Замена периода для расчета пособия по беременности и родам

Замена периода для расчета пособия по беременности и родам thumbnail

    08.12.2015

    Уважаемые страхователи!

    В  связи с многочисленными обращениями, касающихся вопроса замены лет
    расчетного периода при исчислении пособий по временной нетрудоспособности,
    отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, сообщаем
    следующее.

    Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ
     «Об обязательном социальном страховании на случай временной
    нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) пособия
    по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие
    по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного
    лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления
    временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу
    за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого
    страхователя (других страхователей).

    В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих
    году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных
    годов
    застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и
    (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы
    (календарный год)
    по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в
    целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами
    (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера
    пособия.

    Замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего
    заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые годы (год)
    по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно
    предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по
    беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.

    Примеры:

    1.      если страховой случай наступил в 2015 году,
    но при этом в 2013- 2014 годах застрахованное лицо находилось в отпуске по
    беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, то эти годы могут
    быть заменены только на 2011-2012 годы;

    2.      если страховой случай наступил в 2015 году,
    но при этом застрахованное лицо полностью (в 2012 и 2013 годах) и частично (в
    2014 и 2011 годах) находилось в отпуске по беременности и родам и в отпуске по
    уходу за ребенком, то все вышеуказанные годы могут быть заменены на календарные
    годы, непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо
    находилось в указанных отпусках, то есть 2009 и 2010 годами. Либо в расчет
    может быть взят заработок за 2014 и 2011 годы, но при этом из числа календарных
    дней в расчетном периоде (730 или 731, если год был високосным) для исчисления
    пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком
    исключаются периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и
    родам, отпуска по уходу за ребенком, в отдельных случаях — периоды освобождения
    от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на эту
    заработную плату не начислялись страховые взносы (ч. З ст. 14 Закона №
    255-ФЗ);

    3.      если страховой случай наступил в 2015 году,
    но при этом с ноября 2010 года по июль 2015 года застрахованное лицо находилось
    в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком, а до ноября 2010
    года застрахованное лицо частично работало, то расчетный период по его
    заявлению может быть сдвинут на 2008 и 2009 годы, либо в расчет может быть взят
    заработок за 2010 год (где застрахованное лицо частично работало) и за 2009
    год, исходя из того, при каком варианте пособие будет больше;

    4.      если страховой случай наступил в 2015 году,
    но при этом застрахованное лицо в 2014, 2013 годах находилось в отпуске по
    беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, а в 2012 году работало,
    в 2011 и 2010 годах находилось также в отпуске по беременности и родам и в
    отпуске по уходу за ребенком, то расчетный период по его заявлению может быть
    сдвинут на 2012 и 2009 годы.

    Обращаем внимание, что замена лет расчетного периода, в случае если годы
    (год) расчетного периода состоят (состоит) из исключаемых периодов, является
    правом застрахованного лица, а не обязанностью.

    Следует также отметить, что необходимым условием замены лет расчетного
    периода является увеличение размера пособия.

    В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона № 255-ФЗ суммы пособий по
    временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по
    уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с
    него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со
    стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в
    том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются
    указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер,
    другие случаи).

    Неправильное применение страхователем законодательства Российской Федерации,
    в том числе Закона № 255-ФЗ при исчислении пособий, счетной ошибкой не
    является.

    К списку »

    Источник

    Замена периода для расчета пособия по беременности и родам

    Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 5 июня 2015 г.

    Содержание журнала № 12 за 2015 г.

    Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

    В некоторых случаях при расчете соцстраховских пособий по заявлению работника разрешается замена лет расчетного периода (2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая)ч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ).

    Вот правила, которые необходимо соблюдать при такой замене.

    ПРАВИЛО 1. Заменить годы расчетного периода можно при расчетеч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ):

    • пособия по временной нетрудоспособности;
    • пособия по беременности и родам;
    • пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

    ПРАВИЛО 2. Замена лет расчетного периода допускается, если на расчетный период попадаетч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ):

    • <или>отпуск по беременности и родамст. 255 ТК РФ;
    • <или>отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 летст. 256 ТК РФ.

    ПРАВИЛО 3. Замена лет возможна, если в результате средний заработок (а значит, и размер пособия) увеличится.

    Допустим, у работника в расчетном периоде не было заработка или он в расчете за полный календарный месяц оказался меньше МРОТ на дату начала болезни или декретного отпуска. Правило соблюдается, если в заменяющих годах среднемесячный заработок работника больше, чем этот МРОТ. К примеру, в течение всего расчетного периода 2013—2014 гг. женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком (в том числе работала на условиях неполного рабочего времени), а в 2015 г. она снова уходит в декретный отпуск. Поскольку материнский отпуск женщины приходится на весь расчетный период, пособие должно ей начисляться исходя из МРОТ (в 2015 г. это 5965 руб.ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ)Письмо ФСС от 25.10.2013 № 15-03-09/12-2985П. Подать заявление о замене лет расчетного периода на годы, предшествующие 2013 г., ей имеет смысл, только если до 2013 г. ее средняя зарплата за месяц была выше 5965 руб. Ведь если заработок за месяц был меньше, то пособие в этом году ей рассчитают исходя из МРОТ на дату начала декрета (сейчас 5965 руб.)ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Если же заработок в расчетном периоде был больше МРОТ, годы расчетного периода можно заменить на предшествующие, если в них заработок окажется больше.

    А при расчете пособия по уходу за ребенком это условие будет соблюдаться, если работник в заменяющих годах получал зарплату как минимум примерно в 2,5 раза больше, чем минимальный размер причитающегося ему пособия. Ведь размер пособия составляет 40% среднего заработка работника (100% / 2,5). Так, когда отпуск по уходу начинается в 2015 г., замена лет расчетного периода имеет смысл, если средняя зарплата работника в заменяющих годах была: при уходе за первым ребенком — больше 6795,85 руб. (2718,34 руб. х 2,5), а при уходе за вторым и последующим ребенком — больше 13 591,68 руб. (5436,67 руб. х 2,5).

    Конечно, определить увеличится ли пособие в результате замены лет расчетного периода, сам работник вряд ли сможет. Поэтому вам придется помочь ему. Если при расчете вы увидите, что замена лет расчетного периода выгодна работнику, посоветуйте ему написать об этом заявление.

    ПРАВИЛО 4. Можно заменить в расчетном периоде как 1 год, так и 2ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Причем неважно, приходятся материнские отпуска на полный год расчетного периода или только на часть года.

    ПРАВИЛО 5. Замена лет расчетного периода возможна не только на годы, непосредственно предшествующие расчетному периоду, но и на более ранние. В результате в расчетный период могут попасть не следующие друг за другом календарные годы.

    К примеру, работница заболела в 2015 г. В 2010—2013 гг. она была в материнских отпусках. 2013 г. можно заменить не только на 2012 г., но и на 2008 г. Тогда в расчетный период войдут 2008 г. и 2014 г.

    ПРАВИЛО 6. Если вы заменили какой-то год расчетного периода на более ранний, то при расчете среднего заработка для пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком надо брать количество календарных дней в заменяющих годах. Поэтому если в результате замены в полностью отработанный расчетный период попадет 1 високосный год, то для расчета надо брать 731 день, а если 2 високосных года — то 732 дняч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ.

    ПРАВИЛО 7. При замене лет расчетного периода предшествующими годами средний дневной заработок не должен превышать максимальную величину дневного заработка, исчисленную путем деления предельной суммы выплат, на которую начислялись взносы в ФСС, на 730ч. 3.2, 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ; ч. 4, 5 ст. 8 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

    При расчете пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком предельную сумму выплат берем за годы, на которые были заменены годы расчетного периодач. 3.2, 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Так, если 2013 г. и 2014 г. были заменены на 2011 г. и 2012 г., средний дневной заработок работника учитываем в сумме не выше 1335,62 руб. ((463 000 руб. + 512 000 руб.) / 730).

    Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Пособия / больничные листы»:

    2020 г.

      2019 г.

        2018 г.

          Источник

          Замена периода для расчета пособия по беременности и родамФото Тимура Громова, Кублог

          По общему правилу для расчета пособий по социальному страхованию (в частности, в случае временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) берутся два календарных года, предшествующих наступлению страхового случая. Особенность предусмотрена для расчета пособия по беременности и родам для женщин в ситуации перехода «из декрета в декрет». Законодательством, регулирующим социальную сферу, в обозначенной ситуации разрешен перенос расчетного периода на более ранний срок, если в результате такого переноса размер пособия увеличится. Как именно осуществить замену периода, в законодательных нормах не пояснено. Но есть разъяснения Минтруда по этому поводу с неблагоприятной для застрахованных лиц позицией. Следует ли ей руководствоваться?

          Общие правила расчета «декретного» пособия

          Пособие по беременности и родам выплачивается на основании листка нетрудоспособности (больничного листа), который предоставляется до истечения шести месяцев со дня окончания этого больничного (ч. 1 ст. 12, ч. 5 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ[1]). Данный листок выдается в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.

          Величина пособия определяется на основании среднего дневного заработка, приходящегося на расчетный период.

          По общему правилу расчетный период составляет два календарных года (то есть с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

          В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые согласно Закону № 212‑ФЗ[2] начислены страховые взносы в ФСС (ч. 2 ст. 12 Закона № 255‑ФЗ). Иначе говоря, размер зарплаты и иных выплат, производимых в пользу сотрудницы в расчетном периоде, непосредственно влияет на величину пособия. При этом величина выплат, учитываемых при расчете пособия, за каждый год расчетного периода не может превышать предельную базу для начисления взносов в ФСС в соответствующем году (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

          Предельная база для начисления взносов в ФСС

          Год Предельная база, руб.
          2015 670 000
          2014 624 000
          2013 568 000
          2012 512 000
          2011 463 000
          2010 и ранее 415 000

          В силу ч. 3 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730:

          Средний дневной заработок

          =

          Выплаты, учитываемые при расчете пособия

          /

          730.

          Таким образом, предельный размер среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам в 2015 году составит 1 632,88 руб. ((624 000 + 568 000) руб. / 730 дн.). В 2014 и 2013 годах размер среднего дневного заработка – соответственно 1 479,45 и 1 335,62 руб.

          Обратите внимание

          Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 135 ТК РФ).

          Частью 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в расчетный период не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая[3]. Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ.

          Если пособие по беременности и родам исчисляется на основании ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ (то есть исходя из МРОТ, а не среднего дневного заработка), то в районах и местностях, в которых применяются «северные» коэффициенты к заработной плате, размер пособия по беременности и родам определяется исходя из МРОТ, увеличенного на районный коэффициент (см. Постановление АС УО от 11.03.2015 № Ф09-299/15 по делу № А50-13767/2014[4]).

          Исключение из общего правила

          Как упоминалось выше, из общего правила определения расчетного периода сделано исключение для женщин, которые в указанном периоде находились в декрете либо в отпуске по уходу за ребенком и, соответственно, не получали выплат, учитываемых при расчете среднего дневного заработка.

          В части 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ сказано буквально следующее: если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

          Итак, перенос расчетного периода на более раннее время возможен при соблюдении следующих условий:

          • застрахованное лицо в течение двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком (вне зависимости от того, какой продолжительности были эти отпуска);
          • застрахованное лицо написало соответствующее заявление;
          • замена календарных лет (года) приведет к увеличению размера социального пособия.

          Обратите внимание

          Перенос расчетного периода на ранее время возможен и в том случае, если прежде застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях с другим работодателем. Для осуществления указанного переноса ей нужно представить справку от прежнего работодателя по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н. В ней отражаются сведения о размере заработка застрахованного лица и фактически отработанных им днях за период, являющийся расчетным. Данная справка выдается при увольнении работника либо в течение трех рабочих дней со дня обращения его с письменным заявлением о ее выдаче (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255‑ФЗ). Если застрахованное лицо не имеет возможности представить указанную справку с предыдущего места работы, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица вправе запросить необходимые для расчета сведения в ПФР (ч. 7.2 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ).

          Справка о заработной плате по форме 2‑НДФЛ не является надлежащим подтверждением размера заработка по прежнему месту работы для целей расчета пособия по временной нетрудоспособности (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.09.2013 № 33‑12662/2013).

          Пример

          Сотрудница работает в компании с 2008 года, 8 декабря 2014 года она вышла на работу после отпуска по уходу за ребенком (размер должностного оклада в 2014 году – 25 000 руб.). В начале марта 2015 года она ушла в декретный отпуск со вторым ребенком. Как рассчитать пособие в этом случае?

          По общему правилу пособие по беременности будет исчислено следующим образом.

          25 000 руб. / 31 дн. х 24 дн. = 19 354,84 руб. – это заработная плата, начисленная за декабрь. Соответственно, размер пособия составит: (19 354,84 руб. / ((730 ‑ 706) х 140) дн.) = 112 903,23 руб.

          В то же время из двух лет (2014 и 2013), приходящихся на расчетный период, в 2013 году сотрудница находилась в отпуске по уходу за первым ребенком. Значит, она в силу ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ вправе обратиться с заявлением о замене этого года на более ранний год, скажем, на 2010.

          Как видим, законодатель предусмотрел все, кроме одного: на какие именно годы можно перенести расчетный период – на два идущих подряд года, предшествующих расчетному периоду, или же, допустим, на любые другие, лишь бы такой перенос приводил к увеличению размера пособия по беременности и родам. Увеличение размера пособия – это, пожалуй, главная цель переноса расчетного периода на более раннее время. А о том, что выбранные для замены годы должны непосредственно предшествовать расчетному периоду, в последнем предложении ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ не сказано. В обозначенной норме содержится указание о том, что «непосредственно» предшествовать году наступления страхового случая должны годы расчетного периода, а не годы, выбранные для замены в целях увеличения размера пособия по беременности и родам.

          До недавнего времени в правоприменительной практике применялся вышеизложенный подход. Со стороны ревизоров контролирующего внебюджетного фонда особых нареканий он не вызывал. И тут появляются разъяснения Минтруда с крайне неприятными для застрахованных лиц выводами. Речь идет о Письме от 03.08.2015 № 17‑1/ООГ-1105.

          Позиция Минтруда о порядке переноса расчетного периода

          Как следует из вышеупомянутого письма, чиновники Минтруда рецензировали ответ ФСС на обращение застрахованного лица.

          Специалисты фонда касательно порядка переноса расчетного периода в анализируемой ситуации указали следующее. По заявлению застрахованного лица календарные годы (календарный год) расчетного периода могут быть заменены в целях расчета среднего заработка любыми предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

          Однако чиновники Минтруда сочли данное утверждение ФСС неверным. В Письме № 17‑1/ООГ-1105 они привели такое толкование нормы ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ.

          Пособия по обязательному социальному страхованию в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, полученный непосредственно перед наступлением страхового случая, а не тот, который был получен несколькими годами ранее.

          Таким образом, замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществлятьсяне на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующиенаступлению страхового случая.

          Поэтому если в 2013 – 2014 годах застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а новый страховой случай наступил в 2015 году, то 2013 и (или) 2014 годы могут быть заменены только на 2012 год и (или) на 2011 год, а не на вообще любые годы, предшествующие 2013 и (или) 2014 годам.

          При этом Минтруд настаивает на применении данной позиции в правоприменительной практике.

          К сведению

          В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 826 (в действующей редакции) полномочиями по изданию разъяснений по применению положений Закона № 255‑ФЗ наделен Минтруд.

          Но вернемся к нашему примеру. Если руководствоваться вышеизложенными рекомендациями Минтруда, получится, что для расчета пособия по временной нетрудоспособности заменить 2013 год сотрудница может только на 2012 год, разумеется, при условии, что весь этот период она не находилась в декретном отпуске или в отпуске по уходу за первым ребенком, если же находилась, то на 2011 и т. д. в порядке убывания.

          Справедлива ли позиция Минтруда, изложенная в Письме № 17‑1/ООГ-1105?

          Размышления на тему

          Если исходить из цели назначения пособия по беременности и родам, то предложенный Минтрудом вариант переноса расчетного периода на более раннее время следует признать верным. Ведь, как совершенно справедливо заметили чиновники, целью назначения данного пособия является возмещение реального заработка застрахованного лица, который бы оно получило, если бы не наступил страховой случай[5]. При таком подходе компенсация дохода, полученного несколькими годами ранее, чем наступил страховой случай, действительно противоречит самой идеи социального страхования.

          В то же время предлагаем еще раз внимательно посмотреть на вывод, который сделали чиновники Минтруда в Письме № 17‑1/ООГ-1105: замена <…> может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая.

          При всем уважении к данному ведомству совершенно непонятно, какое отношение имеет сделанный чиновниками вывод к приведенным ими доказательствам? Хочется спросить: а причем здесь годы, непосредственно предшествующие наступлению страхового случая? Ведь это и есть расчетный период, который женщина при соблюдении вышеприведенных условий из ч. 1 ст. 1.4 Закона № 255‑ФЗ может перенести на более раннее время. Тогда как в отношении периода, являющегося альтернативой расчетному периоду (повторимся), ни о каком непосредственном предшествии данному периоду в упомянутой норме не говорится. Но чиновники Минтруда предпочли проигнорировать этот очевидный нюанс и, выдав желаемое за действительное, на наш взгляд, расширительно истолковали в Письме № 17‑1/ООГ-1105 анализируемую норму.

          С учетом изложенного вынуждены признать, что следование данной позиции ФСС (в силу п. 1 Постановления Правительства РФ № 826 так и будет) приведет к многочисленным спорам со страхователями и застрахованными лицами относительно размера назначенных пособий по беременности и родам. Каким будет исход подобных споров, предугадать в настоящее время довольно затруднительно.

          Есть еще один момент, о котором, считаем, уместно здесь упомянуть. Несмотря на то что Минтруд – это официальный орган, наделенный полномочиями давать разъяснения по применению положений законодательства о социальном страховании, эти разъяснения не могут иметь обратной силы. А раз так, то страхователи, считаем, не должны пересчитывать назначенные, выплаченные и принятые ФСС к зачету пособия по беременности и родам до выхода Письма № 17‑1/ООГ-1105.

          Проценты за нарушение срока выплаты «декретного» пособия

          Статьей 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся сотрудникам.

          В указанном случае работодатель должен уплатить компенсацию (проценты). Ее минимальный размер оговорен названной статьей – не ниже 1/300 действующей в период задержки ставки рефинансирования ЦБ РФ в отношении не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после предусмотренного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета (включительно). Иной (больший) размер компенсации может быть преду­смотрен условиями коллективного или трудового договора.

          Вопрос: подлежит ли применению обозначенная статья к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам? Ведь пособие по беременности и родам работодатель должен назначить в течение 10 календарных дней с даты представления работником больничного а выплатить его – в ближайший после его назначения день выплаты зарплаты (ч. 5, 8 ст. 13, ст. 15 Закона № 255‑ФЗ).

          Арбитры считают, что подлежит. Вот что сказано по этому поводу в Апелляционном определении Магаданского областного суда от 09.06.2015 по делу № 2‑1059/2015, 33‑609/2015.

          В силу ст. 11 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

          В соответствии с Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей[6] пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам. Работающим женщинам пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по месту работы.

          Следовательно, к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам, вопреки утверждению ответчика, применимы нормы трудового законодательства, в том числе правило, установленное в ст. 236 ТК РФ.

          В пункте 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что работодатель должен уплачивать соответствующие проценты во всех случаях задержки выплат, причитающихся работнику. При этом обязанность производить выплату данной денежной компенсации возникает у работодателя вне зависимости от того, обращался работник с соответствующим требованием к работодателю или нет. Работодатель, независимо от вины, несет ответственность за задержку выплаты работнику заработной платы и иных выплат.

          [1] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

          [2] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

          [3] С 1 января 2015 года МРОТ – 5 965 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

          [4] Определением ВС РФ от 16.06.2015 № 309‑КГ15-6058 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для его пересмотра в порядке кассационного производства.

          [5] Согласно ч. 1 ст. 1.2 Закона № 255‑ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

          [6] Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н.

          Источник: Журнал «Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение»

          Источник