Закономерности и специфика психологического развития ребенка

Закономерности и специфика психологического развития ребенка thumbnail

Возрастные
закономерности и механизмы психического
развития растущего человека, периоды
психического развития и психологические
особенности возрастных периодов изучает
отрасль психологической науки –
возрастная психология или психология
развития.

Под развитием
понимается процесс изменения объекта,
характеризующийся возникновением
новообразований — новых процессов,
структур, механизмов.

Существует множество
теорий онтогенетического развития
психики. Они различаются по трактовке
самой структуры психики, пониманию
сущности развития, условий и факторов
психического развития, его движущих
сил, закономерностей, критериев
периодизации развития и др. Одним из
центральных вопросов при этом выступает
вопрос о соотносительной роли задатков
и среды как факторов развития. Первоначально
психическое развитие (оно рассматривалось
в русле психологии детства) объяснялось
на основе биогенетического закона
(онтогенез есть краткое и быстрое
повторение филогенеза) или его вариаций.
Так, основатель детской психологии
Ст.Холл полагал, что ребенок в развитии
повторяет фазы развития человечества
(концепция рекапитуляции). Как вариант
использования биогенетического принципа
может быть рассмотрена концепция
К.Бюлера, выдвинувшего идею трех ступеней
детского развития (инстинкт, дрессура,
интеллект), соотносимых со ступенями
развития животных.

В биогенетических
концепциях акцент делается на врожденные,
т.е. биологически обусловленные
«программы» развития. Противоположной
крайней позиции придерживались
бихевиористы, в теоретических построениях
которых развитие отождествлялось с
научением, т.е. приобретением нового
опыта в результате стимуляции и
подкрепления (так, Д.Уотсон в последних
работах вообще отрицал значение инстинкта
для научения). Третий вариант разрабатывался
в так называемой «теории конвергенции
двух факторов», основоположником
которой был В. Штерн, полагавший, что в
психическом развитии имеет место
взаимодействие и сближение (конвергенция)
факторов наследственности и среды, но
отдававший приоритет наследственности.

Теория конвергенции
в различных вариантах характерна для
психоаналитических концепций, в которых
биологическая предопределенность
возникновения основных периодов
индивидуального психического развития
рассматривается в соотношении с социально
обусловленными способами проживания
и новообразованиями каждого периода.
Ярче всего это выражено в теории Э.
Эриксона. Основатель же психоанализа
З. Фрейд придерживался по большей части
биогенетических представлений.

Теория конвергенции
в различных вариантах проявляется,
например, в теории Жана Пиаже, в теории
социального научения. В целом, как
считает Л.Ф.Обухова, эволюция зарубежных
учений шла в направлении все большего
признания роли общества в развитии
ребенка.

4.1. Основные категории психологии возрастного развития

Возрастная
психология как особенная отрасль
психологической науки возникла в конце
19 века. Первой попыткой научного труда,
началом систематических исследований
психологии ребенка является книга
немецкого ученого Вильгельма Прейера
«Душа ребенка». В ней В.Прейер описывает
результаты ежедневных наблюдений за
развитием собственного сына, обращая
внимание на развитие органов чувств,
моторики, воли, рассудка и языка.

Становление и
развитие отечественной возрастной
психологии неразрывно связано с именем
Л.С.Выготского. Он разработал учение о
возрасте как о единице анализа детского
развития. Он предложил иное понимание
хода, условий, источника, формы, специфики
и движущих сил психического развития
ребенка; описал эпохи, стадии и фазы
детского развития, а также переходы
между ними в ходе онтогенеза; выявил
и сформулировал основные законы развития
ребенка. Л.С.Выготский писал: «Проблема
развития является центральной и основной
для всех областей действительности и
для всех областей научного знания». По
Л.С.Выготскому, два плана развития
ребенка — естественный и культурный —
сливаются друг с другом, образуя единый
процесс. Эта мысль, в частности, реализуется
в идее сензитивных периодов — оптимального
для развития определенных психических
свойств и процессов сочетания моментов
созревания. Но сами биологические
предпосылки (строение организма, его
созревание) не определяют того, какие
именно психические свойства сформируются
— это зависит от социальных условий.

Специфика
изучения человека в возрастной психологии
или в психологии возрастного развития
состоит в том, что исследуются не столько
психические процессы и качества сами
по себе, сколько законы их возникновения
и становления. Возрастная психология
показывает механизмы перехода от одной
возрастной стадии к другой, отличительные
признаки каждого периода и их
психологическое содержание. Соответственно
предметом ее исследования является
возрастная динамика психики человека,
онтогенез психических процессов и
психологических качеств развивающегося
человека.

В соответствии с
предметными областями исследований в
возрастной психологии можно определить
ее основные проблемы:

1) проблема
органической и средовой обусловленности
психического и поведенческого развития
человека. 

2) проблема
относительного влияния стихийного и
организованного обучения и воспитанияна развитие
человека. 

3) проблема соотношение
задатков и способностей. 

4) проблема сравнительного
влияния на развитие эволюционных,
революционных и ситуационных изменений
в психике и поведении человека.

5) проблема
соотношения интеллектуальных и
личностных изменений в общем психологическом
развитии человека. 

Возрастная
психология тесно связана с другими
областями психологии: общая психология,
психология личности, социальной,
педагогической и дифференциальной
психологии. Внутри самой возрастной
психологии существуют подразделы:
психология дошкольника, младшего
школьника, подростка, старшего школьника,
юношеская психология, психология
взрослого человека и психология людей
преклонного возраста (геронтопсихология).

Возрастную
психологию нельзя представлять себе
вне развития, как нечто неизменное.
Точно так же развитие немыслимо без
выделения его возрастных особенностей.
В реально существующей области знаний
о возрастном развитии детей эти моменты
находятся в неразрывном единстве.

Возрастная
психология отмечает основательные
количественные и качественные изменения,
которые происходят в психике и поведении
человека при его переходе из одной
возрастной группы в другую. Эти изменения
зависят от так называемых «постоянно
действующих» факторов: биологического
созревания и психофизиологического
состояния организма человека, его места
в системе человеческих социальных
отношений, достигнутого уровня
интеллектуального и личностного
развития.

Возрастные изменения
психологии и поведения данного типа
называются эволюционными,
так как они связаны со сравнительно
медленными количественными и качественными
преобразованиями. Их следует отличать
от революционных,
которые, являясь более глубокими,
происходят быстро и за сравнительно
короткий срок. Такие изменения обычно
приурочены к кризисам
возрастного развития
, возникающим
на рубеже возрастов между относительно
спокойно протекающими периодами
эволюционных изменений психики и
поведения.

Еще один тип
изменений, который может рассматриваться
как признак развития, связан с влиянием
конкретной социальной ситуации. Такие
изменения можно назвать ситуационными.
Они включают в себя то, что происходит
в психике и поведении человека под
влиянием организованного или
неорганизованного обучения и воспитания.

Говоря
о возрастной психологии, мы оперируем
таким понятием как возраст. Возраст или
возрастной период — это цикл развития
человека имеющий свою структуру и
динамику. Однако следует иметь в виду,
что психологический возраст может не
совпадать с хронологическим возрастом
отдельного ребенка (паспортным).

Возрастной
период со своими особенностями развития
психических функций и личности ребенка,
особенностями его взаимоотношений с
окружающими и главной для него
деятельностью — имеет определенные
границы. Но эти хронологические границы
могут сдвигаться, и один ребенок вступает
в новый возрастной период раньше, а
другой — позже.

Основным
составляющим психологического возраста
(«психологический портрет»), согласно
учению об онтогенезе Л.С.Выготского,
являются: 1) социальная ситуация развития
(круг общения и характер взаимоотношений
со взрослыми и сверстниками в семье,
школе, спортивной секции и т.д., с обществом
в целом; 2) уровня развития ведущей, а
также других типичных для данного
возраста видов деятельности (игры,
учения, рисования, конструирования); 3)
новообразования в сфере сознания и
личности.

Концепция
Д.Б.Эльконина творчески развивает учение
Л.С.Выготского, и объясняет возникновение
и развитие у ребенка мотивационно-потребностной
сферы личности. Развивая идеи
Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконин предложил
рассматривать каждый психологический
возраст на основе следующих критериев:

1. Социальная
ситуация развития. Это та система
отношений, в которую человек вступает
в обществе.

2. Основной, или
ведущий тип деятельности человека в
этот период.

3. Основные
новообразования развития. Важно показать,
как новые достижения в развитии
перерастают социальную ситуацию и ведут
к ее «взрыву» — кризису.

4. Кризис. Кризисы
— переломные точки на кривой возрастного
развития, отделяющие один возраст от
другого.

Для каждого возраста
существует своя специфическая социальная
ситуация развития
, т.е.
«особое сочетание внутренних процессов
развития и внешних условий, которые
являются типичными для каждого возрастного
этапа и обуславливает динамику
психического развития, психические
новообразования» (Л.С.Выготский). Именно
социальная ситуация развития является
источником развития, которая всегда
включает другого человека, с кем
выстраиваются отношения и кто дает
информацию, обучает. Развитие,
воспитание и обучение тесно взаимосвязаны
и выступают как звенья единого процесса.
«Ребенок не развивается и воспитывается,
а развивается, воспитываясь и обучаясь»,
— писал С.Л. Рубинштейн.

Л.С.Выготский
выдвинул положение о ведущей роли
обучения о психическом развитии. Обучение
— это процесс усвоения знаний, формирования
умений и навыков. Воспитание предполагает
формирование определенных установок,
нравственных суждений и оценок, ценностных
ориентаций, то есть формирование всех
сторон личности. Обучение и воспитание
начинается сразу же после рождения
малыша, когда взрослый своим отношением
к нему закладывает основы его личностного
развития. Огромное значение имеет каждый
момент общения со старшими, каждый,
пусть даже самый незначительный, с точки
зрения взрослого, элемент их взаимодействия.
Развитие психики не может рассматриваться
вне социальной среды, в которой происходит
усвоение знаковых средств, и не может
быть понято вне обучения.

Хотя психическое
развитие определяется условиями жизни
и воспитания, оно имеет свои особенности.
Ребенок не подвергается механически
любым ним воздействиям, они усваиваются
избирательно, преломляясь через уже
сложившиеся формы мышления, в связи с
преобладающими в данном возрасте
интересами и потребностями. То есть
всякое внешнее воздействие всегда
действует через внутренние психические
условия (С.Л.Рубинштейн).

Особенностями
психического развития определяются
условия для оптимальных сроков обучения,
формирования тех или иных личностных
качеств. Поэтому содержание, формы и
методы обучения и воспитания должны
выбираться в соответствии с возрастными,
индивидуальными и личностными
особенностями ребенка.

Обучение, согласно
Л.С.Выготскому есть необходимое условие
культурно-исторического развития
ребенка и оно «только тогда хорошо,
когда оно идет впереди развития». Говоря
о влиянии обучения на его динамику,
Л.С.Выготский вводит понятия зоны
актуального

и зоны
ближайшего развития.

Актуальное развитие
квалифицирует сегодняшние возможности
ребенка, план его самостоятельных
действий и умений. Зона ближайшего
развития — все то, что ребенок сегодня
выполняет в сотрудничестве, а завтра
сможет выполнить самостоятельно. Так,
учителю физической культуры или тренеру,
исходя из физического развития и
двигательной подготовленности учеников,
необходимо ставить задачи достаточно
трудные, требующие волевого напряжения,
но доступные.

Благодаря работам
А.Н.Леонтьева, ведущая
деятельность
рассматривается
как критерий периодизации психического
развития, как показатель психологического
возраста ребенка. Ведущая
деятельность характеризуется тем,
что в ней возникают и дифференцируются
другие виды деятельности, перестраиваются
основные психические процессы и
происходят изменения психологических
особенностей личности на данной стадии
ее развития. Смена ведущих типов
деятельности подготавливается длительно
и связана с возникновением новых мотивов,
которые формируются внутри ведущей
деятельности, предшествующей данной
стадии развития, и побуждают ребенка к
изменению положения в системе отношений
с другими людьми. Разработка проблемы
ведущей деятельности в развитии человека
— фундаментальный вклад отечественных
ученых в возрастную психологию.

В ходе психического
развития формируются возрастные
новообразования
.
«Под возрастными новообразованием
следует понимать тот новый тип строения
развития личности и ее деятельности,
те психические и социальные изменения,
которые впервые возникают на данной
возрастной ступени и которые в самом
главном и основном определяют сознание
ребенка, его отношение к среде, его
внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход
его развития в данный период»
(Л.С.Выготский). Так, центральным
психическим новообразованием младенческого
возраста является «комплекс оживления»,
раннего детства – «самость» (Л.И.Божович)
и символическая функция сознания.
Дошкольное детство и младших школьный
возраст – произвольность психических
функций, рефлексия, соподчинение мотивов
деятельности, внутренний план действий.

Возрастные
кризисы

это особые, относительно непродолжительные
по времени (до года) периоды онтогенеза,
характеризующиеся резкими психологическими
изменениями. Кризис всегда является
рубежом, его разрешение ведет на новую
ступень развития.

Возрастные кризисы
могут возникать при переходе человека
от одной возрастной ступени к другой и
связаны с системными качественными
преобразованиями в сфере его социальных
отношений, деятельности и сознания.
Наличие кризисов возрастного развития
и связанных с ними революционных
преобразований психики и поведения
человека, явилось одним из оснований
для разделения его жизни на периоды
возрастного развития. К стабильным
периодам относятся младенческий возраст,
младший школьный возраст, подростковый
возраст. Критическими периодами считаются
переходные, характеризующие кризисы:
новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет,
подростничества, юношества, кризис
«середины жизни».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Вот она! Наконец-то написала вторую статью из раздела «Психология развития и возрастная психология»! В ней я кратко описала основные моменты темы «Основные закономерности психического развития ребенка». Пробегаясь по основным явлениям и понятиям, я также буду делать акцент и на некоторых психологах, которые, собственно, и изучали данные вопросы.

Я очень надеюсь, что вам понравится новая статья. Оставляйте свои комментарии, обсуждайте статьи, прямо на сайте подписывайтесь на паблик Вконтакте ImPsi Ψ Психология для ума, где вас будет ждать еще много всего интересного и полезного.

Содержание статьи:

    • Детерминация возрастного развития
    • Проблема обучения и развития в возрастной психологии
    • Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития
  • Неравномерность психического развития

Основные закономерности психического развития — это наиболее существенные и общие для всех однотипные изменения психики от рождения человека и до его смерти.

Маркова Аэлита Капитоновна предлагает трактовать эти закономерности как принципы психологии развития и возрастной психологии.

Основные закономерности психического развития:
1. Детерминация возрастного развития как соотношение предпосылок, условий и движущих сил развития.
2. Сензетивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития.
3. Неравномерность темпа и отдельных сторон психического развития.

Детерминация возрастного развития

Детерминация психического развития — это факторы психического развития, от которых оно зависит и которыми определяется (т.е. детерминанты).

Факторы психического развития

1 фактор — природные предпосылки психического развития
(Александр Владимирович Запорожец)

Наследственные факторы:

    • видовые признаки человека как представители Homo Sapiens (например, мозг человека);
  • некоторые частные биологические признаки, полученные от родителей (например, особенности нервной системы).

Врожденные факторы:

  • индивидуальные особенности, которые приобретаются в ходе пренатального развития (это могут быть задатки, определяющие развитие тех или иных способностей).

Период пренатального развития — это период от зачатия до рождения.

Перинатальный период — это период от 28 недели беременности (6 месяцев), включающий период родов и заканчивающийся после 168 часов после рождения (7 дней).

2 фактор — социальная среда как условия развития
(Даниил Борисович Эльконин)

Социальная среда — это:

    • социально-экономическая ситуация, в которой появился на свет и живет человек (т.е. макросреда);
  • ближайшее окружение человека на каждом возрастном этапе (т.е. микросреда).

Макросреда влияет на человека через микросреду.

Социальная среда должна быть:

  1. человеческой;
  2. развивающей;

Обучение и воспитание — это необходимые условия психического развития.

Госпитализм — это совокупность психических и соматических (от греч. soma — тело) нарушений, обусловленных длительным пребыванием ребенка в закрытых учреждениях.

Госпитализм

Отклонения в развитии эмоций у ребенка могут выражаться как в недостаточном их развитии (эмоциональная холодность), так и в чрезмерном развитии отрицательных эмоций.
Пример холодности и замкнутости может возникать в результате развития у ребенка госпитализма и при эмоциональной депривации.

Госпитализм — это синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.
Особенно часто госпитализм проявляется в детских домах и домах ребенка, где детям не могут уделять достаточного внимания.

Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д.

В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т.п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.

«Современный госпитализм», или институализация, характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи.

«Эксперимент с каменным лицом» Троника продемонстрировал весомость и важность эмоционального общения между родителями и детьми.
Согласно идее Троника, основная детерминанта развития детей связана с функционированием двусторонней системы эмоционального общения между ребенком и ухаживающим за ним взрослым.

В ходе поставленного эксперимента родителя просили прекратить на время общение с ребенком (3 мес), но, продолжая смотреть на малыша, придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение. У младенца это вызывало сначала удивление, затем он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью.

Через несколько минут поведение младенцев начинало меняться. Они отворачивались в сторону, начинали сосать палец и выглядели страдающими. Некоторые из детей реагировали на безучастность родителя хныканием, переходящим в непрерывный плач, у кого-то текли слюни и развивалась икота.

Согласно другим исследованиям, дети, потерявшие мать сразу же после рождения, часто вырастают замкнутыми, неконтактными людьми, а лишившись матери в 6-месячном возрасте, проявляют асоциальные черты поведения.

Исследования показали, что одним из важнейших факторов, неблагоприятно влияющих на ребенка, является недостаточность в его жизни эмоциональных и социальных стимулов. Таким образом, стоит подчеркнуть, что ребенку для полноценного развития необходима любовь человека, его ласка.

Малыш должен чувствовать, что он дорог взрослому, что его любят. Ребенок, выросший без любви, как правило, боязлив, хмур, недоверчив. Отсутствие любви в детстве сказывается на всей личности будущего человека.

3 фактор — собственно деятельность человека, прежде всего ведущая
(Алексей Николаевич Леонтьев)

В каждом возрасте человека один из видов деятельности становится главным, ведущим видом. Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А.Н. Леонтьева.

3 признака ведущей деятельности:

    • деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности;
    • в этой деятельности формируются и перестраиваются познавательные психические процессы;
  • от этой деятельности зависят основные на данном возрастном этапе изменения личности.

Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для данного возрастного этапа новообразований, а переход от одной ведущей деятельности к другой означает смену возрастного этапа.

Ведущая деятельность человека

ПериодВедущая деятельность
Младенчество (от рождения до года)Общение со взрослыми
Раннее детство (1 — 3 года)Предметно-орудийная деятельность
Дошкольный возраст (3 — 6/7 лет)Ролевая игра
Младший школьный возраст (6/7 — 10/11 лет)Учебная деятельность
Подростковый возраст (11/12 — 15/16 лет)Общение со сверстниками
Юношеский возраст (17 — 23 года)Учебно-профессиональная  деятельность
ВзрослостьТрудовая деятельность

4 фактор — противоречия как движущая сила психического развития
(Алексей Николаевич Леонтьев)

Противоречия могут быть следующими:

    • между образом жизни и возможностями человека;
  • между местом в социуме и желанием изменить это место.

Внешние противоречия сами по себе не являются двигателями развития. Развитие происходит только тогда, когда они вступают между собой в борьбу. Если случается так, что противоречия не возникают или не находят разрешение, то появляются отклонения в развитии.

Проблема обучения и развития в возрастной психологии

Лев Семенович Выготский выдвинул идею о ведущей роли обучения в психическом развитии высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, словесно-логическое мышление, воля, воображение, произвольное внимание, произвольная память. Это все продукты культурно-исторического развития.

Развитие ВПФ происходит из-за овладения 2 видами средств:

    • орудия труда (направлены во внешний мир и преобразуют природу);
  • знаки (направлены на внутренний мир человека и пересматривают психику человека; например, слово).

Овладеть этими 2 видами средств ребенок может только в процессе обучения под руководством взрослых. Поэтому развитие психики не может идти вне обучения. Выготский считал, что обучение является развивающим только тогда, когда оно идет впереди развития и ведет его за собой.

Развивающее обучение базируется на 2 уровнях развития:

1 уровень — низший — уровень актуального развития: уже сложившиеся на данный момент функции. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет самостоятельно.

2 уровень — высший — зона ближайшего развития (ЗБР): те функции, которые находятся в процессе созревания. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет с помощью взрослых.
Величина ЗБР — это потенциальные возможности ребенка, показатель запаса его развития, показатель обучаемости.

У детей с одинаковым уровнем актуального развития может быть разный уровень зоны ближайшего развития. Оценивая развитие ребенка, учитывают его ЗБР. Обучение не должно отрываться от ЗБР. Забегание вперед ЗБР не будет иметь развивающего эффекта.

Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития

Возрастная сензитивность — это наибольшая чувствительность к определенным обучающим воздействиям в определенные возрастные периоды.

В сензитивный период определенные воздействия только тогда могут влиять на развитие, когда психические функции находятся в процессе созревания. Когда они созревают, те же самые воздействия могут оказаться не только нейтральными, но и даже иметь негативный эффект.

Сензитивные периоды совпадают с тем, что Выготский назвал зоной ближайшего развития. Именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Всякий пропущенный сензитивный период приводит к отставанию в развитии.

Необратимость — это способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Сензитивные периоды можно выделить из новообразований возраста. Таким образом, можно выделить несколько сензитивных периодов.

Сензитивные периоды

ВозрастСензитивный период
1,5 — 3 годаРазвитие речи
3 — 6/7 летРазвитие образных форм познания: восприятия, образной памяти, образного мышления, воображения
5 летПредполагается, что для обучения грамоте
6 летПредполагается, что для обучения чтению

Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправленно. Необратимость не означает неизменности произошедших изменений. Сформировавшиеся функции можно перестроить в контексте другого возраста, но результат будет иным, чем в норме.

Преемственность психического развития означает, что все последние этапы развития связаны с предыдущими. При этом старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваются и входят в состав новых.

С преемственностью связана кумулятивность (накопление) развития.
Кумулятивность развития — это накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.

Кумулятивность развития означает, что результат развития каждого последующего этапа включается в последний, при этом определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает качественное преобразование в психическом развитии.

Пример кумулятивности — это последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждый последующий вид мышления возникает на базе предыдущего.

Индивидуализация психического развития — это существование возрастных особенностей в индивидуальных вариантах. Индивидуализация в развитии выступает не сразу, не полностью, а изменяется и обогащается от возраста к возрасту.

Индивидуальные варианты развития проявляются:

    • в сроках наступления сензитивности к обучающим воздействиям;
    • в темпе и ритме приближения к зрелости и старости;
  • в разнообразии динамических особенностей, вызванных типом ВНД (высшей нервной деятельности), типом темперамента.

Неравномерность психического развития

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Гетерохронность
развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.

Неравномерность психического развития проявляется:

    1. В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
    1. В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
  1. В темпе развития.

Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.

Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.

В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.

Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.

Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).

Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.
Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.

Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.

Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.
Ретардация — это замедление развития.
Акселерация — это ускорение развития.

Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.
Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.

Причины акселерации и ретардации

    • Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.
    • Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.
    • Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
  • Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.

Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.

Источник