Закономерности физического развития грудного ребенка и методы его оценки

Часто родители просят педиатра оценить физические параметры своего ребенка. Кого-то беспокоит маленький, на их взгляд, рост, кого-то – излишняя масса тела. Особенно важна такая оценка для детей грудного возраста.

Грудной ребенок не может рассказать, что его беспокоит и как он себя чувствует. О его состоянии мы судим по косвенным признакам: настроению, аппетиту, состоянию кожи. Наиболее информативными показателями, свидетельствующими о правильном физическом развитии, являются рост ребенка и прибавка массы тела.

Оценка физического развития центильным методом

Для оценки физического развития ребенка медики обычно используют специальные статистические таблицы. В последние годы часто применяют центильный метод, суть которого достаточно проста.

Представьте, что 100 мальчиков одного возраста – например, трех месяцев, – выложили в ряд от самого маленького до самого большого. Три первых и три последних мальчика достаточно сильно отличаются от сверстников по росту. Одни их них кажутся очень маленькими, вторые – очень высокими по сравнению с другими детьми этого возраста. Таких «отклонистов» врач-педиатр может направить к эндокринологу. Зато от 25 до 75 ребенка рост варьируется незначительно. Дети, занимающие в центильном ряду эти позиции, обладают средним ростом. 

Малыши от 11 до 24 имеют рост ниже среднего, от 4 до 10 – низкий. Соответственно мальчики с 76 до 90 имеют рост выше среднего, с 91 до 97 – высокий.

Аналогичную оценку проводят для массы тела, а также окружности груди и головы. Сопоставляя полученные оценки, врач судит о гармоничности развития ребенка.

Гармонично развитым считается малыш, у которого отдельные показатели отличаются по оценке не более чем на две ступени.

Подобные таблицы составляют и для мальчиков других возрастных групп, а также для девочек.

Оценка физического развития по формулам

Конечно, центильные таблицы не всегда есть под рукой, но рост и массу тела ребенка можно рассчитать по специальным формулам. Они несложные и вполне могут быть использованы вами для самостоятельной оценки физического развития своего ребенка.

1. Рост тела

Этот показатель считается наиболее важным в оценке физического развития.

В первые три месяца жизни ребенок должен вырастать на 3 см ежемесячно;
от 3 до 6 месяцев – на 2,5 см каждый месяц;
от 6 до 9 месяцев прибавлять по 1,5 см ежемесячно;
от 9 до 12 месяцев – вырастать не менее чем на 1 см каждый месяц.

К примеру, десятимесячный ребенок должен иметь рост:

Р = рост при рождении + 3см * 3 + 2,5см * 3 + 1,5см * 3 + 1см * 1 = рост при рождении + 22см

Полученную цифру нужно сравнить с реальным ростом малыша.

Считается, что на каждый «избыточный» сантиметр роста грудного ребенка должны приходиться лишние 300 г массы.

2. Масса тела

В первом полугодии жизни ребенок в среднем прибавляет ежемесячно по 800 граммов. Потому его долженствующую массу можно рассчитать по формуле:

М = масса при рождении + 800 * n, где n — количество месяцев жизни.

Если малыш родился с массой менее 3200 граммов, при расчетах ежемесячная прибавка заменяется на 700 граммов вместо 800. Долженствующую массу тела недоношенных детей по этой формулам рассчитывать нельзя, ее определяют по специальным таблицам для недоношенных.

Во втором полугодии жизни темпы роста ребенка замедляются, и ежемесячные прибавки становятся меньше, составляя в среднем 400 граммов. Математически это выражается формулой:

М = масса при рождении + 800 * 6 + 400 * (n-6), где n — количество месяцев жизни.

По ней получается, что доношенный ребенок к году должен иметь массу около 10-11 кг:

М = 3300 + 4800 + 400 * 6 = 10500 г

Можно при расчетах обойтись и без формул. Нужно лишь запомнить прибавки по месяцам жизни (каждый месяц до года прибавка на 50 г меньше), вычислить их сумму и добавить ее к массе при рождении.

1 месяц – 600 г

2 месяца – 800 г

3 месяца – 800 г

4 месяца – 750 г

5 месяцев – 700 г

6 месяцев – 650 г

7 месяцев – 600 г

8 месяцев – 550 г

9 месяцев – 500 г

10 месяцев – 450 г

11 месяцев – 400 г

1 год – 350 г

Оценивая рост и массу ребенка, стоит отметить, что дети растут неравномерно: весной и летом они вытягиваются больше, чем зимой. Родителям нужно помнить, что необходимо систематически наблюдать за параметрами физического развития ребенка для своевременного выявления отклонений.

Источник

Наиболее наглядно и просто можно оценивать развитие ребенка по различным антропометрическим показателям.

Физическое развитие — это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства, а у детей первого года жизни — формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность или запас физических сил.

ДЛИНА ТЕЛА (РОСТ). После рождения интенсивность происходит постепенное замедление роста, лишь временами сменяющееся кратковременным ускорением, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопа растет быстрее голени, а голёнь быстрее бедра и т.д., что сказывается на пропорциях тела. В постнатальном периоде нарастает половая специфичность темпа роста, когда мальчики растут быстрее девочек. Вместе с тем скорость созревания девочек выше.

Длина тела имеет особо важное значение, так как отражает сложные процессы, происходящие в организме, в какой-то мере уровень зрелости организма. И чем моложе ребенок, тем интенсивнее его рост.

МАССА ТЕЛА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ. В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин — как эндо-, так и экзогенного характера.

Скорость ее нарастания массы на первом году тем выше (кроме первого месяца жизни), чем меньше возраст. Для ориентировочного расчета массы тела на первом году жизни можно использовать ряд формул.

1. Формула Мазурина и Воронцова.

Для первого полугодия масса тела может быть определена как сумма: масса тела при рождений + 800 х n , где n — число месяцев в течение первого полугодия, а 800 г — средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение первого полугодия.

Для второго полугодия жизни масса тела равна: масса тела при рождении + прибавки массы тела за первое полугодие (800 х 6) + 400 х (n-6), где п — возраст в месяцах, а 400 г — средняя ежемесячная прибавка массы тела за второе полугодие.

2. Масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 г, на каждый последующий прибавляется по 400 г.

Более точная оценка нарастания массы тела у детей первого года жизни производится в центильном выражении.

ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ. Наблюдение за изменением окружности головы является неотъемлемым компонентом контроля за физическим развитием. Это связано с тем, что окружность головы отражает и общие закономерности биологического развития ребенка, а именно первый (церебральный) тип роста; кроме того, нарушения роста костей черепа могут быть отражением или даже причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии). При рождении окружность головы в среднем равна 34 — 36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро в первые месяцы и годы жизни и замедляет свой рост после 5 лет.

Ориентировочно окружность головы для детей до 1 года можно оценить по следующим формулам: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см, на каждый последующий — прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ. Окружность груди является одним из основных антропометрических параметров для анализа изменений поперечных размеров тела. Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно изменяясь при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32 — 34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 мес эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

Для ориентировочной оценки скорости развития грудной для детей до 1 года клетки можно использовать расчет по следующей формуле: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц до 6 нужно из 45 см вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА. Изменения длины тела с возрастом характеризуются разной степенью удлинения различных сегментов тела.

Ориентировочные представления о гармоничности телосложения и состоянии питания ребенка можно получить, используя также индексы Эрисмана и Чулицкой.

Индекс Эрисмана — разность между окружностью груди и половиной длины тела (роста). Чаще используется в контроле физического развития школьников.

Индекс упитанности (Чулицкой) представляет собой следующее соотношение : 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела. У хорошо упитанных детей первого года жизни величина этого индекса составляет 20 — 25. Снижение индекса подтверждает недостаточность питания ребенка.

Источник

1.1. Закономерности физического развития детей

Под термином
«физическое развитие» подразумевают
динамический процесс изменений размеров
тела, его пропорций, телосложения,
мышечной силы и работоспособности. Для
обобщенной оценки физического развития
ребенка достаточно наблюдения за
изменениями четырех основных
антропометрических показателей: массы,
длины тела, окружности головы (особенно
в раннем возрасте) и окружности грудной
клетки.

Физическое состояние
– статический показатель основных
антропометрических признаков на момент
обследования ребенка.

Контроль роста и
развития ребёнка – один из основных
разделов работы врача – педиатра. Успех
в этом направлении может быть достигнут
только при условии динамического
наблюдения за ребёнком в установленные
декретированные сроки: на первом году
– ежемесячно, до 3 лет — ежеквартально,
до 6 лет – 1 раз в полгода, в дальнейшем
– ежегодно. Подобная частота наблюдений
определяется минимальными временными
промежутками, за которые в растущем
организме происходят значимые качественные
изменения.

Процессы роста
подчиняются определенным законам:

Замедление
скорости роста с возрастом.

Скорость роста
наиболее выражена во внутриутробном
периоде, особенно с 8 до 25 недели гестации.
В дальнейшем наблюдается замедление
скорости роста.

Закон неравномерности
изменений скорости роста.

Этот закон в
определенной степени опровергает
предыдущий, но только применительно к
нескольким периодам жизни. Например,
ускорение роста у детей через 2 -3 недели
после рождения и препубертатное ускорение
роста (после 11-12 лет). У некоторых детей
прослеживается еще и «полуростовой
скачок» в возрасте от 5 до 8 лет.

Кранио-каудальный
градиент роста

После рождения
дистальные сегменты тела растут с
большей скоростью, чем проксимальные
(например, кисть растет быстрее
предплечья). Наличие градиента роста
лежит в основе всей перестройки пропорций
тела, происходящих от периода
новорожденности до взрослого возраста.

Закон чередования
направлений роста

Необходимо помнить,
что каждая отдельная кость и скелет в
целом растут последовательно, сменяя
фазы роста кости в длиннике и поперечнике.
В периоды снижения скорости роста
костной ткани в длину в организме ребенка
преобладают прибавки массы тела. Таким
образом, периоды «вытягивания» сменяются
периодами «округления». Циклический,
ступенчатый характер роста со сменой
фаз его ускорения и замедления прекрасно
демонстрирует периодизация детства,
предложенная Штратцем (Straz,
1903):

  • период первой
    «полноты» или первого «округления»: с
    1-го по 4-й годы жизни. Характеризуется
    преимущественными прибавками массы
    тела над длиной тела;

  • период первого
    «вытягивания»: с 5-го по 7-й годы жизни.
    Отмечается преобладание роста длины
    тела по сравнению с его массой;

  • период второй
    «полноты» или второго «округления»: с
    8-го по 10-й годы жизни;

  • период второго
    «вытягивания»: с 11 до 15 лет;

  • период замедленного
    роста: с 15 до 18-20 лет.

Закон половой
специфичности темпов роста.

Проявляется в том,
что мальчики, в конечном итоге, имеют
более высокие показатели конечного
(дефинитивного) роста, несмотря на то,
что девочки относительно раньше (на 1-2
года) вступают в период пубертатного
вытягивания, когда они обгоняют мальчиков
по длине тела. Тем не менее, скорость
созревания скелета после 2-3 лет у девочек
больше. Это является отражением более
быстрого биологического развития
девочек, которое прослеживается по всем
органам и системам.

Закон асимметричности
роста.

При сложившейся
прово- или леворукости ребенка инициация
ростовых сдвигов и некоторое их опережение
всегда происходит на стороне доминирующей
ручной умелости.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

  1. Определить
    паспортный возраст ребенка

  2. Определить
    возрастную группу ребенка.

  3. Провести
    антропометрические измерения по
    общепринятым методикам(масса, длина
    тела, окружность груди, окружность
    головы).

  4. Найти положение
    полученных измерений в центильных
    интервалах по таблицам стандартов для
    каждого показателя в зависимости от
    возраста и пола ребенка. При необходимости
    использовать дополнительную центильную
    таблицу для определения соответствия
    массы тела данному росту.

  5. Оценивают
    ГАРМОНИЧНОСТЬ физического развития:
    находят разность между максимальным
    и минимальным номерами коридоров
    центильной шкалы, полученных для массы,
    роста и окружности груди относительно
    возраста. Если разность равна 0 либо 1
    — физическое развитие гармоничное, если
    разность равна 2 — физическое развитие
    дисгармоничное, если разность равна 3
    и более — физическое развитие считают
    резко дисгармоничным.

  1. При гармоничном
    развитии определяют СОМАТОТИП: находят
    сумму номеров коридоров для массы,
    роста, окружности груди. При сумме
    баллов (номеров) 10 и менее ребенок
    относится к микросоматотипу,
    при сумме от 11 до 15 баллов — к мезосоматотипу,
    при сумме от 16 до 21 балла — к макросоматотипу
    типу. Соматотип означает темповую
    характеристику роста, определяет ТЕМП
    физического развития. При микросоматотипе
    говорят о замедленном темпе роста
    (физическое развитие низкое или ниже
    среднего), при мезосоматотипе — средний
    темп роста (физическое развитие среднее),
    при макросоматотипе — об ускоренном
    темпе роста (физ. развитие выше среднего
    или высокое). Соматотип определяют
    ТОЛЬКО при гармоничном физическом
    развитии, так как если развитие не
    гармоничное, когда, например, рост
    изменяется в одном темпе, а масса в
    другом, нельзя говорить об общем темпе
    физического развития.

  2. При негармоничном
    физическом развитии (дисгармоничном
    или резко дисгармоничном) определить,
    за счет какого критерия обусловлена
    дисгармония (т.е. отмечается наиболее
    отклоняющийся признак).

  3. Определяют на
    сколько возрастных интервалов данный
    показатель (масса, рост, окружность
    груди) отстает или опережает паспортный
    возраст ребенка, для чего с помощью
    центильных таблиц находят возрастную
    шкалу, где показатели ребенка займут
    положение между 25 и 75 центилями близко
    к возрастной медиане (50-й центиль).
    Считается нормой, если величина признака
    не выходит за пределы одного возрастного
    интервала, и признак можно принять за
    патологический, если он попадает в
    значения, отклоняющиеся от возраста
    ребенка на 2 и более чем на 2 возрастных
    интервала.

Возрастные
интервалы в таблицах стандартов
:

от рождения до 1
года -1 месяц

от 1 года до 3 лет —
3 месяца

от 3 лет до 7 лет —
6 месяцев

от 7 лет до 17 лет —
1 год

Если дисгармония
обусловлена изменением массы тела,
указывают, каков процент отставания
или превышения массы обследуемого
ребенка от табличного стандарта (или
рассчитанного по эмпирическим формулам),
норма ± 10%.

  1. Произвести расчет
    долженствующих антропометрических
    показателей и сравнить с ними фактические
    данные ребенка с учетом существующих
    ПДК. Если по всем эмпирическим формулам
    основные показатели (масса, рост,
    окружность груди) укладываются в
    результаты расчетов (с учетом предельно
    допустимых колебаний), можно считать,
    что физическое развитие ребенка
    соответствует возрасту.

Форма итоговой
записи антропометрического исследования.

Рекомендуется
записывать следующие данные:

1. Дата измерения

2.
Дата рождения

3. Паспортный
возраст ребенка

4. Возрастная группа

5. Результат каждого
измерения в см и кг, а рядом с этими
результатами в скобках — номера центильных
зон, к которым они относятся, а так же
рассчитанные долженствующие показатели,
ПДК и заключение о соответствии
фактических антропометрических данных
долженствующим.

6. Для массы тела
рекомендуется записывать и вторую
оценку-
по соответствию ее длине тела.

7. Формулируется
общая оценка антропометрических данных:

а) степень
гармоничности физического развития

б) темп физического
развития (или соматотип) при гармоничном
развитии.

в) при негармоничном
развитии отмечается наиболее отклоняющийсяпризнак с
указанием, на сколько возрастных
интервалов он отстает или опережает
паспортный возраст ребенка.

Примеры
конкретных оценок

1. Ребенок Н.,
девочка, возраст на момент обследования
7 лет 11 месяцев, возрастная группа — 8
лет. Длина тела — 136 см, окружность груди
— 69 см, масса тела — 34,5 кг. Рост по таблице
попадает в «коридор» № 6, оценивается
как «высокий». Окружность грудной
клетки по таблице — «коридор» № 6,
оценка «высокая», масса тела по
таблице — «коридор» № 6, оценка
«высокая». Таким образом, у девочки
Н. развитие гармоничное, так как все ее
оценки равны 6, и разность между ними
равна 0. При гармоничном развитии
оценивается соматотип. Ребенок имеет
сумму номеров коридоров 18 баллов, т.е.
должен быть отнесен к макросоматотипу.
Итак:

Рост-136
см (6)

Вес
-34,5 кг (6)

Окружность груди
— 69 см (6)

Заключение:
Физическое развитие гармоничное,
макросоматотип.

2. Ребенок Л.,
мальчик, возраст 1 г 8 месяцев. Возраст
ребенка приравнивается к ближайшей
возрастной группе 1 г 9 мес.(21 мес.). Длина
тела — 76 см, окружность груди — 50 см, масса
тела — 10.6 кг. Величина 76 см попадает в
«коридор» № 1 (менее 3 центиля) и
соответственно оценивается как «очень
низкая» по таблице. Масса тела по
таблице — «коридор» №3, расценивается
«ниже средней». Окружность груди
по таблице — «коридор» № 4, соответствует
«средним» величинам. Итак: у мальчика
Л. физическое развитие резко дисгармоничное,
т.к. разность оценок роста и окружности
груди составляет 3. Наиболее отклоняющимся
признаком является рост ребенка, который
соответствует 12 месяцам, то есть отстает
от паспортного возраста на 3 возрастных
интервала, т.к. с 1 года до 3-х лет возрастной
интервал составляет 3 месяца. Форма
записи:

Рост — 76 см (1)

Вес -10,6 кг (3)

Окружность груди
— 50 см (4)

Заключение:
Физическое развитие резко дисгармоничное,
рост отстает от паспортного возраста
на 3 возрастных интервала.

Учитывая низкие
показатели роста, следует решать вопрос
об обследовании мальчика.

Определение
соотношения массы и длины тела

Изменения массы
тела у детей с большей чувствительностью
улавливаются при ориентации оценки не
на возраст, а на имеющуюся у ребенка
длину тела (рост). Это можно сделать по
оценочным таблицам центильного типа
(таблицы 4.1
— 4.2 приложения
).
Эти таблицы составлены применительно
к широким возрастным группам детей с
учетом половой принадлежности ребенка.
Строки таблицы представляют собой ряды
центильных распределений массы тела
по отношению к определенной длине тела,
или росту.

Попадание искомой
величины массы тела в область 1 «коридора»
(до 3 центиля) свидетельствует об «очень
низком» питании, в зону 2 «коридора»
(от 3 до 10 центиля) — о «низком»
питании, в зону 3 «коридора» ( от 10
до 25 центнля) — о питании «ниже среднего»
и т.д. В норме соотношение массы тела и
роста должно находиться в 4 «коридоре».
Используя данные таблицы, можно также
ориентировочно судить о степени
гипотрофии, в том числе внутриутробной
гипотрофии у доношенного и недоношенного
новорожденного (приложение,
таблицы 1,2
).
Показатели массы тела от Р 25 до Р 75
считаются нормой для данной длины тела
ребенка (нормотрофия); от Р 25 до Р 10 —
умеренно сниженными (начальные проявления
гипотрофии, легкая гипотрофия (1 степень)
); от Р 10 до Р 3 — низкими (отчетливые
признаки гипотрофии, средней тяжести
(2 степень) ); ниже Р 3 — очень низкими
(значительные проявления гипотрофии,
тяжелая (3 степень) ).

Однако в диагностике
гипотрофии определение соответствия
массы тела длине должно сочетаться с
оценкой других клинических проявлений
пониженного питания и лабораторных
показателей.

Аналогично избыток
массы тела относительно роста
свидетельствует о расстройстве питания
ребенка, что на первом году жизни в
отечественной педиатрии чаще называют
паратрофией. К паратрофии относят те
случаи, когда кроме измененного веса у
ребенка имеют место клинические
проявления полигиповитаминоза, нарушение
трофики тканей. Избыток массы в первые
годы жизни в зарубежной литературе чаще
определяет термин “тучность”. Для
детей старшего возраста здесь применим
термин ожирение.

Пример:

  1. Ребенок
    — мальчик 6 мес., рост 66 см,масса 7,7 кг.

заключение —
нормотрофия.

  1. Ребенок
    — мальчик 6 мес., рост 66 см, масса 9,0 кг.

заключение –
паратрофия.

  1. Ребенок
    — мальчик 6 мес., рост 66 см, масса 6,5 кг.

заключение —
гипотрофия 2 степени.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ВОЗРАСТ И ПОНЯТИЕ ОБ ИНДЕКСАХ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ

Соседние файлы в папке ФР, ПР

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник