Закономерности развития ребенка в норме и патологии

Закономерности развития ребенка в норме и патологии thumbnail

В
норме психическое развитие имеет очень
сложную организацию. Развивающийся
ребёнок всё время находится в процессе
не только количественных изменений, но
и качественных. При этом в самом развитии
наблюдаются периоды убыстрения и периоды
замедления, а в случае затруднений –
возвращение к прежним формам активности.
Эти отступления, как правило нормальное
явление в развитии детей.

Рассмотрм
механизмы системогенеза психических
функций: критический или сензитивный,
гетерохрония и асинхрония.

Критический
или сензитивный характеризуется
изберательной чувствительностью к
определённым средовым воздействием.
Это период к наибольшей восприимчивости
к обучению. Смена одних критических
периодов другими задаёт определённую
последовательность.

Гетерохрония
развития- внешне психическое развитие
выглядит как переход от простого к
сложному. Однако если обратиться к
рассмотрению внутренних закономерностей,
то оказывается, что каждый новый этап
является результатом межфункциональных
перестроек. В результате гетерохронии
между отдельными функциями возникают
различные по своему характеру связи. В
одних случаях они носят временный
характер, другие становятся постоянными.
В результате межфункциональных перестроек
психический процесс приобретает новые
качества и свойства.

Асинхрония
развития. В норме межфункциональные
связи складываются в процессе гетерохронии.
В патологии возникают различные
диспропорции в развитии:

Явление
изоляции – изолированная функция
лишенная воздействия со стороны других
функций, останавливается в своём
развитии, теряет адаптивный характер.

Жесткие
связи и их нарушения. Свидетельствует
о возникновении устойчивых связей между
отдельными звеньями психического
процесса. Жесткая система не способна
адекватно реагировать на многообразие
окружающих условий, не обладает
достаточной пластичностью. В патологии
нарушение отдельных звеньев ведёт к
нарушению всей цепочки в целом.

Иерархические
связи и их нарушения. Как показал
Бернштейн, многоуровневый тип
взаимодействия обладает высокой
пластичностью и устойчивостью. В
результате такой организации ведущий
уровень, разгружаясь от контроля за
технической стороной процесса, имеет
широкие возможности для дальнейшего
усложнения в развитии.

Первым,
кто пытался целенаправленно рассмотреть
вопрос о наличии закономерностей
психического развития, про­являющихся
при разных типах нарушений, и выделить
некоторые из них, был Л.С.Выготский.
Рассматривая такие недостатки, как
глухота, слепота, умственная отсталость,
он отметил, что причи­ны, их вызывающие
(в основном это различные заболевания,
трав­мы, иногда — наследственность),
ведут к возникновению основ­ного
нарушения в сфере психической деятельности,
которое оп­ределяется как первичное
нарушение. Так, первичным нарушени­ем
при слепоте является выключение или
резко выраженная не­достаточность
зрительного восприятия, при глухоте —
грубые нарушения или полное выключение
слухового восприятия, при умственной
отсталости — нарушения аналитико-синтетической
деятельности мозга.

Первичное
нарушение, если оно возникает в раннем
детстве, приводит к своеобразным
изменениям всего психического разви­тия
ребенка, что проявляется в формировании
вторичных и по­следующего порядка
нарушений в сфере психической
деятельно­сти. Все они обусловлены
первичным нарушением и зависят от его
характера, степени его выраженности и
времени возникновения.

Возникновение
вторичных дефектов в процессе психического
развития ребенка с недостаточностью
того или иного типа было выделено
Л.С.Выготским в начале 1930-х гг. как общая
законо­мерность аномального развития.
Тогда же он указал еще на одну
закономерность, проявляющуюся в
затруднениях взаимодействия с социальной
средой и в нарушениях связей с окружающим
миром всех детей, имеющих недостатки
развития. Рассматривая проблему общности
и своеобразия в нарушениях развития,
Ж. И. Шиф формулирует эту закономерность
следующим образом:

«Общим
для всех случаев аномального развития
является то, что совокупность порождаемых
дефектом следствий проявляется в
изменениях в развитии личности аномального
ребенка в целом». Там же отмечается, что
у детей с недостатками развития всех
ка­тегорий наблюдаются нарушения
речевого общения, хотя прояв­ляются
они в разной мере и форме.Установление
закономерностей, действующих в группе
изуча­емых явлений, и специфических
особенностей, отражающих свое­образие
каждого из них, является одной из
важнейших задач лю­бой области науки.3

Изучение
гетерохронии и асинхронии развития не
только углубляет понимание механизмов
симптомообразования, но и открывает
новые перспективы в области коррекции.
Если известны набор элементов необходимых
для построения новой функциональной
системы, то в случае сбоев в этом процессе
мы можем не только предсказать характер
ожидаемых нарушений, но и предложить
адресную программу коррекции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Для того чтобы как можно раньше выявить
у ребенка отклонения в развитии, важно
не только иметь представление об их
причинах, но и знать основные за­кономерности
нормального психомоторного развития.

Психическое развитие осуществляется
под влиянием биологических и социальных
факторов в их неразрыв­ном единстве.
Соотношение этих факторов в формиро­вании
различных функций неоднозначно.
Становление таких жизненно важных
функции, как регуляция дыха­ния,
сердечно-сосудистой деятельности,
пищеварения, в основном предопределяется
биологическими фактора­ми (генетической
программой развития). Формирование же
функциональных систем, связанных с
высшей нерв­ной деятельностью, в
значительной степени обусловлено
особенностями социального окружения,
обучения и вос­питания.

Читайте также:  Развитие ребенка с первого дня рождения

Л. С. Выготским было выдвинуто положение
о веду­щей роли обучения и воспитания
в психическом разви­тии ребенка. Он
подчеркивал, что высшие психические
функции (произвольное внимание, активное
запомина­ние, мышление и речь) проходят
длительный путь свое­го формирования
и преимущественно зависят от окру­жающей
социальной среды. При этом среда выступает
не только как условие, но и как источник
развития.

Особенности психического развития в
норме и пато­логии в значительной
степени связаны с закономерно­стями
созревания мозга, которое также
обусловлено взаимодействием генетических
и средовых факторов.

Закономерности развития мозга и
созревания функ­циональных систем
определяют преемственность этапов
нервно-психического развития ребенка.
Это определяет­ся важным принципом
эволюция мозга, а именно прин­ципом
гетерохронности его развития. Как
указывал Л. С. Выготский, каждая психическая
функция имеет свой оптимальный этап
формирования, который соот­ветствует
периоду главенствующего положения этой
функции в психике. Интенсивное и
неравномерное раз­витие психических
функций в эти периоды обуславли­вает
их повышенную ранимость. Неравномерность
со­зревания проявляется в парциальных
(частичных) за­держках развития.
Например, при нормальном психи­ческом
развитии у ребенка может наблюдаться
удов­летворительное понимание речи
и временное отставание в становлении
активной, разговорной речи. Про таких
детей родители обычно говорят: «Все
понимает, но не говорит». Безусловно,
при таком неравномерном разви­тии
речи ребенок должен быть тщательно
обследован врачом-психоневрологом и
логопедом.

Наряду с неравномерностью созревания
отдельных функциональных систем и их
звеньев важное значение для нормального
психического развития имеет их
взаи­модействие, иначе не возникнет
полноценного соединения систем в единый
ансамбль, что приведет к специ­фическим
отклонениям в развитии. Несмотря на
раз­личный темп созревания каждой
функциональной си­стемы на разных
этапах возрастного развития ребенка,
его мозг во все периоды жизни работает
как единое целое, что предполагает
формирование межсистемных связей.

Развитие межсистемных связей в нормальном
онто­генезе начинается в первые месяцы
жизни ребенка. За­тем их развитие
осуществляется все интенсивнее. При
этом наиболее активно формируются связи
с двигательно-кинестетическим
анализатором: поворот головы в сторону
звука – слухо-моторные связи, манипуляции
с игрушкой–зрительно-тактнльно-кинестетические
и зри­тельно-тактильно-моторные,
самоподражание звукам – слухо-вокальные.
И, наконец, развивается одна из уз­ловых
функций первого полугодия
жизни–зрительно-моторная координация,
которая будет совершенство­ваться
на протяжении всего дошкольного возраста.

У новорожденного ребенка, наряду с
набором пер­вичных врожденных
рефлексов, обеспечивающих жиз­ненно
важные функции сосания, глотания,
дыхания, ре­гуляции мышечного тонуса,
отмечается преобладание восприятия
контактных раздражений. На различные
тактильные раздражители ребенок отвечает
общей и местной двигательной реакцией.
При этом наиболее развиты у него защитные
рефлексы, возникающие при раздражении
глаз или области рта. Так, при болевом
раздражении в области глаз ребенок
зажмуривает гла­за, в области угла
рта–поворачивает голову в проти­воположную
сторону. Кроме того, у него хорошо
выра­жены все безусловные рефлексы,
связанные с кормле­нием. Угнетение
или чрезмерная выраженность безус­ловных
рефлексов свидетельствуют о поражении
нерв­ной системы.

Одним из важных показателей нормального
психо­моторного развития и формирования
межфункциональ­ных связей является,
в частности, фиксация взора ре­бенка
на своей руке, которая в норме возникает
в воз­расте 2–3 месяцев, а затем
направление руки к объек­ту. С 12–13
недель ребенок начинает вскидывать
руки на зрительный стимул и направлять
их к объекту. Он также направляет руки
ко рту, следит за движением своих рук.
К 4 месяцам у ребенка формируется реакция
активного осязания под контролем зрения.
Это прояв­ляется в том, что после
зрительного сосредоточения на каком-либо
предмете он направляет к нему обе руки
и начинает ими водить по этому предмету.
В возрасте 5–5,5 месяцев ребенок начинает
захватывать предметы.

Зрительно-моторная координация становится
узловой функцией с 5-го месяца жизни
ребенка. Это проявляет­ся в том, что
ребенок тянется к видимому и близко
рас­положенному предмету, контролируя
движения руки взглядом. На этом же этапе
у ребенка формируются зрительно-тактильно-моторные
связи, что проявляется в тенденции
тянуть в рот находящуюся в руке игрушку.

Развитие трехзвеньевой связи типа
зрительно-моторно-тактнльной служит
основой для формирования в дальнейшем
манипулятивной и игровой деятельности.

На основе зрительно-моторного
манипулятивного по­ведения у ребенка
уже со второго полугодия жизни формируется
активная познавательная деятельность.

Уже в процессе наблюдения за ребенком
раннего возраста можно отметить те
особенности его поведе­ния. которые
характерны для отставания психомотор­ного
развития, В особо тяжелых случаях ребенок
вооб­ще может не проявлять интереса
к окружающему; или же его действия с
предметом могут иметь характер стереотипий
– длительных и однообразных повторений
од­них и тех же действий: он однообразно
стучит предме­том о предмет,
раскачивается, размахивает руками
пе­ред глазами и т. д. Подобное поведение
характерно для детей с различными
отклонениями в психическом разви­тии.
Оно может наблюдаться у умственно
отсталых де­тей, а также у детей,
страдающих ранним детским аутизмом или
задержкой психического развития
вслед­ствие эмоциональной депривации.

Читайте также:  По закону рф основы развития личности ребенка обязаны закладывать

В основе формирования и развития психики
ребенка лежит разнообразная деятельность,
взаимодействие с внешним миром, и прежде
всего–с окружающими взрослыми.

Если у малыша имеется двигательная или
сенсорная недостаточность, то у него
прежде всего нарушено формирование
восприятия предметов окружающего мира.
Несформированность предметных действий
задержи­вает становление предметного
восприятия. Известно, что предметные
действия развиваются по мере
совершен­ствования общей моторики
под контролем зрения. Так, ребенок
начинает активно манипулировать с
предмета­ми, если он хорошо держит
голову, устойчиво сидит и когда у него
сохранно зрительное восприятие. Только
в этих условиях развивается описанное
выше зрительно-моторное манипулятивное
поведение. По мере действия с предметами
у малыша развивается активное осязание,
появляется возможность узнавания
предмета на ощупь. Эта функция–стереогноз–имеет
важное значение для развития познавательной
деятельности. У детей с от­клонениями
в развитии, особенно при наличии
двига­тельных и зрительных нарушений,
спонтанное развитие этой функции
нарушено, и необходимы специальные
коррекционные занятия по ее формированию.

На каждом возрастном этапе та или иная
психичес­кая или моторная функция
имеет ведущее (доминирующее) значение
в общем поступательном характере
психомоторного развития. У ребенка
первых месяцев жиз­ни такой функцией
является зрительное восприятие. К 3
месяцам ведущую роль в психическом
развитии ре­бенка начинает играть
слуховое восприятие.

Реакция на звуковой раздражитель с
возможностью локализации звука в
пространстве появляется у здоро­вого
ребенка в возрасте 7–8 недель, более
отчетливо – в 10–12 недель, когда ребенок
начинает поворачивать голову в сторону
звукового раздражителя. Спустя не­которое
время такая же реакция возникает на
звуча­щую игрушку. В возрасте 8–10
недель ребенок пово­рачивается к
источнику звука, расположенному над
го­ловой, а к 3 месяцам он быстро
локализует звук любого направления не
только в положении лежа, но и в верти­кальном
положении на руках у взрослого.

К 3 месяцам слуховые реакции начинают
приобретать доминантный характер: если
заговорить с двигательно возбужденным
и кричащим ребенком или погреметь
звучащей игрушкой, он замирает и перестает
кричать. Если в момент появления звукового
раздражителя ребенок был спокоен или
спал, он вздрагивает.

Отсутствие слуховых реакций, их
несимметричность либо чрезмерная
длительность латентного периода могут
указывать на нарушения слуха. Такой
ребенок срочно нуждается в специальном
обследовании–электрокорко­вой
аудиометрии. При этом следует иметь в
виду, что отсутствие или слабость реакций
на звуковые раздра­жители чаще всего
обусловлены снижением слуха, в то время
как неравномерность реакций на звуки,
располо­женные с разных сторон, может
быть обусловлена и особенностями
поведения взрослых. Так, если взрослый
подходит к кроватке ребенка всегда с
одной стороны, то и поворот на звук в
эту сторону будет проявляться бо­лее
четко. Если в этих случаях дать указание
родителям о необходимости речевого
контакта с ребенком с другой стороны,
то быстро можно отметить одинако­вость
слуховых реакций.

При оценке слуховой функции у ребенка
3–6 меся­цев следует обратить внимание
на способность локали­зовать звук в
пространстве, избирательность и
дифференцированность реакции. Так,
ребенок в возрасте 3 ме­сяцев быстро
и точно поворачивает голову к источнику
звука. Ребенок же в возрасте 5–6 месяцев
быстро по­ворачивает голову к источнику
звука только тогда, ког­да его внимание
не отвлечено другими более сильными
раздражителями, т. е. если он в этом
момент не зани­мается с игрушкой, не
общается со взрослым и т. п. В противном
же случае ребенок может вообще не
про­явить реакции на звук либо
отреагировать на него по­сле длительного
латентного периода. Это свидетельст­вует
не о снижении уровня звукового восприятия,
а о развитии функции активного внимания.

У детей с отклонениями в развитии реакции
на звук могут отсутствовать, быть неярко
выраженными, фраг­ментарными или
патологическими. Отсутствие реакций
наблюдается при глухоте или тяжелой
тугоухости, а также при глубокой
умственной отсталости и иногда при
раннем детском аутизме. Фрагментарность
реакции, когда ребенок воспринимает
звуковой раздражитель, но не поворачивается
к нему, может быть обусловлена двигательными
или зрительными дефектами. Снижение
реакции проявляется в виде удлинения
латентного пе­риода, ее быстрого
угасания. Это имеет место у затор­моженных
и апатичных детей, а также при раннем
дет­ском аутизме. В отличие от тугоухих
детей, которые ре­агируют только на
более громкие звуки, для вызывания
реакции у этих детей часто необходима
повторная сти­муляция.

Читайте также:  Признаки задержки психомоторного развития ребенка

У ребенка, перенесшего родовую травму,
асфиксию, особенно при наличии у него
повышенного внутричереп­ного давления,
реакция на звуковой стимул часто уси­лена
и возникает очень быстро. Такой ребенок
в ответ на любой звуковой раздражитель
сильно вздрагивает, кричит, иногда у
него появляется дрожание ручек и
подбородка. Подобного типа реакция
является патоло­гической. Ее длительное
сохранение характерно для де­тей с
задержкой психического развития и
повышенной возбудимостью нервной
системы.

Соседние файлы в папке Учебники

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В норме психическое развитие имеет очень сложную организацию. Развивающийся ребёнок всё время находится в процессе не только количественных изменений, но и качественных. При этом в самом развитии наблюдаются периоды убыстрения и периоды замедления, а в случае затруднений — возвращение к прежним формам активности. Эти отступления, как правило нормальное явление в развитии детей.

Рассмотрм механизмы системогенеза психических функций: критический или сензитивный, гетерохрония и асинхрония.

Критический или сензитивный характеризуется изберательной чувствительностью к определённым средовым воздействием. Это период к наибольшей восприимчивости к обучению. Смена одних критических периодов другими задаёт определённую последовательность.

Гетерохрония развития- внешне психическое развитие выглядит как переход от простого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внутренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап является результатом межфункциональных перестроек. В результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный характер, другие становятся постоянными. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.

Асинхрония развития. В норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии возникают различные диспропорции в развитии:

Явление изоляции — изолированная функция лишенная воздействия со стороны других функций, останавливается в своём развитии, теряет адаптивный характер.

Жесткие связи и их нарушения. Свидетельствует о возникновении устойчивых связей между отдельными звеньями психического процесса. Жесткая система не способна адекватно реагировать на многообразие окружающих условий, не обладает достаточной пластичностью. В патологии нарушение отдельных звеньев ведёт к нарушению всей цепочки в целом.

Иерархические связи и их нарушения. Как показал Бернштейн, многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью. В результате такой организации ведущий уровень, разгружаясь от контроля за технической стороной процесса, имеет широкие возможности для дальнейшего усложнения в развитии.

Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, про-являющихся при разных типах нарушений, и выделить некоторые из них, был Л.С.Выготский. Рассматривая такие недостатки, как глухота, слепота, умственная отсталость, он отметил, что причи-ны, их вызывающие (в основном это различные заболевания, трав-мы, иногда — наследственность), ведут к возникновению основ-ного нарушения в сфере психической деятельности, которое оп-ределяется как первичное нарушение. Так, первичным нарушени-ем при слепоте является выключение или резко выраженная не-достаточность зрительного восприятия, при глухоте — грубые нарушения или полное выключение слухового восприятия, при умственной отсталости — нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга.

Первичное нарушение, если оно возникает в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического разви-тия ребенка, что проявляется в формировании вторичных и по-следующего порядка нарушений в сфере психической деятельно-сти. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера, степени его выраженности и времени возникновения.

Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с недостаточностью того или иного типа было выделено Л.С.Выготским в начале 1930-х гг. как общая законо-мерность аномального развития. Тогда же он указал еще на одну закономерность, проявляющуюся в затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром всех детей, имеющих недостатки развития. Рассматривая проблему общности и своеобразия в нарушениях развития, Ж. И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом:

«Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом». Там же отмечается, что у детей с недостатками развития всех ка-тегорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя прояв-ляются они в разной мере и форме.Установление закономерностей, действующих в группе изуча-емых явлений, и специфических особенностей, отражающих свое-образие каждого из них, является одной из важнейших задач лю-бой области науки.3

Изучение гетерохронии и асинхронии развития не только углубляет понимание механизмов симптомообразования, но и открывает новые перспективы в области коррекции. Если известны набор элементов необходимых для построения новой функциональной системы, то в случае сбоев в этом процессе мы можем не только предсказать характер ожидаемых нарушений, но и предложить адресную программу коррекции.

Источник