Закономерности психического развития ребенка мобильность границ возраста

Закономерности психического развития ребенка мобильность границ возраста thumbnail

Вот она! Наконец-то написала вторую статью из раздела «Психология развития и возрастная психология»! В ней я кратко описала основные моменты темы «Основные закономерности психического развития ребенка». Пробегаясь по основным явлениям и понятиям, я также буду делать акцент и на некоторых психологах, которые, собственно, и изучали данные вопросы.

Я очень надеюсь, что вам понравится новая статья. Оставляйте свои комментарии, обсуждайте статьи, прямо на сайте подписывайтесь на паблик Вконтакте ImPsi Ψ Психология для ума, где вас будет ждать еще много всего интересного и полезного.

Содержание статьи:

    • Детерминация возрастного развития
    • Проблема обучения и развития в возрастной психологии
    • Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития
  • Неравномерность психического развития

Основные закономерности психического развития — это наиболее существенные и общие для всех однотипные изменения психики от рождения человека и до его смерти.

Маркова Аэлита Капитоновна предлагает трактовать эти закономерности как принципы психологии развития и возрастной психологии.

Основные закономерности психического развития:
1. Детерминация возрастного развития как соотношение предпосылок, условий и движущих сил развития.
2. Сензетивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития.
3. Неравномерность темпа и отдельных сторон психического развития.

Детерминация возрастного развития

Детерминация психического развития — это факторы психического развития, от которых оно зависит и которыми определяется (т.е. детерминанты).

Факторы психического развития

1 фактор — природные предпосылки психического развития
(Александр Владимирович Запорожец)

Наследственные факторы:

    • видовые признаки человека как представители Homo Sapiens (например, мозг человека);
  • некоторые частные биологические признаки, полученные от родителей (например, особенности нервной системы).

Врожденные факторы:

  • индивидуальные особенности, которые приобретаются в ходе пренатального развития (это могут быть задатки, определяющие развитие тех или иных способностей).

Основные закономерности психического развития

Период пренатального развития — это период от зачатия до рождения.

Перинатальный период — это период от 28 недели беременности (6 месяцев), включающий период родов и заканчивающийся после 168 часов после рождения (7 дней).

2 фактор — социальная среда как условия развития
(Даниил Борисович Эльконин)

Социальная среда — это:

    • социально-экономическая ситуация, в которой появился на свет и живет человек (т.е. макросреда);
  • ближайшее окружение человека на каждом возрастном этапе (т.е. микросреда).

Макросреда влияет на человека через микросреду.

Социальная среда должна быть:

  1. человеческой;
  2. развивающей;

Обучение и воспитание — это необходимые условия психического развития.

Госпитализм — это совокупность психических и соматических (от греч. soma — тело) нарушений, обусловленных длительным пребыванием ребенка в закрытых учреждениях.

Госпитализм

Отклонения в развитии эмоций у ребенка могут выражаться как в недостаточном их развитии (эмоциональная холодность), так и в чрезмерном развитии отрицательных эмоций.
Пример холодности и замкнутости может возникать в результате развития у ребенка госпитализма и при эмоциональной депривации.

Госпитализм — это синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.
Особенно часто госпитализм проявляется в детских домах и домах ребенка, где детям не могут уделять достаточного внимания.

Основные закономерности психического развития

Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д.

В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т.п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.

«Современный госпитализм», или институализация, характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи.

«Эксперимент с каменным лицом» Троника продемонстрировал весомость и важность эмоционального общения между родителями и детьми.
Согласно идее Троника, основная детерминанта развития детей связана с функционированием двусторонней системы эмоционального общения между ребенком и ухаживающим за ним взрослым.

Основные закономерности психического развития

В ходе поставленного эксперимента родителя просили прекратить на время общение с ребенком (3 мес), но, продолжая смотреть на малыша, придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение. У младенца это вызывало сначала удивление, затем он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью.

Через несколько минут поведение младенцев начинало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец и выглядели страдающими. Некоторые из детей реагировали на безучастность родителя хныканием, переходящим в непрерывный плач, у кого-то текли слюни и развивалась икота.

Согласно другим исследованиям, дети, потерявшие мать сразу же после рождения, часто вырастают замкнутыми, неконтактными людьми, а лишившись матери в 6-месячном возрасте, проявляют асоциальные черты поведения.

Основные закономерности психического развития

Исследования показали, что одним из важнейших факторов, неблагоприятно влияющих на ребенка, является недостаточность в его жизни эмоциональных и социальных стимулов. Таким образом, стоит подчеркнуть, что ребенку для полноценного развития необходима любовь человека, его ласка.

Малыш должен чувствовать, что он дорог взрослому, что его любят. Ребенок, выросший без любви, как правило, боязлив, хмур, недоверчив. Отсутствие любви в детстве сказывается на всей личности будущего человека.

3 фактор — собственно деятельность человека, прежде всего ведущая
(Алексей Николаевич Леонтьев)

В каждом возрасте человека один из видов деятельности становится главным, ведущим видом. Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н. Леонтьева.

Основные закономерности психического развития

3 признака ведущей деятельности:

    • деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности;
    • в этой деятельности формируются и перестраиваются познавательные психические процессы;
  • от этой деятельности зависят основные на данном возрастном этапе изменения личности.

Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для данного возрастного этапа новообразований, а переход от одной ведущей деятельности к другой означает смену возрастного этапа.

Ведущая деятельность человека

ПериодВедущая деятельность
Младенчество (от рождения до года)Общение со взрослыми
Раннее детство (1 — 3 года)Предметно-орудийная деятельность
Дошкольный возраст (3 — 6/7 лет)Ролевая игра
Младший школьный возраст (6/7 — 10/11 лет)Учебная деятельность
Подростковый возраст (11/12 — 15/16 лет)Общение со сверстниками
Юношеский возраст (17 — 23 года)Учебно-профессиональная  деятельность
ВзрослостьТрудовая деятельность

4 фактор — противоречия как движущая сила психического развития
(Алексей Николаевич Леонтьев)

Противоречия могут быть следующими:

    • между образом жизни и возможностями человека;
  • между местом в социуме и желанием изменить это место.

Внешние противоречия сами по себе не являются двигателями развития. Развитие происходит только тогда, когда они вступают между собой в борьбу. Если случается так, что противоречия не возникают или не находят разрешение, то появляются отклонения в развитии.

Проблема обучения и развития в возрастной психологии

Лев Семенович Выготский выдвинул идею о ведущей роли обучения в психическом развитии высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, словесно-логическое мышление, воля, воображение, произвольное внимание, произвольная память. Это все продукты культурно-исторического развития.

Развитие ВПФ происходит из-за овладения 2 видами средств:

    • орудия труда (направлены во внешний мир и преобразуют природу);
  • знаки (направлены на внутренний мир человека и пересматривают психику человека; например, слово).

Овладеть этими 2 видами средств ребенок может только в процессе обучения под руководством взрослых. Поэтому развитие психики не может идти вне обучения. Выготский считал, что обучение является развивающим только тогда, когда оно идет впереди развития и ведет его за собой.

Основные закономерности психического развития

Развивающее обучение базируется на 2 уровнях развития:

1 уровень — низший — уровень актуального развития: уже сложившиеся на данный момент функции. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет самостоятельно.

2 уровень — высший — зона ближайшего развития (ЗБР): те функции, которые находятся в процессе созревания. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет с помощью взрослых.
Величина ЗБР — это потенциальные возможности ребенка, показатель запаса его развития, показатель обучаемости.

У детей с одинаковым уровнем актуального развития может быть разный уровень зоны ближайшего развития. Оценивая развитие ребенка, учитывают его ЗБР. Обучение не должно отрываться от ЗБР. Забегание вперед ЗБР не будет иметь развивающего эффекта.

Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития

Возрастная сензитивность — это наибольшая чувствительность к определенным обучающим воздействиям в определенные возрастные периоды.

В сензитивный период определенные воздействия только тогда могут влиять на развитие, когда психические функции находятся в процессе созревания. Когда они созревают, те же самые воздействия могут оказаться не только нейтральными, но и даже иметь негативный эффект.

Основные закономерности психического развития

Сензитивные периоды совпадают с тем, что Выготский назвал зоной ближайшего развития. Именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Всякий пропущенный сензитивный период приводит к отставанию в развитии.

Необратимость — это способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Сензитивные периоды можно выделить из новообразований возраста. Таким образом, можно выделить несколько сензитивных периодов.

Сензитивные периоды

ВозрастСензитивный период
1,5 — 3 годаРазвитие речи
3 — 6/7 летРазвитие образных форм познания: восприятия, образной памяти, образного мышления, воображения
5 летПредполагается, что для обучения грамоте
6 летПредполагается, что для обучения чтению

Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправленно. Необратимость не означает неизменности произошедших изменений. Сформировавшиеся функции можно перестроить в контексте другого возраста, но результат будет иным, чем в норме.

Преемственность психического развития означает, что все последние этапы развития связаны с предыдущими. При этом старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваются и входят в состав новых.

С преемственностью связана кумулятивность (накопление) развития.
Кумулятивность развития — это накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.

Кумулятивность развития означает, что результат развития каждого последующего этапа включается в последний, при этом определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает качественное преобразование в психическом развитии.

Основные закономерности психического развития

Пример кумулятивности — это последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждый последующий вид мышления возникает на базе предыдущего.

Индивидуализация психического развития — это существование возрастных особенностей в индивидуальных вариантах. Индивидуализация в развитии выступает не сразу, не полностью, а изменяется и обогащается от возраста к возрасту.

Индивидуальные варианты развития проявляются:

    • в сроках наступления сензитивности к обучающим воздействиям;
    • в темпе и ритме приближения к зрелости и старости;
  • в разнообразии динамических особенностей, вызванных типом ВНД (высшей нервной деятельности), типом темперамента.

Неравномерность психического развития

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Гетерохронность
развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.

Основные закономерности психического развития

Неравномерность психического развития проявляется:

    1. В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
    1. В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
  1. В темпе развития.

Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.

Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.

В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.

Основные закономерности психического развития

Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.

Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).

Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.
Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.

Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.

Основные закономерности психического развития

Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.
Ретардация — это замедление развития.
Акселерация — это ускорение развития.

Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.
Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.

Причины акселерации и ретардации

    • Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.
    • Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.
    • Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
  • Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.

Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.

Источник

Законы психическою развития — общие и частные закономерности -описание психического развития и управление им.

В основу изучения закономерностей и динамики развития личности в отечественной психологии взята культурно-историческая теория развития пси­хики человека Л.С.Выготского.

1.Развитие происходит в процессе социального развития в социуме.

2.Человеческий детеныш самый беспомощный и неприспособленный по сравнению с детьми животных.

3. Если ребенок воспитывается в изоляции от положительных эмоций, то у него проявляются не только отставание в психическом развитии, но и ребёнок может погибнуть в результате сенсорного голода.

4. В процессе овладения человеческими действиями и человеческим поведением ребенок приобретает необходимые психические качества и свойства личности. При овладении предметными действиями ребенок сначала обучается, а потом жестко усваивает знания, научается их применять (законы интериоризации и экстериоризации).

5.Психическое развитие детерминируется (причинно обусловлено) следующими факторами:

•природные задатки, как условиями и предпосылками (Запорожец),

•социальная среда (Эльконин ДБ.) — система отношений, в которую вступает ребенок в обществе, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области социальной жизни он входит; сотрудничество с другими людьми (Выготский Л.С.) — т.е. вне мира людей, мира, социального окружения человек не может быть человеком,

•собственная деятельность, активность ребенка по овладению действительностью, как движущей силой (Анциферова, Карпова),

•социальная ситуация развития (Выготский Л.С), как своеобразная, специфи­ческая для данного возраста, исключительное, единственное, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью,

• внутренняя позиция (Божович ЛИ.) — как отношение ребенка к тому объективному положению, которое он занимает, и к тому положению, на которое он
претендует,

•противоречие между образом жизни и возможностями ребенка, между усвое-нисм предметной и общественной сторон действия (Леонтьев А.Н.) и др.

6. Качественное своеобразие и неповторимость каждого возраста.

Возраст — определенная ступень, известный, относительно замкнутый цикл развития, наиболее типичные особенности, значение определяется местом в общем развитии (Выготский). — качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся при­сущими только ему особенностями.

Виды возрастов:

•хронологический — от рождения до настоящего времени,

•биологический — определяется степень созревания организма, состоянию нерв­ная система и ВНД.

•социальный — определяется уровнем социальных ролей, функции человека (16 лет — права и обязанности).

•психологический — особенности психологии и поведения, качественные изме­нения в психическом развитии — достигнутый к этому времени уровень психо­логического развития.

•физический — характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения

5-летний по физическому возрасту ребенок психологически может быть развит, например, как 6-летний и даже 7-8-летний. Может быть и наоборот -дети с отставанием умственного развития обычно характеризуются обратным соотношением физического и психологического возраста.

Современные критерии возраста:

• социальная ситуация развития,

• ведущая деятельность,

• новообразования,

• кризис — переломная точка на кривой детского развития.

Как возникает возраст:

1)подготавливается социальная ситуация развития — изменяется внутренняя позиция человека,

2)это побуждает человека включаться в новые виды деятельности,

3)к концу возрастного этапа возникают новые психологические ка­чества-новообразования,

4)далее — все начинается снова — изменение социальной ситуации развития — затем изменение ведущей деятельности — затем опят воз­никновение новообразований.

7. Наличие сенизитивных возможностей и сензитивных периодов

ензитивный период.- особенный период, оптимальный для развития той или иной особенности, период повышенной чувствительности к некоторым внешним воздействиям (в отдельный возрастной период).

Например:

•речь разбивается от 1 до 3 лет — потом можно компенсировать развитие, но очень сложно.

Есть вещи, которые невозможно скомпенсировать (например: слух очень ин­тенсивно развивается в 1-2 месяца). Может развиться вторичная глухота — ут­рачивается чувствительность слухового анализатора.

•Эриксон -В течение первого года формируется базовая черта личности — дове­рие людям — Или недоверие миру — мир несет в себе угрозу, надо уходить от контакта с миром.

Но эти периоды для всех детей и времен не определяются однозначно и могут быть изменены в результате совершенствования методов обучения и вос­питания детей.

4. Преемственность психического развития,.

5. Переходный и критический характер психического развития на
стыке возрастов в 1, 3, 7, 13 и т.д.

Переход может быть критическим («Кризис неизбежен» по мнению Л.С.Выготского) и незаметным («Кризиса может и не быть» по мнению А.Н. Леонтьева).

Переходы возрастов происходят незаметно и заметно, что связано с из­менением физических данных и психологических характеристик ребенка, с це­лостной перестройкой его организма и поведения.

Если переход из одного физического возраста в другой совпадает по времени с переходом из одного психологического возраста в иной, то это обыч­но сопровождается довольно приметными для внешнего наблюдения признака­ми. В переходные периоды многие дети становятся замкнутыми, раздражитель­ными, вызывают своим поведением беспокойство у окружающих взрослых. -кризис возрастного развития — возрастной кризис. Т.е. в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, на пути нормального физиче­ского и психологического развития возникли некоторые проблемы, которые ре­бенок самостоятельно не в состоянии решить.

Преодоление кризиса означает шаг вперед на пути развития, переход ре­бенка на более высокий уровень, в следующий психологический возраст. Т.е. кризис — это одна из форм развития.

Характеристики критических периодов.

1)Определенная неотчетливость границ начала и конца, резко выраженная кульминация кризиса (связана с мобильностью возрастных границ), т.е. кризис возникает и кончается незаметно, но середина представляет собой резкое обострение.

2)Ребенок меняется в целом за короткий срок.

3)Трудновоспитуемость ребенка, конфликтность внешняя и внутренняя.

4)Негативный характер развития — на первом плане — отмирание уже сформи­ровавшегося на предыдущей ступени (например, падение успеваемости). За негативными чертами стоит позитивное развитие личности. Возникают но­вообразования. Например в 3 года «неуправляемость» приводит к формированию самостоятельности.

5) Внутренняя растерянность, переоценка других и себя.

Современные исследователи определяют кризис как приобретение опы­та преодоления.

6.Мобильность возрастных границ.

7.Уровни психического развития не могут быть измерены постоян­ными методами, они должны быть соотнесены тем требованиям, которые предъявляет общество к психическому развитию.

8.Ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на пси­хическое развитие личности вне ее собственной активности.

9.Индизидуализация возрастного развития:

• индивидуальны сроки наступления возраста.

• сензнтивностъ отдельных воздействий для конкретного индивида различна,

• различен темп, ритм приближения к зрелости,

• существуют индивидуальные варианты сочетания индивида, субъекта дея­тельности и личности.

10.Неравномерность отдельных сторон психического развития.

11.Гетерохронность — несовпадение физической зрелости с социальной или гражданской или умственной работоспособностью.

Например, акселерация — процесс ускорения развития детей.

Причины акселерации:

•радио- волновые колебания (особенно в годы создания первых радио), •первые изрывы атомных бомб (особенно в 1945 г.),

•изменение рациона питания,

•изменение радиационного фона Земли,

•развитие средств транспорта и связи,

•урбанизация населения.

Акселерация вызвала следующие проблемы:

• рост преступности среди несовершеннолетних,

• изменение государственных стандартов мебели,

• ранняя рождаемость.

• проблемы обучения и образования,

• проблемы образования семей среди несовершеннолетних.

Группы детей по уровню психического развития:

• одаренные, талантливые — около 5%,

• с нормальным психическим развитием,

• с задержкой психического развития,

• умственно отсталые дети, дети с сенсорными дефектами, дети с от­клонениями в психическом развитии -15-20%

Причины задержек психического развития:

• перенесенные органические заболевания центральной нервной системы, не связанные с глубоким поражением головного мозга,

• нарушение деятельности анализатора, расстройство речи,

• неблагоприятные социально-психологические условия в ясельном и раннем дошкольном возрасте.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР:

1)ограниченный объем восприятия и внимания,

2)страдают все виды мышления,

3)основной прием запоминания — зубрежка,

4)крайняя неустойчивость внимания, слабая концентрация,

5)бедность речи,

6)бедность мышления, особенно словесно-логического,

7)незрелость воли, эмоций, низкий навык самоконтроля,

8)недоразвитие моторики,

9)повышенная истощаемость нервной системы приводит к низкой работоспо­собности.

Психология нормально развивающегося ребенка:

• веселость, жизнерадостность, нечастые и непродолжительные слезы,

• спокойный, достаточный сон и аппетит,

• ежедневные заметные умственные успехи.

• рано сказывается самостоятельность ребенка в играх, времяпровождении.

• плотно сомкнутые губы,

• прямолинейные брови и пр.

Характеристика одаренных детей:

• ребенок чувствует разницу с другими детьми,

• начинает читать раньше других,

• прекрасная память,

• способность к длительному сосредоточению,

• сам себе выбирает занятие, а не принимает предложения взрослых,

• высокий уровень интеллекта,

• красноречие, умение ясно выражать свои мысли, личная независимость.

12. Психическое развитие определяется социальной ситуацией раз­вития.

Социальная ситуация развития — своеобразное, специфическое для данно­го возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социаль­ной (специфичны для каждого возраста) — или отношение ребенка к социуму.

Или — это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений, которое определяется социальным окружением.

• Или — это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних усло­вий, типичное для каждого возрастного этапа.

Ломка социальной ситуации является критическим периодом в развитии ребенка.

13. На типичное развитие оказывает влияние ведущая деятель­ность, которая определяет появление новых психических образований, при­сущих данному возрасту (Леонтьев А.Н.)

Ведущий вид деятельности ребенка — определяет наибольшие успехи в раз витии его познавательных процессов — такой вид деятельности, который оказывает преимущественное влияние на развитие и формирование всех черт личности ребенка и его познавательных возможностей, характерен именно для данного возраста.

Ведущий тип общения — в рамках которого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности.

С возрастом ведущие виды деятельности и общения ребенка меняются, увеличивается их разнообразие и общее число.

Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности и общения.

Система взаимосвязанных видов ведущих деятельностей и форм обще­ния — механизм смены ведущих деятельности (Эль конин Д.Б.):

1.Эмоционально-непосредственное общение — общение ребенка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период времени от рождения до одного года.

2.Предметно — манипулятивная деятельность — деятельность ребенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначе­нием и без активного взаимодействия со взрослыми.

3.Сюжетно-ролевая игра — сочетание игровой деятельности с общением, имитирующее определенную социальную ситуацию и характерные для нее фор­мы ролевого поведения участников. Свойственна для детей дошкольного возраста от 3 до 6-7 лет.

4.Учебно-познавательная деятельность — сочетание учебной деятельности и межличностного общения, доминирующее в младшем школьном возрасте в пределах от 6-7 до 10-11 лет.

5.Профессионально-личностное общение — сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам, служащее средством подготовки детей к будущей профессиональной работе в подростковом воз­расте, от 10-11 до 14-15 лет.

6.Морально-личностное общение — общение на интимно-личностные темы в старшем школьном возрасте, от 14-15 до 16-17 лет.

7.При переходе ребенка на более высокую ступень развития прежние виды общения и деятельности, характерные для него, не исчезают — к уже сформиро­вавшимся ранее видам деятельности и общения добавляются новые и одновре­менно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятель­ности и общения.

14. Возникающие психические новообразования постоянно усложня­ются.

Новообразование — психическое образование, появляющееся в определенные возрастные периоды.

• новые качественно своеобразные психологические образования, характер­ные для определенного возраста.

Реальные новообразования могут не совпадать с паспортным возрастом

Социализация — процесс превращения биологического существа в человече­скую личность — процесс формирования личности в определенных социаль­ных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведе­ния, которые приняты в обществе или группе. Этапы социализации:

1.Первичная стадия социализации или стадия адаптации — от рождения до подросткового периода — ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

2.Стадия индивидуализации — появляется желание выделить себя среди дру­гих, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст характеризуется , как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устой­чивые свойства личности.

3.Стадия интеграции — появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться в общество». Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если же не принимаются, то возможны следующие исходы:

• сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимо­действий с окружающими,

• изменение себя в целях «стать как все»,

• появление конформизма, внешнего соглашательства, адаптации.

4.Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, внос?