Законы развития ребенка и технологии взаимодействия с ним
Елена Моисеева
Педагогические технологии взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми
Новой задачей дошкольных учреждений становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у детей дошкольного возраста. Вся жизнь ребенка в ДОУ должна быть направлена на развитие личности дошкольника и его взаимодействия с детьми и взрослыми.
Для этого необходимо изменять технологию образовательного процесса и создать условия для социального развития ребенка. Проблемы социальной жизни,детско-родительских отношений определяются задачами социального развития детей дошкольного возраста:
• Освоение норм и правил взаимодействия детей с взрослым и друг с другом.
• Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе.
• Освоение детьмина начальном уровне социальных ролей: я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка, я – житель России, я — житель Земли.
• Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта.
Базой развития социальных навыков у ребенка служит развитие у него саморегуляции поведения, как одной из центральных линий развития детей.Механизмами развития саморегуляции поведения детей в ДОУ являются:
• создание развивающей комфортной среды, единого пространства социализации и включение родителей в социально значимую для детей деятельность.
• трансляция всеми участниками образовательного процесса в ДОУ значимых образцов социального поведения;
• регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;
• создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально-значимую деятельность;
• разработка технологии создания коллектива единомышленников для овладения новыми методами саморегуляции поведения детей и взрослых в дошкольной организации.
Возникает вопрос: как создать такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекало бы в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях?
Отсутствие реально работающих технологий социализации, необученность этим технологиям педагогов, непонимание родителями приоритета развития личностных качеств перед обучением существенно замедляют введение ФГОС в практику.
Приблизиться к поэтапному разрешению вышеназванных проблем позволяют авторские современные технологии социализации дошкольника. Одной из таких технологий является технология эффективной социализации детей дошкольного возраста Гришаевой Н. П., направленная на саморегуляцию поведения дошкольника, свободу и выбор, создание в дошкольных организациях единого пространства для социализации, определение наиболее эффективных способов создания команды единомышленников из педагогов и родителей, а так же формирование и внедрение новых методов, систем воспитания и социализации, в том числе, направленных на преемственность дошкольного и начального образования.
Педагогические технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н. П. (технология социализации «Клубный час», педагогические технологии социализации «Ситуация месяца», «Проблемная педагогическая ситуация», «Социальная акция», «Ежедневный рефлексивный круг», «Дети – волонтеры», «Волшебный телефон», «Развивающее общение», могут быть использованы как по отдельности, так и все вместе. Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и дошкольников заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Успешность деятельности, срабатываемость ее участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопонимание педагогов и воспитанников связано, прежде всего, с объективностью и всесторонностью их информированности друг о друге. Нами используются технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н. П., на практике получили положительную оценку.
Современная система образования дает возможность выбирать и организовывать педагогический и воспитательный процесс, используя различные инструменты и элементы информационных и коммуникативных технологий.
Таким образом, представленные технологии социализации ребенка, позволяют эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.
Список использованных источников:
Басова С. Н. Использование современных технологий социализации дошкольника – (https://basova-svetlana.jimdo.com)
Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенкав дошкольной образовательной организации: методическое пособие [Текст]: Н. П. Гришаева. – М.: Вентана – Граф, 2015.
Источник
Ирина Красикова
Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОО
В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования служит: взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольной образовательной организации.
Характер взаимодействия зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.
Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками,родителями воспитанников, направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.
Образовательный процесс как взаимодействие —представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон:
детей – педагогов — родителей, выступающих в позиции субъектов.
Участники образовательной деятельности:
1. Дети
2. Педагоги и специалисты (медицинский работник, педагог-психолог, педагог – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель)
3. Администрация
4. Родители
Подходы к организации педагогического взаимодействия:
Деятельностный, формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.
Личностно-ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.
Взаимодействие участников образовательного процессабазируется на следующих принципах:
— Добровольность
— Сотрудничество
— Уважение интересов друг друга
— Соблюдение законов и иных нормативных актов.
Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей
Основными характеристиками взаимодействия считают:
взаимопознание — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;
взаимопонимание— понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга;
взаимоотношение— проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие;
по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; помощь, поддержка друг друга;
по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.
Участников образовательного процесса выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации.
В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак:
1.По субъекту и объект — субъекту:
личность – личность (ребенок – ребенок, педагог – ребенок, педагог – педагог, педагог – родитель и т. д.);
коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, группа — группа, детский коллектив – педагогический коллектив и т. д.).
2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.
3.По содержанию деятельности: взаимодействие в образовательной, воспитательной, трудовой, спортивной и другой деятельности.
4.По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.
5.По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.
6. По типу взаимосвязи: «на равных», руководство.
7. По характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, безразличие, безучастность, конфликт.
Эффективное взаимодействие – совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста.
Модели взаимодействия участников образовательного процесса:
Ребёнок – ребёнок:
— свободно общается со сверстниками;
приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками;
— развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;
— само выражается через совместную творческую деятельность;
-учится взаимодействовать в коллективе;
— учится договариваться, разрешать конфликтные ситуации.
Родитель – ребёнок:
— признание прав и свобод ребёнка,
— сотрудничество, сопереживание и поддержка,
— обсуждение ситуации через диалог,
— гибкое введение ограничений.
Педагог — ребёнок:
— признание ценности личности ребёнка;
— выявление и развитие способностей ребёнка;
— выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
— приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития;
-ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной жизни;
-диалоговое взаимодействие с ребёнком;
-активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
Педагог — родитель:
— добровольность в сотрудничестве;
— уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
— уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов
— конфиденциальность индивидуального общения с педагогом.
Педагог –педагог — администрация:
— развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
-толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
— эмпатия и рефлексия — умение выслушать собеседника, признать его правоту;
— сотрудничество — процесс взаимодействия равноправных партнёров;
— учёт личностных и профессиональных качеств участников;
— проявление участниками гибкости в конфликтных ситуациях.
Эффективное взаимодействие участников педагогического процессапозволит решить следующие задачи:
1. Интенсифицировать работу с семьёй на основе партнёрского взаимодействия;
2. Создать творческую атмосферу между участниками деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития.
В том числе,
— для детей: приобретение социального опыта повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения;
— для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессио-нальные возможности и достижения, постоянно совершенствовать своё мастерство; сформировать партнёрские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями;
— для руководителей поможет создать: комфортный психологический климат в коллективе; повысить эффективность образовательных проектов и программ; создать привлекательный имидж учреждению;
— для родителей, стать активными участниками и партнёрами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребёнка; пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка.
В основе взаимодействия участников образовательного процесса ДОО лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
Источник
Наталья Макарова
Особенности взаимодействия педагогов, детей и родителей воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Макарова Наталья Николаевна,
старший воспитатель МКДОУ №3 г. Любани
В этой статье предпринята попытка осветить философско-этические и методические вопросы взаимодействия участников образовательных отношений в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Глубинная суть темы не во взаимодействии педагога с детьми и родителями, так как в данном случае акцент ставится на доминирующей роли педагога. Здесь речь идет о равноправном взаимодействии трех субъектов образовательных отношений, когда право быть услышанным, выдвигать инициативы, действовать в соответствии со своими целями имеет возможность каждый.
Основная цель взаимодействия семьи и педагогов заключается в стимулировании позитивных факторов семейного и общественного воспитания, организации их взаимодополнения и взаимовлияния.
Взаимодействие между детьми, педагогами и родителями предполагает взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер, имеющее социально значимый характер.
Всегда памятуя об этом, педагог, тем не менее, является тем звеном в триаде взаимоотношений, которое проектирует и выстраивает эффективное взаимодействие с детьми и их родителями, а также создает условия для оптимизации (если это необходимо) детско-родительских отношений.
Согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования одним из ключевых направлений современного дошкольного образования является социализация личности, воспитание человека культуры.
Очевидно, что процесс социализации протекает в рамках той социокультурной среды, в которой растет и развивается ребенок. И все эти качества невозможно развить без эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, ведь именно семья – тот кладезь нравственности, из которого ребенок черпает складывающиеся и передающиеся из поколения в поколение жизнеутверждающие традиции.
Стандарт дошкольного образования нацеливает нас на радикальное изменение философии взаимодействия с семьями: не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать всё, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.
Говоря о роли матери, польский писатель и педагог Януш Корчак утверждал, что нет ничего более ценного для воспитания ребенка, чем размышления о нем матери, черпающей «не из книг, а из самой себя».
Канула в лету парадигма взаимодействия с семьями, построенная на идее обучения родителей. Достаточно вспомнить «родительский всеобуч». Не спорю, может быть, кто-то это делал успешно! Но сегодня «в чистом виде» это не работает. Современные родители часто имеют достаточно высокий уровень образования и осведомленности, опыт в вопросах воспитания, а главное – они более независимы от мнений других людей. К тому же, в их распоряжении информационно-коммуникационные технологии. Они могут в любой момент ознакомиться с актуальной для них информацией, получить онлайн-консультацию, обсудить проблемы воспитания на форуме. Они выросли в ином мире, где каждый вправе иметь и выражать собственные взгляды и жизненные позиции.
Известный английский дипломат Филип Честерфилд писал в одном из писем к горячо любимому сыну: «Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них нуждается».
Поэтому для достижения целей воспитания социально успешного человека, человека культуры необходимы новые технологии взаимодействия педагогов, детей и родителей.
В данном контексте реализация семейных мероприятий социокультурной направленности является одним из наиболее эффективных средств взаимодействия педагогов, детей и родителей.
В настоящее время в дошкольных образовательных организациях реализуются традиционные и внедряются инновационные социокультурные практики, включающие культурно-просветительские, культурно-образовательные и культурно-досуговые семейные мероприятия, а также организацию ежедневного участия родителей в образовательной деятельности в детском саду и семье.
Одним из условий успешности проведения мероприятий культурно-просветительской направленности является актуальность рассматриваемой проблемы и создание ситуации личной активности каждого участника. Это такие традиционные формы,как: «круглый стол», «открытая дискуссия», «устный журнал», «лекция-пресс-конференция», «родительский КВН» и другие, а также использование интернет-ресурсов с целью информирования родителей, обсуждения актуальных тем на форумах и онлайн-консультирования.
И здесь многое зависит от организационных умений, ораторского мастерства и личного обаяния педагога, его умения пробудить активность участников, наладить диалог. Яркость впечатлений, повышение мотивации родителей обеспечит мастерское использование современных технических средств, создающих визуальные образы в рамках изучаемой темы.
Каждое из таких мероприятий обязательно включает взаимодействие детей и родителей. Как варианты, это могут быть совместный просмотр видеоматериалов о жизни детей в детском саду или семье, демонстрация достижений детей в разных сферах деятельности или игровое взаимодействие.
Мероприятия культурно-образовательной направленности, хорошо зарекомендовавшие себя в последние годы,это: семейные практикумы, семинары-тренинги, тренинги-детско-родительских отношений, «тематические «клубные часы» (технология Наталии Петровны Гришаевой, семейные физкультурно-оздоровительные занятия (технология Майи Николаевны Поповой). Их цель – в интересной для детей и родителей форме:
помочь ребенку в развитии, освоении образовательной программы;
повысить уровень родительской компетентности в тех или иных вопросах воспитания, обучения, здоровья и развития;
способствовать укреплению семейных отношений, создавать условия для отработки эффективных навыков общения детей и родителей.
Семейные мероприятия культурно-досуговой направленности несут в себе огромный образовательный потенциал только в том случае, когда детям и родителям предоставлена возможность проявлять самостоятельность, инициативность и творчество. В рамках социокультурного подхода мы рассматриваем семейные культурно-досуговые мероприятия как одно из важных средств личностного развития, направленного на раннюю социализацию личности и погружение его в мир культуры. Так, к таким мероприятиям мы относим празднование календарных событий, тематические досуги, направленные на ознакомление с семейными традициями, культурой народов разных стран, шедеврами мировой культуры в различных областях жизни и искусства, а также социальные акции, в которых в полной мере проявляется личностное кредо каждого участника.
Иногда мы задаемся вопросом: что интереснее и важнее для детей – участие в празднике или в акции?
Мы убеждены, что невозможно с полной уверенностью ответить на этот вопрос, так как видим, что для детей актуально и то, и другое. И понимаем, что для ребенка важно радоваться жизни, встречать Новый год и мамин праздник. Но не менее важно осознать, что на планете Земля есть люди, которые нуждаются в помощи, и первая крупинка добра, которую ребенок подарил миру, приняв участие в благотворительной акции, разбудит в его сердце желание делать других людей хоть немного счастливее!
Да, сегодня актуален вопрос технологий взаимодействия. Но технологии будут работать только в том случае, если между детьми, педагогами и родителями будут царить взаимоотношения уважения, любви, взаимопонимания и доверия. Так, чтобы для детей и родителей воспитанников ежедневная встреча с педагогом делала утро добрым, а день счастливым!
Источник