Закономерностях музыкального образования и развития личности ребенка

Контрольно-измерительный материал
к темам «Цели и задачи музыкального развития дошкольников»,
«Характеристика музыкальных способностей дошкольников»
Вариант 1
Выбрать из предложенных вариантов ответа один правильный
1.Наука об общих закономерностях музыкального образования и развития личности ребенка — это:
а) теория музыкального образования
б) средство музыкального образования детей
в) система музыкального образования детей
2.Теория музыкального образования имеет межнаучную связь с какой наукой?
а) социология
б) психология
в) экономика
3.Цель музыкального образования:
а) создание условий для саморазвития ребенка
б) воспитание,образование и развитие ребенка
в) развитие музыкальности ребенка, формирование основ музыкальной культуры
4.Формирование основ музыкальной культуры – это:
а) развитие музыкально-эстетического сознания, креативности ребенка
б) развитие музыкального опыта, музыкальной грамотности
в) все ответы верны
5.Комплекс способностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и связанных с любым видом музыкальной деятельности, образует понятие:
а) музыкальность
б) музыкальная одарённость
в) талант
6.Способность, проявляющаяся в восприятии и воспроизведении мелодий по слуху:
а) ладовое чувство
б) чувство ритма
в) музыкально-слуховые представления
7.Восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке:
а) ладовое чувство
б) чувство ритма
в) музыкально-слуховые представления
8.Основная музыкальная способность, которая может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, но прежде всего, в процессе восприятия музыки: ее узнавании, определении, закончилась ли мелодия:
а) ладовое чувство
б) чувство ритма
в) музыкально-слуховые представления
9. Задание, применение которого целесообразно для диагностики развития у детей ладового чувства:
а) узнать по мелодии ранее исполнявшуюся песню, инструментальную пьесу, пляску
б) повторить за педагогом (прохлопать) простой ритмический рисунок
в) спеть мелодию знакомой песни на удобном для воспроизведения слоге, обращая внимание на чистоту интонирования
10.Задание, применение которого целесообразно для диагностики развития у детей музыкально-слуховых представлений:
а) закончить мелодию на тонике (я начну, а ты закончи)
б) спеть песню без фортепианного сопровождения
в) повторить за педагогом (прохлопать) ритмический рисунок мелодии
Вариант 2
Выбрать из предложенных вариантов ответа один правильный
1.Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста рассматривает:
а) психолого-педагогические основы развития музыкальной деятельности
б) музыковедческие и психолого-педагогические основы развития личности ребенка в процессе овладения музыкальной деятельностью
в) философские основы развития музыкальной деятельности
2. Музыкальное образование дошкольников — это:
а) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию их эстетических чувств, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве
б) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников, включающее формирование интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятии, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей
в) целенаправленный процесс развития целостной личности ребенка в процессе приобщения к ценностям музыкального искусства
3.Наиболее актуальной задачей обучения детей образовательной области «музыка» (музыкальной деятельности) является:
а) содействие овладению ребенком знаниями о музыки
б) содействие развитию музыкально — творческой личности ребенка
в) содействие овладению ребенком умениями и навыками
4.Сущность процесса музыкального воспитания — это создание условий для:
а) музыкального образования ребенка
б) передачи накопленного старшими поколениями опыта младшим
в) развития личности ребенка
5.Эстетическое воспитание дошкольников – это:
а) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества
б) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве
в) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников
6.Основные музыкальные способности (ядро музыкальности):
а) музыкальное мышление
б) ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма
в) исполнительские и творческие способности
7.Эмоциональное переживание звуковысотного движения:
а) ладовое чувство
б) чувство ритма
в) музыкально-слуховые представления
8.Основная музыкальная способность, которая развивается в тех видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху: в пении, в игре на звуковысотных музыкальных инструментах:
а) ладовое чувство
б) чувство ритма
в) музыкально-слуховые представления
9. Правильно и умело проведенная в педагогическом процессе музыкального образования детей педагогическая диагностика выявляет:
а) уровень музыкального развития детей
б) уровень качества освоения ребенком музыкальной деятельности
в) все ответы верны
10.Задание, применение которого целесообразно для диагностики развития у детей чувства ритма:
а) определить правильность спетой или сыгранной на инструменте педагогом ранее знакомой мелодии (знакома ли тебе эта мелодия? Правильно ли она звучит?)
б) прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранной педагогом на инструменте
в) повторять за педагогом голосом играемые на инструменте звуки
Ключ к контрольно-измерительным материалам
к темам «Цели и задачи музыкального развития дошкольников»,
«Характеристика музыкальных способностей дошкольников»
Вариант 1
1-а, 2-б, 3-в, 4-в, 5-а, 6-в, 7-б, 8-а, 9-а, 10-б
Вариант 2
1-б, 2-в, 3-б, 4-в, 5-б, 6-б, 7-а, 8-в, 9-в, 10-б
Источник
Закономерности
– устойчиво повторяющиеся в тенденции
и в процессе муз.образования.
Внешние
закономерности пед.процесса.
Обусловленность пед.процесса потребностями
и возможностями социума. Зависимость
пед.процесса от условий его проведения,
возрастных и других способностей уч-ся.
Внутренние
закономерности пед.процесса.
Закономерная обусловленность целей
учебно-воспит. процесса социума. Задач
– целями, содержания – целями и задачами;
методов и средств – целями, задачами и
содержанием; формы организации
пед.процесса – задачами, содержанием
избранными методами и средствами
обучения.
Общие закон-ти.:
1. Двусторонность
процесса
обучения
(взаимод. педагога
и ученика в рамках уч. процесса,когда
гармонич. соединение
деят-ть педагога (преподавание) и деят-ть
ученика (учение)) 2.
Активность ученика (ученик
не только объект вниман. и деят-ти
педагога, но и субъекть собственной
познават.активности) . Современная
система
обучения
—
личностно-ориентированная.
3. Содерж.обуч.
находится в зависимости от разв-я науки,
НТП общества,познават.возможностей и
потребн.личности. 4.
Цель обучения
зависит от содерж.обучения,методов,
средств и форм обучения. Частные:
1. Кач-во
обуч. (эффективность каждого этапа обуч.
зависит от продуктивности предыдущ.этапа
и достигнутых на нем результатов,
от хар-ра и объема изучаемого материала
от обучаемости учеников и далективности
обучения.
2. методов
обучения (эффективность дидактич.
методов зависит от цели и содержания
обучения,возраста
и обучаемости учеников, от уровня
квалификации
преподавателя,
материально-технич.
обеспечения
учебного
процесса.)
Принципы
музыкального обучения:
1.Принцип
единства воспитания,
образования и развития школьников в
муз.обучении. В муз.обучении педагог
решает образовательную задачу, состоящую
в том, чтобы формировать у уч-ка навык
музицирования. 2.Принцип
научности
выступает в качестве логической основы
построения системы муз.обучения
(выявление соответствия предмета
эстетическим представлениям об
муз.культуре, психолого-педагогическим
представлениям в возрастных познавательных
возможностях развития современных
школьников). 3.Принцип
связи муз.обучения с жизнью.
4.Принцип
интереса и увлеченности,
всемерного стимулирования положительного
отношения к учению. Кабалевский называл
его фундаментальной проблемой всей
педагогики. 5.Принцип
оптимизации процесса обучения.
Подразумевает выявление эмоциональных
и интеллектуальных особенностей уч-ся,
фиксацию их муз.способностей, наблюдение
за усвоением содержания программы, а
также организацию уроков музыки в
соответствии с технической оснащенностью
класса. 6.Принцип
прочности и действенности результатов
муз.обучения(
каждый ребенок имеет необходимые задатки
для систематического муз.развития;
процесс общения с музыкой способствует
развитию эмоциональной и интеллектуальной
сфер личности ученика: во всех уч-ся
можно развить интерес к музыке, способность
постижения основ муз.искусства, ориентации
в ее содержании путем систематического
развития восприятия музыки). 7.Единство
художественного и технического.
8.Принцип
комплексного и последовательного
развития
муз.способностей в различных видах
муз.деятельности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. НОВОКУЗНЕЦК, ул. ЦИОЛКОВСКОГО, 62
Тестовые задания
для проведения квалификационного испытания в письменной форме на подтверждение соответствия занимаемой должности музыкальных руководителей ДОУ
- Наука об общих закономерностях музыкального образования и развития личности ребенка – это:
а) | теория музыкального образования; |
б) | средство музыкального образования детей; |
в) | система музыкального образования детей; |
г) | практика музыкального образования детей. |
- Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста рассматривают:
а) | музыковедческие и психолого — педагогические основы развития личности ребенка в процессе овладения музыкальной деятельностью; |
б) | педагогические основы; |
в) | психологические основы; |
г) | психолого — педагогические основы развития музыкальной деятельности. |
- Выбрать правильное определение музыкального образования дошкольников:
а) | целенаправленное развитие целостной личности ребенка в процессе приобщения к ценностям музыкального искусства; |
б) | педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению; |
в) | способов и знаний, необходимых для физического совершенствования детей; |
г) | организация жизни и деятельности детей, способствующая их эстетических чувств, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве. |
- Содержание теории музыкального образования дошкольников наиболее тесную связь имеет с:
а) | дошкольной педагогикой; |
б) | возрастной психологией; |
в) | музыкальной педагогикой; |
г) | коррекционной педагогикой. |
- Разработкой теоретических основ методики музыкального воспитания дошкольников в России занимались:
а) | В. Н. Шацкая, Н. А. Ветлугина, Н. А. Метлов, И. Л. Дзержинская; |
б) | Р. С. Буре, Т. А. Маркова, В. И. Нечаева, А. В. Запорожец; |
в) | Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Т. Н. Доронова; |
г) | В. Т. Кудрявцев, В. В. Давыдов, Т. Г. Казакова, Н. П. Саккулина. |
- Определите компонент музыкально-эстетического сознания:
а) | эстетические эмоции; |
б) | художественное воображение; |
в) | восприятие музыки; |
г) | выразительное исполнение. |
- Наиболее актуальной задачей обучения детей музыкальной деятельности является:
а) | содействие развитию творческой личности ребенка; |
б) | содействие овладению ребенком знаниями музыки; |
в) | содействие овладению ребенком знаниями о музыке; |
г) | содействие овладению ребенком умениями. |
- Формой организации музыкальной деятельности детей является:
а) | вокально — хоровая студия; |
б) | хоровод; |
в) | музыкальная игра. |
- Кто или что является субъектом музыкального образования дошкольников?
а) | Ребенок, педагоги ДОУ, родители; |
б) | игрушки; |
в) | ребенок и родители; |
г) | ребенок и среда. |
- Наиболее распространенный подход к решению проблемы навыков, умений, знаний.
а) | знание-умение-навык |
б) | знание-навык-умение |
в) | навык-умение-знание |
г) | умение-навык-знание |
- В ряду задач определитевоспитательную:
а) | воспитание средствами музыкального искусства отношения к окружающей действительности; |
б) | формирование потребности в музыке; |
в) | содействие ребенку в овладении музыкальной деятельностью; |
г) | развитие музыкальных способностей. |
- Укажите возраст детей, для которых создана программа музыкального воспитания Е.А. Дубровской «Ступеньки музыкального развития»:
а) | от 3 до 7лет; |
б) | от 2 до 4 лет; |
в) | от 1до 7лет; |
г) | от 4 до 7лет. |
- В какой комплексной программе дошкольного образования дошкольников впервые представлена культурно-досуговая деятельность?
а) | В «Программе воспитания и обучения в детском саду»; |
б) | «Истоки»; |
в) | «Детство»; |
г) | «Радуга». |
- Какая из перечисленных программ является комплексной?
а) | «Кроха»; |
б) | «Музыкальные шедевры»; |
в) | «Ладушки»; |
г) | «Музыкальная мозаика». |
- Правильно и умело проведенная в педагогическом процессе музыкального образования педагогическая диагностика выявляет:
а) | все ответы верны; |
б) | уровень музыкального развития детей; |
в) | креативного развития ребенка; |
г) | качество освоения ребенком музыкальной деятельности. |
- Что является универсальным средством развития музыкально-сенсорного восприятия?
а) | Музыкально-дидактические игры; |
б) | пение; |
в) | упражнения; |
г) | поощрение. |
- Отметьте наиболее благоприятный фактор музыкального воспитания детей в семье:
а) | социо–культурный; |
б) | социально-экономический; |
в) | демографический; |
г) | педагогический. |
- В какой парциальной программе представлены следующие темы: «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», « Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», « Музыкальные инструменты и игрушки»?
а) | «Музыкальные шедевры»; |
б) | «Ступеньки музыкального развития»; |
в) | «Камертон»; |
г) | «Гармония». |
- Какой мотив является ведущим для детей дошкольного возраста на занятиях музыкальной деятельностью?
а) | Личностный смысл, интерес к музыкальной деятельности; |
б) | уточнение и закрепление полученных ранее умений; |
в) | получение новых знаний; |
г) | желание общаться со сверстниками. |
- Какая форма организации музыкальной деятельности в ДОУ является ведущей?
а) | Музыкальные занятия; |
б) | консультации для родителей; |
в) | педсовет; |
г) | игра на музыкальных инструментах. |
Источник
Музыка́льная педаго́гика (англ. Music Pedagogy) — отрасль педагогической науки (педагогическая дисциплина), занимающаяся передачей учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, а также формирования и развития творческих умений, опыта и практических навыков в различных областях музыкального искусства.
Объектом музыкальной педагогики является процесс музыкального обучения и воспитания личности, а её предметом следует считать совокупность всех форм организации, методов, средств и других материальных и нематериальных атрибутов музыкального обучения и воспитания, которые складываются в целостный, единый комплекс профессиональной подготовки и формирования личности музыканта.
Музыкальную педагогику следует отличать от отдельных методик музыкального обучения и воспитания, поскольку она является именно комплексной, целостной наукой, содержание которой направлено не только на развитие отдельных музыкальных способностей человека и формирования у него знаний, умений, навыков в той отрасли, которую выберет музыкант, но и на формирование его личности в целом.
Основные понятия музыкальной педагогики[править | править код]
Музыкальное обучение — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение направлено на овладение такими знаниями, умениями и навыками практической музыкально-эстетической деятельности, которые бы отвечали определённому уровню музыкального образования.
Музыкальное обучение осуществляется как государственными заведениями так и негосударственными, или частными учреждениями, а также физическими лицами. В соответствии с этим, музыкальное обучение разделяется на любительское (непрофессиональное) и профессиональное.
Музыкальное воспитание — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Согласно законодательным актам многих стран об образовании, музыкальное воспитание учеников реализуется в школе на уроках музыки и входит в государственный (инвариантный) компонент содержания общего среднего образования.
Формы организации музыкального обучения и воспитания — внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного процесса, которые предопределяются видами и характером музыкально-эстетической деятельности его участников. Это практические занятия (уроки), концерты, лекции, фестивали, конкурсы, экскурсии и др.
Общие методы музыкальной учёбы и воспитания — взаимодействия между участниками музыкального учебно-воспитательного процесса, во время которых происходит передача и усвоение музыкальных знаний, умений, навыков практической музыкальной деятельности и развитие личностных музыкально-эстетических качеств.
Характерным является то, что в классической педагогической науке категории обучения и воспитания имеют свои особенности, поэтому определение методов музыкального обучения и воспитания имеет свою специфику, обусловленную комплексным творческим характером учебно-воспитательного процесса.
Научная специфика[править | править код]
Музыкальная педагогика является отраслью педагогической науки (общей педагогики), изучающей особенности образования, обучения и воспитания средствами музыкального искусства. Процесс музыкального образования и воспитания личности имеет конкретно исторический характер и происходит в соответствии с основными законами развития общей педагогики.
Источниками изучения музыкальной педагогики являются:
1. Музыкально-педагогический опыт прошлого. Это институты создания, накопления и сохранения образцов музыкальных явлений в истории развития художественной культуры. Сюда следует отнести творческое наследие деятелей музыкальной культуры, которое включает в себя наилучшие образцы музыкальных произведений, исполнительского мастерства, результаты общественной, просветительской и музыкально-педагогической деятельности.
2. Современные музыкально-педагогические явления и исследования. Это, прежде всего, опыт практической деятельности музыкальных учебных заведений по воспитанию и подготовке профессиональных музыкантов, отдельных творческих школ и частных методик музыкальной учёбы и воспитания.
3. Передовой научный музыкально-педагогический опыт. Здесь имеется в виду изучение и обобщение результатов научно-экспериментальной работы исследователей в поисках самых эффективных технологий и оптимизации музыкального обучения и воспитания. Это результаты исследований научно-исследовательских институтов, лабораторий, учёных, работающих над усовершенствованием и улучшением решения проблем музыкального обучения и воспитания.
Основные теоретические категории музыкальной педагогики[править | править код]
Музыкальная педагогика, как отрасль педагогической науки, имеет свои основные теоретические понятия — категории. Эти категории определяют её теоретическую основу с учётом специфики музыкальной отрасли:
Музыкальное образование — это процесс и результат усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, что свидетельствует о соответствующем уровне овладения музыкальными явлениями в аналитически-теоретическом или практически исполнительском аспектах. Музыкальное образование функционирует в диалектическом взаимодействии институций создания и накопления музыкального опыта общества с процессами передачи и усвоения этого опыта будущими музыкальными специалистами. Музыкальное образование регулируется соответствующими законодательными актами государства, которые определяют её содержание и основные принципы.
Закономерности музыкального образования — объективные причины, которые характеризуют существенную связь между общественными и музыкальными явлениями или процессами, без которых невозможно эффективное осуществление музыкального обучения и воспитания. К ним относятся:
- соответствие содержания музыкального обучения и воспитания уровню развития музыкальной культуры современного общества;
- зависимость процесса музыкального обучения и воспитания от экономических условий обеспечения развития национальной музыкальной отрасли;
- ориентированность содержания музыкального обучения и воспитания на национальную музыкальную традицию.
Принципы музыкального образования[править | править код]
Под принципами музыкального образования понимают основные теоретические идеи или требования, на которых базируется музыкальный учебно-воспитательный процесс. К ним относятся:
- доступность музыкального обучения и воспитания для каждого человека, независимо от его пола, национальности и вероисповедания;
- равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей и всестороннего развития;
- гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;
- связь с национальной и мировой художественной культурой;
- взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран;
- свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания;
- научность музыкального образования, его организация на основе передовых научно-методических достижений музыкально-теоретической мысли и практически-исполнительской деятельности;
- ступенчатость и непрерывность — обеспечение условий для элементарно-начального, среднего и высшего музыкального образования;
- креативность — создание всех необходимых условий для активного и максимально инициативного музыкального творчества.
Движущие силы музыкального образования[править | править код]
Движущие силы музыкального образования — это совокупность мотиваций и диалектических противоречий, взаимодействие которых обеспечивает качество и эффективность музыкального обучения и воспитания.
Первая группа движущих сил — мотивации — это совокупность мотивов и стимулов, которые побуждают личность к определённой деятельности. Мотивы могут быть материальные, социальные и морально-психологические. К первым можно отнести стремление человека приобрести какие-то материальные блага, которые может дать ему музыкальное образование. Ко вторым — стремление стать музыкально образованным человеком, иметь престижную профессию. К третьим — получение морального удовлетворения от музыкального обучения и профессиональной музыкально-эстетической деятельности.
Вторая группа движущих сил — диалектические противоречия — это, в первую очередь, противоречия между имеющимися и желаемыми музыкальными знаниями, умениями и навыками, постоянное преодоление которых обеспечивает эффективность музыкального обучения и воспитания. В логике организации учебно-воспитательного процесса эти противоречия возникают между пониманием и непониманием, знаниями и незнаниями, умениями и неумениями и т. п. Постепенное овладение следующим уровнем знаний, умений и навыков содержания музыкального обучения и воспитания создаёт перспективу движущей силы улучшения и повышения эффективности музыкального образования в целом.
Программа подготовки по специальности «Музыкальная педагогика»[править | править код]
Музыкальная педагогика представляет собой учебную дисциплину, которую изучают в учебных заведениях музыкально-педагогического профиля и которая занимается содержанием, формами организации, а также методиками музыкального обучения и воспитания подрастающего поколения.
Современная программа подготовки по специальности «Музыкальная педагогика» (бакалавриат) включает в себя следующие дисциплины[1]:
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
Философия, Социология, Экономика, Культурология, Родной язык и культура речи, Иностранный язык, Политология, Логика, Этика и др.
Общие математические и естественно-научные дисциплины
Математика и информатика, Концепции современного естествознания, Информационные и коммуникационные технологии в образовании, Экология и др.
Общепрофессиональные дисциплины
Психология, Педагогика, История искусств, Основы научно-исследовательской работы, Музыкальная психология, Психология управления, Конфликтология, Имиджелогия, Менеждмент музыкальных проектов, Продюсирование музыкального театра, Современная музыкальная индустрия, Джазовая гармония и импровизация и др.
Дисциплины профильной подготовки (в связи с выбранным профилем)
Основной музыкальный инструмент, Вокал, Сольфеджио, Гармония, Полифония, История музыки, Менеджмент в музыкальной деятельности, Интегративные и маркетинговые коммуникации в музыкальном искусстве и образовании,
Основы драматургии
и режиссёрского анализа, Актерское мастерство,
Основы композиции и компьютерной аранжировки, Техника студийной звукозаписи,
Компьютерная графика, Звукорежиссура и др.
Системы и методики обучения[править | править код]
Методическая система Эмиля Жак-Далькроза (1865—1950)[править | править код]
В основе музыкального обучения лежит принцип триединства музыки, слова и движения как средства формирования личности. Базисной для этой является метод эвритмики (связь музыки с движением), что даёт возможность выполнить основное задание — научить детей двигаться в характере музыки, соответственно её темпу, динамическим и метро-ритмическим особенностям. Другими составляющими системы Жак-Далькроза являются сольфеджио и импровизация, которые реализовывались на более высоком уровне музыкального обучения.
Методическая система Марии Монтессори (1870—1952)[править | править код]
Массовое дошкольное музыкальное воспитание, базирующееся на сензитивних (сенситивных) периодах развития ребёнка. Процесс музыкального воспитания дошкольника разделяется на три этапа:
- развитие внимания к звукам, которые окружают ребёнка;
- выявление и закрепление метро-ритмического восприятия музыки;
- формирование мелодического и гармонического слуха.
Методическая система Карла Орфа (1895—1952)[править | править код]
Изложена в известном методическом пособии «Шульверк» (нем. Schulwerk; от schulen — учить + werken — действовать). В основе этой системы заложен принцип элементарного музицирования с использованием разных видов музыкально-сценической деятельности. Сконструированный К.Орфом специальный инструментарий, который использовался на уроках музыки, стал основным методическим средством реализации его музыкально-педагогической системы.
Методическая система Золтана Кодаи (1882—1967)[править | править код]
Заключается в применении хорового пения как главного вида деятельности в музыкальном воспитании. «Метод Кодаи» предусматривает развитие чувства строя, ладового мышления с помощью разных упражнений развития звуковысотного восприятия. Для этого в его системе широко предлагается использование относительной (ладовой) сольмизации.
Методическая система Бориса Тричкова[bg] (1881—1944)[править | править код]
«Лесенка» (болг. Стълбицата), в основе которой лежит концепция «сознательного нотного пения»: достижение музыкальной координации между слухом и голосом, развитие тонального чувства, чувства ритма, любви к музыке и желания петь.
Методическая система Дмитрия Кабалевского (1904—1987)[править | править код]
Основана в 1970-х годах в бывшем СССР и воплощена в учебную программу «Музыка» для общеобразовательных школ бывшего Советского союза и некоторых социалистических стран Европы. Основная (генеральная) тема программы — «Музыка и жизнь». Занятия музыки были подчинены основным морально-эстетическим принципам, побуждающим ребёнка к чувству прекрасного. Основным методом программы является обсуждение, размышления о музыке и музыкальных явлениях. Основным видом деятельности — слушание музыки.
См. также[править | править код]
- Социология музыки
- Международное общество музыкального образования
- Международный музыкальный совет
- Новые интерфейсы музыкального выражения
- Музыковедение
- Философия музыки
- Музыкальная эстетика
- Музыкальная психология
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Серов А. Н., Музыка, музыкальная наука, музыкальная педагогика, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895
- Ларош Г. A., Исторический метод преподавания теории музыки, в его кн.: Собрание музыкально-критических статей, т. 1, М., 1913
- Апраксина О. А., Методика музыкального воспитания в школе: Учебн. пособие. — М.: Просвещение, 1983. — С.54-57.
- Асафьев Б. В., Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. — М., 1973.
- Кабалевский Д. Б., Музыка и музыкальное воспитание / Д. Б. Кабалевский. — М., 1984
- Клюев А. С. Музыкотерапия как метод музыкальной педагогики // Искусство и образование. — 2012. — № 4 (78). — С. 106—109.
- Клюев А. С. Об использовании музыкотерапии в педагогической работе. Новые данные // Искусство и образование. — 2019. — № 5 (121). — С. 178-187.
- Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой международной научно-практической конференции 5 мая 2008 г., Санкт-Петербург / Сост. и науч. ред. проф. А. С. Клюев. — СПб.: Астерион, 2008. — 168 с.
- Музыкотерапия в музыкальном образовании — Терапия искусством в художественном образовании: по итогам 10-ти международных научно-практических конференций (Санкт-Петербург, 2008–2017 гг.) / Cост. и науч. ред. проф. А. С. Клюев. — СПб.: Алетейя, 2018. — 378 с.
- Михайличенко О. В., Основы общей и музыкальной педагогики: теория и история: учебное пособие (двуязычное) — Сумы: Козацький вал, 2009. — 211 с.
- Система детского музыкального воспитания Карла Орфа, [пер. с нем. под ред. Л. А. Бареноойма], Л., 1970
- Баренбойм Л. А., Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. — Л., 1974.
- Авратинер В. И., Обучение и воспитание музыканта-педагога / В. И. Авратинер. — М., 1981.
- Ражников В. Г., Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. — М., 1989.
- Лагутин А. И., Основы педагогики музыкальной школы: Учеб. пособие. М., 1985.
- Фейгин М. Э., Воспитание и совершенствование музыканта-педагога / М. Э. Фейгин. — М., 1973.
- Фейгин М. Э., Индивидуальность ученика и искусство педагога / М. Э. Фейгин. — М., 1975.
- Фейгин М. Э. О профессии педагога музыкальной школы / М. Э. Фейгин. — М., 1971.
- Халабузарь П. В., Попов В. С., Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб, 2000. — С.6-13.
- Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / сост. О. А. Апраксина — М., 1987.
- Как учат музыке за рубежом (Musical Development and Learning: The International Perspective)/ Переводчик Вадим Бронгулеев; Составители Дэвид Дж. Харгривз, Адриан К. Норт — Классика-XXI, ISBN 978-5-89817-282-4; 2009 г.
- E.Jaques-Dalcroze, Rhythm, Music & Education. — London, 1980
- Carl Orff, Ein Bericht in Wort und Bild, 2Aufl., Mainz, 1960
- Keetman G., Elementaria. Erster Umgang mit dem Orff-Schulwerk, Stuttg., 1970.
Ссылки[править | править код]
- International Society for Music Education (ISME.org)
Источник