способность и потребность в телесном контакте; — чувство удивления; — вариативность поведения; — способность к позитивному подкреплению себя и своих действий; — уверенность в себе; — умение находить общий язык с другими людьми.
Черты, что сигнализируют об эмоциональном неблагополучии ребенка, если:- не получает достаточно любви от своих родителей, особенно матери; — чувствует несогласованность в действиях по отношению к нему; — чувствует большую, не соответствующую возрасту нагрузку; — в семье не гармоничный стиль воспитания; — в семье неблагополучная атмосфера; — чувствует чрезмерную строгость родителей или взрослых, наказания, боится сделать что-то не так.
Чаще всего эмоциональное неблагополучие переживают дети, которые воспитываются в проблемных семьях. В таких семьях часто учат и контролируют, отсутствует качественное общение и общая деятельность.
Эмоциональное благополучие обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрации ребенку своего положительного отношения к нему: — принятие ребенка с его положительными и отрицательными качествами; — создание в семье безопасной атмосферы, наполненной положительными эмоциями; — поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка;- поддержка успехов ребенка; -выражение своих чувств: делится чувствами- значит доверять; — решение конфликтов конструктивными способами; -использование в жизни приветных фраз; — проявление любви в виде физического прикосновения: следует обнимать не менее 4, а лучше – 8 раз на день.
И необходимо просто любить ребенка!
Как результат, у ребенка возникает чувство эмоционального комфорта, склонность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает, что дает уверенность ребенку в отношениях с миром. И ребенок вырастает уверенным человеком, что верит в свои силы, и который сможет реализоваться.
4. Практический опыт «Влияние слов на ребенка».
Нам необходимо:
-стакан с водой — ребенок (чистый, простой, наивный);
— соль – грубые, соленые слова;
— перец – жгучие, обидные слова;
— грудка земли – невнимательность, равнодушие.
Все это смешать – получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько сболтать – и все поднимается на поверхность. А это опять – стресс, неврозы, гипперактивность и т. д.
5. Упражнение «Собери карточки».
К началу каждой фразы в первом столбике подберите конец – вывод из второго столбика. Соедините стрелочкой.
Вы понимаете, что детей учит то, что их окружает. Постарайтесь подобрать, что в ребенке развивается под влиянием окружения.
Если ребенка часто критикуют… …он учится верить
Если ребенка часто высмеивать… …он учится осуждать
Если ребенок живет с чувством безопасности… …он учится уверенности
в себе
Если ребенка часто подбадривают…. он учится справедливости
Если ребенка часто одобряют… …он учится быть терпеливым
Если с ребенком обычно честны… … он учится хорошо к себе относится
Если к ребенку часто бывают снисходительны… …он учится быть робким
— А теперь давайте проверим себя:
Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.
Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относится.
Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
6. Информационное сообщение «Стили воспитания».
В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Умение взаимодействовать с детьми – очень важная вещь. Вы можете спросить себя, где найти время для общения, потому что динамика жизни очень быстрая. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. С утра вы отдаете детям указания, напоминая, как они должны себя вести на протяжении дня.
Следующий раз встречаемся с детьми вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие моменты могут сплотить и укрепить семью. Но общение ограничивается короткими фразами. Разве можно пообщаться, если включен телевизор, и какая-то женщина рекламирует стиральный порошок?
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми приблизительно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходиться на раздачу указаний. Ученые определили три модели общения: демократичный, авторитарный, либеральный.
Родители с авторитарным стилем имеют тенденцию к карательно- насильной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, несдержанные к детским недостаткам. В результате чего у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, агрессия по отношению к слабым, сниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.
Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желание ребенка, идеализация его. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, завышенная самооценка.
Родители – поклонники демократического стиля воспитания — уважают личность ребенка, принимают его таким, каким он есть; дают понять, что его дела важны для них; доверяют, приветствуют самостоятельность, осуждают не ребенка, а его поступки, прислушиваются к мнению ребенка, проводят вместе свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, вырастают уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.
7. Упражнение «Правила для ребенка».
Цель: становление ограничений дл детей.
Существует много ситуаций, когда родители должны устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если они маленькие и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем заменить ограничения на правила поведения.
Ваше задание – необходимо написать правила для ребенка, на употребляя слова «нет». Например: — Нельзя переходить улицу на красный свет/ необходимо переходить улицу только тогда, когда светится зеленый свет на светофоре. – Не спеши во время еды/ будем кушать медленно. — Не кричи так громко/ будем разговаривать тише. – Не рисуй на стене/ рисуй на бумаге.
1. Заключение. Рефлексия.
Наша встреча подходит к концу и я ее хочу завершить такими словами:
Берегите своих детей, их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез, даже если они провинились,
Никого нет дороже слез, что с ресничек родных скатилась.
Если валит усталость с ног, совладать с ней нету мочи,
Ну, а к вам подойдет сынок, или руки протянет дочка,
Обнимите покрепче их, детской лаской дорожите –
Это счастья короткий миг, быть счастливыми поспешите.
Ведь растает, как снег весной, промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной повзрослевшие ваши дети.
Перелистывая альбом с фотографиями детства,
С грустью о былом, о тех днях, когда были вместе.
Как же будете вы хотеть в это время опять вернуться, чтоб им маленьким песню спеть, щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех, от игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех, берегите, пожалуйста, детство.
— Что вам запомнилось? – Что нового узнали?
9. Упражнение «Аплодисменты».
Цель: снятие эмоционального напряжения, улучшение настроения.
Мы с вами хорошо поработали. И на последок я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не убежали от нас, их необходимо крепко накрепко объединить аплодисментами.
Источник
Развитие эмоциональной сферы
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике — позе и жестам. Необходимо научить детей в дошкольном возрасте распознавать эмоциональные проявления других людей и выражать свои эмоции с помощью жестов и поз (пантомимики).
Я предлагаю вам поучаствовать в небольшом тренинге. Эти задания рассчитаны на детей, они помогают ребенку не только разнообразить свои чувства и переживания, но и развивают интеллектуальную сферу, так как задействуют такие мыслительные операции, как выделение свойств, сравнение, анализ, синтез и т. д. Мне кажется, что вам будет интересно узнать как вы сможете описать те или иные эмоции.
1. Ведущий дает инструкцию: «Каждый человек испытывает различные чувства, такие как страх, гнев, грусть, злость, радость, восторг, веселье, удовольствие, интерес, стыд, гордость, тревога, раздражение и множество других. Попробуйте разделить перечисленные мною эмоции на две группы». После совместного обсуждения родители дают ответ. Независимо от его правильности, ведущий задает вопрос «Почему?» и подводит их к разделению всех человеческих эмоций на положительные и отрицательные.
2. «Чем различаются между собой отрицательные эмоции? А положительные?» Не только дети, но и взрослые обычно затрудняются ответить на эти вопросы. Ведущий предлагает следующую игру: «Я назову вам два отрицательных состояния, а потом буду называть разные свойства этих состояний. А вы попробуете отгадать, какое свойство к какому состоянию больше подходит».
Состояния гнева и печали.
Как вы думаете, что легче, а что тяжелее? Что мягче, а что жестче? Что быстрее, а что медленнее? Что острое, а что тупое? Что шершавое, а что гладкое? Что громкое, а что тихое? Что холодное, а что горячее? Что черное, а что белое?
Состояния радости и гордости. Что быстрее, а что медленнее? Что громкое, а что тихое? Что большое, а что маленькое? Что шершавое, а что гладкое? Что легче, а что тяжелее? Что соленое, а что сладкое? Что мягче, а что жестче?
Совершенно не обязательно, чтобы мнение всех участников группы по каждому пункту полностью совпадало.
3. (Разбиться на 2 – 4 группы) каждой группе раздается по листку с каким-либо эмоциональным проявлением и предлагается из большого набора всевозможных предметов выбрать те, которые обладают такими же свойствами, как какое-то из переживаний, проанализированных в предыдущей игре (если нет подходящих предметов или игрушек, можно просто их называть). Представитель каждой группы описывает эмоцию, остальные группы, глядя на выбранные предметы, должны отгадать, какое состояние загадал водящий.
Пример 1. «Раздражение». «Это чувство колючее как ежик, серое как мышь, шершавое как наждачная бумага, кисло-горькое как лимон, твердое как камень, угловатое как деталь от детского конструктора, трескучее как барабан»
Пример 2. «Обида тягучая как жвачка, мокрая как водоросли, липкая как мед, тупая как исписанный карандаш, черная как ночь».
4. При помощи поз, жестов, мимики попробовать передать различные эмоциональные состояния человека так, чтобы члены других групп догадались, что это за состояние.
Молодцы! Все отлично справились с предложенными заданиями! Вы знаете отрицательные и положительные эмоции, определяете их свойства, описываете с помощью различных предметов, а также прекрасно показали их при помощи поз, жестов и мимики.
Заканчивая разговор об эмоциональном развитии ребенка, еще раз хочется подчеркнуть, понимание своих эмоций и чувств, а также эмоциональных проявлений других людей является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Рефлексия выступления. Родителям предлагается отметить положительные и отрицательные стороны выступления на листках с изображением лица: улыбающееся – что понравилось, печальное – что не понравилось. Затем все встают в круг и под музыку передают листки друг другу, когда музыка останавливается, каждый по-очереди зачитывает те высказывания, которые оказались у него в руках.
Психолог благодарит присутствующих за сотрудничество!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Рябинка»
Материалы ко дню открытых дверей
на тему: «Развитие эмоциональной сферы»
Подготовила:
Педагог-психолог Анциферова О.Р.
г. Лангепас 2009г.
Приложение к материалам ко дню открытых дверей
Анализ проведенного мероприятия
11.03.2009г. в нашем детском саду прошел день открытых дверей, тема которого «Развиваем речь все вместе». В рамках этого дня, мною было проведено мероприятие с родителями на тему «Развитие эмоциональной сферы».
Основной целью было показать родителям важность эмоционального развития дошкольников, познакомить родителей с упражнениями направленными на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
При подготовке к данному мероприятию была проведена следующая предварительная работа:
подбор упражнений;
выполнение пособий для проведения выбранных упражнений.
В процессе открытого мероприятия мною был проведен мини-тренинг с родителями, направленный на развитие эмоций. Родителям было предложено разделить эмоции на две группы: отрицательные и положительные, определить их свойства, описать с помощью различных предметов, а также показать их при помощи поз, жестов и мимики.
В ходе мероприятия родители были активны: принимали участие в обсуждении предложенной темы, участвовали в тренинге. В конце мероприятия была проведена рефлексия, которая показала, что родителям понравилось выступление и предложенные задания. Однако было и два отрицательных отзыва:
тренинг оказался коротким;
не всем родителям было понятно, как применить полученные знания на практике.
На второй отрицательный отзыв были даны разъяснения на деловой игре «Вопросы — ответы».
На открытом мероприятии присутствовало 7 родителей.
Я считаю, что поставленная цель была достигнута: родителям была предоставлена информация о важности эмоционального развития детей, а также они познакомились с упражнениями направленными на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которые можно использовать для занятий с детьми дома.
Вывод:
В процессе мероприятия поставленная цель балы достигнута;
В дальнейшем к проводимым мероприятиям, необходимо подготавливать:
дополнительный материал (рекомендации) для родителей в виде памяток, брошюр;
выставочный материал для родителей по теме мероприятия
Источник
Система организации работы с детьми и родителями по социально-эмоциональному развитию дошкольников
Великанова Ирина Николаевна, воспитатель
Работа с дошкольниками
Дошкольный возраст – это тот период, когда начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. В этот период закладывается фундамент будущих гармоничных отношений человека с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям микро- и макросреды, приобретается опыт социальных отношений, который будет корректироваться во все последующие этапы его жизни.
Возраст от 2 до 7 лет – время, когда происходит минимальная, но значимая для дальнейшего становления, социализация.
Ведущим и определяющим началом социализации является дошкольное образование. Движущей силой социального развития выступает деятельность, в процессе которой в рамках сотрудничества со взрослыми, самостоятельной деятельности путём научения, подражания, идентификации ребёнок приобретает социальный опыт. «Именно через других мы становимся самим собой» – отмечал Выгодский Л.С.
Большое внимание для социализации дошкольников уделяется проблемам формирования эмоционального проявления, которые способны оказывать влияние на положительное или отрицательное поведение личности. Проблема социального самочувствия ребёнка является одной из актуальных. Между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к типу важнейших условий для развития личности.
Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний – задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Исторический анализ убеждает также в важности и необходимости квалифицированной помощи ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения во взрослый мир, т.к. дети испытывают трудности при установлении разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, у них плохо развиты навыки самообладания и самоанализа, знания о рукотворном мире, не развиты умения адекватно выражать свои эмоции. Представление ребенка о социальном мире формируется на основе знаний, которые он получает.
Социальное развитие – это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством, который включает в себя:
- культурные навыки;
- специфические знания;
- знакомство с традициями, обрядами и правилами;
- социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Показателями социального развития являются социальная компетентность (сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими), формирование навыков самообслуживания, социальная адаптация, которые возможны при условии целенаправленных воспитательных воздействий.
Планирование и реализация воспитательно-образовательной работы нашего детского сада осуществляется по программе «Радуга» Т.Н. Дороновой, в которой выделяется специальный раздел, способствующий своевременному и полноценному психическому развитию детей», который предполагает работу в овладении базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. В программе выделяется ряд задач для среднего, старшего возраста. Также дополнительно включены элементы из раздела «Социально-нравственное воспитание» программы «Детство» В.И. Логиновой и практический материал пособия «Я – ты – мы» О.Л.Князевой, включающий эффективные формы и методы работы с детьми.
В системе работы использованы следующие методы и приёмы:
- традиционные и комплексные занятия на модульной основе конспекты занятий;
- игры (дидактические, сюжетно-ролевые, коммуникативные);
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- проблемные ситуации;
- экскурсии;
- наблюдения.
Занятия на модульной основе объединены между собой на основе сюжета, который развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более). Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре, а так же вносит положительную окраску. Модуль включает в себя комплексные занятия по всем видам деятельности. Дети все время заняты (вплоть до бытового разговора и свободной деятельности), педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности. Деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.
Игра позволяет ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. В игре строятся такие сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, принятие и открытое выражение эмоций (в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним.
При организации сюжетно-ролевой игры используются игровые обучающие ситуации, которые развивают коммуникативные умения, формируют творческие способности и воображение в процессе игрового общения. Совместно с детьми продумываем атрибуты для игр, которые помогают войти в предметный мир и учат ориентироваться в его многообразии.
Дидактические игры расширяют и формируют знания об окружающем мире, о различных эмоциональных состояниях.
Коммуникативные игры, этюды, упражнения, психогимнастики, игры-драматизации, проблемные ситуации учат понимать эмоциональные состояния, дают представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), совершенствуют способность управлять эмоциями и чувствами. С помощью этого дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и подготовки его к жизни. Для проведения индивидуальной и групповой работы с детьми по созданию благоприятного психоэмоционального климата в группе сверстников, формированию и закреплению положительных установок в сознании детей используется методическое пособие «Дружные дошколята».
Художественная литература помогает детям познать окружающий мир, обогатить представления о добре и зле, пробудить и развить социальные чувства, углубить жизненный опыт, сформировать задатки мировоззрения и первоначальных основ социальной активности. Произведения Д. Габе «Мама» и «Работа», В. Осеева «Просто старушка», К. Ушинский «Лекарство» и др. заставляют ребенка прочувствовать и задуматься о необходимости быть добрым и заботиться о самых близких людях. В произведениях Е. Серова «Нехорошая история», Я. Тайц «По грибы», Д. Лукич «Четыре девочки» и др. осуждаются отрицательные проявления (эгоизм, лень, жадность, жестокость, обман). Чтобы научить ценить труд и уважать людей труда, используются для чтения и анализа такие произведения: С. Баруздин «Кто построил этот дом», С. Маршак «Откуда стол пришёл?», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы» и т.п.
Образовательное пространство группы спроектировано и создано как среда социализации посредством интеграции локальных мини-сред, стимулирующих детей к активному взаимодействию с окружающим и презентации себя в сообществе других.
Уголок «Здравствуй, Я пришёл!», используется следующим образом: приходя в детский сад, ребёнок выбирает соответствующий его настроению кружок и вставляет в кармашек под своей фотографией. С его помощью оценивается психологическая, эмоциональная атмосфера в группе, обращается внимание на тех детей, у которых часто бывает плохое настроение и выясняется ее причина. «Экран добрых дел» служит для самостоятельного анализа детьми своих действий, контроля своего поведения в различных видах деятельности. На экране отражены различные виды деятельности с кармашками, где ребенок выбирает деятельность, вставляет свою фотографию и оценивает своё поведение (на прогулке, на занятиях, в игре и т.д.). Мини-музей «Мои друзья» с рисунками детей способствует положительной ассоциации, связанное с понятием «друг – дружба». Уголок «Дружбы», в виде двух дружащих сердечек, помогает разрешать конфликты, ссоры между детьми и мирить их.
Пособие «Моя копилка» представляет собой объёмные «сердечки», «копилки», которые предназначены для сбора фантиков, мелких игрушек, бонусов и т.п., используя их дети могут рассказать о своих предпочтениях.
Использованные методы и приёмы помогают обогатить содержание работы с детьми, развивать способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности, других людей и выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями.
Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка. Воспитательные усилия должны быть согласованными. Это не означает, что дома и в детском саду должны быть созданы равные условия, так как то, что возможно дома, может быть не разрешено в детском саду и наоборот. Общая тёплая атмосфера и хорошие контакты между взрослыми особенно важны в случаях возникновения проблем у ребёнка. Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать своими союзниками используются как традиционные, так и новые формы работы.
Одной из эффективных форм работы с родителями является проведение тренингов, которые направлены на оптимизацию детско-родительских отношений, на развитие коммуникативных склонностей ребёнка, познавательных процессов и креативности, произвольной сферы и обучение родителей приёмам развития творческих способностей ребёнка в игровой форме.
Существующая в группе традиция по обмену опытом семейного воспитания позволяет родителям делиться информацией, приводить примеры взаимодействия со своим ребёнком в какой-либо деятельности, рассказывать об интересных ситуациях, о своих успехах и трудностях в воспитании.
Для проведения экскурсий выходного дня детей и их родителей разработана тематика и ее содержание, которые предлагают родителям посетить мероприятия, проводимые в городе (выставки, спектакли, кинофильмы), игры и развлечения для «семейных досугов», организация семейных экскурсий (парк, походы), с целью формирования познавательных потребностей, освоения социального опыта.
На информационном стенде для ознакомления родителей предлагаются памятки на данную тему.
Взаимодействие с родителями воспитанников позволяет лучше узнать индивидуальные особенности каждого ребёнка, помогает взрослым глубже узнать желания и переживания детей.
Эмоционально-положительное, содержательное общение дошкольников с окружающими людьми является сензитивным периодом в социальном развитии и важнейшим условием для дальнейшего успешного обучения в школе.
Источник