Законы роста и развития ребенка
1. Рост – отражение системного процесса развития. Увеличение длины тела ребенка для врача – индикатор или средство для мониторинга развития детского организма в целом. Ребенок, у которого замедлен рост скелета, одновременно в относительно большей или меньшей степени замедляет рост и дифференцировку головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов.
2. Замедление скорости роста с возрастом.Наивысшие темпы роста относятся к периоду внутриутробного развития, на постнатальном периоде – к первым месяцам жизни, затем к первому году и т.д.
3. Неравномерность изменений скорости роста. Этот закон опровергает предыдущий применительно к нескольким периодам жизни. К ним могут быть отнесены ускорение роста у детей через 2–3 нед после рождения и так называемое препубертатное ускорение роста (после 11–12 лет). У некоторых детей прослеживается еще и так называемый «полуростовой скачок» в возрасте от 5 до 8 лет.
Наряду с возрастной неравномерностью можно говорить и о специфике темповых характеристик роста применительно к отдельным тканям и органам.
Большинство тканей и органов имеет темповые характеристики роста, близкие к вышеуказанным возрастным, или синхронные с ростом скелета. Вместе с тем для головного мозга и черепа, для лимфоидной ткани и органов репродуктивной сферы (внутренние и наружные половые органы) выделяются совершенно особенные характеристики.
4. Краниокаудальный градиент роста. Имеется в виду, что после рождения дистальные сегменты тела растут с большей скоростью и в опережающие сроки по сравнению с верхними или проксимальными сегментами. Таким образом, в течение всего постнатального вытягивания стопа вырастает относительно больше, чем голень, голень относительно больше, чем бедро, и меньше всего относительный прирост длины шеи или высоты головы. Наличие градиента роста лежит в основе всей перестройки пропорций тела, происходящей в диапазоне от периода новорожденности до взрослости. Только в периоде полового созревания скорость роста туловища больше скорости вытягивания нижних конечностей.
5. Чередование направлений роста. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и в толщину (в поперечнике). При этом, как и в росте ребенка, имеется чередование периодов вытягивания и округления.
6. Половая специфичность темпа роста. Имеется общая тенденция к более быстрому росту скелета у мальчиков. Исключением является только короткий период второго вытягивания, который наступает у девочек раньше, и здесь они обгоняют мальчиков по росту. Вместе с тем, скорость созревания скелета после 2–3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем физиологическим системам и органам.
7. Асимметрия роста. При сложившейся право- или леворукости ребенка инициация ростовых сдвигов и некоторое их опережение всегда происходит на стороне доминирующей ручной умелости.
Сущность роста составляют два основных биологических феномена – клеточное размножение (гиперплазия) и увеличение клеток, главным образом их цитоплазмы (гипертрофия). Соотношение этих двух процессов на разных этапах неодинаково. Во внутриутробном периоде преобладает роль клеточного деления. С периода имплантации оно осуществляется в геометрической прогрессии. Предполагается, что на антенатальном этапе имеется 44 последовательных клеточных деления. После рождения роль гиперпластических процессов резко уменьшается (ориентировочно около 4 последовательных делений), и по существу весь постнатальный рост осуществляется за счет процессов клеточной гипертрофии.
Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 2784 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
РОСТ И РАЗВИТИЕ
1. Периоды детства. Их характеристика и значение для организации мероприятий, обеспечивающих правильное развитие детей. Понятие критических периодов детства.
a. Подготовительный этап:
1) Период формирования наследственности
2) Формирование соматического и репродуктивного здоровья биологических родителей
3) Предконцепционный период
b. Внутриутробный этап:
1) Зародышевый период (1 нед) – оплодотворение, гаструляция, бластуляция
2) Имплантация (2 сут) – в стенку матки
3) Эмбриональный период (2-7 нед) – формирование закладок органов и систем
4) Эмбриофетальный период (7-8 нед) – формирование плаценты
5) Ранний фетальный подпериод (9-28 нед)
6) Поздний фетальный подпериод (28 нед — роды)
c. Интранатальный этап
d. Внеутробный этап – (СОБСТВЕННО ДЕТСТВО):
1) Период новорожденности(до 4 нед.)
2) Период грудного возраста(4 нед-12 мес)
3) Преддошкольный (старший ясельный) период (1-3 лет)
4) Дошкольный период (3-6 лет)
5) Младший школьный период (7-11 лет)
6) Старший школьный период (12-17(18) лет)
В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды:
1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;
2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;
3) имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);
4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);
5) стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);
6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);
7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;
8) период раннего и первого детства (2 года — 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;
9) подростковый возраст (период полового созревания — у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет).
2. Основные законы и закономерности роста детей. Понятие акселерации и ретардации развития. Факторы их определяющие.
Законы:
1) Закон неуклонного торможения энергии роста и развития:
рост с возрастом меньше. Исключения – новорожденность (физиол.убыль массы тела) и пубертат.
2) Закон неравномерности скорости роста (по Штрацу):
Период первой полноты(1-4 года)
Период первого вытягивания (5-7 лет)
Период второй полноты (8-10 лет)
Период второго вытягивания (11-14 лет)
Период медленного роста (15-18(20) лет)
3) Закон аллометрического роста:
Чем участок дистальнее тем быстрее растет.
4) Закон половой специфичности:
Девочки развиваются быстрее, но развитие в итоге меньше.
Закономерности:
1) Неодинаковость суточного и годового роста
Рост больше ночью и летом
2) Асимметрии роста
Разные системы растут с разной скоростью
3) Гомеорезис (феномен канализирования)
При тяжелой болезни (стрессе) рост останавлявается. Затем добор до нормы.
Акселерация:
Ускоренное развитие физического развития и формирования функциональных систем организма. Есть гармоничная и дисгармоничная.
Причины:
Комплекс социально-биологических факторов (нутритивная теория, алиментарная теория, теория смешанных браков, etc.)
Ретардация
Задержка физического развития и формирования функциональных систем организма.
3. Физическое развитие. Факторы, определяющие рост и развитие детей. Методы и способы оценки физического развития.
ФР-процесс обусловленного возрастом созревания органов и систем, изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма.
Факторы определяющие рост и развитие детей:
Генетические – определяют темп, возм.предел роста, особенности телосложения. Представлены гормонами – соматотропный, инсулиноподобные факторы роста, тироксин, андрогены.
Средовые – главным образом, на скорость роста.
Представлены питанием, режимом жизни (гипокинезия), достаточность сна, эмоциональное состояние ребенка, заболевания, климато-географические условия.
Неклассифицируемые – порядковый номер беременности, родов, срок наступления родов, масса плода, возраст матери и отца, сезон рождения ребенка.
Методы оценки: антропометрия(оценка – эмпирика, сигмальн., центильн.), соматоскопия(осмотр и описание), динамометрия(динамометр), исследование физической работоспособности(стептест, велоэргометр), иногда – физиометрические показатели(ЖЕЛ, ЭКГ).
4. Биологический возраст. Показатели биологической зрелости детей в различные возрастные периоды. Клиническое значение.
БВ – морфо-функциональная зрелость организма.
Показатели:
Нврожд – рефлексы новорожденных(?), прорезывание зубов
Дошкольный возраст – смена зубов
Подростки – половое созревание.
В разные годы – Длина тела, Кл. ан. Крови, Костный возраст:
Порядок появления точек окостенения здесь следующий: на 1-м году — головчатая и крючковидная кости, на 2-3-м — трехгранная кость, на 3-4-м — полулунная, на 4-6-м — кость-трапеция и трапециевидная, на 5-6-м — ладьевидная. У девочек все точки окостенения закладываются на один год раньше, чем у мальчиков. Окостенение гороховидной кости происходит у девочек в 7-8 лет, у мальчиков в 10-11 лет,
Индексы:
Для последнего:
Для оценки индексов используют 2 методики:
1. Какого возраста больше по результатам всех индексов
2. Среднее первых четырех индексов
=1 год
=1-4 года
=5-7 лет
=8-10 лет
> 11 лет.
Значение определения биологического возраст – принятие индивидуальных мер по организации образа жизни, здоровья, питания и т.д.
5. Физическое состояние. Семиотика нарушений роста и развития детей (гипотрофия, паратрофия. гипостатура, гипоплазия, ожирение, гигантизм, нанизм).
ФС – Текущее состояние физического развития ребенка на момент осмотра.
Гипотрофия – отставание от ДМТ (должн. массы тела) на 11% и более. 3 степени – 11-20%, 20-30%, >30%. Термин используется только на первом году. Может быть следствием заболеваний, алиментарной недостаточности, заболеваний матери.
Паратрофия – превышение ДМТ на 11% и более. 4 степени – 15-24, 25-49, 50-99, >100. Термин используется на 1 году. Может быть следствием заболеваний ребенка и матери, алиментарной недостаточности.
Гипостатура – относительно стабильные прибавки антропометрических показателей при низких значениях массы и длины тела С СОПУТСТВУЮЩЕЙ ЗАДЕРЖКОЙ психомоторного развития. (Обычно набл. при длительных хронических заболеваниях).
Гипоплазия – относительно стабильные прибавки антропометрических показателей при низких значениях массы и длины тела БЕЗ задержки ПМР.
Ожирение – то же что паратрофия, но после первого года жизни.
Гигантизм – превышение нормы роста на 3σ и более (2,5-3σ — субгигантизм)
Нанизм – отставание роста от нормы на 3σ и более (2,5-3σ — субнанизм).
6. Понятие пола. Этапы его формирования. Виды пола. Изо-, гетеросексуальность. Сроки, темпы и последовательность полового созревания у мальчиков и девочек. Критерии диагностики синдрома задержки полового развития. Синдром преждевременного полового созревания. Истинное и ложное преждевременное половое развитие.
Пол – совокупность анатомических, физиологических, биохимических и генетических характеристик, отличающих мужской организм от женского.
Этапы формирования:
Генетический пол – оплодотворение
Гонадный пол – дифференциация гонад либо в яички либо в я/кл. – 6-10 нед.
Морфологический пол
внутренний генитальный – 10-12 нед.
наружный генитальный – 12-20 нед.
опускание яичка – 22-32 нед.
Психо-социальный пол – с 3 лет.
Виды пола: генетический, гонадный, морфологичекий, психо-социальный.
Изосексуальность – состояние, когда все виды пола – одинаковы.
Гетеросексуальность – отсутствие единства какого-то из полов с остальными.
Сроки пубертата: М: 10-18 лет; Ж: 9-16(17) лет. Различают раннее, среднее и позднее начало пубертата. Также различают быстрый средний и медленный темп пубертата (по сроку протекания в годах).
Начало М: 10-12, 12-14, 14-16; Начало Ж: 9-11, 11-13, 13-15;
Темпы М: 3-4, 4-5, 5-6; Темпы Ж: 2-3, 3-4, 4-5;
Последовательность М: VPLAxF. Яички-гортань-волосы на лобке-ломка, гинекомастия-начало оволосения лица, перв.эякуляция-созрев.сперматозоидов-оволосение лобка по мужскому типу, рост волос по телу, появл.сперматозоидов
Последовательность Ж: MaPAxMe. Незнач.приподним.сосков-куполообразн.приподнятие мол.железы, начало оволосения лобка-рост внутренних гениталий-начало подмыш.оволосения-первая менструация-не устоявшийся цикл-устоявшийся цикл.
ЗПР – группа заболеваний репрод.системы. Критерии: отсутствие втор.пол.признаков к 13,5 годам ИЛИ отсутствие menses к 15 годам. Возм.причины: Позднее созревание гонад. Позднее созревание рецепторов половых клеток к ФСГ и ЛГ. Низк. чувствительность тканей половых органов к половым гормонам.
ППР – группа заболеваний разл.этиологии критерии – начало полового созревания М: до 9,5; Ж:до 8л или menarche до 10 лет.
Истинное ППР – появл.пуберт.изменений из-за гипоталамич.стимуляции. Заканчивается сперматогенезом(овуляцией). Может быть идиопатическим. Прогноз для такого – благоприятный.
Ложное ППР – появл.втор.полов.призн-в не заканчивается сперматогенезом/овогенезом. В основе – поражение н/почечников, но м.б. ятрогенное – прием анаболических стероидов.
Источник
Основными закономерностями роста и развитияявляются:
1. Эндогенность – рост и развитие организма не обусловлены внешними воздействиями, а совершаются по внутренним, присущим самому организму и запечатленным в наследственной программе законам. Рост – реализация естественной потребности организма в достижении взрослого состояния, когда делается возможным продолжение рода.
2. Необратимость – человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в детстве.
3. Цикличность – существуют периоды активизации и торможения роста. Активизация отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни, затем интенсификация роста происходит в 6–7 лет и 11–14 лет.
4. Постепенность – человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающихся последовательно один за другим.
5. Синхронность – процессы роста и старения совершаются относительно одновременно в разных органах и системах организма. В процессе возрастного развития происходит видоизменение пропорций тела за счет разной скорости роста отдельных его частей. Основной характеристикой процесса роста является его скорость. Поскольку рост различных размеров тела протекает неравномерно, то на отдельных этапах возрастного развития говорят о продинамии (сходстве ростовых процессов) и гетеродинами (их несоответствии). Тотальные размеры тела (длина, масса, окружность грудной клетки), характеризующие процессы роста и физического развития человека, позволяют получить суммарную характеристику ростовых закономерностей.
Наряду с закономерностями роста и развития организма существуют законы роста.
1. Закон абсолютного роста– закон неуклонного роста и развития организма.
2. Закон неуклонного торможения энергии роста, т. е. замедление скорости роста с возрастом, определяющее его максимум во внутриутробном периоде и далее в первые месяцы жизни.
3. Закон скачкообразного изменения скорости роста.Падение скорости роста носит прерывистый характер, и наряду с уменьшением скорости роста есть периоды, когда эта скорость увеличивается.
4. Закон лево-правой осевой асимметрии роста.Существуют закономерности асимметрии роста, зависящие от того, относится ребенок к группе правшей или левшей; иначе этот закон называется законом преимущественного развития рабочей стороны. Уже с 3–4 лет специальными методами исследования можно обнаружить утолщение периоста на рабочей стороне, а с 6–7 лет – увеличение мышечной массы и даже – большую длину конечностей. У большинства людей это касается противоположных верхних и нижних конечностей. У правшей правая рука длиннее и толще левой, а правое плечо ниже левого, у левшей – наоборот. С асимметрией роста связана и функциональная асимметрия между парными внутренними органами.
5. Закон полового диморфизма в росте.Половой диморфизм проявляется в особенностях обменных процессов, темпов роста и развития отдельных функциональных систем и организма в целом. Мальчики за исключением периода второго вытяжения растут более активно и имеют более высокие антропометрические показатели: так, первое ускорение роста у мальчиков наблюдается в возрасте от 4 до 5,5 года, у девочек – после 6 лет. Затем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 года и у девочек в 8,5 года. У девочек с 9 лет начинается ускорение роста с максимумом в возрасте 10–11,5 года, что обуславливает «первый перекрест ростовых кривых», когда девочки обгоняют своих сверстников мужского пола по длине тела.
Наибольшие половые отличия обнаруживаются в возрасте 12 лет, а затем скорость продольного роста девочек снижается. У мальчиков повышение скорости роста начинается с 13-летнего возраста, достигает максимума в 13,5–15,5 года с последующим резким замедлением.
Прекращение роста (по Д. Таннер) относится у мальчиков к возрасту 17,25 года, у девочек – к 16,25 года. Скорость же созревания скелета у девочек дошкольниц и школьниц большая, чем у мальчиков.
6. Закон краниокаудального градиента роста.По этому закону происходит изменение пропорций тела, внешнего облика ребенка. Во внутриутробном периоде происходит преимущественно рост частей тела, которые расположены ближе к голове, и прежде всего растет сама голова, поэтому новорожденный ребенок рождается большеголовым, коротконогим, с длинным туловищем.
Противоположная тенденция наблюдается после рождения: чем дистальнее по отношению к голове находится сегмент тела, тем быстрее он растет и тем выше скорость его роста: стопа растет быстрее голени, голень – быстрее бедра, нижние сегменты растут быстрее верхних, медленнее растут туловище и голова. Так, за весь период роста длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, верхних конечностей – в 4 раза, туловища – в 3 раза, высота головы – в 2 раза.
С возрастом изменяется соотношение между высотой головы и ростом. У новорожденных высота головы составляет 1/4 от длины тела, в 2 года – 1/5, в 6 лет – 1/6, в 12 лет – 1/7, у взрослых – 1/8 от показателя роста тела. До периода полового созревания общее увеличение длины тела ребенка происходит в основном за счет роста ног, после него – преимущественно за счет увеличения длины туловища. До периода полового созревания более интенсивно происходит рост в высоту. Во время и после полового созревания процесс роста в основном затрагивает кости, а после него – мышечный слой. Особенностью изменения пропорций тела ребенка является то, что при увеличении какого-либо сегмента соседние пропорционально сокращают свой рост.
Следовательно, пропорции человеческого тела постоянно варьируют до окончания роста, в связи с чем для детей разных возрастных групп характерно определенное телосложение. В итоге ребенок постепенно превращается в малоголового, длинноногого, короткотуловищного.
7. Закон чередования направлений роста.Рост сопровождается качественными изменениями функционирования основных физиологических систем, которые обеспечивают их деятельность в новых условиях. Чередование процессов роста и дифференцировки является естественным биологическим маркером возрастного развития, при каждом из которых имеются свои специфические особенности, никогда не встречающиеся в таком же сочетании на любом из других этапов. Это определяет необходимость соотносить состояние организма как по морфологическим, так и по функциональным параметрам на каждом этапе возрастного развития.
Существуют различные классификации чередования периодов роста. Наиболее приемлемой является периодизация роста по Штрауцу.
1-й период – тип грудного ребенка (грудной возраст). Он характеризуется относительно большой головой и туловищем при коротких конечностях. Средняя точка длины тела приходится на область пупка. Рука, вытянутая вдоль туловища, достает только до середины паховой складки. Шея короткая и скрыта за нижней частью лица. Окружности плеча и предплечья, бедра и голени соответственно очень близки между собой, т. е. форма конечностей цилиндрическая. На бедрах 2–3 глубокие поперечные складки, стопы и кисти пухлые и выпуклые. Живот относительно большой, выступающий вперед.
2-й период – тип маленького ребенка, период округления. Характерен для периода первой полноты (1–4 года). Здесь сохраняется относительное преобладание высоты головы и длины туловища над конечностями, но индексы показывают начавшееся вытягивание длины ног. Вытянутая ручка уже достигает конца верхней трети или середины бедра. Форма туловища становится цилиндрической, граница груди и живота еще не отчетлива, но выступание живота уже мало заметно. На всем протяжении живота отчетливо выражена так называемая поперечная брюшная линия благодаря хорошо развитому подкожно-жировому слою. Рельеф лица неглубокий, черты округлые. Нос мало выступает за выпуклость щек. Характерно кукольное лицо с неглубокими складками и рельефом. У ребенка практически нет складок кожи.
3-й период – период первого вытяжения(4(5) – 7 лет в среднем). Здесь происходит отчетливое уменьшение жировой прослойки и нарастание массы мышц, поэтому округлость конечностей уменьшается. Хорошо видна разница диаметров бедра и голени, плеча и предплечья. Начинает просматриваться рельеф мышц. Туловище теряет цилиндрическую форму. Хорошо дифференцируются грудь и живот. Исчезает поперечная брюшная складка. Углубляется рельеф лица, возникают определенные индивидуальные черты его строения. Увеличивается размер нижней челюсти.
Увеличение длины рук подтверждается результатами Филиппинского теста. Уменьшается относительная высота головы. Начинается смена молочных зубов на постоянные. Происходит уплощение грудной клетки.
4-й период – период второй полноты(8–10 лет). Совпадает с некоторым торможением нарастания длины тела после первого вытягивания. Здесь снова происходит некоторое округление тела, но в отличие от периода первой полноты отчетливо начинают проступать черты половой специфичности внешнего облика и телосложения. У девочек в это время становится заметным расширение таза, больше и равномернее жироотложение. У мальчиков отложение жира больше на туловище, меньше на животе и конечностях, нарастает масса мышц, становится отчетливым их рельеф на плече и голени. У девочек в положении рук, вытянутых вдоль туловища, намечается пространство, формируется талия. Пропорции те же, что и в 5–8 лет.
5-й период – период второго ростового сдвига, период второго вытяжения. В этот период имеет место очень резкое изменение пропорций тела, связанное с интенсивным вырастанием ног и рук.
6-й период – созревания. Относится в среднем к возрасту 15–24 года. Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен, и по уровню зрелости они опережают свой хронологический (календарный) возраст. Возможно и обратное соотношение.
В связи с этим термин «возраст ребенка» должен конкретизироваться: хронологический или биологический.
Хронологический возраст – период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (день, месяц, год).
Биологический возраст – совокупность морфофункциональных признаков организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития. Основными показателями биологического возраста являются: рост, погодовая прибавка роста, смена молочных зубов на постоянные, точки оссификации, развитие вторичных половых признаков.
Рекомендуемые страницы:
Источник