Занятие с ребенком на сенсорное развитие

Ирина Кривая
Методическая разработка занятия по сенсорному развитию с использованием познавательной технологии для детей младшего возраста
В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, обогащение детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Задачи познавательного развития по ФГОСу предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Актуальность сенсорного развития заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Сенсорноеразвитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчетливо воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием конструированием, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает
хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
В раннем возрасте нужно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей.
Новизна.В игре складываются основные новообразования дошкольного детства: внутренний план действий, наглядно-образное и даже теоретическое образное мышление, формируется произвольность, развивается речь. В игре ребёнок осваивает «социальный смысл деятельности взрослых» и т. д.
Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Основная задача таких занятий — накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.
Работая в группе раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию, так как с одной стороны оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение. В сенсорном уголке нашей группы подобран сенсорный материал и игрушки, позволяющие закреплять ориентировку детей в цвете, форме и величине предметов, развивать мелкую моторику рук детей, имеется стол для игр детей с водой и песком, что способствует закреплению знаний об их свойствах.
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы «В поисках солнышка».
Цель: Овладение и усвоение детьми сенсорными эталонами.
Задачи:
• формировать умения детей соотносить разнообразные предметы по цвету, величине, форме.
• Закрепить понятия «тихо — громко», «медленно — быстро».
• Развивать сенсорные умения и навыки детей.
• Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.
Материалы:
• Солнышко и лучики, сделанные из бумаги.
• Различные пластмассовые продукты, в том числе капуста и морковка.
• Деревянный конструктор.
• Цветные шарики и ленточки (красные, желтые, синие, зеленые).
• 3 ёлки (большая, средняя, маленькая).
•Игрушки: цыплята, заяц, ёжик.
• Большая синяя штора.
Ход занятия:
В группе на полу разложены бумажные цветы (поляна, стоят 3 ёлочки). В углу группы стоит домик ёжика. На оконной шторе висит солнышко, оно закрыто большой синей шторой.
Дети заходят в группу, здороваются.
Воспитатель: Обращаю внимание детей на домик.
-Какой красивый домик. Посмотрим, кто в нем живет? (подходим к домику, стучимся, никто не отвечает). Заглядываю в домик вместе с детьми – спит
Мишка. Вместе с детьми будим Мишку.
-Мишка, пора вставать. (Мишка не просыпается).
-Мишка уже утро пора вставать. (Прислушиваюсь к Мишке)
-Дети Мишка говорит,что не будет вставать, потому что солнышко не светит.
-Поможем Мишке?
— Как вы думаете, что случилось с солнышком?
Дети: — Оно спряталось.
— Оно ещё спит.
— Туча закрыло солнышко.
Воспитатель: — Точно! Большая туча закрыла наше солнышко. И, наверное, оно ещё спит, потому что думает, что ещё ночь. Как вы думаете, что же нам делать?
Дети: — Нужно разбудить солнышко.
Воспитатель: Давайте пойдем в лес и разбудим солнышко.
«По ровненькой дорожке
Зашагали наши ножки
Будем мы в лесу гулять
Наше солнышко искать».
Дети с воспитателем подходят к «лесу». На полу стоят ёлки (большая и маленькая). На полу разложены цветы.
Воспитатель: — Ребята, смотрите как красиво в лесу! Смотрите сколько цветов! Скажите мне, их много или один цветочек?
Дети: — Их много!
Воспитатель: Какого цвета они? А что не хватает у цветов?
Дети: Лепестков.
Воспитатель: Давайте каждому цветочку найдем лепесточки нужного цвета.
(Дети собирают лепестки).
Воспитатель: — А скажите мне, пожалуйста, что за деревья растут у нас в лесу?
И какие они? Одинаковые или разные?
Дети: — Это ёлки.
— Они зелёные.
-Эта большая.
— Эта маленькая.
Воспитатель: — Правильно ребята. Ребята, посмотрите под большой елкой кто-то сидит.
Воспитатель: — Здравствуй ёжик, мы пришли узнать, как нам попасть к домику солнышка, а то оно не вышло сегодня. Ой, а почему ты плачешь, что с тобой приключилось?
Воспитатель подносит ёжика к уху.
Воспитатель: — Всё понятно! Ребята, у ёжика беда. Он потерял свои колючки.
-Не грусти ежик. Ребята тебе подарят новые иголочки. (В коробке лежат белые прищепки. Дети прищепляют по одной прищепке к ежику. Ежика поворачиваю другой стороной — он улыбается).
Ежик: Спасибо ребята.
Воспитатель: — Какой стал ежик?
Дети: — Веселый.
Воспитатель: — Беги ёжик играть со своими друзьями, а мы пойдем дальше солнышко искать. Ребята, а кто сидит под кустиком?
Дети смотрят.
Воспитатель достает из-под ёлки зайчика и три корзины (синяя, зеленая, желтая). В синей корзине лежат различные продукты, в том числе морковка и капуста.
Воспитатель: — Здравствуй, зайчик. Ты не подскажешь, как нам попасть к домику солнышка?
Зайчик: Я очень занят. У меня перемешались все продукты.
Воспитатель: Нужно помочь зайчику, тогда и он нам подскажет путь. Что
любит зайка кушать?
Дети: — Капусту, морковку.
Давайте в зеленую корзину сложим то, что едят зайцы, а в желтую корзину, то, что зайцы не едят. Дети выполняют задание.
Зайка: Спасибо дети за помощь. А я с вами поиграю.
(игра «По лесной лужайке разбежались зайки»).
Воспитатель:- Зайчик, мы справились с твоей просьбой, теперь подскажи нам где живет солнышко, пожалуйста.
Воспитатель подносит зайчика к своему уху.
Воспитатель: — Ребята, зайчик говорит, что солнышко живет вот в том красивом домике.
Воспитатель с детьми подходят к зашторенному окну. Открываю занавес. Силуэт спящего солнца.
Воспитатель: Кто это?-Что оно делает?
Солнышко спит и нам нужно разбудить его. Давайте похлопаем в ладоши.
Дети начинают хлопать в ладоши:
Медленно.
—Быстро.
—Тихо.
—Громко.
Меняю силуэт солнышка.
Воспитатель: — Здравствуй, солнышко. Ты так долго спало, что мы с ребятами решили тебя разбудить. Ребята, смотрите, солнышко проснулось, но что-то с ним не то. Посмотрите внимательно, как вы думаете, что же с ним не то?
Дети: — У солнышка нет лучиков.
Воспитатель: — Все понятно! Солнышко потеряла свои лучики, и оно перестало светить, а когда солнышко не светит, оно спит. Ой, вот же они!
Воспитатель поднимает с пола лучики. Каждый ребенок берёт по лучику.
Воспитатель: — Ребята, давайте приклеим лучики к солнышку.
Каждый ребенок прикладывает к солнышку лучик. (Лучики крепятся к магнитной доске). Воспитатель незаметно с лицевой стороны отклеивает первый слой, и солнышко начинает улыбаться.Воспитатель: — Ура! Засияло солнышко! Какое солнышко? Молодцы, ребята! Смотрите, солнышко так радо, что дарит вам маленькие сюрпризы. Воспитатель достает спрятанную коробочку. В ней находятся браслеты на руку желтого цвета.
Воспитатель: — Теперь, ребята, вы маленькие солнечные лучики.
Воспитатель: Дети, пойдем к Мишутке и расскажем ему, что солнышко проснулось. (Идем к домику Мишки). Вот и Мишка проснулся. Давайте расскажем Мише кого мы встретили в лесу.
А сейчас мы с Мишуткой пойдем гулять. Занятие окончено.
Заключение.
Работа нашей группы показывает, что сенсорное развитие способствует:
• Развитию воображения и творческой активности;
• Формированию представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
• Развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
В результате проведенной работы я убедилась, что систематическая и планомерная работа по данной теме, а также использование дидактических игр поможет достичь целевых ориентиров,представленных во ФГОС: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата.
Литература.
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
Источник
Сенсорное развитие — важное направление в образовании ребёнка. Оно заключается в совершенствовании восприятия окружающего мира с помощью органов чувств, формировании представлений о свойствах предметов и явлений. Особое внимание сенсорному развитию уделяется именно в дошкольном возрасте, так как при наличии пробелов в этом направлении могут возникнуть серьёзные проблемы в первом и последующих классах.
Цели сенсорного развития
Цели сенсорного развития определяются отдельно для каждого возраста. Они зависят не только от интеллектуальных и творческих способностей малышей, но и от их приоритетов в процессе обучения. Рассмотрим основные цели и задачи занятий по развитию восприятия для каждой группы в детском саду.
Первая младшая группа
Первую младшую группу составляют дети от 2 до 3 лет. Главная задача воспитателя при работе в этой возрастной категории в направлении сенсорного развития — совершенствование восприятия малышей, анализ и практическое применение одного или нескольких органов чувств в деятельности, обследование предметов по их первичным свойствам.
Развитие навыков восприятия окружающего мира начинается у детей с первых недель жизни. Даже если родители до детского сада не занимались с ребёнком в рамках этого направления, это не значит, что он не может использовать свои органы чувств для исследования объектов действительности.
Воспитатели учат детей:
- Устанавливать сходства и различия между конкретными предметами и явлениями, выделять их свойства.
- Осуществлять сериацию, т. е. некоторую последовательность действий. Она используется в таких играх, как сбор матрёшки или пирамидки, которая состоит из блоков разных размеров.
- Классифицировать предметы и явления по конкретному признаку.
- Определять количество объектов и т. д.
Видео: занятие по сенсорике для первой младшей группы
Вторая младшая группа
Со второй младшей группы и далее начинается процесс систематизации, закрепления и углубления уже полученных ранее основных навыков и умений в области сенсорного развития. Дети продолжают знакомиться с объектами действительности, но используют сразу несколько органов чувств и новые методы обследования предметов, успешно совмещая их для более быстрого достижения результата. Если ранее изучаемые вещи классифицировались только по одному признаку, то теперь ребёнок должен соотнести их сразу по нескольким.
Знакомство детей с музыкальными инструментами позволит задействовать несколько форм восприятия, включая слуховое
Средняя группа
Среднюю группу детского сада составляют дети от 4 до 5 лет. В таком возрасте у них развиты все органы чувств в достаточной степени для того, чтобы в полной мере использовать их в познавательной деятельности. Ребёнок 4–5 лет стремится получать знания преимущественно в процессе игры, что обязательно должен учитывать воспитатель.
В средней группе детям предлагается уже самостоятельно анализировать предметы, используя ранее изученные и нестандартные, неизвестные методы, фиксировать полученные знания в речи. В рамках такого вида деятельности формируются и самостоятельность, нестандартное мышление, умение находить решения даже в трудных ситуациях.
Воспитатель передаёт опыт об окружающем мире — общественно определённые (эталонные) признаки и свойства конкретных предметов. Оценивается их:
- размер;
- форма;
- цвет;
- вес;
- материал;
- практическая польза и т. д.
Старшая группа
В старшей группе значительно расширяются изучаемые свойства действительности. Дети оценивают теперь не только цвет, размер, форму, вес, но и расположение в пространстве, количество сторон и рёбер (при исследовании геометрических фигур), высоту звуков (при работе с музыкальными инструментами), возможную опасность и т. д.
Значительно расширяются знания о цветах. Теперь они делятся на хроматические (красный, жёлтый, синий и получаемые при их соединении в разных пропорциях) и ахроматические (белый, чёрный, серый). Воспитатель должен активно заниматься с детьми смешиванием оттенков, изучением спектра и их расположения в нём. Дошкольники учатся правильно называть более сложные оттенки, классифицировать их по теплоте, насыщенности и другим признакам.
Воспитатель должен доступно объяснить, что в ахроматических цветах нет цветового тона. Иными словами, белый и чёрный цвета — любой цвет при максимальном повышении или понижении насыщенности соответственно. К примеру, максимально яркий красный — белый, а максимально тёмный — чёрный. Серый же цвет можно назвать промежуточным между двумя основными ахроматическими.
В старшей группе особое внимание уделяют совершенствованию глазомера.
Подготовительная группа
Главной задачей для этой возрастной категории является подготовка к образовательному процессу уже в рамках школьной программы. Дети учатся концентрироваться на небольших, но важных деталях, к примеру, вчитываться в текст или вслушиваться в речь для выделения главной мысли.
Совершенствуется мелкая моторика, глазомер. Закрепляются знания о цветах и спектре. Дети учатся соотносить специфичные оттенки по предметному признаку (морковный, салатовый и т. д.).
Проанализировав цели сенсорного развития для каждой группы, можно сделать следующие выводы:
- Плодотворное сенсорное развитие — непрерывный процесс, который начинается с самого младшего возраста и продолжается в детском саду.
- Значимость в формировании восприятия ребёнка играет воспитатель в детском саду. Он передаёт опыт о свойствах предмета, учит анализировать их.
- Нельзя ставить конкретные, универсальные задачи для каждого возраста. С течением времени они должны только усложняться и распространяться.
Виды деятельности
Какие виды деятельности можно включить в сенсорное занятие? Очевидно, чем они разнообразнее, тем плодотворнее образовательный процесс. Задача воспитателя — максимально разнообразить занятие, что поможет ещё и повысить заинтересованность детей, их мотивацию.
Деятельность для сенсорного развития может быть:
- игровой (дидактические игры с водой, песком, глиной, предметами);
- трудовой (поручения воспитателя убрать игрушки по местам, сортируя их);
- коммуникативной (взаимодействие с мячом в кругу детей);
- познавательно-исследовательской (наблюдения за природой, эксперименты);
- продуктивной (занятия по типу «Помоги мишке собрать все ягоды», «Привези машинку в гараж» и т. д.);
- музыкально-художественной (работа с музыкальными инструментами, звуковыми игрушками);
- двигательной (подвижные упражнения, хождение босиком по «дорожкам здоровья»).
Процесс обучения в детском саду преимущественно состоит из элементов игры
Можно ли индивидуализировать задания
Сенсорные занятия должны состоять из нескольких блоков, что позволит обеспечить всестороннее развитие навыков восприятия. Это уже противоречит явлению индивидуализации заданий.
Не каждый воспитатель сможет точно определить сенсорные возможности ребёнка. Индивидуализируя задания, то есть занимая каждого ребёнка в группе отдельно согласно его способностям, есть большой риск одностороннего развития в рамках этого направления. Именно поэтому воспитателям рекомендуется заниматься в группах, где коммуникативная, трудовая и игровая виды деятельности будут более продуктивны.
Однако можно организовать занятие таким образом, чтобы дети вначале получали разные задания, а после менялись ими друг с другом. Появляется возможность взаимопомощи, ребёнок выполняет разные виды деятельности.
При групповых сенсорных занятиях появляется возможность общения между детьми, взаимопомощи, совместной деятельности
Мотивирующее начало сенсорного занятия
Началом любого развивающего занятия для детей должен обязательно быть мотивирующий момент, который вызовет интерес к дальнейшей деятельности. Именно от организационного вступительного слова зависит ход урока. Самый лучший вариант для мотивирующего начала — моделирование проблемной ситуации. Могут использоваться как реальные, так и сказочные мотивы, герои. Второй вариант, как правило, наиболее интересен детям. У них появляется возможность помочь любимому герою из книги, мультфильма и т. д.
Возможны закрепление ранее изученного материала, быстрый опрос, тест на сообразительность. Похожий вариант — предложить детям проверить свои умения (к примеру, отправиться в Страну знаний с королевой).
И третий вариант — ссылка на прошлый опыт, уже проведённые занятия. Связанные между собой занятия с интригой в конце вызовут гораздо больший интерес у детей.
Примеры начала занятий
Рассмотрим несколько примеров мотивирующего начала для сенсорных занятий на разные темы.
«Знакомство с сенсорной комнатой»
Это занятие проводится у первой младшей группы при первичном знакомстве с сенсорной комнатой. Подходящим для него мотивирующим началом является приветствие с игрушками.
Воспитатель в начале урока говорит: «Ребята, посмотрите, сколько игрушек поджидало нас в этой волшебной комнате. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Давайте помашем игрушкам ручкой и весело поприветствуем их».
Занятия в сенсорной комнате вызывают у детей большой восторг и интерес
«Помощь друзей»
Цель этого занятия — создание положительного эмоционального настоя, снятие напряжения, развитие мышления, внимания и т. д. И для такого урока отличным мотивирующим началом может стать игра «Комплименты».
Воспитатель предлагает ребятам встать перед зеркалом и сделать грустное выражение лица. Дети должны попытаться поднять друг другу настроение: каждый по очереди говорит своему соседу комплимент. Эта игра может не только улучшить эмоциональное состояние детей, но и развить зрительное и тактильное восприятие, а также умение передавать мысли с помощью речи, стимулировать творческую и поисковую активность.
«У страха глаза велики»
Это занятие способствует раскрепощению детей, разрушению патологических стереотипов о страхе и тревожности, развитию координации и мелкой моторики. В качестве мотивирующего начала можно прочитать детям рассказ С. Афонькина «Как побороть страх». В этом рассказе речь идёт о том, что довольно часто мы сами придумываем себе страхи, которым нет места в реальной жизни. Воспитатель после прочтения может предложить детям познакомиться со страхами поближе, избавиться от них.
Алгоритм разработки проекта по сенсорике
Этот алгоритм состоит из трёх этапов:
- Информационно-аналитический.
- Творческий.
- Заключительный.
Информационно-аналитический этап включает в себя подготовку плана сенсорных занятий для конкретной возрастной группы. Воспитатель должен:
- приготовить игры, методические материалы, направленные на сенсорное развитие детей;
- при необходимости пополнить сенсорную зону группы новым оборудованием;
- проанализировать индивидуальные особенности и навыки каждого ребёнка.
По результатам проведения данного этапа воспитатель определяет цели сенсорных занятий, подготавливает необходимое для их осуществления оборудование, вводит корректировки в план занятий на основе индивидуальных особенностей членов группы.
Творческий этап предполагает:
- создание сенсорного стенда в группе детского сада;
- консультации и собрания родителей;
- изготовление игр и методических материалов (что пересекается с предыдущим этапом).
На этом этапе осуществляется знакомство детей с новыми методическими материалами и проводятся сенсорные занятия.
Сенсорный стенд составляется воспитателем с учётом возрастной группы, целей и задач обучения и других факторов
Заключительный этап представляет собой подведение итогов проекта сенсорного развития в конкретной группе.
Картотека тем и игр
Игры для сенсорного развития разделены на несколько тем: величина, форма, цвет, развитие мелкой моторики и т. д.
Величина
К играм на развитие представления о величине предметов для первой и второй младших групп можно отнести:
- «Большие и маленькие». Дети учатся чередовать крупные и мелкие предметы, собирая украшения для кукол из бусин разной величины.
- «Какой мяч больше?». Ребёнок приносит по указанию воспитателя большие или маленькие мячи.
- «Матрёшка». Дети знакомятся с этой игрушкой, учатся правильно её собирать.
- «Вот такие палочки». Дети распределяют палочки на несколько групп по размеру.
Для средней группы подойдут следующие игры:
- «Поручения». Дети учатся называть, различать между собой игрушки, определять их величину. Воспитатель предлагает напоить большую игрушечную собаку из большой миски, а маленькую из маленькой и наоборот. Можно давать самые разные поручения, связанные с размером игрушек.
- «Куклы (или машинки — для мальчиков) заблудились». Предлагается распределить куклы (машинки) по подходящим для них по размеру домикам (гаражам).
- «Дома дли игрушек». Дети распределяют квадраты по 3 ящикам по размеру, далее делают из кубиков одинакового размера дома для игрушек.
К старшей группе дети должны полностью усвоить такую характеристику предмета, как величина. Для этого возраста рекомендуются такие игры, как:
- «Бусы к 8 марта». Дети учатся создавать бусы для своих мам и бабушек из бусинок одинакового размера. Совершенствуется и мелкая моторика.
- «Фруктовый сад». Воспитатель предлагает воспитанникам выбрать из корзины фрукты, назвать их и распределить по размеру для фруктового салата.
- «Монетки». Мишка идёт в магазин за мёдом и вареньем. Мёд стоит 3 большие и 5 маленьких монет, а варенье — 7 средних. Ребята должны помочь собрать Мишке нужное число монет.
Форма
Для развития умения определять форму предмета часто в сенсорных занятиях для младшей группы используются следующие игры:
- «Какой это формы?». Она напоминает игру «Большие и маленькие». Но детям предлагаются уже не большие или маленькие, а круглый, овальные или квадратные бусины.
- «Круг, квадрат». Дети группируют бумажные круги и квадраты по тарелкам соответствующей формы.
- «Волшебная коробочка». Необходимо протолкнуть фигуры в коробку через отверстия, подходящие им по форме.
В средней группе задания уже значительно усложняются:
- «Монетки». Задание дублирует указанное выше, но добавляются новые элементы. Мишка идёт в магазин за мёдом и вареньем. Мёд стоит 3 большие квадратные и 5 маленьких круглых монет, а варенье — 7 средних овальных. Ребята должны помочь собрать Мишке нужное число монет.
- «Квадраты». Воспитанники продолжают знакомиться с фигурой квадрат, распределяют кубики по отверстиям круглой, овальной и квадратной форм.
- «Весёлый паровозик». Составление паровоза из вагонов разной формы в соответствии с формой овощей, которые перевозятся в этих вагонах.
В старшей группе воспитателям рекомендуют следующие игры:
- «Рисуем человечка». Дети рисуют или составляют из бумаги человека, используя только изученные ранее геометрические фигуры.
- «Строим город». Воспитанники строят дома, магазины, больницы, детские сады волшебного города из фигур разной формы.
Цвет
Для младшей группы (первой и второй) подойдут следующие дидактические материалы:
- «Забавные прищепки». Дети выбирают для ёжика иголки только одного цвета, который устанавливается воспитателем.
- «Прокати и поймай шарик». Воспитатель кидает детям по очереди шарики нескольких цветов и даёт установку поймать только тот, цвет которого будет соответствовать названному.
- «Подбери фон». Дети соединяют фигуры и фон из бумаги для них по цвету.
Часто применяются следующие игры для закрепления у детей средней группы представлений о цветах:
- «Ёлочки и грибочки». Красные грибочки и зелёные ёлочки детям предлагается разместить на двух панелях соответствующего цвета.
- «Разноцветные бусы». Аналогична игре «Большие и маленькие». Только воспитатель предлагает детям составлять украшение из бусин нескольких цветов, чередуя их.
- «Угостим медведя ягодой». Детям предлагается из всего лукошка выбрать только спелые красные ягоды для угощения медведю.
- «Подбери чашки к блюдцам». Аналогична игре «Ёлочки и грибочки».
Для старшей группы подойдут:
- «Съедобное — несъедобное». Дети распределяют фрукты на съедобные и несъедобные по цвету.
- «Найди свой цвет». Дети ищут в комнате предметы того же цвета, что и их одежда.
Развитие мелкой моторики
Для развития мелкой моторики используются следующие игры:
- «Ёжик и солнышко». К картонным ёжику и солнышку дети с помощью прищепок прикрепляют лучики или иголки. Подходит для младшей группы.
- «Застегни сапожки», «Пришей пуговицу», «Завяжи узелок» и т. д. Подобные игры направлены на выполнение повседневных действий в игровой форме для развития мелкой моторики в средней группе.
- «Помоги Золушке». Детям старшей группы предлагается рассортировать мелкие крупы: фасоль и горох, гречка и просо и т. д.
Обратите внимание: чем старше ребёнок, тем меньше должны быть предметы, с которыми он работает при развитии мелкой моторики.
Видео: фронтальное занятие по сенсорному восприятию
Как провести открытое занятие по сенсорике
Открытое занятие — особый тип урока, который предполагает присутствие родителей, педагогов и других лиц. К его целям можно отнести:
- демонстрацию приобретённых детьми навыков и умений;
- оказание методической помощи присутствующим педагогам;
- повышение квалификации воспитателя и т. д.
Требования, предъявляемые к открытому занятию по сенсорике, состоят в следующем:
- новизна;
- отражение методической проблемы;
- соблюдение всех установленных требований к образовательному процессу детей;
- исключение возможности нанесения в процессе открытого урока вреда дошкольникам;
- ограниченное число посетителей;
- отсутствие репетиций перед проведением открытого урока;
- исключение противоречий действующему учебному плану.
Примеры конспектов
Рассмотрим несколько интересных конспектов занятий по сенсорике:
- Занятие по сенсорике «Смотрит солнышко в окошко» для младшей группы. Активное взаимодействие детей с воспитателем (ответы на вопросы, совместная деятельность). Создание положительной эмоциональной обстановки в группе.
- Занятие «Принимаем в гости куклу Дашу» для средней группы. Развиваются не только сенсорное восприятие, но и мелкая моторика, навыки группировки предметов по признакам, математические представления.
- Занятие «Большой — маленький» для первой младшей группы. Использование игрушек для повышения мотивации детей при закреплении знаний о форме и размере объектов. Небольшое замечание к конспекту: рекомендуется разнообразить виды деятельности.
Итак, сенсорика — важнейшая часть всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Она должна включать в себя комплекс занятий, которые направлены на формирование представлений об окружающем мире и самом себе, совершенствование восприятия с помощью органов чувств и т. д. Сенсорное развитие начинается на первых порах жизни ребёнка и окончательно формируется только в школе.
Источник