Закономерности психического развития ребенка раннего возраста

Закономерности психического развития ребенка раннего возраста thumbnail

Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности

Основные закономерности развития ребенка как личности.

Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:

• подготовительный (гукание, гуление, лепет)

• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.

Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста:

• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;

• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;

• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;

• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь

Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить:

• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);

развитие произвольности познавательных процессов;

развитие эмоций, воли;

• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;

• становление творческой игры как социальной школы ребенка.

Источник

Рассматривая
развитие психических функций, отметим,
прежде всего, что раннее детство
сензитивно к
усвоению речи.
Автономная
речь ребенка довольно быстро (обычно в
течение полугода) трансформируется и
исчезает. Необычные и по звучанию, и по
смыслу слова заменяются словами
«взрослой» речи.
Предложения
первоначально, примерно в 1,5 года, состоят
из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его
действие («мама идет»), действие и
объект действия («дай булку», «хочу
конфету»), или действие и место действия
(«книга там»). К трем годам усваиваются
основные грамматические формы и основные
синтаксические конструкции родного
языка. В речи ребенка встречаются почти
все части речи, разные типы предложений.
Речь становиться полноценным средством
общения.
Помимо речи, в раннем возрасте
развиваются другие психические функции
— восприятие, мышление, память, внимание.

Особенности восприятия ребенка
Раннее
детство интересно тем, что среди всех
психических функций доминирует
восприятие. В этом возрасте наблюдаются
элементарные формы воображения, такие
как предвосхищение, но творческого
воображения еще нет. Маленький ребенок
не способен что-то выдумать, солгать.
Только к концу раннего детства у него
появляется возможность говорить не то,
что есть на самом деле. Эксперимент:
Таня сидит на стуле, нужно сказать «Таня
идет». Ребенок не способен отрешиться
от ситуации и всегда говорит неправильно.

В
этом возрасте каждая вещь для ребенка
имеет либо притягивающее, либо
отталкивающее значение. У него нет
равнодушного или «бескорыстного»
отношения к окружающим вещам. Т.е. каждая
вещь имеет свою валентность.

Внимание и память
непроизвольны.
Мышление является
наглядно-действенным, оно основано на
восприятии и действии с предметами

Этапы
развития личности:
Для раннего возраста
характерны яркие эмоциональные
реакции,
связанные с непосредственными желаниями
ребенка. В конце этого периода, при
приближении к кризису 3 лет, наблюдаются
аффективные реакции на трудности, с
которыми сталкивается ребенок. Он
пытается что-то сделать самостоятельно,
но у него ничего не получается или рядом
в нужный момент не оказывается взрослого
— некому прийти на помощь и сделать это
вместе с ним. В такой ситуации вполне
вероятна эмоциональная вспышка.
Аффективные
вспышки лучше всего гасятся тогда, когда
взрослые достаточно спокойно на них
реагируют, а по возможности — вообще
игнорируют. В противном случае, особое
внимание взрослых действует как
положительное подкрепление: ребенок
быстро замечает, что уговоры и прочие
приятные моменты в общении с родственниками
следуют за его слезами или злостью, и
начинает капризничать чаще, чтобы этого
добиться. Кроме того, ребенка раннего
возраста легко отвлечь. Если он
действительно расстроен, взрослому
достаточно показать ему любимую или
новую игрушку, предложить заняться с
ним чем-то интересным — и ребенок, у
которого одно желание легко сменяется
другим, мгновенно переключается и с
удовольствием занимается новым
делом.
Развитие эмоционально-потребностной
сферы ребенка тесно связано с зарождающимся
в это время самосознанием.
Примерно в 2 года ребенок начинает
узнавать себя
в зеркале. Узнавание себя — простейшая,
первичная форма самосознания. Новый
этап в развитии самосознания начинается,
когда ребенок называет себя — сначала
по имени, в третьем лице: «Тата»,
«Саша». Потом, к трем годам, появляется
местоимение «я». Более того, у
ребенка появляется и первичная
самооценка —
осознание не только своего «я», но
того, что «я хороший», «я очень
хороший», «я хороший и больше
никакой». Это чисто эмоциональное
образование, не содержащее рациональных
компонентов (поэтому трудно назвать
его самооценкой в собственном смысле
этого слова). Оно основывается на
потребности ребенка в эмоциональной
безопасности, принятии, поэтому самооценка
всегда максимально завышена.
Сознание
«я», «я хороший», «я сам»
и появление личных действий продвигают»
ребенка на новый, уровень развития.
Начинается
переходный период — кризис 3 лет.

Ранний
возраст – период интенсивной ориентации
в сфере ребенок – общественный предмет,
опережающее развитие операционно-технической
сферы деятельности.

Распад прежних
отношений пра-мы, ребенок приобр относит
самостоятельность, свободу передвиж и
автономию намерений. Но овладение
предметами требует сотр со взрослыми
и овладения речью.

Ведущая
деят-ть – предметно
– орудийная.
Ребенок
пытается привлечь внимание к своей
деят-ти, уклоняется от чистой ласки, но
с удовольствием принимает ее как
поощрение.

Центр линия умств
развития – овладение речью.

  • 1-1.6 года – интенс
    равитие поним-я, речь почти не разв,
    речь многозн по значению (ква-ква это
    и лягушка, и пруд, и вода и кошка..)

  • 1.6 – 3 года –
    практич овл речью, быстрый рост словаря,
    вопросы кто это, что это.

Мышление синкретами,
в комплексах.

Формирование
привязанности, зарождение моральных
чувств, эмпатии, эстетич чувств…

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Татьяна Дорохова
Психическое развитие ребенка раннего возраста

К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Настроение меняется быстро и часто, чувства, переживаемые ребенком противоречивы, непоследовательны и неустойчивы. В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. При этом ничего насильно происходить не должно. Речь на данном этапе становится средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.

Предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления. И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.

Психическое развитие ребенка раннего возраста в этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия.

Соотносящихся действий — состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец.

Орудийные действия — которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее. За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.

Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.

К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность, уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.

В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.

Для психического развитие ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти. Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий. Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.

Источник

Психическое развитие — закономерный процесс. Ядром любой теории, концепции, которые раскрывают психическое развитие, являются следующие моменты:

—  раскрытие движущих сил развития;

— выявление внешних и внутренних факторов (наследственность, среда, воспитание).

По степени доминирования какого-либо из этих факторов в психологии существует множество теорий, объясняющих психическое развитие, в которых условно можно выделить два направления: биогенетическое и социогенетическое (социопсихологическое).

Сторонники биогенетического направления (Э.Геккель, З.Фрейд, С.Холл) исходят из того, что все психические особенности являются врожденными (смена периодов развития, появление различных психических свойств, качеств личности). Автор данного направления Ж.-Ж.Руссо. В своей книге «Эмиль» он описывает детей как активных участников собственного процесса развития, который задает и обеспечивает сама природа.

Ребенок рассматривается как биологическое существо, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и темп, и предел одаренности.

Среда, в которой ребенок воспитывается, становится лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано до его рождения.

В рамках этого направления создана теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Во время своего внутриутробного существования эмбрион (зародыш) проходит путь от простейшего организма до человека. В месячном зародыше — крупная голова, жабры и хвост, в 2 месяца начинает приобретать вид человека, на его пастообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу 4-го месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.

Основные закономерности психического развития ребенка

Развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы, преодоление противоречий  появление психических новообразований. Л.С.Выготским определены следующие закономерности психического развития ребенка:

  1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностыо. Неравномерность проявляется в том, что различные психические функции, свойства и новообразованна развиваются не синхронно; каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации 8 спада, т.е. развитию присущ колебательный характер.  Гетерохронность  означает разновременность, несовпадение  во  времени фаз развития  отдельных органов ж функций. Доказано, что вначале формируются более древние анализаторы, затем -более молодые. Чем нужнее то или иная функция, тем раньше она развивается (ребенок: быстрее научается ориентироваться в пространстве, чем во времени).
  2. Влияние двух факторов на развитие — биологического и социального.
  3. Активность самого ребенка.
  4. Сензитивные периоды развития   —   это   периоды   повышенной   восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Если в ходе развития упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
  5. Кумулятивность психического развития означает,  что результат развития  каждой предшествующей стадии включается в последующую, трансформируясь при этом определенным образом.
  6. Кризисы развития. По Л.С.Выготскому, кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при    относительно    незначительных    внешних    изменениях.    Сущность: перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение  потребностей  и побуждений, движущих его  поведением.  Источником кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности. Стабильный период — прогрессивное развитие ребенка. Развитие самого кризиса носит негативный характер. Механизм протекания кризиса: в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий   тип   деятельности,   выполнение   которой   определяет   возникновение   и формирование    основных    психологических    новообразований    (психические    и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь). В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка,  что   приводит  к  их  качественным   изменениям.  Растущие  психические возможности ребенка являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми — именно в этот момент наступает кризис развития.

Особенности протекания кризиса:

—     неотчетливость границ начала и конца;

—     трудновоспитуемость ребенка;

—     снижение темпа продвижения ребенка в ходе обучения.

  1. Скачкообразность развития — развитие происходит не равномерно, а скачками: ребенок сначала накапливает количественные данные, а затем резко переводит их в качество.

Источник