Закономерности эстетического развития ребенка дошкольного возраста
Статья на тему:
«Закономерности творческого развития детей в избранном виде художественно-эстетической деятельности».
Подготовила воспитатель Веткина М. В.
Художественное развитие является неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания детей. Существует множество точек зрения на определение понятия «художественно-эстетическое развитие». Рассмотрим некоторые из них.
Художественно-эстетическое воспитание — это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Задача же художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. Именно поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.
Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Театрализованная деятельность способствует обретению новых знаний, умений и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое особое место.
Ребенок, сталкиваясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, эстетически и художественно развивается. Но всё же, ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто связанно стремлением к развлечению.
Художественно-эстетическое развитие — это способность воспринимать и оценивать произведения искусства различных видов и жанров, с позиции добра и зла, красоты и безобразия. Художественно-эстетическое развитие приумножает переживания, увеличивает стремление к активному познанию окружающего мира, развивает духовно и умственно.
Художественно-эстетическое воспитание – направление воспитательной работы, суть которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.
Главным составляющим содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.
Основы художественно-эстетического развития:
Взаимная связь со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении (художественно-эстетическое развитие должно происходить вместе с другими направлениями развития ребенка);
связь детского творчества с жизнью (деятельность ребенка должна касаться ситуаций из жизненного опыта ребенка);
объединение различных видов искусства (для полного развития ребенка нужно использовать все виды искусства в комплексе);
художественно-эстетическое основание отбора материала (для работы с ребенком необходимо так отбирать материал, чтобы у него рождались определенные представления, эмоции и чувства);
индивидуальный подход (открытие творческих способностей у ребенка и способствование их развитию).
В литературе выделяют следующие средства художественно-эстетического развитие детей дошкольного возраста:
эстетическое общение (общение с ребенком, призванное заинтересовать ребенка творческой деятельностью);
природа (благодаря гармонии природа учит ребенка правильному поведению, красоте, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков)
oкружающая предметная среда (пoвышает активнoсть, твoрческий характер худoжественно-эстетическoй деятельнoсти дoшкольников, ее результативность);
искусство;
самостоятельная художественная деятельность детей;
игры;
праздники.
Проявления творчества детей в играх самые разнообразные: они придумывают сюжеты содержание игры, ищут способы осуществления ролей заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или – театрализованная игра.
Театрализованные игры — это игры-представления, в которых в лицах, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жесты, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Герои театрализованных игр становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией — сюжетом игры.
Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность детей предопределена текстом произведения.
Театрализованная игра имеет следующую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила.
Театрализованные игры делятся на:
1. Игры-драматизации (ребенок исполняет роль артиста, создает образ с помощью комплекса вербальных и невербальных средств).
2. Режиссерские игры (ребенок действует игрушками или их заменителями, организует деятельность как сценарист и режиссер, озвучивая героев и комментируя сюжет).
Роль театрализованных игр в художественном развитии детей очень велика. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
Закономерности эстетического воспитания школьников.
Важнейшие закономерности эстетического воспитания были установлены в отечественной педагогике благодаря обширным исследованиям художественных интересов школьников, которые проводились в 70-е годы ХХ в. Было установлено, что:
Для эстетически развитых школьников характерен интерес ко всему разнообразию видов художественного творчества, наряду с доминирующим интересом к одному из них.
Доминирующий интерес к искусству реализуется в трех видах деятельности: восприятие, познание, самостоятельное творчество.
Качественный скачок в эстетическом развитии школьников происходит (или не происходит!) в период между 14 и 16 годами.
Непременным условием такого качественного перехода является общение школьника с эстетически развитым взрослым.
Другим непременным условием гармоничного эстетического развития является взаимодействие и взаимосвязь восприятия искусства на уроке, во внеурочной деятельности и через средства массовой информации.
Источник
Марина Гаврюшина
Консультация «Эстетическое воспитание дошкольников»
Эстетическое воспитание — систематический, целенаправленный процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается эстетическое образование с первых лет жизни ребенка.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе, искусстве все совершенное, прекрасное и гармоничное, жить «по законам красоты».
Эстетическое воспитание дошкольников – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает.
Эстетическое воспитание — очень широкое понятие. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Но познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как его особая часть.
Знакомство с красотой в искусстве и жизни воспитывает ум и чувства детей и способствует развитию их воображения и фантазии.
При осуществлении эстетического воспитаниядетей решаются следующие задачи: систематическое развитие эстетического восприятия, эстетических чувств и представления детей, художественно-творческие способности детей, необходимо формировать основы эстетического вкуса.
Эстетическое воспитание — философское, общекультурное психолого-педагогическое образование. Эстетическое воспитание охватывает две близкие области приложения интеллектуальных и волевых усилий философов, социологов, деятелей культуры, психологов, педагогов.
Эстетическое воспитание включает: воспитание художественными средствами — искусство и внехудожественными средствами — природа, труд, организация окружающей среды, общественная деятельность, учение.
Задачи эстетического воспитания.
Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели,можно разделить наследующие группы:
• Направленность первой группы задач — формирование эстетического отношения детей к окружающему, приобретение теоретических знаний (формирование эстетических знаний; воспитание эстетической культуры; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств, восприятий, переживаний; формирование эстетического идеала,стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступка, внешнем виде; приобщение к прекрасному в жизни, труде, природе). Развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
•Направленность второй группы задач — формирование практических художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.Для решения задач данной группы в качестве ведущих используются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.
Данные задачи дают положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
Работа педагога должна строиться на научной основе и проводиться по определенной программе, которая должна учитывать современный уровень развития различных видов искусства, должен присутствовал принцип постепенности, последовательного усложнения требований к воспитанникам, должен быть дифференцирован подход к знаниям и умениям детей разного возрастов.
В дошкольных образовательных организациях для эстетического воспитаниядетей ставят следующие педагогические задачи:
• Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
• Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их художественным первоначальным знаниям, практическим умениям, воспитывая в них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.
• Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
• Развивать художественно- творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Более эстетически развитый ребенок, имеет более прочные художественные умения и навыки, его творческая деятельность развертывается полнее.
Цель эстетического воспитания детей заключается в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д. Цель эстетического воспитания состоит так – же в том, чтобы вызвать у детей интерес и желание самостоятельной творческой деятельности. Осваивая различные навыки, дети используют их, внося свою лепту в украшении жизни семьи, детского сада, своих сверстников.
Содержание эстетического воспитания.
Для эстетического воспитаниядетей приходится решать ряд противоречий и расхождений: от природы в каждом ребенке заложены определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно – эстетическом образовании и воспитании.
При пренебрежении эстетическим воспитанием ребенок остается «глухим к подлинным духовным художественно – эстетическим ценностям».
Одним из законов эстетического воспитания является воспитание ребенка в деятельности. В качестве воспитательного влияния используются средства искусства,которые развивают специальные способности и дарования некоторых его форм: изобразительное искусство, декоративно – прикладное искусство, музыкальное и другие.
Содержание эстетического воспитания включает в себя:
• формирование знаний,
• формирование умений и навыков,
• воспитание эстетических чувств, интересов, потребностей, оценок и вкусов.
Работа по эстетическому воспитанию дошкольников тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации работы очень разнообразны, результаты проявляются в различных видах деятельности.
Работа по эстетическому воспитаниюдетей предусматривает:
• воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры;
• эстетические воспитание средствами искусства (художественное воспитание, развитие творческих способностей).
Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих положительных качеств личности ребенка.
Эстетическое воспитание ребенка обычно сложный и длительный процесс, в котором трудно четко фиксировать возрастные этапы.
Интересы к искусству, потребности в контакте с эстетическими проявлениями искусства в жизни относятся к социальным критериям эстетической воспитанности.
В социальном смысле эстетическая воспитанность проявляется в совокупности отношения и поведения ребенка.
Свидетельством степени эстетической воспитанности ребенка является его отношение к людям в личной и общественной жизни, поступки, трудовая деятельность, его отношение к своему внешнему виду.
Эстетическая воспитанность формируется на целостности развитых природных сил, эмоционального чувствования, способностей восприятия, воображения, художественно – эстетической образованности – от этого зависит творческая индивидуальность, эстетическое отношение к искусству, своему поведению и к самому себе, к окружающему.
Умение любоваться красотой, какими-либо явлениями в жизни и искусстве – это важный признак эстетической воспитанности.
Эстетическую воспитанность характеризует способность к глубокому переживанию чувств – духовное наслаждение, чувство отвращения, чувство юмора, иронии, чувство гнева, страха, сострадания
Так как эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон воспитания каждого ребенка, оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.
Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Еще эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
В эстетическом воспитании детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитаниядетей принадлежит образовательным учреждениям: детскому саду или школе. Но большое значение играет и роль семьи.
Педагог помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания ребенка.
Задача педагога состоит в информировании родителей о важности эстетики быта, советует, что нужно читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается,чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: материалы для творчества, игрушки, книги.
Только при комплексном воздействии семьи и образовательного учреждения возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Преемственность детского сада и семьи в эстетическом воспитании формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.
Необходимо приобщать детей к деятельности в области искусства, при этом воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
Нужно систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
Педагоги и родители должны формировать основы эстетического вкуса у детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
Детям доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Они имеют большое своеобразие, выражаемое в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивости изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях.
На этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей ребенка, проявляющиеся в возникновении замысла, в претворении его в действительности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.
Еще своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
Эстетическое воспитание детей тесно связано с духовно-нравственным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием.
Работа по эстетическому воспитаниюстроится на следующих принципах:
• эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;
• детское творчество связано с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;
• художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;
• вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;
• индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребенка. Работа по эстетическому воспитанию должна осуществляться в течение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение.
Эстетическое воспитание дошкольников осуществляется с помощью таких средств как игра и игрушка, искусство, эстетика быта, природа, труд, самостоятельная художественно-творческая деятельность, праздники и развлечения.
Эстетическое воспитание должно быть построено на детском содержании (интересным, эмоционально значимым для каждого ребенка); фронтальные подходы должны сочетаться с большой индивидуальной работой педагога; руководство детской деятельностью должно быть основано на взаимном сотрудничестве (понимании признания детей и задач самого ребенка, способности стать на его позицию и вместе с ним добиться нужного результата).
Раньше всего творчество дошкольников проявляется в игре. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё не устойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.
Игра всегда включает творческое начало. Если представления дошкольников об окружающем бедны, отсутствуют яркие эмоциональные переживания, то и игры их бедны и однообразны по содержанию. Расширение впечатлений осуществляется в процессе чтения художественных произведений, с помощью рассказа воспитателя, наблюдений. Материалом игры являются игрушки. Все игрушки должны быть привлекательно, красочно оформлены, вызывать у детей интерес, будить воображение.
Используя все виды искусства — сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины и другие, воспитатель формирует у детей отзывчивость на все доброе и красивое, обогащает их духовный мир.
Необходимо развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.
Творческое воображение детей проявляется и в том,что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок.
Дети комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое.
Творчество детей проявляется в разных видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок может удовлетворить свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений.
В детском творчестве сначала рождается замысел, а потом средство претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним,как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.
Эстетическое воспитание детей использует данные эстетики — одной из философских наук, науки о закономерности эстетического освоения человеком мира, о сущности, законах и роли искусства. Эстетическое воспитаниевключает в себя три взаимосвязанные звена: приобретение опыта эстетических переживаний, практическую художественно-эстетическую деятельность, художественное образование.
Основными требованиями к оформлению дошкольного учреждения являются целесообразность обстановки, ее практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции.
Ребенка необходимо не только окружить детей красивыми, эстетичными вещами, но и научить его видеть их красоту и беречь ее. Поэтому педагог должен обращать внимание детей на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, а главное — поощрять попытки самих дошкольников украсить комнату.
С раннего детства необходимо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. Большую роль в этом отношении играет личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения.
Необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т. д., но и вносить свой посильный вклад в ее приумножение.
Различные праздники и развлечения в дошкольных образовательных учреждениях должны обогащать детей новыми яркими впечатлениями, связанными со знаменательными датами, воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к разным видам художественной деятельности. С малых лет дети проявляют интерес к пению песен, чтению стихов, танцам, рисованию.
Вывод.
Эстетическое развитие находится на важном месте в процессе воспитания, на нем воспитываются эстетические качества человека, и личности в целом – духовные потребности, нравственные идеалы, миропонимание. Эти стороны человека формируются под влиянием разных причин. Природа, труд,окружающая среда: семья, отношения между людьми – все имеет воспитательное значение, все это может быть прекрасным. Искусство – тоже средство эстетического воспитания как ведущий выразитель «прекрасного».
Влияние эстетически — прекрасного на личность ребенка может происходить спонтанно и целенаправленно. Важную роль при этом играет детский сад.
Основное средство эстетического воспитания — это искусство, имеющееся в учебных планах детского сада в виде изобразительного искусства и музыки. Литературное, художественное или музыкальное произведение обладает большой силой эмоционального влияния, что представляет собой средство становления эстетических качеств ребенка, приемом проникновения в сознание дошкольника.
У детей дошкольного возраста наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний.
Для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо соответствующее обучение, в процессе которого дети овладевали бы способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает детей к сознательным художественным проявлениям, вызывает у них положительные эмоции, развивает способности.
Источник