Занятие с ребенком 2 лет по математическому развитию

Ингрет Бойко
Конспект занятия по математики «Незнайка» для детей раннего возраста 2–3 лет
Цель. Формировать умение выделять предметы с двумя одинаковыми признаками (цвет и форма). Активизировать словарь (один, много). Развивать мелкую моторику рук.
Задачи:
Образовательные
— учить детей думать
-учить гибко, логически, оригинально мыслить
Развивающие
-развивать воображение, креативность мышления
— развивать у детей эмоционально-образное и логическое начало.
-развивать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
Воспитательные
-формировать базисные математические представления, речевые умения.
Материал. Кукла Незнайка. Игрушечный грузовик. Набор деталей строительного материала. Поднос. Одинаковые по величине и форме синие бусины в коробке.
Ход занятия
Воспитатель. Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был на свете человечек. Он над всеми подшучивал, а учиться ничему не хотел. А вы любите учиться? (Да) Молодцы! Ну а человечек этот не любил учиться и почти ничего не знал. Поэтому его прозвали Незнайкой. (Выставляет куклу.) Вот он какой. Как-то раз Незнайка решил построить себе дом. Ему привезли целую машину строительного материала. (Выкатывает грузовик со строительным материалом. Высыпает из кузова детали.) Чтобы дом получился красивым, нужно было выбрать вот такие красные кирпичики. (Берёт один и откладывает в сторону.) Но Незнайка не мог с этим справиться! Давайте поможем ему, выберем из цветных деталей только красные кирпичики и отложим их в сторону, чтобы Незнайка смог построить себе дом. Дети поочерёдно берут по одному красному кирпичику. Воспитатель задаёт каждому ребёнку вопросы: «Скажи, какую деталь ты взял? Сколько у тебя кирпичиков? Какого цвета кирпичик?»Время от времени приговаривает: «Молодцы, дети! А ты, Незнайка, учись у них!»
Воспитатель. Посмотрим, все ли красные кирпичики мы выбрали. (Указывает на высыпанные из кузова грузовика детали.) Ира, здесь есть красные кирпичики? (Нет.) А здесь? (Указывает на отдельно сложенные красные кирпичики.) Сколько здесь красных кирпичиков? (Много.) Незнайка благодарит вас за помощь и говорит, что теперь он справится со строительством дома.
Незнайка не любит учиться, но очень любит играть. Он приготовил для вас интересную игру. (Достаёт коробку с бусинами, встряхивает её.) Как вы думаете, что там?
Дети высказывают предположения и подходят к столу, где стоит поднос.
Воспитатель. Посмотрим, что лежит в коробке. (Высыпает бусины на поднос.) Сколько здесь бусин? (Много.) Какие они? (Бусины круглые синие. Если дети затрудняются, воспитатель задаёт наводящие вопросы.) Незнайка очень любит играть с бусинами. И мы сейчас поиграем. Возьмите по одной бусине. Коля, сколько бусин ты взял? (Задаёт этот же вопрос каждому ребёнку.) И я взяла одну бусину. У нас у всех по одной бусине. У нас у всех по сколько бусин? (По одной.) Наш большой палец на правой руке (показывает) решил поиграть с бусиной и покатать её, вот так. (Дети выполняют движение вместе с воспитателем.) Увидел это его братец, указательный палец, и ему тоже захотелось поиграть с бусиной.
Дети катают бусину указательным пальцем, а затем в соответствии с заданием всеми остальными пальцами.
Воспитатель. Вот мы и поиграли с бусинами. Спасибо Незнайке за интересную игру!
Источник
Математика для малышей
Развивающие игры для детей 2, 3 лет
Обучение малышей математике
В возрасте 2, 3 лет у ребенка появляются элементарные математические представления. Он уже знаком с основными направлениями: вперед, назад, вверх, вниз, вбок; способен различать предметы по размеру (большой, маленький, такой же), определять их множество (один, два, много).
Полезно иметь наборы одинаковых игрушек, например, деревянных елочек или грибочков. Детям очень нравятся обыкновенные матрешки, которые можно использовать и для сюжетных игр.
Найди пару
Игра развивает внимание, восприятие, умение сравнивать
Необходимый инвентарь: карточки с нарисованными парными предметами, или парные игрушки. Можно воспользоваться специальными наборами, купленными в магазине.
◈ Разложите карточки (игрушки) перед ребенком и предложите ему найти подходящую пару для каждого предмета.
Счетные палочки
Игра помогает освоить счёт, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии.
Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей, соломинок, хвоинок).
◈ Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, ежика, стрекозу, цветы, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.
◈ Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).
Яблоки созрели
Игра помогает освоить счет
Необходимый инвентарь: плотный цветной картон, ножницы, нитки, пуговицы.
◈ Вырежьте из картона дерево и несколько яблок. На ветки пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам.
◈ Во время сбора урожая ребенок «отстегивает» яблоки.
◈ Из нескольких яблонь можно сделать сад, добавив к ним другие деревья, например, грушевые, вишневые, сливовые или абрикосовые.
◈ Если проявить немного терпения и добавить к яблокам цветы, то этот материал можно использовать в качестве иллюстрации процесса созревания плодов. При этом необходимо рассказать малышу, что деревья сначала цветут, а потом плодоносят.
Помоги собрать урожай
Игра способствует разбитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов.
◈ Разложите овощи и фрукты (или картинки с их изображением) вперемешку. Попросите ребенка собрать и сложить в одну корзинку фрукты, а в другую — овощи.
◈ Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.
Две дороги
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что узкая полоска — это дорога для маленьких машин, а широкая — для больших.
◈ Покажите, как наложением полос друг на друга можно определить, какая из них шире.
◈ Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.
◈ Покатайте машины по дорогам.
◈ Склеивая между собой полоски различной ширины, можно построить целую сеть дорог.
Выбери дорогу
Игра способствует развитию навыков классифицирования, развивает умение сравнивать.
Необходимый инвентарь: картон или бумага, машинки разного размера.
◈ Вырежьте из картона (бумаги) две полосы разной ширины. Объясните ребенку, что это дороги для машин.
◈ Попросите его выбрать машины, для которых подойдет узкая дорога. И наоборот, выбрать дорогу, по которой сможет проехать та или иная машина.
Матрёшка
Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.
Необходимый инвентарь: набор матрешек.
◈ Почти все дети любят матрешки.
◈ Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.
◈ Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.
◈ Постепенно покажите ему всех матрешек.
Кто быстрее
Игра помогает освоить понятия «длинное» — «короткое».
Необходимый инвентарь: две машинки, веревочки.
◈ Привяжите к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдайте малышу машину с короткой веревочкой.
◈ Предложите посмотреть, чья машина «доберется» до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш.
◈ Положив веревочки рядом, наглядно покажите, что такое длинное и короткое.
Горка
Игра способствует развитию логического мышления.
Необходимый инвентарь: картон или дощечки.
◈ Сделайте небольшую горку из картона, дощечек или любых других подручных материалов.
◈ С горки можно скатывать небольшие машинки, шарики, пупсиков.
◈ Поставьте перед горкой кубик и покажите, как скатившаяся машинка останавливается, ударившись о кубик.
Строим башню
Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счёта, сравнения.
Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.
◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно отсортировав кубики.
◈ В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.
Геометрические фигуры
Игра учит различать предметы по цвету и форме
Необходимый инвентарь: пять разноцветных кругов, вырезанных из картона.
◈ Рассмотрите с малышом один из кругов, рассказывая ему: «Это круг. Он красного цвета. На что он похож?». Поищите в комнате предметы круглой формы. ◈ Изучайте круги разного цвета.
◈ После того как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом диапазон цвета.
◈ Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Воспользуйтесь методом ассоциаций.
Разберемся
Игра способствует развитию навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: 3 круга и 3 квадрата, вырезанных из картона.
◈ Перемешайте фигуры. Попросите ребенка помочь вам отобрать только круги.
◈ После этого раскрасьте круги одним цветом, а для раскрашивания квадратов используйте другой цвет.
Один – туда, один — сюда
Игра способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.
Необходимый инвентарь: две емкости (ведерки, коробки), кубики или мелкие предметы.
◈ Выложите перед малышом кубики и поставьте два ведерка или две коробки. Предложите малышу разложить кубики по коробкам.
◈ Беря в руку кубик и помещая его в коробку, говорите: «Один — в эту коробку, вот еще один — в другую».
◈ Когда ребенок усвоит понятие «один», начинайте брать по два предмета: «Я положу два кубика в эту коробку, а ты положи, пожалуйста, два кубика в другую коробку».
Много мало
Игра способствует развитию логического мышления, знакомит с элементарными математическими понятиями
Необходимый инвентарь: две одинаковые коробки, кубики одного цвета.
◈ В одну коробку положите 10 кубиков, а в другую — 3. Предложив малышу построить башню или дом, попросите: «Принеси мне, пожалуйста, коробку, в которой лежит много кубиков». Если ребенок затрудняется, помогите ему.
◈ После того, как вы построили башни, сравните, какая из них выше (та, в которой кубиков больше).
◈ Чаще повторяйте слова «много», «мало», употребляя их в различных ситуациях.
«Раз ступенька…»
Игра помогает освоить счет
◈ Поднимаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он будет делать это сам, когда поймет суть игры.
◈ Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т. д.
Геометрический магазин
Игра помогает изучить форму предметов, освоить счет
Необходимый инвентарь: игрушки с четкими геометрическими формами (мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки), геометрические фигурки, вырезанные из картона.
◈ Пригласите малыша в магазин. Объясните, что в вашем магазине игрушки продаются за деньги (в качестве которых используются геометрические фигуры), но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует форме вырезанной геометрической фигурки. Например, мяч можно купить за картонный кружок, кубик — за квадрат и т. д.
◈ Затем усложните задачу, объяснив малышу, что, например, за два квадратика можно купить два кубика.
Спрячь в ладошке
Игра развивает умение соотносишь предметы по величине
Необходимый инвентарь: маленький и большой шарики.
◈ Дайте малышу шарики. Скажите: «Сейчас я покажу тебе фокус!». Заберите маленький шарик и спрячьте его в ладошке. Попросите кроху сделать то же самое.
◈ Предложите повторить фокус с большим шариком. Объясните, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке.
◈ Сравните шарики между собой, затем с ладошкой малыша.
◈ Проделывайте подобные фокусы с любыми мелкими предметами.
Раздай тарелочки
Игра знакомит с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной»
Необходимый инвентарь: 10 пластиковых тарелок.
◈ Дайте малышу стопку пластиковых тарелок. Обратите его внимание на количество посуды, оперируя словами «много», «целая стопка тарелок».
◈ Попросите раздать по одной тарелке всем членам семьи или игрушкам. Комментируйте действия ребенка: «Папе дали тарелку, теперь у папы одна тарелка…».
◈ После раздачи посуды сделайте заключение: «Раздали целую стопку посуды и у всех по одной тарелочке. Теперь давай соберем тарелки обратно. Смотри, у тебя опять много тарелок».
Грибок к грибку
Игра способствует развитию моторики, учит соотносить количественные множества, помогает освоить понятие «столько же, сколько»
Необходимый инвентарь: 5 желтых и 5 оранжевых грибов, вырезанных из картона.
◈ Объясните малышу правила: вы выкладываете один грибок, под ним малыш должен положить свой гриб. Обращайте внимание малыша на то, что выкладывать фигурки надо слева направо. Это позволит ребенку приобрести навыки, в дальнейшем необходимые для того, чтобы правильно писать. Выложив все грибы, прокомментируйте: «Я положила 5 грибов, и ты положил 5 грибов. Значит твоих грибов столько же, сколько моих, их поровну».
◈ Вместо вырезанных грибов можно использовать кубики двух цветов или любые другие игрушки, которые можно разделить на две части.
Подбери крышку
Игра развивает навыки классифицирования и сопоставления предметов
Необходимый инвентарь: кастрюли с крышками.
◈ Дети с удовольствием проводят время вместе с мамой на кухне.
◈ Пока вы готовите, расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки и теперь вы не знаете, какая крышка от какой кастрюли.
◈ Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.
Бабушкины блины
Игра способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку
Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.
◈ Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.
Рекомендуем посмотреть:
Игры на развитие внимания дошкольников
Занятия с детьми 2-3-4 лет
Игры на развитие мелкой моторики детей 2-3-4 года
Игры на развитие творческих способностей детей 2-3-4 года
Игры, развивающие речь ребёнка 2, 3 лет
Источник
Развитие каждого ребенка в некоторой степени повторяет историю человечества. Следуя этой аналогии, можно сделать предположение, что математика для малышей так же важна, как и для наших предков на заре цивилизации. Поэтому дети начинают открывать для себя науку о числах чуть ли не с рождения, и задача взрослых — помочь им в этом, направив по верному пути.
Когда и с чего начинать
Математика — это не только цифры. Прежде всего, это способ познания и описания мира, охватывающий такие понятия, как размер, количество, форма. Поэтому как только малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру, можно считать, что обучение началось. Оно пойдет естественным путем, так же как и процесс овладения речью, и будет включать следующие этапы:
- осознание многообразия форм и размеров различных предметов;
- появление способности сравнивать: большой — маленький, далеко — близко, много — мало;
- разделение понятий «один» и «много»;
- счет до 5, до 10 (для этого традиционно используются пальцы на руках, что предположительно и стало причиной возникновения десятичной системы счисления);
- обратный счет в этих же пределах;
- простые арифметические действия — сложение и вычитание.
В раннем возрасте достаточно лишь мягко подталкивать ребенка к сравнению различных объектов окружающей действительности. Общаясь с малышом дома или на прогулке, нужно обращать его внимание на то, что есть большие и маленькие объекты — игрушки, деревья и трава, собаки разных пород, легковые и грузовые автомобили.
Следующий этап — счет. Обычно к 2-3 годам дети уже имеют представление о том, что две конфеты — лучше, чем одна, а три — совсем хорошо. Многие в этом возрасте ориентируются в пределах 10, но если малыш только к 4 или 5 годам начинает осваивать счет — это тоже норма. Именно возраст 5 лет психологи условно считают наиболее благоприятным (сензитивным) для начала занятий математикой.
Как только ребенок проявит интерес к счету, нужно поддержать его в этом увлечении, не стоит ждать наступления какого-то определенного возраста.
Целенаправленное обучение счету
Основная задача родителя — заинтересовать малыша, и в этом помогут увлекательные математические игры, основой для которых может стать все, что нас окружает. Когда ребенок усвоит разницу между понятиями «один» и «много», его ждет потрясающее открытие: любое множество предметов можно пересчитать. Чтобы сформировать и закрепить этот навык, педагоги рекомендуют родителям взять за правило пересчитывать вслух все, на что обращает внимание малыш: камушки, пуговицы, птицы на дереве, пальчиковые игрушки. Таким образом дети усваивают, что цифры — это не абстракция, ими обозначаются конкретные вещи.
Пересчитывая что бы то ни было, важно не забывать о сравнениях: спрашивать малыша, чего больше, меньше, столько же. Такие упражнения помогут ему запомнить порядок цифр и подготовят почву для арифметических действий. Занятия обязательно должны проходить в игровой форме. Например, можно предложить ребенку изобразить козленка, который умеет считать до 10 (или до 5) и посадить на кораблик соответствующее число пассажиров, которыми могут быть небольшие фигурки. Потом игрушечные персонажи могут сойти с корабля на берег в обратном порядке, и теперь их нужно будет посчитать уже от 10 до 1.
Хорошим подспорьем станут детали конструктора «Лего», размер которых должен соответствовать возрасту ребенка. На этом материале очень наглядными становятся сложение и вычитание, то есть соединение и разъединение кирпичиков с одинаковым или различным количеством точек. В процессе строительства дети, уже знакомые с основами счета, по-новому посмотрят на конструктор, с которым играли раньше. Теперь они смогут точно определить, какая деталь к чему подходит.
В этот же период желательно познакомить ребенка с основными геометрическими формами — кругом, квадратом, треугольником, показать, как они различаются по количеству углов.
Знакомство с графическим изображением цифр
В 3-5 лет, если счет до 10 усвоен хорошо, рекомендуется переходить к изучению графического изображения цифр. Как и в случае с буквами, здесь родителям и воспитателям помогут карточки, фигурки из магнитной азбуки, развивающие кубики, другие игрушки.
Вот 5 занимательных упражнений, которые помогут малышу научиться свободно обращаться с числами в пределах 10:
- Игра в магазин. Нужно взять несколько предметов в качестве товаров и изготовить к ним ценники. Для расчетов можно использовать настоящие монеты или нарисовать игрушечные купюры самим. Масштаб и сложность игры будут зависеть от уровня подготовки ребенка.
- «Потеряшки». Понадобятся вырезанные из любого плотного материала или изображенные на карточках цифры. Они «заблудились», и нужно найти их места: это могут быть нарисованные на листе бумаги предметы в количестве, соответствующем цифре, или просто составленные вместе одинаковые игрушки, счетные палочки, кучки печенья — вариаций бесконечное множество.
- «Зарядка». Ведущий показывает написанную на бумаге цифру, а ребенок делает соответствующее количество движений — прыжков, приседаний, наклонов или других упражнений, которые ему нравятся.
- Лепка. Для детей важно иметь возможность создавать что-то своими руками, и вылепленные из пластилина или соленого теста цифры вызовут у них положительные эмоции, что очень полезно для запоминания.
- Развивающие видео. В интернете есть огромное количество красочных детских роликов, посвященных изучению цифр. Если ответственно подойти к их выбору, то интерес малыша и закрепление знаний обеспечены.
Каждому ребенку требуется индивидуальный подход, и лучше всего с задачей обучения основам счета справятся родители. Все, что для этого нужно, — желание и фантазия, помогающая превратить даже самую сложную задачу в игру, как это сделала автор блога о раннем развитии Ольга Шумская.
Источник