Закономерности развития ребенка в социальной психологии

Закономерности развития ребенка в социальной психологии thumbnail

Вот она! Наконец-то написала вторую статью из раздела «Психология развития и возрастная психология»! В ней я кратко описала основные моменты темы «Основные закономерности психического развития ребенка». Пробегаясь по основным явлениям и понятиям, я также буду делать акцент и на некоторых психологах, которые, собственно, и изучали данные вопросы.

Я очень надеюсь, что вам понравится новая статья. Оставляйте свои комментарии, обсуждайте статьи, прямо на сайте подписывайтесь на паблик Вконтакте ImPsi Ψ Психология для ума, где вас будет ждать еще много всего интересного и полезного.

Содержание статьи:

    • Детерминация возрастного развития
    • Проблема обучения и развития в возрастной психологии
    • Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития
  • Неравномерность психического развития

Основные закономерности психического развития — это наиболее существенные и общие для всех однотипные изменения психики от рождения человека и до его смерти.

Маркова Аэлита Капитоновна предлагает трактовать эти закономерности как принципы психологии развития и возрастной психологии.

Основные закономерности психического развития:
1. Детерминация возрастного развития как соотношение предпосылок, условий и движущих сил развития.
2. Сензетивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития.
3. Неравномерность темпа и отдельных сторон психического развития.

Детерминация возрастного развития

Детерминация психического развития — это факторы психического развития, от которых оно зависит и которыми определяется (т.е. детерминанты).

Факторы психического развития

1 фактор — природные предпосылки психического развития
(Александр Владимирович Запорожец)

Наследственные факторы:

    • видовые признаки человека как представители Homo Sapiens (например, мозг человека);
  • некоторые частные биологические признаки, полученные от родителей (например, особенности нервной системы).

Врожденные факторы:

  • индивидуальные особенности, которые приобретаются в ходе пренатального развития (это могут быть задатки, определяющие развитие тех или иных способностей).

Период пренатального развития — это период от зачатия до рождения.

Перинатальный период — это период от 28 недели беременности (6 месяцев), включающий период родов и заканчивающийся после 168 часов после рождения (7 дней).

2 фактор — социальная среда как условия развития
(Даниил Борисович Эльконин)

Социальная среда — это:

    • социально-экономическая ситуация, в которой появился на свет и живет человек (т.е. макросреда);
  • ближайшее окружение человека на каждом возрастном этапе (т.е. микросреда).

Макросреда влияет на человека через микросреду.

Социальная среда должна быть:

  1. человеческой;
  2. развивающей;

Обучение и воспитание — это необходимые условия психического развития.

Госпитализм — это совокупность психических и соматических (от греч. soma — тело) нарушений, обусловленных длительным пребыванием ребенка в закрытых учреждениях.

Госпитализм

Отклонения в развитии эмоций у ребенка могут выражаться как в недостаточном их развитии (эмоциональная холодность), так и в чрезмерном развитии отрицательных эмоций.
Пример холодности и замкнутости может возникать в результате развития у ребенка госпитализма и при эмоциональной депривации.

Госпитализм — это синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.
Особенно часто госпитализм проявляется в детских домах и домах ребенка, где детям не могут уделять достаточного внимания.

Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д.

В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т.п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.

«Современный госпитализм», или институализация, характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи.

«Эксперимент с каменным лицом» Троника продемонстрировал весомость и важность эмоционального общения между родителями и детьми.
Согласно идее Троника, основная детерминанта развития детей связана с функционированием двусторонней системы эмоционального общения между ребенком и ухаживающим за ним взрослым.

В ходе поставленного эксперимента родителя просили прекратить на время общение с ребенком (3 мес), но, продолжая смотреть на малыша, придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение. У младенца это вызывало сначала удивление, затем он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью.

Через несколько минут поведение младенцев начинало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец и выглядели страдающими. Некоторые из детей реагировали на безучастность родителя хныканием, переходящим в непрерывный плач, у кого-то текли слюни и развивалась икота.

Согласно другим исследованиям, дети, потерявшие мать сразу же после рождения, часто вырастают замкнутыми, неконтактными людьми, а лишившись матери в 6-месячном возрасте, проявляют асоциальные черты поведения.

Исследования показали, что одним из важнейших факторов, неблагоприятно влияющих на ребенка, является недостаточность в его жизни эмоциональных и социальных стимулов. Таким образом, стоит подчеркнуть, что ребенку для полноценного развития необходима любовь человека, его ласка.

Малыш должен чувствовать, что он дорог взрослому, что его любят. Ребенок, выросший без любви, как правило, боязлив, хмур, недоверчив. Отсутствие любви в детстве сказывается на всей личности будущего человека.

3 фактор — собственно деятельность человека, прежде всего ведущая
(Алексей Николаевич Леонтьев)

В каждом возрасте человека один из видов деятельности становится главным, ведущим видом. Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н. Леонтьева.

3 признака ведущей деятельности:

    • деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности;
    • в этой деятельности формируются и перестраиваются познавательные психические процессы;
  • от этой деятельности зависят основные на данном возрастном этапе изменения личности.

Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для данного возрастного этапа новообразований, а переход от одной ведущей деятельности к другой означает смену возрастного этапа.

Ведущая деятельность человека

ПериодВедущая деятельность
Младенчество (от рождения до года)Общение со взрослыми
Раннее детство (1 — 3 года)Предметно-орудийная деятельность
Дошкольный возраст (3 — 6/7 лет)Ролевая игра
Младший школьный возраст (6/7 — 10/11 лет)Учебная деятельность
Подростковый возраст (11/12 — 15/16 лет)Общение со сверстниками
Юношеский возраст (17 — 23 года)Учебно-профессиональная  деятельность
ВзрослостьТрудовая деятельность

4 фактор — противоречия как движущая сила психического развития
(Алексей Николаевич Леонтьев)

Противоречия могут быть следующими:

    • между образом жизни и возможностями человека;
  • между местом в социуме и желанием изменить это место.

Внешние противоречия сами по себе не являются двигателями развития. Развитие происходит только тогда, когда они вступают между собой в борьбу. Если случается так, что противоречия не возникают или не находят разрешение, то появляются отклонения в развитии.

Проблема обучения и развития в возрастной психологии

Лев Семенович Выготский выдвинул идею о ведущей роли обучения в психическом развитии высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, словесно-логическое мышление, воля, воображение, произвольное внимание, произвольная память. Это все продукты культурно-исторического развития.

Развитие ВПФ происходит из-за овладения 2 видами средств:

    • орудия труда (направлены во внешний мир и преобразуют природу);
  • знаки (направлены на внутренний мир человека и пересматривают психику человека; например, слово).

Овладеть этими 2 видами средств ребенок может только в процессе обучения под руководством взрослых. Поэтому развитие психики не может идти вне обучения. Выготский считал, что обучение является развивающим только тогда, когда оно идет впереди развития и ведет его за собой.

Развивающее обучение базируется на 2 уровнях развития:

1 уровень — низший — уровень актуального развития: уже сложившиеся на данный момент функции. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет самостоятельно.

2 уровень — высший — зона ближайшего развития (ЗБР): те функции, которые находятся в процессе созревания. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет с помощью взрослых.
Величина ЗБР — это потенциальные возможности ребенка, показатель запаса его развития, показатель обучаемости.

У детей с одинаковым уровнем актуального развития может быть разный уровень зоны ближайшего развития. Оценивая развитие ребенка, учитывают его ЗБР. Обучение не должно отрываться от ЗБР. Забегание вперед ЗБР не будет иметь развивающего эффекта.

Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития

Возрастная сензитивность — это наибольшая чувствительность к определенным обучающим воздействиям в определенные возрастные периоды.

В сензитивный период определенные воздействия только тогда могут влиять на развитие, когда психические функции находятся в процессе созревания. Когда они созревают, те же самые воздействия могут оказаться не только нейтральными, но и даже иметь негативный эффект.

Сензитивные периоды совпадают с тем, что Выготский назвал зоной ближайшего развития. Именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Всякий пропущенный сензитивный период приводит к отставанию в развитии.

Необратимость — это способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Сензитивные периоды можно выделить из новообразований возраста. Таким образом, можно выделить несколько сензитивных периодов.

Сензитивные периоды

ВозрастСензитивный период
1,5 — 3 годаРазвитие речи
3 — 6/7 летРазвитие образных форм познания: восприятия, образной памяти, образного мышления, воображения
5 летПредполагается, что для обучения грамоте
6 летПредполагается, что для обучения чтению

Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправленно. Необратимость не означает неизменности произошедших изменений. Сформировавшиеся функции можно перестроить в контексте другого возраста, но результат будет иным, чем в норме.

Преемственность психического развития означает, что все последние этапы развития связаны с предыдущими. При этом старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваются и входят в состав новых.

С преемственностью связана кумулятивность (накопление) развития.
Кумулятивность развития — это накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.

Кумулятивность развития означает, что результат развития каждого последующего этапа включается в последний, при этом определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает качественное преобразование в психическом развитии.

Пример кумулятивности — это последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждый последующий вид мышления возникает на базе предыдущего.

Индивидуализация психического развития — это существование возрастных особенностей в индивидуальных вариантах. Индивидуализация в развитии выступает не сразу, не полностью, а изменяется и обогащается от возраста к возрасту.

Индивидуальные варианты развития проявляются:

    • в сроках наступления сензитивности к обучающим воздействиям;
    • в темпе и ритме приближения к зрелости и старости;
  • в разнообразии динамических особенностей, вызванных типом ВНД (высшей нервной деятельности), типом темперамента.

Неравномерность психического развития

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Гетерохронность
развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.

Неравномерность психического развития проявляется:

    1. В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
    1. В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
  1. В темпе развития.

Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.

Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.

В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.

Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.

Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).

Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.
Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.

Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.

Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.
Ретардация — это замедление развития.
Акселерация — это ускорение развития.

Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.
Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.

Причины акселерации и ретардации

    • Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.
    • Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.
    • Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
  • Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.

Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.

Источник

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. Дошкольники с особыми образовательными потребностями

Дошкольный возраст — это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

Изучение общих закономерностей развития детей раннего и дошкольного детства, психологических особенностей, свойственных данному периоду, имеет важное значение для педагогической практики ввиду того, что составляет основу построения эффективного образовательного процесса и реализации государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Период раннего детства, по периодизации психического развития Д.Б. Эльконина[1], охватывает интервал от одного года до трех лет. На этом этапе новая социальная ситуация развития ребенка возникает как система взаимоотношений со взрослыми в конкретной ситуации социальной действительности и обусловлена расширением границ самостоятельности ребенка в познании окружающего мира. В совместной деятельности взрослый выступает посредником в общении с предметным миром, раскрываясь в отношениях ребенок — предмет — взрослый. На этом этапе развития дошкольника ведущей становится предметно-манипу- лятивная деятельность, в процессе которой происходит перестройка психических процессов и формирование основных личностных новообразований ребенка.

Важно отметить, что особенности поведения ребенка раннего возраста обусловлены взаимосвязью восприятия и действия с эмоциональным отношением, а также возникновением единства между сенсорными и моторными функциями. Овладение предметной деятельностью, освоение ходьбы и овладение речью являются основными достижениями развития психики в раннем возрасте.

Закономерности развития ребенка в социальной психологии

При этом речь выступает центральным новообразованием детей от года до трех лет. Раннее детство представляет собой сензитивный период для развития речи. Психологи выделяют две основные формы: импрессивную, то есть восприятие ребенком звучащей речи, понимание ее смысла, и экспрессивную, то есть сам процесс воспроизводства ребенком устной речи. Особенностью речевой деятельности в раннем возрасте является ее включенность в практическую деятельность по освоению предметов, на этом этапе развития появляется возможность воздействия с помощью речи на себя и на взрослого.

Рождение речи предполагает активное взаимодействие с внешним миром, с людьми. Главная функция речи — коммуникативно-социали- зирующая. Развитие речевой функции у младшего дошкольника играет важную роль в процессе его социализации. Коммуникативное развитие и социализация личности дошкольника рассматриваются как единая область — социально-коммуникативное развитие. При этом доминирующим фактором социального развития ребенка выступает социальная среда. Процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает влияние не только непосредственно на социальную сторону развития дошкольника, но и на формирование его психических процессов.

Первоначально ребенок слышит родителей в отношении его действий и ощущений и объединяет слова взрослых со своими действиями.

Пытаясь как-то воздействовать на окружающих, заявить им о своих потребностях, ребенок начинает еще более интенсивно взаимодействовать с миром. Развитие речи ребенка очень сильно зависит от родителей, от того, какое они придают ей значение, от того, разговаривают ли они с ребенком, оставляют ли они ему пространство для коммуникативной активности. Если формирование активной речи происходит интенсивно, то, как следствие, появляется описательная речь. Словарный запас ребенка к концу третьего года жизни составляет 1200-1500 слов. Важным является формирование слушания и понимания литературных произведений, рассказов взрослого, обогащающих опыт ребенка и помогающих усвоить социальный опыт. Таким образом, речь становится полноценным средством общения со взрослыми и сверстниками.

Если родители слишком долго продолжают видеть в своем чаде младенца: угадывают и предупреждают все его желания, не давая ему предпринять никаких усилий, то желание говорить у него снижается. Уровень взаимодействия с окружающими взрослыми остается примитивным, само взаимодействие — пассивным.

Закономерности развития ребенка в социальной психологии

Отрицательно влияют на развитие речи безмолвные компьютерные игрушки. Если телевизор, где картинки постоянно сопровождаются эмоционально нагруженной речью, хоть как-то стимулирует речь, то для перехода на более высокий и сложный уровень коммуникации требуется серьезный комплекс усилий. Более того, увлечение дошкольника компьютером таит в себе серьезные опасности и может продуцировать достаточно печальные последствия не только для физического здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития.

Активная предметная деятельность и социально-коммуникативное развитие ребенка способствуют формированию познавательных процессов. Для этапа раннего детства характерно появление нового процесса памяти — воспроизведения. Постепенно увеличивается объем и прочность сохранения материала, интенсивно развивается словесная память. Совершенствуется процесс внимания — возникают предпосылки произвольного внимания ребенка. На втором году жизни младшего дошкольника развиваются представления, которые уже можно обозначить предпосылками воображения.

Интенсивно развиваются мыслительные процессы ребенка. Овладение предметными действиями и решение практических задач способствует усвоению ребенком связей между отдельными предметами и носит название наглядно-действенного мышления, развиваются первые мыслительные операции сравнения и обобщения.

Личностная сфера ребенка в раннем детстве также активно развивается, основным показателем выступает система «Я-сам». К трем годам развивается самостоятельность ребенка, свидетельствующая о наличии целеполагания и целеустремленности, гордости за собственные достижения, появлении личных желаний: «Я хочу» или «Я не хочу», что знаменует начало становления воли ребенка. Развиваются высшие чувства, такие как симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда, происходит формирование первых нравственных привычек и качеств.

Характерной особенностью периода раннего возраста является кризис трех лет, обусловленный разрушением прежней системы социальных отношений и знаменующийся переходом к дошкольному возрасту. Л.С. Выготский выделил симптомы кризиса, назвав их «семизвездием»: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм или ревность в семье с несколькими детьми. Однако все перечисленные симптомы свидетельствуют о выделении себя как личности, об отделении от взрослого и проявлении самостоятельности.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие и овладение предметно-манипулятивной деятельностью ребенком расширяют границы самостоятельности ребенка в познании окружающей мира, детерминируют развитие психических процессов ребенка раннего дошкольного детства и способствуют формированию основных личностных новообразований.

Следующий этап психического развития ребенка определяется как дошкольный возраст и охватывает период с трех до шести — семи лет. Центральным аспектом данного периода является включение ребенка в мир взрослых: быть как они и действовать вместе с ними, что реализовывается посредством новых видов деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, бытовой и общения.

В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит потребность в познании себя и других, личностные мотивы и речевые операции, что выражается уже во внеситуативно-личностной форме общения.

На этом этапе развития ребенка интенсивно совершенствуются все познавательные процессы. Доминируют произвольная и образная память. Преобладающей формой становится наглядно-образное мышление. Активно развивается произвольное внимание дошкольника, концентрация, объем и устойчивость которого возрастают к старшему дошкольному возрасту. Происходит интенсивное развитие зрительного, временного и пространственного восприятия ребенка.

Продолжается процесс первичной социализации личности ребенка. Дошкольник включается в новые институты социализации, такие как дошкольная образовательная организация, учреждения дополнительного образования. Расширяется круг социально-коммуникативного взаимодействия и личностного развития ребенка. Идет активное усвоение социально-приемлемых норм и правил взаимодействия в социуме, у дошкольника формируется первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы. Происходят существенные изменения в мотивационной сфере. У дошкольника формируется волевая сфера, в основе которой лежит борьба и соподчинение мотивов, развитие планирования, самоконтроля в деятельности и поведении ребенка. Существенным аспектом в развитии дошкольника является процесс полоролевой социализации и дифференциации, заключающийся в ориентации на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полоролевого поведения. У дошкольника формируется самооценка: она становится дифференцированной, появляется самокритичность.

Дошкольный возраст заканчивается кризисом семи лет, что проявляется в потере непосредственности, манерничании, симптоме «горькой конфеты». Переход к новой социальной ситуации сопровождается кризисом содержания отношений и детерминирует дальнейшую социализацию ребенка.

Проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается как система психологических свойств и характеристик индивида, включающая в себя психологическую, интеллектуальную и личностную готовность. Главным новообразованием дошкольного возраста становится новая позиция ребенка, сформулированная Л.И. Божович[2] как «внутренняя позиция школьника», проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Таким образом, дошкольный возраст является периодом интенсивной реализации личностного и интеллектуального потенциала ребенка, формирования важных новообразований и выступает фундаментом формирования личности.

Закономерности развития ребенка в социальной психологии

Важная роль отводится семье как первичному институту социализации в формировании личности ребенка. Результаты личностного и интеллектуального развития дошкольника зависят от объективных и субъективных факторов, таких как социально-экономические, психологические, организационные и др. Нарушение социализации и развития ребенка может происходить по разным причинам: семейное неблагополучие, нарушение детско-родительских отношений, психо-соматические заболевания ребенка, генетические нарушения и др.

Поэтому в педагогической деятельности выделяют группу детей с осложнениями психического развития и поведения, испытывающих трудности в освоении образовательной программы дошкольного образования, которым требуются особые условия для полноценного всестороннего развития и обучения с учетом их индивидуально-личностных особенностей. В связи с этим возникла необходимость введения такого понятия, как «ребенок с особыми образовательными потребностями». Согласно Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования, для каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от его психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) должны быть обеспечены равные возможности для полноценного развития. Такой подход требует особой организации обучения и воспитания дошкольников, специальной психолого-педагогической помощи, разработки индивидуального подхода в создании образовательной среды. Важно отметить, что эффективность педагогического процесса повышается при комплексном подходе и включении в работу всех специалистов: педагога, психолога, дефектолога и др.

Источник