Занятия для развития самовыражения у ребенка

Занятия для развития самовыражения у ребенка thumbnail

Анна Макарова
Психологические упражнения, игры, психогимнастика как средство развития у детей самоуважения, самовыражения

Конспект части занятия

(Релаксация)

Психологические упражнения, игры психогимнастика – как средство развития

у детей самоуважения, самовыражения, формирования образа «Я»

для детей старшей группы

Мастер-класс

Цели:

— способствовать развитию у детей, самоуважения, самовыражения, формирование положительного образа Я;

— научить детей выражать свои эмоции и понимать жесты, мимику и движения других людей;

-научить детей контролировать эмоциональное напряжение, уменьшить агрессию и тревожность, избавиться от чувства неуверенности;

— способствовать сплочению детского коллектива;

Материалы и оборудование:

— карточки с изображением цветовых пятен, пуговицы разного цвета.

Современные образовательные технологии:

— здоровьесберегающая,

— игровая,

— личностно – ориентированная.

Предварительная работа:

психогимнастика «Дождь», «Вкусные апельсины»;

психологические упражнения «Лисенок боится», «Холодная вода»;

психологическая игра «Зеркало»

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. А кто мне скажет, что он любит делать больше всего?

Дети: рисовать, гулять, лепить, и играть.

Воспитатель: А со мной поиграете?

Дети: да.

Психологическое упражнение «Круг»

Воспитатель: Хорошо. Только давайте сядем так, чтобы вы все видели меня, а я видела вас. Как же нам сесть? (единственно правильное решение – сесть в круг). Все сели? Все друг друга видят? А теперь поприветствуем друг друга.

Психологическое упражнение «Поздоровайся глазами»

Воспитатель: Я поздороваюсь с Марианной, она с Ромой и так дальше по кругу, все поприветствуем друг друга.

Дети выполняют упражнение.

Воспитатель: Ребята, а какое время года сейчас?

Дети: Осень.

Психогимнастика «Путешествие в осенний лес»

Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим, что мы идем по осеннему лесу. Что вы слышите?

Дети: Шелест листьев, шум ветра, эхо, кто- то наступил на веточку, прыгает заяц, быстро бежит лиса….

Воспитатель: Какое настроение у вас после прогулки по лесу?

Дети: Радостное, веселое, праздничное.

Психологическое упражнение «Послушай сердечко»

Воспитатель: И у меня очень радостное настроение, даже сердце радостно бьется. А ваши сердца бьются радостно? Приложите руку к груди и послушайте. А теперь послушайте, как бьется сердце у вашего друга.

Психологическая игра: «Храбрый заяц»

Воспитатель: я хочу вам рассказать о храбром зайце, который живет в нашем лесу. Он очень храбрый, не боится никого, он часто вскакивает на пенек и кричит на весь лес «Я самый хороший». Кто хочет превратиться в храброго зайца?

Дети по очереди становятся на стул и произносят фразу с разной громкостью, шепотом, громче, криком.

Психологическая игра: «Конкурс хвастунов»

Воспитатель: У нашего храброго зайца есть знакомая лиса,она очень любит хвастаться: «У меня самая красивая шубка, у меня самый длинный хвост, я лучше всех умею ловить мышей!» Ребята, а вы умеете делать что-нибудь лучше всех?

Дети:

Я лучше всех танцую.

Я лучше всех ловлю рыбу.

Я лучше все бегаю.

(Каждый ребенок называет своё любимое занятие. По желанию детей игра повторяется).

Воспитатель: Как хорошо вы умеете дружить, играть. А ладошки ваши умеют дружить?

Психологическое упражнение: «Ладонь к ладони»

Ребенок прижимает ладошки к ладошкам другого ребенка и они передвигаются по группе в хаотичном порядке, главное- не отрывать ладони.

Психологическая игра «Поменяйся пуговицами»

Осень раскрасила листья разными цветами, как настоящая художница, и мы превратимся в художников и нарисуем осенние цветы, но не красками, а пуговицами. У каждого из вас есть схема цветка, нудно по этой схеме выложить разноцветные пуговицы. Если у вас не хватает пуговицы определенного цвета, необходимо попросить ее у друга. «У меня есть красная пуговица, давай меняться на синюю?» или «Я могу предложить тебе пуговицу зеленого цвета, а мне нужна оранжевая, пожалуйста»

Дети выполняют задание, педагог помогает им, если возникают трудности в общении, дети при желании обмениваются схемами и продолжают игру.

Воспитатель: Сегодня вы были храбрыми, смелыми, радовались, хвастались, рисовали пуговицами, вам понравилось?

Дети: Да

Воспитатель: И мне понравилось играть с вами! В следующий раз мы с вами поиграем в другие, не менее интересные, игры.

Источник

«Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Л. С. Выготский

Творчество, это, несомненно, что-то естественное и необходимое для детей, как свежий воздух и солнечный свет. Творчество это свободная форма самовыражения. Нет ничего лучше для детей, чем иметь возможность выражать свои способности открыто, без осуждения со стороны. Мотивируя детей к творчеству, мы даем им возможность богатого и запоминающегося детства, во время, закладывая основу для творческого самовыражения — все это способствует развитию воображения и творческого потенциала, что играет большую роль в развитии ребенка.

Что такое творчество?
Творчество фокусируется на процессе формирования оригинальных идей путем исследований и открытий. У детей, творчество развивается из своего опыта в процессе, изначально не заботясь о готовом результате. Творчество не следует путать с талантом, мастерством, или интеллектом. Творчество проявляется не в том, что бы сделать что — то лучше, чем другие. Творчество рождается из воображения, исследований и открытий чего-то нового. Творчество окружает нас везде, ведь мы приводим в качестве примеров для творческих идей  искусство, музыку, танцы и театр, но творческая мысль содержится во всех аспектах жизни ребенка и её можно извлекать ежедневно. 

Важность творческого процесса.

У всех детей должна быть творческая свобода. В любой творческой деятельности важен процесс самовыражения. Творческий опыт может помочь детям выразить свои чувства. Творческая активность ребенка может помочь педагогам узнать больше о том, что ребенок думает или чувствует. Творчество также способствует умственному развитию детей, предоставляя им возможность испробовать новые идеи, новые способы мышления и решения проблем. Творческие занятия помогают узнать и отметить детскую уникальность и разносторонность, а также дают отличную возможность сосредоточиться на каждом ребенке, учитывая его индивидуальность.

Возможности для творчества.
Дети нуждаются в большом количестве возможностей для творческого мышления. Нужно начать с обеспечения деятельности, которая основана на детских интересах и идеях. И для этого нужно научиться внимательно, слушать то, что говорят дети. Важно предоставить детям широкий спектр творческого окружения. Ведь можно выражать творчество не только в рисунках, а также в фотографиях, музыке, на экскурсиях, в работе с разнообразными материалами. Детские возможности безграничны, главное обеспечить детей временем для изучения окружающего мира и  для воплощения их идей.
Поощрение самостоятельного детского выбора имеет большое значение. Для детей должны быть открыты разные возможности, и достаточно времени, чтобы исследовать и испробовать разные творческие материалы. Акцент должен делаться на самом процессе творческой деятельности, а не на полученном результате. Мнение взрослого имеет важное значение, нужно показать свою поддержку во время творческого процесса путем оценки детских усилий.

Дети, которые не боятся делать ошибки, исследовать и экспериментировать, так же будут чувствовать себя свободно в процессе изобретения, создания и нахождении новых способов самовыражения. Дополнительным преимуществом является то, что содействие творчеству детей, делает обучение более полезным и приятным занятием, и развивает воображение.

Список литературы: 

1. Баринова М. Н., О развитии творческих способностей. – Л.: 1961.

2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994.

3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:1981.

4. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А., Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера. 2010.

5. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, 2000.

Источник

Цель• способствовать развитию спонтанности детей.

Дети по очереди изображают те или иные чувства: страх, гнев, обиду, злость, любовь и т. п. При этом они как будто смотрятся в зеркало. Роль «зеркала» играет вся остальная группа. Дети по­вторяют («отзеркаливают») изображенное ребенком чувство.

Цель  способствовать повышению самооценки детей.

Ведущий предлагает детям повторить вслед за ним несколь­ко слов. Каждый раз ведущий произносит слово с разной гром­костью: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, все дети прошептывают, затем проговаривают, затем кричат слово «Я», затем — слово «очень», потом — слово «хороший».

Цель способствовать повышению самооценки детей.

Дети перебрасываются мячиком и вспоминают, какие хоро­шие качества бывают у людей. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Дети придумывает для него хоро­шие слова, заканчивая предложение «Ты —… (добрый, старатель­ный, веселый)». Затем каждый по очереди «превращается в мишку» (при этом берет его в руки), а остальные дети говорят ребенку в роли мишки добрые слова.

Цель:  предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания.

Взрослый рассказывает детям о том, что у них в комнате для занятий появились непослушные подушки. Когда ими кидаешь друг в друга, они произносят «непослушные» слова, например: «Не хочу учиться… не буду есть…» и т. п. Затем ведущий предла­гает детям поиграть в такие подушки. Игра происходит следую­щим образом: играет пара — взрослый и ребенок, остальные наблюдают за происходящим. Играют все дети по очереди.

Очень важно, чтобы «непослушные» слова произносились не только ребенком, но и взрослым.

Цель:способствовать развитию спонтанности детей.

Ведущий предлагает детям поиграть в обезьянок, которые лю­бят кривляться и подражать друг другу. Все «превращаются» в обезьянок. Кто-то один (сначала это ведущий, а затем все дети по очереди) становится водящим — начинает кривляться, а все остальные повторяют его движения. Сначала водящий только гри­масничает, потом добавляется кривлянье телом, голосом, дыха­нием.

Цель: способствовать самовыражению детей.

Если занятия проходят зимой, можно набрать в ванночку сне­га и предложить детям прямо в ней слепить город (крепость, до­мик и т. п.) и раскрасить его гуашью. А затем составить рассказ о том, что получилось. Все это можно делать индивидуально, а мож­но — в подгруппах.

Цели

  • способствовать проявлению истинных чувств ребенка;
  • предоставить ребенку возможность получения опыта
    проживания незнакомой ситуации.

Ведущий предлагает детям поиграть в «школу плохих привы­чек». Эта школа — особенная, в ней учат плохим привычкам и за плохое поведение ставятхорошие отметки. В этой школе все уче­ники и учителя —животные. Каждый ребенок становится сотруд­ником этой школы — решает, кто он в школе и каким животным является. В этой роли он представляется группе и осуществляет какие-то действия (говорит что-нибудь, движется особым обра­зом и т. п.). Надо помнить, что каждый ребенок должен демонст­рировать именно плохое поведение. Например, директор школы может сказать: «Давайте поставим синяк кому-нибудь».

Цель• способствовать осознанию ребенком своих положи­тельных качеств.

Взрослый предлагает детям посоревноваться в умении хва­статься. Они хвастаются по очереди, например, одна говорит: «Я — красивая», другой: «А я смелый», следующий: «А я доброжелательный», и т. п. Взрослый при этом подбадривает детей. Нужно стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше хорошего.

Цель• способствовать развитию самоуважения детей.

Дети перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например: «Я умею хорошо плавать!», «Я умею хорошо рисовать!», и т. п.

Цель• способствовать повышению самооценки детей.

Ребенок-водящий становится Взрослым. Он встает на стул, ведущий помогает ему принять взрослую позу, соответствующее выражение лица. Затем ведущий становится «корреспондентом газеты или журнала» и берету ребенка интервью, в котором рас­спрашивает его о работе, семье, детях и т. п.

Цель• способствовать повышению самооценки детей.

Детям предлагается нарисовать себя в будущем. После того как рисунки закончены, все обсуждают, что же позволило детям добиться такого прекрасного будущего. Какие усилия им приш­лось приложить для этого?

Цель• содействовать формированию доверия в группе.

Ребенок-водящий ложится на живот. Он — материк (или про­сто земля, если ребенок маленький). На нем расположены два государства: на голове и на ногах. Государства начинают воевать друге другом, причем побеждает то одно, то другое. Поле боя — спина ребенка, на которой ведущий руками изображает сцены сражений. Остановить войну может только материк (земля). Он устраивает землетрясение (ребенок пытается скинуть руки ве­дущего). Руки-воины разных государств сначала расходятся по домам, затем снова встречаются на поле (спине), заключают мир и благодарят материк (землю) за помощь.

Цель• содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в группе.

Дети перекидывают друг другу мячик и говорят при этом: «Я люблю делать…»

Цель• способствовать самовыражению детей.

Дети закрывают глаза и руками изображают крылья. Ведущий просит детей представить, что у них появились крылья, они те­перь умеют летать. Куда они полетят? С кем? Что увидят? Дети, не открывая глаз, придумывают, а затем открывают глаза и рас­сказывают о своих фантазиях группе.

Цель• способствовать самовыражению детей.

Ведущий заранее готовит карточки с рисунками кошки, голу­бя, поросенка и т. п. Дети берут карточки из стопки и озвучивают то животное, которое нарисовано на их карточке. Сначала надо произнести эти звуки с нейтральной интонацией, а затем — пе­редавая голосом какое-нибудь чувство (гнев, радость, нежность и т. п.). Остальные участники угадывают, какое чувство изобра­жает каждый ребенок.

Цель• способствовать самовыражению детей.

Ребенок и взрослый по очереди задумывают какое-либо чув­ство и стараются выразить его только глазами. Другие дети пы­таются угадать, какое чувство выражает тот или иной ребенок. Остальную часть лица надо при этом чем-нибудь прикрыть, на­пример, можно сделать для этого упражнения маску с прорезью для глаз.

Цель• способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий рассказывает детям сказку:

«Жилбылкотенок, которыйоченьволновался, вырастетли онсчастливым, ипоэтомучастоспрашивалусвоеймамы:
—  Мам! Ястанусчастливым?
—  Незнаю, сыночек. Ябыоченьэтогохотела, носамане знаю, отвечаламама.
—  Актознает? допытывалсякотенок.
—  Можетбыть, небо, можетбыть, ветер. Аможетбыть, солнце. Онидалеко, высоко, имвиднее, отвечаламамаулыбаясь.
Итогданашкотенокрешилсампоговоритьснебом, ветром, солнцем. Залезонсамуювысокуюберезувихдвореизакри­чал:
Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Яхочубытьсчастливым!
Иуслышалонглухойсильныйголос, чейонбыл, онтакине  понял, нозапомнилнавсюжизнь:
Тыхочешьбытьсчастливымзначит, будешьсчастливым!»

После того как дети послушают сказку, они проигрывают ее. Каждый по очереди становится на стул в центре круга и громко кричит последние слова котенка, а группа громко отвечает: «Ты хочешь быть счастливым — значит, будешь счастливым».

Цель• способствовать развитию самоуважения детей.

Ведущий просит детей закрыть глаза и представить самих себя — совершенно счастливых. Пусть дети мысленно оглядятся вокруг и постараются увидеть, кто находится рядом с ними, где все это происходит. Затем дети берут альбомы и рисуют себя — такими, какими они себя увидели.

Цель• способствовать развитию самоуважения детей.

Детям предлагается «запустить в космос ракету». Все дети встают в круг, один ребенок становится ракетой — он стоит в центре круга. Все дети садятся на корточки и шепчут «у-у-у». При этом ребенок и группа вокруг него постепенно приподнимаются, уве­личивая громкость голоса. Затем с громким криком «ух!» все под­прыгивают и поднимают руки вверх. Ребенку в роли ракеты предлагается гудеть громче всех и подпрыгнуть выше всех.

Цель• содействовать повышению самоуважения ребенка и установлению отношений доверия в группе.

Ребенок-водящий ложится на спину и превращается в ко­рабль. Сначала корабль попадает в сильный шторм: ведущий «ка­чает» «корабль» (толкает ребенка), сопровождая действия словами: «Кораблю трудно, но он выстоит. Волны хотят потопить его. Но он все равно выстоит, потому что он сильный». Буря за­канчивается, теперь волны ласково поглаживают корабль и гово­рят ему: «Мы любим тебя, ты такой большой, сильный» (ведущий при этом мягко покачивает-поглаживает ребенка)

Эту процедуру можно провести с несколькими детьми.

Цель• способствовать самовыражению и развитию опти­мизма детей.

Дети закрывают глаза и вспоминают свой самый счастливый сон или придумывают его, если такой сон им еще не приснился. Затем рассказывают его группе и рисуют.

Автор: Хухлаева О.В. 

Источник

Занятия для развития самовыражения у ребенкаСамовыражение – это процесс внешней реализации внутренних состояний, переживаний, смыслов и потребностей человека, своеобразная свобода проявления любых внутренних процессов во внешней реальности, игнорируя многие условности. Искусство самовыражения может принимать творческие и протестные формы, некоторые осознают собственную потребность предъявления в мире, другие же делают это бессознательно.

Проблема самовыражения изучается не только как феномен, меняющий реальность и в некоторых моментах провоцирующий общественные изменения, но также данное понятие является довольно психодиагностичным. Любые продукты творчества и высказывания, создание образа в социальных сетях и при помощи внешней атрибутики могут быть разложены в психологических исследованиях и показывать личностное состояние и динамику внутренних процессов.

Свобода самовыражения является одной из основных необходимых категорий развития человека и его способностей. Чтобы идти по пути эволюции, необходим постоянный контакт различных умений и взглядов, смыслов и способов самореализации, поэтому только свобода в способах реализации является путем развития человечества.

Потребности человека в самовыражении могут быть на разном уровне развития, поскольку данная личностная черта формируется под воздействием внешних факторов и врождённых показателей. Отсюда различается и степень оригинальности презентации собственных взглядов во внешнем пространстве – чем больше свободы, уверенности, развитости способности к самовыражению, тем более уникальной и неординарной будет личность. Когда такие черты зажаты, не развиты, то мы получаем стандартного обывателя, мыслящего штампами и редко способного на интересные или творческие решения.

Потребность в самовыражении

Являясь не только биологическим организмом, но также психической сущностью с высшими духовными потребностями, познанием добра и зла, возможностью разграничивать, что является оптимальным не только в плане выживания, человечество помимо базовых витальных потребностей обрело и потребность в самовыражении.

Исследователями были выявлены базовые нужды человека и когда им удовлетворяются те, что отвечают за выживание, питание и безопасность, наиболее актуальным становится возможность размещения своего внутреннего пространства. Начинается всё с самопознания и самопрезентации, плавно переходя в самоактуализацию, являющуюся частью самовыражения. Когда мир становится примерно понятным приходит необходимость показать, что есть и отличия на психологическом уровне. Грубо говоря, самовыражение – это заявление о своём существовании, возможность экзистенциально почувствовать себя живым и важным, ощутить экзистенциальную ценность и возможность взаимодействовать с миром.

Для некоторых людей поддержание духовной жизни, отдельности, возможности говорить и делать то, что хочется, творить и представлять мир так, как это расположено у него внутри бывает значительно важнее физического существования. Именно это заставляет говорить о том, что иерархия потребностей не является жёсткой и ради отстаивания возможности самовыражения человек может голодать, лишаться материальных благ или заранее подвергать себя опасности. Такие жертвы объяснимы тем, что в душе невозможно смириться и начать соглашаться с требуемым строем или променять способность творить на обыденность.

Занятия для развития самовыражения у ребенка

Такая острая нужда в выражении своего внутреннего я обусловлено стремлением выделиться среди остальных и раскрыть заложенный потенциал. Общее усреднение человека, привитие одинаковых норм поведения, требования школьной программы и приличного поведения делают из каждого индивида среднего робота. В таких условиях человек не может полностью реализовать все заложенные способности, что приводит к бунту и отстаиванию своей позиции, только некоторые могут это делать творческими путями развития, мягко заинтересовывая других, а остальные шокируют, эпатируют и принципиально идут против любых проявлений системы.

Самовыражение является неким оголением души, поэтому есть огромное стремление к нему (только обнажив чувствительность можно обрести истинную близость и узнать, что люди с вами ради вас, а не из-за образа), и многие после подросткового периода (наиболее яркая фаза) предпочитают не высовываться.

Снижение потребности самовыражения всегда связана с полученными психологическими травмами, возможно человека высмеяли или после того, как он высказал реально свои мысли, от него отвернулись, кто-то мог резко отозваться о творчестве и он больше не будет ничего делать своими руками и т.д.

Способы самовыражения человека

Самовыражение может быть представлено многочисленными видами деятельности, особенного внимания обычно заслуживает творческое самовыражение личности, поскольку является социально одобряемым, и вызывает неподдельное внимание со стороны окружающих. Те, кто также может проявлять творческую активность, присоединяется и с интересом взаимодействует с другим на уровне метафор, а тот, кто лишён такой возможности, имеет шанс пассивно выбрать свой отклик в чужом творчестве.

Занятия для развития самовыражения у ребенка

Чтобы успешно выплёскивать различные душевные бури через творчество необходимо перепробовать несколько занятий и найти то, что лучше всего помогает реализовывать идеи. Кто-то может выражать эмоции пением или танцами и это больше про экспрессивную направленность и возможность делиться состоянием. Для других свойственно написание рассказов или создание посуды, что больше преображает мир через внедрение новых идей и форм. Нельзя обойти и научное творчество, как высшую степень воссоздания своих замыслов – так человек выделяется не только среди ближайшего окружения, а и находится на совершенно ином уровне существования относительно всей цивилизации.

Наиболее простой вариант, доступный всем – это выражение через внешность. Женщины бессознательно часто используют этот приём, одевая какое-то особенное платье или грубые ботинки в зависимости от того, что хочется подчеркнуть на данный момент – беззащитность или устойчивость характера. Каждое утро, создавая свой уникальный образ можно обрести уверенность и способность к дальнейшему творческому преобразованию. Даже нося одежду, как-то преобразованную и имеющую уникальность на уровне булавок, человек получает возможность чувствовать себя отличающимся и приносящим какой-то знак или смысл в пространство при помощи небольшого аксессуара.

Яркий макияж, разноцветные волосы, татуировки и любые изменения внешности (в том числе пластика) – это про самовыражение, создание такого хотя бы внешнего облика, каких мало. В среднем люди все одинаковы, несмотря на то, что нет идентичных, но самовыражение наступает, когда есть необходимость выделиться ещё больше, стать узнаваемым на улицах и привлекать внимание не только ближайших знакомых, а большинства. Кроме внешности есть более трудные и глубокие пути самовыражения – достижение спортивных званий, научных степеней, даже похвальной грамоты или премирования как лучшего работника. Это более длинные пути, но находящиеся на другом уровне самореализации.

Это только наиболее популярные варианты, поддающиеся анализу и структуризации, изучению и наблюдению. В реальности способов самовыражения столько, сколько людей, поскольку это не шаблон, а презентация внутреннего.

Самовыражение детей

Самовыражение в детском возрасте является основополагающей категорией, т.к. на самых ранних стадиях развития это помогает заявить о своих потребностях. Если маленький ребёнок не научится кричать, возмущаться, говорить или требовать пока не будут удовлетворены его желания, то он рискует умереть от голода, переохлаждения или другого не критичного момента. В дальнейшем правильное формирование внутренних личностных структур требует постоянного наличия свободы в выражении своих интересов и стремлений – психика и физическое развитие идут наиболее гармоничным путём и если на каком-то этапе ребёнку становится интересно заниматься какой-то деятельностью, то значит, именно она способствует формированию внутренних новообразований.

Всесторонняя личность – это тот, кого не ругали, а наоборот поощряли, высказывались с позиции любви и принятия, помощи в реализации любых идей. Чем больше родители следуют за активностью и проявлением внутреннего в ребёнке, только корректируя безопасность действий, тем выше креативность и возможность оперировать различными жизненными сферами у него в будущем.

Занятия для развития самовыражения у ребенка

Природный способ самовыражения для ребёнка часто проявляется в рисовании, для чего могут использоваться разные материалы (краски, косметика, еда, земля и т.д.) и поверхности (раскраски, обои, одежда, тело). Такие варианты помогают проследить родителям не только уровень развития когнитивных функций, но и эмоционального состояния, отражающегося в данном виде творчества.

В играх дети выражаются, примеряя различные социальные роли, представляя себя или директорами или артистами цирка. Спортивные игры дают возможность показать себя через умения и достижения, точно также как и любые виды деятельности, где необходимо выдать результат. Игрушечное строительство не задействует социальную сторону и вопрос достижений, но может демонстрировать склонность к преобразованию мира и реальные действия по его коррекции – новые халабуды или домик из конструкторов потом развиваются в изобретения технологического прогресса для мегаполисов.

Самовыражение подростков

Самовыражение подростков является наиболее ярким и острым, поскольку главной задачей возраста является самоидентификация через самопрезентацию. Именно тут стремление заявить миру о себе и своих идеях, кажущихся гениальными и новаторскими, набирает обороты. Это смесь детской игры, когда кажется, что можно быть любым (максимальная степень творческой свободы) и взрослых ресурсов (когда любая идея воплощается в конкретных действиях).

Простые рисунки детскости могут трансформироваться в реальное творчество, точно также как танцы, пение или игра на инструментах. Т.е. творческое самовыражение развивается и доступно в любом возрасте, меняются только его масштабы и профессионализм.

Занятия для развития самовыражения у ребенка

Отыгрывание социальных ролей у молодёжи перемещается из формата игры в отведённые для этого общества. Отлично подходят миры виртуальных игр или социальных сетей, где есть возможность поэкспериментировать не только с внешностью, но и с моделью поведения. Причастность к каким-то субкультурам также является стремлением выразить свои внутренние переживания и мнение. Сюда начинает прикрепляться тенденция к изменению внешности. Яркие волосы или странные причёски, глубокий, бросающийся в глаза макияж, вызывающая одежда, надписи на футболках, подходящие под определённую ситуацию – это всё сигналы миру о том, кто перед ним. В молодёжной среде это играет ещё одну функцию – отличить своего от чужого, т.к. благодаря определённой атрибутике и заявленному внешнему образу человек обеспечивает себе соответствующий круг общения.

Становится доступна научная деятельность, достижения не только уровня похвалы в семейном кругу, а официальные грамоты, разряды, дипломы. Некоторые выбирают посещать секции и получать знания, другие постоянно тренируются, кто-то ходит в практические кружки, где совершает свои собственные открытия.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник