Закономерности развития ребенка в раннем детстве

Закономерности развития ребенка в раннем детстве thumbnail

Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности

Основные закономерности развития ребенка как личности.

Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:

• подготовительный (гукание, гуление, лепет)

• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.

Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста:

• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;

• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;

• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;

• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить:

• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);

развитие произвольности познавательных процессов;

развитие эмоций, воли;

• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;

• становление творческой игры как социальной школы ребенка.

Источник

Рассматривая
развитие психических функций, отметим,
прежде всего, что раннее детство
сензитивно к
усвоению речи.
Автономная
речь ребенка довольно быстро (обычно в
течение полугода) трансформируется и
исчезает. Необычные и по звучанию, и по
смыслу слова заменяются словами
«взрослой» речи.
Предложения
первоначально, примерно в 1,5 года, состоят
из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его
действие («мама идет»), действие и
объект действия («дай булку», «хочу
конфету»), или действие и место действия
(«книга там»). К трем годам усваиваются
основные грамматические формы и основные
синтаксические конструкции родного
языка. В речи ребенка встречаются почти
все части речи, разные типы предложений.
Речь становиться полноценным средством
общения.
Помимо речи, в раннем возрасте
развиваются другие психические функции
— восприятие, мышление, память, внимание.

Особенности восприятия ребенка
Раннее
детство интересно тем, что среди всех
психических функций доминирует
восприятие. В этом возрасте наблюдаются
элементарные формы воображения, такие
как предвосхищение, но творческого
воображения еще нет. Маленький ребенок
не способен что-то выдумать, солгать.
Только к концу раннего детства у него
появляется возможность говорить не то,
что есть на самом деле. Эксперимент:
Таня сидит на стуле, нужно сказать «Таня
идет». Ребенок не способен отрешиться
от ситуации и всегда говорит неправильно.

В
этом возрасте каждая вещь для ребенка
имеет либо притягивающее, либо
отталкивающее значение. У него нет
равнодушного или «бескорыстного»
отношения к окружающим вещам. Т.е. каждая
вещь имеет свою валентность.

Внимание и память
непроизвольны.
Мышление является
наглядно-действенным, оно основано на
восприятии и действии с предметами

Этапы
развития личности:
Для раннего возраста
характерны яркие эмоциональные
реакции,
связанные с непосредственными желаниями
ребенка. В конце этого периода, при
приближении к кризису 3 лет, наблюдаются
аффективные реакции на трудности, с
которыми сталкивается ребенок. Он
пытается что-то сделать самостоятельно,
но у него ничего не получается или рядом
в нужный момент не оказывается взрослого
— некому прийти на помощь и сделать это
вместе с ним. В такой ситуации вполне
вероятна эмоциональная вспышка.
Аффективные
вспышки лучше всего гасятся тогда, когда
взрослые достаточно спокойно на них
реагируют, а по возможности — вообще
игнорируют. В противном случае, особое
внимание взрослых действует как
положительное подкрепление: ребенок
быстро замечает, что уговоры и прочие
приятные моменты в общении с родственниками
следуют за его слезами или злостью, и
начинает капризничать чаще, чтобы этого
добиться. Кроме того, ребенка раннего
возраста легко отвлечь. Если он
действительно расстроен, взрослому
достаточно показать ему любимую или
новую игрушку, предложить заняться с
ним чем-то интересным — и ребенок, у
которого одно желание легко сменяется
другим, мгновенно переключается и с
удовольствием занимается новым
делом.
Развитие эмоционально-потребностной
сферы ребенка тесно связано с зарождающимся
в это время самосознанием.
Примерно в 2 года ребенок начинает
узнавать себя
в зеркале. Узнавание себя — простейшая,
первичная форма самосознания. Новый
этап в развитии самосознания начинается,
когда ребенок называет себя — сначала
по имени, в третьем лице: «Тата»,
«Саша». Потом, к трем годам, появляется
местоимение «я». Более того, у
ребенка появляется и первичная
самооценка —
осознание не только своего «я», но
того, что «я хороший», «я очень
хороший», «я хороший и больше
никакой». Это чисто эмоциональное
образование, не содержащее рациональных
компонентов (поэтому трудно назвать
его самооценкой в собственном смысле
этого слова). Оно основывается на
потребности ребенка в эмоциональной
безопасности, принятии, поэтому самооценка
всегда максимально завышена.
Сознание
«я», «я хороший», «я сам»
и появление личных действий продвигают»
ребенка на новый, уровень развития.
Начинается
переходный период — кризис 3 лет.

Ранний
возраст – период интенсивной ориентации
в сфере ребенок – общественный предмет,
опережающее развитие операционно-технической
сферы деятельности.

Распад прежних
отношений пра-мы, ребенок приобр относит
самостоятельность, свободу передвиж и
автономию намерений. Но овладение
предметами требует сотр со взрослыми
и овладения речью.

Ведущая
деят-ть – предметно
– орудийная.
Ребенок
пытается привлечь внимание к своей
деят-ти, уклоняется от чистой ласки, но
с удовольствием принимает ее как
поощрение.

Центр линия умств
развития – овладение речью.

  • 1-1.6 года – интенс
    равитие поним-я, речь почти не разв,
    речь многозн по значению (ква-ква это
    и лягушка, и пруд, и вода и кошка..)

  • 1.6 – 3 года –
    практич овл речью, быстрый рост словаря,
    вопросы кто это, что это.

Мышление синкретами,
в комплексах.

Формирование
привязанности, зарождение моральных
чувств, эмпатии, эстетич чувств…

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Данная статья будет посвящена общей закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, которая требует особого внимания. Развитие и воспитание детей, как раннего возраста, так и дошкольного, все самое интересное и полезное Вы сможете прочесть в этой статье.

Я познакомлю Вас с множеством новой и интересной информации, которая заинтересует Вас. В каждой семье с появлением долгожданного ребенка возникает масса разных вопросов, которые непосредственно касаются о воспитании и развитии ребенка.

Общие закономерности развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

В особенности зачастую молодые родители сталкиваются с проблемой развития ребенка и воспитания в раннем возрасте. Потому что, как правило, именно в этот период начинается формирование психологического и физического процесса.

Наш ребеночек начинает расти уже не по дням, а по часам, мы не успеваем следить за его ростом, как изменяется его размер окружности головки и грудной клетки. Со временем уже начинают прорезаться наши первые зубки, движения рук становятся все четче и резче.

Все это можно отнести к раннему возрасту развития ребенка, в конце него малыш уже имеет навыки которые помогут ему развиваться дальше. А именно ребенок уже может различать цвета, фигуры, ярко и четко издавать звуки, резко реагировать на запах.

В раннем возрасте малыш уже овладевает речью!

Именно в этот период он проходит два этапа развития речи:

— подготовительный (лепет);

— речевой (активная речь).

Когда ребенок достигает 3-х лет, у него уже возрастают и потребности в действиях. Ребенок изъявляет желание быть самостоятельным и хочет быть взрослым, это может проявляться в ролевой игре. Исходя, из этого можно выделить, следующие закономерности в развитии детей раннего возраста:

— психологическое развитие;

— физическое развитие;

— приобретенные первоначальные навыки малыша благодаря общению;

— манера поведения;

— эмоциональная зависимость;

— нужда в личном общении со взрослыми.

Дошкольный возраст принято считать детей от 3-х лет до семи.

Этот тот возраст, когда ребенок уже может:

— четко контролировать свои движения;

— у него хорошо развита моторная память;

— хорошая физическая подготовка;

— умственно развит.

Что касается умственного развития в дошкольном возрасте, то он весьма высокий. Это связанно с тем, что ребенок становится все больше проявлять интереса к миру и к жизни. Ближе к семи годам ребенком необходимо весьма усердно заниматься, и больше уделять внимание словесно-логическому мышлению!

Именно в этом возрасте меняются основные мотивы умственной деятельности от игровой заинтересованности до познавательной.  В этом возрасте ребенок должен уже уметь четко поставить задачу и предложить способы ее решения, а так же оценить результаты.

Именно в дошкольном возрасте необходимо уделять ребенку все больше времени и вкладывать в него как можно больше новых и полезных знаний. В этот период ребенок пополняет свой словарный запас, учиться произносить звуки в правильной форме и развивает свое логическое мышление.

Все эти навыки ребенок может получить в форме игры, когда будет общаться со своими сверстниками на улице. Ведь социальная активность так же играет весомую роль в развитии ребенка.

Благодаря игре со своими друзьями сверстниками он сможет:

— научиться согласовываться свое мнение с мнением других ребят;

— контролировать свое поведение в обществе;

— проявлять милосердие;

— оказывать первую помощь свои друзьям и т.д.

Если кратко, то общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте между собой непосредственно тесно связаны. И для того что бы Ваш ребенок был воспитан и развит в соответствии с возрастом, необходимо уделить должное внимание.

В раннем возрасте необходимо больше разговаривать и стараться доносить информации правильно. Что касается дошкольного возраста, то тут уже больше акцентируется внимание на мышление и умственных способностях.

В каждом возрасте имеются свои интересы и свои потребности. Поэтому задача родителей, не только обучить своих детей и воспитать, а так же создать благоприятную атмосферу и все условия которые позволят применить им свои навыки.

Источник

Ребенок к 3 годам жизни:

  • интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
  • стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
  • владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями; в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
  • проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
  • любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
  • с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

Возраст от 1 года до 3 лет — период существенных перемен в жизни ребенка. Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии являются овладение ходьбой, развитие предметной деятельности и речи. Овладение ходьбой (прямохождение) оказывает большое влияние на общее психическое развитие ребенка. С освоением ходьбы существенно меняется предметная деятельность ребенка, начинается новый этап в развитии — овладение окружающим предметным миром. Получив возможность самостоятельно передвигаться, ребенок осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с предметами, которые ранее оставались для него недоступными. В результате на втором году жизни начинается бурное развитие предметных действий; на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

У детей 2 года жизни возникают простые формы наглядно-действенногомышления, самые первые обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

На 3 году жизни продолжается целенаправленное изучение предметного мира. В этот период важно помочь ребенку выделить те свойства, которые могут остаться незамеченными. Итак, на 3-м году жизни у ребенка углубляется познание физических свойств предметов, дети узнают, группируют, соотносят предметы по цвету, форме, размеру, начинают сами правильно называть их свойства. То есть формируются сенсорные механизмы, лежащие в основе ориентировочной стороны предметных действий.

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый. В конце младенчества ребенок выделяет предмет как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Но за предметом всегда стоит взрослый т.к. ребенок не может самостоятельно открыть свойства предметов и то, как их надо употреблять. Таким образом, на данном этапе, возникает противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, аситуативно – деловое общение выступает средством ее осуществления.

Особенно интенсивно в этот период идет развитие речи. Данный возраст является самым сензитивным периодом овладения речевым общением, которое происходит в двух направлениях:

— первое – понимание речи взрослого

— второе – собственная речь ребенка.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все больше подчиняет свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи.

Ведущими достижениями раннего детства являются следующие :

— складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается отношение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

— формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно – образное и наглядно – действенное), возникает воображение и знаково – символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

— возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

Таким образом, основными направлениями развития детей на третьем году жизни являются:

— становление продуктивного целеполагания;

— развитие речевого общения;

— формирование неагрессивного взаимодействия между детьми.

Источник