Замещение смягчение недостатка развития сохранными возможностями ребенка

Коррекция —(от лат. correktio – исправление)

Коррекция отклоняющегося развития –система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей.

В коррекционном воздействии выделяют два направления:

1) коррекция отдельных дефектов и их последствий;

2) целостное влияние на личность ребёнка.

По мнению И.А.Шаповал:

· коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс;

· коррекция опирается на функции, оставшиеся в той или иной мере сохранными и приспособление происходит, прежде всего, за счет интенсивного использования сохранных анализаторов;

· коррекция вторичных нарушений тем сложнее, чем они ближе к первопричине (например, нарушение произношения у глухих)

Коррекционно-воспитательная работа – коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребёнка.

Компенсация психологическая— процесс, направленный на достижение или восстановления чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных сферах жизни.

Компенсация нарушения (дефекта) –возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции.

Одна из главных задач специальной психологии – поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях.

И.А.Шаповалсчитает, что компенсаторные процессы проходят несколько фаз:

— обнаружение нарушения в работе организма;

— оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности;

— формирование программы компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов индивида;

— отслеживание реализации программы;

— закрепление достигнутых результатов.

Рассматривая компенсацию отклонений как процесс, следует учитывать ряд обстоятельств:

1. Процессы компенсации у детей, в отличие от взрослых, глубоко специфичны.

2. Детская психика обладает огромной пластичностью.

3. При оценке возможностей развития функций у ребёнка необходимо учитывать не только реальный уровень, но и зону ближайшего развития.

4. При отклоняющемся развитии сохраняется тот же принцип протекания нервных процессов, что и при развитии в норме.

5. Процесс компенсации развивается одновременно по разным каналам.

6. Этапы возрастного развития и компенсации тесно связаны друг с другом, но не тождественны.

7. Длительность, место и роль каждого этапа компенсации зависят как от внутренних факторов отклонения в развитии, так и от социальных условий.

Закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации Л.С.Выготского:положительное своебразие ребёнка с отклоняющимся развитием создаётся в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, но тем, что их выпадение вызывает к жизни новые образования, представляющие в своём единстве реакцию личности на дефект.

Л.С.Выготский выделил следующие особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации:

1. Включение ребёнка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта.

2. Применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и коррегирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями. Чем теснее связь вторичного отклонения с вторичным дефектом, тем сложнее коррекция.

3. Специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребёнка интереса к деятельности и потребности в ней.

4. Включение людей с нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество.

5. Уровень компенсации определяется 1) характером и степенью дефекта, резервными силами организма и 2) внешними социальными условиями.

Рекомендуемая литература по теме:

Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребёнка.

Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.

https:// chuprov.boom.ru

http: // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0

http: // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml

http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156

http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектируйте работу Л.С.Выготского «К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребёнка».

2.Внимательно прочитайте обстоятельства, которые И.А.Шаповалпредлагает учитывать в процессе компенсации. Раскройте содержание каждого из них.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое коррекция отклоняющегося развития?

2. Что такое компенсация нарушения развития?

3. В чём основной смысл закона превращения минуса дефекта в плюс компенсации Л.С.Выготского?

4. В чём состоят основные идеи теории компенсации Л.С.Выготского?

5. Какие особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации выделил Л.С.Выготский?

Источник

2.  Дизонтогенез – это:

а) особый вид развития;

б) отклонение от нормального развития;

в) развитие в условиях повышенных требований;

г) развитие в условиях пониженных требований.

3.  Возможность ребенка с помощью взрослого или в сотрудничестве с взрослым путем подражания выполнить то, что он не может сделать самостоятельно, и таким образом подняться на более высокую ступень развития (обязательно учитывается при обучении детей с отклонениями в психофизическом развитии) называется:

а) зоной ближайшего развития;

б) зоной актуального развития;

в) зоной перспективного развития;

г) нет верного ответа

4.  Целостная система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванного нарушением здоровья, стойким расстройством функций организма – это:

а) абилитация;

б) регенерация;

в) реабилитация;

г) адаптация.

5.  К какому виду дизонтогенеза относят нарушения зрения и слуха:

а) дефицитарное развитие;

б) искаженное развитие;

в) поврежденное развитие;

г) дисгармоническое развитие.

6.  Какой вид ведущей деятельности преобладает у учащихся начальной школы, развивающихся соответственно возрастной норме?

а) спортивная деятельность;

б) эмоциональное общение со взрослым;

в) сюжетно-ролевая игра;

г) учебная деятельность.

7.  К поврежденному психическому развитию относится:

а) олигофрения;

б) деменция;

в) ЗПР;

г) все ответы верны.

8.  Понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое общение с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях, всё же возможно, носит название:

а) глухота;

б) тугоухость;

в) патогенез;

г) мутизм.

9.  ЗПР, связанная с неблагоприятными условиями воспитания, нахождением ребенка в условиях психической депривации – это:

а) ЗПР соматогенного происхождения;

б) ЗПР конституционального происхождения;

в) ЗПР церебрально-органического генеза;

г) ЗПР психогенного происхождения.

10.  Процесс и результат предоставления человеку с ограниченными возможностями прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии – это:

а) адаптация;

б) сегрегация;

в) дифференциация;

г) интеграция.

11.  Закончите предложение, выбрав наиболее точный вариант. «В специальной педагогике применяются…

а) только специальные методы воспитания и обучения;

б) как общепедагогические, так и специфические методы обучения и воспитания;

в) только наглядные методы;

г) только методы словесного обучения.

12.  К какому виду аномального развития относится ЗПР:

а) дисгармоническое развитие;

б) задержанное развитие;

в) дефицитарное развитие;

г) искаженное развитие.

13.  Дети с тяжелой речевой патологией обучаются в учреждениях:

а) IV вида;

б) V вида;

в) VI вида;

г) VII вида.

14.  Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (по уровню психофизического и речевого развития соответствующих возрастной норме и психологически готовых к интеграции) в учреждениях общей системы образования в одном классе с нормально развивающимися детьми по 1–2 человека – это:

а) частичная интеграция;

б) временная интеграция;

в) комбинированная интеграция;

г) полная интеграция.

15.  Процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма называется:

а) декомпенсацией;

б) компенсацией;

в) коррекцией;

г) восстановлением.

16.  К какому виду дизонтогенеза относятся психопатии и патологическое формирование личности?

а) к дисгармоническому;

б) к дефицитарному;

в) общему стойкому недоразвитию;

г) искаженному.

17.  Психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере основных психических потребностей — это:

а) реабилитация;

б) социальная дезадаптация;

в) депривация;

г)декомпенсация.

18.  Определите вариант ЗПР, обусловленный длительными хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками систем организма, в первую очередь сердца:

а) контитуционального типа;

б) церебрально-органического типа;

в) соматогенного типа;

г) психогенного типа.

19.  Основная задача учреждений для детей с умственной отсталостью в умеренной степени:

а) усвоение знаний соответствующих программе начальных классов общеобразовательной школы;

б) усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов С(К)ОУ 8 вида;

в) привитие навыков самообслуживания, воспитание адекватного поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности, элементарных учебных навыков;

г) усвоение знаний, соответствующих программе всех классов С(К)ОУ 8 вида.

20.  Специфический принцип обучения детей с ограниченными возможностями развития

А) активности;

Б) коррекционной направленности;

В) наглядности;

Г) все ответы верны.

21.  Укажите формы организации процесса обучения :

А) наглядные, словесные, практические;

Б) урочные, внеурочные, внеклассные;

В) групповые и индивидуальные занятия;

Г) проекты и репродуктивные задания;

22.  На основе этого принципа происходит объединение детей с ОВЗ в подгруппы для обучения в соответствии с их возможностями и проблемами:

а) принцип системности;

б) принцип дифференцированного подхода;

в) принцип комплексности;

г) принцип доступности (посильности).

23.  Принцип, предполагающий одновременное воздействие разных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект воздействия, называется:

а) принцип системности;

б) принцип комплексности;

в) принцип научности;

г) принцип прочности.

24.  Интегрированное обучение означает:

а) совместное обучение детей, имеющих одни и те же нарушения развития;

б) совместное обучение детей с отклонениями и без отклонений в едином образовательном пространстве;

в) совместное обучение детей с одними и теми же отклонениями, но отличающимися различной степенью выраженности дефекта.

г) нет правильного ответа.

25.  С точки зрения педагогики, процесс воспитания – это:

а) воздействие педагога на воспитанников;

б) самовоспитание;

в) передача социального опыта старших младшим;

г) сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

26.  Основным критерием оценки деятельности педагога является:

а) уровень развития и воспитанности детей, умение применять полученные знания в жизни;

б) количество награждений педагогов;

в) уровень планирования воспитательно-образовательного процесса.

г) умение обеспечить условие для активной детской деятельности.

27.  Комплексный анализ занятия — это:

а) изучение выполнения психологических требований к занятию;

б) выявление и оценка этапов занятия, их целесообразности;

в) одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия;

г) анализ основных дидактических категорий.

28.  К группам детей социального риска не относятся:

а) социальные сироты:

б) талантливые дети;

в) дети с нарушением поведения;

г) безнадзорные и беспризорные дети.

29.  Составляющие социально-адаптивного поведения ребенка-инвалида:

а) отсутствие интереса к окружающему;

а) постоянная потребность в помощи взрослых;

в) умение быть самостоятельным в игре, самообслуживании и элементарных бытовых ситуациях;

г) нет верного ответа.

30.  Недоразвитие речи у умственно отсталых детей подразумевает:

а) нарушения произносительной стороны речи;

б) ограниченность лексического запаса по сравнению с возрастной нормой;

в) нарушение грамматического строя речи;

г) нарушение речи как системы.

31.  Причинами социальной дезадаптации могут быть:

а) отсутствие навыков общения;

б) неадекватная самооценка;

в) повышенная тревожность и боязнь общения;

г) все ответы верны.

32.  Компенсацию можно определить как:

а) систему медицинских средств по исправлению дефекта развития;

б) педагогическое воздействие на развитие психики и личности ребенка;

в) замещение (смягчение) недостатка развития сохранными возможностями ребенка;

г) развитие навыков поведения и общения.

33.  Основные характеристики мышления умственно отсталых детей:

а) конкретность, инертность, нецеленаправленность;

б) алогичность, аутичность, нарушение формального мышления;

в) фантазирование, абстрактность, бредовость;

г) нет верного ответа.

34.  Развитие ребенка с ОВЗ происходит:

а) во время индивидуальных занятий с педагогами;

б) в ходе проведения общеобразовательных уроков;

в) на всех уроках, коррекционно-развивающих занятиях, во внеурочное время;

г) только во время специальных занятий.

35.  В какое образовательное учреждение будет направлен умственно отсталый ребенок с тяжелой речевой патологией:

а) в школу VIII вида;

б) в школу VI вида;

в) в школу IV вида;

г) в школу V вида.

36.  Комплекс реабилитационных мероприятий, устранений педагогической и социальной запущенности, правильная профессиональная ориентация, проводимая с учетом интеллектуальных, сенсорных, речевых и личностных возможностей детей-инвалидов является базой для:

а) психологической реабилитации;

б) социальной;

в) медицинской;

г) педагогической.

37.  В какое образовательное учреждение будет направлен слепой умственно отсталый ребенок?:

а) III вида;

б) I вида;

в) IV вида;

г) VIII вида.

38.  К какому виду дизонтогенеза относится ранний детский аутизм?

а) искаженному;

б) дефицитарному;

в) общему стойкому недоразвитию;

г) задержанному развитию.

39.  Какое понятие имеется в виду, когда говорят об активном приспособлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям окружающей среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе?:

а) развитие;

б) коррекция;

в) компенсация;

г) адаптация.

40.  Для воспитания учащихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях не характерно такое направление, как:

а) трудовое;

б) умственное;

в) идеологическое;

г) эстетическое.

41.  В специальном (коррекционном) образовательном учреждении VII вида обучаются дети:

а) с тяжелой речевой патологией;

б) с умственной отсталостью легкой степени;

в) с задержкой психического развития;

г) с нарушением опорно-двигательного аппарата.

42.  Результатом процесса социализации является:

а) формирование базовых общечеловеческих ценностных ориентаций, установок;

б) формирование социальных знаний, умений, навыков;

в) формирование социально компетентной личности;

г) все ответы правильные.

43.  Выбор метода коррекции при различных нарушениях зависит:

а) от степени знакомства с ним педагога;

б) от его эффективности;

в) от его адекватности имеющимся нарушениям;

г) нет верного ответа.

44.  Ведущая деятельность у детей определяется:

а) этапом развития;

б) окружающими взрослыми;

в) выбором ребенка;

г) нет верного ответа.

45.  Психические процессы у ребенка:

а) развиваются одновременно;

б) имеют преимущественные периоды развития;

в) развиваются независимо друг от друга.

г) все ответы верны.

46.  Психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения ребенка – это:

а) импульсивность;

б) тревожность;

в) ригидность;

г) нет верного ответа.

47.  Девиантное поведение – это:

а) отклоняющееся поведение;

б) асоциальное поведение;

в) криминальное поведение;

г) наркомания.

48.  Важнейшим условием воспитания является:

а) комплексная система коррекционо-воспитательных занятий;

б) организация повседневной жизни и деятельности детей, при которой в практических, личностно значимых ситуациях школьники получают запас необходимых представлений и убеждений;

в) дружный коллектив;

г) нет правильного ответа.

49.  Для правильного выбора средств педагогического воздействия воспитателю необходимо(-ы)

а) хорошо знать особенности структуры дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями, знать возрастные и личностные особенности детей;

б) строгость и последовательность в работе;

в) мягкость и лояльность к детям;

г) игнорировать любые нарушения поведения.

50.  Интегральный внешний показатель внутреннего состояния личности учащегося — это

а) количество друзей;

б) активность во внеклассной работе;

в) поведение;

г) успехи в учебе.

51.  К практическим методам воспитания относятся:

а) внушение;

б) похвала;

в) упражнения;

г) лишение определенных прав.

Источник

ФОЦ для курса «Основы специальной психологии»

Темы рефератов

Проблема депривации в специальной психологии.

Эволюция взглядов Л.С. Выготского на отклоняющееся развитие ребенка.

Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития.

Дети группы риска.

Психология семейного воспитания детей с проблемами в развитии.

Причины отклонений в развитии и факторы их опосредующие.

Соотношение биологических и социальных факторов в дизонтогенезе.

Проблема нормы и патологии в специальной психологии.

Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза.

Речевое развитие слабослышащих детей.

Речь и ее развитие у глухих детей.

Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с отклонениями в развитии.

Психология делинквентного поведения.

Проблемы социализации детей с нарушениями в развитии.

Проблема реабилитации в специальной психологии.

Положение инвалида в современном обществе.

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу «Основы специальной психологии»

Специальная психология, понятие, предмет, объект, задачи.

Понятие и виды нормы, показатели отклонения от нормы.

Аномальные дети и их классификации.

Дизонтогении: этиология нарушений, виды.

Понятие о дефекте, виды и их взаимосвязь.

Виды психического дизонтогенеза.

Типы нарушения психического развития.

Биологические причины дефектов и их роль в развитии аномальных детей.

Социальные причины дефектов и их роль в развитии аномальных детей.

Факторы и закономерности развития аномальных детей.

Компенсация: понятие, механизмы, факторы ее эффективности.

Дети с дефектами слуха: причины, психические особенности детей с дефектами слуха.

Дети с дефектами зрения: причины, психические особенности детей с дефектами зрения.

Дети слепоглухие: особенности развития и обучения.

Дети с ДЦП: виды двигательных нарушений, особенности психического развития.

Дети с расстройствами речи: виды речевых расстройств, особенности психического развития.

Дети с ЗПР: понятие, причины, психические особенности детей.

Сходство и отличие детей с ЗПР от умственной отсталости.

Классификации детей с ЗПР Власовой-Певзнер и Лебединской.

Дети с умственной отсталостью: понятие, причины. Олигофрения и деменция.

Степени олигофрении, их характеристика.

Дети с психопатиями: понятие, причины, критерии, виды психопатий.

Патологические реакции и их виды.

Патологическое формирование личности: понятие и варианты. Виды неправильного воспитания.

Дети с неврозами: понятие, причины, механизмы.

Виды неврозов и их отличия от психопатий.

Дети с начальными проявлениями психических заболеваний.

Дети с реактивными состояниями.

Тестирование контрольное по курсу «Основы специальной психологии»

Тема 1. Теоретические основы специальной психологии

Предметом специальной психологии является:

психика и ее развитие у ребенка с отклоняющимся развитием.

аномальный ребенок,

психика нормального ребенка,

Аномальные дети — это:

дети, имеющие отклонения от нормального физического или психического развития и вследствие этого нуждаются в воспитании и обучении в специальных условиях;

дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического развития и требующие медикаментозного лечения;

дети, имеющие значительные отклонения от нормального психического развития и требующие специального подхода;

дети-инвалиды;

дети, имеющие соматические заболевания и вследствие этого требующие обучения и воспитания в специальных условиях.

Понятие «психокоррекция» означает:

исправление недостатков психического развития,

замещение дефекта,

хирургическое вмешательство.

К эндогенным причинам отклонений в развитии ребенка можно отнести:

наследственность,

ЧМТ,

неблагоприятные условия воспитания

Природа дефекта заключается:

в структуре дефекта,

в строение организма,

во внешнем выражении нарушения.

Министерство социального обеспечения решает задачи по отношению к аномальным детям следующего содержания:

комплексная коррекционная работа психофизических недостатков и трудоустройство инвалидов детства,

образование лиц с нарушениями в развитии,

лечением детей с проблемами в развитии.

«Дефект развития» — это:

недостаток психофизического развития человека,

физическое уродство,

нарушение физиологии человеческого организма.

«Компенсацию» можно определить как:

замещение (смягчение) недостатка развития сохранными возможностями организма и психики ребенка.

систему медицинских средств по исправлению дефекта развития,

педагогическое влияние на развитие психики и личности ребенка

«Социальная адаптация» человека означает:

приспособление человека к социальным условиям, требованиям общества.

приспособление организма человека к бытовым условиям,

приспособление психики человека к климатическим условиям,

№14. К экзогенным причинам отклонений в развитии ребенка относят:

черепно-мозговая травма.

биологические особенности организма,

наследственность,

К биологическим причинам аномального развития не относятся:

родовые травмы.

вирусные и инфекционные заболевания матери во время беременности;

венерические заболевания матери;

хромосомно-генетические отклонения;

несовместимость по резус-фактору;

Понятие о первичном и вторичном дефекте развития было введено:

Л.С. Выготским;

А. Адлером

В.В. Лебединским;

Л. Каннером;

А.Р. Лурия.

Какой блок мозга, выделенный А.Р. Лурия является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные процессы:

третий блок;

первый блок;

второй блок;

в списке нет правильного ответа.

Понятие «психокоррекция» означает:

исправление недостатков психического развития;

замещение дефекта;

хирургическое вмешательство;

медикаментозное лечение.

Природа дефекта заключается:

в структуре дефекта;

в строении организма;

во внешнем выражении нарушения.

Что такое вторичное нарушение?

изменение (ухудшение) функционирования той или иной системы организма вследствие дефекта обеспечивающей ее другой системы организма (например, ухудшение слуха ведет к появлению нарушений речи).

осложнение после болезни;

усиление нарушения после повторного заболевания;

Объектом изучения специальной психологии являются

дети с атипиями

подростки с атипиями

взрослые с атипиями

люди всех возрастов с атипиями

Особые состояния, которые изучает специальная психология, преимущественно возникают

в детском возрасте

в подростковом возрасте

во взрослом возрасте

в любом возрасте

В задачи специальной психологии входит

изучение специфики аномального формирования психической деятельности

определение способа компенсации дефекта

исследование органических основ дефекта

определение вероятности рождения аномального ребенка

Тема Дети с нарушением интеллекта

К разновидности умственной отсталости относят:

олигофрению и деменцию.

шизофрению и эпилепсию,

асфиксию и менингит,

Причинами задержки психического развития (ЗПР) могут быть

длительные соматические заболевания в раннем детстве,

материальный недостаток в семье,

неправильное питание в младенческом возрасте.

К нарушению интеллектуальной деятельности относятся:

умственная отсталость и ЗПР,

РДА и ЗПР,

слепота или глухота.

Классификация олигофрении по М.С. Певзнер предполагает:

5 групп;

3 группы;

4 группы;

6 групп;

2 группы.

умственной отсталости не является:

ЗПР;

идиотия;

имбецильность;

дебильность.

Для умственно отсталых детей характерно:

узость зрительного восприятия;

четкое восприятие окружающего мира;

хорошее распознание спектра цветов;

отсутствие нарушений пространственной ориентировки.

Особенностью памяти умственно отсталых детей не является:

хорошее запоминание учебного материала;

значительное снижение объема памяти;

абстрактный материал запоминается меньше;

запоминание непреднамеренное лучше;

представления о предметах бледны или искажены.

Для умственно отсталых детей характерно:

использование наглядно-действенной формы мышления;

хорошее решение задач;

использование наглядно-образного мышления;

использование словесно-логического мышления.

К задачам первостепенной важности психологии детей со слабовыраженными отклонениями не относятся:

оказание медикаментозной помощи;

разработка принципов и методов раннего выявления слабовыраженных отклонений;

вопросы дифференциальной диагностики, разработка принципов и методов психологической коррекции;

разработка психологических основ концепции предупреждения и устранения дисбаланса между процессами обучения и развития.

В классификацию ЗПР по М.С. Певзнер не входит вариант:

физиологический инфантилизм;

психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы;

психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;

психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

По этиопатогенетическому принципу не является клиническим типом ЗПР:

мышечный;

конституциональный;

соматогенный;

психогенный;

церебрально-органический.

Для детей с ЗПР не характерно:

богатство воображения в игровой деятельности;

присутствие живости и яркости эмоций;

слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний;

преобладание компонента двигательной расторможенности;

внушаемость имеет грубый оттенок.

По степени выраженности речевых нарушений у детей с ЗПР не является:

нарушение звукопроизношения.

изолированный фонетический дефект;

комбинированный дефект;

системное недоразвитие речи;

У детей с ЗПР отсутствует способ разрешения конфликтных ситуаций:

словесного общения;

агрессии;

бегства;

регрессии (возврат) конфликта.

Тема Дети с сенсорными нарушениями

глубине слухового дефекта различают детей:

глухих и слабослышащих,

глухих и позднооглохших,

глухих и глухонемых.

К группе детей с нарушениями слуха не относятся:

с двусторонним отитом;

глухие;

слабослышащие;

ранооглохшие;

позднооглохшие.

У глухих дошкольников:

сюжетные игры простые и однообразные;

сюжетные игры разнообразны;

сюжетные игры наполнены речевым общением;

сюжетные игры сопровождаются внутренней речью;

сюжетные игры не имеют места вообще.

Глухой ребенок позднее всего овладевает:

монологической речью.

жестовой речью;

дактильной речью;

устной речью;

письменной речью;

Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушениями:

зрения

слуха;

речи;

опорно-двигательного аппарата;

интеллекта.

К группе детей с нарушениями зрения не относятся:

с воспалительным заболеванием глаз.

слепые;

слабовидящие;

ослепшие;

слепорожденные;

Дети-дошкольники с нарушениями зрения играют:

активно,

являются организаторами;

не играют совсем;

все ответы правильные.

По степени выраженности дефекта зрения выделяют детей:

слепых и слабовидящих.

плоховидящих и слабовидящих,

практически слепых и абсолютно слепых,

Тема Дети с нарушениями речи

В становлении речи у детей с нарушениями речи отсутствует:

затруднения в овладении развернутых высказываний.

системное недоразвитие речи;

непонимание смысловой стороны речи;

использование слов, усвоенных на чисто вербальной основе;

эхолалия;

К недостаткам письменной речи относятся:

дислексия и дисграфия,

алалия и афазия,

заикание и дизартрия.

К нарушениям устной речи относят:

дефекты произношения и фонематической стороны речи;

нарушения в голосе и дыхании;

нарушения чтения и письма.

К разновидности умственной отсталости относят:

олигофрению и деменцию.

шизофрению и эпилепсию;

асфиксию и менингит;

Причинами задержки психического развития (ЗПР) могут быть:

длительные соматические заболевания в раннем детстве;

материальный недостаток в семье;

неправильное питание в младенческом возрасте.

К нарушениям устной речи относят:

дефекты произношения и фонематической стороны речи,

нарушения в голосе и дыхании

нарушения чтения и письма.

Источник