Законы роста и развития контроль состояния здоровья и развития ребенка

Известно, что в нашей стране уделяется много внимания охране здоровья детей. Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров — выявление детей, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность определить потребность в медицинских кадрах и сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В совокупности их результаты дают характеристику состояния здоровья всего подрастающего поколения.
При этом задача врача заключается не только в констатации заболеваний и назначении лечения, айв определении способности каждого ребенка или подростка полноценно выполнять присущие ему социальные функции. Эта способность определяется уровнем достигнутого развития, нормальным функционированием основных органов и систем, достаточной адаптацией к условиям окружающей среды.
Контроль за состоянием здоровья детей осуществляет воспитатель (в дошкольных учреждениях) или классный руководитель (в школе) совместно с медицинским работником. В журнале посещений обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей: 1. Индекс здоровья — процент не болевших детей в течение года (в норме 70—80%, фактически — 17—30%); 2. Количество часто болеющих детей (более 3—4 раз в году); 3. Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний.
Комплексная оценка состояния здоровья детей достигается использованием шести критериев, предложенных НИИ гигиены детей, при проведении ежегодной диспансеризации.
Первый критерий — особенности онтогенеза (индивидуального развития), которые определяют по данным генеалогического, биологического и социального анамнеза. Генеалогический анамнез отражает наличие заболеваний у кровных родственников ребенка, включая братьев и сестер. Биологический анамнез — включает сведения о раннем периоде развития (течение беременности, родов, период новорожденности, тип вскармливания), нарушениях в состоянии здоровья за весь предшествующий период. Основными показателями социального анамнеза являются полнота семьи, возраст родителей, их образование, профессия, психологический климат в семье, отношение к ребенку, наличие вредных привычек у родителей, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.
Второй критерий — уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности. Для детей и подростков этот критерий имеет особенно большое значение, так как организм их находится в процессе непрерывного роста и развития. Устанавливают с помощью антропометрических исследований и сравнения их с региональными стандартами. Определяют длину и массу тела, окружность грудной клетки — морфологические признаки., емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук — функциональные признаки; состояние ОДА (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стоп, развитие мускулатуры), степень жироотложения — сома- тоскопические признаки; формирование зубной системы, моторики, речи — уровень биологического развития.
Физическое развитие может изменяться под влиянием различных заболеваний. Так, гигантизм, карликовый рост, неравномерное развитие отдельных частей тела наблюдаются при нарушении деятельности некоторых желез внутренней секреции. У детей ЧиДБ (часто и длительно болеющих), больных рахитом, туберкулезом, дизентерией и др., наблюдаются замедление роста, снижение прибавок веса, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие.
Третий критерий — уровень нервно-психического развития (НПР) ребенка. Он зависит как от состояния ЦНС ребенка, его опорнодвигательного аппарата, так и, в значительной мере, от воздействия окружающей среды. Часто нарушения НПР бывают обусловлены недостаточностью и неадекватностью педагогического воздействия на ребенка. Контроль за НПР является основой воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. Осуществляется воспитателем при ежедневном наблюдении за детьми. Сведения об уровне и динамике НПР ребенка анализирует педагог и передает врачу ДОУ.
Четвертый критерий — уровень сопротивляемости (резистентности) организма неблагоприятным воздействиям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год. В соответствии с этим критерием дети подразделяются на две группы:
- • имеющие хорошую сопротивляемость (не болевшие в течение года или болевшие 1—3 раза);
- • часто болеющие, с пониженной сопротивляемостью (четыре острых заболевания в год и более).
Пятый критерий — уровень функционального состояния организма. Выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб, лабораторных и инструментальных исследований, характеристики адаптационных возможностей ребенка.
Шестой критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Дети первого года жизни обследуются 1 раз в месяц, от 1 года до 3 лет — 1 раз в 3 месяца, от 3 до 7 лет — 1 раз в полгода.
Группы здоровья. В соответствии с предложенной схемой дети и подростки, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на следующие группы:
1-я группа — здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;
- 2-я группа А — дети, имеющие отклонения только по первому критерию (особенности онтогенеза);
- 2- я группа Б — дети, имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения (в том числе и в поведении) в физическом и и/или нервно-психическом развитии (или без них), а также часто болеющие;
- 3- я группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;
- 4- я группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями;
- 5- я группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.
В плане снижения заболеваемости и укрепления здоровья населения заслуживает особого внимания 2-я группа здоровья. Ее составляют дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические изменения. Сюда же следует относить реконвалесцентов (переболевшие дети), особенно перенесших инфекционные заболевания, и детей с обычной задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто болеющие. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях. При их отсутствии — функциональные изменения могут перейти в болезнь.
Источник
Специальность «Дошкольное образование»
ПМ 01. 01.
МДК 01.01. Медико- биологические и социальные основы здоровья.
Тема практического занятия: Определение способов контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии ребенка в период пребывания в образовательной организации.
Задачи: 1. Определить значение профилактического контроля за здоровьем детей.
2. Определить классификацию современных критериев определения группы здоровья ребёнка.
3. Дать анализ методам контроля за физическим и нервно-психическим развитием каждого ребенка в условиях образовательного учреждения.
Ход работы:
Задание 1. Запишите в тетради тему практического занятия и, изучив задачи, определите цель. Прочитайте текст, в тетради постройте диаграмму-характеристику распространенности среднестатистических функциональных отклонений у детей в % отношении, и письменно сформулируйте вывод о значении профилактического контроля за здоровьем детей.
Значение профилактического контроля за здоровьем детей. Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников составляет около 10 % от контингента детей, поступающих в школу.
Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70 %, хронических заболеваний 50 %, физиологической незрелости — 60 %. Более 20 % детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. У 60—70% детей дошкольного и школьного возраста отмечается кариес. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.
Задание 2. Прочитайте текст, запишите в тетрадь источник контроля за здоровьем ребенка, письменно составьте схему критериев, дайте им краткую характеристику
Методы контроля за физическим и нервно-психическим развитием каждого ребенка в условиях образовательного учреждения. С 1 сентября 2000 г. в дошкольных учреждениях введена «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений» (форма 026/у-2000). В соответствии с этим документом во всех дошкольных образовательных учреждениях проводится скрининг-программа, которая включает в себя базовую и расширенную виды программы. Первая из них осуществляется медицинской сестрой, вторая — педиатром и врачами — специалистами различного профиля.
В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста используют шесть основных показателей (критериев) здоровья.
Первый критерий — особенности онтогенеза (индивидуального развития), которые определяют по данным генеалогического, биологического и социального анамнеза.
Генеалогический анамнез отражает наличие заболеваний у кровных родственников ребенка, включая братьев и сестер. Биологический анамнез включает сведения о раннем периоде развития ребенка (течение беременности, родов, период новорожденности, тип вскармливания), нарушениях в состоянии здоровья ребенка за весь предшествующий период.
Основными показателями социального анамнеза являются полнота семьи, возраст родителей, их образование и профессия, психологический микроклимат в семье, отношение к ребенку, наличие вредных привычек у родителей, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.
Второй критерий — уровень физического развития и степень его гармоничности. Их устанавливают с помощью антропометрических исследований, опираясь на регионарны стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, используя центильные таблицы. Принято считать вариантами нормы такие показатели, которые относятся к 3—6-му интервалам, т.е. в зоне от 10 до 90 центилей. Положение результата в зоне 2-го интервала свидетельствует о «сниженном» показателе, в зоне 1-го — о «низком», соответственно в 7-м интервале — о «повышенном», а в 8-м — о «высоком» показателе.
Третий критерий — уровень нервно-психического развития ребенка (НПР). Он зависит как от состояния центральной нервной системы ребенка и его опорно-двигательного аппарата, так и, в значительной мере, от воздействия окружающей среды. Часто нарушения НПР бывают обусловлены недостаточностью и неадекватностью педагогического воздействия на ребенка. Контроль за НПР является основой воспитательной и оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Этот контроль осуществляется воспитателем при ежедневном наблюдении за детьми, а также при плановых осмотрах в установленные сроки. Контроль НПР позволяет проводить своевременную и правильную коррекцию педагогических воздействий. Сведения об уровне и динамике ПНР ребенка анализирует педагог и передает врачу ДОУ.
Четвертый критерий — уровень сопротивляемости (резистентности) организма. О нем судят по количеству острых заболеваний (в том числе обострений хронических болезней) за предыдущий год. В соответствии с этим критерием дети подразделяются на две группы:
1) имеющие хорошую сопротивляемость (не болевшие в течение года или болевшие один—три раза);
2) часто болеющие, с пониженной сопротивляемостью (четыре острых заболеваний в год и более).
Пятый критерий — уровень функционального состояния организма. Этот критерий оценивается по совокупности результатов лабораторных и инструментальных обследований ребенка (частота пульса, дыхание, содержание гемоглобина в крови и др.), анализа поведения и характеристики адаптационных возможностей ребенка.
Функциональное состояние органов определяют клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб.
Сведения о поведении воспитатель получает в процессе ежедневного наблюдения и контакта с ребенком. Оценивают его эмоциональное состояние, настроение, сон, бодрствование, аппетит, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми, для более старшего возраста — умение сосредотачиваться, внимание, утомляемость. Важно учитывать наличие индивидуальных особенностей поведения.
Шестой критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.
Задание 3. Прочитайте текст, решите задачи по определению группы здоровья ребенка, ответы запишите в тетрадь.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из пяти «групп здоровья». В соответствии с предложенной схемой дети зависимости от состояния здоровья, делятся на следующие группы:
К 1-й группе относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений.
2-ю группу составляют дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические изменения. Сюда же следует относить переболевших детей, особенно перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (четыре раза в год и более) болеющих. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.
Такое распределение детей по указанным группам в некоторой степени условно. Однако выявлена необходимость такого разделения на группы для характеристики санитарного состояния детского населения и при изучении влияния на здоровье различных факторов (учебных, спортивных нагрузок, климатических, атмосферных загрязнений и др.), а также для оценки эффективности различных методов воспитания и оздоровительных мероприятий.
Работникам дошкольных учреждений надо всегда помнить, что быстрый рост и развитие, созревание морфологических и функциональных структур в раннем и дошкольном возрасте определяют большую пластичность организма ребенка, который очень чувствителен как к положительным, так и к отрицательным воздействиям окружающей среды. даже слабые раздражители, не вызывающие видимых реакций, так называемые подпороговые, не всегда проходят бесследно. Они изменяют функциональные свойства тканей организма, и на этом фоне безвредный для него фактор среды может в отдельные критические периоды в т.ч., поствакцинальный, адаптации и т.д., стать решающим, привести к более длительному и неблагоприятному течению острых заболеваний, т. е. сказаться на состоянии ребенка не только в настоящий момент, но и определить ход его дальнейшего развития, уровня здоровья, готовность к общественно-социальным воздействиям. Уровень заболеваемости, распространенность патологических отклонений не везде одинаковы. Они зависят от организации и качества проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий.
Большинство детей, посещающих ДОУ, составляют дети 1-й и 2-й групп здоровья, при этом основная масса — это дети, относящиеся ко 2-й группе — группе риска. Эти дети требуют к себе индивидуального подхода при назначении и выполнении оздоровительных мер и в осуществлении педагогических воздействий.
Задача 1. Мише 5 лет, он посещает детский сад 2 года, иногда болеет простудными заболеваниями, поэтому за текущий год не посещал детский сад трижды(ОРВИ, ОРЗ и ангина). Определите группу здоровья.
Задача 2. Кате 4 года, посещает детский сад с 3 лет. За текущий год не посещала детский сад 5 раз, из- за простудных заболеваний(ангина 4раза) и перелома руки(1). Определите группу здоровья.
Задача 3. Алисе 6 лет, посещает детский сад 2 года, за последний год не посещала детский сад 5 раз по причине простудных заболеваний. Определите группу здоровья.
Задание 4. Ознакомьтесь с текстом, выпишите в тетрадь задачи и два направления оздоровительной деятельности ДОУ(профилактический и организационный), сформулируйте актуальность формирования здоровьесберегабщей среды в ДОУ. Письменно выскажите свое мнение о предложениях в закон РФ «Об образовании».
Организация педагогического наблюдения за самочувствием и состоянием здоровья каждого ребенка. Здоровье (по В. В. Парину) характеризуется способностью организма сохранять адаптированность( приспособленность), т. е. основные параметры гомеостазиса (состояние внутренних систем организма) в условиях изменений его внутренней среды, противостоять воздействиям инфекции, физических, химических и психических факторов, являясь интегральным показателем жизнедеятельности организма как в данный конкретный момент, так и на протяжении всей жизни
Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Болезнь – это состояние декомпенсации функций организма (дизадаптации), не способное обеспечить гомеостазис организма в полном объёме. Очень редко болезнь приходит внезапно. (День за днём испытывает свою поджелудочную железу любитель жирной или острой пищи, пока «внезапно» не обнаружится высокий уровень сахара в крови. День за днём напрягает свою печень любитель выпить, пока не заработает цирроз, не совместимый с жизнью.)
Сохранение и укрепление здоровья детей регламентируется и обеспечивается нормативно — правовыми документами: закон РФ «Об образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указом президента России «об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».
Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в ДОУ.
задачи:
1. Объединить усилие сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.
2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.
3. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребёнка.
4. Добиваться углубленных медицинских осмотров узкими специалистами поликлиники.
Оздоровительная деятельность в ДОУ должна осуществляется по двум направлениям: профилактическое и организационное.
1. Профилактическое направление включает:
1.1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (поэтапный приём детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания, индивидуальный подход к ребёнку).
1.2. Выполнение санитарно – гигиенического режима:
— Контроль за соблюдением санитарных условий в дошкольном учреждении: режим дня, занятия, проветривание, сон, температурный и питьевой режим, закаливание, прогулки.
— Чёткая маркировка посуду, инвентаря, белья.
1.3. Проведение диагностической работы:
— Доврачебное обследование: антропометрическая оценка, плантография в 5 лет.
1.4. Оздоровление детей средствами физкультуры:
— Прогулки на свежем воздухе.
— Закаливающие мероприятия
— Проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики.
Систематическая работа с воспитателями и детьми по пропаганде здорового образа жизни, внедрению закаливания, повышению уровня двигательной активности приносит свои результаты. Дошкольники по желанию выполняют все процедуры по закаливанию и оздоровлению.
1.5. Профилактика острых вирусных заболеваний инфекций, травматизма.
1.6.Организация питания детей:
— Выполнение натуральных норм расхода основных продуктов питания, контроль за выдачей пищи на группы.
— С -витаминизация.
— Контроль за санитарно – гигиеническим состоянием пищеблока, брокераж готовой продукции, соблюдение сроков реализации продуктов и готовых блюд. От правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
1.7. Проведение санитарно- просветительной работы с персоналом дошкольного учреждения, с родителями и детьми по текущим вопросам, по профилактике различных заболеваний, детского травматизма.
Второе направление – Организационное, включающее в себя:
2.1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в ДОУ. Начиная работу с детьми по формированию дошкольного возраста, наше дошкольное учреждение поставило перед собой такие задачи:
1. Объединить усилие сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.
2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.
3. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребёнка.
4. Добиваться углубленных медицинских осмотров узкими специалистами поликлиники.
Укрепление здоровья детей должна стать ценностным приоритетом всей воспитательно – образовательной работы ДОУ.
В федеральном законе подчеркивается, что детские дошкольные учреждения являются основными проводниками правильного воспитания дошкольников.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ внести в статью 2 «Основные понятия» проекта Закона определение услуги «Присмотр и уход», а также её составляющее: Питание, Сон, Прогулки, Санитарно — гигиенические услуги, Досуговая деятельность. Так как считаем, что проект закона предусматривает разделение услуг на образовательную – «Дошкольное образование» и социальную – «Присмотр и уход», однако не содержит само определение понятия социальной услуги «Присмотр и уход».
Задание 5. Сформулируйте вывод по теме занятия, дайте самооценку усвоению вами новых знаний. Напишите вопросы о том, что вы хотели бы узнать более подробно по данной теме.
Источник