Занятия для психологического развития ребенка

Занятия для психологического развития ребенка thumbnail

В данном тематическом разделе представлены готовые конспекты психологических занятий и НОД с дошкольниками и младшими школьниками.

В представленных здесь публикациях педагоги-психологи делятся личным опытом организации и проведения как групповых, так и индивидуальных занятий различной направленности. В том числе: занятия по психическому и эмоциональному развитию; по повышению учебной мотивации; коррекционные занятия, направленные на решение определённых проблем.

Конспекты занятий для сохранения и укрепления психического здоровья.

Содержится в разделах:

  • Психология дошкольников
  • Конспекты занятий, НОД

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 2582.
Все разделы
| Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми

Новое

Конспект развивающего занятия с педагогом-психологом для детей раннего возраста (2–3 лет) «В гости к Маше» Конспект развивающего занятия с педагогом-психологом для детей раннего возраста (2–3 лет) «В гости к Маше»Цель: развитие познавательной, коммуникативной, двигательной и эмоциональной сферы. Задачи: 1. Развитие зрительного восприятия (форма, величина, цвет) 2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса прилагательными, развитие умения пользоваться фразовой речью при…

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку «Золотой ключик»
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. [/b] Тема: «Путешествие в сказку «Золотой ключик или приключение Буратино». Цель: Обогащение эмоциональной сферы старших дошкольников посредством получения знаний об основных эмоциях. Задачи:…

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми — Конспект занятия с детьми «Путешествие в мир эмоции»

Публикация «Конспект занятия с детьми «Путешествие в мир…»
Конспект занятия с детьми. Тема занятия: «Путешествие в мир эмоции». Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников через познавательную деятельность с использованием средств Арт-терапии Задачи: Образовательные: 1.Учить различать эмоциональное состояние, проговаривать свое…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект психологического занятия в подготовительной группе «Обманный отдых»
Тема: Обманный отдых. Задачи: 1. Развивать коммуникативную и эмоциональную сферу детей. 2. Развивать внимание, логическое мышление, зрительную память, воображение. 3. Развивать мелкую моторику. 4. Развивать произвольность психических процессов. Материалы: персонажи сказки,…

Конспект мероприятия в рамках недели психологии «Дружба народов»
Конспект мероприятия в рамках недели психологии по теме: «Дружа народ ов» Подготовила и провела воспитатель: Осипкина К.А. Актуальност ь: Дошкольное образование является первой ступенью в системе образования и именно в детском возрасте человек, как губка впитывает в себя…

Занятие психолога в старшей группе «Интересности повсюду»
Цель: развивать ассоциативное мышление, репродуктивное воображение, логическое мышление, память и саморегуляцию; воспитывать самостоятельность, аккуратность. Оборудование: картинки с определенным сюжетом, карточки с предметными изображениями, геометрические фигуры. Ход занятия…

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми — Занятие психолога в средней группе с элементами сказкотерапии: «Настроение моего дня»

Статья «Занятие психолога в средней группе с элементами сказкотерапии:…»
Цель: — создание положительного психологического климата среди дошкольников; — обучение пониманию собственного настроения; — развитие чувства коллективизма. — устанавливать дружеские доверительные эмоциональные контакты между взрослыми и детьми. — формировать умение свободно…

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Красота души»
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Красота души» Цель занятия: • учить детей понимать значение слов «душа», «душевный», «широкая душа», «щедрая душа», • формировать умение дифференцировать собственные чувства и…

Занятие психолога в подготовительной группе «Психологическая подготовка детей к школе. Путешествие с цветиком-семицветиком»
Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков. Задачи: Образовательные: • Закреплять умения детей в работе с интерактивной доской. • Упражнять в умении выделять звук в…

Занятие педагога-психолога в старшей группе ДОУ «Поговорим о дружбе»
Цель: Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе, сплочению детского коллектива. Задачи: 1. Установить положительный эмоциональный настрой в группе. 2. Развивать чувство эмпатии, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции, чувства и переживания, а…

Источник

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЦВЕТОТЕРАПИИ «РИСУНОК НА СТЕКЛЕ»

Арт-терапия для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Цель: дать возможность ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

Арт-сессии продолжительностью около 30 минут проводятся один раз в неделю.

Материал: стекло 50х60, краска гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает, губка (мокрая, стаканчики с водой, бумажные салфетки.

Подгруппе детей, из 5 человек, предлагается сесть за стол. На заднем фоне играет спокойная музыка.

Психолог: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами будем волшебниками, которые умеют делать чудеса. Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла, и очень хрупкое. И с помощью него мы сегодня и будем учиться разным чудесам. Готовы?

Дети: Да.

Психолог: Тогда представьте, ребята, что мы попали на лужайку, на которой почему то нет ни одного цветочка, ни травинки, ничего! Как же нам быть….

Дети: Давайте, мы нарисуем цветочки и травку и раскрасим их.

Психолог: Давайте, выберите цвет, который вам больше всего нравится, мокните в него свой пальчик и начните наполнять волшебством нашу полянку.

Ребята, вы можете смешивать цвета, соединять линиями и самовыражаться, как хотите. Использовать в одной композиции несколько цветовых гамм. А если вдруг у вас что-то не получилось, прямо в процессе рисования стекло можно протереть мокрой губкой, и нанести новый рисунок (так поступают чаще всего раздражительные и тревожные дети).

Когда занятие идет к завершению и дети закончили свои работы, обращается внимание на целостность картины, не скрывая восторга и восхищения. Благодаря прозрачности стекла, изображение воспринимается как сиюминутное, объемное, пропускающее через себя свет и другие элементы пространства.

Психолог: Ребята, давайте, посмотрим какое чудо, мы создали с вами, какие красивые, яркие цветы у вас получились. Расскажите, что вам понравилось? Какие сложности возникали? Чему научились новому?

Дети: Нам понравилось рисовать на стекле, это очень интересно и необычно. Когда мы рисовали пальчиками на бумаге, было сложнее, а по стеклу рука скользит и сама рисует узоры. Полянка получилась разноцветной и яркой.

Психолог: Молодцы, ребята, сегодня вы попробовали пофантазировать и сделать чудо полянку, которая ожила благодаря вашей находчивости и старанию. До свидания ребята, до новых встреч.

Ожидаемый результат:
Используя изотерапию, ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»).

Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями.

Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
автор- Е.Галимова

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-provedenija-cv..

Источник

Светлана Перепечаева
Психологические занятия для детей раннего возраста

Психологические занятия для детей раннего возраста

по развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества

в детско-родительской группе «Вместе с мамой»

Психологические занятия для детей раннего возраста

Основная цель занятий: обучение детей элементарным навыкам, общения и сотрудничества, снижение риска дезадаптации к дошкольному учреждению.

Занятие включает три части, у каждой свои обучающие и развивающие задачи.

Вводная часть: основная задача – создание эмоционально-позитивного настроения, активизация психически процессов.

Основная часть: задача – развитие навыков общения, коммуникативной компетенции, навыков взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Заключительная часть – снятие психомышечного напряжения, релаксация.

Занятие 1

Вводная часть:

Упражнение “Радуга-дуга” (активизация позитивного настроения)

Радуга-дуга не давай дождя,

Давай ведрышко, (дети держатся за руки и идут по кругу)

Чтоб ребяткам играть (отбивают пальчиками по коврику)

Да и с мамой поскакать (подпрыгивают на месте, обнимаются с мамой)

Дай нам солнышко-колоколнышко! (растягивают солнышко)

Упражнение “Здравствуй”

Дети вместе с мамами стоят по кругу, нужно дотронуться ладошками до рядом стоящего и произнести свое имя.

Упражнение “Мы топаем”

Стоя в кружке, вместе со взрослыми дети выполняют движения.

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,

Качаем головой, качаем головой,

Мы ручки поднимаем, мы ручки опускаем,

Мы ручки подаем, и бегаем кругом.

Основная часть:

Детям вместе с мамой предлагается из мягких модулей построить свой домик. После чего все приглашаются в круг. Ведущий предлагает игру “Чижик”.

Игра “Чижик”

Чижик по небу летал (мамы вместе с малышами изображают птичек, машут крыльями и летят по кругу)

Правой (левой) ножкою кивал (забрасывают ногу назад, пытаясь до ягодицы)

Кив-кив – не кивай,

К себе в домик улетай! (убегают в свой домик)

Игра продолжается несколько раз.

После игры участникам предлагается взять одну деталь из своего домика и построить общий дом.

После окончания необходимо похвалить малышей, заострить внимание на умении делиться и помогать другим, делать что-то вместе.

Далее все встают в один общий круг и играют в ладушки.

Упражнение “Ладушки”

Можно использовать любую потешку “Ладушки”. (Несколько вариантов игры: руки малыша в руках мамы, дети играют в паре с мамой, дети играю в паре с ребенком, наиболее усложненный вариант, когда дети играют с соседями, ладушки по кругу для детей 3-х лет).

• Ладушки, ладушки, где были?

• У бабушки!

• Что ели?

• Кашку!

• Что пили?

• Бражку! А на закуску хлеб, да капустку!

• Попили, поели, домой полетели!

• Шу на головку сели, ладушки запели!

Заключительная часть:

Упражнения в заключительной части проводятся на индивидуальном коврике (мама и ребенок) Основная направленность заключительной части – релаксация, психомышечное расслабление, работа с базовым чувством доверия, телесный контакт с мамой.

Упражнение “Шалтай-болтай”

Шалтай-болтай висел на стене (мама держит ребенка в кольце, немного раскачивая, малыш наклонен и расслаблен)

Шалтай-болтай свалился во сне (мама с ребенком играя, падают на коврик).

Упражнение “Тушки-тутушки”

Тушки, тутушки, овсяные лепешки,

Пшеничный пирожок, на опаре замешен, (мама тискает малыша, поднимает, мнет)

Высокохонько зашел (мама подкидывает ребенка,

От старушки ушел, И от старика убежал… (ребенок убегает).

Упражнение “Не плачь, не плачь – куплю калач”.

Мама прижимает ребенка к себе в позе ложки, раскачивает, проговаривая текст.

Не плачь, не плачь – куплю калач,

Не плачь дорогой, куплю другой,

Не плачь, не кричи – куплю целых три.

Занятие 2

Вводная часть:

Упражнение “Я здороваюсь везде”.

Ребенок вместе с мамой подходят к каждому в кругу, протягивают руку и произносят “Здравствуй… (имя ребенка)”, нужно обойти всех.

Я здороваюсь везде, дома и на улице.

“Здравствуй” – даже говорю я соседской курице!

Упражнение “Общее приветствие”.

Мамы весело произносят речевку и выполняют движения вместе с малышами.

Мы руками хлопаем,

Мы ногами топаем,

Глазками моргаем,

Ручки поднимаем,

Хвостиками машем

И друг другу скажем “Здравствуйте”!

Игра “Покажи нос”

Участники повторяют движения за ведущим, в дальнейшем можно выбирать ведущими пару: мама – ребенок, ребенок или мама. Слова игры лучше произносить распевая.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите не зевайте,

И за мной все повторяйте.

Что я вам сейчас скажу,

И при этом покажу. (Ушки-ушки, глазки-глазки, носик-носик и т. п.).

Упражнение с пальчиками.

Упражнения с пальчиками легко модифицировать в различные варианты. Мама играет с пальчиками малыша, затем ребенок перебирает пальцы мамы, можно усложнить, когда все участники познакомятся, меняя родительские пары.

Несколько вариантов пальчиковых игр.

• Братец-братец, где ты был…

• С этим братцем в лес ходил,

• С этим братцем щи варил,

• С этим братцем кашу ел,

• С этим братцем песни пел”

“Моя семья”

• Вот дедушка!

• Вот бабушка!

• Вот папочка!

• Вот мамочка!

• Вот деточка моя!

• Вот и вся моя семья! (поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Второй рукой охватить кулачок).

Основная часть:

Игра “Секретики в бумаге”

Мама вместе с ребенком заворачивают мелкую игрушку в бумагу разными способами, а ребенку требуется развернуть и посмотреть, что там за секретик. (заворачивать кульком, конвертом, конфетой, в несколько слоев бумаги). Другой вариант игры: нужно завернуть предмет и кому-нибудь подарить.

Упражнение “Лады– Лады. ”

Участники стоят по кругу, мамы за малышами, произносят слова и выполняют действия.

Лады – лады – ладушки, (хлопаем в ладоши)

Мы пекли оладушки, (имитируем, как выпекаем оладушки)

Маслом поливали, (указательным пальцем водим по ладошке)

Деток угощали…

… (Называем имя ребенка, к которому подходим с оладушками) два,

… (имя) два, … маме два и … (свое имя) тоже два!

Вот и я, вот и я, вот и все мои друзья (все дружно хлопают в ладоши).

Упражнение “Спаси птенца”

Детям раздаются ватные комочки – это птенчики. Ведущий говорит: “Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он очень замерз, давайте его погреем и отпустим полетать”. Дети с мамой стоят по кругу, ладони сложив лодочкой, глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают) 2-3 раза.

Упражнение “Мы ногами топ-топ-топ”

Вместе со взрослыми дети выполняют движения.

Мы ногами топ – топ – топ!

А в ладошки – хлоп – хлоп –хлоп!

Ай да малыши! Ай да крепыши!

По дорожке мы шагаем!

И в ладошки ударяем!

Топ – Топ – ножки – топ!

Хлоп – хлоп – ручки – хлоп!

Ай да малыши! Ай да крепыши!

Игра “Карусели” с ленточкой или обручем

Участники изображают карусель, двигаясь под музыку по кругу, чтобы карусель не сломалась.

Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели (карусель медленно движется в правую сторону).

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом,

Побежали, побежали (темп речи и движений ускоряются. На слова “побежали” меняется напрвление).

Тише, Тише, не спешите, Карусель ос-та-но-ви-те (темп движений замедляется, на слова “раз-два” все дети останавливаются и кланяются друг другу).

Раз-два, раз-два, Вот и кончалась игра (с малышами направление можно не менять).

Заключительная часть:

Игра “Поехали”

Мамы вместе с малышами имитируют действия, напевая песенку.

На лошадке ехали, до угла доехали,

Сели на машину, налили бензину,

На машине ехали, до реки доехали,

Тыр, стоп, разворот, на реке пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не идет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит “Ууууууууу!”

Упражнение “Не плачь, не плачь – куплю калач”.

Мама прижимает ребенка к себе в позе ложки, раскачивает, проговаривая текст.

Не плачь, не плачь – куплю калач,

Не плачь дорогой, куплю другой,

Не плачь, не кричи – куплю целых три.

Занятие 3

Вводная часть

Упражнение “Общее приветствие”.

См. занятие 2.

Упражнение “Дотронься ласково”

Все участники стоят или сидят по кругу. Ведущий ласково дотрагивается до головы рядом сидящего и произносит слова: “Какие шелковые волосики у …Коленьки!”, а далее просит Колю дотронуться до головы своего соседа. Мамы также участвуют в игре, если дети затрудняются в обращении, то помогают им. Игра предполагает несколько вариантов (дотрагиваться можно до ручки, щечки, носика и т. п.) Некоторым детям трудно выполнять такие действия, не нужно заставлять выполнять все, мама активно помогает малышу включаться в разные формы коммуникаций.

Упражнение “Радуга-дуга”

См. занятие 1.

Игра “ Раздувайся пузырь” (с ленточкой)

Тесным кругом дети с мамами дуют в кулачки, изображают, что надувают пузырь, отходя назад с каждым шагом Ф-Ф-Ф, растягивая круг, далее берутся за руки, приговаривая:

Раздувайся пузырь,

раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

После последних слов издают звук ТТТСССССС (сдуваем) ПЫХ! И разбегаются в разные стороны.

Игры с пальчиками.

• Сорока – белобока, где была?

• Далеко! Кашку варила, деточек кормила!

• Этому дала, этому дала, этому дала,

• А этому не дала!

• Ты в лес не ходил, ты дров не рубил, ты кашу не варил!

• Нет тебе ничего!

См. занятие 1, 2.

Основная часть

Упражнение “Мишка косолапый…”

Ведущий говорит, что к нам пришел мишка (показ игрушки, и тоже хочет поиграть, Мама ставит ступни ребенка на свои, и они в паре исполняют роль мишки, имитируя его движения. Текстовое сопровождение.

Мишка косолапый по лесу идет (медленно передвигаются вразвалочку,

Шишки собирает, в корзиночку кладет (наклоняются,

Шишка отскочила прямо мишке в лоб (дотрагиваются кулаком до лба,

Мишка рассердился (изображают на лице злость, хмурят брови,

И ногою топ! (топают ножкой)

В данном упражнении важно действовать вместе, согласовано.

Игра “У медведя во бору…”

У каждого ребенка коврик – это его домик. Дети ходят по комнате, собирают грибы, ягоды (ведущий заранее раскладывает атрибуты).

У медведя во бору,

грибы, ягоды беру (ходят по комнате, изображая, что собирают грибы,

А медведь сердит и на нас рычит (медведь выходит из берлоги,

Ррррррр… Ррррррррр (дети убегают в свой домик (на коврик).

Упражнение “Собери малинку”

Предлагается разрезная картинка из 2-х частей (малыш собирает и наклеивает на листик).

Упражнение “Подари салют”

Участникам (детям) предлагается на выбор цветная бумага. Под спокойную музыку дети рвут бумагу на мелкие кусочки, образуя кучку. По окончании музыки мамы просят малыша выбрать, кому бы он хотел подарить салют. Ребенок подбрасывает свой салют над тем, кого он выбрал, кричит “Ура!” и хлопает в ладоши. Дарить салют можно, сверстнику, маме, себе, другой маме. Важно, чтобы ребенок, который дарить и тот кому дарят испытали положительные эмоции.

Заключительная часть

Упражнения на снятие мышечного напряжения “Медвежонок на прогулке”

• “Прогони пчелку”

Ребенок лежит на коврике, а мама щекочет пальчики ног. Малыш, напрягая и расслабляя пальчики, пытается сбросить надоедливую пчелку.

“Игра с шарфиком”

У ребенка в руках шелковый шарфик. Звучит спокойная музыка, ребенок вращает шарфик под музыку.

“Надуй шарик”

Ребенок лежит на коврике на спине. Мама считает 1 – 2. На счет один малыш старается надуть живот, как будто проглотил шарик. На счет 2, живот расслабляется. Рука мамы на животе у малыша. Упражнение повторяется несколько раз.

Занятие 4

Вводная часть

Упражнение “Я здороваюсь везде”.

См. занятие 2

Упражнение “Радуга– дуга…”

См занятие 1

Упражнение “Игра с собачкой”.

Взрослый держит в руках собачку и говорит:

• Гав! Гав!

• Кто там?

• Это песик в гости к нам.

• Я собачку ставлю на пол,

• Дай собачка (имя ребенка) лапу!

Дает ребенку собачку и просит выполнить простые игровые действия, например, покормить. Собачка “Гав! Гав!”, так говорит тебе “спасибо”.

Упражнение “Тихо мы в ладошки ударим” (на мотив “Березка стояла”)

Дети стоят по кругу с мамами, поют песенку и выполнят движения.

Тихо мы в ладошки ударим – 2 раза. Люли-люли ударим – 2 раза

Громко мы в ладошки ударим – 2 раза. Люли-люли ударим 2 раза.

Ручки мы вверх поднимаем, Ручки мы на коленки опускаем –2 раза

Люли –люли опускаем. Ручки за спинку мы спрячем,

Ручки мы Леле покажем, Люли-люли покажем.

Ножки мы тете покажем. Ножки наши весело плясали.

Игра “Колечко”.

Выйду на крылечко, (у ребенка в ладошках колечко) вынесу колечко.

Я его вместо игрушки (ладошки закрыты с колечком)

хочу… (имя ребенка) (идет к этому ребенку и перекладывает в его ручки).

Основная часть

Игра “Летела сова”

Летела сова, большая голова (дети бегут по кругу, размахивая руками)

Села, посидела, головой повертела, (дети приседают, вращают головой в разные стороны)

И опять полетела! И в свой домик полетела (встать в обруч).

Упражнение “Украсим дом”.

– Давайте украсим свой домик!

Ведущий предлагает домик (обруч) украсить. Для украшения используется разный материал (бусинки, монетки, нитки и т. п., дается время на украшение. Мама с ребенком внутри обруча раскладывают узоры. После каждая пара любуется своим домиком и идет в гости, нужно сходить ко всем участникам. Ведущий хвалит всех за проделанную работу.

Упражнение “Мы ногами топ-топ-топ”

См. занятие 2

Упражнение “Шарик”

Каждой паре ведущий раздает по шарику. Задача – надуть, держа руки ребенка подбрасывать, не ронять. Усложнение: Зажать шарик лбами и походить по игровой комнате. После ведущий предлагает шарик оживить. Мамы с малышами рисуют лицо на шарике. После дети бегают с шариками. Звучит музыка.

Заключительная часть

Упражнение “Маленькие ножки…”

Ребенок лежит на коврике, на спине, мама поднимает его ноги напевает

Маленькие ножки шли по дорожке (мама немного разводит ноги ребенка в стороны,

Большие ноги ходили по дороге (ноги разводят широко).

Упражнение “Тушки-тутушки”.

См. занятие 1.

Упражнение “Не плачь, не плачь – куплю калач”.

См занятие 1.

Упражнение “Шарик”.

См занятие 3.

Занятия для психологического развития ребенка

Источник