Закономерности процесса развития ребенка в педагогике

Закономерности процесса развития ребенка в педагогике thumbnail

Всякая
наука имеет своей задачей открытие и
исследование законов и закономерностей
в своей области. В законах и закономерностях
выражается сущность явлений, в них
отражены существенные связи и отношения.

Для
выявления закономерностей целостного
педагогического процесса необходимо
проанализировать следующие связи:

связи
педагогического процесса с более широким
общественными процессами и условиями;

связи
внутри педагогического процесса;

связи
между процессами обучения, образования,
воспитания и развития;

между
процессами педагогического руководства
и самодеятельности воспитуемых;

между
процессами воспитательных влияний всех
субъектов воспитания (воспитателей,
детских организаций, семьи, общественности
и др.);

связи
между задачами, содержанием, методами,
средствами и формами организации
педагогического процесса.

Из
анализа всех этих видов связей вытекают
следующие закономерности педагогического
процесса:

Закон
социальной обусловленности целей,
содержания и методов педагогического
процесса. Он раскрывает объективный
процесс определяющего влияния общественных
отношений, социального строя на
формирование всех элементов воспитания
и обучения. Речь идет о том, чтобы,
используя данный закон, полно и оптимально
перевести социальный заказ на уровень
педагогических средств и методов.

Закон
взаимообусловленности обучения,
воспитания и деятельности учащихся. Он
раскрывает соотношение между педагогическим
руководством и развитием собственной
активности обучающихся, между способами
организации обучения и его результатами.

Закон
целостности и единства педагогического
процесса. Он раскрывает соотношение
части и целого в педагогическом процессе,
обусловливает необходимость единства
рационального, эмоционального, сообщающего
и поискового, содержательного,
операционного и мотивационного
компонентов в обучении.

Закон
единства и взаимосвязи теории и практики.

Закономерность
динамики педагогического процесса.
Величина всех последующих изменений
зависит от величины изменений на
предыдущем этапе. Это значит, что
педагогический процесс, как развивающееся
взаимодействие между педагогом и
воспитуемым имеет постепенный характер.
Чем выше промежуточные движения, тем
весомее конечный результат: ученик,
имеющий более высокие промежуточные
результаты, имеет и более высокие общие
достижения.

Закономерность
развития личности в педагогическом
процессе. Темпы и достигнутый уровень
развития личности зависят от:

1)
наследственности;

2)
воспитательной и учебной среды;

3)
применяемых средств и способов
педагогического воздействия.

Закономерность
управления учебно-воспитательным
процессом. Эффективность педагогического
воздействия зависит от:

интенсивности
обратных связей между воспитуемым и
педагогами;

величины,
характера и обоснованности корректирующих
воздействий на воспитуемых.

Закономерность
стимулирования. Продуктивность
педагогического процесса зависит от:

действия
внутренних стимулов (мотивов) педагогической
деятельности;

интенсивности,
характера и своевременности внешних
(общественных, моральных, материальных
и других) стимулов.

Закономерность
единства чувственного, логического и
практики в педагогическом процессе.
Эффективность педагогического процесса
зависит от:

1)
интенсивности и качества чувственного
восприятия;

2)
логического осмысления воспринятого;

практического
применения осмысленного.

Закономерность
единства внешней (педагогической) и
внутренней (познавательной) деятельности.
С этой точки зрения эффективность
педагогического процесса зависит от:

качества
педагогической деятельности;

качества
собственной учебно-воспитательной
деятельности воспитуемых.

Закономерность
обусловленности педагогического
процесса. Течение и результаты
педагогического процесса зависят от:

потребностей
общества и личности;

возможностей
(материально-технических, экономических
и других) общества;

условий
протекания процесса (морально-психологические,
эстетические и другие).

Многие
закономерности обучения обнаруживаются
опытным, эмпирическим путем, и таким
образом обучение может строится на
основе опыта. Однако построение
эффективных систем обучения, усложнение
процесса обучения с включением новых
дидактических средств требует
теоретического знания законов, по
которым протекает процесс обучения.

Выделяются
внешние закономерности процесса обучения
и внутренние. Первые (описанные выше),
характеризуют зависимость от внешних
процессов и условий: социально-экономической,
политической ситуации, уровня культуры,
потребностей общества в определенном
типе личности и уровня образования.

К
внутренним закономерностям относят
связи между компонентами педагогического
процесса. Между целями, содержанием,
методами, средствами, формами. Иначе
говоря, — это зависимость между
преподаванием, учением и изученным
материалом. Таких закономерностей в
педагогической науке установлено
довольно много, большая часть из них
действует только при создании обязательных
условий обучения. Назову некоторые из
них, при этом продолжим нумерацию:

Существует
закономерная связь между обучением и
воспитанием: обучающая деятельность
преподавателя преимущественно носит
воспитывающий характер. Воспитательное
воздействие его зависит от ряда условий,
в которых протекает педагогический
процесс.

Другая
закономерность говорит о том, что есть
зависимость между взаимодействием
учителя и ученика и результатом обучения.
Согласно этому положению обучение не
может состоятся, если нет взаимообусловленной
деятельности участников процесса
обучения, отсутствует их единство.
Частным, более конкретным проявлением
этой закономерности является связь
между активностью ученика и результатами
учения: чем интенсивнее, сознательнее
учебно-познавательная деятельность
школьника, тем выше качество обучения.
Частное выражение этой закономерности
состоит в соответствии целей учителя
и учеников, при рассогласовании целей
эффективность обучения значительно
снижается.

Только
взаимодействие всех компонентов обучения
обеспечит достижения результатов
соответствующих поставленным целям.

В
последней закономерности как бы
соединяются в систему все предшествующие.
Если педагог правильно выберет задачи,
содержание, методы стимулирования,
организации педагогического процесса,
учтет имеющиеся условия и примет меры
к их возможному улучшению, то будут
достигнуты прочные, осознанные и
действенные результаты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Определите содержание понятий «Закономерность», «Принцип».

Под закономерностями целостного педагогического процесса понимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.

Среди общих закономерностей педагогического процесса можно выделить следующие.

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закономерности: более высокие общие достижения будет иметь тот ученик, у которого были более высокие промежуточные результаты.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики. Эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного. 6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Его течение и результаты обусловлены потребностями общества и личности, возможностями (материально-техническими, экономическими и др.) общества, условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и др.).

Принципы педагогического процесса – это главные положения теории, ее идеология. В принципах непосредственно педагогического процесса отражаются основные требования к организации педагогической деятельности, определяется ее направление, происходит творческое построение педагогического процесса.

Принципы целостного педагогического процесса. Определение и объяснение основных принципов организации педагогического процесса продолжает волновать как педагогов-теоретиков, так и практиков-учителей на протяжении нескольких столетий. Они постоянно уточняются, обогащаются, частично трансформируются в зависимости от изменяющихся воспитательно-образовательных концепций. В последние годы намечается тенденция называть принципами любые условия или правила организации отдельных составляющих частей целостного педагогического процесса, что представляется не очень целесообразным и научно обоснованным.

Принципы педагогического процесса — система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность.

Принципы целостного педагогического процесса — проявление должного в педагогическом процессе: организуй педагогический процесс с их учетом и получишь высокий результат. Принципы отражают внутренние существенные стороны деятельности учителя (воспитателя) и ученика (воспитанника) и определяют эффективность обучения в различных формах, при различном его содержании и организации. Все принципы педагогического процесса между собой взаимосвязаны и взаимодополняемы.

Что связывает эти понятия с понятиями «Воспитание», «Педагогический процесс»?

Воспитание – это процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. Воспитание – одна из сторон научения, еще один аспект социализации ребенка. Воспитание и обучение можно рассматривать как социальный заказ общества, поскольку именно результат этого процесса – человек, адаптированный (неадаптированный в случае неуспешного воспитания) к жизни в обществе.

Возможно выделить такие воспитательные закономерности:

  • воспитательный процесс осуществляется исключительно на основе активности ребенка и его взаимодействия с окружающей средой;

  • то, чем наполнена обучающая и развивающая деятельность, определяется актуальными индивидуальными потребностями конкретного ребенка на текущий момент развития его психики и умений;

  • усилия ребенка и педагога в совместном обучающем процессе находятся в прямо пропорциональной зависимости;

  • качественное развитие ребенка возможно при реализации его права на свободное выражение чувств и отношения в условиях доброжелательности и безопасности;

  • каждый эпизод воспитательной деятельности должен сопровождаться или заканчиваться проживанием ребенком ситуации успеха, поддерживаемой педагогом.

На данных закономерностях базируются основные принципы воспитания.

Принцип воспитания:

  • находится в процессе постоянного изучения индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек своих подопечных;

  • умеет распознать реальный уровень сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;

  • регулярно привлекает каждого из подопечных к воспитательной деятельности, соответствующей текущим возможностям ребенка, но усложняющейся в процессе воспитания, что обеспечит необходимый прогресс в развитии личности;

  • своевременно выявляет и устраняет факторы, являющиеся препятствием для достижения целей; изменяет тактику воспитания согласно новым условиям;

  • осуществляет максимальную опору на активность собственной личности;

  • создает сочетание воспитания подопечных и самовоспитания личности;

  • способствует развитию самостоятельности, инициативы, творческой составляющей своих воспитанников.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего и младшего поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. 

Результаты воспитания находятся в объективной зависимости от особенностей взаимодействия подрастающего поколения с окружающей средой. Суть педагогической закономерности состоит в итогах обучения и воспитания, на которые влияет характер деятельности воспитанников. Важное значение имеет закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса годам жизни и индивидуальным особенностям учащихся.

В практике педагогического процесса немалую роль играет освоение внутренних связей между функциональными компонентами. К примеру, содержание конкретного воспитательно-образовательного процесса обуславливается поставленными целями. Выбор метода педагогической деятельности и средства зависит от задач и содержания конкретной педагогической ситуации.

Принципы педагогического процесса определяются на основе закономерностей. Они представляют собой результат педагогической науки и современной педагогической практики. Их суть выражается закономерными связями между учителями и воспитанниками. В результате взаимосвязи обучения, воспитания и развития возникли такие принципы:

  • Развивающий характер обучения;

  • Воспитывающий характер обучения;

  • Единство воспитания и обучения.

Принципы тесно связаны с педагогическими правилами. Правила базируются на принципах, подчиняются им и уточняют их. Правила указывают на характер отдельных действий в работе педагога, что приводит к выполнению принципов. При этом они используются в зависимости от определенной педагогической ситуации.

Зачем учителю надо знать закономерности и принципы организации педагогического процесса?

На сегодняшний момент перед современным человеком выдвигается комплекс требований, имеющих определённые цели. Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. Методы педагогической деятельности и средства зависят от задач и содержания конкретной педагогической ситуации. Принципы педагогического процесса и закономерности педагогического процесса выражаются в положениях, которые определяют его организацию, содержание, формы и методы. Закономерности выражаются в принципах. Принципы – это основные положения теории, ее идеи. Принципы непосредственно педагогического процесса отражают главные требования к организации педагогической деятельности, обозначают ее направление, помогают творчески построить педагогический процесс. Так для чего же учителю надо знать закономерности и принципы организации педагогического процесса?

Так как процесс обучения имеет некоторые общие закономерности, то их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением и разработка конкретных правил работы. Учитель, через закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к познанию окружающей действительности. При этом учителем предполагается активное стремление дать ученикам знания, которые им наиболее интересны и которые необходимы в практической жизни. Соответствие воздействий педагога индивидуальной и коллективной деятельности учеников. Знание закономерности требует от учителя понимания, что любая деятельность, в которую вовлечены дети в процессе обучения, развивает определенные личностные качества. Знание принципов обучения представляют собой исходные дидактические положения, которые формируют его направление на развитие личности. Принципы обучения включают наиболее важные положения, которые определяют требования к содержанию, организации и методике обучения.

Зная принципы, учитель может стимулировать самостоятельную работу учащихся и обучать их эффективным способом. Сочетая групповой и индивидуальный подход в обучении, учитель обучает детей согласованным и слаженным совместным действиям, а также формирует в детском коллективе положительный психологический климат.

Покажите взаимосвязь принципов и закономерностей в педагогическом процессе.

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные. Общие закономерности процесса обучения характеризуются выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием общую продуктивность (эффективность) обучения и вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними. Принципы тесно связаны с педагогическими правилами. Правила базируются на принципах, подчиняются им и уточняют их. Правила указывают на характер отдельных действий в работе педагога, что приводит к выполнению принципов. При этом они используются в зависимости от определенной педагогической ситуации.

Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительной, созданием оптимистических перспектив личностного развития

Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании

Принцип гуманистической направленности воспитания, гуманная отношения к личности воспитанника, уважения его прав и свобод, в т. ч. права быть самим собой; предъявление разумных и посильных требований.

Принцип опоры на положительное в человеке

Эффективность воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером служебно-педагогического руководства деятельностью сотрудников.

Принцип деятельностного подхода в воспитании

Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной и субъективно-значимой деятельности

Принцип сочетания служебно-педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников

Принцип вариативности деятельности, соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности

Источник