Закономерности развития ребенка при умственной отсталости

Проявление общих закономерностей психического развития при умственной отсталости у дошкольников.Л.С. Выготский сформулировал важнейшие теоретические положения, которые легли в основу всего специального образования:

1. Положение о системности строения психики человека. Нарушение одного из звеньев психики нарушает функционирование всей системы.

2. Положение об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка. Широта ближайшей зоны развития определяет обучаемость ребенка.

3. Положение об идентичности факторов, обуславливающих развитие нормальных и аномальных детей. Как биологический, так и социальный фактор оказывают влияние на ход психического развития ребенка.

4. Положение о первичных и вторичных отклонениях в развитии «особых» детей. При различных нарушениях первичным дефектом обычно является органическое поражение нервной системы, а вторичным — нарушение той или иной психической функции.

5. Положение об основных направлениях работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Необходимо подчинить специальные методики обучения социальным, т.е. общеобразовательным.

6. Положение о коллективе как факторе развития высших психических функций детей. Высшие психические функции формируются в процессе взаимодействия ребенка со взрослым в ходе различных видов деятельности.

7. Положение о важности ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. В раннем возрасте нервная система ребенка отличается пластичностью, что позволяет более успешно компенсировать нарушения развития.

Обозначенные общие закономерности проявляются в процессе психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Например, формирование высших психических функций у детей с умственной отсталостью происходит специфично, но в тех же условиях, что и при нормальном развитии, т.е. в процессе взаимодействия со взрослыми.

Наряду с общими тенденциями в развитии нормальных и «особых» детей выделяют специфические закономерностипсихического развития. Описываются три уровня этих закономерностей.

1. Первый уровень — закономерности, характерные для всех категорий детей с нарушениями в развитии.

2. Второй уровень — закономерности, свойственные развитию детей того или иного типа дизонтогенеза.

3. Третий уровень — закономерности, характерные для определенного вида нарушения.

В.И. Лубовский описал специфические закономерности психического развития первого уровня:

1. Нарушение процесса приёма, переработки, сохранения и использования информации детьми с проблемами в развитии.

2. Нарушение речевого опосредствования.

3. Более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности.

4. Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.

Возможности психического развития детей с умственной отсталостью. При умственной отсталости у детей страдает аналитико-синтетическая деятельность, значительно отстаёт формирование предметной деятельности, понятийного мышления, речи. В то же время дети-олигофрены способны к развитию. Это развитие замедлено, атипично, со многими, подчас весьма резкими, отклонениями от нормы, тем не менее оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу. В.Г. Петрова отмечает, что продвижение в развитии и обучении умственно отсталых детей происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Существуют сензитивные периоды для формирования психических функций, и характер психолого-педагогической помощи, получаемой ребенком, определяет успешность развития и обучения ребенка с умственной отсталостью.

Дата добавления: 2015-02-18; просмотров: 2219; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9320 — | 7877 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические закономерности психического развития умственно отсталых детей нашли отражение в работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, Ь.И. Пинского, Ж.И. Шиф, И.М. Соловьева, С.Я Рубинштейн, В.Г. Петровой и др.

Развитие восприятия умственно отсталых детей характеризуется ка­чественным своеобразием по сравнению с нормой. Основным недостатком восприятия умственно отсталых детей является нарушение обобщенности, отмечается также замедленный темп восприятия, узость объема, нарушение избирательности, малая дифференцированность.

Для представлений умственно отсталых детей характерны недиффе-ренцированность, фрагментарность, поверхностный характер, недостаточная обобщенность и уподобляемость. Нарушенными являются представле­ния о себе, ближайшем окружении, о пространстве и времени и др.

Памяти умственно отсталых детей свойственно снижение продуктивности основных ее процессов. Запоминание материала у умственно от­сталых характеризуется низким объемом, неточностью, замедленностью;

воспроизведение — низким объемом, искажением материала, привнесения­ми. Наиболее нарушенной является смысловая память. Лучше умственно отсталые запоминают внешние, иногда случайные зрительно восприни­маемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Позднее, чем в норме, у умственно отсталых формирует­ся произвольное запоминание и воспроизведение материала. Значительные трудности представляет и припоминание материала. Опосредованная смысловая память развита слабо. Характерна эпизодическая забывчивость.

Внимание умственно отсталых детей страдает из-за трудности привлечения к объекту, слабости концентрации, неустойчивости. Для внима­ния умственно отсталых детей характерны трудности распределения, за­медленность переключения. Даже будучи привлеченным к объекту внима­ние умственно отсталых быстро истощается и характеризуется психологической отвлекаемостью. В наибольшей степени страдает произвольное внимание.

У у/о детей нарушены все стороны речи: фонетиче­ская, лексическая, грамматическая. У них отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройств письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в общении.

Мышление умственно отсталых детей характеризуется пассивностью, несамостоятельностью, некритичностью, инертностью. У умственно отсталых детей нарушены все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация и др. В наибольшей степени страдает обобще­ние и абстрагирование. Развитие различных видов мышления также свое­образно по сравнению с нормой. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным — наглядно-действ. У у/о детей затруднено формирование понятий, суждений и умозаключений. Мотивация мышления снижена. При решении мысли­тельных задач отмечается недостаточность ориентировки, отсутствие пла­нирования, неосознанность и хаотичность действий.

При умственной отсталости страдает не только познавательная дея­тельность, но и развитие личности в целом. У умственно отсталых детей преобладают элементарные органические потребности над духовными. Высшие духовные потребности развиваются с трудом и со значительным отставанием по сравнению с нормой. Мотивы поведения и деятельности носят ситуативный характер, неустойчивы и недостаточно осознанны. Ин­тересы умственно отсталых поверхностны, неглубоки, однообразны. Эмо­циональная сфера характеризуется недоразвитием эмоций и чувств. Эмо­ции носят поверхностный, неустойчивый, полярный характер. Высшие ду­ховные чувства формируются с трудом. Воля умственно отсталых сниже­на, у них отсутствует стремление преодолевать препятствия, в работе ум­ственно отсталые предпочитают легкий путь, не требующий волевых уси­лий. Самооценка умственно отсталых детей, как правило, неадекватна, но­сит либо завышенный, либо заниженный характер. Формирование пра­вильных взаимоотношений с окружающими у умственно отсталых затруд­нено. Умственно отсталые дети не испытывают потребности в общении. Их взаимоотношения пассивны, носят ситуативный, неустойчивый харак­тер. Для деятельности умственно отсталых детей характерны недоразвитие целенаправленности, трудности самостоятельного планирования, отсутст­вие ориентировки в условиях выполнения задания. Действия умственно отсталых детей неосознанны, непоследовательный, контроль отсутствует.

Выделенные особенности носят стойкий характер, так как являются результатом органического поражения мозга. Но наряду с этим в процессе коррекц. обучения и воспитания у у/о выявляется положительная динамика в развитии всех сторон психики.

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1331; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Начало формы

Вопрос 1

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

01. К анатомическим изменениям головного мозга относят:

Выберите один ответ:

a. уменьшение корковых слоев;

b. недостаточное развитие извилин;

c. утолщение оболочек мозга;

d. неправильное расположение клеток по слоям.

Вопрос 2

Неверно

Баллов: 0,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

02. У детей с интеллектуальной недостаточностью условные рефлексы:

Выберите один ответ:

a. тормозятся с опозданием;

b. вырабатываются с опозданием;

c. не формируются;

d. угасают сразу после появления.

Вопрос 3

Неверно

Баллов: 0,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

03. В чем проявляется слабость следовой функции коры головного мозга?

Выберите один ответ:

a. затрудненное формирование новых условных связей;

b. замедленный темп обучения ребенка;

c. нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения;

d. легкость разрушения сформировавшихся условных связей.

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

04. Пластичность нервной системы – это

Выберите один ответ:

a. способность нервной системы к перестройке функциональной дея-тельности при поражениях;

b. способность нервных клеток к восстановлению;

c. способность мозговых структур быстро генерировать возбудительные и тормозные процессы в ходе формирования условных реакций;

d. способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов.

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

05. Умственно отсталым детям НЕ свойственны:

Выберите один ответ:

a. слабость процессов возбуждения и торможения;

b. инертность процессов возбуждения и торможения;

c. склонность к частому охранительному торможению;

d. недоразвитие первой сигнальной системы.

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

06. Движущей силой психического развития, согласно Л.С. Выготскому, является:

Выберите один ответ:

a. усвоение ребенком социального опыта в процессе взаимодействия со взрослым;

b. недостаточность развития психических функций;

c. противоречие между потребностями и возможностями ребенка;

d. смена ведущей деятельности.

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

07. На какие группы можно разделить внутренние факторы, оказывающие влияние на развитие нормального и аномального ребенка?

Выберите один ответ:

a. наследственные и средовые;

b. наследственные, врожденные и приобретенные;

c. наследственные и приобретенные;

d. врожденные и приобретенные.

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

08. Первичным дефектом при умственной является:

Выберите один ответ:

a. слабовыраженная психическая активность;

b. недоразвитие высших психических функций;

c. нарушения в речевом развитии;

d. нарушения подвижности нервных процессов.

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

09. Укажите закономерности развития лиц с умственной отсталостью, которые являются модально-специфическими:

Выберите один ответ:

a. нарушения в приеме, переработке, сохранении и воспроизведении информации;

b. снижение общей психической активности в познании социального мира;

c. высокая степень зависимости каждой из психических функций от развития остальных;

d. рассогласованность практической и интеллектуальной деятельности.

Вопрос 10

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

10. У детей с интеллектуальной недостаточностью ведущей функцией интеллекта является:

Выберите один ответ:

a. мышление;

b. внимания;

c. память;

d. речь.

Конец формы

Источник