Занятия по развития произвольной сферы ребенка
Галина Ефимова
Игры для развития произвольной сферы дошкольника
Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все указания. Писать можно только то и только там, где указала учительница.
И каждое такое правило, каждое «надо» требует, чтобы ребенок подчинял им свои действия, мыли, желания, умел сдерживаться и контролировать свое поведение. Следует обратить особое внимание на эту сторону психического развития, ели ребенок отличается повышенной двигательной активностью, ели он непоседлив, ели он импульсивен и рассеян.
Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Графический диктант»
Цель: Вырабатывать у детей умение внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Учить работать под диктовку и самостоятельно по образцу.
Подготовьте тетрадные листы в клеточку. На них поставьте точки в начале строки. Дайте детям карандаши и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги»
Пример: «Поставь карандаш на точку. Рисуй! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай самостоятельно рисовать этот узор до конца строки».
«Лабиринт»
Предложите ребенку нарисованные на листе бумаги лабиринты. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.
Правила игры.
1. В начале работы поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги.
2. Сразу начинай движение карандашом, на пытаясь предварительно просматривать путь следования.
3. Не задевай линии лабиринта, не пересекай их.
4. Нельзя поворачивать назад.
«Палочки и крестики»
Цель: Развитие уровня саморегуляции и самоконтроля.
Приготовьте для ребенка (или группы детей) тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут
I + I + I – I + I + I – I
Правила игры.
1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце.
2. Переходить на другую строчку только после знака “–“.
3. Нельзя писать на полях.
4. Каждый знак следует писать в одной клеточке.
5. Соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.
«Да и нет»
Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.
Взрослый задает ребенку вопросы. Отвечая на вопросы, ребенку нельзя говорить слова «да» и «нет».
Пример вопросов:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь смотреть мультфильмы?
3. Тебе нравится играть?
4. Ты любишь мороженное?
5. Тебя зовут Света? И т. п.
«Копирование образца»
Цель: Развивать произвольную сферу, учить работать самостоятельно по образцу.
Ребенка просят скопировать нарисованный взрослым на листе бумаги графический образец.
«Тропинка»
Цель: Развивать произвольное поведение, дисциплинированность, организованность, сплоченность.
Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущиё не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», — дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются.
«Расставить посты»
Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации и успокоению.
Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши и т. п., идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет все детей в задуманном им порядке)линейка, круг, по углам). Затем назначается новый командир.
«Четыре стихии»
Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации.
Играющие встают в круг. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах.
«Раскрась фигуры»
Цель: Развивать произвольную регуляцию деятельности, терпеливость при выполнении малоинтересной и монотонной работы.
Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветными карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности.
«Раскрась»
Цель: Развитие произвольной сферы, произвольного внимания.
Ребенку (детям) дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Можно придумывать и усложнять задания для детей, вводя несколько правил.
«Запретный номер»
Цель: развитие самоконтроля, самодисциплины, укрепление навыков счета, развитие внимания.
Выбирается определенная цифра, например 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза. В качестве «запретных» выбираются цифры: 4, 7, 11, 14, 15, 18, 21, 23, 25.
«Тень»
Цель: развитие наблюдательности, произвольности поведения, внутренней свободы и раскованности.
Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные – «зрители». Один ребенок – «путник», другой – его «тень».
«Путник» идет через поле, а за ним на два-три шага сзади идет второй ребенок, его «Тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника».
Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «Присесть», «поскакать на одной ножке» и т. п.
«Замри!»
Цель: развитие произвольного внимания и произвольных движений.
Играет веселая музыка. Дети подпрыгивают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, и дети замирают в тех позах, в которых застал из музыкальный перерыв. Затем через минуту снова включается музыка и игра продолжается. В конце выбирается самый внимательный — победитель.
«Слушай хлопки»
Цель: развитие произвольного внимания и поведения.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз – они приседают, два раза – вытягивают руки вверх, три раза – замирают. После выполнения команды движение по кругу продолжается.
«Салочки — догонялочки»
Цель: Воспитание у детей смелости, способности мобилизироваться и избежать опасности.
На полу выделяются две «зоны» — дом для салочки и дом для остальных ребят. Между ними остается свободное пространство. Дети берутся за руки, строятся в шеренгу и дружно шагают от черты со словами: «мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать!» — с последними словами текста, но не раньше, все поворачиваются спиной к салочке и бегут в свой дом, а салочка старается их догнать. Если ей это удается, то пойманный ребенок идет в дом для салочки, а игра продолжается, если нет, то выбирается новый водящий.
Правила игры.
1. Идти к салочке дружно, смело, ровной шеренгой, держась за руки и согласуя
свои движения с движениями других детей.
2. Бежать только после того, как будет сказано последнее слово «догнать».
3. Не ловить тех, кто намеренно замедляет движение к дому.
Со всеми правилами игры следует познакомить детей наглядно. В конце игры следует поощрить тех участников, которые соблюдали правила.
«Пустое место»
Цель: Формирование волевых качеств и овладение своим поведением. В отличие от предыдущих игр в данной дошкольникам предлагается не воображаемая ситуация, а конкретная задача, решение которой требует от ребенка мобилизации своих усилий. Ребенок должен сам выбрать себе партнера, получая таким образом возможность выразить симпатию одному из сверстников. Содержащийся в ней элемент соревнования заставляет ребенка быть очень внимательным, собранным, а также не нарушая правила поведения в совместной деятельности.
Дети берутся за руки, строятся в круг и садятся на пол лицом внутрь круга. Взрослый, находясь за кругом, обходит его, приговаривая: «огонь горит, вода кипит, тебя сегодня будут мыть, не буду я тебя ловить!». Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого — нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «раз, два, три — беги!» — и показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Взрослый и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, давая детям возможность освоить правила игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.
Правила игры.
1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.
2. Бежать по кругу в противоположные стороны.
3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становятся водящим.
Источник
Гульнара Салимова
Конспект занятия по развитию произвольной сферы у старших дошкольников
Цель: развитие произвольной сферы детей подготовительной группы.
Задачи:
развитие произвольного внимания, памяти.
развитие мышления;
обучение навыкам самоконтроля, самодисциплины, а также укрепление навыков счёта;
обучение навыкам релаксации и саморегуляции;
развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;
воспитание уважительного отношения к сверстникам.
Структура занятия:
организационный момент (подготовка кабинета, приготовление необходимого оснащения в соответствии с целью и задачами занятия);
введение – приветствие (использование игры на сплочение группы)
основная часть – отражение цели занятия, игры и упражнения на развитие произвольной сферы, снятие напряжения, релаксацию;
ритуал прощания.
Материально-техническое оснащение:
магнитофон, аудиозапись релаксационной музыки;
магнитная доска;
клубочек ниток;
свечка в безопасном подсвечнике.
Ход занятия
— Здравствуйте! Я рада вас видеть, дети! Давайте вместе возьмёмся за руки и громко скажем друг другу: «Добрый день!»
— Теперь я предлагаю вспомнить игру «Комплимент». Друг другу мы будем говорить что-то хорошее, сказав это каждому из нас станет приятно, радостно.Например: «Я очень рада, что Ваня пришёл на наше занятие!», или «Мне приятно тебя видеть, Катя!», или «Какая у тебя нарядная кофточка, Настя!». Эти приятные, хорошие слова называются комплиментами. В руках у меня волшебный клубочек. Когда я начну говорить комплименты, то отдам его своему соседу справа (слева). Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передаёт его следующему, сидящему справа от него. Когда мы закончим произносить комплименты друг другу, мы с вами будем соединены одной ниточкой… Я начинаю … Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь всё делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно уберём ниточку, которая нас соединяет на пол.
— А теперь проведём упражнение «Птица – рыба – зверь».
Ведущий в случайном порядке предлагает каждому участнику вопрос. Участник должен в ответ припомнить представителя того или иного вида. Повторять названное ранее нельзя.Пример: птица – снегирь, рыба – лещ, рыба – карась, зверь – медведь и т. д.
— Ребята, продолжим нашу работу.
Я предлагаю поиграть в игру «Запретный номер». Сейчас мы выберем определённую цифру, например «4». Встаём в круг и по часовой стрелке считаем по очереди: 1, 2, 3… (Когда доходит очередь до четвёртого ребёнка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.В качестве запретных выбираются цифры: 4, 7, 11. Прекрасно!
— А теперь, посмотрите на доску! (Упражнение «Числовые задачи»).
Здесь вам предложен ряд чисел:
2, 5, 8, 11, 14…
— Вместо точек нужно поставить следующее число. Мы можем решить эту задачу, определив закономерность,повторяемость этих чисел:
2 + 3, 5 + 3, 8 + 3, 11 + 3 (14).
— Всё поняли? Очень хорошо! (Предлагается для решения следующий ряд чисел:
1, 3, 5, 7, 9, …
— Замечательно!
— Ребята, представим себе, что мы все медвежата, (упражнение «Медвежата в берлоге») которые сидят в берлоге. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щёлки в берлогу. Медвежата замёрзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко – медвежата развернулись. (Повторить упражнение 2-3 раза).
— Дети, один из героев мультфильма «Смешарики» забыл как его зовут. Давайте ему поможем. Для этого буквы, которые вы видите на доске, нужно расставить в таком порядке, чтобы получилось его имя.Попробуем:
И Н П (ПИН) Я В С У Н Ь О (СОВУНЬЯ)
Р О Ш К (КРОШ) А П О К Ы Ч Т (КОПАТЫЧ)
Ж И К Ё (ЁЖИК)
Здорово, молодцы!
— А теперь, я предлагаю поиграть в игру «Четыре стихии».
По моей команде выполняете движения руками:
«Земля» — опустить руки вниз.
«Вода» — вытянуть руки вперёд.
«Воздух» — поднять руки вверх.
«Огонь» — руки к плечам. (Дети выполняют задания несколько раз,в разных темпах: сначала медленно, потом побыстрее; ведущий старается запутать детей, показывая неверные движения). Хорошо, молодцы!
— А теперь давайте поиграем в игру «Колпак мой треугольный».
Дети произносят слова и показывают движения.
— Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак (рукой показывают на голову, на себя, двумя руками форму треугольника,
— Треугольный мой колпак (руками дети показывают форму треугольника, рукой на себя, рукой указывают на голову,
— А если он не треугольный (рукой в сторону – он, качает головой – не, руками форму треугольника,
— То это не мой колпак (дети качают головой – «не», рукой на себя, рукой указывают на голову).
Затем дети не произносят слово «колпак», а только показывают движения, потом не произносят слова «мой», «треугольный» и так все слова… Кто ни разу не ошибся, тот выиграл, тот самый внимательный.
— Наше занятие заканчивается. Я сейчас зажгу свечку. Давайте посмотрим на неё. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит слева (справа) от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и пожелайте ему что-то хорошее до следующей нашей встречи,например: «Лиза, я желаю тебе здоровья!», «Кирилл, я хочу, чтобы ты пришёл на наше следующее занятие», «Вика, я желаю тебе, чтобы у тебя всё получалось» и т. д…
— Ребята, скажите, пожалуйста, что на сегодняшнем занятии вам понравилось выполнять больше всего? (Ответы детей). Спасибо, дети.
— А теперь, выполним упражнение «Комочек снега».
Ведущий предлагает слепить снежный ком. «Соберём в него всё самое ненужное, всё то, что нам мешает; снежный ком становится больше, подняли его высоко-высоко. Когда я скажу слова «опустили снежный ком» мы все с силой бросаем его вниз, громко произнеся – «Ха!»… Хорошо! Вот теперь, ребята, мы стали добрее, лучше у нас всё обязательно получится!»
— Дети! Я очень рада, что вы все стали внимательнее! Пусть у вас всё будет хорошо! Будьте здоровы! До свидания!
Список использованной литературы.
1. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М. Генезис. 2003.
2. Клюева Н. В., И. В. Устиленцева. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего возраста. Ярослав. 1995.
3. Никольская И. Бардиер Г. Из опыта работы. Уроки психологии в начальной школе.
4. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психотерапевтические упражнения. Коррекционные программы. М. Новая школа. Центр развития обучения «Интор». 1995.
Источник
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
ПРОИЗВОЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Графический диктант»
Цель: Вырабатывать у детей умение внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Учить работать под диктовку и самостоятельно по образцу.
Подготовьте тетрадные листы в клеточку. На них поставьте точки в начале строки. Дайте детям карандаши и скажите: «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги»
Пример: «Поставь карандаш на точку. Рисуй! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай самостоятельно рисовать этот узор до конца строки».
«Лабиринт»
Предложите ребенку нарисованные на листе бумаги лабиринты. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.
Правила игры.
1. В начале работы поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги.
2. Сразу начинай движение карандашом, на пытаясь предварительно просматривать путь следования.
3. Не задевай линии лабиринта, не пересекай их.
4. Нельзя поворачивать назад.
«Палочки и крестики»
Цель: Развитие уровня саморегуляции и самоконтроля.
Приготовьте для ребенка (или группы детей) тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут
I + I + I – I + I + I – I
Правила игры.
1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце.
2. Переходить на другую строчку только после знака “–“.
3. Нельзя писать на полях.
4. Каждый знак следует писать в одной клеточке.
5. Соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.
«Да и нет»
Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.
Взрослый задает ребенку вопросы. Отвечая на вопросы, ребенку нельзя говорить слова «да» и «нет».
Пример вопросов:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь смотреть мультфильмы?
3. Тебе нравится играть?
4. Ты любишь мороженное?
5. Тебя зовут Света? И т. п.
«Копирование образца»
Цель: Развивать произвольную сферу, учить работать самостоятельно по образцу.
Ребенка просят скопировать нарисованный взрослым на листе бумаги графический образец.
«Тропинка»
Цель: Развивать произвольное поведение, дисциплинированность, организованность, сплоченность.
Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущиё не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка! », все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна! », — дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: «Кочки! », дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются.
«Расставить посты»
Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации и успокоению.
Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши и т. п., идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет все детей в задуманном им порядке) линейка, круг, по углам). Затем назначается новый командир.
«Четыре стихии»
Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации.
Играющие встают в круг. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах.
«Раскрась фигуры»
Цель: Развивать произвольную регуляцию деятельности, терпеливость при выполнении малоинтересной и монотонной работы.
Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветными карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности.
«Раскрась»
Цель: Развитие произвольной сферы, произвольного внимания.
Ребенку (детям) дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Можно придумывать и усложнять задания для детей, вводя несколько правил.
«поскакать на одной ножке» и т. п.
«Замри! «
Цель: развитие произвольного внимания и произвольных движений.
Играет веселая музыка. Дети подпрыгивают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, и дети замирают в тех позах, в которых застал из музыкальный перерыв. Затем через минуту снова включается музыка и игра продолжается. В конце выбирается самый внимательный — победитель.
«Слушай хлопки»
Цель: развитие произвольного внимания и поведения.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз – они приседают, два раза – вытягивают руки вверх, три раза – замирают. После выполнения команды движение «поскакать на одной ножке» и т. п.
«Замри! «
Цель: развитие произвольного внимания и произвольных движений.
Играет веселая музыка. Дети подпрыгивают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, и дети замирают в тех позах, в которых застал из музыкальный перерыв. Затем через минуту снова включается музыка и игра продолжается. В конце выбирается самый внимательный — победитель.
«Слушай хлопки»
Цель: развитие произвольного внимания и поведения.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз – они приседают, два раза – вытягивают руки вверх, три раза – замирают. После выполнения команды движение
И тут на помощь приходит общение с взрослым. Родители и педагоги объясняют малышу, что можно делать, чего нельзя, что хорошо и что плохо. Но такие методы обучения нравственности редко приводят к успешному формированию произвольного поведения.
Ребенка нужно увлечь, он сам должен захотеть соблюдать конкретные правила и установки.
Интересные упражнения на развитие произвольности поведения научат дошкольника долго придерживаться заданного правила, пока задание не будет выполнено.
Очень эффективным средством в данном процессе считается продуктивная деятельность. Дети очень любят рисовать, лепить, делать различные поделки в виде аппликации и так далее.
В процессе продуктивной деятельности ребенок видит результаты своего творчества, хочет увидеть и его завершение, что получится в итоге. Это стимулирует его для окончания проекта, что ведет к формированию произвольных качеств.
Источник