Занятие для ребенка 3 лет с нарушением в развитие
Татьяна Михайловна Раздрогова
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей 3–4 лет, имеющих нарушения зрительных функций
Путешествие в песочную страну
Цели: используя возможности комплексного воздействия современных, в том числе здоровьесберегающих, технологий, содействовать благоприятному развитию дошкольников 3-4 лет с нарушенным зрением, а также обеспечить коррекционную помощь в развитии их зрительных функций.
Задачи:
Коррекционные
1. Укреплять глазодвигательные мышцы, используя комплекс глазодвигательной гимнастики
2. Развивать осязание и мелкую моторику
3. Содействовать формированию сенсорных эталонов.
Развивающие
4. Развивать познавательные психические процессы: восприятие, память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственные представления.
5. Развивать коммуникативные навыки.
6. Стимулировать развитие фантазии и речевой активности.
7. Средствами цветотерапии воздействовать на психоэмоциональный фон воспитанников, способствуя достижению благоприятного эмоционального состояния и оптимальной активности.
Воспитательные
8. Воспитывать желание оказывать помощь нуждающимся в ней, развивать эмпатию
9. Закрепить правила поведения при совместной работе с песком.
10. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: световой интерактивный планшет, персонажи «Мудрая сова», «Песочная Фея»; игры «Шнур-затейник», двухцветный квадрат Воскобовича, «Кораблик «Плюх-плюх», рыбки разного цвета и размера, мелкие игрушки, картинки по лексическим темам: контурные, силуэтные, цветные.
Предварительная работа:
1. Знакомство с песком и песочницей.
2. Знакомство и правилами поведения и техникой безопасности в процессе игр с песком.
3. Знакомство с разными техниками рисования на интерактивном песочном планшете.
4. Знакомство с играми Воскобовича.
Ход занятия.
Педагог: Здравствуйте, дети! Сегодня мы отправимся в волшебную страну. Но чтобы попасть в нее, необходимо хорошо потрудиться. Вы готовы? (Ответы детей)
Давайте сделаем волшебную дорожку – нам в этом поможет Шнур-затейник. А в страну мы можем попасть, если по этой дорожке пробегут наши пальчики.
Дети выкладывают из шнура дорожки разной формы, продевая шнур через отверстия, далее «пробегают» пальчиками по контуру получившейся дорожки.
Педагог: Привела нас волшебная дорожка к синему морю, за которым и находится волшебная страна. Как же нам через море перебраться? (Ответы детей: на самолете, ракете, вертолёте, пароходе).
Педагог: Смотрите, ребята – к нам на помощь спешит Волшебный Квадрат, который может превращаться в разные предметы. Вы его помните? Он приходил уже к нам в гости и мы вместе играли. Давайте вспомним, во что Волшебный Квадрат превращался в прошлый раз? (Ответы детей). Возьмите себе по Квадрату и превратите его в тот предмет, который вам понравился в прошлый раз больше всего.
Дети самостоятельно складывают из «Квадрата» одну из знакомых им фигур по собственному выбору: домик, конфетку, светофор и пр.
Педагог: а теперь давайте сложим из квадрата лодочки, на которых мы переправимся на другой берег.
Дети складывают лодочки из «Волшебного Квадрата» Воскобовича.
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, что мы можем с вами делать, чтобы не скучать во время плавания? (Ответы детей). Молодцы! Как вы много всего предложили. А давайте будем вместе ловить рыбу?
Игра «Рыболов»: дети удочками с магнитами «вылавливают» рыбок. Сначала они ловят любую понравившуюся рыбку, после чего называют ее цвет и размер, например, «я поймал красную большую рыбку». Потом дети ловят рыбку такого цвета и размера, которые попросит педагог, например, «поймайте, пожалуйста, синюю маленькую рыбку».
Педагог: Ребята, рыбки очень просят взять их с собой в волшебную страну. Они хотят там жить. Выполним их просьбу? (Ответы детей)
А теперь нам нужно, чтобы наши глазки отдохнули после рыбалки. Давайте вместе с солнышком сделаем зрительную гимнастику.
Дети под руководством педагога выполняют гимнастику для глаз «Солнышко».
Педагог:
А теперь вдвоем с тобой
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
(Дети, взявшись за руки, качаются вправо-влево, вперед-назад).
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
(Дети садятся на коврик и изображают то, как они гребет на веслах).
К берегу пристала лодка.
Мы на берег прыгнем ловко.
(Дети встают и подпрыгивают на месте).
Педагог подводит детей к интерактивному песочному планшету.
Педагог: Вот мы и подошли к границе Волшебной Страны. Но чтобы нас впустили, нам нужно вытянуть вперед руки и сказать заклинание.
Дети вытягивают руки над песочницей ладонями вниз и вслед за педагогом произносят «волшебные» слова.
В ладони наши посмотри
В них доброту, любовь найди,
Песочная Фея, приди!
Появляется Фея.
Фея:
Вы – такие молодцы!
Вы – волшебники-творцы.
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом
Правила моей страны,
Очень все они просты.
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране –
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок – мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить,
Чтоб запомнить и дружить.
(стихи Т. Д. Занкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко)
(Дети повторяют за Феей правила поведения при игре в интерактивной песочнице).
Фея: Как хорошо, что вы пришли. У нас случилась беда и нам необходима ваша помощь. На Волшебную страну налетел ураган. Сильный ветер сломал деревья, дома, высушил речку, разбросал песок. Вы поможете нам восстановить Страну? (Ответы детей)
Педагог: Ребята, давайте создадим речку снова и выпустим в нее наших рыбок.
Включается синяя подсветка. Дети рисуют речку, используя одновременно указательный, средний и безымянный пальцы. Затем по очереди «выпускают» рыбок, называя их цвет и размер.
Фея: А вот сказочный фиолетовый лес. Но деревья в нем сломаны ураганом! Ребята, мудрая сова, которая живет в лесу, просит вас нам помочь!
Педагог: Давайте вместе «вырастим» новые деревья и лес станет краше прежнего!
В интерактивной песочнице включается фиолетовая подсветка.
Дети одним пальчиком рисуют разные деревья, называют их. Появляется Мудрая Сова.
Мудрая Сова: Спасибо большое! Теперь у лесных жителей будут новые дома. А теперь я вам загадаю загадку, и вы угадаете, кто из лесных жителей мой лучший друг.
Лежала между елками
Подушечка с иголками,
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Дети отгадывают загадку.
Педагог: Давайте найдем ежиков в волшебном лесу и поиграем с ними.
Дети находят в песочнице массажный мячики – «ежики» под елками в песочнице и делают с их помощью самомассаж, катая мячик между ладонями. Самомассаж происходит под стихотворное сопровождение.
Ежик-ежик – чудачок
Сшил колючий пиджачок.
Спрячем в ручки мы ежа,
Не найдёт его лиса.
Покатай его немножко –
След оставит на ладошке.
Мудрая Сова: А давайте посмотрим, какие красивые следы могут оставить ежики на песочке.
Дети рисуют ежиками на поверхности песка, катая мячик пальчиками, ладошками.
Фея: Спасибо, ребята. Вы помогли нам восстановить волшебную страну. Посмотрите, какая красота у нас получилась! Это потому, что мы работали дружно, помогали друг другу. А теперь в благодарность солнышко нашей волшебной страны хочет подарить вам свое тепло, добро, хорошее настроение.
Включается желтая подсветка. Фея рисует окружность, а дети рисуют лучи разной формы – прямые, волнистые, зигзагообразные, прерывистые. Потом берутся за руки, закрывают глаза и дают возможность солнечному теплу и добру «наполнить» их.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной и ее обитателями, совершили много хороших поступков. У меня радостное настроение. А у вас? (Ответы детей). А давайте каждый нарисует свое настроение?
Дети изображают свое настроение, используя разные приемы рисунков на песке – отпечатками ладошек, кулачками, пальчиками и пр.
Педагог: А теперь пришло время прощаться с Песочной Феей и Мудрой Совой. Давайте поблагодарим жителей волшебной страны за гостеприимство и скажем им «до свидания»! Вытяните руки над песочницей ладонями вниз и повторяйте за мной.
В ладошки наши посмотри –
Мудрее стали ведь они
Спасибо, мудрый наш песок,
Ты нам добрее стать помог.
Фея: До свидания, ребята! Мы с Мудрой Совой будем ждать, когда вы снова к нам приедете, а чтобы вы могли вернуться в свой родной детский садик мы дарим вам волшебный кораблик.
Фея дарит кораблик «Плюх-Плюх». Дети его рассматривают и «плывут» на нем в детский сад.
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие. Скажите, пожалуйста,
— Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей)
— Какие задания было выполнять трудно, а какие легко? (Ответы детей)
— В какое путешествие вы бы хотели отправиться в следующий раз? (Ответы детей).
А теперь до свидания. Но не грустите, впереди нас ждет очень много замечательных путешествий.
Источник
Клебанова Мария Александровна
Конспект индивидуального логопедического занятия с неговорящим ребенком (ЗРР, моторная алалия) 3–4 лет
Данный материал может использоваться для занятий с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи на начальных этапах работы.
Цель занятия: развитие активной подражательной речи (гласные звуки, звукоподражания)
Коррекционно-образовательные задачи:
— развивать активное воспроизведение гласных звуков и рядов;
— учить выполнять инструкции логопеда;
— развивать слухоречевую память;
— развивать фонематический слух (подготовительный этап);
— формировать направленную воздушную струю;
— уточнять и обогащать пассивный (номинативный) словарный запас по теме «Животные».
Коррекционно-развивающие задачи:
— развивать неречевые психические процессы (мышление, память, внимание);
— развивать мелкую моторику, ручной и артикуляционный праксис.
Коррекционно-воспитательные задачи:
— воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, познавательный интерес.
Оборудование: фигурки животных, ватные шарики, геометрический счетный материал, фигурные палочки для канапе, карточки с изображением животных.
Ход занятия:
1. Орг. момент: Здравствуй, Аня. Посмотри, кто у нас сегодня на занятии! Это ки-са! Как киса говорит? (Мяу). А это пёс. Как пёс говорит? (Ав). А это? Мышь. Как мышь пищит? (Пи)
Давай поиграем с ними сегодня.
2. Развитие фонематического слуха. Игра «Кто пришёл?»
Логопед: Послушай, как киса стучит: /-/.
А пёс так: //-/
А мышка так: //-//.
Угадай, кто так постучал.
(Логопед отстукивает ритм, ребенок угадывает, кто это)
3. Дыхательная гимнастика «Птенчики».
Логопед: Что у меня в руках? (Ва-та).
Давай я сделаю из нее птенчиков. (Логопед катает из ваты два маленьких шарика)
Смотри, птенчики живут в гнезде. Сделай такое же гнездо.
(Ребенок складывает ладони «лодочкой».)
Птенчики хотят летать. Давай им поможем. Дуй.
(Сначала ребенок делает слабый выдох — птенчики боятся, теперь сильный — птенчики научились летать)
Упражнение повторяется 3-4 раза.
4. Развитие артикуляционного праксиса. Игра «Угадай кто?»
Логопед предлагает ребенку посмотреть на палочки (для канапе) и запомнить фигурки.
Логопед: Теперь закрой глаза, открой рот и язычком оближи фигурку. Потом открой глаза и догадайся, кто это был?
(ребенок выполняет действие и выбирает из 3 фигурок нужную)
5. Физминутка (развитие ручного праксиса)
Кулачок-ладошка
Мы ползем как кошка!
(Ритмично сжимаемразжимаем кулачки на столе — сначала обе руки вместе, затем попеременно)
6. Воспроизведение рядов гласных (логоритмика):
Логопед: Посмотри и сделай как я:
— Руки вверх — А, руки в стороны — У, руки вниз — И
(Важно повторение сразу трех звуков с движениями)
— Молодец!
— Теперь давай построим дорогу для кисы. Она пойдет домой. Помоги ей.
(Логопед начинает выкладывать геометрические фигуры на столе в последовательности: круг, квадрат, треугольник. Ребенок продолжает эту цепочку)
Логопед: Теперь ставь киску на фигурку и произноси звуки: круг-А, квадрат — И, треугольник — У.
(Ребенок запоминает последовательность, перемещает фигурку, одновременно произнося звуки: А, И, У)
— Молодец! Дом! Ки-са до-ма!
7. Развитие слухоречевой памяти:
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, с изображением животных (кошка, мишка, собака, заяц, слон, мышка).
Логопед: Дай мне:
— Собаку и зайца
— Кошку и мышку
— Слона, мишку и кошку и т. д.
8. Итог занятия.
— Как же мы здорово с тобой поиграли! Давай скажем нашим животным: Пока! (ребенок показывает жестом, либо произносит)
Ты придешь еще поиграть? (Да)
Источник
Оксана Бельмас
Речевое развитие ребенка в 3–4 года: нормы и особенности, рекомендуемые упражнения
В этом возрасте малыши уже научились логически мыслить и делать собственные выводы о предметах, с которыми познакомились в процессе игровой деятельности. Главной особенностью развития речи 3-4-летних детей является способность активному общению с людьми. Они говорят даже тогда, когда им сложно выговаривать предложения, состоящие из длинных конструкций. Трудности с произношением слов (гласных, шипящих звуков) присущи многим детям данного возраста, поэтому не считаются отклонением от общепринятых медицинских норм. Однако если есть подозрения, что речевые навыки нарушены, тогда нужно проконсультироваться у детского педиатра или логопеда.
Особенности развития речи ребенка 3-4 лет
Речевое развитие детей 3 и 4 лет проходит определенные стадии коммуникативного общения. Поначалу ребенок обучается речи с родителями, а затем усовершенствует свои навыки в дошкольном заведении.
На четвертом месяце жизни многие малыши хорошо выговаривают односложные фразы, и даже учатся выстраивать речь из сложных предложений. Бывает, что кроху очень трудно понять, так как речевые функции еще плохо развиты. Особо это заметно, когда произнося слова, трехмесячный ребенок делает паузы, пропускает предлоги, неправильно ставит окончания или ударения.
Характерными особенностями развития речи большинства детей 3-4 лет, которые являются нормой, являются такие показатели:
в активном лексиконе появляется много вопросов: почему? зачем? что будет?;
мальчики и девочки стараются проговаривать предложения, состоящие из 3-4 слов;
в норме словарный запас ребенка на 3 году насчитывает около 1500 слов, а в четыре года – более 2500 слов;
ребенок пытается запомнить и логично пересказать услышанные звуки, стишки, потешки, речь взрослых.
Речь ребенка в 4 года постоянно усовершенствуется и становится более понятной. Он уже достаточно освоил грамматику, правильно составляет фразы и даже может ответить без ошибок связанным предложением. Появляется больше частей речи и сложносочиненных фраз. При разговоре используются имя прилагательные, местоимения, предлоги и союзы. Заметно улучшается артикуляция и употребление глаголов по числам, лицам.
Нормативы речевого развития детей
Развитие речи у детей 3-4 лет в пределах нормы предполагает четкое понимание мамой и папой своего ребенка. Однако этот показатель сугубо индивидуален. Согласно статистическим данным, коммуникативные способности у большинства мальчиков формируются позже, чем у девочек. Период задержки персональных навыков может достигать двух-трех месяцев.
Речевой аппарат ребенка развивается по мере его взросления. Он имеет свои особенности, которые зависят от ряда факторов – социально-бытовых и физиологических. К первым относят, хорошая атмосфера в семье (отсутствие ссор между родителями) и ежедневные занятия с малышом. К физиологическим факторам причисляют – периферические и мозговые механизмы. Эти центры речи расположены в коре мозга и хранят «речевые образы», которые накапливаются в процессе обучения.
Несмотря на индивидуальные показатели, нужно учесть и общепринятые нормы оценки развития речи у ребенка 3-4 лет. Заинтересованность родителей в том, чтоб кроха правильно овладел речью, позволит избежать многих препятствий в будущем.
В 4 года речь ребенка должна отвечать определенным нормативам. Отклонения от норм в психологическом развитии возможны, но не значительные.
Желательно чтобы в этом возрасте малыш умел:
рассказать про себя (проговорить имя, фамилию, адрес проживания);
описать предложенную картинку, пересказать любимый «мультик» или сказку;
точно повторять слова и предложения, которые услышал;
разговаривать на пониженных и повышенных тонах;
произносить большую часть звуков, за исключением сонорных («р», «л») и шипящих («с», «ш», «щ»);
хорошо понимать, о чем идет речь.
называть действия домашних животных – «кошка лежит», «собачка гавкает».
При обнаружении несоответствия по нескольким вышеуказанным пунктам обратитесь за помощью к педиатру. Возможно, что малышу попросту не хватает родительской поддержки и внимания, которые являются препятствием в обучении навыков и умений. В случае выявления более серьезных нарушений в задержке развития речи, врач может назначить ребенку комплексное обследование, с привлечением других специалистов (психиатра, логопеда, невролога).
Как научить малыша говорить правильно?
Даже когда с малышом 3 лет все в порядке, его словарный запас нужно развивать постоянно. Для коррекции речи ребенка желательно привлечь логопеда, который подберет правильную методику обучения, учитывая его индивидуальные особенности. Такие тренинги способствуют логическому мышлению и улучшению артикуляции.
Речевое развитие детишек в три года протекает в динамической форме. В этот период очень важно соблюдать предельную осторожность, не спешить усложнять занятия и вскоре проблемы развития речи у вашего ребенка останутся позади.
Какие же занятия необходимо проводить с детьми на дому, чтоб они быстрее освоили такие навыки? Детские логопеды дают несколько проверенных методических рекомендаций:
Проговаривайте вслух все действия. Например, «Аня идет гулять на улицу», «принеси теплую кофточку», либо «сейчас мы сядем за столик кушать кашку».
Вносите коррективы в свою речь. Во время общения с ребенком используйте разные способы интонации (громкость, интенсивность, протяжность).
Используйте дидактические материалы и логопедические пособия, направленные на коррекцию речевых нарушений.
Учите малыша выражать свои мысли с помощью общения. Старайтесь меньше жестикулировать, когда объясняете новые предметы.
Просите кроху выразительно озвучивать его любимых персонажей («мишку косолапого», «зайчика», «белочку», девочку «Машу» из мультфильма).
Стремитесь расширить словарный запас путем скороговорок и ежедневных повторений фраз. Это научит ребенка лучше говорить и больше запоминать информации.
Приучайте к разным формам речи – от двухстороннего диалога до описания конкретного объекта.
Следите за правильным синтаксическим построением предложений (число, падеж, род).
Во время прогулок давайте ребенку возможность выговориться. Задавайте как можно больше вопросов, учите отвечать развернуто на предметы. Делайте подсказки, если ему сложно ответить. Поощряйте за добрые дела.
Речь четырехлетнего малыша не должна быть слишком громкой или тихой. Пытайтесь научить его разговаривать в определенном темпе и следите за тем, чтоб он не «тараторил» и не тянул слова.
Улучшить работу центров головного мозга и произношение связанных слов помогает мелкая моторика. Давайте ребенку лепить пластилин, собирать пазлы. Увлекайте его в мир игровых занятий, от этого он получит только пользу. Обобщайте назначение предметов: Краски и фломастеры – ими рисуют», «полочки в шкафу – на них складывают детские вещи», «из чашек – пьют чай, молоко и другие напитки».
Постоянно развивайте органы, участвующие в воспроизведении звуков (язык, губы, лицевые мышцы). Дефекты речи у детей можно исправить с помощью артикуляционной гимнастики. Главное – это не перенасытить 3- 4 летнего ребенка упражнениями. Постарайтесь составить программу так, чтоб разбить занятия по укреплению артикуляционного аппарата на несколько дней.
Упражняемся с помощью игр
Всем известно, что игры и игрушки являются интересным и увлекательным видом деятельности для многих детей. С помощью «забав» маленький дошкольник тренирует память, внимание и учится логически мыслить. В процессе игровых занятий ребенок даже не замечает, как самостоятельно развивает речь, обогащая ее новыми, более сложными словоформами. Плюсом будет, если родители 2-3 годовалого малыша будут ему помогать в освоении лексического богатства. Хорошим примером может послужить: чтение книжек, разучивание стихов либо песен из мультфильмов.
Речевую практику детей целесообразно расширять и другими полезными играми и упражнениями, среди которых:
Развиваем логику». Расставить кастрюли и крышки по размеру, от большего к меньшему, пускай малыш учится правильно складывать «шляпки». Заставить его подумать поможет упражнение, когда нужно вычесть из нескольких предметов один ненужный. Например, расставить на столе 6 карандашей и один фломастер, после спросить: «какой предмет здесь будет лишний?» Не менее полезными для логического развития являются занятия, при которых ребенок учится собирать конструкторы, делать лепки, объединять предметы по форме (шершавые, ребристые, гладкие) или общим признакам (синий, красный, желтый).
«Тренируем память». Например, такое упражнение: назвать с закрытыми глазами, что нарисовано на листе бумаги, а потом указать, какие появились изменения на картинке (дорисованные одним из родителей). Еще вариант, пускай ребенок запомнит разложенные перед ним игрушки и отвернется в сторону. В это время добавьте один предмет и попросите его назвать. Во время таких занятий следите за тем, как он выговаривает звуки и не коверкает ли свою речь.
«Учимся правильно употреблять формы слов». Цель – употребление предлогов («на», «под», «перед», «около»). Игра заключается в перемещении предметов и проговаривания их места нахождения. К примеру, «кошка сидит на столе», «попугайчик залетел в клетку», «пупсик упал под стульчик». Полезным будет упражнение на угадывание ребенком предметов. Из нескольких игрушек мама выбирает одну и описывает ее признаки, а кроха должен догадаться, о чем идет рассказ.
«Упражнения на силу произношения голоса». Цель игры – называть предметы выразительно и громко. Тренировать силу голоса можно при помощи ролевых игр. Отличным помощником здесь станут народные сказки. Мама читает сказочный материал («Маша и Медведь», «Царевна лягушка», меняя интонацию и выразительность речи, затем просит ребенка озвучить одного из героев.
Развитие диалоговой речи. Цель методики – научить малыша выстраивать разные связные предложения. Этого можно достичь при непосредственном общении с крохой, путем развернутых вопросов-ответов. Ребенку легче строить речевые формы, если он будет повторять рассказ за вами. Чаще задавайте вопросы: «что он сейчас делает», «кто говорит мяу-мяу», «найди отличие на картинке», «какое изображение он видит на рисунке».
Речь детей необходимо развивать последовательно, учитывая их возрастные особенности и уровень общего развития 3-4 летних малышей. Все проводимые игры должны быть не сложными, чтоб не утомлять и не раздражать кроху. Желательно отдать ребенка в садик, где среди ровесников, ему легче развить навыки речи и научиться разговаривать правильно.
Источник