Занятия с ребенком 5 лет с задержкой психического развития

Юлия Тимофеева
Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития

Коррекционно-развивающие занятия

для детей с задержкой психического развития.

Подготовила:Тимофеева Ю. А.

Актуальность занятий.

Очень актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее.

Цель занятий: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития.

Специфика занятия:

1. Занятие ведет педагог-психолог. Именно психологу, легче создать атмосферу доверия, в которой дети смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения.

2. Методическое ведения занятия – проблема в обучении, которая достигается привлечением детей к обсуждению вопросов, предоставлением возможности высказать собственное мнение.

3. Важное условие реализации занятия – диалогичность, исключение критической оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Материалы и оборудование: альбомы, цветные карандаши, аудио записи звуков природы и тихой, спокойной и подвижной музыки, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года», ковровое покрытие.

Длительность занятий: 30 минут.

Целевая группа: дети с ЗПР 5-7 лет

Цель:

развитие чувства единства, сплоченности;

• повышение уверенности в себе;

развитие тактильного восприятия;

развитие восприятия, воображения, речи;

Материал:

• клубок ниток;

• альбомы и карандаши;

• магнитофон с записью спокойной и подвижной музыки и с записью звука ветра, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года».

Ход занятия:

Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.

Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!

Упражнение 1.

Давайте начнем наше занятие с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок».

В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю…

Отлично!

Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится.

А теперь аккуратно положим ниточку на пол.

Обсуждение игры:

• Понравилось вам играть?

• Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка?

• Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу.

Упражнение 2.

Следующая игра называется «Спина к спине».

Дети разбиваются на пары и по команде психолога прикасаются называемыми частями тела друг к другу.Например: спина к спине, нос к носу, ушко к ушку и так далее.

Обсуждение:

• Понравилась вам игра?

• Комфортно ли вам было во время выполнения упражнения?

Упражнение 3.

Беседа об осени.

Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей). Давайте сейчас с вами посмотрим в окно (психолог и учащиеся подходят к окну и смотрят на улицу).

Вопросы для обсуждения:

• Почему вы считаете, что сейчас осень?

• Что ещё бывает осенью?

• Какие слова можно подобрать к слову «осень»? («дождливая» — почему?; «холодная»-почему? «золотая»-почему?; «А можно ли про осень сказать, что она «богатая»-почему)

Упражнение 4.

Называется «Дерево».

Встаньте рядом со своим стулом и выпрямите спину. Сделай глубокий вдох, и закройте глаза. Почувствуйте свои ноги, ощутите, как крепко они стоят на земле. Представьте, что вы дерево и ваши корни врастают глубоко в землю. Некоторые из них толстые и сильные, другие тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг вас. Представьте, что эти корни крепко держат ваш ствол, и вы стоите на земле твердо и уверенно. Если хотите, можете раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья. Сквозь ваши ветви дует легкий ветерок, они легко колышутся. Ваши мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет вам вреда…

Начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Ваш ствол наклоняется из стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но вы так крепко вросли в землю, что буря вас не сломает…

Почувствуйте свои корни, ствол, ветви, почувствуйте, какой вы крепкий и гибкий. Пусть дует ветер – ваши ветви сгибаются под его силой, но не ломаются». (1 минута)

Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и вы наслаждаетесь спокойствием… Вы, снова становитесь самим собой. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза…

А теперь нарисуйте свое дерево, его корни, ствол, ветви.

Обсуждение.

• Какие деревья у вас получились?

• У кого получилось сильное дерево?

• Для чего дереву нужен мощный ствол и крепкие корни?

• Что нужно дереву, чтобы оно росло сильным и крепким?

Упражнение 5.

Слушаем музыку.

Дети прослушивают запись музыкального отрывка (Чайковский П. И. «Времена года») и рассказывают о своих впечатлениях.

Рефлексия.

Ребята, давайте сегодня попробуем хвалить не себя, а соседа. Я начну. «Самый лучший сосед – мой сосед справа. Он очень добрый и внимательный».

А теперь вы похвалите друг друга по очереди.

Обсуждение:

• Приятно было вам слушать о себе похвалу?

• Что приятнее, получать похвалу от других или хвалить себя?

Давайте чаще говорить друг другу приятное!

На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

Коррекционно-развивающие занятия

для детей с задержкой психического развития.

Подготовила:Тимофеева Ю. А.

Актуальность занятий.

Очень актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее.

Цель занятий: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития.

Специфика занятия:

1. Занятие ведет педагог-психолог. Именно психологу, легче создать атмосферу доверия, в которой дети смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения.

2. Методическое ведения занятия – проблема в обучении, которая достигается привлечением детей к обсуждению вопросов, предоставлением возможности высказать собственное мнение.

3. Важное условие реализации занятия – диалогичность, исключение критической оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Материалы и оборудование: альбомы, цветные карандаши, аудио записи звуков природы и тихой, спокойной и подвижной музыки, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года», ковровое покрытие.

Длительность занятий: 30 минут.

Целевая группа: дети с ЗПР 5-7 лет

Цель:

развитие чувства единства, сплоченности;

• повышение уверенности в себе;

развитие тактильного восприятия;

развитие восприятия, воображения, речи;

Материал:

• клубок ниток;

• альбомы и карандаши;

• магнитофон с записью спокойной и подвижной музыки и с записью звука ветра, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года».

Ход занятия:

Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.

Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!

Упражнение 1.

Давайте начнем наше занятие с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок».

В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю…

Отлично!

Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится.

А теперь аккуратно положим ниточку на пол.

Обсуждение игры:

• Понравилось вам играть?

• Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка?

• Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу.

Упражнение 2.

Следующая игра называется «Спина к спине».

Дети разбиваются на пары и по команде психолога прикасаются называемыми частями тела друг к другу.Например: спина к спине, нос к носу, ушко к ушку и так далее.

Обсуждение:

• Понравилась вам игра?

• Комфортно ли вам было во время выполнения упражнения?

Упражнение 3.

Беседа об осени.

Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей). Давайте сейчас с вами посмотрим в окно (психолог и учащиеся подходят к окну и смотрят на улицу).

Вопросы для обсуждения:

• Почему вы считаете, что сейчас осень?

• Что ещё бывает осенью?

• Какие слова можно подобрать к слову «осень»? («дождливая» — почему?; «холодная»-почему? «золотая»-почему?; «А можно ли про осень сказать, что она «богатая»-почему)

Упражнение 4.

Называется «Дерево».

Встаньте рядом со своим стулом и выпрямите спину. Сделай глубокий вдох, и закройте глаза. Почувствуйте свои ноги, ощутите, как крепко они стоят на земле. Представьте, что вы дерево и ваши корни врастают глубоко в землю. Некоторые из них толстые и сильные, другие тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг вас. Представьте, что эти корни крепко держат ваш ствол, и вы стоите на земле твердо и уверенно. Если хотите, можете раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья. Сквозь ваши ветви дует легкий ветерок, они легко колышутся. Ваши мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет вам вреда…

Начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Ваш ствол наклоняется из стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но вы так крепко вросли в землю, что буря вас не сломает…

Почувствуйте свои корни, ствол, ветви, почувствуйте, какой вы крепкий и гибкий. Пусть дует ветер – ваши ветви сгибаются под его силой, но не ломаются». (1 минута)

Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и вы наслаждаетесь спокойствием… Вы, снова становитесь самим собой. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза…

А теперь нарисуйте свое дерево, его корни, ствол, ветви.

Обсуждение.

• Какие деревья у вас получились?

• У кого получилось сильное дерево?

• Для чего дереву нужен мощный ствол и крепкие корни?

• Что нужно дереву, чтобы оно росло сильным и крепким?

Упражнение 5.

Слушаем музыку.

Дети прослушивают запись музыкального отрывка (Чайковский П. И. «Времена года») и рассказывают о своих впечатлениях.

Рефлексия.

Ребята, давайте сегодня попробуем хвалить не себя, а соседа. Я начну. «Самый лучший сосед – мой сосед справа. Он очень добрый и внимательный».

А теперь вы похвалите друг друга по очереди.

Обсуждение:

• Приятно было вам слушать о себе похвалу?

• Что приятнее, получать похвалу от других или хвалить себя?

Давайте чаще говорить друг другу приятное!

На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

Источник

Семейное образование деток с ЗПРР в Краснодаре

Обсуждения

Просмотр темы75

1

2

3

»

Рабочие тетради и пособия для занятий с детьми с ЗПР и ЗРР.

Анюта Жукова
28 мар 2017 в 22:23

Здесь будут находиться материалы для занятий с детками.

8

Нравится

Показать список оценивших

Анюта Жукова
28 мар 2017 в 22:27

dsladyshka_1337098401.doc

13.6 МБ

konspektumnyiypeshexod.doc

38 КБ

publication_14201.doc

82 КБ

tetrad-novaya.pdf

12.3 МБ

Рабочая тетрадь для занятий с учащимися с задержкой психического развития..docx

1.1 МБ

51

Нравится

Показать список оценивших

Анюта Жукова
29 мар 2017 в 18:54

Красочные буквы для наиболее интересных занятий с ребенком.

Посмотреть все изображения

jpg363 КБ

jpg122 КБ

jpg238 КБ

5

Нравится

Показать список оценивших

Анюта Жукова
29 мар 2017 в 18:58

Посмотреть все изображения

png1.9 МБ

png1.7 МБ

png1.6 МБ

png1.7 МБ

png1.8 МБ

png1.7 МБ

png1.5 МБ

png1.4 МБ

png1.8 МБ

png878 КБ

2

Нравится

Показать список оценивших

Анюта Жукова
29 мар 2017 в 19:00

Посмотреть все изображения

png2.1 МБ

png2.1 МБ

png2 МБ

png1.8 МБ

png2.4 МБ

png2.1 МБ

png2.1 МБ

png1.7 МБ

png2.4 МБ

2

Нравится

Показать список оценивших

Анюта Жукова
29 мар 2017 в 19:01

Посмотреть все изображения

png1.7 МБ

png1.5 МБ

png1.8 МБ

png1.4 МБ

png1.5 МБ

png1.8 МБ

png1.5 МБ

png2.3 МБ

2

Нравится

Показать список оценивших

Анюта Жукова
29 мар 2017 в 19:02

Посмотреть все изображения

png1.6 МБ

png1.4 МБ

png2.3 МБ

png1.1 МБ

png2.3 МБ

png2 МБ

1

Нравится

Показать список оценивших

Семейное образование деток с ЗПРР в Краснодаре
29 мар 2017 в 21:42

Посмотреть все изображения

jpg93 КБ

jpg38 КБ

jpg83 КБ

1

Нравится

Показать список оценивших

Семейное образование деток с ЗПРР в Краснодаре
29 мар 2017 в 21:43

Посмотреть все изображения

jpg73 КБ

jpg187 КБ

jpg63 КБ

jpg49 КБ

jpg60 КБ

jpg30 КБ

jpg45 КБ

jpg60 КБ

jpg77 КБ

1

Нравится

Показать список оценивших

Семейное образование деток с ЗПРР в Краснодаре
29 мар 2017 в 21:44

Посмотреть все изображения

jpg56 КБ

jpg80 КБ

jpg55 КБ

jpg59 КБ

jpg97 КБ

jpg54 КБ

jpg49 КБ

jpg55 КБ

1

Нравится

Показать список оценивших

Семейное образование деток с ЗПРР в Краснодаре
29 мар 2017 в 21:44

Посмотреть все изображения

jpg31 КБ

jpg58 КБ

jpg46 КБ

jpg74 КБ

jpg61 КБ

1

Нравится

Показать список оценивших

Семейное образование деток с ЗПРР в Краснодаре
29 мар 2017 в 22:44

Моему ребенку в изучении слогов, очень помогают «Наглядное пособие. Жук. Читаем слова-слоги. Обучение грамоте» А. Штец

Посмотреть все изображения

jpg304 КБ

jpg372 КБ

2

Нравится

Показать список оценивших

Семейное образование деток с ЗПРР в Краснодаре
30 мар 2017 в 13:09

Таблица слогов и все слоги для обучения ребенка.

png65 КБ

Слоги.7z

3 МБ

2

Нравится

Показать список оценивших

Семейное образование деток с ЗПРР в Краснодаре
23 фев 2018 в 13:52

Посмотреть все изображения

jpg63 КБ

jpg49 КБ

jpg59 КБ

jpg67 КБ

jpg71 КБ

jpg55 КБ

jpg72 КБ

jpg66 КБ

jpg59 КБ

jpg56 КБ

12

Нравится

Показать список оценивших

Семейное образование деток с ЗПРР в Краснодаре
23 фев 2018 в 13:52

Посмотреть все изображения

jpg12 КБ

jpg8 КБ

jpg8 КБ

jpg12 КБ

jpg19 КБ

jpg18 КБ

6

Нравится

Показать список оценивших

Семейное образование деток с ЗПРР в Краснодаре
23 фев 2018 в 13:53

Посмотреть все изображения

jpg61 КБ

jpg65 КБ

jpg69 КБ

jpg83 КБ

jpg61 КБ

jpg83 КБ

6

Нравится

Показать список оценивших

Семейное образование деток с ЗПРР в Краснодаре
23 фев 2018 в 13:54

Посмотреть все изображения

jpg176 КБ

jpg303 КБ

jpg299 КБ

jpg104 КБ

jpg94 КБ

jpg99 КБ

jpg96 КБ

jpg96 КБ

jpg113 КБ

jpg103 КБ

9

Нравится

Показать список оценивших

Семейное образование деток с ЗПРР в Краснодаре
23 фев 2018 в 13:54

Посмотреть все изображения

jpg123 КБ

jpg79 КБ

jpg114 КБ

jpg93 КБ

jpg107 КБ

jpg136 КБ

jpg106 КБ

jpg107 КБ

jpg120 КБ

jpg107 КБ

6

Нравится

Показать список оценивших

Семейное образование деток с ЗПРР в Краснодаре
23 фев 2018 в 13:57

Посмотреть все изображения

jpg110 КБ

jpg94 КБ

jpg98 КБ

jpg95 КБ

6

Нравится

Показать список оценивших

Семейное образование деток с ЗПРР в Краснодаре
23 фев 2018 в 13:57

Посмотреть все изображения

jpg95 КБ

jpg79 КБ

jpg124 КБ

jpg109 КБ

jpg98 КБ

jpg90 КБ

jpg114 КБ

jpg118 КБ

5

Нравится

Показать список оценивших

Источник

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №2051»

Юридический адрес: 111674,  г. Москва,  проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2

Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru

«Утверждаю»

Директор ГБОУ г. Москвы «Школа № 2051»

___________Семёнова Е.Н.

«____»_____________________2017

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР  4-5 ЛЕТ 

(составлена на основе Программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик»)

Программу составил:

 педагог-психолог

О.А. Поморцева

Программу реализовывает:

 педагог-психолог

 О.А. Поморцева

Москва 2017-2018 учебный  год

Пояснительная записка

   В последние годы количество детей с ограниченными возможностями стремительно растет. У разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Трудности, которые испытывают дети с диагнозом ЗПР, обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов). Задержка психического развития детей в раннем дошкольном возрасте поддаётся психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде.

   Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции.

   Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР, так К.С. Лебединской предложена клиническая систематика детей с задержкой психического развития. Ею было выделено четыре варианта ЗПР.

  1. Задержка психического развития конституционального происхождения.

   При данном варианте развития эмоционально-волевая сфера у детей находится на более ранней ступени развития. Характерной особенностью является преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, наблюдаемые у этих детей, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности ребенка в целом. В целом при хорошей коррекционной работе эти дети могут догнать своих сверстников и обучаться в массовой школе.

  1. Задержка психического развития соматогенного происхождения.

   Данный вариант обусловлен длительной соматической недостаточностью личного происхождения: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, детскими неврозами, астенией. Соматогенный инфантилизм обусловлен рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью. Такие дети редко посещают детский сад, они в основном воспитываются дома, в результате чего их круг общения ограничен, нарушены межличностные отношения.

  1. Задержка психического развития психогенного происхождения.

   Этот вариант развития связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия окружающей среды, рано возникшие, детально действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических. В первую очередь страдает эмоциональное развитие ребенка.

  1. Задержка психического развития церебрально – органического происхождения.

   У детей данного варианта развития имеется органическое поражение центральной нервной системы, но оно носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально – волевой сфере, так и в познавательной деятельности.

   Детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы усвоению определенного материала. У них не сформированы необходимые для обучения умения и навыки, недостаточно знаний для усвоения программного материала. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности.

Актуальность программы.

    Статистика показывает, что на сегодняшний день каждый десятый ребенок имеет недоразвитие познавательных процессов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальных и наиболее сложных теоретических и практических проблем современного общества. В большинстве случаев та работа, которая проводится с ребенком с диагнозом ЗПР в условиях массовых не специализированных детских садах, не ведет к преодолению отставания в развитии, и эти дети фактически выпадают из учебного процесса, когда они начинают обучаться в массовой общеобразовательной школе. В связи с этим важное значение приобретает коррекционная, развивающая работа с данной группой детей в условиях «Кабинета психолого-педагогической коррекции», где проводится комплексное обучение и развитие детей с ограниченными возможностями.

   Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР в соответствии с возрастной особенностью.

Психологические особенности детей 4-5 лет в норме.

ВОСПИЯТИЕ:

-называют форму, на которую похож тот или иной предмет.

-находят в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздают сложные.

-способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку.

-разбирают и собирают четырехсоставную матрешку, пирамидку.

-складывают разрезные картинки из 3-4 частей.

ПАМЯТЬ:

-объем памяти возрастает.

-запоминают 5-6 картинок

-способны, принят задачу на запоминание.

-понять поручение взрослых.

МЫШЛЕНИЕ:

-наглядно-образное мышление, которое определяет качественно новую ступень в развитии ребенка. Решить задачу способен не только в практических действиях с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

ВООБРАЖЕНИЕ:

-появляется оригинальность и произвольность.

-дети начинают фантазировать.

ВНИМАНИЕ:

-увеличивается устойчивое внимание.

-способен 15-20 мин. выслушать информацию.

РЕЧЬ:

-словарь детей увеличивается до 2000 слов и более.

-пользуется сложными фразами и предложениями.

-пересказывают сказки.

-взрослый представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной информации.

ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ:

— ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.

-в группах начинают выделяться лидеры.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА:

-ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать.

-ранимость – это не проявление индивидуальности, а особенность возраста.

-начинают интересоваться своей половой принадлежностью.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

— становиться совместной, появляются ролевые взаимодействия.

-игровые действия выполняются не ради самих игр, а ради смысла игры.

-преобладают однополые игровые общения.

-девочки играют в «семью», в «принцесс».

-мальчикам интересны игры в строителей, полицию.

-появляются игры соревнования – формируется мотивация достижения успеха.

-двигательная сфера характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторике

Цель программы:

Создание условий для естественного психологического развития ребенка

Задачи программы:

  1. Создавать условия для проявления познавательной активности.
  2. Способствовать самопознанию ребенка.
  3. Совершенствовать коммуникативные навыки.
  4. Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.
  5. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение  количества правил.
  6. Создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
  7. Формировать умение подчинять свое поведение  нравственным нормам.

Новообразования:

  1. Предвосхищение результата деятельности.
  2. Активная планирующая функция речи.
  3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

Групповые занятия:                

    Занятия проводятся в подгрупповой форме, 2 раза в неделю (1 занятие на развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативной сферы, 1 занятие на развитие познавательной сферы дошкольников). Количество детей в группе 3-4 человека. Время занятий 20-25 минут.

     Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

     Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики, в частности 4- 5 лет – развитие эмоциональной сферы, коммуникативной сферы.

     Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие коммуникативной и эмоциональной  сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

     Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий

— Аудио – видеотека;

— фонотека и фильмотека;

— настольно – печатные игры;

— предметные игрушки;

— доска;

— цветные маркеры;

— пластилин;

— краски, карандаши, фломастеры;

— писчая и цветная бумага;

— строительный материал;

— ковер.

Принципы проведения занятий

— Системность подачи материала

— наглядность обучения;

— цикличность построения занятия;

— доступность;

— проблемность;

— развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

Этапы:

1. Организационный этап — создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап — выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа:

     Включает в себя входную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

                          Планируемый результат:

   Одним из важнейших итогов данной программы является интеллектуальная база ребенка, которая предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход к деятельности, логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию.

Важные аспекты:

      1.  Повышение уровня познавательной активности.

      2.  Самопознание ребенка.

      3.  Развитие произвольности.

     4. Совершенствование сенсорной функции.

5.  Совершенствование коммуникативных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы.

6.  Повышение общего уровня  познавательного развития, осведомленности, пространственно-временных представлений.

Тематическое планирование психологических занятий

для детей 4-5 лет

Месяц

Темя занятия

Кол-во часов

Сентябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Диагностика развития детей.

Знакомство.

Давайте дружить.

Волшебные слова.

Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

Правила поведения на занятиях.

Дикие животные осенью.

Домашние животные осенью.

1

1

1

1

1

1

1

1

Октябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Радость, грусть.

Огород. Овощи.

Гнев.

Сад. Фрукты.

Удивление.

Лес. Грибы и лесные ягоды.

Испуг.

Игрушки.

1

1

1

1

1

1

1

1

Ноябрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Спокойствие.

Одежда.

Словарик эмоций.

Обувь.

Цвет, форма, величина.

Кухня.  Посуда.

Словарик эмоций.

Квартира.  Мебель.

1

1

1

1

1

1

1

1

Декабрь

1

2

3

4

5

6

7

8

Зима. Зимующие птицы

Свойства предметов (тяжелый-легкий, сухой-мокрый).

Домашние животные зимой.

Дикие животные зимой.

Комнатные растения.

Новогодний праздник.

В гостях у сказки.

В гостях у сказки.

1

1

1

1

1

1

1

1

Январь

1

2

3

4

5

6

7

8

Мои помощники глазки.

Домашние животные и их детеныши.

Мои помощники ушки.

Дикие животные и их детеныши.

Мой помощник носик.

Грузовой и пассажирский транспорт.

Мой помощник ротик.

Профессии на транспорте.

1

1

1

1

1

1

1

1

Февраль

1

2

3

4

5

6

7

8

Мои помощники ручки.

Домашние животные и их детеныши.

Мои помощники ножки.

Профессии. Продавец.

Из чего же сделаны наши мальчишки?

Профессии. Почтальон.

Защитники отечества.

Дикие животные и их детеныши.

1

1

1

1

1

1

1

1

Март

1

2

3

4

5

6

7

8

Из чего же сделаны наши девчонки?

Весна. Приметы весны.

Страна Вообразилия.

Мамин праздник. Профессии мам.

Прогулка по городу. Обобщение.

Первые весенние цветы.

Здравствуй, Весна!

Цветущие комнатные растения.

1

1

1

1

1

1

1

1

Апрель

1

2

3

4

5

6

7

8

День смеха.

Дикие животные весной.

Космос.

Весенние работы на селе.

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

Домашние животные весной.

В гостях у сказки.

Птицы прилетели.

1

1

1

1

1

1

1

1

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

Восприятие свойств предметов.

Насекомые.

Правила личного этикета.

Рыбки в ак