Закономерности физического и психического развития ребенка
Мухамеджанова Зифа
Основные закономерности развития ребенка как личности
Основные закономерности развития ребенка как личности.
Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.
Ранний возраст сенситивный для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.
Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. В раннем возрасте проходит два этапа развития речи:
• подготовительный (гукание, гуление, лепет)
• этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни.
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста:
• быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго;
• приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;
• эмоциональность как ведущая характеристика возраста;
• потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.
Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. ; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.
Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь
Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.
Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.
К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить:
• смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное);
• развитие произвольности познавательных процессов;
• развитие эмоций, воли;
• формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности;
• становление творческой игры как социальной школы ребенка.
Источник
Закономерности
психического развития – это те механизмы,
которые определяют, объясняют, описывают
психическое развитие, опираясь на
которые можно этим развитием управлять.
Л.С. Выготский
установил четыре основные закономерности
развития:
1. Цикличность –
психическое развитие представляет
собой чередование периодов подъема,
интенсивных изменений в психике и
периодов замедления, затухания.
Примером цикличности развития
выступает чередование возрастных
кризисов (1 года, 3 лет, 7 лет и т.д.) со
стабильными периодами развития.
2. Неравномерность
развития.Разные стороны личности, в
том числе психические функции, развиваются
неравномерно. Есть периоды, когда функция
доминирует, — это период ее наиболее
интенсивного, оптимального развития,
а остальные функции оказываются на
периферии сознания и зависят от
доминирующей функции. Каждый новый
возрастной период знаменуется перестройкой
межфункциональных связей — в центр
выдвигается другая функция, устанавливаются
новые отношения зависимости между
остальными функциями.
Первоначально, в
младенческом возрасте (до года), сознание
ребенка недифференцированно. Дифференциация
функций начинается с раннего детства.
Сначала выделяются и развиваются
основные функции, прежде всего восприятие,
затем более сложные, так что в самой
последовательности становления
функций есть свои закономерности.
Восприятие, интенсивно развиваясь,
как бы выдвигается в центр сознания и
становится доминирующим психическим
процессом.
Остальные функции
оказываются на периферии сознания,
они зависят от доминирующей. Например,
память вплетена в процесс восприятия
— ребенок до 3 лет не пытается вспомнить
что-нибудь само по себе, а в наглядной
ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает
связанные с ней события. Другие функции
как бы обслуживают восприятие, и оно
развивается в максимально благоприятных
условиях. Период, когда функция доминирует,
— это период ее наиболее интенсивного,
оптимального развития. В раннем возрасте
доминирует восприятие, в дошкольном
— память, в младшем школьном — мышление.
Ранний возраст —
период появления первоначальной
структуры сознания. Каждый новый
возрастной период связан с перестройкой
межфункциональных связей — сменой
доминирующей функции, зависимостью
от нее остальных функций, установлением
новых отношений между ними. В этой
перестройке функции дифференцируются,
не проходя через доминирующее
положение. По мере продвижения от одного
возраста к другому возрастает
сложность межфункциональных связей.
Переход от одной системы к другой
совершается иначе и сложнее, чем переход
от недифференцированного, лишенного
всякой системы сознания к первичной
системе. Перестройка старой системы
и перерастание ее в новую становится
основным путем развития психических
функций.
3. «Метаморфозы»
в детском развитии.Развитие не
сводится к количественным изменениям,
это не рост, а цепь качественных
преобразований. Психика ребенка
своеобразна на каждой возрастной
ступени, она качественно отлична от
того, что было раньше, и того, что будет
потом.
4. Сочетание
процессов эволюции и инволюции в развитии
ребенка. Процессы инволюции закономерно
включены в прогрессивное развитие. То,
что сложилось на предыдущем этапе,
отмирает или преобразуется. Например,
ребенок, научившийся говорить, перестает
лепетать.
Выделяют также
такую закономерность развития, как
комулятивность – это результат
развития каждой предшествующей стадии
включается в последующую, при этом
определенным образом трансформируясь.
Неравномерность
психического развития.
Можно выделить 2
проявления неравномерности психического
развития:
Акселерация.
Ретардация.
Инфантилизм.
Акселерация– это ускоренное физическое и отчасти
психическое развитие в детском и
подростковом возрасте. Этот термин был
предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была
отмечена при сопоставлении антропометрических
данных, полученных в начале 20-х годов
XX века с данными 30-х годов XIX века, когда
начали проводить антропометрические
исследования детей.
Биологи связывают
акселерацию с физическим созреванием
организма, психологи – с развитием
психических функций, а педагоги – с
духовным развитием и социализацией
личности.
Причины акселерации:
общие темпы ускорения жизни, улучшение
материальных условий, повышение качества
питания и медицинского обслуживания,
улучшение ухода за детьми в раннем
возрасте, искоренение многих тяжелых
детских недугов.
Другие причины– радиоактивное загрязнение среды
обитания человека, ведущее на первых
порах к ускорению роста, а со временем,
как показывают опыты с растениями и
животными, к ослаблению генофонда;
уменьшение кислорода в атмосфере, что
влечет за собой расширение грудной
клетки, влекущей рост всего организма.
Вероятнее всего, акселерация обусловлена
комплексным воздействием многих
факторов.
С середины 80-х г.
акселерация во всем мире пошла на убыль,
темпы физиологического развития
несколько упали. Различают два вида
акселерации – эпохальную (присуще всему
нынешнему поколению) и внутригрупповую,
или индивидуальную – это ускоренное
развитие отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.
В настоящее время
выделяют акселерацию эпохальную и
внутригрупповую. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического
развития современных детей и подростков
в сравнении с предшествующими поколениями.
Она проявляется уже на стадии
внутриутробного развития. У современных
новорожденных длина тела больше на
0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти
различия возрастают. У современных
детей раньше происходит становление
репродуктивных функций. Существуют
доказательства акселерации развития
сердечно-сосудистой, дыхательной и
двигательной систем. Внутригрупповая
акселерация – ускоренное физическое
развитие отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.Внутригрупповые акселератыхарактеризуются более высоким ростом,
большей мышечной силой и возможностями
дыхательной системы. У них значительно
быстрее происходит половое созревание,
и раньше заканчиваются процессы роста.
Таким образом, внутригрупповая акселерация
часто сочетается с повышением
физиологических возможностей организма.
Однако индивидуальная акселерация
нередко сопровождается дисгармоническим
развитием различных систем и функций,
что приводит к физиологической
дезинтеграции и снижению функциональных
возможностей. У детей с повышенными
темпами развития чаще наблюдаются
эндокринные расстройства, хронический
тонзиллит, нервные расстройства, кариес
зубов, повышенное артериальное давление.
После 60-70-х годов стали проявляться
негативные явления акселерации. В первую
очередь, диспропорциональность
физического развития, особенно в сторону
избыточности массы тела. Вторым негативным
явлением акселерации является уменьшение
жизненной емкости легких и снижение
мышечной силы. Причиной дисгармоничности
физического развития современных детей
и подростков является низкая двигательная
активность. Биологические механизмы
акселерации пока не выяснены.
Ретардация–
задержка физического развития и
формирования функциональных систем
организма. В группе и тех, и других детей
бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо
учитывать при определении школьной
готовности. Психофизиологическое
созревание обеспечивает условия для
возникновения и реализации психических
функций. По морфологическим и функциональным
показателям можно судить о процессах
созревания и степени зрелости структур
и функций организма на отдельных этапах
развития каждого ребенка. При этом
нельзя забывать, что каждому присущ
индивидуальный темп развития.
На современном
этапе изучения выделяют две основные
причины ретардации. Первая – различные
наследственные, врожденные и приобретенные
в постнатальном онтогенезе органические
нарушения; вторая – различные факторы
социального характера. Причиной
отставания могут явиться и перенесенные
заболевания, но они приводят к временной
задержке роста и после выздоровления
темпы роста становятся выше, т. е.
генетическая программа реализуется за
более короткий срок. Существенное
отрицательное влияние оказывает
социальный фактор. В меньшей степени –
низкий материальный доход семьи и в
большей – отрицательный эмоциональный
микроклимат, окружающий ребенка в семье
или в детских учреждениях. Дети,
воспитывающиеся в условиях недостаточного
внимания со стороны родителей и дети,
воспитывающиеся в детских домах и
школах-интернатах, отстают в своем
развитии на 1,5-2 года от сверстников.
Таким образом, ретардация, не зависимо
от причин, ее обусловливающих, сказывается
как на темпах физического, так и
психического развития.
Инфантилизм– это нарушение психического развития;
форма задержки при прохождении стадий
онтогенетического развития, при которой
оказываются недоразвитыми как физические,
так и психические функции. При этом
сохраняется возможность полной
компенсации психического развития в
дальнейшем. Случаи инфантилизма могут
быть обусловлены наследственными и
внутриутробными факторами, инфекционными
заболеваниями, перенесенными в раннем
детстве, авитаминозом.
Виды инфантилизма:
1. Физиологический
инфантилизм– это отставание в
физическом развитии, которое проявляется
у некоторых людей как следствие
охлаждения, отравления или инфицирования
плода в период беременности, кислородного
голодания при родах, тяжёлых заболеваний
в первые месяцы жизни, нарушения обмена
веществ и других факторов. У таких людей
замедляются рост и развитие всех
физиологических систем организма.
2. Психологический
инфантилизм– это детские черты
в поведении, мышлении и эмоциональных
реакциях, что это не соответствует
возрастным требованиям к ребенку
(подростку, молодому человеку, якобы
взрослому человеку). Психический и
психологический инфантилизм отличаются
не внешними проявлениями, а причинами
возникновения. Внешне они похожи. В
отличие от психического инфантилизма,
где эти черты следствие отставания,
задержки в развитии психики ребенка,
при психологическом инфантилизме
ребенок имеет вполне здоровую и без
отставаний психику. Такой ребенок может
быть для своего возраста достаточно
взрослым – может теоретически, а
практически этого нет. Психологически
инфантильные дети несамостоятельны и
привыкли к тому, что другие всё решают
за них. Взрослый человек с психологическим
инфантилизмом – человек-ребенок.
3. Социальный
инфантилизм– это состояние,
проявляющееся в разрыве между биологическим
и социокультурным взрослением человека.
Социальный инфантилизм вызывается
нарушением механизмов социализации,
под влиянием социокультурных условий.
Он может выражаться в неприятии молодыми
людьми новых обязанностей и обязательств,
связанных с процессом взросления.
Социальные причины инфантилизма.Дети
растут правильно, когда их поддерживают
и материнское-женское, и отцовское-мужское
начало в воспитании. Сегодня в обществе
явный перекос в женское начало и, как
следствие, инфантилизм.
Инфантилизмкак личностная незрелость (инфантильность)
проявляется в несформированности на
достаточном для данного конкретного
возраста уровне эмоционально-волевой
сферы личности. Как правило, инфантильность
в качестве устойчивой личностной
характеристики высоко коррелирует с
такими личностными особенностями, как
внешний локус контроля, завышенные
самооценка и уровень притязаний,
эгоцентризм, готовность при любых
обстоятельствах атрибутировать
ответственность за неудачу другим,
обостренное, порой болезненное чувство
психологической незащищенности. При
этом основным компенсаторным механизмом
в данном случае оказываются попытки во
что бы то ни стало уйти от необходимости
хотя бы более или менее адекватно
оценивать объективную социальную
реальность, в том числе и путем личностного
погружения в реальность виртуальную
(например, интернет-аддикция). Следует
специально отметить, что инфантилизм
может сочетаться как с нормальным
интеллектуальным развитием, так и с
отставанием и опережением в этой сфере.
В этом плане личностный инфантилизм
вполне правомерно оценивать в качестве
своеобразного проявления гетерохронности
собственно личностного развития
индивида.
Из сказанного
ясно, что инфантилизм представляет
собой универсальное психическое явление
и в определенной степени присущ каждому
человеку. Откровенно девиантные формы
его проявления, как правило, связаны с
тотальной фиксацией личности на таком
виде психологической защиты как
регрессия.
Одна из причин
отставания в психическом развитии
человека – это депривация. В психологию
термин «депривация» вошел благодаря
английскому психологу Дж. Боулби, а
также проработан и содержательно
наполнен в работах его коллеги М.
Эйнсуорт.
Психическая
депривация— это психическое состояние,
возникающее в результате жизненных
ситуаций, когда субъекту не предоставляется
возможность для удовлетворения некоторых
его основных (жизненных) психических
потребностей в течение длительного
времени.
Проявления
психической депривации могут охватывать
широкий диапазон изменений личности
от легких странностей, совершенно не
выходящих за рамки нормальной эмоциональной
картины, вплоть до очень грубых поражений
развития интеллекта и характера.
Чаще всего выделяют
следующие формы психической депривации.
I. Депривация
стимульная (сенсорная): пониженное
количество сенсорных стимулов или их
ограниченная изменчивость.
II. Депривация
значений (когнитивная): слишком изменчивая
хаотичная структура внешнего мира без
четкого упорядочения и смысла, которая
не дает возможности понимать, предвосхищать
и регулировать происходящее извне.
III. Депривация
эмоционального отношения (эмоциональная):
недостаточная возможность для установления
эмоционального отношения к какому-либо
лицу или разрыв подобной эмоциональной
связи, если такая уже была создана.
IV. Депривация
идентичности (социальная): ограниченная
возможность для усвоения самостоятельной
социальной роли.
Например, депривация
потребности младенца в общении (внимание
со стороны матери, общение с ним) приводит
к такому явлению, как госпитализм.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник