Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка

Ольга Елфимова
Методическая разработка «Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности»

Выполнил воспитатель высшей категории Елфимова О. А. МБДОУ Красносельский детский сад»

1. Актуализация выбранной темы

Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков — не цель, а одно из средств достижения этой главной цели.

Осознание, принятие и практическая реализация педагогом идеи развития личности в изобразительной деятельности предполагает знание ответов, прежде всего на такие вопросы,как: что такое личность? Каковы ее основные характеристики? Каковы закономерности ее развития?

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Влияние изодеятельности на развитие творческих способностей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого-педагогического анализа. В целом ряде исследований и методических разработок Т. Н. Дороновой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, А. И. Сакулиной, Е. А. Флериной показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации на разных этапах дошкольного детства.Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого — Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель — и многие отечественные исследователи.Их работы свидетельствуют: «занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние».

Целью разностороннего развития ребёнка в изодеятельности является – формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей.

Для достижения цели определены следующие задачи:

Формировать способы художественного творческого отражения своих представлений об окружающем мире, овладевать навыками изодеятельности.

Развивать нравственно-эстетический аспект художественной деятельности, формировать ценностное отношение к действительности.

• Использовать новые педагогические технологии, опыт.

• Овладевать техническими умениями и навыками различными изобразительными средствами.

Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа).

• Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;

• Обогащать содержание детских работ; совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности;

• Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

Используя данные задачи, разрабатывается перспективное планирование, основанное на дидактических принципах.

Дидактические принципы:

1. Гуманизация знаний и представлений детей об окружающем мире.

2. Систематизация содержания художественного образования детей.

3. Сочетание обучающего компонента с развивающим.

4. Целостность, системность, сезонность, цикличность.

5. Соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости.

6. Учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире. Дети-пятилетки могут рисовать на самые разнообразные темы. Однако, из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому, порой, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется.

Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы следующие условия.

Условия, которые способствуют развитию творчества у детей:

1. Планирование содержания и методов обучения, учитывая взаимосвязь всех видов изодеятельности.

2. Организация педагогического процесса на основе интеграции видов искусства, способствующего накоплению впечатлений, эмоций, опыта.

3. Использование разнообразных видов работы с детьми.

4. Предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, доступность любого материала для изодеятельности.

5. Использование в дальнейшем результатов детского художественного творчества.

6. Создание творческой, доброжелательной атмосферы на каждом занятии, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству.

7. Предоставление возможности для совместного творчества.

8. Обогащение эмоционально-интеллектуального опыт ребенка.

Чем богаче опыт, тем разнообразнее по содержанию детские рисунки. Известно, что если до 4 лет не спешить с показом способов рисования, но при этом заботиться о накоплении у малыша сенсорного опыта, то он значительно раньше начинает изображать сложные предметы.

Многие дети не способны самостоятельно оценить красоту какого-либо предмета или явления. В этом мы должны помочь, иначе понятие «красиво» останется формальным для ребенка, не приобретет конкретного смысла. Для того, чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог сам должен уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания, минуты тишины.

Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути обучения и воспитания, т. е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов учитывается характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальные особенности детей.

Методы и приемы, используемые на занятиях по изодеятельности:

1. Словесные методы:

– объяснение

– описание

– разъяснение

2. Наглядные методы:

– наблюдения (натуральных объектов в реальных условиях и в групповых условиях)

– иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плоских моделей, плакатов)

видеометод

3. Практические методы:

– упражнения

– синхронное рисование

– самостоятельный показ детьми известного способа рисования

– прием «пассивных» движений с неуверенными детьми

– частичный показ способа рисования

4. Игровой метод.

Важным условием успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми на изодеятельности:

– логопедизация на каждом занятии

– дидактические игры

– пальчиковые игры

– физкультминутки

– художественное слово

– элементы психогимнастики и релаксационные упражнения

– музыкальное сопровождение

– графические и живописные упражнения

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Поэтому так важны занятия с детьми художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Все мы в детстве были художниками. Почему же увлечение это проходит? В детских работах всё чаще прослеживается однообразие, бедность цвета, одноплановость. Наблюдения показали, что у современного ребенка, который живет в непростых условиях художественного социума, исчез интерес к искусству, ослабло стремление к творческому проявлению.

А основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время — время информационных технологий — требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Следовательно, процесс формирования личности ребенка в изобразительной деятельности — это в первую очередь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта изобразительной деятельности. Детская изобразительная деятельность выявляет не только общие психологические черты ребенка периода дошкольного детства, но и некоторые особенности, общие для всех видов деятельности в этот период

Как же найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить? Как развить творческий потенциал всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, страшась заглушить способности?

Проблема актуальна, и необходимо более углубленно работать над развитием творческих способностей детей.

Поступление ребенка в школу, вхождение его в новое детско-взрослое сообщество, в новую деятельность – учебную – связано с большим психологическим напряжением. Поэтому задачи полноценного физического и психического развития ребенка в период дошкольного детства и адекватной закономерностям его развития психологической подготовки к школе остаются всегда актуальными. К сожалению, в современной массовой практике это, на наш взгляд, магистральное направление в обучении детей изобразительной деятельности используется не достаточно, что не способствует развитию самостоятельности, творческости как качеств личности, крайне важных для успешного обучения в школе. Есть основания полагать, что своевременное и адекватное возможностям дошкольника развитие субъектной позиции ребенка в специфических видах деятельности (игре, рисовании, лепке) – одно из основных условий успешного становления и развития его как субъекта учебной деятельности в школе.

Данная проблема в период современного времени выделена в ФГОС в области художественно-эстетического развития.

Источник

Светлана Фёдорова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».

Творчество (креативность) — активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %.

Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.

Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно — творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации)ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное — создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество — один из любимых видов детской деятельности.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели ставим следующие задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обратимся к современной классификации методов, авторами которой являются И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин.

Для развития детского творчестваможно применить следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.Такими стимулами могут быть:

— игра, которая является основным видом деятельности детей;

— сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

— просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

— живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Далее обратимся к рассмотрению различных способов рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия воспитателей с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада.

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись. Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Автором картины может стать любой человек, не зависимо от возраста, пола, профессии и социального статуса. Раскрытие творческих способностей идет в обход сознания человека по короткому пути – «сердце — кончики пальцев».

Наукой доказано, что пальцевая живопись оказывает терапевтический эффект. Это, безусловно, так, творческие люди меньше болеют, легче справляются со стрессовыми ситуациями, так как во время творческого акта происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства, которые находят материальное воплощение в картине. Терапевтический эффект наблюдается не только в момент создания полотна (нормализация пульса и артериального давления, антистрессорный эффект, гармонизация внутреннего состояния, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой.

Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.

В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками.

В этом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка.

Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель — ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т. д.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Нужно нанести на листок немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным.

Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.

Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать недостающие детали.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов.

Далее следует предложить технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т. е. оттиск изображения).

Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы — матрицы, живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.

Чтобы нарисовать картину в технике монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощенно. Необходимо работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати. Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают.

Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.

Когда отпечаток слегка подсохнет, его дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие пятна несколькими движениями превращают в морских рыбок.

Вот и всё – монотипия готова!

Существует ещё одна разновидность данной техники — монотипия пейзажная, когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток).

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе).

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

В дальнейшем можно несколько разнообразить эту технику и получить цветной граттаж. Сначала протонировать лист бумаги цветной акварелью, а затем нанести воск и тушь. Тогда штрихи будут цветными. Хотите изобразить праздничный салют? Тогда на бумагу следует нанести цветные пятна акварелью, затем слой воска, слой туши. Теперь процарапать рисунок. И вот уже темное ночное небо расцвело красными, зелеными, синими огнями.

Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Источник