Замещение смягчение недостатка развития сохранными возможностями ребенка
Коррекция —(от лат. correktio – исправление)
Коррекция отклоняющегося развития –система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей.
В коррекционном воздействии выделяют два направления:
1) коррекция отдельных дефектов и их последствий;
2) целостное влияние на личность ребёнка.
По мнению И.А.Шаповал:
· коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс;
· коррекция опирается на функции, оставшиеся в той или иной мере сохранными и приспособление происходит, прежде всего, за счет интенсивного использования сохранных анализаторов;
· коррекция вторичных нарушений тем сложнее, чем они ближе к первопричине (например, нарушение произношения у глухих)
Коррекционно-воспитательная работа – коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребёнка.
Компенсация психологическая— процесс, направленный на достижение или восстановления чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных сферах жизни.
Компенсация нарушения (дефекта) –возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции.
Одна из главных задач специальной психологии – поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях.
И.А.Шаповалсчитает, что компенсаторные процессы проходят несколько фаз:
— обнаружение нарушения в работе организма;
— оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности;
— формирование программы компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов индивида;
— отслеживание реализации программы;
— закрепление достигнутых результатов.
Рассматривая компенсацию отклонений как процесс, следует учитывать ряд обстоятельств:
1. Процессы компенсации у детей, в отличие от взрослых, глубоко специфичны.
2. Детская психика обладает огромной пластичностью.
3. При оценке возможностей развития функций у ребёнка необходимо учитывать не только реальный уровень, но и зону ближайшего развития.
4. При отклоняющемся развитии сохраняется тот же принцип протекания нервных процессов, что и при развитии в норме.
5. Процесс компенсации развивается одновременно по разным каналам.
6. Этапы возрастного развития и компенсации тесно связаны друг с другом, но не тождественны.
7. Длительность, место и роль каждого этапа компенсации зависят как от внутренних факторов отклонения в развитии, так и от социальных условий.
Закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации Л.С.Выготского:положительное своебразие ребёнка с отклоняющимся развитием создаётся в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, но тем, что их выпадение вызывает к жизни новые образования, представляющие в своём единстве реакцию личности на дефект.
Л.С.Выготский выделил следующие особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации:
1. Включение ребёнка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта.
2. Применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и коррегирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями. Чем теснее связь вторичного отклонения с вторичным дефектом, тем сложнее коррекция.
3. Специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребёнка интереса к деятельности и потребности в ней.
4. Включение людей с нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество.
5. Уровень компенсации определяется 1) характером и степенью дефекта, резервными силами организма и 2) внешними социальными условиями.
Рекомендуемая литература по теме:
Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребёнка.
Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.
Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.
https:// chuprov.boom.ru
http: // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0
http: // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml
http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156
http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm
Задания для самостоятельной работы:
1. Законспектируйте работу Л.С.Выготского «К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребёнка».
2.Внимательно прочитайте обстоятельства, которые И.А.Шаповалпредлагает учитывать в процессе компенсации. Раскройте содержание каждого из них.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое коррекция отклоняющегося развития?
2. Что такое компенсация нарушения развития?
3. В чём основной смысл закона превращения минуса дефекта в плюс компенсации Л.С.Выготского?
4. В чём состоят основные идеи теории компенсации Л.С.Выготского?
5. Какие особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации выделил Л.С.Выготский?
Источник
2. Дизонтогенез – это:
а) особый вид развития;
б) отклонение от нормального развития;
в) развитие в условиях повышенных требований;
г) развитие в условиях пониженных требований.
3. Возможность ребенка с помощью взрослого или в сотрудничестве с взрослым путем подражания выполнить то, что он не может сделать самостоятельно, и таким образом подняться на более высокую ступень развития (обязательно учитывается при обучении детей с отклонениями в психофизическом развитии) называется:
а) зоной ближайшего развития;
б) зоной актуального развития;
в) зоной перспективного развития;
г) нет верного ответа
4. Целостная система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванного нарушением здоровья, стойким расстройством функций организма – это:
а) абилитация;
б) регенерация;
в) реабилитация;
г) адаптация.
5. К какому виду дизонтогенеза относят нарушения зрения и слуха:
а) дефицитарное развитие;
б) искаженное развитие;
в) поврежденное развитие;
г) дисгармоническое развитие.
6. Какой вид ведущей деятельности преобладает у учащихся начальной школы, развивающихся соответственно возрастной норме?
а) спортивная деятельность;
б) эмоциональное общение со взрослым;
в) сюжетно-ролевая игра;
г) учебная деятельность.
7. К поврежденному психическому развитию относится:
а) олигофрения;
б) деменция;
в) ЗПР;
г) все ответы верны.
8. Понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое общение с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях, всё же возможно, носит название:
а) глухота;
б) тугоухость;
в) патогенез;
г) мутизм.
9. ЗПР, связанная с неблагоприятными условиями воспитания, нахождением ребенка в условиях психической депривации – это:
а) ЗПР соматогенного происхождения;
б) ЗПР конституционального происхождения;
в) ЗПР церебрально-органического генеза;
г) ЗПР психогенного происхождения.
10. Процесс и результат предоставления человеку с ограниченными возможностями прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии – это:
а) адаптация;
б) сегрегация;
в) дифференциация;
г) интеграция.
11. Закончите предложение, выбрав наиболее точный вариант. «В специальной педагогике применяются…
а) только специальные методы воспитания и обучения;
б) как общепедагогические, так и специфические методы обучения и воспитания;
в) только наглядные методы;
г) только методы словесного обучения.
12. К какому виду аномального развития относится ЗПР:
а) дисгармоническое развитие;
б) задержанное развитие;
в) дефицитарное развитие;
г) искаженное развитие.
13. Дети с тяжелой речевой патологией обучаются в учреждениях:
а) IV вида;
б) V вида;
в) VI вида;
г) VII вида.
14. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (по уровню психофизического и речевого развития соответствующих возрастной норме и психологически готовых к интеграции) в учреждениях общей системы образования в одном классе с нормально развивающимися детьми по 1–2 человека – это:
а) частичная интеграция;
б) временная интеграция;
в) комбинированная интеграция;
г) полная интеграция.
15. Процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма называется:
а) декомпенсацией;
б) компенсацией;
в) коррекцией;
г) восстановлением.
16. К какому виду дизонтогенеза относятся психопатии и патологическое формирование личности?
а) к дисгармоническому;
б) к дефицитарному;
в) общему стойкому недоразвитию;
г) искаженному.
17. Психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере основных психических потребностей — это:
а) реабилитация;
б) социальная дезадаптация;
в) депривация;
г)декомпенсация.
18. Определите вариант ЗПР, обусловленный длительными хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками систем организма, в первую очередь сердца:
а) контитуционального типа;
б) церебрально-органического типа;
в) соматогенного типа;
г) психогенного типа.
19. Основная задача учреждений для детей с умственной отсталостью в умеренной степени:
а) усвоение знаний соответствующих программе начальных классов общеобразовательной школы;
б) усвоение знаний, соответствующих программе начальных классов С(К)ОУ 8 вида;
в) привитие навыков самообслуживания, воспитание адекватного поведения, формирование элементарных навыков трудовой деятельности, элементарных учебных навыков;
г) усвоение знаний, соответствующих программе всех классов С(К)ОУ 8 вида.
20. Специфический принцип обучения детей с ограниченными возможностями развития
А) активности;
Б) коррекционной направленности;
В) наглядности;
Г) все ответы верны.
21. Укажите формы организации процесса обучения :
А) наглядные, словесные, практические;
Б) урочные, внеурочные, внеклассные;
В) групповые и индивидуальные занятия;
Г) проекты и репродуктивные задания;
22. На основе этого принципа происходит объединение детей с ОВЗ в подгруппы для обучения в соответствии с их возможностями и проблемами:
а) принцип системности;
б) принцип дифференцированного подхода;
в) принцип комплексности;
г) принцип доступности (посильности).
23. Принцип, предполагающий одновременное воздействие разных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект воздействия, называется:
а) принцип системности;
б) принцип комплексности;
в) принцип научности;
г) принцип прочности.
24. Интегрированное обучение означает:
а) совместное обучение детей, имеющих одни и те же нарушения развития;
б) совместное обучение детей с отклонениями и без отклонений в едином образовательном пространстве;
в) совместное обучение детей с одними и теми же отклонениями, но отличающимися различной степенью выраженности дефекта.
г) нет правильного ответа.
25. С точки зрения педагогики, процесс воспитания – это:
а) воздействие педагога на воспитанников;
б) самовоспитание;
в) передача социального опыта старших младшим;
г) сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.
26. Основным критерием оценки деятельности педагога является:
а) уровень развития и воспитанности детей, умение применять полученные знания в жизни;
б) количество награждений педагогов;
в) уровень планирования воспитательно-образовательного процесса.
г) умение обеспечить условие для активной детской деятельности.
27. Комплексный анализ занятия — это:
а) изучение выполнения психологических требований к занятию;
б) выявление и оценка этапов занятия, их целесообразности;
в) одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия;
г) анализ основных дидактических категорий.
28. К группам детей социального риска не относятся:
а) социальные сироты:
б) талантливые дети;
в) дети с нарушением поведения;
г) безнадзорные и беспризорные дети.
29. Составляющие социально-адаптивного поведения ребенка-инвалида:
а) отсутствие интереса к окружающему;
а) постоянная потребность в помощи взрослых;
в) умение быть самостоятельным в игре, самообслуживании и элементарных бытовых ситуациях;
г) нет верного ответа.
30. Недоразвитие речи у умственно отсталых детей подразумевает:
а) нарушения произносительной стороны речи;
б) ограниченность лексического запаса по сравнению с возрастной нормой;
в) нарушение грамматического строя речи;
г) нарушение речи как системы.
31. Причинами социальной дезадаптации могут быть:
а) отсутствие навыков общения;
б) неадекватная самооценка;
в) повышенная тревожность и боязнь общения;
г) все ответы верны.
32. Компенсацию можно определить как:
а) систему медицинских средств по исправлению дефекта развития;
б) педагогическое воздействие на развитие психики и личности ребенка;
в) замещение (смягчение) недостатка развития сохранными возможностями ребенка;
г) развитие навыков поведения и общения.
33. Основные характеристики мышления умственно отсталых детей:
а) конкретность, инертность, нецеленаправленность;
б) алогичность, аутичность, нарушение формального мышления;
в) фантазирование, абстрактность, бредовость;
г) нет верного ответа.
34. Развитие ребенка с ОВЗ происходит:
а) во время индивидуальных занятий с педагогами;
б) в ходе проведения общеобразовательных уроков;
в) на всех уроках, коррекционно-развивающих занятиях, во внеурочное время;
г) только во время специальных занятий.
35. В какое образовательное учреждение будет направлен умственно отсталый ребенок с тяжелой речевой патологией:
а) в школу VIII вида;
б) в школу VI вида;
в) в школу IV вида;
г) в школу V вида.
36. Комплекс реабилитационных мероприятий, устранений педагогической и социальной запущенности, правильная профессиональная ориентация, проводимая с учетом интеллектуальных, сенсорных, речевых и личностных возможностей детей-инвалидов является базой для:
а) психологической реабилитации;
б) социальной;
в) медицинской;
г) педагогической.
37. В какое образовательное учреждение будет направлен слепой умственно отсталый ребенок?:
а) III вида;
б) I вида;
в) IV вида;
г) VIII вида.
38. К какому виду дизонтогенеза относится ранний детский аутизм?
а) искаженному;
б) дефицитарному;
в) общему стойкому недоразвитию;
г) задержанному развитию.
39. Какое понятие имеется в виду, когда говорят об активном приспособлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям окружающей среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе?:
а) развитие;
б) коррекция;
в) компенсация;
г) адаптация.
40. Для воспитания учащихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях не характерно такое направление, как:
а) трудовое;
б) умственное;
в) идеологическое;
г) эстетическое.
41. В специальном (коррекционном) образовательном учреждении VII вида обучаются дети:
а) с тяжелой речевой патологией;
б) с умственной отсталостью легкой степени;
в) с задержкой психического развития;
г) с нарушением опорно-двигательного аппарата.
42. Результатом процесса социализации является:
а) формирование базовых общечеловеческих ценностных ориентаций, установок;
б) формирование социальных знаний, умений, навыков;
в) формирование социально компетентной личности;
г) все ответы правильные.
43. Выбор метода коррекции при различных нарушениях зависит:
а) от степени знакомства с ним педагога;
б) от его эффективности;
в) от его адекватности имеющимся нарушениям;
г) нет верного ответа.
44. Ведущая деятельность у детей определяется:
а) этапом развития;
б) окружающими взрослыми;
в) выбором ребенка;
г) нет верного ответа.
45. Психические процессы у ребенка:
а) развиваются одновременно;
б) имеют преимущественные периоды развития;
в) развиваются независимо друг от друга.
г) все ответы верны.
46. Психологическое состояние повышенного беспокойства, эмоционального напряжения ребенка – это:
а) импульсивность;
б) тревожность;
в) ригидность;
г) нет верного ответа.
47. Девиантное поведение – это:
а) отклоняющееся поведение;
б) асоциальное поведение;
в) криминальное поведение;
г) наркомания.
48. Важнейшим условием воспитания является:
а) комплексная система коррекционо-воспитательных занятий;
б) организация повседневной жизни и деятельности детей, при которой в практических, личностно значимых ситуациях школьники получают запас необходимых представлений и убеждений;
в) дружный коллектив;
г) нет правильного ответа.
49. Для правильного выбора средств педагогического воздействия воспитателю необходимо(-ы)
а) хорошо знать особенности структуры дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями, знать возрастные и личностные особенности детей;
б) строгость и последовательность в работе;
в) мягкость и лояльность к детям;
г) игнорировать любые нарушения поведения.
50. Интегральный внешний показатель внутреннего состояния личности учащегося — это
а) количество друзей;
б) активность во внеклассной работе;
в) поведение;
г) успехи в учебе.
51. К практическим методам воспитания относятся:
а) внушение;
б) похвала;
в) упражнения;
г) лишение определенных прав.
Источник
ФОЦ для курса «Основы специальной психологии»
Темы рефератов
Проблема депривации в специальной психологии.
Эволюция взглядов Л.С. Выготского на отклоняющееся развитие ребенка.
Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития.
Дети группы риска.
Психология семейного воспитания детей с проблемами в развитии.
Причины отклонений в развитии и факторы их опосредующие.
Соотношение биологических и социальных факторов в дизонтогенезе.
Проблема нормы и патологии в специальной психологии.
Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза.
Речевое развитие слабослышащих детей.
Речь и ее развитие у глухих детей.
Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с отклонениями в развитии.
Психология делинквентного поведения.
Проблемы социализации детей с нарушениями в развитии.
Проблема реабилитации в специальной психологии.
Положение инвалида в современном обществе.
Примерный перечень вопросов к зачету по курсу «Основы специальной психологии»
Специальная психология, понятие, предмет, объект, задачи.
Понятие и виды нормы, показатели отклонения от нормы.
Аномальные дети и их классификации.
Дизонтогении: этиология нарушений, виды.
Понятие о дефекте, виды и их взаимосвязь.
Виды психического дизонтогенеза.
Типы нарушения психического развития.
Биологические причины дефектов и их роль в развитии аномальных детей.
Социальные причины дефектов и их роль в развитии аномальных детей.
Факторы и закономерности развития аномальных детей.
Компенсация: понятие, механизмы, факторы ее эффективности.
Дети с дефектами слуха: причины, психические особенности детей с дефектами слуха.
Дети с дефектами зрения: причины, психические особенности детей с дефектами зрения.
Дети слепоглухие: особенности развития и обучения.
Дети с ДЦП: виды двигательных нарушений, особенности психического развития.
Дети с расстройствами речи: виды речевых расстройств, особенности психического развития.
Дети с ЗПР: понятие, причины, психические особенности детей.
Сходство и отличие детей с ЗПР от умственной отсталости.
Классификации детей с ЗПР Власовой-Певзнер и Лебединской.
Дети с умственной отсталостью: понятие, причины. Олигофрения и деменция.
Степени олигофрении, их характеристика.
Дети с психопатиями: понятие, причины, критерии, виды психопатий.
Патологические реакции и их виды.
Патологическое формирование личности: понятие и варианты. Виды неправильного воспитания.
Дети с неврозами: понятие, причины, механизмы.
Виды неврозов и их отличия от психопатий.
Дети с начальными проявлениями психических заболеваний.
Дети с реактивными состояниями.
Тестирование контрольное по курсу «Основы специальной психологии»
Тема 1. Теоретические основы специальной психологии
Предметом специальной психологии является:
психика и ее развитие у ребенка с отклоняющимся развитием.
аномальный ребенок,
психика нормального ребенка,
Аномальные дети — это:
дети, имеющие отклонения от нормального физического или психического развития и вследствие этого нуждаются в воспитании и обучении в специальных условиях;
дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического развития и требующие медикаментозного лечения;
дети, имеющие значительные отклонения от нормального психического развития и требующие специального подхода;
дети-инвалиды;
дети, имеющие соматические заболевания и вследствие этого требующие обучения и воспитания в специальных условиях.
Понятие «психокоррекция» означает:
исправление недостатков психического развития,
замещение дефекта,
хирургическое вмешательство.
К эндогенным причинам отклонений в развитии ребенка можно отнести:
наследственность,
ЧМТ,
неблагоприятные условия воспитания
Природа дефекта заключается:
в структуре дефекта,
в строение организма,
во внешнем выражении нарушения.
Министерство социального обеспечения решает задачи по отношению к аномальным детям следующего содержания:
комплексная коррекционная работа психофизических недостатков и трудоустройство инвалидов детства,
образование лиц с нарушениями в развитии,
лечением детей с проблемами в развитии.
«Дефект развития» — это:
недостаток психофизического развития человека,
физическое уродство,
нарушение физиологии человеческого организма.
«Компенсацию» можно определить как:
замещение (смягчение) недостатка развития сохранными возможностями организма и психики ребенка.
систему медицинских средств по исправлению дефекта развития,
педагогическое влияние на развитие психики и личности ребенка
«Социальная адаптация» человека означает:
приспособление человека к социальным условиям, требованиям общества.
приспособление организма человека к бытовым условиям,
приспособление психики человека к климатическим условиям,
№14. К экзогенным причинам отклонений в развитии ребенка относят:
черепно-мозговая травма.
биологические особенности организма,
наследственность,
К биологическим причинам аномального развития не относятся:
родовые травмы.
вирусные и инфекционные заболевания матери во время беременности;
венерические заболевания матери;
хромосомно-генетические отклонения;
несовместимость по резус-фактору;
Понятие о первичном и вторичном дефекте развития было введено:
Л.С. Выготским;
А. Адлером
В.В. Лебединским;
Л. Каннером;
А.Р. Лурия.
Какой блок мозга, выделенный А.Р. Лурия является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные процессы:
третий блок;
первый блок;
второй блок;
в списке нет правильного ответа.
Понятие «психокоррекция» означает:
исправление недостатков психического развития;
замещение дефекта;
хирургическое вмешательство;
медикаментозное лечение.
Природа дефекта заключается:
в структуре дефекта;
в строении организма;
во внешнем выражении нарушения.
Что такое вторичное нарушение?
изменение (ухудшение) функционирования той или иной системы организма вследствие дефекта обеспечивающей ее другой системы организма (например, ухудшение слуха ведет к появлению нарушений речи).
осложнение после болезни;
усиление нарушения после повторного заболевания;
Объектом изучения специальной психологии являются
дети с атипиями
подростки с атипиями
взрослые с атипиями
люди всех возрастов с атипиями
Особые состояния, которые изучает специальная психология, преимущественно возникают
в детском возрасте
в подростковом возрасте
во взрослом возрасте
в любом возрасте
В задачи специальной психологии входит
изучение специфики аномального формирования психической деятельности
определение способа компенсации дефекта
исследование органических основ дефекта
определение вероятности рождения аномального ребенка
Тема Дети с нарушением интеллекта
К разновидности умственной отсталости относят:
олигофрению и деменцию.
шизофрению и эпилепсию,
асфиксию и менингит,
Причинами задержки психического развития (ЗПР) могут быть
длительные соматические заболевания в раннем детстве,
материальный недостаток в семье,
неправильное питание в младенческом возрасте.
К нарушению интеллектуальной деятельности относятся:
умственная отсталость и ЗПР,
РДА и ЗПР,
слепота или глухота.
Классификация олигофрении по М.С. Певзнер предполагает:
5 групп;
3 группы;
4 группы;
6 групп;
2 группы.
умственной отсталости не является:
ЗПР;
идиотия;
имбецильность;
дебильность.
Для умственно отсталых детей характерно:
узость зрительного восприятия;
четкое восприятие окружающего мира;
хорошее распознание спектра цветов;
отсутствие нарушений пространственной ориентировки.
Особенностью памяти умственно отсталых детей не является:
хорошее запоминание учебного материала;
значительное снижение объема памяти;
абстрактный материал запоминается меньше;
запоминание непреднамеренное лучше;
представления о предметах бледны или искажены.
Для умственно отсталых детей характерно:
использование наглядно-действенной формы мышления;
хорошее решение задач;
использование наглядно-образного мышления;
использование словесно-логического мышления.
К задачам первостепенной важности психологии детей со слабовыраженными отклонениями не относятся:
оказание медикаментозной помощи;
разработка принципов и методов раннего выявления слабовыраженных отклонений;
вопросы дифференциальной диагностики, разработка принципов и методов психологической коррекции;
разработка психологических основ концепции предупреждения и устранения дисбаланса между процессами обучения и развития.
В классификацию ЗПР по М.С. Певзнер не входит вариант:
физиологический инфантилизм;
психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы;
психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;
психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.
По этиопатогенетическому принципу не является клиническим типом ЗПР:
мышечный;
конституциональный;
соматогенный;
психогенный;
церебрально-органический.
Для детей с ЗПР не характерно:
богатство воображения в игровой деятельности;
присутствие живости и яркости эмоций;
слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний;
преобладание компонента двигательной расторможенности;
внушаемость имеет грубый оттенок.
По степени выраженности речевых нарушений у детей с ЗПР не является:
нарушение звукопроизношения.
изолированный фонетический дефект;
комбинированный дефект;
системное недоразвитие речи;
У детей с ЗПР отсутствует способ разрешения конфликтных ситуаций:
словесного общения;
агрессии;
бегства;
регрессии (возврат) конфликта.
Тема Дети с сенсорными нарушениями
глубине слухового дефекта различают детей:
глухих и слабослышащих,
глухих и позднооглохших,
глухих и глухонемых.
К группе детей с нарушениями слуха не относятся:
с двусторонним отитом;
глухие;
слабослышащие;
ранооглохшие;
позднооглохшие.
У глухих дошкольников:
сюжетные игры простые и однообразные;
сюжетные игры разнообразны;
сюжетные игры наполнены речевым общением;
сюжетные игры сопровождаются внутренней речью;
сюжетные игры не имеют места вообще.
Глухой ребенок позднее всего овладевает:
монологической речью.
жестовой речью;
дактильной речью;
устной речью;
письменной речью;
Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушениями:
зрения
слуха;
речи;
опорно-двигательного аппарата;
интеллекта.
К группе детей с нарушениями зрения не относятся:
с воспалительным заболеванием глаз.
слепые;
слабовидящие;
ослепшие;
слепорожденные;
Дети-дошкольники с нарушениями зрения играют:
активно,
являются организаторами;
не играют совсем;
все ответы правильные.
По степени выраженности дефекта зрения выделяют детей:
слепых и слабовидящих.
плоховидящих и слабовидящих,
практически слепых и абсолютно слепых,
Тема Дети с нарушениями речи
В становлении речи у детей с нарушениями речи отсутствует:
затруднения в овладении развернутых высказываний.
системное недоразвитие речи;
непонимание смысловой стороны речи;
использование слов, усвоенных на чисто вербальной основе;
эхолалия;
К недостаткам письменной речи относятся:
дислексия и дисграфия,
алалия и афазия,
заикание и дизартрия.
К нарушениям устной речи относят:
дефекты произношения и фонематической стороны речи;
нарушения в голосе и дыхании;
нарушения чтения и письма.
К разновидности умственной отсталости относят:
олигофрению и деменцию.
шизофрению и эпилепсию;
асфиксию и менингит;
Причинами задержки психического развития (ЗПР) могут быть:
длительные соматические заболевания в раннем детстве;
материальный недостаток в семье;
неправильное питание в младенческом возрасте.
К нарушениям устной речи относят:
дефекты произношения и фонематической стороны речи,
нарушения в голосе и дыхании
нарушения чтения и письма.
Источник