Занятия для развития ребенка с рождения
Совсем недавно вы штудировали литературу о легких родах и налаживании грудного вскармливания, и вот первые дни с малышом на руках уже позади. Кроха потихоньку привыкает к жизни вне маминого уютного животика, а вы привыкаете к своей новой жизни – полной больших радостей и маленьких тревог. Где-то в уголках памяти начинают всплывать обрывки прочитанного о раннем развитии, что-то про потешки, выкладывание на живот, стимуляцию хватательного рефлекса…
Но давайте обо всем по порядку. И не удивляйтесь, пожалуйста, названию статьи.
Развивать новорожденного нужно обязательно
Я не буду призывать вас скорее начинать показывать малышу карточки с буквами и учить складывать пирамидку кроху, который еще только учится фокусировать взгляд на заинтересовавшем его предмете и знакомится с собственным телом. Все занятия, которые мы обсудим далее, основаны на особенностях физиологии и психологии новорожденного.
Но вы должны помнить – все, что вы сейчас делаете для своего малыша, – песни, которые вы поете, тон голоса и выражение лица, с которым вы обращаетесь к ребенку, то, как вы осуществляете стандартные гигиенические процедуры, каким образом реагируете на его плач, то, чем заполняете короткие промежутки его бодрствования – все это не проходит бесследно и способствует развитию крохи, формированию базового доверия к миру, налаживанию эмоционального контакта с мамой и закладке других важнейших основ его характера.
Поэтому не будем терять драгоценное время и постараемся сделать эти первые недели жизни нашего крохи комфортными, полезными и приятными для него.
Прежде чем начать разговор о том, как развивать новорожденного, не лишним будет напомнить, что сразу после выписки из роддома вас должна навестить патронажная сестра и участковый педиатр, которые осмотрят кроху и дадут вам некоторые рекомендации, касающиеся, в том числе, возможных занятий с ребенком. Внимательно прислушайтесь к этим рекомендациям, ведь они учитывают индивидуальные особенности вашего малыша, обнаруженные в ходе осмотра и изучения документов, полученных при выписке.
Я же далее приведу варианты, как развивать новорожденного, которые подойдут здоровым деткам с самого рождения.
Когда развивать новорожденного
В первый месяц жизни новорожденный много спит – к концу первого месяца жизни время сна составляет порядка 16-18 часов. Прибавьте сюда время, необходимое для кормления, подмывания и т.п., и вы задумаетесь уже не о том, как развивать новорожденного, а о том, когда это делать. Конечно, во время бодрствования малыша – после кормления и необходимых гигиенических процедур. Малыш должен быть хорошо отдохнувшим, выспавшимся, сытым и сухим – тогда он с радостью откликнется на предложенные вами занятия, а после них сладко поспит и даст вам тоже немного отдохнуть.
Помните, что игры и занятия, которые вы можете провести с новорожденным, занимают всего несколько минут, но и этого времени хватит, чтобы стимулировать познавательный интерес крохи, а также его полноценное психическое и физическое развитие.
Развивающие игры и занятия для новорожденного
- Выкладывание на живот
Самое простое и очень полезное упражнение, которое вы с крохой, я надеюсь, начали выполнять уже в роддоме – выкладывание на живот.
Аккуратно положите малыша на ровную твердую поверхность (пеленальный столик отлично подойдет), придерживая головку. Разговаривайте с вашим сокровищем и мягко поглаживайте его по спинке, не касаясь позвоночника. Начинайте буквально с одной минутки и постепенно увеличивайте время выполнения упражнения до 10-15 минут. Полезно выкладывать малыша на живот перед каждым кормлением. В этом случае упражнение не только будет способствовать правильному формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц шеи, спины и живота, но и поможет комфортному пищеварению крохи, предупредит срыгивание.
Маленький совет: старайтесь каждый раз класть кроху головкой в разные стороны для равномерного развития мышц шеи.
Если малыш очень сильно возмущается, когда вы кладете его на живот, пойдите на хитрость. Положите малютку на живот на расстеленное на полу одеяло и сами тоже ложитесь напротив него – так, чтобы вы могли смотреть друг на друга. Теперь самое время проявить ваши актерские способности – кривляйтесь, пойте, разговаривайте с ребенком, намеренно усиливая артикуляцию. Моего сына очень забавляло, когда я легонько дула ему в лицо. Дети обожают наблюдать за изменениями человеческого лица, и малыш наверняка полюбит это упражнение.
- Занятия на фитболе
Надеюсь, вы уже приобрели фитбол? Этот большой и прочный надувной мяч продается в спортивных и детских магазинах и является незаменимым помощником при проведении гимнастики с малышом (кстати, занятия на фитболе помогут и маме быстро восстановить форму после родов). Занятия на фитболе тренируют вестибулярный аппарат, способствуют развитию мышц спины и живота, и, конечно, радуют детей любого возраста! Вот как развивать новорожденного с помощью фитбола:
1. Положите кроху животиком на мяч (мяч находится на кровати, прикрыт пеленкой). Придерживая малыша одной рукой за спинку, другой рукой зафиксируйте ножки и аккуратно покачайте его вперед-назад и из стороны в сторону. Сопровождайте упражнение веселой потешкой или ритмичным стишком, например, мой сынок любил такой:
Мяч катится вперед-вперед-вперед,
Мяч катится назад-назад-назад,
Вперед-назад, вперед-назад,
Уже пора слезать!
2. А следующий стишок подойдет для другого упражнения – «пружинки». Также придерживая кроху на мяче, выполняйте пружинящие движения вверх-вниз с небольшой амплитудой. Следите, чтобы ваш маленький акробат не почувствовал дискомфорта и не испугался.
Я прыгун — веселый мячик,
Не люблю того, кто плачет,
Не люблю того, кто плачет,
Недавно стали мамой малыша?
Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!
А люблю того, кто скачет
Посмотрите несколько
- Оттолкни мяч
Еще одно увлекательное упражнение с мячом поможет вашему малютке укрепить мышцы ног и живота. Вам понадобится легкий надувной пляжный мяч диаметром около 25-30 см (не используйте для этой игры надувной шарик, так как он может лопнуть во время занятия и напугать младенца). Привяжите к мячу веревочку и держите мяч за нее. Ребенка расположите лежа на спине на диване или пеленальном столике – голенького или хотя бы с босыми ножками. Свободной рукой слегка приподнимите попку малыша, так чтобы ножки оказались на весу и касались мяча. Когда стопами малыш почувствует легкое сопротивление мяча, он с силой оттолкнет его ножками. Похвалите своего маленького силача!
- Массаж ручек
Посмотрите на ручки вашего крохи. С какой силой он сжимает кулачки – так проявляет себя хватательный рефлекс новорожденного! Вы можете помочь маленьким пальчикам стать еще более сильными и ловкими.
Во время кормления и купания, когда держите малыша на руках, помассируйте его ладошки и пальчики. Действуйте очень мягко и осторожно. Используйте круговые движения по тыльной и внутренней стороне ладони, мягкие надавливания и постукивания подушечками пальцев. Попробуйте делать массаж ладошек, взяв в руки лоскутки ткани разной фактуры – махровое и вафельное полотенце, кусочек меха, вельвет, фланель, хлопок, атлас… Стимулируйте ребеночка хватать лоскуточки и описывайте его ощущения – так вы способствуете развитию сенсорных впечатлений крохи и накоплению пассивного словарного запаса.
Маленький совет: нашейте различные по фактуре кусочки тканей на пальчики перчатки и используйте ее для этого занятия.
Посмотрите на видео, как ещё можно делать массаж ручек
- Игры с погремушками
На развитие хватательного рефлекса направлены также первые игры с погремушками. Привлеките внимание крохи к яркой, мелодично звучащей погремушке (подробнее о том, как правильно выбрать игрушки для новорожденного читайте здесь) и дайте ему захватить ее рукой – старайтесь, чтобы при этом большой пальчик ребеночка был противопоставлен остальным пальцам. Теперь мягко попробуйте забрать игрушку и снова отдайте ее малышу. Попробуйте давать ребенку погремушку то снизу, то сверху, то справа, то слева и используйте игрушки из разного материала, разной фактуры и размера. Так ребенок научится захватывать предмет из разных положений и корректировать движения руки и пальцев в зависимости от того, предмет какой формы и размера он хочет схватить.
Маленький совет: во время выполнения упражнения повторяйте слова «Дай!» и «На!», и, в скором времени, малыш поймет и запомнит их значение.
Когда кроха научится уверенно фокусировать взгляд на погремушке, водите ей перед малышом (на расстоянии примерно 30-40 см) из стороны в сторону, вверх-вниз, приближайте и отдаляйте, выполняйте круговые движения. Движения должны быть медленными, плавными, небольшими по амплитуде. Во время выполнения упражнения следите, чтобы кроха не переутомился. Как только его взгляд начнет «плыть», закончите игру, возьмите малютку на руки, похвалите и приласкайте.
- Игры в ванной
Полноценно используйте время купания для того, чтобы развлекать и развивать новорожденного. Поддерживая малыша одной рукой, другой поливайте водой его ручки, ножки, животик и приговаривайте потешку, например, эту:
Водичка, водичка,
Умой Егорке личико, (замените именем вашего малыша)
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
После того как заживет пупочная ранка, можно купать малыша в большой ванне. Когда ребеночек немного освоится, попробуйте «поплавать» его. Положив кроху на спинку и поддерживая за шею, проведите его несколько раз от одного края ванны до другого. Во время упражнения стимулируйте кроху отталкиваться ножками от стенки ванны. Для этого «подплывите» малыша поближе к стенке – так, чтобы ножки согнулись в коленках, и дождитесь, когда он оттолкнется. На край ванны можно поставить какую-нибудь яркую игрушку. При многих детских поликлиниках функционируют бассейны, где опытный инструктор познакомит вас со всеми нюансами раннего плавания.
- Музыкальные минутки
Ежедневную гимнастику, массаж, воздушные ванны можно проводить с музыкальным сопровождением. Подойдут «Времена года» А.Вивальди, «Маленькая сюита» К.Дебюсси, «Детская полька» М.И.Глинки, Танец Антиры из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига и другие классические композиции, а также мамино ласковое пение. Во время прослушивания следите за реакцией вашего крохи и придерживайтесь двух простых правил:
- Музыка не должна быть чересчур громкой, быстрой, ритмичной.
- Музыка не должна звучать фоном постоянно на протяжении всего дня.
- Танцы на руках
Во время прослушивания музыки или пения вы можете «танцевать» с ребенком на руках. Естественно, поначалу это должны быть только очень медленные и плавные движения – легкие наклоны и повороты, неглубокие приседания. Ваша цель сейчас – не в том, чтобы разучить сложные па, а в том, чтобы обогатить эмоциональный мир крохи и дать ему возможность получить новые, необычные впечатления от перемещения собственного тела в пространстве.
Теперь вы знаете, как развивать новорожденного, и я уверена, обязательно проведете непродолжительные минуты бодрствования вашего малыша с большой пользой для него. Благодаря вашим занятиям к концу месяца малыш порадует вас многими достижениями.
Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни
- Следит за движущимся горизонтальным предметом
- Лёжа на животе, пытается на короткое время приподнимать головку
- Задерживает взгляд на лице другого человека
- Сознательно улыбается
- Узнаёт маму
- Реагирует на звон колокольчика
Обязательно играйте с ребёнком! Нехитрые занятия позволят лучше узнать своего кроху, наладить с ним контакт и почувствовать радость материнства. В следующий раз я расскажу о том, какие развивающие игры и занятия вы сможете проводить с чуть подросшим ребеночком, которому исполнится 1 месяц.
Понравилась статья? Не забудьте поделиться с друзьями ссылкой, нажав на кнопочки социальных сетей.
Недавно стали мамой малыша?
Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!
Вам будет интересно:
Источник
Как заниматься с ребенком от рождения до 3 месяцев? Развитие новорожденного
Младенец рождается с развитыми органами чувств. Большинство рецепторов уже сформированы к моменту рождения ребёнка, даже если были преждевременные роды. К примеру, слуховой и зрительный аппарат формируются начиная со второго месяца внутриутробной жизни. Вестибулярный аппарат функционирует с третьего месяца после зачатия. Тогда же формируются рецепторы вкусовой чувствительности. Тактильные рецепторы наиболее интенсивно развиваются между вторым и четвёртым месяцами внутриутробной жизни. Болевая и температурная чувствительность формируются несколько позже, но новорождённый уже обладает ими. К концу внутриутробного развития завершается формирование рецепторов обонятельной чувствительности.
Новорождённый малыш различает не только вкус, но и запах: от неприятного он энергично отворачивается. Ребёнок проявляет дифференцированную реакцию на мокрые пелёнки и тёплую ванну, женские голоса предпочитает мужским. Ритмичные звуки, напоминающие звуки биения человеческого сердца, его успокаивают, резкие звуки — беспокоят. По новейшим исследованиям, новорождённый различает звуки, резко отличающиеся по характеру друг от друга, например, шум и стук от музыкальных тонов, различает тоны в пределах смежных октав, определяет направление звука. Он способен имитировать некоторые доступные ему жесты и мимику взрослого. По словам О. Фридриха, «дети всего лишь двенадцати дней от роду имитируют взрослых, когда те показывают им язык».
Новорождённому прежде всего необходимы своевременный уход и забота, но без комплексной стимуляции его развитие не может быть нормальным и разносторонним. Для полноценного эмоционального развития ребёнка необходимо как можно чаще с ним общаться. Наиболее эффективно общение с малышом происходит, когда он находится на руках у взрослого. Поэтому берите малыша на руки не только, если он плачет, но и специально для общения с ним. Младенца до года практически невозможно избаловать. Руки матери являются для него комплексным стимулятором. Держа ребёнка на руках и перемещаясь с ним в пространстве, вы обогащаете зрительный мир малыша, — ведь его пространство ограничено кроваткой, а оптимальная зона видения составляет 30—60 см. Нежность, забота, ласковые слова, эмоциональное тепло, исходящие от вас, вызывают у маленького человечка первые эмоциональные отклики — робкие улыбки, двигательное возбуждение, — которые в дальнейшем разовьются в позитивные эмоциональные возгласы.
Как развивать рефлексы, зрение новорожденного?
Развитие зрительных ориентировочных реакций
Как показывают различные исследования, у новорождённого уже с первых дней жизни можно обнаружить ориентировочные рефлексы на свет, оборонительные рефлексы на яркий свет, безусловный рефлекс на движущийся предмет — движение глаз в направлении перемещающегося раздражителя.
У ребёнка уже через несколько дней после рождения можно наблюдать так называемое зрительное сосредоточение — фиксацию глаз на предмете с одновременной задержкой импульсивных движений ручек, ножек и головы. На первой неделе жизни у новорождённого обнаруживается реакция на контакт «глаза в глаза», то есть способность смотреть в глаза человека, который взял его на руки.
Установлено, что новорождённый предпочитает лицо или его схематическое изображение любому другому зрительному образу, а более естественное изображение лица фиксируется ребёнком в течение более длительного времени.
• Чёрно-белое изображение человеческого лица (размером с тетрадный лист) повесьте над кроваткой на расстоянии примерно 25 см от глаз ребёнка (большее удаление даёт рассеянное изображение). В момент, когда малыш смотрит на «лицо», начинайте передвигать изображение: сначала вправо, затем влево. Достаточно проделывать это 1—2 раза в день по 1— 2 минуты.
В месяц упражнение усложняется: передвигайте «лицо» сначала вправо, затем влево; возвратив «лицо» к центру, перемещайте его вверх от глаз малыша, а затем снова к центру, потом вниз. Приближайте к лицу ребёнка, затем отодвигайте. Делайте это 1—2 раза в день по 2—3 минуты.
• Возьмите кольцо диаметром 5—7 см. Повесьте его над кроваткой на стержень длиной 60—70 см. Кольцо может быть любого цвета, но следует учитывать, что в яркий солнечный день малыш в возрасте до года лучше следит за движением зелёных, синих и фиолетовых игрушек, а в пасмурный — красных, оранжевых и жёлтых.
• Попытайтесь определить, отличает ли ваш малыш предметы разных цветов, например красный и зелёный. Для этого на высоте 60—70 см над грудью ребёнка поместите красную погремушку (примерно с 20-го дня жизни). Погремушку держите над ним во время каждого периода его бодрствования и до тех пор, пока он не перестанет замечать её. Тогда замените её на такую же по форме, но другого цвета. Обратите внимание, начнёт ли он так же увлечённо рассматривать новую погремушку, или не заметит разницы. Очень хорошо, если он будет с прежней увлечённостью рассматривать новую погремушку — это значит, что он увидел разницу между ними. В следующий раз подберите по такому же принципу другую пару погремушек.
• Подвесьте на высоте 40 см над грудью малыша оранжевую или жёлтую игрушку размером 5×7 см. Перемещайте её на 180 ° в ту или иную сторону.
• В 2 месяца подвесьте над лицом малыша, надёжно и безопасно укрепив, металлическое небьющееся зеркальце на расстоянии 18—20 см от глаз. Зеркальце должно располагаться так, чтобы ребёнок мог видеть своё отражение. Игра с зеркальцем может проводиться 1—2 раза в день по 2—3 минуты.
• Подносите малыша к большому зеркалу, чтобы он рассматривал своё отражение, пробуждайте его интерес к деталям (сосредоточение и рассматривание). Приближайте и удаляйте малыша от зеркала.
• Прикрепите зеркальце к гибкой конструкции (например, к пластиковой ленте), чтобы малыш смог доставать его, когда будет на это способен, и рассматривать себя.
• Дайте возможность малышу рассматривать графические фигуры: линии, треугольники, четырёхугольники (сначала чёрно-белые), которые можно нарисовать на обычном листе бумаги. Прикрепите их в поле зрения вашего малыша на расстоянии примерно 25 см от его глаз.
Если малыш с видимым удовольствием рассматривает предъявляемые ему изображения, то, показав какой-нибудь один рисунок, передвигайте его сначала влево, затем вправо; потом вверх, вниз; потом по кругу — сначала в одну сторону, затем в другую; наконец, приближая к глазам — отодвигая от глаз.
Уменьшенные изображения графических фигур расположены на странице в определённой последовательности, от простого к сложному. В таком порядке и надо их показывать. Каждый из рисунков может быть представлен в нескольких видах: в виде множества точек, в виде контура или чёрно-белой фигуры. Можно использовать и другие изображения. В натуральную величину каждое изображение должно быть размером с тетрадный лист.
Рекомендуем посмотреть:
Зачем нужны пальчиковые игры
Как заниматься развитием ребенка от рождения до 2 месяцев
Первая книга для малыша
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник