Занятия с аутичным ребенком для развития речи
Наталья Савчук
Конспект занятия с безречевым аутичным ребенком
Конспект индивидуального занятия с безречевым аутичным ребенком
педагога – психолога коррекционных групп
для детей с РАС Савчук Н. В
Цель: становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.
Задачи:
1. Формирование психологического контакта с ребенком, переживание им положительных эмоций в ходе совместной деятельности.
2. Побуждение к визуальному контакту с педагогом –психологом через выполнение инструкции: «Посмотри на меня».
3. Формирование умения слышать педагога-психолога, реагировать на обращение,выполнять простую инструкцию: «Покажи где…», «Дай мне…».
4. Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику, жесты, интонацию взрослого.
5. Вызывание у ребенка совместного эмоционального переживания (радости, восхищения, восторга) при выполнении пальчиковых, речедвигательных игр.
6. Формирование навыков конструктивного мышления, и зрительно-пространственной ориентировки, зрительного слежения.
7. Активизация звукокомплексов.
8. Формирование элементарных математических представлений, в области порядкового счета и знания цифр.
Методы:
1. Наглядный.
2. Словесный.
3. Практический.
Методические приемы:
1. Игровой.
2. Повторение.
3. Вербальный
4. Невербальный.
5. Дидактические упражнения.
Оборудование: массажный шарик (Су-джок, картинки и карточки для соотнесения цвета и формы, набор цветных геометрических фигур, набор карточек для развития речи, цифры от 1 до 12, сенсорная пузырьковая колонна.
Ход занятия:
1) Организационный момент.
Педагог-психолог (я) беру девочку за руки, приветствую её. Спрашиваю, как её зовут (беру руку ребенка, прикладываю к её груди,и говорю: «Я-Ульяна», а затем, используя прием «рука в руке»— называю свое имя: «Наташа»).
2) Массаж пальцев, рук, предплечья.
Массажным шариком Су-джок произвожу вращательные движения по пальчикам левой руки ребенка, затем перемещаюсь на ладонь Ульяны, и провожу массажные движения до предплечья (те же действия провожу с правой рукой).Свои действия сопровождаю словами: «Покатился колобок». В процессе массажа я слежу за состоянием и мимикой ребенка. Добиваюсь проявления положительных эмоций.
3) Речедвигательное упражнение «Пароход».
Педагог-психолог (я)читаю стихотворение:
Пароход плывет по речке.
И пыхтит он, словно печка.
(У ребенка ладошки сложены вместе, выполняем волнообразные движения).
4)Упражнение на установление глазного контакта «Очки»
Педагог-психолог (я) читаю стихотворение, (с помощью больших и указательных пальцев изображаем очки). Добиваюсь, чтобы ребенок смотрел мне в глаза через воображаемые очки.
Бабушка очки надела,
И внучонка разглядела!
5)Пальчиковая гимнастика «Замок».
Педагог-психолог (я)читаю стихотворение и выполняю упражнение в соответствии с текстом:
На двери весит замок (Руки скреплены «замком»)
Кто его открыть бы смог?
Постучали, (Стучим «замочком» по столу)
Покрутили, (Делаем круговые движения «замком»)
Потянули (Вытягиваем вперед рук, пальцы сплетены)
И открыли! (Разводим ладони в разные стороны)
6) Игра «Цветные окошечки».
Педагог-психолог (я) раскладываю перед ребенком разноцветные карточки с изображением котенка, в центре каждой карточки квадрат. Ребенку предлагаю закрыть «окошечко» в соответствии с цветом карточки с помощью цветных квадратов. Затем даю инструкцию по дальнейшему действию.Например: «Дай, пожалуйста, красный квадрат».
(Добиваюсь от ребенка правильного выполнения задания).
7) Упражнение «Геометрические фигуры».
Педагогом-психологом (мною) используются геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник) четырех цветов для выполнения задания, связанного с формированием навыков конструктивного мышления.
(Педагог-психолог (я) раскладываю на столе перед ребенком ряд одинаковых фигур, но разных по цвету. Затем предлагаю ребенкуфигуры разные по цвету и форме и спрашиваю: «Куда мы положим эту фигуру?». Задача ребенка – соотнести цвет и форму. Если ребенок не справляется, предлагаю помощь).
8) Дидактическое упражнение на развитие речевых навыков.
Педагог-психолог (я) предлагаю Ульяне картинки с изображением животного или транспорта. Под картинкой надпись, передающая звуковой сигнал (Цыпленок – «Пи-пи-пи» и т. д.)Задаю вопрос: «Кто так кричит?» и побуждаю ребенка повторить за мной.
9) Дидактическое упражнение «Разложи цифры по порядку».
Педагог-психолог (я) предлагаю ребенку разложить цифры от 1 до 12 по порядку. Если ребенок допускает ошибки, предлагаю свою помощь. (При необходимости провожу упражнение повторно).
10) Релаксация «Пузырьковая колонна».
Педагог-психолог (я) предлагаю в конце занятия Ульяне подойти к сенсорному уголку, присесть на мягкий пуфик и посмотреть на разноцветные пузырьки в колонне. Я и девочка прикасаемся к ним руками, гладим колонны. (Важным моментом в итоге занятия является — релаксация и эмоциональное заражение ребенка положительными эмоциями).
11) Итог. Педагог-психолог (я) хвалю ребенка, за то, что он хорошо работал на занятии. (Хлопаем ладонь о ладонь и говорю «Ты – молодец, ты – умница». Предлагаю Ульяне встретиться в следующий раз).
Источник
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ С РАС
Автор: А.А. Ахметшина
Аннотация
В статье отражена специфика организации психолого-педагогического сопровождения семьи обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Особое внимание уделено вопросам разработки индивидуальной адаптированной программы в рамках деятельности учителя-логопеда.
ГАСТРОНОМИЧЕСКИ-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.
ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Светлова Инна. Домашний логопед.
Эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению.
Полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное обучение в школе, овладение в дальнейшем иностранными языками зависят от четкой и внятной дикции. Последовательные занятия по прекрасно иллюстрированной книге `Домашний логопед` помогут сделать речь малыша четкой и правильной.
2. Краузе Е.Н. Практическая логопедия, Практическая логопедия: Конспекты занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е. Н. Краузе.
В доступной форме представлены конспекты для занятий с детьми 3-4 лет. Занятия могут проводиться как для развития речи детей с ограниченными речевыми возможностями, так и для детей без речевых проблем. Уровень развития речи может быть самый разный. Форма занятий как индивидуальная, так и подгрупповая.
Конспекты в доступной форме описывают занятия, что поможет родителям самостоятельно провести их в домашних условиях. А также могут быть полезны специалистам (воспитателям, гувернерам, логопедам, дефектологам).
Логопедическое лото
В середине книги помещены цветные карточки — логопедическое лото. Отогните скрепки, вытащите листы и разрежьте их. Используйте карточки на занятиях согласно описанию, предложенному в тексте книги.
3 Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Изучаем свойства предметов. Противоположные понятия. Для детей 3-4 лет.
Куцина Е., Созонова Н., Хрушкова Н.
Готовимся к школе. Тетрадь 9. Учимся пересказывать (для детей 5-7 лет)
Екатеринбург: Литур-опт, 2014.
#речь_аккп
Работа с данной тетрадью поможет развить у ребенка способность последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы по тексту, научит малыша понимать и пересказывать прочитанное.
После каждого текста вы найдете серию заданий на словообразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом. Занимаясь по этой тетради, ребенок научится выделять слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, подбирать слова к звуковой и слоговой схемам.
Тетрадь рассчитана на совместную работу родителей и детей. Она может быть использована на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях.
https://vk.com/doc-57880788_437285005…
Созонова Н.H., Куцина Е.В.
Грамматика для дошкольников
Литур 2016
#речь_аккп
Данное методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи направлено на освоение ребенком грамматического строя русского языка. Тщательно подобранный иллюстративный материал в сочетании с разнообразными вопросами и заданиями поможет ребенку освоить важные умения — слушать и различать слова и словосочетания, а также правильно употреблять существительные в разных падежах, что в дальнейшем, при овладении письмом, позволит предотвратить многие ошибки.
https://vk.com/doc-57880788_437284981…
https://sibac.info/conf/pedagog/lix/43838
Черыкова Е.Е.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СВЯЗНЫХ РАССКАЗОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(57). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Источник
Слово «аутизм» происходит от греческого слова «autos», что означает «я». Дети с РАС часто замкнуты и, кажется, существуют в отдельном мире. Дети с РАС могут испытывать трудности с развитием письменной и устной речи и пониманием того, что им говорят другие. Они также часто испытывают трудности с невербальной речью, например, с помощью жестов рук, зрительного контакта и мимики.
СтатьИ в тему: 1.Основные правила для обучения ребенка с РАС; 2.Основные призаки аутизма
Характеристики речи у детей с аутизмом
Ниже приведены примеры отличий общего недоразвития речи при аутизме.
Повторяющаяся или однотипная речь
Часто дети с РАС, которые могут говорить, произносят слова, не имеющие никакого значения, или не связанные с контекстом диалога. Например, малыш может начать считать в разговоре, который не связан с числами. Или может постоянно повторять слова, которые ранее слышал, — состояние, называемое эхолалией.
Немедленная эхолалия возникает, когда ребенок повторяет слова, которые только что сказал. Например, он может ответить на вопрос той же фразой.
С отсроченной эхолалией дети повторяют слова, услышанные ранее. Некоторые говорят в высоком или певческом голосе, используют роботоподобную речь.
Другие дети могут использовать стандартные фразы, чтобы начать разговор. Например, ребенок может сказать: «Меня зовут Ваня», даже когда разговаривает с друзьями или семьей.
Узкие интересы и исключительные способности
Некоторые дети могут вести подробный монолог по теме, которая их интересует, даже если они не могут вести двусторонний разговор по той же теме. Другие могут иметь музыкальные таланты или уникальную способность рассчитывать и делать математические вычисления. Примерно 10% детей с аутизмом показывают чрезвычайно высокие способности в определенных областях, таких как запоминание, музыка или математика.
Неравномерное развитие языковых навыков
Многие дети с РАС развивают некоторые навыки речи и языка, но не до нормального уровня способностей, и их прогресс неравномерен. Например, они могут быстро иметь большой словарный запас в определенной области интересов.
У многих детей есть хорошие воспоминания о только что услышанной или замеченной информации. Некоторые могут читать, но не могут понять, что смысла прочитанного. Они часто не реагируют на речь других и не могут реагировать на их собственные имена. В результате, родители иногда ошибочно полагают, что малыш имеет проблемы со слухом.
Плохое невербальное общение
Аутисты часто не могут использовать жесты. Они избегают контакта с глазами, из-за чего кажутся незаинтересованными или невнимательными. Отсутствие невербальных навыков и способности выразить свои чувства угнетает и злит детей. Это выражается вокальными вспышками или другим неприемлемым поведением.
Развитие речи у детей с аутизмом
Развитие речи у детей с аутизмом должно быть сосредоточено на улучшении:
- имитации (вербальной/невербальной);
- общего навыка концентрации внимания;
- навыка использования жестов;
- поведенческих запросов;
- скорости общения;
- восприятия навыков;
- понимания смысла действий и слов.
и уменьшение:
- стереотипного поведения;
- невнимательного поведения.
Выбор методики развития речи зависит от умений и мотивации аутика. Ниже приведены несколько эффективных стратегий борьбы с патологиями речи при аутизме, которые будут способствовать развитию языка у детей.
Игра и социальное взаимодействие — большинство детей изучают основы языка посредством игры и взаимодействия со своими родителями. Играйте со своим малышом, встречайтесь чаще лицом к лицу и проговаривайте каждое действие. Дополнительную информацию можно узнать, перейдя по ссылке https://autizmy-net.ru/igryi-i-razvivayushhiesya-zanyatiya-dlya-detey-s-autizmom/
Внимание – помогите ребенку обратить внимание на вас, когда вы играете вместе. Подберите забавную игру, например, выдувание пузырьков или катание разноцветных мячей. Это учит удерживать свое внимание на одном действии. Если дети научатся концентрировать внимание, они будут готовы к развитию речевого навыка.
Проговаривание действий – не забывайте коротко поговаривать действия, например, в период игры с мячом проговорите «мяч», «прыгает», «красивый» и т.д. помогает малышу научиться понимать и копировать язык. Но не перегружайте ребенка новыми словами.
Имитация – прежде чем дети научатся копировать слова и говорить, они учатся копировать жесты и движения. Например, хлопать в ладоши, махать рукой «до свидания», стучаться в дверь, стучаться в барабан и т.д.
Детям с РАС требуется дополнительная помощь и время. Помогите им научиться копировать вас, копируя их. Например, ударьте по барабану после удара ребенка, и наблюдайте за дальнейшими действиями. У малыша должно появиться желание повторить действие вновь. Если они произнесут звук или произнесут слово, повторите его.
Алгоритм действий — исследования показывают, что дети-аутики лучше всего реагируют, когда знают, чего ожидать, поэтому наличие рутины или алгоритма может помочь им расслабиться перед дальнейшей учебой.
Дополнительное и альтернативное общение – существует много программ и курсов для того чтобы помочь детям улучшить свои речевые навыки.
Статья в тему: Метод Томатиса при аутизме
Социальное мышление — для аутистов старшего возраста, которые обладают речевыми навыками, общение с другими людьми может быть сложным из-за социальных правил. Этим детям трудно понять, что такое правила, например, как начать разговор, когда остановиться или как вести разговор. Им также может быть трудно принять во внимание чувства других или понять точку зрения другого человека. Полезно объяснять «правила разговора» явным образом, читать книги и просить вашего ребенка идентифицировать и интерпретировать чувства персонажей. Курсы социализации – отличный способ получить и применить на практике эти навыки.
Создание команды – с речевыми проблемами помогут профессиональные терапевты, поведенческие консультанты, логопеды, дефектологи, психиатры и другие специалисты.
Будьте частью команды — практикуйте речевые стратегии дома и включайте их в свою повседневную рутину, все имеет значение! Родители – важная часть команды и могут помочь ребенку преодолеть проблемы с нарушением речи при аутизме и полностью реализовать свой потенциал.
Что такое скриптованная речь?
Скриптованная речь – это шаблонная речь, которая часто наблюдается у детей с РАС.
Различают две разновидности поведения, которые обладают одним названием – скриптование (эхолалическое скриптование и социальное скриптование).
Эхолалическое скриптование – иными словами «копирование». Дети с такой особенностью поведения могут копировать целые предложения, куски из книг или песен (не понимая смысла). Эхолалическое скриптование часто используется детьми как метод самовыражения и иногда коммуникации.
Социальное скриптование (чаще всего относится к подросткам и взрослым) – так называемая «собственная спонтанная речь». На протяжении определенного отрезка времени собираются отдельные фразы, которые потом компонуются в один текст, который применяется вне зависимости от сложившейся ситуации. Людям с РАС социальные скрипты помогают находить общий контакт с окружающими. Примеры социальных скриптов: здравствуйте, как прошел ваш день, приятного отдыха, хорошо выглядите, как ваши дела и т.д.
Нарушение речи у детей с аутизмом: отзывы родителей
Отзывы взяты с сайтов:
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/589037859/
https://stopautism.ru/полезное/речь/
Положительные Отрицательные | |
Мы уже полгода активно занимаемся развитием речи у нашей дочери, недавно появились отдельные спонтанные слова на разных языках, начала повторять за мультяшными персонажами. До словосочетаний еще не дошли, так как никак не добьемся осмысленного повторения слов. Сложный это процесс, тем более, если параллельно идет борьба с иными поведенческими аутистическими расстройствами. Но мы не сдаемся. (Нина) | Мы уже год меняем разные терапии, и слух проверяли и уздечку под языком подрезали, все бесполезно. Как был сын где-то там, витающий в космосе, на своей волне, так и остался. Единственное, вокализации периодически меняются, то рычит, то пищит, то мычит… Мне кажется ну если не дано, значит не дано, и с этим просто нужно смирится. (Юля) |
Мы по Томатису занимаемся, пока только находимся на первом курсе, но положительная динамика уже наблюдается, мы можем повторить полностью предложение, да, звуки некоторые глотаются, но это немного с иной уже оперы. Главное продолжать заниматься, ведь запуск речи при аутизме работа не из простых. (Люда) | Я только в 5 лет заметила, что сын разговаривает определенными фразами, да у него их много, но цикл заметить можно. Доктора на мое замечание просто не реагируют, вот я в замешательстве, нужно ли мне бороться с данной особенностью речи, или пусть уже будет как будет, не выводя ребенка из зоны комфорта? Где найти СПЕЦИАЛИСТА? (Вика) |
Мы старались развивать речь, сутками разговаривали с малышкой, все проговаривали и выполняли все иные рекомендации врачей, все было безрезультатно, поставили нам диагноз аутизм и сказали продолжать терапии. Все продолжалось, пока моя мама не настояла о прохождении ЛОРа, как оказалось, дочь нас просто не слышала. После операции и установки слухового аппарата, появилась реакция на окружающий мир, появилось подражание звуков и даже слова (это всего 3 месяца прошло). Так что родители, проверяйте все, возможно проблема в слухе. (Света) | Все эти методики просто ноль, если не применять дополнительно медикаменты для стимуляции развития мозга и т.д. Комплекс только работает, а монотерапии полностью бесполезны. (Виталина) |
У нас после прохождения курса АВА-терапии, появился умный и осознанный взгляд, внимание концентрируем на пять минут, научились сопровождать определенные действия своими звуками и жестами. Да, слов пока нет, но невербальное общение – тоже общение, и в нашем случае колоссальный прогресс. (Рита) | У нас нарушение обращенной речи с аутизмом у ребенка, уже занимаемся уже год по разным техникам и с разными специалистами, и все усилия впустую. Не знаю, наступит ли когда-нибудь тот день, когда мы избавимся от этих проблем. (Аня) |
Вывод
Медики и ученые во всем мире разрабатывают и совершенствуют методики развития речи у детей с аутизмом. Сегодня их существует немало.
Статья в тему: Программа обучения детей с тяжелыми нарушениями речи
Важно в команде со своим лечащим врачом подобрать максимально эффективную стратегию для работы над пониманием речи при аутизме и приобретения речевого навыка, и при первой неудаче не отчаиваться. Речевые навыки можно развить, пусть не в полной мере, но для контакта с внешним миром этого будет вполне достаточно.
Источник