Занятия с ребенком для развития письма

Дорогие родители, все мы хотим, чтобы наши дети были уверенными на уроках, ощущали себя успешными в школе. Уверена, что все сознательные мамы и папы начинают заниматься всесторонним развитием своих детишек с младенческого возраста.
Готовя ребёнка к школе, многие родители даже не представляют, какие трудности могут появиться, если рука ребёнка не готова к письму. Позже они узнают от учителя, что их ребёнку трудно удерживать строку при письме, написанные линии получаются не совсем ровные, дрожащие. Он не успевает выполнить даже небольшой объём работы в прописях, иногда не дописывает буквы, слоги и даже целые слова.
Поэтому в своей статье я хочу рассказать, как подготовить руку ребёнка к овладению письмом.
Чтобы у вашего ребёнка не было таких трудностей при письме, нужно укреплять мышцы руки, систематически упражнять руку и пальцы. Такими упражнениями нужно начинать заниматься с раннего детства. Если вы будете уделять время (10−15 минут) упражнениям на развитие мелкой моторики рук: пальчиковые игры, складывание мозаики, паззлов, вырезание, лепка или рисование, то в будущем ваш ребёнок сможет с лёгкостью и без напряжения управляться с письменными принадлежностями. Благодаря играм, направленным на развитие мелкой моторики, кисти рук становятся хорошо подвижными, гибкими, исчезает скованность движений.
Перед тем, как переходить к письму, необходимо уделить внимание некоторым важным аспектам:
· Положение тела ребёнка.
Развивая мелкую моторику, обратите внимание на то, как малыш сидит. Объясните ребёнку, как правильно нужно сидеть, и почему необходимо обращать на это внимание.
По мере возможности проявите заботу о том, чтобы высота и размер мебели для занятий (стол и стул) подходили вашему ребёнку по росту.
· Инструменты для письма.
Очень важно правильно подобрать письменные принадлежности для ребёнка по размеру. Ручки, которые используют взрослые члены семьи, не всегда подойдут. Подберите для своего ребёнка ручку и карандаш, длина которых не более 15 сантиметров. Вашему ребёнку будет легче прописывать такой ручкой, потому что её будет легко и удобно держать. Также можно приобрести специальную силиконовую насадку на ручку, при помощи которой пальчики ребёнка сразу будут правильно держать ручку. Таким образом, вы поможете своему малышу добиться первых успехов в формировании каллиграфического почерка.
А теперь перейдём к УПРАЖНЕНИЯМ, способствующим постановке руки
1. Штриховка и обводка
Готовя дошкольника к обучению письму можно предложить ему заштриховать геометрические фигуры или другие контурные изображения. Также полезной будет обводка изображений, выполненных пунктирной или штриховой линией. Эти упражнения развивают аккуратность и отрабатывают умение управлять письменными принадлежностями — ручкой, карандашами, фломастерами.
2. Прописывание наклонных линий или крючков.
Такое, на первый взгляд, простое упражнение решает сразу 2 задачи. Во-первых, отрабатываем навык письма в строчку. Во-вторых,
формируем красивый почерк. Ведь все эти несложные линии и крючки являются элементами будущих букв.
3. Физкультминутки.
Детям-дошкольникам нелегко удерживать внимание на одном занятии продолжительное время (не больше, чем 15 минут). По этой причине необходимо часто проводить с ребёнком короткие динамические паузы — разминать пальчики, попрыгать или просто потанцевать, имитировать движения разных животных, спеть вместе весёлую песенку. Тогда в последующие 15 минут малыш будет работать значительно продуктивнее.
4. Массаж пальчиков.
Удерживать ручку – это непривычная нагрузка для дошкольника. Чтобы дать отдохнуть уставшим мышцам руки, после занятий хорошо слегка помассажировать пальчики.
Можно массажировать кисти и пальцы с помощью карандаша, у которого есть грани (карандаш не должен быть гладкий). Для этого берём карандаш и катаем его по столу, перекатываем между ладонями с внутренней и тыльной стороны, прокручиваем между пальцами («Вертолёт»), нажимаем поочерёдно пальцами на лежащий на столе карандаш («Пианино»), перекладываем из руки в руку и т.д.
5. Похвала.
Очень важно замечать успехи и хвалить малыша. Красиво прописанные ровные чёрточки, ряд аккуратных крючочков и, конечно, первые слова «мы», «мама», «папа», написанные прописными буквами, всё это обязательно заслуживает похвалы. Это станет стимулом для вашего ребёнка, поможет ему стремиться к большему и подтолкнёт к желанию писать ещё лучше.
Педагоги утверждают, что именно первые успехи, похвала и поддержка со стороны родителей могут пробудить в ребёнке желание учиться и постигать новое.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы проблем с речью не возникало, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Источник
Вы здесь
Главная / Статьи / 10 эффективных упражнений для развития навыков письма у дошкольников
С распространением компьютеров почерк многих людей испортился: уж больно редко нам приходится писать что-то от руки, отвыкаем. Но нашим деткам умение аккуратно, разборчиво и быстро писать понадобится для школьного обучения. И не секрет, что отличная графомоторика – предпосылка хорошего речевого развития. Предлагаем десятку упражнений для развития навыков письма у дошкольников – выбирайте по нраву и настроению!
- Штриховка прямыми, прерывистыми, волнистыми и зигзагообразными линиями во всех направлениях. Заштриховывать обычные квадратики скучно, зато интересно делать дождик из тучки, чешуйки на рыбке, иголки на ежике. Для штриховки необязательно распечатывать шаблоны или покупать журналы, можно задействовать ее в ходе рисования карандашами и фломастерами: пусть у мишки будут штанишки в горизонтальную полоску, на елке появятся гирлянды, зебра приобретет характерный для нее окрас.
- Графический диктант. Раньше такое непростое упражнение предлагали только школьникам, сегодня же с ним успешно справляются даже тренированные четырехлетки. Задание к такому диктанту можно скопировать в Интернете или составить самостоятельно, если перед глазами имеется рисунок по клеткам. Конечно же, ребенку будет интересней создавать какой-то законченный предмет, чем абстрактную и бессмысленную ломаную линию.
Выполняется графический диктант так. На листе бумаги с бледной сеткой (чтобы хорошо был виден карандаш) начинаем рисование с указанного места. Ручки и фломастеры использовать не рекомендуется, потому что вероятные ошибки ластик не исправит. Диктуем медленно, чтобы дошколенок успевал проводить отрезки: одна клетка вверх, две клетки вправо, две клетки вниз и т.д. Желательно, чтобы получившееся изображение было легко узнаваемым и понятным для раскрашивания. Сетки для графических диктантов с заданиями можно распечатать из Интернета.
Полезно для развития глазомера и восприятия пространства делать обратные графические диктанты: проговаривать схемы готовых картинок.
- Зеркальное рисование. Сделать симметричную копию половинки предмета – довольно трудоемкая задача, которая предлагается по достижении четырех лет и старше. Изображение может быть простым (полукруг) и более сложным, многокомпонентным (половинка домика, дерева, лица).
- Пишем и рисуем через копировальную бумагу. Черная и цветная копирка – принадлежность, неизвестная большинству современных детей. А ведь писать под копирку не так легко, как просто на страничке. Нужно аккуратно придерживать, чтобы ничего не сдвинулось, регулировать силу нажима, чтобы отпечаток был ярким. Попробуйте порисовать с ребенком через копирку, соединив два листа канцелярскими скрепками – дошколенку наверняка понравится эта новая задача. Можно не писать, а допустим, переводить из книжки черно-белые иллюстрации к сказкам и потом их раскрашивать.
- Переводим картинки на оконном стекле. Еще одно полезнейшее умение из нашего детства, когда не было возможности создавать копии при помощи техники. К стеклу прикладывается картинка с контрастными контурами, поверх нее – чистый лист писчей бумаги. Просвечивающееся изображение обводится карандашом. Продаются и готовые рисовальные наборы с безопасным прозрачным стеклопластиком.
- Копирование рисунков. Задача – создать точно такое же изображение, как на образце. Первоначально предлагаем копирование по точкам (пунктиру), чуть позже – на пустой части листа. Помимо дублирования предметов и сюжетных картинок, можно делать копии произвольных фигур, нарисованных на точечном поле.
- Обводилки и лабиринты бывают очень разными и важно подобрать тот вариант, который заинтересует ребенка. Не всем нравится обводить контуры предметов по точкам. Вести карандашом по тропинке – занятие куда более увлекательное, потому что имеет для ребенка обозримую цель – добраться до финала, провести рисованного персонажа к нужному ему месту. Помимо графических навыков, лабиринты развивают внимание, пространственное мышление, усидчивость. Самые любимые и сложные картинки запаивают в пленку и после занятия очищаются от фломастера влажной салфеткой. Их можно дополнять новыми цветными деталями (цветочки на обочине, камешки и гусеницы на дороге), использовать как игровое поле для маленьких игрушек (человечков из «Лего», киндеровских зверушек).
- Рисование по клеткам. Прямые и наклонные линии, квадраты, треугольники – в одной клетке на самом деле можно расположить много фигур. Стройные ряды рисунков и прописных элементов можно сохранять на фотографиях, примерно раз в квартал сравнивая результат детских стараний.
- Прописи на линейках. Наклонные линии, элементы букв и цифр, флажки, дуги и овалы – ребенку приходится следить не только за формой прописываемых элементов, но также за наклоном и интервалом между ними. Прописи с интересными сюжетами на хорошей бумаге продаются в книжных магазинах и газетных киосках. Предлагать их стоит не раньше, чем ребенку исполнится пять полных лет: помимо хорошо развитой мелкой моторики, требуется завидное терпение.
- Рисуем картинки по цифрам. Соединяя последовательно числа от первого до последнего, дошколенок создает картинку, угадать которую по точкам бывает непросто. Зато после рисования всех отрезков предмет вырисовывается ясно и отчетливо. В такой задаче всегда есть интрига, и от ребенка требуется внимательность, правильный счет, уверенное владение карандашом для проведения ровных линий.
Для успешного формирования навыков письма полезно рисовать буквы, цифры и геометрические фигуры в воздухе и воде, на песке, россыпи молотого кофе или манной крупы.
Комментарии
Источник
Статьи
Дошкольное образование
Предшкольная пора
Психология и педагогика
Когда ребенок готовится к школе, нужно учитывать, что интеллектуальной и физической организации мало — важны эмоциональная и социальная готовность. Кандидат педагогических наук, член Cоюза художников Анна Глебова рассказала о типах заданий в обновленной тетради «Учимся рисовать» УМК «Предшкольная пора» и пояснила, какие навыки важно освоить ребенку перед поступлением в 1 класс и как помочь ему разобраться в сложных заданиях.
27 ноября 2019
Развитая моторика кисти ведущей руки — один из основных параметров школьной зрелости. Ловкость и мобильность руки — это те навыки, которые приобретаются при работе с графическими инструментами. А письмо является сложным координационным навыком, требующим слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений всего тела.
Если наблюдать за первоклассником, который пишет или рисует, то мы увидим, что все его тело как будто задействовано: он весь в движении. Это говорит о высокой нагрузке и о полном погружении ребенка в деятельность.
Структура овладения навыками письма:
Зрительный и слуховой анализ
Артикуляция
Формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента
Механизмы координации и регуляции движений
Трудности детей при поступлении в школу
Если ребенок испытывает проблемы в усвоении важных навыков, можно подстраховать его — важно просто вовремя узнать, что ему нужна помощь и распознать, в чем именно.
Как распознать трудности?
Недостаточный уровень развития пространственных представлений, неумение ориентироваться на плоскости листа при использовании понятий «вправо-влево».
Низкий уровень развития мелкой моторики. В этом случае нужно чаще давать ребенку графический материал.
Недостаточная согласованность движений руки со зрительным контролем.
Наличие тремора.
Отсутствие навыков выполнения пошаговой инструкции.
Сегодняшние дети привыкли ко всему разнообразному, яркому, новому. Поэтому их бывает сложно занять чем-то «старым» — тем, что они уже выполняли, или тем, что когда-то не получилось и нужно выполнить повторно. Если ребенка не вдохновляет «старый» материал, то наша задача — создать такую эмоциональную атмосферу, чтобы ребенок хотел творить, хотел выполнить задание. При оценке деятельности малыша важно воздерживаться от негатива. Можно разбить на части объемный материал или оказать поддержку ребенку.
С какими затруднениями часто сталкиваются дошкольники старшего возраста?
Низкий темп письма. Может быть связан с тем, что ребенок медлительный, или у него недостаточно опыта.
Сложности в воспроизведении формы графических элементов.
Быстрая утомляемость при письме.
Неровная, «дрожащая» линия при письме.
Слишком сильный нажим на ручку или карандаш.
Большое количество помарок и исправлений.
Зеркальное написание букв и цифр.
Плохое запоминание конфигурации букв при чтении.
Основные виды движений при письме, которые важно освоить ребенку перед школой:
начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении;
различать, понимать, чувствовать, что рука движется в разных направлениях;
фиксировать внимание на правильном направлении движения и одинаковом размере графических изображений.
Перед тем как дать ребенку задания на отработку перечисленных навыков, нужно обязательно проговорить с ним все этапы упражнений. Важно рассказать о направлении, ощущениях, которые будет испытывать рука. Можно начать с небольшой разминки, где чувствуется, как будет двигаться рука. И еще: обязательно обращайте внимание на размер графических изображений. Тем, у кого получаются крупные формы, нужно рекомендовать повторить то же самое, но в уменьшенном виде. А тем, кто привык «мельчить», — наоборот.
«Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения».
Александр Романович Лурия Советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского
Методические основы добуквенного периода обучения графическим навыкам
Перед каждым заданием объясняйте ребенку его цель: что будем делать, для чего и как. При этом используйте только знакомые слова. Объяснив, покажите. Необходимо убедиться, что ребенок понял инструкцию. Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через «ступеньки». Не переходите к следующему заданию, если не освоено предыдущее. Помните, что дети лучше запоминают информацию в игровых практиках, но не используйте тактику соревнований между воспитанниками, если занимаетесь с малышами в детском саду. Продолжительность выполнения каждого задания — 3-5 минут. И обязательно научите ребенка расслабляться после каждого движения.
Как надо сидеть при письме?
Стул стоит так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же отстоит на 7-10 см от линии стола.
Расположение стула для леворукого ребенка зеркально симметричное.
Свет падает слева, у леворукого ребенка — справа.
Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи. 5-7 лет
Это первое из четырех пособий комплекта «Учимся рисовать», которое предназначено для развития пространственной ориентации и зрительно- моторной координации у детей в возрасте от 5 до 7 лет. Система заданий, предлагаемая в пособиях комплекта, формирует навыки, необходимые для графической деятельности (письма, рисования) детей старшего дошкольного возраста в период их подготовки к обучению в 1 классе.
Купить
Раздел «Учимся рисовать». Тетрадь «Клетки, точки и штрихи»
Чем хороша тетрадь? Освоению каких навыков она существенно помогает?
Развитие графической деятельности детей – рисование, копирование образцов (геометрических фигур и др.).
Формирование ряда умений:
— пространственная ориентировка;
— умение анализировать форму предмета и изображение.Развитие воображения.
Освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
Работа по клеткам.
Зеркальная симметрия. Ось симметрии.
Деление на фрагменты, где каждая часть может быть закрашена или оставаться белой. Важно, чтобы ребенок работал простым карандашом и не слишком сильно нажимал на него при штриховке, чтобы всегда была возможность стереть недочеты ластиком и не оставить при этом неопрятных следов и углублений.
Работа по точкам начинается с небольшого количества точек, затем задания усложняются, точек становится больше. Детям, которые испытывают трудности при выполнении таких заданий, лучше работать желтым карандашом. Он виден, но в то же время не доминирует. Задание, где можно узнать героев из сказки «Теремок» вызовет у детей положительный эмоциональный отклик, рисовать знакомых персонажей по точкам будет весело и увлекательно.
В следующем типе заданий лучше всего использовать набор цветных карандашей. Это более сложный уровень. Поэтому, если ребенок провел одну линию правильно, можно отметить цветом точку, с которой нужно будет начать следующую линию.
Точки и клетки перекликаются в заданиях более сложного уровня. Здесь есть и свобода творчества — раскрашивать можно в любых цветах.
Сложнее становится работать по точкам в том случае, если точки не выстроены организованно, как было в предыдущих заданиях. Кстати, все созвездия, которые мы использовали в наших пособиях, существуют в действительности. Поэтому задание направлено не только на подготовку руки к начертанию прописей, но и на пропедевтику курса окружающего мира.
Штриховка. Важный тип задания. Что ближе, Что дальше? Что будет видно, а что незаметно? Это пропедевтика пространственных задач в математике.
#ADVERTISING_INSERT#
Источник