Занятие методика развития речи ребенка

Людмила Шевякова
Методика проведения занятий по развитию речи (из личного опыта)

Методика проведения занятий по речевому развитию.

1. На занятиях по речевому развитию решается комплекс задач:

• по связной речи,

• звуковой культуре,

• грамматике,

• по словарной работе.

Всё занятие планируется так, что его итогом является связная речь — описание, рассуждение или повествование. Задания на развитие словаря, на грамматику, на развитие звуковой стороны речи — являются подготовительным этапом к составлению текста, поэтому всё это должно найти отражение в детских рассказах, будь то описание, повествовательный рассказ или рассуждение.

В занятии должна быть игровая мотивация, т. е. игровая цель, ради которой мы всё это выполняем. Например, помогаем Пончику приготовить борщ (тема «Овощи, спешим на помощь Матроскину и Шарику в Простоквашино (тема «Дом. птицы», помогаем найти пропавшего щенка (тема «Дом. животные», составляем книгу с рассказами или сказками,, помогаем бабушке Федоре навести порядок с посудой, а Маше – растеряше – стать аккуратной, готовимся к конкурсу, участвуем в телевизионной программе, открываем мастерскую и т. д. И для решения этой цели выполняем различные задания и упражнения на грамматику, на звуковую культуру речи, на развитие словаря, и как итог, составляем связный текст (описание, повествование — рассказ или сказка, рассуждение).

2. Связная речь. К связной речи относится:

• Описание

• Повествование

• Рассуждение

• Пересказ

Описание. В старшей группе учим детей самостоятельно описывать разнообразные объекты, придерживаясь чёткой структуры.

Для чёткого понимания детьми структуры описания можно использовать модель – круг, разрезанный на три неравные части: две маленькие части – начало и концовка, одна большая часть – середина, можно использовать модели в виде солнца или в виде ромашки. В этом возрасте используем деловое описание и художественное, дети учатся отличать деловое описание от художественного. Для описания используем план, как словесный, так и в виде схемы. Важно использовать мотивацию для описания, дети должны знать, для чего они описывают объект — например, потерялась собака или кошка, надо дать объявление в газету или по радио; надо встретить гостя, а встречающий не знает, как он выглядит, кто-то хочет сделать заказ по телефону, а это требует подробного описания, требуется сделать рекламу чего-либо, надо кого-то или что-то похвалить, чтобы помирить друзей, ну и т. д.

Повествование. Продолжаем обучать составлению повествовательных текстов – рассказов и сказок, используя средства выразительности – синонимы, описания, диалоги. Детей учим отличать сказки от рассказов по их языковым особенностям: рассказы обычно начинаются со слов «как-то раз», «однажды», «дело было», в них нет традиционных сказочных выражений, концовок. Сказки же чаще всего начинаются с традиционных зачинов типа «жили-были», «в некотором царстве», «за морями, за лесами», в сказках встречаются сказочные слова, выражения, обязательно присутствует сказочная концовка. У всех повествовательных текстов обязательно должны быть начало, середина и конец. Формируем у детей умение связывать между собой предложения и части текста, используя слова связки типа «и вот, тогда, и вдруг, неожиданно, к счастью и т. д. Чтобы дети чётко усвоили структуру рассказа, можно использовать модель – поезд (паровоз, два вагончика). Составление повествовательных рассказов может быть

• по картине,

• по серии сюжетных картин,

• по предметным картинкам,

• из личного опыта.

По серии картин использовать схему не имеет смысла, по остальным видам используем схемы.

Рассуждение. В старшем дошкольном возрасте формируем представления о рассуждении как типе речи, в котором присутствует тезис, доказательство и вывод. Обучаем рассуждать на разном материале – на литературных произведениях, на природоведческом материале, на объяснение отгадок к загадкам, на убеждении кого-либо в чём-то. При обучении рассуждению можно использовать символ – дерево, где ствол – тезис, ветки – доказательство, крона – вывод. При затруднении в рассуждении можно использовать совместное и коллективное доказательство, когда дети дополняют объяснение аргументами. Рассуждение обычно начинается со слов «я думаю», «по-моему», «я считаю», «мне кажется» — так выдвигаем свой тезис, затем идёт доказательство – «потому что, во-первых., во-вторых». И делаем вывод — «таким образом», «значит», «выходит», «получается», «следовательно».

Пересказ. Для пересказа следует подбирать произведения сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью. При пересказе проходим следующие этапы:

• Сначала читаем произведение без установки на пересказ,

проводим беседу для уточнения идеи произведения (чему учит эта сказка, характеристики героев, разъяснения незнакомых слов и выражений, обратить внимание на языковые особенности (если есть фразеологизмы, эпитеты, сравнения, пословицы, поговорки).

• Читаем повторно с установкой на запоминание и последующий пересказ текста.

• Если произведение детям хорошо знакомо, то читать нужно сразу на установку пересказа. В старшей группе продолжаем интерпретацию детьми литературных текстов, когда в знакомые сказки вводится новый персонаж, или заменяется один персонаж другим героем, когда герои одной сказки попадают в другие обстоятельства (старая сказка на новый лад) или герой одной сказки попадает в другую сказку. Обучаем детей рассказывать тексты от лица литературных героев. Например, сказка «Лиса и козёл», сначала рассказать от третьего лица, потом – как рассказал бы хозяин, который вытащил козла из колодца, как рассказала бы Лиса своим лисятам, вернувшись домой, а как рассказал бы её козёл. В этом случае рассказывают только то, что увидел конкретный персонаж, рассказывает от первого лица. Также и по другим сказкам, можно вести пересказ от лица всех персонажей – детям нравится представлять себя сказочными героями и рассказывать, что с ними произошло. Здесь есть возможность детям понять, что чувствовали герои сказки, как каждый отнёсся к этой ситуации, проявляются артистические способности детей, развивается выразительность речи, фантазия, а самое главное – не падает интерес слушателей. Здесь можно использовать игрушки, кукольный театр, эмблемы, шапочки персонажей.

3. Словарная работа

В старшей группе большое внимание уделяется умению обобщать («Скажи одним словом», подбирать более точные по смыслу слова — синонимы – «Скажи по-другому» (на подбор синонимов): мальчик бежит – мчится, несётся, летит, торопится; снег идёт – падает, кружится, летит, сыплется, порхает, валится, ребёнок весёлый – радостный, счастливый, довольный, смеющийся., «Скажи точнее», «Подбери более точное слово», «А как ещё можно сказать?». Умение подбирать синонимы имеет большое значение при составлении текстов, чтобы в них не повторялись одни и те же слова. Развиваем понимание многозначности слов «О чём ещё так можно сказать?», «Какие ещё ты знаешь иголки?», «мальчик идёт, а кто и что ещё может идти?» В словарь детей вводим слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, подбираем притяжательные прилагательные (волчий, заячий).

Упражнение на подбор антонимов «Скажи наоборот»: длинный — короткий, толстый – тонкий, широкий – узкий, горячо-холодно, карандаш – ластик, мыло – грязь, холод – жара и т. д.

При подборе антонимов также мотивируем задание– поможем Маше определить, какая одежда нужна ей к утреннику: не грязная, а (чистая, не мятая, а (глаженая, не старая, а (новая, не повседневная, а (нарядная, не тёмная, а … (светлая) и т. д.

Незаменимы игры в лото – в этих играх можно решать уйму задач. Перед началом игры воспитатель предупреждает, как должен отвечать игрок, если у него есть такая картинка, и только после правильного ответа воспитатель отдаёт ему картинку. Например, воспитатель показывает картинку, ребёнок говорит: это лимон, он кислый, можно усложнить – назвать два или три признака (цвет, вкус, форму)

При подборе детьми слов (предметов, признаков, глаголов, наречий) эффективно работает приём поощрения фишками, наклейками, фигурками, эмблемами, картинками.

Также хорошо активизируется словарь как в личных, так и в командных в соревнованиях «кто больше назовёт»

4. Грамматический строй речи

В старшей группе продолжаем учить согласовывать существительные с трудными формами глаголов, существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, образовывать существительные и прилагательные при помощи суффиксов (мороз — морозный, лист — лиственный, глаголы при помощи приставок (бежал — забежал – убежал, понимать смысловые оттенки вновь образованных слов (берёза — берёзонька, умный — умнейший). Составляем сложные предложения, используя различные союзы и союзные слова (потому что; оттого, что; так, как; из-за того, что и т. д.) Учим правильно употреблять трудные предлоги (из, из-за, из-под, к, над и т. п.)

Игра «Прятки» или «Чего не стало, кого не стало» перед детьми картинки с изображением живых или неживых предметов, например, детёнышей птиц или животных. Картинки по очереди переворачиваются, дети отвечают на вопрос «кого не стало?» — утят, цыплят, котят, медвежат и т. д.

Для упражнений можно использовать «волшебную шляпу» — кто надел эту шляпу, превратился в «Хвастунишку»:

Ведущий по очереди надевает «Волшебную шляпу» детям на голову: «У Вани есть шапка», ребёнок в шляпе: «А у меня много шапок».

Превратился в «Жадину»: Ведущий (им может быть и ребёнок) показывает картинку: «Чья чашка?» Ребёнок в шляпе: «Моя чашка»

— Чьё яблоко?

— Моё яблоко,

— Чья груша?

-Моя груша и т. д.

Как вариант игра «Потеряшки»: у всех детей по картинке. Дети по очереди обращаются к товарищам: «Лена, это чья футболка?» Лена: «Моя футболка». И обращаясь к другому ребёнку: «Саша, чьё пальто?» Саша: «Моё пальто»

При выполнении заданий по обогащению словаря или на развитие грамматического строя также важно продумывать мотивацию – зачем мы это делаем. Упражняем в использовании предлогов – помогаем животным отыскать своих детёнышей (зайчонок – под кустом, медвежонок – на дереве, лисёнок – за пеньком и т. п.) Поможем малышу собрать игрушки – достанем пирамидку из-за шкафа, паровозик – из-под кровати и т. д.

Д/игра «Увеличилка»: Маленький – большой – огромный; носик -нос — носище, хвостик – хвост -хвостище, ветерок — ветер – ветрище, домик – дом — домище, глазик – глаз — глазище и т. д. Мотивация может быть такая: чтобы художник правильно изобразил семью медведей, расскажем чем они отличаются друг от друга: медвежонок маленький, медведица большая, медведь огромный, значит, у медвежонка носик, у медведицы -(нос, у медведя — носище. (лапки, лапы, лапищи; зубки – зубы — зубищи и т. д)

Вариант игры: Два домика –в одном живёт Уменьшалка, в другом доме Увеличилка. Один ребёнок будет Уменьшалкой, другой — Увеличилкой, можно две команды. Воспитатель называет слова, первый ребёнок называет это слово с уменьшительным суффиксом, другой с увеличительным. Затем можно поменяться.

5. ЗКР

В старшей группе учим вычленять из фразы слова с заданным звуком, определять место звука в слове, различать гласные — согласные, звонкие — глухие, твёрдые — мягкие звуки, определять количество слогов в слове. Формируем представление детей о звуке, слоге, слове, предложении, тексте. Продолжаем отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи, умение пользоваться различной интонацией. Учим детей определять слова, сходные по звучанию, т. е. подбирать рифму.

Для дифференциации звуков можно использовать упражнение – «Услышал звук – хлопни в ладоши»: Медведь любит мёд. Поэтому он любит все слова со звуком «МЬ». Как услышите этот звук – хлопните в ладоши: мышка, мишка, майка, марка, мялка и т. д. Так можно давать задание на любые звуки.

Разные речевые задачи необходимо включать и в другие занятия: например, по математике – согласование существительных с числительными (восемь морковок, две редиски, согласование существительных с прилагательными в роде числе и падеже (не стало синего треугольника, красный круг лежит рядом с зелёным квадратом) Употребление наречий –справа, слева, вверху, внизу, подбор антонимов (тонкий — толстый, узкий — широкий) и т. п. Хорошо вписываются в занятия по математике рассуждение (докажи, что это круг, описание – (опиши фигуру).

Источник

Тема:  «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».

Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх.  На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?). Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.

  1. Цель занятия.

        Развивать диалогическую речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказках; работать над структурой повествовательного текста (по вопросам воспитателя). Связная речь: учить составлять небольшой рассказ с помощью взрослого. Является разработка методических приемов, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

  1. Задачи

                        Рассказать, показать иллюстрации, довести до детей младшего дошкольного возраста.

  1. Тип занятия.

«Знакомство с книгой»

  1. Форма занятия.

        Способствовать развитию речи, через игровую деятельность, обеспечивая положительный эмоциональный фон.

        Воспитатель задает загадки детям, а дети должны правильно ответить.

  1. Продолжительность.

20 — 25 минут.

  1. Участники.

Воспитатель и воспитанники.

  1. Возраст обучающихся.

2 – 3 года

  1. Материалы и оборудование.

Книги, аудио прибор, иллюстрации.

  1. Подготовка.

                Подготовка учебного пособия, подключение аудио прибора в сеть, расставить стулья, так чтобы всем детям было видно. Рассадить детей на стулья.

  1.  Методы работы с детьми

                Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.

                Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.

                Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

                Для этого воспитателю необходимо:

— Проводить беседы с детьми

— Читать познавательные рассказы, литературу.

— Помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

                Педагог всем своим поведением должен дать понять ребенку, что он рад общению с малышом, готов выслушать его и не намерен торопиться. Доброжелательность и внимание воспитателя совершат чудо: малыш постарается подольше удержать вас около себя, используя слово.

  1.  Структура занятия.

Этап занятия

Содержание

Время

проговаривание изолированного звука;

отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова);

закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.

Задаются загадки, на которые ребенок должен дать ответ.

Прочесть стихотворение, рассказ, сказку, выучить несколько строчек с ребенком.

произнесение несложных звукосочетаний (при тенденции к общей смягчённой речи в звукоподражаниях, начинающихся с согласного звука (му-у, тук-тук, динь-дон и т. п.), чётче проявляются (и легче исправляются дефекты речи);

Детские загадки должны быть увлекательными, смешными, немного сложными, чтобы ребенок не сразу догадался. Детям свойственно любопытство. Им понравятся загадки для детей на сообразительность. За гранью серьезности, среди зашифрованных ответов, тайн и секретов, начинается игра воображения, в процессе которой развивается логическое, ассоциативное и творческое мышление детей.

10 минут

15 минут

  1.  Ход занятия.

 Ребята, я сегодня хочу вам рассказать о чем — то очень интересном!

— Ой кто — то к нам стучится.

— К нам в гости пришел зайка и принес подарок.

— А что это за подарок вы должны угадать.

— » Не дерево, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает «.

— Правильно это книга!

— Веселый зайка приготовил для нас сюрприз. Он хочет пригласить нас в сказочную страну Книг.

-Давайте закроем глаза и переместимся из нашего садика в страну Книг.

— Открывайте глаза.

— Что вы видите! (ответы детей)

— Да в стране Книг — живут книги и рисунки. Давайте подойдем поближе и рассмотрим какие же здесь книги и рисунки.

— Рассмотрели? Давайте сядет на стульчики и поговорим о книгах.

— Из чего состоит книга? Книги бывают разные, в одних печатают стихотворения, в других рассказы, сказки, загадки, пословицы.

— Почему вы любите книги? (ответы детей)

— Кто рисует рисунки в книгах?

-Да рисуют рисунки художники. Посмотрите на этой фотографии вы видите замечательного художника. Он рисовал красочные картинки к сказкам, потешкам. Посмотрите у нас на доске висят его работы к знакомым вам потешкам, (зачитать потешки, рассматривание иллюстраций к патешкам). Обратите внимание на наряды его героев, на дивные узоры, которыми украшены избы, лавочки, салфетки и полотенца, на волшебную красоту его цветов, деревьев, кустарников.

— Любите ли вы рассматривать картинки в книжках?

— Ребята картинки в книгах называют-иллюстрацией. Давайте повторим все вместе, теперь Никита, София, Маша.

— Многие художники любят рисовать иллюстрации к детским книгам. Они хотят помочь вам представить героев сказок, рассказов, потешек понять содержание книги. Чем ярче, красочней иллюстрации в книге, тем больше нам хочется ее листать, рассматривать.

— Можно ли по рисункам догадаться, о чем эта книга? (Показать 2 -3 книги)

ФИЗМИНУТКА:

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик круглый бок:

вверх-вниз, прыг-скок.

В книжке зонт, открой и пой,

Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой-

Ведь у киски мех такой!

Д/ игра «Какая сказка?»

— Какие вы молодцы все сказки угадали. Наверное, много книг вам читали ваши родители и мы с вами тоже много читали и рассматривали иллюстрации.

— А теперь посмотрите на эту книгу — какая она?

— Много людей трудилось что бы изготовить эту книгу (писатель написал, художник нарисовал иллюстрации, на бумажной фабрике сделали книгу что бы вы могли почитать и рассмотреть ее.

— Дети, скажите как надо относится к книге? (ответы детей)

— Молодцы правильно. Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.

— Вот наше путешествие в страну Книг подошло к концу. Кто мне скажет, что нового мы узнали в стране Книг (ответы детей)

— Молодцы!

— Давайте скажем зайке большое спасибо за подарок и интересное путешествие! И скажем ему до свидания.

  1.  Литература.
  1. В.Н. Волочкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж 2004 г.
  2. И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ», интегрированные занятия, Москва 2006 г.
  3. Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 4-5 лет», Москва 2005 г.
  4. Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», Москва 2007 г.

Источник