Занятия для развития памяти 6 летнего ребенка
Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться…
Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.
Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.
Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка
Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.
Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.
Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.
Способ 2. Читайте с ребенком книги
Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.
Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.
Способ 3. Играйте с ребенком в слова
- Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
- Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
- С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.
Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка
Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.
Способ 5. Освойте метод Цицерона
Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.
Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.
Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций
Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.
Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык
Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.
Способ 8. Отдайте ребенка на спорт
Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.
Способ 9. Приучите малыша напрягать память
Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.
Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.
Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины
Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет
Способ 10. Составьте правильный рацион питания
Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.
Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:
- жирную рыбу,
- бананы,
- грецкие орехи,
- морковь,
- шпинат,
- брокколи
– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.опубликовано econet.ru
Автор: Наталья Обрядина
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Источник
Хорошая память — важная составляющая успеха в любом деле. От того, как много и какая именно информация хранится в сознании человека, зависит уровень его эрудиции, его способность быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства и оперативно находить эффектные решения нестандартных задач.
Память бывает разная:
- образная;
- семантическая;
- двигательная;
- эмоциональная.
Образная же, в свою очередь, тоже подлежит классификации согласно тому, какие сенсорные органы участвуют в восприятии информационного сигнала. Если информация воспринимается на слух, задействуется слуховая память, важность которой сложно переоценить.
Вы хотите, чтобы ваши дети легко запоминали ваши слова, а в школьные годы демонстрировали отличные успехи в учёбе? Тогда советуем вам взять на заметку 5 несложных упражнений на развитие слуховой памяти ребёнка.
Упражнение 1: «Стоп-слова»
Это игровое упражнение прекрасно развивает слуховое внимание и память.
Назовите ребёнку стоп-слово. Попросите его повторить. А теперь вы перечисляете последовательность любых слов, а малыш, услышав сигнальное слово, должен крикнуть «стоп» или хлопнуть в ладоши.
На базе этого упражнения можно предложить несколько вариаций.
Вариант 1. Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите малыша хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.
Например, тема — цветы:
- мак;
- роза;
- тюльпан;
- гвоздика;
- зебра (хлопок);
- ромашка;
- васильки;
- лютики;
- тыква (хлопок)…
Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.
Вариант 2. Пусть малыш выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».
При чтении никак не акцентируйте внимание на заветной фразе. Если малыш заслушался и забыл подать оговорённый сигнал, дочитайте текст до конца, а потом напомните и обсудите задание.
Упражнение 2: «Великолепная десятка»
Назовите 10 произвольных слов. Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза.
Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.
Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.
Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:
- можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);
- все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;
- взрослый называет слова произвольно, а ребёнок должен упорядочить их в алфавитном порядке;
- слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т.п.);
- прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности), а малыш пусть ищет затесавшегося новичка;
- прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?
Упражнение 3: «Цифровая цепочка»
Игра-упражнение отлично развивает слуховую память, хотя на первый взгляд может показаться очень простой для ребёнка 6–7 лет. Но не торопитесь сразу усложнять правила. Любая тренировка, будь то тренировка мускулатуры, интеллекта, внимания или памяти, должна проходить от малого к большему.
Итак, назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если малыш отлично справляется с заданием, давайте повышать уровень сложности:
- Называйте двузначные и трехзначные числа, а если и так справляться с заданием очень легко, увеличьте количество разрядов.
- Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.
- Пусть малыш слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном. Это уже более серьёзное упражнение. Его можно предложить не только дошкольникам и младшеклассникам, но и взрослым, которые хотят тренировать свои способности к запоминанию информации на слух.
Упражнение 4: «Цветные истории»
Чтобы включить это упражнение в развивающие занятия с ребёнком 6–7 лет, придётся немного подготовиться. Найдите подходящую по возрасту картинку-раскраску и составьте по ней небольшой рассказ, в котором упоминаются цвета нарисованных предметов. Положите перед ребёнком раскраску и цветные карандаши. Предупредите, что сейчас надо будет внимательно послушать историю и разукрасить рисунок так, как описано.
Чтобы проверить, насколько внимателен малыш и как хорошо у него получается запоминать аудио информацию, придумайте рассказ, в котором цвета использованы неожиданно.
Например:
В зелёном небе из-за красной тучи выглянуло весёлое синее солнышко. Оно послало свои лучики на землю, согрев синие листики старого дуба, лепестки цветика-семицветика и молодую красную травку. Все радуются солнышку. Рад ему и розовый котёнок, и салатовый щенок, и даже маленький фиолетовый кролик прыгает от радости, что увидел тёплое весеннее солнышко.
Упражнение 5: «Графический диктант»
Мы уже писали о том, что собой представляют графические диктант и в чём их польза для развития дошкольника. Почитать наши материалы на эту тему можно тут и тут. В рамках сегодняшней темы нас интересует возможность использования занимательного рисования для развития слуховой памяти. Для этого выбирайте достаточно простые узоры, но диктуйте ребёнку схему не поэтапно, а сразу небольшим алгоритмом.
Например:
- 2 клетки вверх;
- 1 клетка вправо;
- 2 клетки вниз;
- 1 клетка влево.
Что получилось? Обсудите с ребёнком результат. Не забудьте похвалить за старание, а если что-то не удалось, объясните, в чём ошибка, и помогите её исправить.
Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка:
- учите с ребёнком стихи;
- читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил;
- чаще играйте в полезные и увлекательные словесные игры;
- слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем;
- предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.
Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие. Счастливого вам родительства, друзья!
Источник
Многих родителей волнует вопрос, как улучшить память ребёнка, чтобы он лучше запоминал учебный материал и не испытывал трудностей при поступлении в 1 класс. Давайте разберемся, как развить память у ребенка 6-7 лет.
Возрастные нормы формирования памяти в 6-7 лет
В этот промежуток времени ребёнок начинает обучение в школе. Из дошкольника он превращается в ученика. По-прежнему ведущую роль играет наглядно-образная память, но уже идёт формирование вербальной мыслительной деятельности.
Малышу всё ещё важна эмоциональная окраска для удержания в памяти нужной информации.
Развивается произвольная память, и младший школьник может запомнить информацию целенаправленно. К 6-7 годам у детей повышается навык самоконтроля. Для перехода знаний из кратковременного хранилища в долгосрочный архив памяти ребёнку требуется повторение заученных сведений.
В силу возраста детям сложно структурировать учебный материал и разбивать его на блоки. У них только начинает формироваться логическое мышление. Мальчики лучше девочек запоминают цифры, но хуже слова. Им легче даётся решение кроссвордов, построение ассоциативных связей.
Причины плохого запоминания
Временное ухудшение запоминания информации в этот возрастной период считается нормой, потому что начало обучения в школе приводит нервную систему к сильному напряжению. Ребёнок боится не оправдать ожидания родителей, опасается насмешек со стороны одноклассников. У него появляется забывчивость и рассеянность. Проблему родители могут решить самостоятельно с помощью специальных упражнений и игр.
Слабая продуктивность запоминания иногда появляется из-за сильного переутомления или болезни. Обеспечьте малыша полноценным питанием. Включайте в его рацион грецкие орехи, шоколад, морскую рыбу, свежие овощи. Эти продукты содержат все необходимые витамины и микроэлементы, способствующие улучшению памяти. Помогает пребывание на свежем воздухе и крепкий сон. При возникновении стойких нарушений в процессе усвоения знаний следует обратиться к психологу или неврологу. Причины могут крыться в интоксикации, гипоксии или полученной черепно-мозговой травме.
Как улучшить?
Есть несколько рекомендаций по развитию памяти семилетнего ребёнка. Ежедневно спрашивайте его впечатления о прошедшем дне. Пусть он извлекает из памяти подробности школьной жизни. Задавайте побольше уточняющих вопросов.
Такой беседой вы сможете укрепить с ним эмоциональную связь, а также поможете ему научиться запоминать информацию, формулировать свои мысли.
Предложите ребёнку найти 10 отличий на похожих картинках из детских журналов. Пусть он фокусирует внимание на мельчайших деталях. Со временем усложняйте задания. Попробуйте ограничить малыша во времени. Отведите 5 минут для поиска отличий.
Медленно произнесите 10 слов и тут же предложите малышу повторить их. Если он перечислит хотя бы 5 из них, то кратковременная память у юного человека работает прекрасно. Воспроизведение 7-8 слов свидетельствует о хорошей долгосрочной памяти. Подобные упражнения улучшают оба вида памяти.
Научите ребёнка создавать ассоциативные ряды. Играйте с ним в ассоциации. Пусть пробует запомнить слова, не связанные между собой логически. Для этого надо создать в воображении образ. Например, слова «книга», «дельфин», «карандаш», «мотоцикл», «часы» можно запомнить с помощью создания ярких образов. Чем насыщеннее образ, тем дольше он удержится в голове: «Открываю книгу и вижу нарисованного дельфина, который неожиданно зашевелился. В этот момент у него изо рта выпал ярко-красный карандаш. Он упал на пол и начал рисовать мотоцикл, у которого вместо фары висел огромный циферблат».
Тренировать память можно с помощью метода ассоциативных связей. Для этого надо найти 10 картинок, соответствующие любым словосочетаниям. Их раздают детям и вслух произносят названия предметов с определением: цветущая сирень, смешной мышонок, озорная девочка, вкусный обед, рычащий тигр, летний вечер, проливной дождь, строгая учительница, мужская дружба, искренняя радость. Затем картинки убирают. Дети занимаются другими делами. Через 30 минут им раздают листки с изображением ранее произнесённых понятий и предлагают их озвучить. Эта техника хорошо подходит для формирования навыка закрепления знаний.
Развить детскую память можно с помощью мнемотехники. Метод Цицерона подходит для запоминания необходимых слов. Каждое понятие прикрепляется к хорошо знакомому предмету, находящемуся в квартире или комнате ребёнка. Слуховую память тренируют чтением вслух интересных книг и стихов, пением и определением посторонних звуков, доносящихся отовсюду. Перед сном разучивайте вместе несложную фразу на иностранном языке или отрывок из стихотворения.
Упражнения
С целью обучения удерживать информацию в голове длительное время надо у детей развивать ассоциативное мышление. Можно делать с ними тренировочные упражнения. Предложите малышу несколько не связанных между собой слов, а он пусть придумает рассказ, где задействует их. Задания на логику формируют умение устанавливать связи между явлениями. Предлагается цепь слов, среди которых нужно найти лишние предметы. Например, «тарелка», «чашка», «холодильник», «блюдце».
Можно предложить малышу графический диктант для развития слуховой памяти. Надо выбрать простой узор и продиктовать. Например, «3 клетки вверх», «2 клетки вправо», «3 клетки вниз», «2 клетки влево».
Обязательно обсудите с дошкольником, что получилось.
Хорошо укрепляют память скороговорки, прочитанные в стихотворном ритме. Заучивание напоминавших стихи скороговорок является своеобразным тренажёром для улучшения дикции, преодоления косноязычия, выработки правильного дыхания, тренировки памяти и внимания, развития воображения и пробуждения творческих способностей.
Научить запоминать буквы можно с помощью развешанных по всей квартире табличек на различных предметах обихода. Например, на шифоньере должна красоваться надпись: «шкаф», на тумбочке – «тумбочка», на табуретке – «табурет». Гласные буквы советуют оформить красным тоном, а согласные – чёрным цветом. В течение дня заостряйте внимание малыша на табличках.
Игры
Детям 6 лет необходима внешняя мотивация для закрепления знаний, поэтому обучение предпочтительно проводить в игровой форме. Разложите на столе несколько картинок. Через несколько минут предложите ребёнку отвернуться. За это время поменяйте местами две картинки. Попросите малыша ответить на вопрос, что изменилось. Затем пусть ещё раз отвернётся на несколько секунд. Спрячьте одну из картинок. Малыш должен назвать исчезнувшее изображение.
Эффективны групповые игры. Один из участников внимательно разглядывает товарища. Потом он должен отойти и отвернуться. Ему предлагают назвать всю цветовую гамму, имеющуюся в одежде ранее изучаемого им субъекта.
По принципу снежного кома образуют цепочки слов. Один ребёнок произносит фразу: «Клумба пестрит разноцветными георгинами». Следующий участник должен повторить это предложение и добавить ещё одно слово: «Клумба пестрит разноцветными георгинами, астрами». И так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Отличным результатом считается добавление не менее 20 слов.
Заучивание стихов
Запоминание стихов приносит огромную пользу детской мыслительной деятельности, так как мозг находится в активном развитии. С 6-7 лет ребёнок способен осваивать сложные стихи. Он уже может проанализировать действия персонажей, представить себя на их месте, ответить на вопросы, связанные с содержанием произведения.
К этому возрасту формируется логическое мышление, поэтому дети могут изобразить на бумаге события сюжета. Помогите им почувствовать эмоции поэта. Глубокое яркое впечатление повышает восприятие и запоминание.
Образное оживление стихотворения способствует эффективному запоминанию рифмованных строк. Каждая строфа должна визуально превратиться в яркий образ. Все мысленно созданные картинки надо подчинить определённому ритму. Попробуем «оживить» стихотворение С. Погореловского «Снежная сказка».
Сначала объединяем первые две строчки и создаём красочные образы. Представляем высокие сугробы, над которыми снежные вихри на человеческих ножках лихо пляшут. Дальше воображаем гигантских снегирей. В их клювах виднеются огромные судейские свистки, из которых доносится песня. Завершается стихотворение прорезающими снег коньками. Но их название «снегурки» даёт возможность дать волю фантазиям и представить Снегурочек с ножами в руках. Они разрезают ими лёд на частички, напоминающие коньки.
Не забудьте уделить внимание ритмике.
Советы психолога
Установите чёткий распорядок дня. Не забывайте о прогулках. Получение достаточного количества кислорода улучшает мозговые процессы. Полноценный сон помогает снять нервное напряжение и восстановиться. Обязательно запишите ребёнка в спортивную секцию. Физическая нагрузка развивает мыслительную деятельность, помогает удерживать в мозге большой объём информации.
Никогда не заставляйте ребёнка заниматься через силу. Такие тренировки не принесут никакой пользы. Младшие школьники быстро утомляются, поэтому нужно завершить работу над упражнениями до наступления усталости. Оптимальная длительность занятия – 20 минут.
Упражнения для развития памяти у ребенка приведены далее.
Источник