Закономерности и тенденции психического развития ребенка

Закономерности и тенденции психического развития ребенка thumbnail

Закономерности
психического развития – это те механизмы,
которые определяют, объясняют, описывают
психическое развитие, опираясь на
которые можно этим развитием управлять.

Л.С. Выготский
установил четыре основные закономерности
развития:

1. Цикличность –
психическое развитие представляет
собой чередование периодов подъема,
интенсивных изменений в психике и
периодов замедления, затухания.
Примером цикличности развития
выступает чередование возрастных
кризисов (1 года, 3 лет, 7 лет и т.д.) со
стабильными периодами развития.

2. Неравномерность
развития.
Разные стороны личности, в
том числе психические функции, развиваются
неравномерно. Есть периоды, когда функция
доминирует, — это период ее наиболее
интенсивного, оптимального развития,
а остальные функции оказываются на
периферии сознания и зависят от
доминирующей функции. Каждый новый
возрастной период знаменуется перестройкой
межфункциональных связей — в центр
выдвигается другая функция, устанавливаются
новые отношения зависимости между
остальными функциями.

Первоначально, в
младенческом возрасте (до года), со­знание
ребенка недифференцированно. Дифференциация
функций начинается с раннего детства.
Сначала выделяются и развиваются
основные функции, прежде всего восприя­тие,
затем более сложные, так что в самой
последователь­ности становления
функций есть свои закономерности.
Вос­приятие, интенсивно развиваясь,
как бы выдвигается в центр сознания и
становится доминирующим психическим
про­цессом.

Остальные функции
оказываются на периферии созна­ния,
они зависят от доминирующей. Например,
память вплетена в процесс восприятия
— ребенок до 3 лет не пы­тается вспомнить
что-нибудь само по себе, а в наглядной
ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает
связанные с ней события. Другие функции
как бы обслуживают вос­приятие, и оно
развивается в максимально благоприятных
условиях. Период, когда функция доминирует,
— это пе­риод ее наиболее интенсивного,
оптимального развития. В раннем возрасте
доминирует восприятие, в дошколь­ном
— память, в младшем школьном — мышление.

Ранний возраст —
период появления первоначальной
струк­туры сознания. Каждый новый
возрастной период связан с перестройкой
межфункциональных связей — сменой
домини­рующей функции, зависимостью
от нее остальных функций, установлением
новых отношений между ними. В этой
пере­стройке функции дифференцируются,
не проходя через до­минирующее
положение. По мере продвижения от одного
воз­раста к другому возрастает
сложность межфункциональных связей.
Переход от одной системы к другой
совершается иначе и сложнее, чем переход
от недифференцированного, лишен­ного
всякой системы сознания к первичной
системе. Пере­стройка старой системы
и перерастание ее в новую становится
основным путем развития психических
функций.

3. «Метаморфозы»
в детском развитии.
Развитие не
сводится к количественным изменениям,
это не рост, а цепь качественных
преобразований. Психика ребенка
своеобразна на каждой возрастной
ступени, она качественно отлична от
того, что было раньше, и того, что будет
потом.

4. Сочетание
процессов эволюции и инволюции в развитии
ребенка.
Процессы инволюции закономерно
включены в прогрессивное развитие. То,
что сложилось на предыдущем этапе,
отмирает или преобразуется. Например,
ребенок, научившийся говорить, перестает
лепетать.

Выделяют также
такую закономерность развития, как
комулятивность – это результат
развития каждой предшествующей стадии
включается в последующую, при этом
определенным образом трансформируясь.

  1. Неравномерность
    психического развития.

Можно выделить 2
проявления неравномерности психического
развития:

  1. Акселерация.

  2. Ретардация.

  3. Инфантилизм.

Акселерация– это ускоренное физическое и отчасти
психическое развитие в детском и
подростковом возрасте. Этот термин был
предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была
отмечена при сопоставлении антропометрических
данных, полученных в начале 20-х годов
XX века с данными 30-х годов XIX века, когда
начали проводить антропометрические
исследования детей.

Биологи связывают
акселерацию с физическим созреванием
организма, психологи – с развитием
психических функций, а педагоги – с
духовным развитием и социализацией
личности.

Причины акселерации:
общие темпы ускорения жизни, улучшение
материальных условий, повышение качества
питания и медицинского обслуживания,
улучшение ухода за детьми в раннем
возрасте, искоренение многих тяжелых
детских недугов.

Другие причины– радиоактивное загрязнение среды
обитания человека, ведущее на первых
порах к ускорению роста, а со временем,
как показывают опыты с растениями и
животными, к ослаблению генофонда;
уменьшение кислорода в атмосфере, что
влечет за собой расширение грудной
клетки, влекущей рост всего организма.
Вероятнее всего, акселерация обусловлена
комплексным воздействием многих
факторов.

С середины 80-х г.
акселерация во всем мире пошла на убыль,
темпы физиологического развития
несколько упали. Различают два вида
акселерации – эпохальную (присуще всему
нынешнему поколению) и внутригрупповую,
или индивидуальную – это ускоренное
развитие отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.

В настоящее время
выделяют акселерацию эпохальную и
внутригрупповую. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического
развития современных детей и подростков
в сравнении с предшествующими поколениями.
Она проявляется уже на стадии
внутриутробного развития. У современных
новорожденных длина тела больше на
0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти
различия возрастают. У современных
детей раньше происходит становление
репродуктивных функций. Существуют
доказательства акселерации развития
сердечно-сосудистой, дыхательной и
двигательной систем. Внутригрупповая
акселерация – ускоренное физическое
развитие отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.Внутригрупповые акселератыхарактеризуются более высоким ростом,
большей мышечной силой и возможностями
дыхательной системы. У них значительно
быстрее происходит половое созревание,
и раньше заканчиваются процессы роста.
Таким образом, внутригрупповая акселерация
часто сочетается с повышением
физиологических возможностей организма.
Однако индивидуальная акселерация
нередко сопровождается дисгармоническим
развитием различных систем и функций,
что приводит к физиологической
дезинтеграции и снижению функциональных
возможностей. У детей с повышенными
темпами развития чаще наблюдаются
эндокринные расстройства, хронический
тонзиллит, нервные расстройства, кариес
зубов, повышенное артериальное давление.
После 60-70-х годов стали проявляться
негативные явления акселерации. В первую
очередь, диспропорциональность
физического развития, особенно в сторону
избыточности массы тела. Вторым негативным
явлением акселерации является уменьшение
жизненной емкости легких и снижение
мышечной силы. Причиной дисгармоничности
физического развития современных детей
и подростков является низкая двигательная
активность. Биологические механизмы
акселерации пока не выяснены.

Ретардация
задержка физического развития и
формирования функциональных систем
организма. В группе и тех, и других детей
бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо
учитывать при определении школьной
готовности. Психофизиологическое
созревание обеспечивает условия для
возникновения и реализации психических
функций. По морфологическим и функциональным
показателям можно судить о процессах
созревания и степени зрелости структур
и функций организма на отдельных этапах
развития каждого ребенка. При этом
нельзя забывать, что каждому присущ
индивидуальный темп развития.

На современном
этапе изучения выделяют две основные
причины ретардации. Первая – различные
наследственные, врожденные и приобретенные
в постнатальном онтогенезе органические
нарушения; вторая – различные факторы
социального характера. Причиной
отставания могут явиться и перенесенные
заболевания, но они приводят к временной
задержке роста и после выздоровления
темпы роста становятся выше, т. е.
генетическая программа реализуется за
более короткий срок. Существенное
отрицательное влияние оказывает
социальный фактор. В меньшей степени –
низкий материальный доход семьи и в
большей – отрицательный эмоциональный
микроклимат, окружающий ребенка в семье
или в детских учреждениях. Дети,
воспитывающиеся в условиях недостаточного
внимания со стороны родителей и дети,
воспитывающиеся в детских домах и
школах-интернатах, отстают в своем
развитии на 1,5-2 года от сверстников.
Таким образом, ретардация, не зависимо
от причин, ее обусловливающих, сказывается
как на темпах физического, так и
психического развития.

Инфантилизм– это нарушение психического развития;
форма задержки при прохождении стадий
онтогенетического развития, при которой
оказываются недоразвитыми как физические,
так и психические функции. При этом
сохраняется возможность полной
компенсации психического развития в
дальнейшем. Случаи инфантилизма могут
быть обусловлены наследственными и
внутриутробными факторами, инфекционными
заболеваниями, перенесенными в раннем
детстве, авитаминозом.

Виды инфантилизма:

1. Физиологический
инфантилизм
– это отставание в
физическом развитии, которое проявляется
у некоторых людей как следствие
охлаждения, отравления или инфицирования
плода в период беременности, кислородного
голодания при родах, тяжёлых заболеваний
в первые месяцы жизни, нарушения обмена
веществ и других факторов. У таких людей
замедляются рост и развитие всех
физиологических систем организма.

2. Психологический
инфантилизм
– это детские черты
в поведении, мышлении и эмоциональных
реакциях, что это не соответствует
возрастным требованиям к ребенку
(подростку, молодому человеку, якобы
взрослому человеку). Психический и
психологический инфантилизм отличаются
не внешними проявлениями, а причинами
возникновения. Внешне они похожи. В
отличие от психического инфантилизма,
где эти черты следствие отставания,
задержки в развитии психики ребенка,
при психологическом инфантилизме
ребенок имеет вполне здоровую и без
отставаний психику. Такой ребенок может
быть для своего возраста достаточно
взрослым – может теоретически, а
практически этого нет. Психологически
инфантильные дети несамостоятельны и
привыкли к тому, что другие всё решают
за них. Взрослый человек с психологическим
инфантилизмом – человек-ребенок.

3. Социальный
инфантилизм
– это состояние,
проявляющееся в разрыве между биологическим
и социокультурным взрослением человека.
Социальный инфантилизм вызывается
нарушением механизмов социализации,
под влиянием социокультурных условий.
Он может выражаться в неприятии молодыми
людьми новых обязанностей и обязательств,
связанных с процессом взросления.
Социальные причины инфантилизма.Дети
растут правильно, когда их поддерживают
и материнское-женское, и отцовское-мужское
начало в воспитании. Сегодня в обществе
явный перекос в женское начало и, как
следствие, инфантилизм.

Инфантилизмкак личностная незрелость (инфантильность)
проявляется в несформированности на
достаточном для данного конкретного
возраста уровне эмоционально-волевой
сферы личности. Как правило, инфантильность
в качестве устойчивой личностной
характеристики высоко коррелирует с
такими личностными особенностями, как
внешний локус контроля, завышенные
самооценка и уровень притязаний,
эгоцентризм, готовность при любых
обстоятельствах атрибутировать
ответственность за неудачу другим,
обостренное, порой болезненное чувство
психологической незащищенности. При
этом основным компенсаторным механизмом
в данном случае оказываются попытки во
что бы то ни стало уйти от необходимости
хотя бы более или менее адекватно
оценивать объективную социальную
реальность, в том числе и путем личностного
погружения в реальность виртуальную
(например, интернет-аддикция). Следует
специально отметить, что инфантилизм
может сочетаться как с нормальным
интеллектуальным развитием, так и с
отставанием и опережением в этой сфере.
В этом плане личностный инфантилизм
вполне правомерно оценивать в качестве
своеобразного проявления гетерохронности
собственно личностного развития
индивида.

Из сказанного
ясно, что инфантилизм представляет
собой универсальное психическое явление
и в определенной степени присущ каждому
человеку. Откровенно девиантные формы
его проявления, как правило, связаны с
тотальной фиксацией личности на таком
виде психологической защиты как
регрессия.

Одна из причин
отставания в психическом развитии
человека – это депривация. В психологию
термин «депривация» вошел благодаря
английскому психологу Дж. Боулби, а
также проработан и содержательно
наполнен в работах его коллеги М.
Эйнсуорт.

Психическая
депривация
— это психическое состояние,
возникающее в результате жизненных
ситуаций, когда субъекту не предоставляется
возможность для удовлетворения некоторых
его основных (жизненных) психических
потребностей в течение длительного
времени.

Проявления
психической депривации могут охватывать
широкий диапазон изменений личности
от легких странностей, совершенно не
выходящих за рамки нормальной эмоциональной
картины, вплоть до очень грубых поражений
развития интеллекта и характера.

Чаще всего выделяют
следующие формы психической депривации.

I. Депривация
стимульная (сенсорная): пониженное
количество сенсорных стимулов или их
ограниченная изменчивость.

II. Депривация
значений (когнитивная): слишком изменчивая
хаотичная структура внешнего мира без
четкого упорядочения и смысла, которая
не дает возможности понимать, предвосхищать
и регулировать происходящее извне.

III. Депривация
эмоционального отношения (эмоциональная):
недостаточная возможность для установления
эмоционального отношения к какому-либо
лицу или разрыв подобной эмоциональной
связи, если такая уже была создана.

IV. Депривация
идентичности (социальная): ограниченная
возможность для усвоения самостоятельной
социальной роли.

Например, депривация
потребности младенца в общении (внимание
со стороны матери, общение с ним) приводит
к такому явлению, как госпитализм.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Инна Черкасова
Закономерности психического развития дошкольников

Закономерности психического развития дошкольников.

В общем понимании психика представляет собой свойство высокоорганизованной живой материи, активное отражение субъектом объективного мира, построение неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Основными характеристиками сознания являются: постоянная активность и интернациональность (направленно на определенный объект, предмет или образ). Наличие данных свойств психики, в частности, определяют возможность формирования в процессе развития человечка индивидуальной «Я-концепции», т. е. совокупность представлений человека о самом себе и об окружающей действительности.

Наивысшая стадия развития поведения – интеллектуальное поведение (интеллект, под которым понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в том числе, при овладении новым кругом жизненных задач. Данную способность часто принято характеризовать в отношении задач, встающих перед человеком в течение его жизни.

Отличительные особенности интеллектуальной системы конкретного человека формируют: сознание, объем рабочей памяти, способность к бескорыстной помощи, прогнозированию, орудийной деятельности, логике, память, многоуровневая иерархия системного отбора ценной информации.

Важными качествами интеллекта человека являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, а также логичность и доказательность. Каждый человек в своей повседневной деятельности сталкивается с самыми различными обстоятельствами и условиями, которые требуют от него развития определенных интеллектуальных способностей. Значительным показателем развития интеллекта конкретного человека является отсутствие у него боязни нового и непривычного (ксенофобии, а одной из важнейших особенностей развитого интеллекта выступает способность к интуитивному решению сложных проблем.

Следует отметить, что развитие разных составляющих интеллекта определяется не только генотипом конкретного человека, но и широтой его жизненного опыта. Важнейший элемент интеллекта человека – его социальный интеллект, т. е. способность правильно понимать поведение людей, развитие которого крайне необходимо для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации человека. Развитый социальный интеллект обеспечивает гладкость в отношениях с людьми, легкое социальное приспособление, а значит, именно социальный интеллект – его формирование и развитие могут быть определены как основные направлений воспитания ребенка, его социализации. Можно сказать, что от того – насколько развит социальный интеллект ребенка зависит успешность его социализации, а также социальных и межличностных отношений, успешность в его дальнейшей жизни.

Закономерности развития человека тесно связано с его возрастом, поскольку наблюдается тесная взаимосвязь между биологическим и духовным развитием человека. Происходит биологическое, социальное, созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности.

В тесной взаимосвязи с физическим развитием ребенка находится его духовное развитие, подверженное значительным колебаниям из-за неравномерности созревания нервной системы и развития психических функций. Следует заметить, что различия между людьми, прежде всего, проявляются в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении и уровне социального развития.

Необходимо подчеркнуть, что у каждого конкретного человека существуют генетически детерминированные свойства нервной системы (генотип, которые в той или иной степени трансформируются под влиянием факторов окружающей действительности, т. е. формируется конкретный фенотип. Кроме того, в отличие от темперамента, в котором представлена, главным образом, генетическая составляющая, существует также понятие «характер» — целостный и устойчивый индивидуальный склад психической жизни личности, возникающей в результате взаимодействия наследственных задатков с окружающей средой и проявляющейся в деятельности, общении и типичных способах поведения.

Главная специфическая черта дошкольного возраста с точки зрения развития психики – это наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремиться делать не то, что может, а то, что видит или слышит, но многие действия ему пока не доступны. Данное противоречие разрешается посредством сюжетной игры. Источником игр являются впечатления ребенка, все, что он видит или слышит.

Выработка условного торможения у дошкольников представляет некоторые трудности, но в развитии условного торможения наблюдается значительный прогресс на протяжении дошкольного возраста. Постепенно ребенок научается воздерживаться от поступков, запрещаемыми взрослыми или не соответствующих требованиям детского коллектива.

У дошкольников существенно возрастает роль второй сигнальной системы, слова в процессе познании окружающей действительности и в поведении ребенка. Для эффективного усвоения ребенком объяснений, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием предметов и явлений, или опираться на отчетливые наглядные представления, полученные ребенком в результате накопления опыта.

Несмотря на большую силу и образность памяти, дошкольники по большей части запоминают, лишь то, что непосредственно их заинтересовало, что вызвало у них эмоциональное переживание. Мышление их пока еще конкретно и образно, воображение развито еще слабо, а действия зачастую носят непроизвольный характер, чувства мало устойчивы и неглубоки по своему содержанию.

Следует отметить, что указанные особенности психического развития постепенно изменяются под влиянием воспитания, обучения и накопления опыта. На основе расширения опыта дошкольника, усложнения его деятельности, происходит дальнейшее развитие психики дошкольника, когда он научается глубже познавать окружающую действительность, выделять простейшие причинные связи между явлениями. Существенные изменения в дошкольном возрасте происходят в области развития воли. Постепенно ребенок приучается выполнять свои обязанности, подчинять собственные интересы интересам взрослых и детского коллектива, ставить перед собой цели и действовать в соответствии с ними.

Кроме того, в дошкольном возрасте возрастает влияние прежнего опыта на дальнейшее поведение ребенка, образование новых временных связей. Деятельность и действия ребенка 3-7 лет становится более осмысленной, они производятся на основе ранее приобретенных знаний об окружающем мире. У дошкольников достаточно быстро и относительно легко формируются положительные условные рефлексы образуются, часто после 2-3 подкреплений.

С точки зрения характеристики личностного развития и психики ребенка, важно то, что в возрасте 3 — 7 лет родители пока остаются для ребенка главным источником информации. При этом также наблюдается противоречие между стремлением ребенка к активному освоению миром предметов и значительной ограниченностью его возможностей. В этом возрасте происходит и формирование личности ребенка, когда закладываются основные направления его развития, характера. В связи с этим, стиль, в котором общаются и строят свои отношения с ребенком родители –это важнейший компонент, влияющий на его развитие в целом и на его психику, социальный интеллект и социальную адаптацию.

Любые искажения в воздействии социального окружения, постоянного социально-психологического и психолого-педагогического воздействия (неправильное воспитание) автоматически отражаются на становлении самой личности ребенка, его характера.

В различных семьях осуществляются разные стили детско-родительских отношений. Применение того или иного стиля детско-родительских отношений во многом влияет на формирование семейной среды, которая представляет собой сочетание личностных особенностей родителей, а также условий, в которых живет семья, стиль воспитания и др. При этом в семьях, где преобладает «демократический» стиль руководства, когда вместе с определенными требованиями предоставляются также возможности для развития самостоятельности ребенка, он чаще проявляет инициативу, взаимопомощь, дружеские чувства, он более эмоционален в социальных взаимоотношениях.

Поддержание достоинства ребенка, укрепление его хорошего мнения о самом себе является одной из наиболее значимых задач семьи. Это достигается в семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают добиваться в них успехов, осознавать достижения и ощущать, что ребенок не безразличен родителям. Весьма важно в этом смысле, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда со взрослыми.

Дошкольник ждет и жаждет одобрения близких взрослых, боится наказания, стремится соблюдать нормы и требования. Тем самым, одним из ведущих нравственных мотивов дошкольника является стремление сохранить и упрочить позитивное отношение родителей к себе. При этом оценка со стороны взрослого помогает ребенку осознать положительные и отрицательные стороны его поступков, а также причины конкретной оценки. Оценка дает возможность дошкольнику в следующий раз быть более внимательным, послушным или вежливым.

Воспитание самоуважения у ребенка обусловливается целым рядом факторов. Уважающий себя ребенок вырастает более приспособленным к жизни, счастливым, уверенным в себе и своем успехе. Родителям старшего дошкольника следует воспринимать его серьезно, тогда он будет откровенен. Дошкольнику также необходимо иметь достойный пример в лице своих родителей. Чрезмерная критика в адрес ребенка со стороны родителей могут лишить его самоуважения, вызвать недоверие и негативизм. Такие качества, укоренившись в характере ребенка могут создать у ребенка представления о том, что нет ничего хорошего для него в том, чтобы стараться быть хорошим.

Таким образом, на развитие личности и психики ребенка влияет целая система самых разнообразных факторов, которые содержат в себе как биологические, так и социальные направления. При этом следует подчеркнуть многогранность взаимосвязи психического и биологического, где биологическое может выступать по отношению к психическому в качестве некоего механизма, предпосылки развития психического, содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, причина отдельных поступков и т. д.

Источник