Закономерности физического и психического развития ребенка

 Мухамеджанова Зифа 
 Основные закономерности развития ребенка как личности
Основные закономерности развития ребенка как личности.
Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.
Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.
Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:
• подготовительный (гукание, гуление, лепет)
• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста:
• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;
• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;
• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;
• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.
Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.
Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь
Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.
Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.
К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить:
• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);
• развитие произвольности познавательных процессов;
• развитие эмоций, воли;
• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;
• становление творческой игры как социальной школы ребенка.
Источник
 Закономерности
 психического развития – это те механизмы,
 которые определяют, объясняют, описывают
 психическое развитие, опираясь на
 которые можно этим развитием управлять.
 Л.С. Выготский
 установил четыре основные закономерности
 развития:
 1. Цикличность –
 психическое развитие представляет
 собой чередование периодов подъема,
 интенсивных изменений в психике и
 периодов замедления, затухания.
 Примером цикличности развития
 выступает чередование возрастных
 кризисов (1 года, 3 лет, 7 лет и т.д.) со
 стабильными периодами развития.
 2. Неравномерность
 развития.Разные стороны личности, в
 том числе психические функции, развиваются
 неравномерно. Есть периоды, когда функция
 доминирует, — это период ее наиболее
 интенсивного, оптимального развития,
 а остальные функции оказываются на
 периферии сознания и зависят от
 доминирующей функции. Каждый новый
 возрастной период знаменуется перестройкой
 межфункциональных связей — в центр
 выдвигается другая функция, устанавливаются
 новые отношения зависимости между
 остальными функциями.
 Первоначально, в
 младенческом возрасте (до года), сознание
 ребенка недифференцированно. Дифференциация
 функций начинается с раннего детства.
 Сначала выделяются и развиваются
 основные функции, прежде всего восприятие,
 затем более сложные, так что в самой
 последовательности становления
 функций есть свои закономерности.
 Восприятие, интенсивно развиваясь,
 как бы выдвигается в центр сознания и
 становится доминирующим психическим
 процессом.
 Остальные функции
 оказываются на периферии сознания,
 они зависят от доминирующей. Например,
 память вплетена в процесс восприятия
 — ребенок до 3 лет не пытается вспомнить
 что-нибудь само по себе, а в наглядной
 ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает
 связанные с ней события. Другие функции
 как бы обслуживают восприятие, и оно
 развивается в максимально благоприятных
 условиях. Период, когда функция доминирует,
 — это период ее наиболее интенсивного,
 оптимального развития. В раннем возрасте
 доминирует восприятие, в дошкольном
 — память, в младшем школьном — мышление.
 Ранний возраст —
 период появления первоначальной
 структуры сознания. Каждый новый
 возрастной период связан с перестройкой
 межфункциональных связей — сменой
 доминирующей функции, зависимостью
 от нее остальных функций, установлением
 новых отношений между ними. В этой
 перестройке функции дифференцируются,
 не проходя через доминирующее
 положение. По мере продвижения от одного
 возраста к другому возрастает
 сложность межфункциональных связей.
 Переход от одной системы к другой
 совершается иначе и сложнее, чем переход
 от недифференцированного, лишенного
 всякой системы сознания к первичной
 системе. Перестройка старой системы
 и перерастание ее в новую становится
 основным путем развития психических
 функций.
 3. «Метаморфозы»
 в детском развитии.Развитие не
 сводится к количественным изменениям,
 это не рост, а цепь качественных
 преобразований. Психика ребенка
 своеобразна на каждой возрастной
 ступени, она качественно отлична от
 того, что было раньше, и того, что будет
 потом.
 4. Сочетание
 процессов эволюции и инволюции в развитии
 ребенка. Процессы инволюции закономерно
 включены в прогрессивное развитие. То,
 что сложилось на предыдущем этапе,
 отмирает или преобразуется. Например,
 ребенок, научившийся говорить, перестает
 лепетать.
 Выделяют также
 такую закономерность развития, как
 комулятивность – это результат
 развития каждой предшествующей стадии
 включается в последующую, при этом
 определенным образом трансформируясь.
- Неравномерность 
 психического развития.
 Можно выделить 2
 проявления неравномерности психического
 развития:
- Акселерация. 
- Ретардация. 
- Инфантилизм. 
 Акселерация– это ускоренное физическое и отчасти
 психическое развитие в детском и
 подростковом возрасте. Этот термин был
 предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была
 отмечена при сопоставлении антропометрических
 данных, полученных в начале 20-х годов
 XX века с данными 30-х годов XIX века, когда
 начали проводить антропометрические
 исследования детей.
 Биологи связывают
 акселерацию с физическим созреванием
 организма, психологи – с развитием
 психических функций, а педагоги – с
 духовным развитием и социализацией
 личности.
 Причины акселерации:
 общие темпы ускорения жизни, улучшение
 материальных условий, повышение качества
 питания и медицинского обслуживания,
 улучшение ухода за детьми в раннем
 возрасте, искоренение многих тяжелых
 детских недугов.
 Другие причины– радиоактивное загрязнение среды
 обитания человека, ведущее на первых
 порах к ускорению роста, а со временем,
 как показывают опыты с растениями и
 животными, к ослаблению генофонда;
 уменьшение кислорода в атмосфере, что
 влечет за собой расширение грудной
 клетки, влекущей рост всего организма.
 Вероятнее всего, акселерация обусловлена
 комплексным воздействием многих
 факторов.
 С середины 80-х г.
 акселерация во всем мире пошла на убыль,
 темпы физиологического развития
 несколько упали. Различают два вида
 акселерации – эпохальную (присуще всему
 нынешнему поколению) и внутригрупповую,
 или индивидуальную – это ускоренное
 развитие отдельных детей и подростков
 в определенных возрастных группах.
 В настоящее время
 выделяют акселерацию эпохальную и
 внутригрупповую. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического
 развития современных детей и подростков
 в сравнении с предшествующими поколениями.
 Она проявляется уже на стадии
 внутриутробного развития. У современных
 новорожденных длина тела больше на
 0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти
 различия возрастают. У современных
 детей раньше происходит становление
 репродуктивных функций. Существуют
 доказательства акселерации развития
 сердечно-сосудистой, дыхательной и
 двигательной систем. Внутригрупповая
 акселерация – ускоренное физическое
 развитие отдельных детей и подростков
 в определенных возрастных группах.Внутригрупповые акселератыхарактеризуются более высоким ростом,
 большей мышечной силой и возможностями
 дыхательной системы. У них значительно
 быстрее происходит половое созревание,
 и раньше заканчиваются процессы роста.
 Таким образом, внутригрупповая акселерация
 часто сочетается с повышением
 физиологических возможностей организма.
 Однако индивидуальная акселерация
 нередко сопровождается дисгармоническим
 развитием различных систем и функций,
 что приводит к физиологической
 дезинтеграции и снижению функциональных
 возможностей. У детей с повышенными
 темпами развития чаще наблюдаются
 эндокринные расстройства, хронический
 тонзиллит, нервные расстройства, кариес
 зубов, повышенное артериальное давление.
 После 60-70-х годов стали проявляться
 негативные явления акселерации. В первую
 очередь, диспропорциональность
 физического развития, особенно в сторону
 избыточности массы тела. Вторым негативным
 явлением акселерации является уменьшение
 жизненной емкости легких и снижение
 мышечной силы. Причиной дисгармоничности
 физического развития современных детей
 и подростков является низкая двигательная
 активность. Биологические механизмы
 акселерации пока не выяснены.
 Ретардация–
 задержка физического развития и
 формирования функциональных систем
 организма. В группе и тех, и других детей
 бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо
 учитывать при определении школьной
 готовности. Психофизиологическое
 созревание обеспечивает условия для
 возникновения и реализации психических
 функций. По морфологическим и функциональным
 показателям можно судить о процессах
 созревания и степени зрелости структур
 и функций организма на отдельных этапах
 развития каждого ребенка. При этом
 нельзя забывать, что каждому присущ
 индивидуальный темп развития.
 На современном
 этапе изучения выделяют две основные
 причины ретардации. Первая – различные
 наследственные, врожденные и приобретенные
 в постнатальном онтогенезе органические
 нарушения; вторая – различные факторы
 социального характера. Причиной
 отставания могут явиться и перенесенные
 заболевания, но они приводят к временной
 задержке роста и после выздоровления
 темпы роста становятся выше, т. е.
 генетическая программа реализуется за
 более короткий срок. Существенное
 отрицательное влияние оказывает
 социальный фактор. В меньшей степени –
 низкий материальный доход семьи и в
 большей – отрицательный эмоциональный
 микроклимат, окружающий ребенка в семье
 или в детских учреждениях. Дети,
 воспитывающиеся в условиях недостаточного
 внимания со стороны родителей и дети,
 воспитывающиеся в детских домах и
 школах-интернатах, отстают в своем
 развитии на 1,5-2 года от сверстников.
 Таким образом, ретардация, не зависимо
 от причин, ее обусловливающих, сказывается
 как на темпах физического, так и
 психического развития.
 Инфантилизм– это нарушение психического развития;
 форма задержки при прохождении стадий
 онтогенетического развития, при которой
 оказываются недоразвитыми как физические,
 так и психические функции. При этом
 сохраняется возможность полной
 компенсации психического развития в
 дальнейшем. Случаи инфантилизма могут
 быть обусловлены наследственными и
 внутриутробными факторами, инфекционными
 заболеваниями, перенесенными в раннем
 детстве, авитаминозом.
Виды инфантилизма:
 1. Физиологический
 инфантилизм– это отставание в
 физическом развитии, которое проявляется
 у некоторых людей как следствие
 охлаждения, отравления или инфицирования
 плода в период беременности, кислородного
 голодания при родах, тяжёлых заболеваний
 в первые месяцы жизни, нарушения обмена
 веществ и других факторов. У таких людей
 замедляются рост и развитие всех
 физиологических систем организма.
 2. Психологический
 инфантилизм– это детские черты
 в поведении, мышлении и эмоциональных
 реакциях, что это не соответствует
 возрастным требованиям к ребенку
 (подростку, молодому человеку, якобы
 взрослому человеку). Психический и
 психологический инфантилизм отличаются
 не внешними проявлениями, а причинами
 возникновения. Внешне они похожи. В
 отличие от психического инфантилизма,
 где эти черты следствие отставания,
 задержки в развитии психики ребенка,
 при психологическом инфантилизме
 ребенок имеет вполне здоровую и без
 отставаний психику. Такой ребенок может
 быть для своего возраста достаточно
 взрослым – может теоретически, а
 практически этого нет. Психологически
 инфантильные дети несамостоятельны и
 привыкли к тому, что другие всё решают
 за них. Взрослый человек с психологическим
 инфантилизмом – человек-ребенок.
 3. Социальный
 инфантилизм– это состояние,
 проявляющееся в разрыве между биологическим
 и социокультурным взрослением человека.
 Социальный инфантилизм вызывается
 нарушением механизмов социализации,
 под влиянием социокультурных условий.
 Он может выражаться в неприятии молодыми
 людьми новых обязанностей и обязательств,
 связанных с процессом взросления.
 Социальные причины инфантилизма.Дети
 растут правильно, когда их поддерживают
 и материнское-женское, и отцовское-мужское
 начало в воспитании. Сегодня в обществе
 явный перекос в женское начало и, как
 следствие, инфантилизм.
 Инфантилизмкак личностная незрелость (инфантильность)
 проявляется в несформированности на
 достаточном для данного конкретного
 возраста уровне эмоционально-волевой
 сферы личности. Как правило, инфантильность
 в качестве устойчивой личностной
 характеристики высоко коррелирует с
 такими личностными особенностями, как
 внешний локус контроля, завышенные
 самооценка и уровень притязаний,
 эгоцентризм, готовность при любых
 обстоятельствах атрибутировать
 ответственность за неудачу другим,
 обостренное, порой болезненное чувство
 психологической незащищенности. При
 этом основным компенсаторным механизмом
 в данном случае оказываются попытки во
 что бы то ни стало уйти от необходимости
 хотя бы более или менее адекватно
 оценивать объективную социальную
 реальность, в том числе и путем личностного
 погружения в реальность виртуальную
 (например, интернет-аддикция). Следует
 специально отметить, что инфантилизм
 может сочетаться как с нормальным
 интеллектуальным развитием, так и с
 отставанием и опережением в этой сфере.
 В этом плане личностный инфантилизм
 вполне правомерно оценивать в качестве
 своеобразного проявления гетерохронности
 собственно личностного развития
 индивида.
 Из сказанного
 ясно, что инфантилизм представляет
 собой универсальное психическое явление
 и в определенной степени присущ каждому
 человеку. Откровенно девиантные формы
 его проявления, как правило, связаны с
 тотальной фиксацией личности на таком
 виде психологической защиты как
 регрессия.
 Одна из причин
 отставания в психическом развитии
 человека – это депривация. В психологию
 термин «депривация» вошел благодаря
 английскому психологу Дж. Боулби, а
 также проработан и содержательно
 наполнен в работах его коллеги М.
 Эйнсуорт.
 Психическая
 депривация— это психическое состояние,
 возникающее в результате жизненных
 ситуаций, когда субъекту не предоставляется
 возможность для удовлетворения некоторых
 его основных (жизненных) психических
 потребностей в течение длительного
 времени.
 Проявления
 психической депривации могут охватывать
 широкий диапазон изменений личности
 от легких странностей, совершенно не
 выходящих за рамки нормальной эмоциональной
 картины, вплоть до очень грубых поражений
 развития интеллекта и характера.
 Чаще всего выделяют
 следующие формы психической депривации.
 I. Депривация
 стимульная (сенсорная): пониженное
 количество сенсорных стимулов или их
 ограниченная изменчивость.
 II. Депривация
 значений (когнитивная): слишком изменчивая
 хаотичная структура внешнего мира без
 четкого упорядочения и смысла, которая
 не дает возможности понимать, предвосхищать
 и регулировать происходящее извне.
 III. Депривация
 эмоционального отношения (эмоциональная):
 недостаточная возможность для установления
 эмоционального отношения к какому-либо
 лицу или разрыв подобной эмоциональной
 связи, если такая уже была создана.
 IV. Депривация
 идентичности (социальная): ограниченная
 возможность для усвоения самостоятельной
 социальной роли.
 Например, депривация
 потребности младенца в общении (внимание
 со стороны матери, общение с ним) приводит
 к такому явлению, как госпитализм.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
 
 