Закономерности развития ребенка при умственной отсталости
Проявление общих закономерностей психического развития при умственной отсталости у дошкольников.Л.С. Выготский сформулировал важнейшие теоретические положения, которые легли в основу всего специального образования:
1. Положение о системности строения психики человека. Нарушение одного из звеньев психики нарушает функционирование всей системы.
2. Положение об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка. Широта ближайшей зоны развития определяет обучаемость ребенка.
3. Положение об идентичности факторов, обуславливающих развитие нормальных и аномальных детей. Как биологический, так и социальный фактор оказывают влияние на ход психического развития ребенка.
4. Положение о первичных и вторичных отклонениях в развитии «особых» детей. При различных нарушениях первичным дефектом обычно является органическое поражение нервной системы, а вторичным — нарушение той или иной психической функции.
5. Положение об основных направлениях работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Необходимо подчинить специальные методики обучения социальным, т.е. общеобразовательным.
6. Положение о коллективе как факторе развития высших психических функций детей. Высшие психические функции формируются в процессе взаимодействия ребенка со взрослым в ходе различных видов деятельности.
7. Положение о важности ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. В раннем возрасте нервная система ребенка отличается пластичностью, что позволяет более успешно компенсировать нарушения развития.
Обозначенные общие закономерности проявляются в процессе психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Например, формирование высших психических функций у детей с умственной отсталостью происходит специфично, но в тех же условиях, что и при нормальном развитии, т.е. в процессе взаимодействия со взрослыми.
Наряду с общими тенденциями в развитии нормальных и «особых» детей выделяют специфические закономерностипсихического развития. Описываются три уровня этих закономерностей.
1. Первый уровень — закономерности, характерные для всех категорий детей с нарушениями в развитии.
2. Второй уровень — закономерности, свойственные развитию детей того или иного типа дизонтогенеза.
3. Третий уровень — закономерности, характерные для определенного вида нарушения.
В.И. Лубовский описал специфические закономерности психического развития первого уровня:
1. Нарушение процесса приёма, переработки, сохранения и использования информации детьми с проблемами в развитии.
2. Нарушение речевого опосредствования.
3. Более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности.
4. Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.
Возможности психического развития детей с умственной отсталостью. При умственной отсталости у детей страдает аналитико-синтетическая деятельность, значительно отстаёт формирование предметной деятельности, понятийного мышления, речи. В то же время дети-олигофрены способны к развитию. Это развитие замедлено, атипично, со многими, подчас весьма резкими, отклонениями от нормы, тем не менее оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу. В.Г. Петрова отмечает, что продвижение в развитии и обучении умственно отсталых детей происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Существуют сензитивные периоды для формирования психических функций, и характер психолого-педагогической помощи, получаемой ребенком, определяет успешность развития и обучения ребенка с умственной отсталостью.
Дата добавления: 2015-02-18; просмотров: 2219; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9320 — | 7877 — или читать все…
Читайте также:
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Специфические закономерности психического развития умственно отсталых детей нашли отражение в работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, Ь.И. Пинского, Ж.И. Шиф, И.М. Соловьева, С.Я Рубинштейн, В.Г. Петровой и др.
Развитие восприятия умственно отсталых детей характеризуется качественным своеобразием по сравнению с нормой. Основным недостатком восприятия умственно отсталых детей является нарушение обобщенности, отмечается также замедленный темп восприятия, узость объема, нарушение избирательности, малая дифференцированность.
Для представлений умственно отсталых детей характерны недиффе-ренцированность, фрагментарность, поверхностный характер, недостаточная обобщенность и уподобляемость. Нарушенными являются представления о себе, ближайшем окружении, о пространстве и времени и др.
Памяти умственно отсталых детей свойственно снижение продуктивности основных ее процессов. Запоминание материала у умственно отсталых характеризуется низким объемом, неточностью, замедленностью;
воспроизведение — низким объемом, искажением материала, привнесениями. Наиболее нарушенной является смысловая память. Лучше умственно отсталые запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Позднее, чем в норме, у умственно отсталых формируется произвольное запоминание и воспроизведение материала. Значительные трудности представляет и припоминание материала. Опосредованная смысловая память развита слабо. Характерна эпизодическая забывчивость.
Внимание умственно отсталых детей страдает из-за трудности привлечения к объекту, слабости концентрации, неустойчивости. Для внимания умственно отсталых детей характерны трудности распределения, замедленность переключения. Даже будучи привлеченным к объекту внимание умственно отсталых быстро истощается и характеризуется психологической отвлекаемостью. В наибольшей степени страдает произвольное внимание.
У у/о детей нарушены все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. У них отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройств письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в общении.
Мышление умственно отсталых детей характеризуется пассивностью, несамостоятельностью, некритичностью, инертностью. У умственно отсталых детей нарушены все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация и др. В наибольшей степени страдает обобщение и абстрагирование. Развитие различных видов мышления также своеобразно по сравнению с нормой. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным — наглядно-действ. У у/о детей затруднено формирование понятий, суждений и умозаключений. Мотивация мышления снижена. При решении мыслительных задач отмечается недостаточность ориентировки, отсутствие планирования, неосознанность и хаотичность действий.
При умственной отсталости страдает не только познавательная деятельность, но и развитие личности в целом. У умственно отсталых детей преобладают элементарные органические потребности над духовными. Высшие духовные потребности развиваются с трудом и со значительным отставанием по сравнению с нормой. Мотивы поведения и деятельности носят ситуативный характер, неустойчивы и недостаточно осознанны. Интересы умственно отсталых поверхностны, неглубоки, однообразны. Эмоциональная сфера характеризуется недоразвитием эмоций и чувств. Эмоции носят поверхностный, неустойчивый, полярный характер. Высшие духовные чувства формируются с трудом. Воля умственно отсталых снижена, у них отсутствует стремление преодолевать препятствия, в работе умственно отсталые предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий. Самооценка умственно отсталых детей, как правило, неадекватна, носит либо завышенный, либо заниженный характер. Формирование правильных взаимоотношений с окружающими у умственно отсталых затруднено. Умственно отсталые дети не испытывают потребности в общении. Их взаимоотношения пассивны, носят ситуативный, неустойчивый характер. Для деятельности умственно отсталых детей характерны недоразвитие целенаправленности, трудности самостоятельного планирования, отсутствие ориентировки в условиях выполнения задания. Действия умственно отсталых детей неосознанны, непоследовательный, контроль отсутствует.
Выделенные особенности носят стойкий характер, так как являются результатом органического поражения мозга. Но наряду с этим в процессе коррекц. обучения и воспитания у у/о выявляется положительная динамика в развитии всех сторон психики.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1331; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Начало формы
Вопрос 1
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
01. К анатомическим изменениям головного мозга относят:
Выберите один ответ:
a. уменьшение корковых слоев;
b. недостаточное развитие извилин;
c. утолщение оболочек мозга;
d. неправильное расположение клеток по слоям.
Вопрос 2
Неверно
Баллов: 0,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
02. У детей с интеллектуальной недостаточностью условные рефлексы:
Выберите один ответ:
a. тормозятся с опозданием;
b. вырабатываются с опозданием;
c. не формируются;
d. угасают сразу после появления.
Вопрос 3
Неверно
Баллов: 0,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
03. В чем проявляется слабость следовой функции коры головного мозга?
Выберите один ответ:
a. затрудненное формирование новых условных связей;
b. замедленный темп обучения ребенка;
c. нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения;
d. легкость разрушения сформировавшихся условных связей.
Вопрос 4
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
04. Пластичность нервной системы – это
Выберите один ответ:
a. способность нервной системы к перестройке функциональной дея-тельности при поражениях;
b. способность нервных клеток к восстановлению;
c. способность мозговых структур быстро генерировать возбудительные и тормозные процессы в ходе формирования условных реакций;
d. способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов.
Вопрос 5
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
05. Умственно отсталым детям НЕ свойственны:
Выберите один ответ:
a. слабость процессов возбуждения и торможения;
b. инертность процессов возбуждения и торможения;
c. склонность к частому охранительному торможению;
d. недоразвитие первой сигнальной системы.
Вопрос 6
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
06. Движущей силой психического развития, согласно Л.С. Выготскому, является:
Выберите один ответ:
a. усвоение ребенком социального опыта в процессе взаимодействия со взрослым;
b. недостаточность развития психических функций;
c. противоречие между потребностями и возможностями ребенка;
d. смена ведущей деятельности.
Вопрос 7
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
07. На какие группы можно разделить внутренние факторы, оказывающие влияние на развитие нормального и аномального ребенка?
Выберите один ответ:
a. наследственные и средовые;
b. наследственные, врожденные и приобретенные;
c. наследственные и приобретенные;
d. врожденные и приобретенные.
Вопрос 8
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
08. Первичным дефектом при умственной является:
Выберите один ответ:
a. слабовыраженная психическая активность;
b. недоразвитие высших психических функций;
c. нарушения в речевом развитии;
d. нарушения подвижности нервных процессов.
Вопрос 9
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
09. Укажите закономерности развития лиц с умственной отсталостью, которые являются модально-специфическими:
Выберите один ответ:
a. нарушения в приеме, переработке, сохранении и воспроизведении информации;
b. снижение общей психической активности в познании социального мира;
c. высокая степень зависимости каждой из психических функций от развития остальных;
d. рассогласованность практической и интеллектуальной деятельности.
Вопрос 10
Верно
Баллов: 1,00 из 1,00
Отметить вопрос
Текст вопроса
10. У детей с интеллектуальной недостаточностью ведущей функцией интеллекта является:
Выберите один ответ:
a. мышление;
b. внимания;
c. память;
d. речь.
Конец формы
Источник