Закономерности развития ребенка младшего школьного возраста
1. Закономерности физического развития:
А. В более молодом возрасте физическое развитие ребенка идет быстрее и интенсивнее; с возрастом тем развития замедляется. Наиболее сензитивные периоды физического развития (по убыванию): дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст.
Б.физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие медленнее.
В. каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе. В целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.
2. Закономерности духовного развития (в основе которого психическое, нравственное и социальное развитие человека, т.е. его внутренний мир («внеэмпирические свойства» по В.В.Зеньковскому):
А.Между возрастом ребенка и темпами духовного развития обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше тем духовного развития.
Б. духовное развитие детей протекает неравномерно: в отдельные периоды одни качества формируются быстрее, а другие медленнее (так, в дошкольном возрасте интенсивно развиваются восприятие ребенка, воображение и эмоционально-чувственная сфера; в младшем школьном возрасте быстрее идет развитие познавательной сферы личности (словесно-логического мышления, внимания, памяти).
В. существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных составляющих духовного развития ребенка. Такие периоды называют сензитивными (Л.С.Выгоский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Причина сензитивности в неравномерности развития и том, что некоторые свойства личности могут складываться лишь на основе уже сформировавшихся свойств и опыта ребенка. (так, сензитивность младшего школьного возраста в плане развития словесно-логического мышления объясняется тем, что оно может развиться, только если у ребенка сложились в дошкольном детстве наглядно-образное мышление и речь. Младший школьный возраст сензитивен для развития интеллектуальных, нравственных и социальных качеств личности, что должно выступать ориентиром в построении учебно-воспитательного процесса в начальной школе).
Г.Приобретая по мере роста ребенка устойчивость и постоянство, духовные качества личности сохраняют при этом пластичность, т.е. возможность изменения. Пластичность дает возможности для перевоспитания ребенка, а также для компенсации, когда более слабые функции компенсируются более сильными (например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности).
1) период первого округления (от 1 года до 4 лет), для к-рого характерно ежегодное значительное увеличение веса при относительно небольшом росте тела в длину; 2) период первого вытяжения (от 5 до 7 лет), характеризующийся заметным ростом тела в длину при относительно слабом увеличении его веса; 3) период второго округления (от 8 до 10 лет); 4) период второго вытяжения (от 11 до 16 лет) и 5) третий период округления или период созревания (от 16 до 20 лет).
Виды и этапы развития мышления: Практически-действенное М. – наглядно-образное М. – словесно-логическое (теоретическое) М. – гипотетико-рассуждающее М. (Д.Б.Эльконин)
· Стремление к общественно значимой деятельности;
· Способность управлять своим поведением;
· Умение делать простые обобщения;
· Практическое владение речью;
· Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.
Учителю следует также знать наиболее характерные особенности физического, психического и социального развития ребенка в младшем школьном возрасте.
1. Особенности физического развития:
Замедляется физический рост ребенка и заметно увеличивается его вес («период второго округления»). Скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Интенсивно развивается мышечная система, появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком письма.
2. Особенности психического развития:
a. Совершенствуется нервная система благодаря тому, что интенсивно развиваются большие полушария головного мозга (вес мозга ребенка достигает веса мозга взрослого человека). Этим объясняется сензитивность возраста к интеллектуальному развитию ребенка.
b. Изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему уступает возбуждению. Этим объясняется слабая произвольность поведения и психических функций ребенка.
c. Восприятие младших школьников по-прежнему отличается неустойчивостью и неорганизованностью, малой диффернцированностью, но в то же время остротой и свежестью. Поэтому ребенок может путать цифры ( 6 и 9), буквы (Ь и Ъ с Р), но при этом с живым любопытством относится к окружающей его действительности, очень эмоционален. Опираясь в учебно-воспитательном процессе на все имеющиеся у ребенка органы восприятия, на доминирующую в этом возрасте потребность в познании окружающего мира, учитель может развить как познавательную активность, так и познавательную деятельность ученика.
d. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво и ограничено по объему. Поэтому учителю надо использовать средства, развивающие внимание учеников, мотивирующие их учебно-познавательную деятельность, приучающие их к волевым усилиям, ответственности.
e. Память играет важную роль в познавательной деятельности младшего школьника, т.к. у него высоко развита способность механического (дословного) запоминания. Однако дети легко запоминают только интересный, эмоционально окрашенный материал и не умеют подчинять свою память задачам обучения (слабая произвольность). В начальной школе необходимо, чтобы наглядно-образная память детей превратилась в «понимающую, думающую» память, чтобы у детей выработались навыки самоконтроля и самооценки, а также способность к волевым усилиям при заучивании материала.
f. Мышление у приходящего в школу ребенка развито слабее, чем восприятие и память. Однако именно в школе мышление развивается наиболее интенсивно, превращаясь из наглядно-образного (когда, по словам К.Д.Ушинского, ребенок «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями») в абстрактно-логическое (когда ребенок начинает понимать и устанавливать причинно-следственные связи). Мышление развивается в тесной связи с развитием речи, поэтому особое внимание учителю необходимо обращать на обогащение словарного запаса детей и способности устно и письменно излагать свои мысли.
g. Мотивационно-волевая сфера в младшем школьном возрасте отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность преобладает над доводами разума, поэтому дети совершают множество необдуманных действий. В учебно-воспитательном процессе необходимо создавать условия для развития у школьников мотивов учения, умений целеполагания (осознанный мотив – цель), воспитания воли (ответственности, целеустремленности, настойчивости).
h. Рефлексивная сфера личности в младшем школьном возрасте характеризуется наличием у детей некоторой общей самооценки. Уровень общей самооценки (адекватный, завышенный или заниженный) в этом возрасте зависит от того, как ребенка и его деятельность, поведение оценивали родители и другие значимые взрослые. В начальной школе, в учебной деятельности происходит становление конкретной самооценки ребенка (оценивание себя ребенком за конкретные результаты учебной деятельности). Базисом для ее становления выступает имеющаяся общая самооценка. Важную роль в развитии общей и конкретной самооценки младшего школьника играет учитель. Для адекватного развития рефлексивной сферы личности необходимо, чтобы педагог не только сам оценивал деятельность учеников, но и приучал их к самостоятельному оцениванию и контролю собственных учебных достижений. В начальной школе должно произойти становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, что может быть достигнуто посредством безотметочного обучения.
3.Особенности социального развития:
a. Социальное (личностное) развитие младших школьников происходит в условиях новой социальной ситуации развития: появляется новая фигура «другого значимого взрослого» — учителя, отношения с которым необходимо строить на основе добровольного подчинения и учебного сотрудничества; отношения со сверстниками (одноклассниками) выстраиваются на основе равенства и сотрудничества в рамках новых видов деятельности – учебной деятельности и учебного общения; ребенок вливается в целую систему коллективов (общешкольного, классного) и через них – в коллективную учебную и общественную деятельность. Необходимыми результатами социального развития в этом возрасте должны стать: становление ученика как субъекта коллективной учебной деятельности и учебного общения с учителем и сверстником; выработка навыков общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь, и др.); становление нравственного поведения и духовно-нравственных качеств личности; становление социальных чувств (социального стыда, чувства терпимости (толерантности), чувства ответственности и др.).
b. Современные дети младшего школьного возраста, выросли в противоречивом («пестром») социуме, для которого характерны как позитивные, так и негативные тенденции. Среди позитивных: демократизм и плюрализм в сфере социальных отношений, наличие широких возможностей для социального развития человека. Среди негативных: социальное расслоение и обострение социальных противоречий, пагубное влияние СМИ (доминирование недетского телевидения, проповедующего агрессию и насилие, засилие чужеродных программ на детских телеканалах), вседозволенность, бескультурье и падение нравов. Дети аккумулировали в себе все хорошее и все плохое, что есть в этих процессах. Большая часть детей стали более развитыми, свободными в выражении собственных чувств. При этом кругозор современных детей слишком эклектичен (дети часто владеют обширной, но непонятной и ненужной им информацией); склонны к проявлению агрессии, жестокости и нетерпимости; возросшие материальные потребности детей направляют их социальное поведение, в основе которого кредо «любой ценой» и др. Необходим учет подобных особенностей социального развития современных детей при построении образовательного процесса в начальной школе.
c. У нас в стране, как и во всем мире получило широкое распространение такое новое явление в развитии детей, как акселерация. Так назвали ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. В педагогике акселерация связывается не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания и социализацией личности. Это несоответствие проявляется так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. До появления акселерации (60-70-е г.г. прошлого века) физиологическое развитие и процесс социализации детей и подростков были сбалансированными. В наше время к 13-15 годам у девочек и к 14-16 годам у мальчиков физиологическое развитие организма в основном завершается, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в т.ч. половых, подросток ищет пути их удовлетворения, которые подсказывает ему его неокрепший ум. Нравственные последствия акселерации (прежде всего это распространение половых контактов среди несовершеннолетних) являются резко отрицательными. Чтобы минимизировать эти последствия в подростковом возрасте, на этапе младшего школьного детства необходимо особое внимание уделять психическому, духовному и социальному развитию детей.
Источник
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (7 — 10-11 лет).
Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей («ребенок — взрослый — задача»). Учитель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.
Ведущая деятельность младшего школьника. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность — это деятельность саморазвития, самоизменения. Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника в целом.
Основные психологические новообразования младшего школьника.
- — основное направление развития мышления — переход от конкретно-образного к словесно-логическому мышлению. Согласно положениям Л.С. Выготского в младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые осознаются и становятся произвольными;
- — интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований).
- — формирование произвольности таких познавательных процессов как внимание, восприятие, память.
- — активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребенка;
- — стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, с ее успешностью.
- — развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей («могу или не могу решить эту задачу?», «чего мне не хватает для ее решения?»), внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата), произвольность, самоконтроль.
- — развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее, для младшего школьника неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений вполне характерны.
Кризис отрочества (предподростковый).
Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом (иногда вплоть до так называемого мотивационного вакуума), когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы.
Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается. В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе из начальных классов в средние. Нерешенные, неустраненные вовремя трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества разных учителей).
Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является рефлексивный «оборот на себя». Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания. Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития.
Источник